Оглавление:
К числу важнейших философских вопросов, касающихся взаимоотношений мира и человека, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те базовые ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, доброе и злое, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое и т.д.
Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, социальные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и т.д.
Ценности, традиционно относимые к рангу духовных — эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные) — обычно рассматриваются как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой, которая и будет предметом нашего дальнейшего анализа.Духовная жизнь человека и человечества — явление, которое, как и культура, отличает их существование от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность происходит осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность происходит процесс познания человеком самого себя, своей цели и смысла жизни.
История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, потери и обретения, трагичность и огромный потенциал.
Духовность сегодня — это условие, фактор и тонкий инструмент решения проблемы выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.
Духовность — понятие сложное. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь она представала как самостоятельная духовная субстанция, которой принадлежит функция творения и определения судьбы мира и человека.
В других философских традициях оно не было столь распространено и не нашло своего места как в сфере понятий, так и в сфере социокультурного бытия человека. В исследованиях психической сознательной деятельности это понятие практически не используется в силу своей «неоперациональности».
Однако понятие духовности широко используется в концепциях «духовного возрождения», в исследованиях «духовного производства», «духовной культуры» и др. Однако его определение до сих пор остается дискуссионным.
В культурно-антропологическом контексте понятие духовности используется для характеристики внутреннего, субъективного мира человека, как «духовного мира личности». Но что входит в этот «мир»? По каким критериям определять его наличие, а тем более развитие? Очевидно, что понятие духовности не сводится к разуму, рациональности, культуре мышления, уровню и качеству знаний. Духовность не формируется исключительно через образование. Конечно, вне этого духовности нет и быть не может, но односторонний рационализм, особенно позитивистско-сциентистского типа, недостаточен для определения духовности. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию, чем та, которая относится исключительно к рациональности.
Социальная природа духовной жизни общества
Равно духовность нельзя определить как культуру переживаний и чувственно-волевого освоения мира человеком, хотя и вне этого духовность как качество человека и характеристика его культуры тоже не существует.
Понятие духовности, несомненно, необходимо для определения утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение и внутреннюю жизнь человека. Однако еще более оно важно при идентификации тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека в системе «вечных вопросов» его бытия. Сложность их решения в том, что, хотя они имеют общечеловеческую основу, всякий раз в конкретном историческом времени, и пространстве каждый человек открывает и решает их заново для себя и при этом по-своему. На этом пути осуществляется духовное восхождение личности, обретение духовной культуры и зрелости.
Таким образом, главное здесь — не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть обретение смысла. Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «внеличностным», составляющим «мир человека».
Дисбаланс в знаниях об окружающем мире и о самом себе придает противоречивость процессу формирования человека как духовного существа, обладающего возможностью творить по законам истины, добра и красоты. В этом контексте духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия, и «образ человеческий» в каждом индивиде.
Проблема духовности — это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему — природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоления себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема «жизнетворчества». Внутренней основой самоопределения личности является «совесть» — категория нравственности. Нравственность же является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека.
Таким образом, духовная жизнь — важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.
Духовная жизнь общества — область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.
Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку, в конечном счете, это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире. Результатом такого отрыва для человека является уход в мир иллюзий, психические болезни, а для общества — его деформация под воздействием мифов, утопий, догм, социальных прожектов.
Содержание духовной жизни общества
Структура духовной жизни общества очень сложна. Ее ядром является общественное и индивидуальное сознание.
Элементами духовной жизни общества также считаются:
- духовные потребности;
- духовная деятельность и производство;
- духовные ценности;
- духовное потребление;
- духовные отношения;
- проявления межличностного духовного общения.
Духовные потребности человека — это внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их развитию, к духовному общению. В отличие от природных духовные потребности задаются не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры имеет для него характер объективной необходимости, иначе он не станет человеком и не сможет жить в обществе. Однако эта потребность не возникает сама по себе. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.
Сначала общество формирует только самые базовые духовные потребности, обеспечивающие социализацию. Духовные потребности более высокого порядка — овладение богатствами мировой культуры, участие в их создании и т.д. — общество может формировать лишь опосредованно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии личности.
Духовные потребности принципиально безграничны по своей природе. Пределов роста духовных потребностей не существует. Естественными пределами такого роста могут быть только объем уже накопленных человечеством духовных богатств, возможность и сила желания человека участвовать в их производстве.
