Для связи в whatsapp +905441085890

Техническая практика и ее роль в становлении экспериментального естествознания в XVIII в.

Естествознание — это совокупность наук о природе. Наука — это сфера человеческой деятельности, задачей которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений реальности, которая является объектом ее изучения, на основе открытых ею законов.

Концепция в науке — это способ понимания и интерпретации каких-либо явлений, это основная точка зрения. Парадигма — это строго научная теория, которая является доминирующей в определенный исторический период в научном обществе. Существует также мировоззрение как система обобщенных представлений об объективном мире и роли человека в нем, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе.

Объект естественных наук:

  • Различные формы движения материи в природе.
  • Лестница последовательных уровней организации материи и их отношение друг к другу.
  • Фундаментальные формы всего сущего — пространство и время.
  • Правовая связь природных явлений общего и особенного рода.

Целями естественных наук являются:

  • Найти сущность природных явлений, их законы и на этой основе создать теории или создать новые явления.
  • уметь применять законы на практике.

В целом можно сказать, что естественные науки имеют прямую цель, а именно познание естественных законов и, следовательно, истины. Конечной целью является содействие практическому применению этих законов. История науки полна рассказов о случайных событиях. Гальванические токи, радиоактивность, рентгеновские лучи, радиоизлучение Галактики, пенициллин, фуксин, почти все химические элементы и многие другие были открыты случайно. Кроме того, почти в каждом экспериментальном открытии присутствует элемент случайности. Открытие — это обнаружение чего-то нового, неизвестного, необъяснимого по отношению к существующим научным идеям. Так что открытие оказалось чистой случайностью. Но случайность и необходимость — это неразрывное единство. В объективной реальности нет таких явлений, которые были бы просто ненужными или просто случайными, лишенными случайных признаков или необходимой связи. Там, где есть необходимость, всегда есть случайность, и наоборот: случайность — это неявная необходимость. Необходимость вообще проявляется массой случайностей, поэтому наличие случайностей того или иного рода в научных открытиях не может быть аргументом для отрицания закономерностей в развитии науки. Развитие науки зависит от многих причин, среди которых можно выделить следующие:

  • Потребности материального производства;
  • Практические потребности общества;
  • Экономическая система;
  • Уровень культурного развития;
  • Формы общественного сознания;
  • Уровень, достигнутый самой наукой.

Важность этих причин различна. Первичное знание возникло не из теоретических устремлений, а из непосредственного плана. Поэтому необходимо было привести их в систему, установить связь и взаимосвязь явлений, простейшие законы. Таким образом, первые зачатки науки появились как особая отрасль интеллектуальной деятельности в рабовладельческих обществах Древнего Египта, Ассирии, Вавилонии, Греции и Рима. Можно сказать, что наука в Древнем Риме возникла в связи с потребностями социальной практики. В XVI-XVII веках в ходе исторического развития наука превратилась в производительную силу и главный социальный статус, влияющий на все сферы жизни общества. Начиная с семнадцатого века объем научной деятельности удваивался примерно каждые 10-15 лет. Сюда входит рост открытий, количество исследователей, объем научной информации.

Естествознание в XVIII в

Современная эпоха охватывает три столетия — 17, 18 и 19 века. 17 век знаменует собой начало эпохи модерна. Галилей, Кеплер, Декарт и Ньютон были основателями современной науки в этот трехвековой период. В XVII веке капиталистический способ производства усилился. Развитие экономики требовало расчетов национального дохода, индивидуальных доходов, коэффициентов рождаемости и смертности и т.д. Предпринимательский расчет становится нормой повседневной жизни. Его основой является количественная оценка. Университетская наука, увлеченная проблемами античности и занимавшаяся абстрактными вопросами, вытекающими из практических потребностей, оказалась своего рода «закрытой системой», изолированной от реальных нужд общества. Поэтому развитие естественных наук в это время осуществлялось в основном за пределами университетской науки. Особенность этого периода характеризуется следующим образом:

Недовольство технической интеллигенции состоянием университетской науки имело вполне реальные практические причины — оно было продиктовано жизненной необходимостью. Несмотря на то, что производство было в основном «мануфактурным», новые приборы, машины и аппараты вошли в практику строительства, транспорта, военного и некоторых видов производства. Разработка технологических правил и новых конструкций, как и прежде, основывалась на производственных экспериментах. Но теперь они уже не применялись к простейшим машинам, на которых основывалась технология Средневековья; напротив, в этих экспериментах участвовали целые подразделения новых механических и гидравлических устройств. Варьирование условий и анализ результатов экспериментальных испытаний стали гораздо более сложными, менее очевидными и трудноразличимыми. Производители, инженеры и дизайнеры нуждались в научном руководстве, чтобы лучше и быстрее понимать результаты инженерных экспериментов.

