Оглавление:
Это то, что не является «скрытым» и называется мимикрией. Но это не всегда связано с нашими тайными мыслями и чувствами. Мимикрию можно контролировать, и многие люди успешно с этим справляются.
Выражение лица — это движение лицевых мышц, и оно является основным показателем эмоций. Исследования показали, что до 10-15% информации теряется, когда лицо собеседника неподвижно или невидимо. В литературе существует более 20 000 описаний выражений лица. Основной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что при выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения лицевых мышц скоординированы. И хотя каждое выражение лица — это конфигурация всего лица, основную информационную нагрузку несут брови и губы
Улыбка — это, пожалуй, самое универсальное средство невербальной коммуникации. Некоторые психологи считают, что мы улыбаемся не только потому, что нас что-то радует, но и потому, что улыбка помогает нам чувствовать себя счастливее и увереннее. Когда мы встречаем друг друга, улыбка снимает стеснение первых минут и способствует более уверенному и непринужденному общению. Оно выражает удовольствие от встречи, говорит о дружелюбии и открытости. Улыбка также сопровождает приветствия.
Улыбка, как и все средства невербального общения, выражает множество оттенков эмоций: Существуют дружеские, ироничные, насмешливые, презрительные, вкрадчивые и другие виды улыбок. Даже одна и та же улыбка может иметь разные оттенки. Например, улыбка, слегка обнажающая верхний ряд зубов, выражает более дружелюбное расположение, чем обычная улыбка. Такую открытую улыбку не стоит использовать на первом свидании, так как она может вызвать противоположную реакцию и породить недоверие. Наконец, существует также широкая улыбка, при которой рот слегка приоткрыт и обнажены оба ряда зубов. Это распространено на дружеской вечеринке, когда шутят друзья, но никогда не используется при знакомстве.
Внешний вид. Она является одним из самых мощных «оружий». Она может быть грубой, колючей, дружелюбной, веселой, откровенной, враждебной…. враждебный. Я не думаю, что смогу перечислить их все. Обычно, когда люди встречаются, они смотрят друг другу прямо в глаза в течение короткого мгновения, а затем отводят взгляд. Почему? — Это не простой вопрос, и на него нет однозначного ответа. Одно из возможных прочтений этого сигнала следующее: Зрительный контакт означает доверие собеседников друг к другу, их открытость, но задержка взгляда в глазах партнера указывает на стремление к доминированию. Интересно, что женщина с улыбкой может позволить мужчине смотреть прямо в ее глаза немного дольше. Тот же эффект имеет и ответный взгляд в глаза. Однако не стоит слишком злоупотреблять этим «разрешением», иначе можно получить довольно агрессивную реакцию.
Вообще, легкий, задерживающийся взгляд на собеседнике, особенно в конце встречи или в самые пикантные моменты, может означать: «Я тебе доверяю».
Когда человек говорит, он, как правило, смотрит на своего собеседника реже, чем когда слушает. Во время выступления нередко оратор отводит взгляд, чтобы собраться с мыслями. Отведение взгляда во время паузы обычно означает: «Я еще не все сказал, пожалуйста, не перебивайте меня». Отведение взгляда, когда партнер слушает, имеет совсем другое значение, например, «я не совсем согласен с вами». Слишком частое отведение глаз во время разговора может свидетельствовать о том, что человек нервничает или что он не заинтересован в разговоре и хочет поскорее его закончить.
Как мы уже видели, «говорят» не только слова. Жесты, поза, мимика, интонация — их еще называют невербальными компонентами общения — иногда значат гораздо больше, чем то, что сказано с помощью речи. Каждый может вспомнить, как он сам, не являясь актером, не раз отвечал красноречивым взглядом и жестами или «читал» ответ по лицу собеседника. Более того, информация, переданная таким образом, обычно вызывает больше доверия, особенно когда существует противоречие между двумя источниками информации (вербальным и невербальным): Человек говорит одно, но на его лице «написано» совсем другое. Например, если человек со слезами на глазах уверяет своих друзей: «Я в порядке!», они, скорее всего, поверят его слезам, чем его словам.
