Для связи в whatsapp +905441085890

Экономическое учение Т. Мальтуса

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Условия и механизмы формирования личности
  2. Экономическая мысль средневековья
  3. Меркантилизм — первая теоретическая концепция рыночных экономических отношений
  4. Экономическое учение А. Смита
  5. Экономическое учение Д. Рикардо
  6. Экономическое учение Дж. С. Милля
  7. Экономическое учение К. Маркса
  8. Общая характеристика маржинализма
  9. Экономическое учение П. Прудона
  10. Экономическое учение К. Сен-Симона

Введение

В данном резюме рассматриваются экономические взгляды Т. Мальтуса.

Идеи Томаса Мальтуса (1766-1834) стали заметными в экономической литературе после публикации его «Опыта о законе народонаселения» (1798). Второе, расширенное издание книги «Эксперимент … » был опубликован в 1803 году.

Рассматривая проблему народонаселения, Мальтус приходит к выводу, что все бедствия нации связаны с законами природы, особенно с общим и вечным законом народонаселения. В силу этого закона, по мнению Мальтуса, население чрезмерно по сравнению с жизненными потребностями. В то же время, благодаря чрезмерному потреблению земельной аристократии, капиталистов в целом, в экономике нет перепроизводства товаров, достаточно спроса на товары.

Т. Мальтус видел одну из главных причин войн в «нехватке места и пищи». Он подчеркнул постоянное стремление всех живых существ размножаться быстрее, чем позволяет имеющееся количество пищи. Согласно расчетам Мальтуса, население удваивается каждые 25 лет, то есть растет в геометрической прогрессии, в то время как средства существования не могут расти быстрее, чем в арифметической прогрессии при самых благоприятных условиях.

В своей теории стоимости Мальтус опирался на «догму» Смита.

Теория производственных затрат рассматривала стоимость как результат сложения производственных затрат и прибыли, рассматривая прибыль как часть производственных затрат.

Экономическое учение Томаса Мальтуса

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) был выдающимся выразителем классической политической экономии в Англии. Работы Мальтуса сформировали девятнадцатый век, но результаты их научных исследований ценны и для современной экономической теории.

Мальтус родился в деревне, недалеко от Лондона, в семье землевладельца. Его отец был образованным человеком, знавшим философов и экономистов своего времени, включая Юма и других.

Будучи младшим сыном, Мальтус традиционно был предназначен для интеллектуальной карьеры. Окончив колледж Кембриджского университета, он поступил на службу и получил должность второго священника в сельском приходе. Однако молодой Мальтус, которого всегда тянуло к наукам, также начал преподавать в колледже в 1793 году. В то же время он посвятил все свое свободное время исследованию проблемы взаимосвязи экономических процессов и природных явлений, которая увлекла его еще в юношеских дискуссиях с отцом.

В 1798 году появилась анонимно изданная книга под названием «Опыты по народоправству». Его автором был молодой пастор, впоследствии естествоиспытатель и экономист Т. Мальтус, вызвавший неисчислимые нападки. Второе и последующие издания этой книги вышли под именем автора. В общей сложности его книга была опубликована шесть раз при жизни Мальтуса, каждое издание значительно обновлялось и расширялось, включая исторические отступления и критические анализы других авторов.

Мальтус был создателем теории народонаселения, из которой вытекают определенные аналитические выводы. Эта теория сводила причину бедности к простой зависимости между темпами роста населения и темпами роста жизненных благ, которые определяют стоимость жизни. Согласно Мальтусу, любая сознательная попытка улучшить человеческое общество с помощью социального законодательства будет сметена непреодолимой массой людей, и поэтому каждый человек должен заботиться о себе сам и брать на себя всю ответственность за свои соображения.

Мальтус пытался возвести в закон утверждение, что при благоприятных условиях экспоненциально растущее население удваивается каждые 20-25 лет, а производство продуктов питания и других жизненно необходимых вещей, которое увеличивается только в арифметической прогрессии, не может расти такими же темпами. Перенаселение может стать судьбой всего человечества.

Фактически, Мальтус характеризует биологическую способность человека к размножению через его природные инстинкты, как и у животных. И эта способность, по его мнению, превосходит способность человека увеличивать пищевые ресурсы.