Но дальнейшему совершенствованию техники и повышению качества продукции препятствовало главное противоречие эпохи — различие между достигнутым в то время относительно высоким уровнем технологических знаний и весьма грубым отставанием многих отраслей естествознания, в частности физики. В то же время в условиях, когда теоретическое естествознание отставало от практических достижений в технике, научное обобщение результатов технического опыта было очень важным. Прежде всего, возникла необходимость совершенствования методов измерения и технологических приемов формирования физических аппаратов. Накопленный опыт в машиностроении был важен и мог быть использован. В таких условиях разрыв между высшим экспериментальным уровнем физики и низшим уровнем физических теорий может быть устранен с помощью экспериментальной науки. (Метод теоретической физики позднее будет создан Ньютоном в конце XVII века).

Принцип количественного измерения в экспериментальных исследованиях становится основой естествознания. Это нашло свое выражение в изобретении разнообразных измерительных приборов — хронометров, биометров, термометров. Организованная и материальная поддержка науки была важна для эффективности физических исследований. Они основали «Академию опыта» во Флоренции (1657), Лондонское королевское общество (1667), Королевскую академию наук в Париже (1666) и Берлинскую академию (1672). На этом фоне потребность в методе построения физических теорий стала еще более острой. Галилей заложил основу для дальнейшего процесса развития естествознания, начавшегося в современную эпоху.

Работы Галилея и возникновение экспериментальной науки

Галилей родился в Пизе (недалеко от Флоренции) в обедневшей дворянской семье. Убедившись в бесплодности схоластической учености, он погрузился в математические науки. Позже он стал профессором математики в Падуанском университете и активно занимался исследованиями, особенно в области механики и астрономии. Астрономические открытия Галилея с помощью сконструированного им телескопа имели огромное значение для торжества взглядов Коперника и идей Джордано Бруно, а значит, и для прогресса материалистического взгляда на мир в целом. Он открыл кратеры и возвышенности на Луне (с его точки зрения «горы» и «моря»), увидел бесчисленные звездные скопления, образующие Млечный Путь, разглядел спутники Юпитера, распознал солнечные пятна и т.д. Астрономические открытия Галилея, особенно открытия спутников Юпитера, предоставили четкие доказательства гелиоцентрической теории Коперника, а наблюдаемые явления на Луне, которая считалась планетой, очень похожей на Землю, и солнечные пятна подтвердили представления Бруно о физическом единообразии Земли и небес.

Открытие звездного состава Млечного Пути стало косвенным доказательством бесчисленности Вселенной. Открытия Галилея вызвали ожесточенную полемику со схоластами и церковниками, защищавшими аристотелевско-птолемеевское мировоззрение. Если до этого момента, по причинам, указанным выше, католическая церковь вынуждена была терпеть взгляды тех ученых, которые принимали теорию Коперника как гипотезу, а ее идеологи считали, что доказать эту гипотезу невозможно, то теперь, когда такое доказательство появилось, римская церковь решила запретить пропаганду взглядов Коперника даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника была внесена в «список запрещенных книг» (1616). Все это поставило работу Галилея под удар, но он продолжал работать над улучшением доказательств истинности теории Коперника.

Огромную роль в этом сыграли и работы Галилея в области механики. Преобладавшая в этот период схоластическая физика, основанная на поверхностных наблюдениях и умозрительных расчетах, была переполнена идеями о движении вещей в соответствии с их «природой» и назначением. Галилей создал важнейшую отрасль механики — динамику, то есть изучение движения тел. Изучая вопросы механики, Галилей открыл ряд ее фундаментальных законов: Пропорциональность расстояния, пройденного падающими телами, квадрату времени их падения; равенство скоростей падения тел разного веса в безвоздушной среде (вопреки мнению Аристотеля и схоластов о пропорциональности скорости падения тел их весу); сохранение прямолинейного равномерного движения, данного каждому телу до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не перестанет его останавливать (что впоследствии было названо законом инерции), и др.

