Оглавление:
Сенсорное развитие ребенка включает формирование и восприятие образов внешних свойств предметов — их формы, цвета, размера, пространственного положения, запаха, вкуса и т.д.
Трудно переоценить важность сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве. Этот возраст наиболее благоприятен для развития сенсорной активности и накопления представлений об окружающем мире. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А. Запорожец, А. Усова, Н. Сакулина и др.) справедливо считают, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одним из основных аспектов дошкольного образования.
Развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста необходимо в первую очередь для подготовки их к школе. Они начинают осваивать сложную школьную программу в первом классе.
Ребенок и игра не могут быть разделены. Если ребенок не играет, это значит, что он спит или делает что-то еще, что мешает ему играть. В остальное время ребенок играет.
Для детей дошкольного возраста игра — это способ познания окружающей среды. Играя, они узнают о цветах, формах, материалах, пространственных отношениях, растениях и животных. Через игру ребенок учится преодолевать трудности. Она развивает изобретательность, находчивость и инициативу.
Тема нашего исследования не нова для дошкольного образования, но она очень актуальна, так как значительная часть дошкольного воспитания и обучения проходит в форме и с помощью дидактических игр. Учитывая это, задача учителя — направить игровое поведение ребенка в нужное русло. И с этой целью педагоги не всегда могут правильно подобрать, организовать и провести дидактическую игру, направленную на развитие представлений о сенсорных цветовых эталонах и достижение эффективных результатов.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью развития представлений о сенсорных цветовых эталонах дошкольников и отсутствием должной организации дидактической игры для решения этой проблемы.
В дошкольном образовании дидактические игры долгое время считались основным средством сенсорного воспитания. Они почти полностью отвечают за развитие органов чувств ребенка. Многие из этих дидактических игр представлены в работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тичева, Ф.И. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкая, Е.И. Удальцова и др.), а также в специальных сборниках игр.
В настоящее время, когда система сенсорного воспитания разрабатывается на основе принципов дидактики детского сада, роль дидактических игр существенно меняется.
Однако, по мнению В.Н. Аванесовой, невозможно решить все проблемы сенсорного воспитания на занятиях, основанных на непосредственном обучающем воздействии взрослых, и дидактические игры по-прежнему играют важную роль.
В.Н. Аванесова утверждает, что в одних случаях дидактические игры функционируют как игровая форма и используются со всеми детьми организованно на школьных уроках, в других случаях они используются в повседневной жизни, на уроках самостоятельной игровой деятельности.
В психолого-педагогическом словаре дидактические игры понимаются как игры, специально разработанные или адаптированные для целей обучения.
Дидактические игры — это игры с правилами, которые специально разработаны педагогикой для обучения и воспитания детей.
Сущность и значение сенсорного воспитания
Сенсорное развитие является как основой общего интеллектуального развития ребенка, так и имеет самостоятельную ценность, поскольку полноценное сенсорное восприятие необходимо для успеха ребенка в дошкольном, школьном и многих видах трудовой деятельности, включая успешное обучение.
Познание начинается с восприятия предметов и явлений в окружающем нас мире. Все остальные формы познания — обучение, мышление, воображение — основаны на образах восприятия и являются результатом их обработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без полноценного восприятия.
В детском саду дети учатся рисовать, лепить, строить, узнают о природных явлениях, начинают осваивать основы математики и грамоты. Приобретение знаний и навыков во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам объектов, их рассмотрению и использованию.
Готовность ребенка к школе во многом зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, с которыми сталкиваются дети в начальной школе (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате появляются искажения в написании писем, в редактировании рисунков, неточности в изготовлении поделок на уроках рукоделия. Иногда ребенок не может воспроизвести паттерны движений на уроках физкультуры.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает шансы на успешное обучение. Не менее важно помнить, что высокий уровень такого развития важен для человеческой деятельности в целом и творческой деятельности в частности. Важнейшее место среди навыков, обеспечивающих успех музыканта, художника, архитектора, писателя, дизайнера, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью схватывать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звука и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигнутом в раннем детстве.
Важность сенсорного развития ребенка для его последующей жизни ставит перед теорией и практикой дошкольного образования задачу разработки и применения наиболее эффективных средств и методов дошкольного сенсорного воспитания. Основным направлением сенсорного воспитания должно стать формирование у ребенка сенсорной культуры.
