Оглавление:
Одним из важнейших положений Коменского, на котором основаны многие положения его педагогики, является принцип естественной адекватности.
Это общенаучный принцип рационального познания, сформировавшийся в научном сознании в процессе изучения природного мира. В интерпретации Коменского принцип природосообразного образования имеет много значений, поскольку требует учета универсальных законов природы, законов человеческой природы и естественных законов самого образования.
Широкое смысловое поле создается на основе знаний из многих наук (в «Великой дидактике» это философские, психологические, педагогические знания), интегрированных идеей рационального научного обоснования педагогического процесса. Чтобы понять природу этого процесса, теоретик начал с научных идей своего времени. Общая черта природы — целенаправленность, спонтанное движение любой «вещи» к своей цели, потенциальная возможность стать тем, чем она должна быть.
В искусстве воспитания это означает — развивать то, что у человека есть «в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не хочет идти, следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в поступках». Исходя из тезиса, что зародыш интеллекта, нравственности и благочестия, а также стремление к развитию от природы присущи всем людям, Коменский определил роль образования «как легчайшее стимулирование и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития ученика.
Это относится не только к имманентности этого процесса, но и к сознательному саморазвитию: педагогический процесс направлен на личность ученика и становление в нем чувства достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своей ответственности, к педагогическому труду. В то же время, как уже говорилось, природосообразное воспитание — это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей.
На основе принципа натурализации Ян Коменский создал грандиозный проект воспитания человека от рождения до двадцати четырех лет. Коменский объяснял его универсальность (научную обоснованность) тем, что педагогический процесс соответствует человеческой природе и «земному предназначению» человека. В основе проекта лежала идея «обучения всему для всех» — рациональная организация «массовой школы».
Привлекая принцип естественного порядка, Коменский представил период развития человека в виде четырех этапов по шесть лет каждый и определил задачи для каждого этапа.
Он основывает это деление на возрастных характеристиках: Детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с его исполнительными органами — речью и рукой; юность, в дополнение к вышеперечисленным характеристикам, характеризуется более высоким уровнем мышления; мужественность — развитием воли и способностью поддерживать гармонию.
Для каждого из этих возрастов Коменский выделяет особый уровень образования, основанный на характерных возрастных особенностях (характер ребенка).
Для детей до шести лет он предлагает создать материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное образование под руководством матери. Для подростков он предлагает открыть шестилетнюю школу родного языка в каждом приходе, деревне или городе. Для подростков в каждом городе должна быть латинская школа. Для зрелых молодых людей в каждом штате или крупном регионе должна быть академия.
С точки зрения содержания образования, этот принцип последовательного изучения наук был облечен в идею «пансофии» (универсальной мудрости). Каждый возраст способен усвоить пансофические знания на своем уровне возможностей, и на этой основе Коменский определяет примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на этой основе создает учебники.
Конечно, говорит Коменский, не все склонны и способны преодолеть пансофию, тем более что академия подразумевает специализацию в той профессии, к которой «предназначила природа». Первые два шага, однако, являются минимально необходимыми для каждого, чтобы в детстве были заложены основы для разумной, нравственной и благочестивой жизни.
Идея родной школы Коменского постоянно обращается к природе развития ребенка. Идея школы родного языка основана на естественном развитии ребенка и аргументах Коменского в пользу необходимости школы родного языка.
Столь же естественным и необходимым, по мнению Коменского, в латинской школе является наличие «этического учения», в котором рассматривается «сам человек с действиями его свободной воли как хозяин вещей», а также изучение «основного предмета истории», знание которого «подобно освещению всей жизни», истории наук, истории изобретений, истории нравов, истории религиозной практики различных народов, всеобщей истории (но прежде всего истории родного края).
Коменский дополняет «Семь свободных искусств», эти традиционные предметы средневековой школы, основами наук нового времени. Все содержание общего образования направлено на человека — его целостное восприятие мира, гармонию его стремлений и способностей «знать, уметь, действовать, говорить».