«Одежда прежде всего…», и эта «одежда» — не только то, что человек носит, но и его отношение, внешний вид и улыбка. Вы еще ничего не сказали, а вас уже оценили. Изменить эту оценку постфактум будет сложно. Некоторые исследователи считают, что первые четыре минуты встречи очень важны. Другие дают на формирование образов друг друга и партнеров и того меньше — 120 секунд. Но в любом случае, две или четыре минуты — это довольно короткое время.
Жесты делают нашу речь выразительной. Жест должен быть точным и своевременным, но если вы не можете похвастаться качеством своих жестов, то лучше стоять как идол, чем совершать спазматические «движения хвостом». Поэтому главное, как и во всем остальном, — умеренность.
Язык жестов сугубо национальный, в этом его красота и сложность одновременно. Привычные для нас жесты, такие как покачивание пальцем у виска, многозначительное постукивание по лбу или глубокое почесывание затылка, для китайца ничего не значат. С другой стороны, многие модели поведения и жесты китайцев нам незнакомы и непонятны, а иногда даже неприятны. Палец вверх в России — «хорошо, отлично», в США, Англии, скандинавских странах — голос на улице или «я в порядке». Резко поднятый вверх палец — это сексуальное оскорбление, непристойное ругательство, а в Греции — «заткнись, заткнись». Круг, образованный пальцами, во Франции означает «у меня ничего нет», в США — «хорошо, все в порядке», в Японии — деньги, а в некоторых странах Средиземноморья — человека с нетрадиционной ориентацией. Европеец, говоря о себе, указывает на грудь, японец — на нос. При счете мы сгибаем пальцы в кулак, немцы разгибают пальцы.
А болгары и русские кивают головой в противоположную сторону, когда хотят сказать «да» или «нет».
Немного об интерпретации жестов
Не делайте поспешных выводов при изучении информации из этой области на практике, а подкрепляйте свои наблюдения анализом. Помните, что смотреть и видеть — это не одно и то же. Выражение лица и жесты могут быть просто устойчивыми привычками вашего собеседника. Руки, сложенные перед грудью, не обязательно указывают на психическое состояние человека, а скорее на то, что их носитель холоден. Слабое рукопожатие может быть вызвано желанием подчиниться, позицией слабости, опеки или обиды, но оно также может быть вызвано болезненной ссадиной на руке и привычкой защищать руку, например, когда собеседник играет на музыкальном инструменте.
О чем расскажут классические позы.
Ваши руки говорят вам или рассказывают о многом.
Наполеоновская поза (руки сложены на груди) — это оборонительная позиция или негативное состояние. Прикосновение к груди открытыми ладонями — это жест честности и открытости. Заложить руки за спину и схватиться за запястья — это признак недовольства, попытка контролировать себя.
Поднятые руки с открытыми ладонями, обращенные к собеседнику, говорят о прямоте, открытости человека. Если ладони смотрят вниз, а руки совершают покачивающие движения вверх и вниз, жест говорит о попытке успокоить, остановить человека или группу людей.
Сжатые пальцы — свидетельство враждебности. Подпереть щеку ладонью — демонстрация скуки. Поглаживание подбородка указывает на размышления, желание принять решение. Постукивание пальцами указывает на нетерпение. Переместить руку через все тело на другую руку, судорожно ощупывая часы, обручальное кольцо, пуговицу на рукаве — о желании замаскировать неуверенность, нервозность.
Скрещивание ног также указывает на негативную или оборонительную позу человека. Двойной замок», когда ваш собеседник ушел в себя, намеренно отключился от разговора, — это закидывание ноги на ногу и скрещивание рук на груди. Если во время разговора человек закидывает ногу на ногу и обхватывает руками закинутую ногу — приготовьтесь к сложному разговору с упрямым человеком. Если он обхватывает ногами ножки стула — он неустойчив и будет лежать. Чисто женский жест — обхватить одной ногой другую ногу, чтобы укрепить оборонительную позицию. Женщина полностью согласна, и на это есть несколько причин. Самое невероятное, что она застенчива и скромна сверх всякой меры. Если она не модель и при разговоре с вами упирает руки в бока, подумайте, где вы ошиблись с этой женщиной. Это чисто агрессивная поза, которая демонстрирует невербальное бесстрашие. С другой стороны, модели используют этот жест, чтобы привлечь внимание к одежде, предпочтительно к одежде современных, авантюрных женщин.
