Оглавление:
Коменский возложил на школу задачу общего образования молодежи, которая должна была превратиться из «тюрьмы для умов» в «мастерскую человечества».
В своем самом известном педагогическом труде, «Великой дидактике», Коменский первым в истории педагогики предложил стройную школьную систему, обосновав ее разработанной им возрастной периодизацией: от рождения до зрелости, по Коменскому, до 24 лет.
Первым этапом обучения детей от рождения до 6 лет должна быть так называемая материнская школа — обучение в семье под руководством матери. Коменский видел главную задачу воспитания детей этого возраста в развитии органов чувств, обогащении воображения об окружающей жизни, развитии языка и начальных ручных навыков.
Дети всегда стремятся что-то делать, ведь их живую кровь нельзя оставить в покое. Это очень полезно, и поэтому этому не только не следует препятствовать, но и нужно принять меры, чтобы им всегда было чем заняться.
При Материнской школе Коменского действует школа родного языка для всех мальчиков и девочек, независимо от уровня образования, в возрасте от 6 до 12 лет.
В отличие от всех других школ, эта школа должна была давать ученикам широкий спектр реальных знаний — достаточно систематизированные сведения по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству, знакомить их с различными ремеслами и, конечно же, давать религиозное образование на основе чтения текстов Священного Писания, переведенных на простонародный язык.
Третья ступень школьного образования, по Коменскому, — гимназия или латинская школа, которая должна быть в каждом городе и предназначена для юношей 12-18 лет, проявивших склонность к изучению наук в своей домашней школе. Здесь, помимо латыни, языка науки, большое место отводится изучению реальных предметов — математики, физики, естествознания, истории, этики, новые языки появляются как самостоятельные предметы. Только после этого, как завершение всего среднего образования, следует изучать риторику и диалектику.
Последним элементом системы Коменского были академии — высшие учебные заведения для молодых людей в возрасте от восемнадцати до двадцати четырех лет, проявивших особые таланты. Внешне академии, которые должны были открываться в каждой стране или провинции, напоминают университеты XII века с регулярными факультетами, но здесь Коменский имел в виду передать студентам пансофические знания, все обобщенные достижения науки.
Я.А. Коменский решительно отстаивал гуманистическую программу школьной работы. Он стремился превратить школу из места «бессмысленного заучивания», телесных наказаний, угнетения детей в храм разумного, радостного воспитания и обучения. Коменский видел школу наполненной красотой, любовью и вниманием к детям. Идеальная школа должна стать «лабораторией» для воспитания гуманистических людей, подготовленных к эффективной деятельности на «поле труда». Эта школа рассматривалась Коменским как учреждение непрерывного интеллектуального труда учеников, соревнования умов и талантов, борьбы за искоренение нравственных пороков. Разумно организованное образование, считал Коменский, требует от наставника и ученика напрягаться до предела своих возможностей.
Дидактические принципы
Коменский является создателем новой дидактики, сохранившей свое значение до наших дней, которая возникла на основе принципов, сформулированных им самим.
Прежде всего, следует сказать, что именно образование делает мужчину мужчиной. Это положение не содержит конкретного материала, которым должен вооружиться учитель, но часто учитель, погруженный в свой предмет, забывает, что школа должна воспитывать всего человека, независимо от того, богат он или беден. Это положение важно учитывать еще и потому, что обычно человек, его призвание и судьба часто остаются за рамками принципов дидактики.
Каковы принципы дидактики по Коменскому? Первый принцип можно сформулировать следующим образом:
- В основе обучения должен лежать порядок, заимствованный у природы.
- Этот принцип содержит два основных положения:
- необходимость соблюдения строгого порядка в обучении;
- должны копировать этот порядок у природы.