Процессуальный аспект образования выражается в поиске Коменским «естественного (природосообразного) метода», ориентированного на целостную личность ученика, мотивационную сферу, многогранную работу интеллекта, «живое знание» вместо традиционного «книжного обучения», которое ученик усваивал путем запоминания и волевого усилия.
Гуманизм и нравственное воспитание в произведениях Яна Коменского
Интеллектуальный мир энциклопедически образованного Коменского представляет собой сложный своеобразный «сплав» взглядов античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного гуманитарного и научного знания.
Задачей любого христианского государства, утверждал Коменский, должно быть «общее образование молодежи». Главное для него избежать «соблазна» исторических условий времени: свести человека к его классовому образу, к орудию национальных, государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитание — подготовить человека к выполнению его классовых ролей, социальных функций.
Коменский основал демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общего образования, которая уже более века была и остается «руководящим принципом» в защите общего образования как неотъемлемого права каждого человека.
В концепции Коменского человек помещен в «микрокосм», наделен властью над вещами и несет ответственность за свою деятельность в «микрокосме». Практическая деятельность человека в той или иной сфере общественной жизни — это «искусство», а путь к искусству — «научное образование», которое дает знания об окружающем мире природы, общества, о делах и поступках человеческого общества.
Сам человек — это сложный мир, «микрокосм». Его внутренняя жизнь — это борьба добрых и злых начал, добродетели и порока, в которой проявляются желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар — свободную волю — на то, что является истинно человеческим: Разум, нравственность, добродетели — цели и задачи нравственного воспитания.
Духовная пища человека находится в его внутреннем самосовершенствовании и в его деятельности в мире — в его стремлении «жить точно перед глазами Бога», «ходить перед Богом», «исполнять свое предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной».
Христианский антропологический образ человека, как основополагающий в педагогической системе Коменского, определил гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определяется на основе признания самоценности человека, антропоцентрична; в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.
Педагогическая система Коменского — это «строгая» педагогика, она предполагает отношение к ученику как к сознательной, активной личности, ответственной в своих мыслях и поступках, утверждает идею педагогической деятельности как самого сложного из всех искусств развития человеческого в человеке. Педагогическая система Коменского оптимистична, проникнута светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного «человеческого сообщества», союза «возвышенных, мужественных, великодушных людей».
В иерархии образовательных задач Коменский связывал высшие уровни с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Весь образовательный процесс пронизан ценностным отношением к знаниям.
На каждой возрастной ступени вводятся этические и теологические понятия и правила поведения, цель которых — оживить внутреннюю жизнь ученика, формируя ценные отношения с людьми, с самим собой. В системе ценностей, необходимых для гуманного человека, Коменский особо выделял «кардинальные добродетели», которые происходят из христианской этики Средневековья и уходят корнями в философию Платона: мудрость, воздержание, мужество, справедливость.
В искусстве развития и возвышения человеческой духовности Коменский стремился к формированию нравственности и благочестия — непрерывной духовной жизни и практической деятельности человека: «Добродетель познается постоянной практикой честности».
Внутренний мир
Таким образом, «шестнадцать правил искусства для развития нравственности» можно рассматривать как построение индивидом своего внутреннего мира. Педагог уделяет особое внимание воспитанию самодисциплины (сдерживание своих порывов, сдерживание нетерпения, гнева и т.д.) и моральных устремлений (справедливость к другим, готовность уступать, служить, приносить пользу как можно большему числу людей и т.д.). Средствами для достижения этой цели являются наставления, «примеры достойной жизни», упражнения и, прежде всего, организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности, деятельности достаточно продолжительной, чтобы заложить привычку к труду, полезным занятиям, чтобы противостоять лени, праздности и праздности.
Фондом нравственной мудрости и благочестия для педагога и для образованных людей являются труды и размышления великих людей. «Почему и как следует избегать зависти? Каким оружием должно быть защищено сердце от печалей и всех человеческих несчастий? Как можно сдержать радость? Как сдерживать гнев и усмирять преступную любовь?» — Этим списком вопросов Коменский ориентировал учителя на стимулирование интенсивной, нравственно ориентированной, сознательной внутренней жизни учеников, в которой он пытается преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной силе негативных чувств и импульсов, чтобы сохранить душевное равновесие.