Жесты лжи по-детски просты — прикрытие рукой рта (прямая ложь), прикосновение к носу (замаскированная ложь), потирание века или уха, почесывание уха (желание спрятаться, отгородиться от своей лжи). Если собеседник не уверен в своих аргументах, но в силу различных обстоятельств не хочет отступать, он отворачивает мочку уха (реже, когда хочет высказаться, но вынужден молчать), оттягивает воротник рубашки или несколько раз чешет шею.
Как слова состоят из букв, так и жесты состоят из текста. Если ваш противник прочно сидит на стуле, поддерживая голову одной рукой, подложив указательный палец под щеку, а большой палец — под подбородок, вам следует обратить внимание. Еще хуже, если вторая рука находится над телом, как бы защищая его, а голова наклонена прямо вперед. Все это вместе взятое кричит о явно враждебном неприятии того, что вы говорите, хотя в ответ не было сказано ни слова.
Как узнать, когда клиент «созрел» и пора переходить от слов к делу?
Перед жестом готовности чаще всего присутствует жест «поглаживание подбородка», человек принимает решение. Жесты готовности, сигнализирующие о желании логически завершить встречу, следующие — корпус подается вперед, обе руки либо лежат на коленях, либо держатся за подлокотники стула, кресла или боковые края стула. Чтобы сохранить психологическое преимущество и контроль, первым предложите подписать бумаги или завершить разговор.
Часто бессознательно мы повторяем или имитируем движения друг друга, когда общаемся или получаем информацию. Умение понимать невербальные сигналы собеседника и отвечать ему «тем же» — ваш ключ к полному взаимопониманию.
«Читая жесты клиента», вы можете сократить время, необходимое ему для принятия решения о том, «стоит ли это усилий», и умело подвести клиента к окончательному и, естественно, положительному решению.
Техника отражения
Когда два человека наслаждаются обществом друг друга, они, конечно, становятся заметно ближе: например, когда они сидят за столом, они придвигают свои стулья ближе друг к другу, наклоняются ближе друг к другу и даже прикасаются друг к другу. Если один человек ставит ногу на ногу, другой делает то же самое; если один кладет руки на стол, другой повторяет его движение. Когда люди заинтересованы в теме разговора, они «зеркалят» не только движения, но и тон и скорость речи собеседника.
На собеседовании.
Большинство собеседований длится около пятнадцати-двадцати минут, но первые несколько минут имеют решающее значение. Мнение, которое интервьюер формирует о кандидате в первые шесть минут, почти всегда предвосхищает конечный результат. И что еще более удивительно, это мнение формируется еще до того, как интервьюер взглянет на анкету, заполненную соискателем. О важности первого впечатления говорит тот факт, что в 70% случаев «экзаменатор» формирует свое мнение еще до того, как заявитель успевает сказать хоть слово.
Мы всегда посылаем больше, чем думаем, и улавливаем бесконечное количество сигналов, исходящих от других. Как уже говорилось ранее, исход собеседования зависит от первых шести минут. На собеседовании не хватает времени, чтобы продемонстрировать свой интеллект, навыки, характер и отношение к работе. Давайте рассмотрим несколько практических рекомендаций общего характера. Сделайте язык жестов союзником, а не противником.
КОГДА вы впервые увидите человека, который собирается провести с вами собеседование, поднимитесь со стула, если это необходимо, улыбнитесь и спокойно встретьте его взгляд, дайте ему возможность протянуть руку и ответьте на его рукопожатие. Некоторые мужчины чувствуют себя неловко, когда женщина первой протягивает руку, и считают такое поведение вызывающим. Женщинам полезно помнить об этом. С другой стороны, соискательница может перейти в наступление, первой протянув руку для проверки, поскольку в будущем ей вряд ли понравится работать с коллегами, которые считают такое поведение неприемлемым.
