Оглавление:
Мир был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяя прикладное искусство, литературу, философию и т.д. Мифы связывали греков с культурой предков. Отношение к мифу было проникнуто особой верой. Греки хранили предметы, памятники, исторические места, связанные с мифами и доказывающие их подлинность. Мифы соединяли в себе продукты фольклора и фантазии, одушевляли силы природы. Весь мир в мифах населен волшебными существами. Различают героические мифы, повествующие о подвигах, и этиологические мифы, объясняющие причины событий, обычаев, имен. Общинно-родовые связи переносятся на природу и весь мир, понимаемый как огромное родовое сообщество.
Изображенные в мифах чудовища, их борьба с героями и победа героев помогали людям осмыслить и отчасти отразить враждебные природные силы и экзистенциальные проблемы бытия. Человек, живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчужденным от природы. Мифы создавали целостный образ мира, в котором все имело свое значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны между собой. Мифы определяли образ жизни и поведение человека.
Мифологическое мышление не разделяет субъект и объект, предмет и знак, вещь и слово. Древнегреческие философы — софисты, стоики, пифагорейцы — в своих философских системах рационально переосмысливали мифы, аллегорически интерпретируя их содержание. Они стали пионерами символической интерпретации мифов.
Древнегреческая мифология стала одним из факторов, определивших направление и развитие всей западной культуры. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления искусства, не связанного так или иначе с греческими мифами.Особое место в оформлении античной модели мира принадлежит греческому театру, процесс становления которого показывает, насколько естественная, заключенная в языческих обрядах гармония дионисийского и аполлонического начал вошла в античную культуру, обеспечив ее жизненность и величие.
Предшественником театра был весенний праздник в честь бога Диониса. Праздник сопровождался танцами, пением и распитием молодого вина. Люди, исполнявшие хвалебные песни в честь Диониса, были одеты в козьи шкуры. Слово «трагедия» произошло от греческого «трагос» и переводится как «песня козлов». Комедии произошли от веселых песен в честь бога Диониса.
Театры были огромными и вмещали более двадцати тысяч зрителей. Женщины в театре не выступали, их роли исполняли мужчины. Пьесы преследовали не только развлекательные и театральные цели, но и образовательные, гражданские и политические. Именно античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высшую гуманистическую направленность всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты. Греческий и латынь на протяжении всей европейской истории оставались языком ученых, юристов и врачей именно потому, что на этих языках древние мыслители записали фундаментальные основы логики, морфологии и фундаментальных наук.
Центральным событием древнегреческой модели мира был космос, управляемый богами-олимпийцами. В это событие были вписаны события великого и вечного, богоизбранного и богохранимого древнего общества и события древнего человека, на которого возложена божественная миссия.
Древнегреческая мифология
Центральное место в формировании античного способа отношения к миру многие ученые отводят греческому полису. Полис действительно можно рассматривать как воплощение античной модели мира в социальной сфере.
Полис включал в себя земельные владения, принадлежавшие городу. Они защищали своих граждан от военных вторжений. В экономическом плане полисная система имела много преимуществ. Экономические и политические приоритеты полиса диктовались его гражданами. В то же время жизнь в полисе определенным образом воспитывала человека, приучая его к ответственности, к готовности принять новое решение, свободное от механического следования догматическим моделям.
Для античности была характерна демократия, при которой полноправные граждане принимали участие в политической жизни и управлении государством. Именно в полисе был реализован архитипический набор символов социальной целостности как центральное гармонизирующее событие, находящееся между событием индивида и событием космоса.
Обязательной частью полисной структуры было народное собрание. В отличие от древневосточных обществ, где рабство развивалось крайне медленно и в большинстве из них не выходило за рамки патриархальной структуры, для античного общества было характерно использование рабского труда.
В результате колонизации возникли новые античные города-колонии, в том числе Танаис, возникший значительно позже других колоний (в III веке до н.э.). Танаис — самая северо-восточная причерноморская колония античного мира. Особое положение Танаиса заключалось в его большой удаленности от античного центра и непосредственной близости к скифским, меотским и сарматским племенам Приазовья и Дона. Древнегреческая культура в Танаисе была сильно смешана с варварской.