Принцип естественности направлен на то, чтобы сделать процесс обучения более живым и естественным, более простым и плодотворным. Этот принцип имел огромное прогрессивное значение в борьбе со старыми методами обучения, которые требовали огромных усилий для усвоения материала. Обучение должно строиться на основе перехода от более легкого к более трудному, от близкого и знакомого к далекому и неизвестному, от общего к частному, от простого к сложному. Очень важно соблюдать строгую постепенность, последовательность и преемственность в изложении предмета в процессе обучения, «чтобы предыдущее прокладывало путь к последующему».
Для Коменского обучение — это процесс органического развития внутренних сил природы, глубокого понимания, осмысления явлений, их тщательного объяснения, а затем закрепления, выражения в речи и применения на практике.
Обучение, как и природа, должно находиться в постоянном движении вперед, чтобы продолжать, совершенствовать то, что было начато ранее. Этот принцип тесно связан с предыдущим. В ней получила дальнейшее развитие идея о том, что процесс обучения — это процесс внутреннего органического роста. Он изобретает нечто целое. В нем все проистекает из общего корня, и все находится на своем месте.
Содержание и форма должны находиться в определенных отношениях друг с другом. Природа «заранее готовит материал, а затем придает ему форму…». Из этого следует набор правил обучения: необходимо раньше изучать объекты (материал), а затем языки (форму), раньше изучать примеры, а затем грамматические правила.
Обучение должно начаться незамедлительно.
Один и тот же ученик должен изучать один и тот же предмет только у одного и того же учителя (иначе им придется преодолевать разные формы).
Преподавать без вариаций методов.
Преподавание должно быть комплексным. Учить надо так, чтобы в дальнейшем в жизни человек не встречал таких явлений, предметов, о которых он не мог бы применить «скромно разумно и без вредных ошибок с несомненной пользой для себя». Обучение, таким образом, должно быть связано с жизнью. Знания, которые человек приобретает в школе, помогают ему ориентироваться в обычных, повседневных явлениях жизни.
Образование должно развиваться так, чтобы «природные таланты совершенствовались, языки улучшались, а мораль облагораживалась». Коменский придавал особое значение связи между интеллектуальным и нравственным воспитанием: «Тот, кто преуспевает в науках, но не достигает успеха в нравственности, скорее всего, не достигнет успеха, чем преуспеет.
Всему нужно учить через непосредственное восприятие чувств и из жизни. Коменский утверждал, что учить нужно не только «из жизни», но и для жизни («Мы входим в жизнь не только как наблюдатели, но и как исполнители»). Первичным источником знаний является сама жизнь, сами объекты. Коменский вывел принцип наглядности, который является «золотым правилом» для учителей. Чем больше знания основаны на ощущениях, тем они надежнее. Наглядность позволяет школе быть реальной, учит учеников понимать реальность и исследовать ее самостоятельно.
Когда студентам снова и снова показывают, для чего в повседневной жизни используется то, что они выучили, они полностью убеждаются в своих знаниях и получают мотивацию к действию.
Однако наблюдений и чувственных свидетельств недостаточно для получения осмысленного, полноценного знания. По-прежнему существует потребность в «воплощении разума в действие». По этой причине следующий принцип Коменского таков:
Ничему не следует учить на основе авторитета, но все должно основываться на доказательствах чувства и разума. Учение должно быть подкреплено и обосновано разумными аргументами, не оставляя места для сомнений или возможности забыть. Оно должно сопровождаться развитием мышления, навыков обнаружения, а также развитием самостоятельного доступа учащихся к приобретаемым знаниям, чтобы они «не смотрели чужими глазами, не думали чужими мыслями». Студенты должны уметь выражать свои знания на правильном языке и свободно применять их в жизни.
Формы и методы обучения
Коменский тщательно изучил и обобщил все положительное, что было достигнуто его предшественниками и современниками в области методики преподавания. Его работа пестрит именами тех мыслителей, которые высказали какую-то интересную идею об организации, методах или условиях обучения. Все его определения основаны на многовековом эмпирическом опыте воспитания детей и молодежи.