Концепция «сенсорной культуры» была введена в дошкольное образование благодаря работам М. Монтессори. Однако он считал, что для приобретения такой культуры достаточно систематически тренировать органы чувств ребенка в различении формы, цвета, размера и других свойств предметов. Эта точка зрения была ошибочной; она не учитывала, что развитие ребенка принципиально отличается от развития маленьких животных. Ребенок развивается посредством «социального наследования», которое, в отличие от биологического наследования, является не проявлением врожденных способностей, а приобретением социального опыта. Сенсорная культура ребенка является результатом усвоения сенсорной культуры (общепринятых представлений о цветах, формах и других свойствах вещей), созданной человечеством.
Усвоение сенсорных эталонов
В сенсорном воспитании важно развивать представления детей о сенсорных нормах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. Семь цветов спектра и их оттенки светлоты и насыщенности служат сенсорными мерами цвета, геометрические фигуры — мерами формы, а метрическая система измерения — мерами размера. Они имеют свои собственные типы эталонов в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, отношения высоты и тона) и свои собственные типы эталонов во вкусе и обонянии.
Усвоение сенсорных норм — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся дошкольным возрастом и имеющий свою историю. Усвоить сенсорный ориентир — это не значит научиться правильно называть тот или иной признак (как иногда думают неискушенные учителя). Необходимо иметь четкие представления о видах свойств и, самое главное, уметь использовать эти представления для анализа и различения свойств различных объектов в различных ситуациях. Другими словами, освоение сенсорных стандартов означает использование их в качестве «единицы измерения» для оценки свойств материалов.
В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа интеллектуального, эстетического, физического и трудового воспитания ребенка.
Дошкольный возраст — это возраст, когда формируются и развиваются сенсорные процессы. Именно поэтому сенсорное воспитание занимает самое важное место в этот период.
Педагогическое сенсорное воспитание понимается как система педагогических воздействий, направленных на развитие способов сенсорного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Слово «сенсорный» происходит от латинского sensus — «чувство», «ощущение», «восприятие», «сенсорный факультет». Изучение окружающего нас мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче восприятие и представления, тем более широкую и разнообразную информацию получает человек об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура детей и уровень развития их ощущений и восприятий являются важными предпосылками успешной познавательной деятельности.
Сенсорная культура также важна для эстетического воспитания. Способность различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков позволяет нам лучше понимать произведения искусства и музыки, получать удовольствие от прослушивания музыки, рассматривания картин, скульптур и т.д.
Педагоги считают, что сенсорное воспитание должно происходить через различные виды деятельности — визуальную, конструкторскую, музыкальную и двигательную, когда дети знакомятся с окружающей средой через игру.
В отечественной науке выделяют два основных сенсорно-моторных метода — тестирование и сравнение.
Исследование — это специально организованное восприятие объекта с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.
Развитие сенсорной активности ребенка происходит не само по себе, а только через приобретение социального сенсорного опыта, через практику и обучение. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенок специально обучен исследовать объекты в соответствии с соответствующими сенсорными стандартами.
Содержание и методика формирования представлений о сенсорных эталонах
Сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия действительности, является основой для познания мира, первым этапом которого является сенсорный опыт. Успех интеллектуального, физического и эстетического воспитания во многом зависит от уровня сенсорного развития ребенка, то есть от того, насколько хорошо он слышит, видит и чувствует окружающую среду.
Дети на всех этапах жизни наиболее чувствительны к определенным воздействиям. При этом каждый возрастной этап является благоприятным для дальнейшего нервно-психологического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем младше ребенок, тем важнее сенсорный опыт в его жизни. На этапе раннего детства восприятие свойств предметов играет решающую роль. Н. М. Шелованов назвал первые годы «золотым веком» сенсорного воспитания.
Эта проблема занимала центральное место в истории дошкольного образования на всех этапах его развития. Выдающиеся представители дошкольной педагогики разработали различные дидактические игры и упражнения для ознакомления детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем этих авторов с точки зрения принципов теории сенсорного воспитания позволяет увидеть необходимость, в свете последних психолого-педагогических исследований, разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов.
Решение задач осуществляется последовательно на каждом занятии, ориентируясь на текущий уровень сенсорного развития детей и стремясь в будущем получить комплексную программу сенсорного воспитания дошкольников.
Первый принцип основан на обогащении и углублении содержания сенсорного воспитания, которое исходит из необходимости широкой ориентации детей в материальной среде с раннего возраста, т.е. не только традиционного ознакомления с цветом, формой и величиной предметов, но и развития звукового анализа речи, музыкального слуха, мышечных ощущений и т.д. Учитывая, что эти процессы играют важную роль в музыкальной и рисовальной деятельности, речевом общении, простейшей работе оперы.