Духовная деятельность — основа духовной жизни общества. Духовная деятельность — это форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощенные в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и других убеждениях; б) духовные общественные отношения индивидов; в) сам человек.
Идеальные образования как продукт духовной деятельности и производства имеют всеобщий характер своего потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеальном может быть достоянием всех. От потребления они не уменьшаются, как материальные, наоборот, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их увеличения.
Духовная деятельность как всеобщий труд осуществляется в сотрудничестве не только с современниками, но и со всеми предшественниками, когда-либо решавшими ту или иную проблему. Духовная деятельность, не опирающаяся на опыт предшественников, обречена на дилетантизм и выхолащивание собственного содержания.
Усилия отдельных людей, производящих духовные ценности, способны обогатить все человечество (идеи Конфуция, Будды, Сократа, Платона, Аристотеля, Христа, Леонардо да Винчи, Коперника, Шекспира, Маркса, Льва Толстого, Достоевского, Эйнштейна и т.д.). Следовательно, эффективность духовного труда намного выше, чем эффективность материального труда. Собственно, это одна из причин, почему людей, занятых духовной деятельностью, меньше, чем тех, кто занят в материальном производстве. Другими причинами являются естественные ограничения возможностей общества содержать таких людей, а также степень их таланта и способностей.
Духовный труд, оставаясь всеобщим по содержанию, по сути и форме является индивидуальным, персонифицированным — даже в современных условиях с высочайшей степенью обособленности. Прорывы в духовной жизни осуществляются в основном усилиями одиночек или небольших групп людей во главе с самобытным лидером, открывая новые направления деятельности для постоянно растущей армии работников умственного труда. Возможно, именно поэтому Нобелевские премии не присуждаются авторским коллективам. В то же время существует множество научных или творческих коллективов, работа которых в отсутствие признанных лидеров откровенно неэффективна.
Взаимоотношения между материальным и духовным
Характерной чертой современной духовной ситуации является ее глубочайшая противоречивость. С одной стороны, есть надежда на лучшую жизнь, захватывающие дух перспективы. С другой стороны, это приносит тревогу и опасения, потому что человек остается один, теряется в огромности происходящего и море информации, теряет
уверенность в безопасности.
Ощущение противоречивости современной духовной жизни усиливается по мере того, как растут блестящие победы в науке, технике, медицине, увеличивается финансовое могущество, повышается комфорт и благосостояние людей, приобретается более высокое качество жизни. Оказывается, что достижения науки, техники, медицины могут быть использованы не во благо, а во вред людям. Ради денег и комфорта одни люди способны безжалостно уничтожать других.
Таким образом, главное противоречие времени заключается в том, что научно-технический прогресс не сопровождается нравственным прогрессом. Скорее наоборот: захваченные пропагандируемыми радужными перспективами, огромное количество людей теряют собственные нравственные ориентиры, воспринимая духовность и культуру как балласт, не соответствующий новой эпохе. Именно на этом фоне в ХХ веке стали возможны гитлеровские и сталинские лагеря, терроризм и обесценивание человеческой жизни. История показала, что каждый новый век приносил гораздо больше жертв, чем предыдущий — такова была динамика общественной жизни до сих пор.
При этом самые жестокие злодеяния и репрессии совершались в разных социально-политических условиях и странах, в том числе в странах с развитой культурой, философией, литературой и высоким гуманитарным потенциалом. Часто их совершали высокообразованные и просвещенные люди, что не позволяет списать их на безграмотность и невежество. Поразительно и то, что факты варварства и человеконенавистничества не всегда вызывали и не всегда еще вызывают широкое общественное осуждение.
Философский анализ позволяет выделить основные факторы, которые определяли ход событий и духовную атмосферу в двадцатом веке и сохранили свое влияние на рубеже двадцать первого столетия.
Научно-технический прогресс. Беспрецедентный прогресс науки и техники определил уникальность двадцатого века. Его последствия прослеживаются буквально во всех сферах жизни современного человека. Новые технологии правят миром. Наука стала не только формой получения знаний о Вселенной, но и главным средством изменения мира. Человек стал геологической силой планетарного масштаба, ибо его мощь порой превосходит мощь самой природы.