Одним из важнейших достижений древнегреческой культуры было признание человеческого достоинства, прав и гражданского статуса. В более поздней истории культуры, в средние века, это величие личности будет утрачено, но возродится в гуманизме эпохи Возрождения. Мир был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяя прикладное искусство, литературу, философию и т.д. Мифы связывали греков с культурой предков. Отношение к мифу было проникнуто особой верой. Греки хранили предметы, памятники, исторические места, связанные с мифами и доказывающие их подлинность. Мифы соединяли в себе продукты фольклора и фантазии, одушевляли силы природы. Весь мир в мифах населен волшебными существами. Различают героические мифы, повествующие о подвигах, и этиологические мифы, объясняющие причины событий, обычаев, имен. Общинно-родовые связи переносятся на природу и весь мир, понимаемый как огромное родовое сообщество.
Изображенные в мифах чудовища, их борьба с героями и победа героев помогали людям осмыслить и отчасти отразить враждебные природные силы и экзистенциальные проблемы бытия. Человек, живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчужденным от природы. Мифы создавали целостный образ мира, в котором все имело свое значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны между собой. Мифы определяли образ жизни и поведение человека.
Мифологическое мышление не разделяет субъект и объект, предмет и знак, вещь и слово. Древнегреческие философы — софисты, стоики, пифагорейцы — в своих философских системах рационально переосмысливали мифы, аллегорически интерпретируя их содержание. Они стали пионерами символической интерпретации мифов.
Римская культура и античность
С культурой Рима связано завершение истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, обусловленное ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религией, свойствами характера римлян и другими факторами.
Трехмерность, пластичность, скульптурность греческого искусства была отражением целостной и гармоничной модели мира и соответствующего целостного бытия греков.
Вместо древнегреческой живой пластики в произведениях древних римлян преобладают символизм и аллегория.
Римляне остро осознавали утрату целостного и художественного восприятия мира, всеми способами пытаясь доказать свое родство с греческим миром. Это часто заставляло их создавать грандиозные по масштабам сооружения, чтобы компенсировать свои ограниченные возможности в пластическом трехмерном изображении.
Римские храмы, форумы, фрески, мозаики, рельефы, скульптуры (даже копии греческих шедевров) значительно превосходили масштабы Древней Греции. Однако это привело к тому, что римские памятники иногда могли вызывать чувство неестественности и двойственности.
Римляне уже не могли приблизиться к греческому идеалу, потому что естественная модель мира, основа и тайна древнегреческого величия, была утрачена.
Но Рим достойно выполнил свою историческую миссию: он сохранил греческую античность для Европы, передавая и воспроизводя ценности величайшей культуры.
Римская модель мира в корне отличалась от греческой. В ней не было события отдельного человека, органично вписанного в события полиса и космоса, как у греков. Римская событийная модель была упрощена до двух событий: событие индивида было вписано в событие государства, или Римской империи.
Именно поэтому римляне обратили свое внимание на личность. Им принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с феноменально точной передачей уникальных черт лица, характеров и привычек, а также рельефы, достоверно фиксирующие исторические события в жизни империи — так называемые «исторические» рельефы и портреты.
Римский художник, в отличие от греческого, видевшего действительность через гармоничную трехсобытийную модель мира в ее пластическом единстве, стремился к анализу, расчленению целого на части, детальному и точному изображению явлений в полном соответствии с собственной двухсобытийной моделью мира. В его описаниях всегда присутствуют два взгляда на явление. Первый — с точки зрения индивида. Второй — с точки зрения империи.
Архитектура Рима достигла высокого уровня развития, как в инженерном отношении, так и в своих художественных и социальных функциях. Римляне принципиально по-новому понимали идею единства художественной формы и социального пространства.
Совершенно очевидно, что отношение римлян к форме, объему, пространству, человеку и космосу принципиально отличается от отношения греков. И важным моментом, объясняющим это отличие, является акцент на втором событии двухсобытийной римской модели мира — событии империи.