Философское значение законов механики, открытых Галилеем, и законов движения планет вокруг Солнца, открытых Иоганном Кеплером (1571-1630), было велико. Понятие закономерности, естественной необходимости родилось, так сказать, с появлением философии. Открытие законов механики Галилеем и законов движения планет Кеплером, которые трактовали понятие этих законов строго математически и освободили их понимание от элементов антропоморфизма, поставили это понимание на физические основы. Таким образом, впервые в истории развития человеческого знания понятие естественного права приобрело строго научное содержание. Законы механики также были применены Галилеем для доказательства теории Коперника, которая была непонятна большинству людей, не знавших этих законов. Например, с точки зрения «здравого смысла» кажется вполне естественным, что движение Земли в пространстве должно создавать сильнейший вихрь, сметающий все с ее поверхности. В этом кроется один из самых «сильных» аргументов против теории Коперника. Галилей утверждал, что равномерное движение тела никак не отражается на процессах, происходящих на его поверхности. На движущемся корабле, например, падение тел происходит так же, как и на неподвижном. Таким образом, удалось найти равномерное и прямолинейное движение на самой Земле.

Все эти идеи великий ученый сформулировал в диалоге о двух основных системах мира — птолемеевой и коперниканской (1632), в котором научно доказал истинность теории Коперника. Эта книга послужила поводом для импичмента Галилея со стороны католической церкви. Ученый был отдан под суд римской инквизиции, и его знаменитый процесс состоялся в 1633 году, когда его заставили официально отречься от своих «заблуждений». Его книга была запрещена, но церковь не смогла остановить дальнейший триумф идей Коперника, Бруно и Галилея. Итальянский мыслитель вышел победителем. Используя теорию двойной истины, Галилей решительно отделил науку от религии. Например, он утверждал, что природу следует изучать с помощью математики и опыта, а не Библии. В познании природы человек должен руководствоваться только собственным разумом.

Предметом науки является природа и человек. Предметом религии является «благочестие и послушание», сфера нравственного действия человека. Это были его слова. Из этого Галилей сделал вывод о возможности безграничного познания природы. И здесь мыслитель вступил в конфликт со схоластическими и догматическими представлениями о неизменности положений «божественной истины», зафиксированных в Библии, в трудах «отцов церкви», схоласта Аристотеля и других «авторитетов». Отталкиваясь от идеи бесконечности Вселенной, великий итальянский ученый утверждал, что познание истины — это бесконечный процесс. Это схоластическое противоречие также привело Галилея к новому методу поиска истины. Как и многие другие мыслители эпохи Возрождения, Галилей отрицательно относился к схоластической, силлогистической логике. Традиционная логика, утверждал он, способна исправлять логически ошибочные идеи и незаменима для передачи другим уже открытых истин, но она не способна привести к открытию новых истин и, следовательно, к изобретению новых вещей.

И именно к открытию новых истин должна привести подлинно научная методология, по словам Галилея. Разрабатывая такую методику, Галилей был убежденным и страстным сторонником опыта как единственного пути, который может привести к истине. Стремление к экспериментальному исследованию природы было характерно и для других ведущих мыслителей эпохи Возрождения, но, к чести Галилея, он разработал принципы научного исследования природы, о которых мечтал Леонардо. Если подавляющее большинство мыслителей эпохи Возрождения, придававших особое значение опыту в изучении природы, имели в виду опыт как простое наблюдение явлений, пассивное их осознание, то Галилей продемонстрировал решающую роль эксперимента, то есть систематически поставленного опыта, посредством которого исследователь якобы задает вопросы природе и получает на них ответы.

При изучении природы, утверждал Галилей, ученый должен использовать два метода: резолютивный (аналитический) и композиционный (синтетический). Под композиционным методом Галилей подразумевает дедукцию. Но он понимает дедукцию не как простой силлогистический метод, приемлемый даже для схоластов, а как математический метод вычисления фактов, интересующих ученого. Многие мыслители того времени, возрождая древние традиции Пифагора, мечтали о таком исчислении, но именно Галилей впервые поставил его на научную основу. Ученый продемонстрировал огромную важность количественного анализа, точного определения количественных соотношений в изучении природных явлений. Таким образом, он нашел научную точку соприкосновения между экспериментально-индуктивным и абстрактно-дедуктивным методами изучения природы, что позволило объединить абстрактное научное мышление с конкретным восприятием явлений и процессов природы. Возникновение этой методологии было связано со спецификой самого научного знания, начиная с выяснения простейшей формы движения материи — с движения тел в пространстве, изучаемого механикой.