Второй принцип предполагает сочетание сенсорной активности и разнообразной интеллектуальной деятельности детей, что обеспечивает углубление и совершенствование педагогической работы и позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В этом виде деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их важность для решения важных жизненных задач.
Третий принцип теории сенсорного воспитания заключается в том, что дети должны быть оснащены общими знаниями и навыками, позволяющими им ориентироваться в окружающей действительности. Свойства и качества предметов и явлений настолько разнообразны, что невозможно ознакомить ребенка со всеми без ограничения и рассказать ему о каждом в отдельности. Правильная ориентация детей в окружающей среде может быть достигнута в результате конкретных действий, направленных на изучение размера, формы и цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы использования определенного вида свойств для решения нескольких сходных задач.
Четвертый принцип предполагает развитие систематических представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — мерилом — для исследования любого объекта, т.е. ребенок должен соотносить получаемую информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового объекта.
Особенности организации дидактической игры по формированию представлений о сенсорных эталонах
Дидактическая игра [греч. didactikos — поучительный] — это специально разработанная игра, которая выполняет определенную дидактическую задачу для ребенка в игровой ситуации, скрытую за игровыми действиями. Многие дидактические игры основаны на принципе автономного обучения, когда игра сама направляет ребенка на приобретение знаний и навыков. Дидактические игры являются методической формой обучения [2].
Дидактическая игра не является каким-либо действием с учебной программой, а также обязательной игровой техникой в классе. Это конкретная, здоровая и достаточно осмысленная деятельность для детей. У него есть свои мотивы и способы действия. Развивающие дидактические игры включают в себя готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общение и действия с предметами). Все это определяется целью игры, т.е. для чего она предназначена и какова ее цель.
Цель игры всегда двоякая: 1) познавательная, то есть чему мы должны научить ребенка, какие способы действий с предметами мы должны передать ему в этой игре; 2) воспитательная, то есть какие способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям мы должны привить ребенку. В обоих случаях цель игры должна быть сформулирована не как передача определенных знаний, навыков и умений, а как развитие у ребенка определенных психических процессов или способностей. Для того чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в приобретение знаний и навыков, она обязательно должна включать игровой план, то есть игровую ситуацию, в которую вводится ребенок и которую он ощущает как свою собственную. При разработке спектакля следует учитывать особые потребности и склонности детей и их особый опыт.
Намерение игры выражается в игровых действиях, которые предлагаются ребенку для того, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других — выполнить определенные движения, в третьих — обменяться предметами и т.д. Игровая деятельность всегда включает в себя учебную задачу, т.е. то, что является самым важным условием для каждого ребенка, чтобы быть личностно успешным в игре и иметь эмоциональную связь с другими участниками. Учебная задача требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но при этом приносит наибольшее удовлетворение. Содержание учебного задания может быть самым разнообразным: не убегай раньше времени, или назови форму предмета, успей найти нужную картинку за определенное время, запомни определенные предметы и т.д. Игровой материал также побуждает ребенка к игре. Это важно для обучения и развития ребенка и, конечно, для реализации игрового плана. Наконец, самая важная особенность дидактической игры — это правила игры. Правила игры дают детям понять цель игры, игровые действия и учебную задачу. Чтобы игра действительно увлекла детей и затронула их лично, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Взрослый своими действиями и эмоциональным общением с детьми вовлекает их в совместную деятельность, делая ее значимой и важной для них. Он становится центром притяжения пьесы. Это очень важно на первых этапах освоения новой игрушки, особенно для детей младшего дошкольного возраста. В то же время взрослый организует и направляет игру — помогает детям преодолевать трудности, оценивает их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и замечает некоторые детские ошибки. Сочетание двух разных ролей взрослого — участника и организатора — является важной особенностью развивающей игры. Поскольку дидактическая развивающая игра — это активная и осмысленная деятельность, в которой ребенок участвует добровольно и охотно, полученный новый опыт становится его личной собственностью, поскольку его можно свободно применять в других контекстах (поэтому нет необходимости подкреплять новые знания).
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченным развитием
- Виды и специфика педагогической деятельности
- Сюжетно-ролевая игра, ее роль в воспитании и развитии ребенка
- Теория и методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
- Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста
- Н. К. Крупская А. С. Макаренко об игре как целенаправленной творческой деятельности, о связи ее с трудом
- Комбинаторное мышление
- Технология индивидуализации обучения
- Использование игр для обучения говорению на начальном этапе изучения иностранного языка
- Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