Обычно вам укажут, где сесть, но если у вас есть возможность выбора, постарайтесь сесть рядом с интервьюером, а не напротив него за столом. Так им будет легче увидеть в вас потенциального сотрудника. Люди, которые сидят рядом друг с другом, с большей вероятностью будут работать вместе, чем лицом к лицу. Сядьте удобно, вытянув руки, но не наклоняйтесь слишком далеко вперед. С другой стороны, откинувшись назад, вы будете выглядеть высокомерно, особенно если вы смотрите на собеседника.
Даже если вы испытываете тревогу, старайтесь избегать явно оборонительной позы, не скрещивайте руки перед грудью и не сжимайте судорожно колени. Суетиться, ерзать на стуле, вертеть в руках карандаш или другой мелкий предмет — все эти жесты могут выдать вашу нервозность. Держать руки расслабленными и показывать ладони — один из способов продемонстрировать свою искренность и дружелюбие. Это естественно, что вы чувствуете некоторое напряжение, и вы должны показать это. Люди, которые не проявляют признаков волнения во время важного собеседования, также могут быть восприняты как высокомерные и несфокусированные.
Смотрите на собеседника, но не пытайтесь «есть глазами». Старайтесь сохранять непринужденное поведение и не смотрите в сторону слишком часто, иначе вы будете выглядеть недоверчиво с убегающими глазами. Стрельба глазами по сторонам будет воспринята как признак хитрости и недоверия. Отвечайте на слова собеседника в зависимости от общего настроения разговора, но не перебарщивайте с улыбкой и серьезностью одновременно.
ВЫ можете сделать своего собеседника более восприимчивым и добиться взаимопонимания, используя присущий ему язык тела. Такое поведение называется синхронным или «позиционным эхом». Это может выражаться в том, чтобы скрестить руки, опустить ноги, другими словами, принять ту же позу, но вы должны быть осторожны. Иногда такое подражание может привести к результатам, прямо противоположным тем, которые вы ожидаете. Намеренное обдумывание жестов помогает только тогда, когда сопровождается позитивными и конструктивными подсказками. Например, если ваш работодатель откинулся в кресле и показывает вам, кто здесь главный, копировать его поведение — все равно что показывать нос. И, конечно, очевидно, что вы дурачитесь, когда вы преувеличенно имитируете позы и движения собеседника.
Если вы с чем-то не согласны и хотите отстоять свои права в вопросах, которые считаете фундаментальными, делайте более четкие жесты и принимайте более выразительные позы, чем обычно, но не делайте угрожающих жестов в этом случае!
И есть еще один важный аспект. Если во время интервью мы делаем что-то, что ставит нас в неловкое положение, большинство из нас только усугубляет ситуацию, реагируя на нее постфактум. В таких случаях мы краснеем, бормочем извинения или пытаемся объясниться, нервничаем, смотрим в пол, покрываемся потом и создаем впечатление, что мы неискренни и не заслуживаем доверия. Однако это не так. Старая пословица «никогда не извиняйся, никогда не объясняй», конечно, груба, но все же, если «инцидент» действительно незначителен, вы только привлечете к нему ненужное внимание, пытаясь загладить свою вину. Если работодатель расстроил вас своими выводами в конце разговора, это обычно происходит не потому, что вы плохо выразились или странно себя вели, а потому, что вы потеряли доверие, и он это почувствовал.
И прежде чем привести в боевую готовность весь имеющийся в вашем распоряжении арсенал для достижения цели, дайте ответ на вопрос: «Можете ли вы показать, что на вас стоит ставить?». Помните, что самые логически обоснованные аргументы очень редко побеждают сами по себе, особенно если они противоречат другим аспектам вашего поведения и особенно языку тела. Вам нужно не только убеждать других, но и выглядеть убедительно, когда вы это делаете. Это означает, что вы должны создать определенный эффект и постараться наилучшим образом согласовать свои слова и язык тела.
Тем самым вы поможете осознать, что вы не просто податель, взывающий к доброй воле другого человека, но что он сам может иметь преимущество, нанимая вас, и что ваша задача — помочь ему увидеть свое собственное преимущество.
Так, на деловых встречах, беседах, переговорах, с одной стороны, необходимо контролировать движения и мимику, с другой — уметь интерпретировать реакции партнера.