Эта особенность методологии, разработанной Галилеем, определила и характерные черты его философских взглядов, которые в целом можно охарактеризовать как черты механистического материализма. Галилей рассматривал материю как абсолютно реальную, физическую субстанцию с корпускулярной структурой. Здесь мыслитель возобновил взгляды древних атомистов. Галилей, в отличие от древних атомистов, связал атомистическую интерпретацию природы с математикой и механикой, заявив, что книгу природы нельзя понять, не овладев предварительно ее математическим языком, знаками которого являются треугольники, круги и другие математические фигуры.

Поскольку механистическое понимание природы не может объяснить ее бесконечное качественное разнообразие, Галилей, следуя Демокриту, стал первым философом нового времени, который развил идею о том, что цвет, запах, звук и т.д. являются субъективными. В своей работе «Человек из пробирки» (1623) мыслитель указывает, что частицы материи имеют определенную форму, размер, занимают определенное место в пространстве, движутся или покоятся, но не имеют цвета, вкуса или запаха, которые поэтому не являются существенными для материи. Все чувственные качества возникают только в воспринимающем субъекте. Мнение Галилея о том, что материя в своей основе состоит из некачественных частиц вещества, в корне отличается от взглядов философов, которые приписывали материи, природе не только объективные качества, но и живость. В механистическом взгляде Галилея на мир природа унижена, материя перестает, по словам Маркса, улыбаться человеку своим поэтически-чувственным блеском.

Механистический характер взглядов Галилея, а также идеологическая незрелость буржуазного класса не позволили ему полностью отделиться от теологической концепции Бога. Он не мог этого сделать, потому что его мировоззрение было метафизическим по своей природе, согласно которому в природе, которая в своей основе состоит из одних и тех же элементов, ничего не разрушается и не рождается нового. Подход Галилея к человеческому знанию также был антиисторическим. Галилей, например, выдвинул идею о происхождении универсальных и необходимых математических истин. Этот метафизический взгляд открывал возможность обращения к Богу как к высшему источнику наиболее достоверных истин. Эта идеалистическая тенденция еще более очевидна в понимании Галилеем происхождения Солнечной системы.

Хотя он вслед за Бруно предположил бесконечность Вселенной, он объединил это убеждение с идеей неизменности орбит планет и их скоростей. В поисках объяснения структуры Вселенной Галилей утверждал, что Бог, создавший мир, поместил солнце в центр мира и велел планетам двигаться к солнцу, изменив в определенный момент свою прямую орбиту на круговую. В этот момент работа Бога заканчивается. С тех пор природа имеет свои объективные законы, изучение которых является лишь делом науки. Этого мнения придерживалось большинство прогрессивных мыслителей XVII и XVIII веков. Научно-философская деятельность Галилея открыла новый этап в развитии философской мысли в Европе — механистический и метафизический материализм XVII и XVIII вв. Галилей (Калилео Галилей). — Галилей происходил из флорентийской знати; его первоначальная фамилия была Бонаджути, но один из его предков, Галилео Бонаджути, врач, достигший звания гонфалоньера судебной власти Флорентийской республики, стал известен как Галилео деи Галилей, и это имя перешло к его потомкам.

Атомизм Декарта

Декарт «математизирует» философию и другие науки (которые становятся приложениями универсальной математики, mathesis universalis) и, с другой стороны, делает их разновидностями расширительно понимаемой «философской механики». Развитие математической логики и широчайшая математизация естественнонаучного, гуманитарного и особенно технического знания сделали идеальный mathesis universalis более реалистичным, а внедрение в человеческий организм искусственных органов (механических в своей основе) придало гораздо больше смысла метафорам Декарта, вроде того, что сердце — это только насос, и утверждению Картезиуса, что человеческое тело — это машина, мудро созданная БОГОМ. Идеал mathesis universalis (универсальной математики) не был изобретением Декарта. Он заимствовал как концепцию, так и тенденции математики у своих предшественников и передал их своим преемникам, таким как Ньютон и Лейбниц.