Коменский был глубоко убежден, что в области обучения и воспитания в принципе существуют естественные законы и что методы школьной работы должны учитывать эти законы, то есть быть естественными. Именно поэтому Коменский в своих «Законах хорошо организованной школы» для школы в Чарош-Патоке писал: «Нам нужен надежный метод в обучении, чтобы воспитатель молодых людей, следуя его предписаниям, мог быстро и изящно привести их души к мудрости, красноречию, искусствам, добродетели и благочестию».
Пусть вечным законом метода будет: учить и учиться всему на примере, наставлении и применении или подражании.
Примером может служить уже существующий мотив, который мы показываем. Инструктаж — это разговор об объекте, объяснение того, как он появился или появится. Применение или имитация — это попытка делать похожие вещи….
Этот истинно практический метод (обучение всему через личное наблюдение, личное чтение, личный опыт) должен применяться повсеместно, чтобы студенты учились подниматься до уровня учителей.
Метод преподавания Коменского, совершенно противоположный методам школьного обучения, должен не отбить у детей желание учиться, а пробудить в них радость, сделать приобретение знаний приятным занятием и вести их к вершинам науки «без труда, без скуки, без крика и побоев, а как бы играя и шутя». Эту позицию Коменского, конечно, не стоит воспринимать буквально: он ожидал от учеников систематической работы на уроках и систематического выполнения домашних заданий. Однако вся работа, выполняемая учениками, должна была соответствовать их уровню развития и природным интересам, и направлена на познание окружающего мира. Если содержание и методы обучения соответствуют способностям детей и их любознательности, то вся педагогическая работа воспринимается детьми с радостью и искренним удовольствием.
В целом, метод обучения, предложенный Коменским, характеризуется рядом особенностей, которые сам педагог раскрывает в большом количестве правил и принципов, особенно в большой дидактике. В целом, все эти особенности можно свести к следующему.
Во-первых, поскольку в школе мы должны учить самим вещам, а не словам, которые их обозначают, Коменский требует, чтобы учителя начинали преподавание «не со словесного толкования вещей, а с реального наблюдения за ними». И только после того, как человек познакомился с самой вещью, следует обсуждать ее, чтобы прояснить вопрос более полно». Эта мысль Коменского повторяется снова и снова в различных формах и подытоживается в его знаменитом «Золотом правиле».
Главным источником знаний является сама жизнь, сами субъекты. Коменский вводит «Золотое правило» для учителей. Чем больше знания основаны на ощущениях, тем они достовернее. Наглядность позволяет сделать школу реальной, учит учеников понимать реальность и самостоятельно ее исследовать.
Коменский постоянно говорит о знакомстве детей с реальными вещами, но он прекрасно понимал, что это не всегда возможно, и поэтому рекомендовал при необходимости использовать различные наглядные пособия — картинки, модели и т.д. И со времен Коменского в теории и практике обучения принцип наглядности занял прочное место и долгое время служил важным средством в борьбе против школьной схоластики.
Подчеркивая особую важность непосредственного знакомства детей с изучаемыми предметами и явлениями, Коменский в то же время уделял большое внимание выявлению причинно-следственных связей между явлениями внешнего мира и учил школьников их анализировать.
Метод обучения, отстаиваемый Коменским, характеризуется стремлением сделать весь педагогический процесс рационально организованным и целенаправленным. Коменский формулирует ряд фундаментальных положений, которые и сегодня имеют большое теоретическое значение: Расположение и изучение учебного материала должно быть последовательным, от простого к сложному, от близкого к далекому, от короткого к расширенному.
Принцип экологической устойчивости
Особенности принципов педагогики — отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве с ней и заботу о ней. Принцип естественности в работах Я.А. Коменского.
Принцип естественной науки в произведениях Я.А. Коменского.
«Не нужно привносить что-то в человека извне, а нужно развивать, выяснять, что у него есть внутри себя.
В педагогической науке понятие принципов природосообразности определяется как принципы, означающие отношение к ребенку как к части природы, стремление сделать ученика с его особенностями и уровнем развития ядром любых педагогических отношений, включающих его воспитание в единстве и гармонии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития.