Мальтус объяснил неспособность увеличить производство продуктов питания не только медленным технологическим совершенствованием сельского хозяйства и ограниченностью земельных ресурсов, но, что более важно, популярным в то время «законом убывающего плодородия почвы». Более того, американская статистика, которую он использовал для доказательства геометрической прогрессии роста населения, более чем сомнительна, поскольку она не отражает разницу между числом иммигрантов в США и числом родившихся в этой стране.

Подход Мальтуса — соотнести рост населения с ростом производства, сделать необходимые расчеты и на их основе строить социально-экономическую политику — сегодня считается бесспорным. Глобальное моделирование, математические методы в экономике, социологии, социальной психологии, политологии — все это выросло из, казалось бы, примитивных достижений Мальтуса.

Личный вклад Мальтуса в развитие классической политической экономии не ограничивается показом взаимосвязи между экономическими процессами и природой. Важным аспектом теории Мальтуса является его исследование проблем, связанных с реализацией совокупного общественного продукта. Дело в том, что основная проблема в экономике виделась в накоплении, в обеспечении инвестиций для дальнейшего роста производства. Возможные трудности в потреблении, то есть в реализации массы произведенных товаров, не рассматривались. Мальтус занял неожиданную для того времени позицию, согласно которой достаточный спрос и полная реализация общественного продукта невозможны и одинаково необходимы без вклада «непроизводительных классов» наряду с производительными классами. Согласно Мальтусу, бюрократия и другие непроизводительные классы общества образуют группу «третьих лиц», которые вносят свой вклад в создание и реализацию общественного продукта.

Тем самым Мальтус смело бросил вызов тем, кто допускал абсурдную идею паразитизма огромных масс людей, которые относились к непроизводительным классам из-за их деятельности, скажем, в вооруженных силах или религиозных и административных учреждениях.

Проблема, сформулированная Т. Мальтусом, и ее интерпретация в современных условиях

Английский священник и экономист Томас Роберт Мальтус (1766-1834) убедительно доказывал в своей работе «Покушение на закон народонаселения», что население растет слишком быстро — экспоненциально — и что производство продуктов питания не поспевает за ним, а растет лишь в арифметической прогрессии. Был сделан вывод, что такое расхождение между ростом населения и уровнем жизни является причиной бедности, что нет смысла помогать нуждающимся беднякам, так как это приведет к еще большему демографическому «взрыву».

Из мальтузианской концепции следует, что трудоспособное население само виновато в своих бедах. Невозможно исправить условия жизни, потому что нельзя исправить или «отменить» законы природы.

Мальтус игнорирует тот факт, что с ростом уровня жизни, улучшением материальных условий, меняются и демографические процессы, снижается рождаемость.

В теории Мальтуса важна проблема учета демографических сдвигов, анализ взаимосвязи социально-экономических процессов и тенденций в демографической сфере. Но Мальтус, хотя и неоднократно пытался усовершенствовать свою теорию, сравнивал несравнимые вещи — предполагаемый рост населения и реальные темпы роста жизненных благ.

Согласно Мальтусу, рост населения ограничивается только одним — нехваткой пищи, страхом голода. А практика говорит о другом: рост уровня жизни приводит к изменению демографической ситуации, снижению рождаемости, сознательному планированию размера семьи.

Сама проблема, которую сформулировал Мальтус в свое время, актуальна и сегодня. И не только для стран «третьего мира», где уровень жизни остается низким, а темпы роста населения существенно не меняются.

Глобализация экономических процессов требует более широкого подхода к анализу демографических тенденций. Важно представить, как они происходят в мире в целом.

За последние 10-15 лет в динамике мирового производства продовольствия наметились новые тенденции. Производство основных сельскохозяйственных культур сократилось по разным причинам. Если раньше производство продуктов питания на душу населения увеличивалось, то сегодня этот показатель снижается. По прогнозам демографов, к 2030 году население Земли вырастет с 6 до 9 миллиардов человек. В результате будет расти нехватка продовольственных ресурсов.

Наиболее важные положения «теории народонаселения» Мальтуса

Теория народонаселения» Мальтуса изложена в его работе «Эксперимент о законе народонаселения…», впервые опубликованной в 1798 году и переизданной автором в 1803 году с существенными изменениями. Первая цель его исследований — «улучшение жизни человечества». Стоит отметить, что при изложении своих идей Мальтус широко использовал не только экономические, но и социологические, натурфилософские, этические и даже религиозные понятия и термины.