Что касается механизма, то это недавнее явление, связанное с бурным развитием механики в галилеевской и постгалилеевской науке. Декарт сделал поистине революционные открытия в физике, технике и геометрии. Если сегодня декартовский метод координат уже не производит на нас впечатления, поскольку он стал неотъемлемой частью нашего научного наследия, то в то время это было событие огромной важности. «Греки, — утверждал Декарт, — не заметили тождества алгебры и геометрии ….. Иначе они не взяли бы на себя труд написать столько книг, в которых само расположение их теорем показывает, что они не владели правильным методом, с помощью которого решаются все теоремы. Это убеждение ясно выражено картезианцем Эразмом Бартолинусом, который в «Предисловии к геометрии» (1659) пишет: «Вначале было полезно и необходимо поддерживать способность мыслить абстрактно; поэтому геометры прибегали к фигурам, а арифметики — к числам.

Но эти методы недостойны великих людей, претендующих на звание ученых. Единственным великим умом был Декарт». Декарт исключает пустое пространство атомистов; по его мнению, мир полон вихрей тонкой материи (эфира), которые позволяют передавать движение из одного места в другое. Основным принципом картезианской физики является закон сохранения, согласно которому количество движения остается постоянным, в отличие от рассеивания энергии или энтропии (силы хаоса). Второй — принцип инерции (свойство тела сохранять состояние равномерного прямолинейного движения или покоя при отсутствии действующих на него сил или при отсутствии сил, уравновешивающих друг друга). Исключив все разумные свойства материи, Декарт объясняет любое изменение направления движения только толчком со стороны других тел. Тело не останавливается и замедляет свое движение только тогда, когда его останавливает другое тело. Само движение стремится сохранить направление, приобретенное в начале. Таким образом, согласно Декарту, закон сохранения и, следовательно, принцип инерции являются фундаментальными законами, управляющими Вселенной.

К этому добавляется еще один, согласно которому все вещи стремятся двигаться по прямой линии. Исходное движение является прямолинейным, и от него происходят все остальные движения. Это крайнее упрощение природы служит разуму, который хочет познать мир и управлять им с помощью теоретических моделей. Очевидна попытка унифицировать реальность, которая по своей природе разнообразна и изменчива, с помощью легко манипулируемой механической модели. Декарт видит возможность унификации (приведения чего-либо к единой системе, форме, единообразию) на основе механических моделей с геометрической основой. Вместо чисто абстрактных рациональных постулатов (как содержательных форм) ученый использует механические модели, ясные и очевидные, с конкретным содержанием.

Эффективная конкретность, присущая механической модели, однако, не является непосредственной: это плод долгой и трудной деятельности разума, благодаря которой ему удается придать воображению очевидную форму. Воображение не действует по желанию именно потому, что модели строятся исключительно на основе точных постулатов, разделяемых разумом. Реальности, которые традиционно относятся к другим наукам — жизнь и живые организмы — не подвержены процессу унификации. Но и человеческое тело, и животные организмы функционируют на основе механических принципов, которые управляют движением и взаимоотношениями. В отличие от учения Аристотеля о душе, в растениях и животных исключено все живое (растительное или чувственное). Хотя стиль рассуждений Декарта в этих частях неспецифического феномена ментальной культуры — философии, математике и физике — выглядит так, будто речь идет о самом мире, его вещах и движениях, не следует забывать, что «тело», «размер», «фигура» и «движение» изначально задуманы как «вещи рассудка», конструируемые человеческим разумом, который управляет раскинувшейся перед ним бесконечной природой. Это мир Декарта, мир построений человеческого интеллекта, который, однако, не имеет ничего общего с миром тщетного, беспочвенного воображения, ибо в этом мире интеллекта человечество уже научилось жить собственной жизнью, умножать и преобразовывать свои богатства.

Исаак Ньютон

Кульминацией второй научной революции стала работа одного из величайших ученых в истории человечества, Исаака Ньютона (1643-1727). Она включает в себя создание дифференциального и интегрального исчисления, астрономические наблюдения. Ньютон проводил свои наблюдения с помощью самодельных отражательных телескопов. Он также внес большой вклад в развитие оптики. Самое главное, он продолжил работу Галилея над классической механикой. Ньютон сформулировал 3 основных закона движения, которые легли в основу механики как науки. Первым законом был принцип инерции. Впервые она была сформулирована Галилеем.