Основные понятия жеста
Убедительность говорящего (особенно оратора) напрямую зависит от того, насколько сигналы на уровне содержания соответствуют сигналам на уровне отношения. Аналогичные жестикуляционные сигналы (или «язык рук») в значительной степени дополняют вербальную информацию. Это становится особенно важным, когда мы не видим лица говорящего (например, когда говорящий стоит лицом к нам или далеко от нас) или когда плохое освещение затрудняет понимание выражения лица. Следует отметить, что контролировать собственную мимику бесконечно трудно, почти так же трудно «обмануть» руки. Если кто-то пытается выглядеть спокойным в состоянии внутреннего смятения, его руки неизбежно выдадут это. Например, человек сразу расплющив сигарету выдает свое волнение — не каждый сможет измерить силу пальцев в таком состоянии.
Специальные микроаналитические исследования также подтверждают, что поза тела, движения век и рук являются наиболее важными сигналами, по которым можно определить тщательно скрываемые намерения собеседника.
Что касается количественной оценки движения, то для этого используется понятие скорости движения.
Из всей совокупности жестов можно условно выделить следующие группы:
- Жесты — иллюстраторы (жесты сообщения) — указатели, изобразительные представления образов, движения тела, своеобразные движения рук, связывание воображаемых объектов вместе;
- Жестовые регуляторы (жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо) — улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленное движение руки;
- Жесты — эмблемы (заменители слов или фраз в общении) — на-.
Например, руки, соединенные на уровне талии в виде рукопожатия, означают «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания»;
- Жесты — — Адапторы (специфические привычки, связанные с движениями рук) — почесывание, прикосновение, поглаживание, возиться с отдельными предметами и т.д;
- Жесты — аффекторы — выражают определенные эмоции с помощью движений тела и лицевых мышц;
- Жесты — оценки — почесать подбородок, провести указательным пальцем по щеке и т.д;
- Жесты — заверения — соединение пальцев в пирамиду куполом вверх;
- Жесты нервозности и неуверенности — сцепленные пальцы, постукивание пальцами по столу, покалывание в ладони и т.д;
- Жесты ожидания — потирание ладоней друг о друга, медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
- Жесты отказа — сложенные на груди руки, наклон корпуса назад, скрещенные руки, касание кончика носа;
- Жесты места — положите руку на грудь, коснитесь собеседника между ними, двигайте руками ладонями вверх;
- Жесты агрессии и готовности — мужчина стоит, положив руки на бедра.
Поза тела и головы передает много важной информации о том, открыт человек для общения или нет, напряжен или доволен. В ситуациях, когда человек не скрывает своих намерений, положение тела (позу) можно описать прямой линией, соединяющей голову со ступнями. Когда соответствие между мыслями и словами прерывается, эта линия становится прерывистой.
Большие и маленькие жесты
Широкими движениями называют движения, которые выполняются спокойно, с пафосом и видимостью строгого исполнения. Струль назвал их жестами «больших людей», жестами, которые соответствуют не только своему значению («весу» в обществе), но и ведущей роли их «авторов»: Дается знак, который безошибочно понимают все. С помощью такого жеста цель достигается; инструкция быстро и полностью выполняется слушателями. Так, Штриль пишет о широких движениях: «Они выражают живое, несдерживаемое чувство (аффект). Аналогичным образом проявляются импульсивность, радостный нрав, возбуждение и неистовство». Далее он продолжает:
«При спокойном исполнении она внушительна, при оживленном — завораживает или пугает, но здесь поспешные, молниеносные широкие движения только создают беспокойство и замешательство. Поскольку широкое движение привлекает внимание, его используют те, кто хочет привлечь внимание: люди тщеславные, хвастливые и тщеславные, постоянно преувеличивающие свою значимость и амбициозные.
Понятно, что небольшие движения создают противоположное впечатление. В то же время Штриль считает, что «…те, кто не хочет привлекать к себе внимание, предпочитают маленькие, ненавязчивые движения. В эту группу входят люди скромные и сдержанные, желающие казаться меньше, чем они есть на самом деле, тактичные, сдержанные, внутренне чувствительные и не желающие выставлять свои чувства напоказ. Но за таким поведением может скрываться осмотрительность и хитрый расчет, мастерство и коварство — попытка произвести скромное, безобидное впечатление. Кроме того, конечно, их могут использовать пустые и слабовольные люди всех мастей.