Мальтус рассматривал проблему народонаселения без привязки к какому-либо конкретному способу производства или общественному развитию в целом. Он говорил о «законе народонаселения» как о вечном, неизменном законе природы. По его мнению, существует непреложный закон природы, как в животном и растительном мире, так и в человеческом обществе, который «заключается в постоянном стремлении, присущем всем живым существам, расширяться быстрее, чем позволяет количество пищи в их распоряжении».

В отношении человеческого общества Мальтус утверждал, что население растет в геометрической прогрессии (т.е. как 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256), а средства существования, по его мнению, растут в арифметической прогрессии (т.е. как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…). Через два столетия, утверждал он, население по отношению к пище будет как 256 к 9; через три — как 4096 к 13; а через две тысячи лет разрыв будет бесконечным и неисчислимым. Позже эта концепция будет названа законом убывающего плодородия земли. Удвоение численности населения Земли, писал он, фактически эквивалентно уменьшению размера земного шара в два раза. И чем больше население, тем меньше пахотных земель приходится на одного человека. Таким образом, закон убывающей рождаемости приводит к тому, что продовольственные ресурсы отстают от роста населения. Мальтус никак не обосновал свое утверждение; оно было основано на чистой спекуляции, не подкрепленной никаким фактическим материалом.

Он действительно приводит факт, но он не только не подтверждает его фальсификации, но и разоблачает его нечестность как ученого. Он говорит о том, что население Северной Америки удвоилось за 25 лет, и рассматривает этот факт как доказательство того, что население растет экспоненциально. Однако в действительности, как указывает Мальтус, рост населения не является бесконтрольным. Он сам утверждает, что тезис об удвоении не имеет места. Нетрудно подсчитать, что в противном случае за 1000 лет население увеличилось бы в 240 раз. То есть, если бы в 1001 году нашей эры на Земле было два человека, то в 2001 году было бы более 2×1012, или два триллиона человек, что примерно в триста раз больше, чем сегодня.

По мнению Мальтуса, такое воспроизводство возможно только при определенных условиях, а в реальной жизни человек сталкивается с различными «препятствиями», которые можно классифицировать следующим образом:

  1. моральная сдержанность: «Долг каждого мужчины — решиться на супружескую жизнь только тогда, когда он сможет обеспечить средства к существованию своему потомству; но в то же время необходимо, чтобы предрасположенность к супружеской жизни сохранила всю свою силу, чтобы она поддерживала энергию и пробуждала в безбрачном мужчине желание достичь трудом необходимой степени благосостояния.
  2. порок: «распущенность, противоестественные связи, осквернение брачного ложа, уловки, чтобы скрыть последствия преступных и противоестественных связей».
  3. несчастья: «нездоровые, тяжелые, чрезмерные или подверженные непогоде профессии, крайняя бедность, плохое питание детей, нездоровые условия жизни в больших городах, всевозможные излишества, болезни, эпидемии, война, чума, голод».

На самом деле, удвоение населения произошло только на определенном историческом этапе развития и было обусловлено иммиграцией, а не естественным приростом населения.

Самый важный вывод, который Мальтус сделал из своего «Очерка о законе народонаселения», заключался в том, что бедность, бедность трудящихся масс, является результатом неизбежных законов природы, а не социальной организации общества. Бедные не имеют права требовать что-либо от богатых, потому что последние не виноваты в их несчастьях («Главная и постоянная причина бедности, — писал Мальтус, — мало или совсем не зависит от природы правительства или от неравного распределения собственности; богатые не в состоянии обеспечить бедных работой и пищей, поэтому, в сущности, бедные не имеют права требовать от них работы и пищи: это важные истины, вытекающие из закона народонаселения»).

Таким образом, Мальтус предельно ясно обозначил цель своей теории народонаселения — она призвана парализовать классовую борьбу пролетариата, «доказать» буржуазии тщетность и бесперспективность ее требований. Не зря Мальтус подчеркивал, что распространение его идей «среди бедных» окажет «благотворное» влияние на массы, разумеется, к выгоде правящих классов.