Ян Амос Коменский сформулировал в своей «Великой дидактике» правила естественного обучения и преподавания, а также искусство преподавания наук. В своей работе он скрупулезно рассматривает особенности обучения в многочисленных разделах и параграфах, формулирует принципы и «основы» обучения, исходя, прежде всего, из природы вещей.
Вот пример принципа, который он называет «Все вещи в своей собственной силе». Этот принцип взят автором как «из природы», так и «из человеческого мастерства» и выражен соответствующим образом: «Ибо сколько бы ни было на дереве древесины, коры, листьев, цветов, плодов, все это возникает только из корня….. Все происходит от корня дерева, и нет необходимости приносить извне и прививать его листьями и веточками. Точно так же оперение птицы не возникает из перьев, сброшенных другими птицами, а происходит изнутри нее самой….. Подобным образом, благоразумный строитель устраивает все так, чтобы здание стояло только на своем фундаменте и опиралось на свои пороги, без подпорок извне.
Из этого великий педагог делает вывод: «Правильно воспитывать молодых — это не значит вбивать им в голову смесь слов, фраз, изречений и мнений, собранных авторами, но это значит раскрыть в них способность понимать вещи, чтобы из этой способности вытекали потоки, подобно тому как из почки дерева вырастают листья и плоды, а на следующий год из каждой почки вырастает совершенно новая ветвь со своими листьями, цветами и плодами».
Она была написана Я.А. Коменским более трех веков назад и актуальна по сей день. В подтверждение этого мы приводим следующие слова: «Поскольку каждый человек заботится о благополучии своего потомства, а руководители человеческих дел в политическом и церковном управлении заботятся о благополучии рода человеческого, пусть каждый примет меры, чтобы начать сажать, подрезать, поливать и разумно формировать небесные растения, чтобы добиться хорошего прогресса в науке, морали и благочестии.
Я.А. Коменский критиковал школы своего времени за то, что они учили детей занимать себя знаниями других вместо того, чтобы развивать собственный взгляд на мир. В качестве причины он назвал использование несовершенного метода: «Метод преподавания по всем предметам показывает, что школы пытаются научить детей видеть чужими глазами, думать чужим умом.
Коменский первым выделил ведущие принципы и идеи и описал их в своей «Великой дидактике». Великий чешский педагог считал, что главным источником знаний является сама жизнь, сами предметы.
Педагогическая теория Иоганна Гербарта
Философские и психологические основы гербартианской педагогики. Природа образования, его цели и задачи. Роль наставника в руководстве студентами. Роль наставника в обучении студентов. Роль наставника в обучении студентов.
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) был величайшим немецким педагогом 19 века. Будучи философом и психологом, он пытался основывать педагогику на данных этих двух наук: из философии он вывел цели воспитания, а из психологии обосновал пути достижения этих целей.
Анализируя воспитательный процесс, Гербарт выделял в нем три части — управление детьми, обучение и нравственное воспитание. Задача управления, по мнению Гербарта, состоит в том, чтобы дисциплинировать детей, регулировать их действия и желания. Преподавание, которое он считал важнейшим средством воспитания, отмечал, что его задачей является развитие разносторонних интересов детей, что связывает преподавание всех школьных предметов, их отбор и методы обучения. Нравственное воспитание, подчеркнул он, должно обеспечить внедрение в сознание ребенка основных моральных идей. Хотя Гербарт рассматривал и преподавание, и администрацию как средства нравственного воспитания, он также предполагал использование для этой цели специальных методов и приемов (установление правил поведения, поощрение и наказание, наставление и увещевание и т.д.).
Теория обучения Гербарта является наиболее разработанной в его педагогической системе. Особенно популярными в буржуазной педагогике XIX века были его идеи о четырехступенчатой структуре процесса обучения: введение нового материала, установление связей между новым и уже известным, обобщение и формулировка выводов, практическое применение полученных знаний.
Философские и психологические основы гербартианской педагогики.