В то же время четко очерчены и «представлены» требования к человеку как духовному и нравственному существу. Для гуманиста Коменского это отнюдь не проявление авторитаризма, насилия над личностью. В его антрополого-педагогической концепции право свободного выбора между добром и злом всегда остается за человеком, «образом Божьим». В то же время образование призвано максимально способствовать определению нравственной позиции, «защищать молодежь от всех причин нравственной испорченности» и учить ее «преодолевать себя».
В этом контексте в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость», также преобладают установки на самодисциплину, такую строгость, которая бы пользовалась расположением и превращалась в любовь, и особенно создание в школе атмосферы «искренности и открытости», «господство рвения и внимания как учеников, так и учениц», «любовь и радостная веселость», когда не нужно будет ничего делать против своей воли, по принуждению, а все будет даваться самостоятельно и добровольно, когда ученики будут любить и уважать своих учителей, «охотно позволять вести себя, куда следует».. и сами стремились бы к тому же».
В целом, педагогическую систему Коменского можно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, которая направлена на ценностно-ориентированное и целостное развитие природных сил и способностей растущего человека.
Цель реализуется в организации жизнедеятельности учащихся в нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей многосторонней развивающей среде: в системе разнообразных видов деятельности, соответствующих естественному развитию сил и способностей в человеке, в системе гуманных отношений между учащимися, отношений между педагогами и учащимися как субъектами педагогического процесса, в растущей субъектности учащихся, превращающих цель и задачи педагогического процесса в свои собственные цели и задачи.
Результатом педагогического процесса является достигнутый уровень индивидуального личностного развития ученика, включая уверенность в себе, самоопределение, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию. Свобода развития личности учащегося обеспечивается равными возможностями для саморазвития и «ненасильственным» воспитательным воздействием. Эта модель четко прослеживается в образцовых, высокоэффективных образовательных системах прошлого и органично вписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.
Дидактические принципы Яна Коменского
В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения. В дидактическом учении Коменского вопрос об общих принципах обучения, дидактических принципах, занимает самое важное место.
Впервые в истории дидактики Коменский не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но и раскрыл природу этих принципов:
- принцип сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип постепенности и систематичности познания;
- Принцип практики и постоянного овладения знаниями и навыками.
Принцип сознания и деятельности.
Этот принцип подразумевает такой тип обучения, при котором учащиеся усваивают знания и навыки не пассивно, путем заучивания и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно. Там, где отсутствует сознание, обучение носит догматический характер, а в знаниях преобладает формализм.
Коменский разоблачил догматизм, господствовавший на протяжении веков, и показал, как схоластическая школа убивала в молодых людях всякую творческую способность и закрывала им путь к прогрессу.
Коменский считает, что главным условием успешного обучения является постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно учить молодых людей — это не значит вбивать в их головы смесь слов, фраз, изречений, мнений, собранных авторами, но это значит раскрыть способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, как из живого источника, текли ручьи (знаний)».
Коменский также считает главной характеристикой сознательного знания не только понимание, но и применение знаний на практике: «Вы облегчите ученику обучение, если во всем, чему вы его учите, покажете ему, как это ежедневно используется в обществе.
Коменский дает ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым важным из них является требование: «При обучении молодежи все должно быть сделано как можно яснее, чтобы не только обучающий, но и ученик без труда понимал, где он находится и что делает.
Сознание в обучении неотделимо от активности обучающегося, от его творчества. Коменский писал: «Ни одна акушерка не может произвести на свет плод, если нет живого и энергичного движения и усилия самого плода». Исходя из этого, Коменский считал бездеятельность и лень ученика одним из главных врагов обучения. В своей работе «Об изгнании лени из школ» Коменский раскрывает причины лени и дает несколько советов, как с ней бороться.
Коменский считал, что «праздность — это нелюбовь к работе в сочетании с ленью».
По словам Коменского, лень студентов проявляется в том, что они «не думают о том, как приобрести свет истинного и полного просвещения, и тем более не берут на себя труд, необходимый для достижения такого просвещения». Согласно Коменскому, лень должна быть изгнана через труд.