Вера в разум, просвещение, знание всегда была значимым фактором в духовной жизни человечества. Но идеалы европейского Просвещения, породившие надежды народов, были растоптаны кровавыми событиями, последовавшими в самых цивилизованных странах. Оказалось также, что новейшие достижения науки и техники могут быть использованы во вред людям. Увлечение возможностями, автоматизацией в XX веке несло в себе опасность вытеснения уникальных и творческих начал из трудового процесса, грозило свести деятельность человека к обслуживанию машины. Компьютер, информация и информатизация, революционизируя интеллектуальный труд и становясь фактором творческого роста человека, являются мощным средством воздействия на общество, личность и массовое сознание. Становятся возможными новые виды преступлений, подготовить которые могут только хорошо образованные люди, обладающие специальными знаниями и высокими технологиями.
Форма общественного сознания и практически-духовного постижения мира
Нравственность — это гуманистическое измерение и данность истории, поскольку она реализует потребность в человечности, которая придает самоценность каждому человеку и объединяет их всех в доброжелательном отношении друг к другу. Нравственность регулирует поведение и сознание человека во всех сферах жизни общества. Ее принципы универсальны и распространяются на всех людей, тем самым поддерживая и санкционируя определенные социальные образцы (или, наоборот, требуя их изменения). Моральная норма — это не правило внешней целесообразности, а императив, которому человек должен следовать в своей деятельности и поведении. Моральный авторитет не зависит от официальных полномочий, власти и социального положения, а является духовным авторитетом, то есть обусловлен собственными нравственными качествами и способностью адекватно выразить смысл морального требования. Высшей формой моральной регуляции является саморегуляция, которая позволяет человеку предъявлять требования и к другим.
Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается в том, что моральная санкция (одобрение или порицание) имеет идеально-духовный характер; она выступает не в виде действий-материальных мер социального воздаяния (наград или наказаний), а как оценка, которую человек сам должен осознать, внутренне принять и соответственно направить свои действия.
Правосознание — это совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей и социальных общностей к праву, законности, справедливости, их представление о правомерном или неправомерном. Фактором, оказывающим решающее влияние на содержание этих знаний и оценок, является заинтересованность творцов и носителей правосознания. На правосознание влияют и другие формы общественного сознания, прежде всего политическое, моральное, философское, а также сложившаяся система права. В свою очередь, правосознание воздействует на действующее право, отставая или опережая его по уровню развития и, соответственно, обрекая его на провал или выводя на более высокий уровень. Основная функция правосознания — регулятивная.
Политическое сознание — это совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей, теоретических систем, отражающих коренные интересы социальных общностей, их отношение друг к другу по поводу политического устройства общества, государства, власти, политических институтов и процессов. Предметное содержание политического сознания реализуется в разветвленной системе категорий — политических «убеждений», «ориентаций», «установок», «культуры», «общественного мнения» и т.д. В философском плане политическое сознание можно рассматривать как, во-первых, способность людей соотносить себя в мыслях и чувствах с миром политических отношений; во-вторых, процесс реализации этой способности; в-третьих, естественный продукт (результат) этого процесса. Как один из элементов политической системы, ее субъективная основа, политическое сознание оказывает активное воздействие на общество, ускоряя или замедляя его развитие, стабилизируя или дестабилизируя его. Особенно велика эта роль в кризисных и переходных ситуациях, когда общество стоит перед выбором ценностных и политико-стратегических альтернатив. Существует прямая зависимость между массовым распространением определенного типа политического сознания и утверждением в обществе соответствующего типа личности, поведения, морали, политических норм и ценностей.
Наука как форма общественного сознания существует в виде системы эмпирических и теоретических знаний. Ее отличает стремление к производству нового, логичного, максимально обобщенного, объективного, легитимного, доказательного знания. Наука ориентируется на критерии разума, рациональна по своей природе и используемым механизмам и средствам. Ее развитие находит свое выражение не только в увеличении объема накопленного позитивного знания, но и в изменении всей ее структуры. На каждом историческом этапе научное познание использует определенный набор познавательных форм — фундаментальных категорий, принципов, схем объяснения, т.е. стиль мышления. Возможность использования достижений науки не только в конструктивных, но и деструктивных целях порождает противоречивые формы ее мировоззренческой оценки — от сциентизма до антисциентизма.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум
- Человек в Новом времени
- Эмпедокл
- Развитие теории механизмов и машин
- Движение и разнообразие форм развития. Критерии прогрессивного развития
- Истина как центральная проблема познания
- Человек и его бытие как центральная проблема философии
- Игровое сознание и его функции — Историческое развитие игры
- Мораль, религия, право, искусство как духовные формы жизни общества
- Этическое и социальное в философии Конфуция