Делая все возможное, чтобы лишить рабочий класс его борьбы, Мальтус открыто и цинично выступал против жизненных прав рабочих, против элементарных требований человеческой справедливости. Он придерживался позиции, что рабочий класс сам навлек на себя бедность и что он может уменьшить свою бедность только путем ограничения рождаемости. В качестве мер против роста населения Мальтус предложил «моральную сдержанность» — воздержание бедняков от брака. Он рассматривал болезни, труд, голод, эпидемии и войны, которые являются истинными страданиями трудящихся, как естественное средство уничтожения «лишнего» населения.

Классическое мальтузианство и неомальтузианство

Концепция Мальтуса претерпела определенную эволюцию с течением времени. Поэтому принято различать классическое мальтузианство и его более поздние модификации, которые, в свою очередь, существуют в виде мальтузианства, продолжающего классическую линию, и неомальтузианства. Центральным политическим тезисом классического мальтузианства является утверждение о «тщетности» усилий по увеличению средств существования человека, поскольку, по мнению Мальтуса, это в конечном итоге только увеличивает число потребителей.

В ХХ веке в связи с обнаруженной несостоятельностью «арифметической прогрессии» Мальтуса (количество производимого продовольствия увеличивалось гораздо быстрее, чем темпы роста населения) У. Томпсон (США), Г. Ражо (Франция), Э. Ист (США), К.Вит-Кнудсен (Дания) и некоторые другие, пытаясь защитить основные идеи классического мальтузианства, пытались показать, что теория Мальтуса не ограничивается «прогрессиями», что основной тезис мальтузианства — «естественный» характер демографического развития.

Представители классического мальтузианства второй половины 20 века В. Вогт (США) в книге «Люди! Я призываю к спасению» (1960), а Г. Бутуль (Франция) в работах «Перенаселение» (1964) и «Отсроченный детоубийство» (1970) видит единственный выход из цивилизационного «кризиса народонаселения» в быстрых мерах по сокращению рождаемости, а также призывает против индустриализации и социальной трансформации сельского хозяйства в развивающихся странах. Г. Тейлор (США), рассмотрев «естественные» препятствия для роста населения, приходит к выводу, что этими факторами уже не являются «традиционные» средства — война, голод и эпидемии. Сегодня акцент сместился на быстрое разрушение окружающей среды из-за огромного увеличения антропогенного давления на нее. Это механизм «обратной связи», с помощью которого природа сводит счеты, так сказать, с человеком за его чрезмерное размножение.

Обновленной версией теории Мальтуса является неомальтузианство. В общественном мнении его идеи трансформировались в отказ от детей в браке. Эта идеологическая тенденция возникла в конце XIX века в форме так называемых неомальтузианских обществ, лиг, союзов и т.д. Если классическое мальтузианство полностью игнорирует и отрицает влияние социальных факторов на численность населения, то неомальтузианство признает это влияние, но приравнивает его к влиянию биологических факторов. Например, американский демограф Дж. Шпенглер пытался «примирить» биологическое и социальное в мальтузианстве. В своей теории Мальтус представлен как сторонник увеличения занятости и даже как революционер. Более того, Шпенглер видит «революционное зерно» мальтузианской теории в тезисе о «половом влечении», негативные последствия которого якобы мобилизуют людей на преодоление разрыва между темпами роста населения и увеличением запасов продовольствия.

Неомальтузианство не ограничивается чистой теорией; в своих практических рекомендациях это течение делает акцент прежде всего на биологической сфере воспроизводства человека и отодвигает на второй план как несущественные меры по преобразованию, повышению экономической эффективности, повышению уровня жизни населения. Таким образом, неомальтузианство игнорирует социальную сторону процесса воспроизводства человечества. Ведущие современные демографы США оценивают воздействие на биологический механизм рождаемости как «главный элемент» стратегических программ в отношении мирового населения, фактически игнорируя необходимые социальные, экономические преобразования.

Роль теории Мальтуса в формировании современных научных концепций

Следует отметить, что предложенное Мальтусом решение проблемы дисбаланса между потреблением и производственными возможностями продовольствия путем ограничения рождаемости неэффективно. Дело в том, что население увеличивается не только за счет естественного прироста, но и за счет увеличения продолжительности жизни и других факторов. Ограничение рождаемости в сочетании с увеличением продолжительности жизни приводит к старению общества, что снижает долю экономически активного населения. А еще есть проблемы обеспечения по старости большого количества пожилых граждан, которые приходится решать за счет остального общества.