Воспитание к деятельности и самостоятельности в обучении Коменский считал самой важной задачей: «Необходимо, чтобы все делалось по теории, практике и применению, и чтобы каждый ученик изучил себя, свои собственные чувства, попробовал все сказать и сделать и начал все применять». В своих учениках я всегда развиваю независимость в наблюдении, в речи, в практике и в применении как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели и, в конечном счете, блаженства.
Принцип наглядности
Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, приобретение учащимися знаний через непосредственное наблюдение предметов и явлений, через их чувственное восприятие. Коменский считал наглядность золотым правилом обучения.
Использование визуализации в процессе обучения рассматривалось в то время, когда письменности и школы как таковой не существовало. Он был довольно широко распространен в школах старых стран. В Средние века, в эпоху схоластики и догматизма, от идеи наглядности отказались, и она больше не использовалась в образовательной практике. Коменский был первым, кто ввел использование визуализации в качестве общего педагогического принципа.
Ядром учения Коменского о видимости является основная предпосылка: «В уме не может быть ничего, что не было бы сначала дано в ощущениях».
Коменский определил видимость и ее значение следующим образом:
- «Если мы хотим привить ученикам истинное и прочное знание вещей в целом, мы должны обучать всему на основе личного наблюдения и чувственных доказательств».
- «Поэтому школы должны сделать все доступным для собственных чувств учеников, чтобы они сами могли видеть, слышать, осязать, обонять, пробовать на вкус все, что они могут и должны видеть, тем самым они освободят человеческую природу от бесконечных помрачений и галлюцинаций…».
- То, что должно быть известно о вещах, должно преподаваться «посредством самих вещей, то есть, насколько это возможно, сами вещи или образы, которые их заменяют, должны быть показаны, чтобы их можно было увидеть, потрогать, услышать, понюхать и т.д.».
- «Тот, кто однажды сам внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, поймет и запомнит все более правильно, чем если бы он читал самые подробные объяснения, не увидев все человеческими глазами.»
То есть Коменский рассматривал наглядность не только как принцип преподавания, но и как фактор, способствующий обучению. Для обеспечения наглядности Коменский счел необходимым использовать:
- реальные объекты и их непосредственное наблюдение;
- если это невозможно, модели и копию статьи;
- Изображения как представление предмета или явления.
Обучающий эффект любого наблюдения зависит от того, насколько учитель сумел донести до ученика, что и почему он должен наблюдать, а также от того, насколько ему удалось привлечь и удержать его внимание на протяжении всего процесса обучения.
Принцип постепенности и систематичности знаний.
Последовательное изучение основ наук и систематизацию знаний Коменский считал обязательным принципом обучения. Этот принцип требует от студентов овладения систематизированными знаниями в определенном логическом и методологическом порядке.
Последовательность и систематичность касаются, прежде всего, следующих вопросов: как распределить материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в каком порядке его выстраивать; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы сделать между различными этапами обучения и т.д.
Так какое же содержание Коменский вкладывает в свою позицию — «учиться нужно последовательно»?
Первое утверждение Коменского заключается в том, что в обучении со временем должен быть точный порядок, потому что «порядок — душа всего».
Второе требование касается соответствия преподавания знаниям учащихся и того, что «все обучение должно быть тщательно разделено на классы».
Третье требование — «все должно быть изучено по порядку от начала до конца».
Четвертое требование — «поддерживать все доводы разума» — означает учить всему, указывая на причины, то есть не только показывать, как что-то происходит, но и показывать, почему не может быть иначе. Ибо знать что-то — значит называть вещь в причинно-следственной связи».
Коменского формулирует набор конкретных руководящих принципов и дидактических правил для реализации этих требований.
Уоки должны быть распределены таким образом, чтобы для каждого года, месяца, дня и урока существовали конкретные цели обучения, которые должны быть заранее продуманы учителем и понятны ученикам.
Эти задания должны соответствовать возрасту, а точнее, соответствовать задачам каждого класса.
Предмет следует преподавать до тех пор, пока учащиеся не освоят его от начала до конца.