Это событие заменяет для римлянина событие космоса, предстает колоссальным в соответствии с необъятностью империи.
Даже такие монументальные бронзовые шедевры, как Капитолийская волчица, фиксируются в их связи с легендой о происхождении империи.
В свете вышесказанного становится ясно, почему античность следует понимать прежде всего как древнегреческую культуру.
Основные ценностные доминанты античной культуры
Есть несколько отличительных черт античной культуры. Во-первых, пантеизм. Греки и римляне верили во многих богов. Религия — это основа любой культуры. Если сравнить античную классику и Средневековье, то разница в мировоззрении огромна. Возможно, именно из-за пантеизма античная культура была обречена. «В Европе жизнь конечна и лишена тайны… она пуста внутри! От этого когда-то рухнул Древний Рим, несмотря на все свои легионы» [1]. Античные боги были лишены тайны, на которой покоится христианская культура. «Вера — это аргумент в пользу невидимого», — сказал герой Данте в «Божественной комедии». Для христианина Бог — это великое таинство, приобщение к которому становится целью жизни. В античном сознании боги мало чем отличались от людей, они сами были заложниками собственных страстей, редко были справедливы, и полагаться на них не стоило. Эпикур считал, что богам глубоко безразличен мир людей. Римляне в своей религиозности достигли апофеоза распущенности: завоевывая новый регион, они узнавали, каким богам там поклоняются, строили свои храмы местным божествам и пытались переманить их на свою сторону. Таким образом, римский пантеон разросся до чудовищных размеров. В любом случае, политеизм послужил основой для многих художественных произведений. Каждое древнее произведение имеет мифологическую основу.
Во-вторых, космоцентризм — восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях. «Жизненная структура Вселенной обозначалась ими ясным и твердым словом «космос». По мнению пифагорейцев (VI век до н.э.), например, музыкальная гармония, выражаемая определенным числом, соответствует одновременно космической «музыке небесных сфер» и человеческой добродетели, которая, в свою очередь, служит основой эзотерического религиозного и социального союза. Уже тогда, в пору мировоззренческой юности человечества, внимательный ум постиг — хотя еще не знал, как это назвать — Единое, присущее как общее начало общей судьбы в таких различных видах совершенств, как космос, идея, душа, жизнь» [2]. В представлении греков и римлян космос имел вид сферы (идеальная форма), был упорядочен и существовал по определенным законам, которым подчинялись даже боги. Больше всего античных философов интересовали вопросы мироустройства. Так, в досократовский период греческие мыслители пытались понять происхождение всех вещей, сущность окружающего мира. Именно поэтому их называли физиками. Фалес, представитель милетской школы, считал, что первоначалом является вода (вещество), Анаксимен объявил первопричиной воздух, Гераклит — огонь. Греки еще не дошли до мысли о Боге как первопричине всего сущего, в том числе и самих себя. Это понятно, если мы рассмотрим греческое ощущение времени.