По всей вероятности, решение проблем, поднятых Мальтусом, выходит далеко за рамки экономической теории. Теория Мальтуса оказала большое влияние на развитие различных научных концепций, от теории эволюции и естественного отбора Чарльза Дарвина до концепции устойчивого развития.

Теория Мальтуса также сыграла важную роль в появлении концепции «золотого миллиарда» — в эту величину оценивается оптимальное количество людей, населяющих Землю. И даже за формулировку вопроса о том, что делать с оставшимися пятью миллиардами, противники концепции обвиняют Мальтуса в мизантропии. Между тем, проблема очевидна: потребность человечества в пище очень скоро может превысить возможности биомассы Земли для ее удовлетворения. Как Н.Н. Моисеев отмечает, что для человечества становится неизбежным введение самоограничения, особенно в сфере производства и потребления. В современной экономической, социологической и философской проблематике вопрос об эволюции человека как глобально доминирующего биологического вида приобретает все большее значение. В основном это связано с осознанием явно проявляющихся противоречий между возможностями окружающей среды и теми антропогенными тенденциями, которые, заложенные в самой природе человека или приобретенные от нее в процессе многовекового развития, начинают носить глобальный характер, явно выходящий за пределы устойчивости регуляторных механизмов биосферы.

В.И. Вернадский, Леруа и Тейяр де Шарден представили этот комплекс проблем на широкое научное рассмотрение. Эти ученые предложили различные способы решения этих проблем. Они связаны с необходимостью изменений в мировоззрении и ценностях человечества, в его реальном понимании своей ответственности за состояние планеты и осознании своего прогрессирующего влияния на нее. Т.Р. Мальтус, несомненно, внес свой вклад в это осознание и изменение мировоззрения.

Фактически, сразу после публикации основные положения теории Мальтуса стали предметом обсуждения среди исследователей, общественных деятелей и даже светской аудитории. Наряду со сторонниками теории появились и ее критики, причем некоторые из них были весьма конструктивны. В результате труды Мальтуса цитировались специалистами в самых разных областях, от экономистов-социалистов до биологов, изучающих трофические цепи биоценозов. Труды Мальтуса оказали решающее влияние на развитие теории Дарвина.

Классики марксизма выступили с язвительной критикой мальтузианского «закона» народонаселения и раскрыли его реакционную роль. Маркс показал, что основное содержание этого «закона» основано на подмене несуществующих «вечных» и «неизменных» законов природы конкретными социально-экономическими законами капитализма.

В отличие от Мальтуса, Маркс доказал, что общего закона народонаселения не существует, что каждая общественная формация имеет свой специфический закон народонаселения. Нет и не может быть абсолютного перенаселения, а есть относительное перенаселение как специфическая черта капитализма, вызванная действием общего закона капиталистического накопления. Маркс и Ленин показали, что причиной безработицы и нищеты рабочего класса являются законы природы, а не законы природы.

Главным «аргументом» Мальтуса в пользу того, что рост натурального хозяйства значительно отстает от роста населения, был ненаучный «закон» снижения плодородия почвы.

Классики марксизма подвергли этот «закон» резкой критике и показали, что его сторонники оставляют в стороне самое главное, игнорируя рост производительных сил общества, рост технологии производства. Критикуя «закон» снижения плодородия почвы, Ленин показал, что речь идет не об общей трудности добывания пищи, а о трудности добывания пищи только для части населения — рабочего класса — и что она определяется исключительно специфическими законами капитализма, а не вечными законами природы.

Маркс охарактеризовал в более общем плане работу Мальтуса «Покушение на закон народонаселения» как «студенческий плагиат….».

Людвиг фон Мизес придавал большое значение теории Мальтуса и ее влиянию на «социальную теорию либерализма». По мнению Мизеса, теория народонаселения Мальтуса — это не что иное, как часть социальной доктрины либерализма, «хотя критики постоянно демонстрируют непонимание этого факта». «Ядром социальной теории либерализма является теория разделения труда. Только в тесной связи с ним можно правильно объяснить социальные условия действия закона Мальтуса о народонаселении. Общество возникает как объединение людей для лучшего использования естественных условий существования. По сути, общество — это запрет на взаимное истребление людей, борьба заменяется взаимопомощью, это формирует основную мотивацию поведения всех членов единого организма. В границах общества не должно быть борьбы; есть только мир. Любая борьба, по сути, препятствует социальному сотрудничеству. Сплоченный социальный организм может устранить борьбу за существование с враждебными силами. Но изнутри, когда общество состоит из взаимодействующих индивидов, оно не может быть ничем иным, как сотрудничеством», — утверждает Людвиг фон Мизес.