«Все уроки должны быть распределены так, чтобы новый материал всегда опирался на предыдущий и подкреплялся последующим».
Обучение должно идти «от более общего к более конкретному», «от более легкого к более трудному», «от известного к неизвестному», «от более близкого к более далекому» и т.д.
«Этот порядок, — говорит Коменский, — должен соблюдаться везде; везде разум должен переходить от исторического знания вещей к рациональному пониманию, затем к использованию каждой вещи. Таким образом, просветление ума ведет к своей цели, подобно машине с собственным движением».
Принцип практики и прочного овладения знаниями и навыками
Систематические упражнения и повторения являются показателями полноты знаний и навыков.
Во времена Коменского школы отличались формализмом и заучиванием. Коменский придал новое содержание понятиям упражнения и повторения, он поставил перед ними новую задачу — глубокое усвоение знаний на основе сознания и активности учащихся. Упражнения, по его мнению, должны служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному приобретению и применению в практической деятельности.
Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: «Упражнениями памяти следует заниматься постоянно». Но в то же время Коменский выступает против механического заучивания в пользу логического, указывая: «Только то, что хорошо понято и основательно закреплено памятью, основательно поступает в ум».
Коменский также требует большого внимания к физическому воспитанию студентов.
Поскольку Коменский придает большое значение практике и повторению, он устанавливает ряд рекомендаций и правил для реализации этого принципа в классе:
«Обучение не может быть доведено до совершенства без наиболее частых и особенно умело поставленных повторений и упражнений».
В одной и той же школе должен быть «одинаковый порядок и метод во всех упражнениях».
«Ничто нельзя заставить запомнить, кроме того, что хорошо усвоено».
На каждом уроке, после объяснения материала, учитель должен «попросить встать одного из учеников, который должен повторить все сказанное учителем в том же порядке, как если бы он уже был учителем остальных, объясняя правила на тех же примерах». Если он/она совершает ошибку, его/ее следует поправить. Затем он/она должен попросить другого человека встать и сделать то же самое…».
По мнению Коменского, такая работа принесет особую пользу, поскольку:
- «I. Внимание учителя всегда привлекают к себе ученики».
- «II. Учитель будет более уверен, что все, что он говорит, было правильно понято всеми. Если его недостаточно понимают, он может сразу же исправить ошибки.
- «III. Когда одно и то же повторяется так часто, даже самый отсталый человек понимает достаточно того, что было изложено, чтобы не отставать от других».
- «IV. Благодаря такому многократному повторению все ученики усвоят этот урок лучше, чем при самом длительном домашнем исправлении».
- «V. Если таким образом ученику постоянно позволять выполнять, как бы, обязанности учителя, то в его ум вселится определенная бодрость и энтузиазм к этим урокам, и выработается смелость говорить с живостью на любую высокую тему перед собранием людей, и это будет особенно полезно в жизни.»
Коменский разработал такие требования по принципу обучения и повторения:
- «Правила должны поддерживать и усиливать практику».
- «Студенты должны делать не то, что им нравится, а то, что им велят законы и учителя.
- «Упражнения для ума происходят на специальных уроках, которые проводятся по нашей методике.
- «Каждое задание сначала иллюстрируется и объясняется, а учащиеся должны показать, поняли ли они его и как. Также полезно проводить ревизию в конце недели.
Из этих правил видно, что Коменский полностью подчинил практику и повторение задаче сознательного и устойчивого усвоения знаний учениками. С этой точки зрения, многие из предложенных им правил до сих пор сохраняют свое теоретическое и практическое значение.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Взаимосвязь прокрастинациии психических состояний у психологов экстремального профиля — Работа психолога на месте экстремальной ситуации
- Краткосрочная психотерапия
- Психология кризисных состояний
- Душа – целесообразная основа человека
- Проблема референтной группы в социальной психологии
- Левши и правши. Особенности психического склада и строения мозга
- Психологический портрет преступника
- Психологические особенности страхов дошкольников
- Взаимосвязь агрессивного поведения и самооценки у подростков — Психология агрессии: типы, компоненты, основные теоретические подходы
- Активность наблюдения — Специфика метода активного наблюдения в психологии