Первая педагогическая работа Гербарта была посвящена творчеству И. Г. Песталоцци. Основные педагогические труды Гербарта — «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы — отличались своей рациональностью. Гербарт рассматривал педагогику прежде всего как методологический инструментарий. Как следствие, он попытался определить «основы тезисов», а также основные условия эффективности образовательного процесса. Гербарт отвергал крайности как эмпирической, так и философской педагогики. Он настаивал на суверенитете педагогики. Педагогика Гербарта была основана на практической философии: этике и психологии. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии — пути реализации этих целей.
Теория немецкого психолога и педагога И. Ф. Гербарта объединила основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии — идеей апперцепции, деятельностью души, ролью бессознательного. Гербарт исходил из того, что наш внутренний мир весьма относительно связан с внешним миром, поэтому нельзя говорить об отражении, особенно об адекватном отражении, передающем основные свойства окружающих вещей. Чтобы не обсуждать вопрос о степени адекватности и точности отражения, Гербарт заменяет термин «ощущение» термином «представление», подчеркивая отделение внутреннего мира от внешнего, отделение представления как части внутреннего, психического мира, от объекта, который является непсихическим, внешним по отношению к человеку.
Гербарт ошибочно утверждал, что все психические функции человека — эмоции, воля, мышление, воображение и т.д. — являются модифицированными представлениями. являются модифицированными представлениями.
По мнению Гербарта, вся психическая жизнь человека зависит от первоначальных представлений, которые подкрепляются опытом, общением и образованием. Таким образом, понимание обусловлено взаимосвязью восприятий. Человек понимает, когда объект или слово вызывает в его сознании определенный спектр восприятий. Если, с другой стороны, в ответ на них не возникает восприятия, они остаются непонятными.
Таким образом, Гербарт игнорирует своеобразие различных свойств человеческой психики. Он ошибочно сводит сложный и разнообразный, глубоко диалектический процесс умственной деятельности к механическим комбинациям представлений. Воздействуя на восприятие ребенка, он ожидает соответствующего влияния на формирование его сознания, чувств и воли. Из этого следует, по мнению Хербарта, что обучение, проводимое должным образом, имеет образовательный характер.
Природа образования, его цели и задачи.
Гербарт неоднократно подчеркивал, что педагогическая работа более успешна, если ей предшествует освоение педагогической теории. Он говорил, что педагогу необходим широкий философский кругозор, чтобы ежедневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не сузили его горизонт. Искусство воспитателя приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и чем глубже и основательнее он излагает теорию воспитания, тем быстрее, считал Гербарт. Изучая педагогическую теорию, учитель, конечно, не вооружается готовыми рецептами на будущее для различных ситуаций, он готовит себя к правильному восприятию, пониманию и оценке тех явлений, с которыми ему предстоит столкнуться в педагогической работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке учащихся, стимулов и мотивов их поведения, смысла и сути их поступков.
Гербарт придавал большое значение определению цели образования, на основе которой должны определяться средства образования. В соответствии со своей этической теорией, Гербарт понимал цель образования как развитие добродетельного человека. Считая эту цель вечной и неизменной, он имел в виду воспитать людей, способных адаптироваться к существующим условиям, уважающих и подчиняющихся существующему правовому порядку.
Учитель должен ставить перед учениками цели, которые они смогут поставить перед собой, когда вырастут. Эти будущие цели можно разделить на:
- Возможные цели
- Цели необходимы.
Возможные цели — это цели, которые человек может поставить перед собой однажды в той или иной области.
Необходимые цели — это те, которые нужны человеку в любой сфере деятельности.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Особенности эмоционального реагирования дошкольников в семьях, переживших развод — Понятие семьи и влияние семьи на психическое развитие детей
- Виды психических процессов: мышление
- Понятие тьютерской деятельности
- Процесс обучения
- План воспитательной работы с семьей
- Игра в психологии
- Компенсаторная функция
- Структура «я-концепции» личности
- Рекламно–информационная деятельность торговых организаций и пути ее улучшения
- Защита сознания