Затем Мизес дает собственную интерпретацию результатов Мальтуса: «Частная собственность на средства производства — это регулирующий принцип, который обеспечивает баланс между ограниченным количеством ресурсов, которыми обладает общество, и все более быстро растущим числом потребителей. Этот принцип делает каждого человека зависимым от квоты экономического продукта, социально резервируемой из коэффициента собственности и труда. Она проявляется в снижении рождаемости под давлением общества, в уничтожении лишних членов общества, как это происходит в животном и растительном царствах. Функцию борьбы за существование, однако, берет на себя «моральный тормоз», ограничение потомства.

Л. фон Мизес также отвергает обвинения в мизантропии и жестокости, выдвинутые против теории Мальтуса, и предостерегает читателей от неверных выводов: «В обществе нет и не может быть борьбы за выживание. Было бы грубой ошибкой делать такие варварские выводы из социальной теории либерализма. Вырванные из контекста и ведущие к неверному толкованию выражения Мальтуса объясняются простой неадекватностью и неполнотой первого издания, которое было написано до того, как дух классической политической экономии полностью развился. Стоит подчеркнуть тот факт, что до Дарвина и Спенсера никто не мог считать борьбу за существование в современном понимании действительным принципом поведения в человеческом обществе».

Несмотря на научную несостоятельность мальтузианского «закона» народонаселения, он имел оглушительный успех у буржуазии и ее идеологов, поскольку в значительной степени удовлетворял их классовые потребности. Самую зловещую роль этот «закон» играет сегодня.

Заключение

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) — английский священнослужитель и экономист, автор книги «Эксперимент о законе народонаселения» (1798).

Он утверждал, что бедность низшего класса объясняется двумя факторами: во-первых, законом снижения плодородия почвы, а во-вторых, слишком быстрым ростом населения. Согласно его расчетам, население Земли удваивается каждые 25 лет (растет в геометрической прогрессии), а продукты питания растут в арифметической прогрессии. Поэтому Мальтус призывал людей к разумному самоограничению и воздержанию. Он писал, что люди должны вступать в брак только в том случае, если они уверены в завтрашнем дне и способны прокормить своих детей. Мальтус был против предоставления государственных пособий бедным, поскольку они лишь смягчают естественные пределы роста населения.

Мальтузианство, в свою очередь, является теорией, разработанной в конце. XVIII века Т. Р. Мальтусом. Согласно этой теории, благосостояние населения определяется естественным законом народонаселения: темпы роста населения значительно превышают темпы роста производства продуктов питания (их соотношение, в оригинальной формулировке Мальтуса, было выведено из сравнения геометрической и арифметической прогрессий). В современном контексте проблемы, связанные с быстрым ростом населения в развивающихся странах, служат основой для периодического возрождения модифицированных форм мальтузианства.

Список литературы

  1. Агапова И.И. История экономических исследований. — Москва: В и М, 1997.
  2. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): курс лекций. — М.: БЕК, 2006.
  3. Блауг М. Экономическое мышление в ретроспективе. — М.: Дело Лтд. 1994.
  4. Диль К. Комментарии к «Основам Рикардо», Дело-М, 1997.
  5. Заррин П.И. Английская классическая политическая экономия.М. , Post Scriptum. 1994.
  6. Мейбурд Э.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. — М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.
  7. Костюк В.Н. История экономических учений: учебник. — М.: Центр, 1997 г. — Тема 3.
  8. Негиши Т. История экономической теории: учебник. — М.: АО «Аспект Пресс», 1995.- Глава 4.
  9. Розенберг И. Теория стоимости Рикардо и Маркса: критический очерк, М. Посткриптум, 1995.
  10. Титова Н.Е. История экономических учений: курс лекций. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — — 288 с.
  11. Ядгаров Ю.С. История экономических учений. — М.: Экономика, 2003.