Когда мы говорим о христианском восприятии времени, мы имеем в виду прямой вектор, идущий от потерянного рая к Страшному суду. «Суд Божий — это не только поражение, но и победа… всегда виден день первый и день последний» [3]. Вектор, однозначно, направлен вниз: первые люди говорили напрямую с Творцом, а последними будет править Антихрист. В древнем мире все устроено гораздо гармоничнее: время циклично. Мир умирает, но затем возрождается вновь. Гераклит говорил: «Космос всегда был, есть и будет вечно живым огнем, с мерами пламени и мерами угасания». Как философский «огнепоклонник», Гераклит оказывается, по сути, истинным консерватором, ибо он направляет свои усилия на выявление и поддержание объективного ранга». [2]
Античное искусство
Согласно философии Платона, ни один художник не создает идею (эйдос), а только «видимость вещей», которые сами являются отражением идеи, и поэтому живописец или скульптор — подражатель подражателей, творец призраков, а изобразительное искусство «имеет начало с низменного, легко воспроизводимого, преобладающего над разумным». Такое негативное отношение к мимесису (которое постепенно преодолевалось в ходе развития античной философской мысли) можно объяснить прежде всего тем, что художественное творчество еще не оформилось в самостоятельную форму человеческой деятельности. Абсолютное творчество существовало только в совершенном и прекрасном космосе. Большей красоты невозможно было представить, поэтому человек был лишь подражателем. Искусство понималось в самом широком смысле и обозначалось словом techne — умение, мастерство, способность. Искусство включало в себя математику, медицину, строительство и ткачество. Несколько позже появилось только два вида искусства: выразительное и конструктивное. К экспрессивным искусствам относились танцы, музыка и поэзия; к конструктивным — архитектура, скульптура и живопись. Выразительные искусства были связаны с понятием катарсиса (греч. katharsis означает очищение) — эмоционального освобождения, «очищения души» от чувственности и телесности. Позднее Ницше назовет это искусство «дионисийским», поскольку оно выросло из древнего мистического культа Диониса; другое, соответственно, «аполлоническим». Однако Аполлон, бог солнечного света, и ведомые им Музы (дочери Зевса и богини памяти Мнемосины) изначально покровительствовали музыке, танцам, поэзии, истории, астрономии, комедии и трагедии. Архитектура и скульптура, связанные с презираемым физическим трудом, считались низшими, «механическими». Им покровительствовали Афина и Гефест. Только позднее, в классический и академический периоды, Аполлон стал символом гармонии и красоты и олицетворением «изящных искусств»: архитектуры, живописи и скульптуры. Идея рациональности и размеренности античного искусства наиболее ярко проявилась в архитектуре и в симметрии и равновесии форм — в скульптуре. И то и другое объединяет антропоморфизм, проявляющийся как изображение (имитация) одухотворенного пространства человеческого тела. Именно поэтому греческая архитектура скульптурна (изобразительна), а скульптура архитектонична. Весьма показательно, что древние эллины не создали искусства архитектуры в современном понимании этого слова — как художественного осмысления пространства. В греческом и латинском языках вообще нет слов для обозначения «пространства». Греческое «топос» или латинское «локус» означает «место», «конкретная местность», а латинское «спатиум» — поверхность какого-либо тела, расстояние между двумя точками на ней, а также: земля и почва в очень материальном смысле. Пифагорейцы особенно ценили понятие «тетратон» — единство точки, линии, поверхности и объема, символизирующее принцип «телесности» (греч. somato). Античное искусство не развивало понятие «протяженности» в нематериальном, абстрактном смысле. Именно поэтому греки, даже в своей архитектуре, были более скульптурны; их мышление характеризовалось тактильным восприятием формы [6].
6] Все античное искусство построено в соответствии с ценностями греков и римлян. Это можно доказать на примере «Илиады» Гомера. В основе повествования лежит миф о яблоке. Эрида, богиня раздора, посадила на свадьбе яблоко, на котором написала «прекраснейшая». Этот плод увидели три богини — Афина, Афродита и Гера. Учитывая психологию женщин, нетрудно догадаться, что произошло дальше. В спор трех богинь был втянут Парис, и он отдал свое предпочтение Афродите. Она отдала ему Елену, и началась Троянская война. Весь эпос пропитан мифологией. Здесь есть боги, герои и артефакты.
Гомер выстраивает свой эпос в соответствии с космической гармонией: количество песен соответствует количеству букв в греческом алфавите, песни расположены симметрично, то есть за первой песней следует последняя, за второй — предпоследняя и так далее. Космос един, поэтому боги тоже ведут борьбу, они не могут оставаться в стороне. Из-за злой судьбы гибнет быстроногий Ахилл, а Улисс в «Одиссее» десять лет не может вернуться домой.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Планетарные масштабы экспансии техногенной цивилизации и ускорение хода человеческой истории
- Культура и природа
- Справедливость: понятие, проявление и сферы
- Целостность истории. Субстанциональный и функциональный аспекты
- Способы представления человека в индийской философии
- Мартин лютер, основатель лютеранства
- Идеи социальной философии в эпоху Возрождения — Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени
- Основные понятия эстетического компонента духовной жизни общества
- Философия науки и техники
- Общая характеристика, основные этапы и особенности античной философии