Эта формулировка Штриля показывает, что мелкие движения характерны не только для тех, кто не хочет быть замеченным, но и для тех, кто намеренно хочет создать ложное впечатление о себе, или для тех, кто жестикулирует таким образом от слабости — как будто у них больше нет сил что-либо сделать. И снова следует обратить внимание на то, насколько осторожно нужно подходить к интерпретации одного предложения, пытаясь разработать «словарь» аналоговых сигналов. С другой стороны, такой словарь может оказаться очень полезным в интерпретации, подсказывая, на какие дополнительные обстоятельства следует обратить внимание, чтобы более уверенно изучить ситуацию и получить больше информации!
Штриль проводит интересную параллель с другими сигнальными группами:
«Широкая амплитуда жестов соответствует звуковому сопровождению: хвастуны разевают свои «рты»; импульсивные люди имеют привычку сопровождать свои широкие жесты громкой и оживленной речью….. Неугомонные постоянно шумят, а голос тех, кто интенсивно жестикулирует, постоянно находится в опасности быть нарушенным…».
Да, действительно, рассерженные люди издают много шума, но это не всегда так — нужны определенные условия, а значит, чтобы правильно интерпретировать сигналы внезапно расстроившегося собеседника, необходимо учитывать и дополнительную информацию.
При интерпретации жестов следует обращать внимание на открытость и связность жеста. Этот аспект представляет собой еще один важный критерий. Особенно потому, что закрытая поза часто сопровождается прикрывающими жестами (как вторичный признак), или потому, что прикрывающие жесты могут предшествовать закрытой позе (как первичный признак). Например, кто-то может сначала втянуть голову и поднять плечи, прежде чем прикрыться руками или каким-либо предметом в качестве щита (например, офисной папкой). В этом проявляется бессознательное стремление замкнуться в себе. Прежде чем реализовать это желание «уйти в себя», тело само «решает», как себя вести. Таким образом, мы понимаем закрытые жесты двояко: с одной стороны, это жесты, которые поддерживают закрытую позу, а с другой стороны, это жесты, которые предшествуют закрытой позе.
В последнем случае, однако, следует иметь в виду, что эти бессознательно «запланированные» закрытые позы могут не состояться из-за изменившейся ситуации.
Поскольку мимика и жесты обладают наибольшей выразительной силой, неудивительно, что сочетание этих и других сигналов может быть очень информативным. Например, движение руки ко рту может быть очень интересным. Некоторые люди часто прикрывают рот рукой во время разговора. Это изначально ставит их «под удар», поэтому в зависимости от контекста этот жест может быть интерпретирован как проявление закрытости.
Во-вторых, они заставляют слушателя прилагать дополнительные усилия, чтобы понять их слова: Общение с такими людьми требует большей осторожности (концентрации), чем с теми, кто говорит открыто.
В-третьих, они обычно опираются на что-то в процессе, поэтому, возможно, аспект закрытых жестов также должен быть включен в интерпретацию.
В связи с этим можно вспомнить, как часто во время разговора, когда говорящий хочет что-то скрыть, он делает резкое движение рукой ко рту. Или как они прикрывают рот рукой, когда собираются говорить, но умудряются «прикусить язык». Это говорит о том, что рука и рот действуют вместе в разговоре. Вы наверняка видели, как ведет себя человек, когда случайно и необдуманно говорит что-то лишнее. Обычно он сразу же зажимает рот рукой, как бы давая понять собеседнику, что ему следует забыть то, что он только что сказал. Некоторые даже чмокают губами (слегка) в такие моменты, как будто их наказывают за то, что они сделали, за «предательство».
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Развитие мышления и интеллекта в психологии
- Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков Окунева
- Психологическое консультирование агрессивных клиентов
- Судебная психология
- Возрастные особенности прощения
- Депрессия у животных
- Диагностические показатели одиночества
- Перенос в психотерапии
- Этапы жизненного цикла человека
- Проявление эмоций ребенка с зпр в процессе межличностного взаимодействия