Второй закон гласит, что ускорение тела под действием силы прямо пропорционально действующей силе и обратно пропорционально массе тела. И третий закон-закон механики Ньютона, это закон равенства действий противодействия. Этот закон гласит, что действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны. Эта система законов движения была дополнена законом всемирного тяготения. Пожалуй, ни одно из научных открытий, сделанных до сих пор, не оказало такого большого влияния на дальнейшее развитие естествознания, как открытие закона всемирного тяготения. Ученые были глубоко впечатлены степенью обобщения, которой первой достигла естественная наука. Это был поистине универсальный закон природы, которому подчинялось все малое и великое, земное и небесное. Этот закон послужил основой для возникновения небесной механики — науки, изучающей движение тел в Солнечной системе. Теория гравитации Ньютона и его вклад в астрономию стали заключительным этапом трансформации аристотелевского мировоззрения, начатой Коперником. Ученые были очарованы простотой мировоззрения, возникшего на основе классической механики Ньютона.

На этой фотографии все лишнее было отброшено: Размер небесных тел, их внутреннее состояние, бурные процессы, происходящие внутри них, не имели значения. Так, Х. Юкава пишет: «Ньютон отрезал большую часть реального мира, о котором думают физики… Конечно, Ньютон абстрагируется, но он оставляет самое главное и создает единую картину мира. Ему принадлежит строительство солнечной системы. Это один из миров. У него не было времени понять это, но Солнечная система прекрасно реконструируется в рамках его механики. В 1687 году был опубликован magnum opus Ньютона «Математические начала натуральной философии», который заложил основы современной теоретической физики. Сложные соответствия в именах Аристотеля, Птолемея, Коперника, Декарта, поглощенные и замененные блестящей ясностью Ньютона. Ньютон предложил академическому миру программу исследований, которая вскоре стала ведущей не только в Англии, но и в Европе.

Ньютон называл свою научную программу «экспериментальной философией» и подчеркивал решающее значение опыта и эксперимента в изучении природы. Ньютон критиковал последователей Декарта с его гипотезой о «вихрях». Обвинения сводились к тому, что они не уделяют должного внимания опыту и строят «гипотезы», «ошибочные предположения» для объяснения природных явлений. «Я не изобретаю гипотез» — таков был девиз Ньютона. Идеи Ньютона, основанные на математической физике и эксперименте, определили направление развития естествознания на многие десятилетия.

Заключение

Классическое естествознание говорило на языке математики. Новому естествознанию удалось выделить количественные свойства земных тел (форма, размер, масса, движение) и выразить их в математических законах. Классическое естествознание «говорило» на языке математики. Древняя наука также ценила математику, но ограничивала ее рамки «идеальными» небесными сферами, считая, что возможно только качественное, т.е. нематематическое, описание земных явлений. Новому естествознанию удалось выявить объективные количественные свойства земных тел (форма, размер, масса, движение) и выразить их в математических законах. Новоевропейская наука также нашла сильную поддержку в методах экспериментального исследования явлений со строго контролируемыми условиями. Классическое естествознание безжалостно разрушило античные представления о космосе как о всецело завершенном и гармоничном мире, обладающем совершенством, целенаправленностью и т.д. Их заменила скучная концепция бесконечной вселенной, без цели и смысла, объединенной лишь тождеством законов.

Механика стала доминантой классического естествознания, а также всей науки в наше время. Появился и четкий идеал научного знания: раз и навсегда абсолютно истинная картина природы, которую можно корректировать в деталях, но уже нельзя радикально изменить. Таковы характеристики второй глобальной научной революции, условно называемой «ньютоновской». Его результат: механистическо-научное мировоззрение, основанное на экспериментальном и математическом естествознании.

В общих рамках этой революции наука развивалась практически до конца XIX века. Как современник хочу добавить, что зная и осознавая, какой вклад был внесен в науку, автоматически хочется, чтобы каждый человек знал хотя бы историю и великие открытия, сделанные простыми людьми в столь древние времена.

Список литературы

  1. Концепции современного естествознания. Самыгин. С. Н.
  2. Курс лекций. Хорошавина С. Г.
  3. Основные концепции современного естествознания. Данилова В.С., Кожевникова Н.Н.
  4. Философские основы физики. Карнап Р.А.
  5. Структура и функции теории естествознания. Баженов Л.Б.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человек и животное: проблема тождества и различия
  2. Проблема истины в философии
  3. Нравственный прогресс: иллюзии и реальность
  4. Философия евразийства
  5. Различные интерпретации общества в истории социально-философской мысли
  6. Информационные ресурсы сознания — Происхождение сознания
  7. Фридрих Ницше, немецкий философ, представитель философии жизни
  8. Томас Гоббс, английский философ-материалист
  9. Неоконфуцианство и чжу си
  10. Подсистемы общества – сферы общественной жизни