Оглавление:
Введение
Жизнь человека неразрывно связана с наукой. Научные прорывы облегчили жизнь человечества: с развитием медицины были устранены многие ранее неизлечимые болезни, открытия в области физики позволили использовать современные технологии в повседневных целях. Активно осуществлялись полеты в космос, появилась возможность передавать данные со скоростью света.
Но человечество интересовалось наукой с древних времен. Египтяне достигли в этом больших успехов. Они научились бальзамировать тело, что привело к появлению медицинских знаний, а знания в области гигиены, диетологии, акушерства, стоматологии, анатомии были огромны. Египет считался колыбелью косметологии (что указывает на значительные познания в химии) и изучения кожных заболеваний. Они заметили изменения в положении небесных тел в определенные периоды, что привело к развитию астрономии и созданию календаря. Египтяне начали применять математические знания на практике; область их применения была широка — от подсчета урожая до таких операций, как запись сложных астрономических данных. Изучалась география.
Но разница между древними государствами в том, что роль религии была огромной. И Древний Египет, чья наука была тесно связана с религией и суевериями, не является исключением. Поэтому наряду с вполне реальными описаниями каких-либо явлений, мы можем встретить и упоминания о различных богах или сущностях, так же как в медицинских текстах, наряду с рецептами или инструкциями, встречаются тексты заклинаний.
Стоит отметить, что знания древних египтян носили прикладной характер, то есть были тесно связаны с жизнью. Накопление знаний было вызвано практическими потребностями. Древнеегипетская наука была направлена на облегчение труда. Без определенных научных знаний невозможно было управлять экономикой, строительством, военной деятельностью и управлением страной.
Письменность позволяла зафиксировать эти знания и передать их будущим поколениям.
Знания древних египтян оказали значительное влияние на развитие античной и, соответственно, европейской, а затем и современной науки.
Предметом данной работы является культура Древнего Египта. Предмет исследования — научные знания древних египтян. Цель работы — определить особенности развития этой цивилизации. Поставленные задачи — раскрыть причины развития научных знаний, выявить специфику развития определенных знаний и учесть особенности, выяснить роль египетской науки в развитии других цивилизаций.
Среди работ, посвященных этой проблеме, хотелось бы выделить труд И.М. Дьяконова, в котором он рассматривает возникновение и первые этапы развития раннеклассовых обществ и государств в долине Нила (IV-II тысячелетия до н.э.).
М.Э. Матье в своей работе подробно описала этапы развития различных сфер науки и культуры Древнего Египта, что помогло более точно определить специфику их развития.
Также хотелось бы отметить работы В.В. Струве, который посвятил себя углубленному изучению земель Древнего Востока, и в частности Египта, что позволило детально изучить историю развития древнеегипетской цивилизации.
В книге С.В. и В.А. Карпушиных дан обзор истории мировой культуры — с древнейших времен до наших дней. На материале памятников мировой культуры прослеживается взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер культуры в определенный исторический период. Проходящая через всю книгу тема взаимодействия культур показывает единство мирового культурно-исторического процесса.
Точные науки
Математические расчеты были необходимы для определения начала, максимума и конца подъема воды в Ниле, времени посева, созревания зерна и сбора урожая, необходимости измерения земли, границы которой нужно было восстанавливать после каждого разлива. Древнеегипетская математика выросла из потребностей ведения записей и экономической деятельности. Египтяне могли рассчитать площадь поля, вместимость корзины, амбара, размер кучи зерна, раздел имущества между наследниками. Математические знания должны были облегчить работу землемеров и строителей. Те же математические расчеты использовались при организации походов и экспедиций в дальние страны.
Практические задания использовались для подсчета и распределения урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов. Числа были изобретены одновременно с письменностью. Египтяне создали систему счисления, очень похожую на непозиционную десятичную систему, и создали специальные символы — цифры для 1 (вертикальный штрих), 10 (символ скобки или подковы), 100 (символ витой струны), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигура сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Они умели складывать и вычитать, умножать и делить, а также имели представление о дробях, числитель которых всегда содержит 1. Для вычислений, связанных с дробями, использовались специальные таблицы. Они также умели извлекать квадратные корни и извлекать.
Но на некоторую примитивность египетской математики указывает способ применения четырех простых арифметических операций. Например, при умножении и делении использовался метод последовательных операций. Чтобы умножить восемь на восемь, египтянин должен был выполнить четыре последовательных умножения на два. Для деления нужно было вычислить, на сколько нужно умножить делитель, чтобы получить дивиденд («5х6» выглядит как (5х2)+(5х2)+(5х2)).
Древнеегипетский математик должен был уметь быстро и точно рассчитать количество кирпичей, необходимых для строительства, количество людей, необходимых для перемещения любого артефакта.
Документ, в котором писец Хори подшучивает над «несчастным невеждой».
«Здесь вам дается пруд, который нужно выкопать. А потом ты приходишь ко мне, чтобы спросить о провизии для народа, и говоришь: «Рассчитай мне это!»…. Вот, ты построишь плотину длиной 730 локтей и шириной 55 локтей….. В верхней части он составляет 70 локтей, в середине — 30 локтей. Спрашивают, сколько кирпичей потребуется — собрались все книжники, и никто из них ничего не знает. Все они полагаются на тебя и говорят: «Ты ученый писец, друг мой, так давай же поскорее!». Вот, имя твое известно — да не будет сказано о тебе: «Есть вещи, которых ты не знаешь!». Ответьте нам, сколько кирпичей необходимо?
Вот, строится новый обелиск, высотой 110 локтей и 10 локтей в основании. Рассчитайте для нас, сколько человек потребуется для его перемещения. Не будем посылать дважды, ибо этот памятник лежит готовый в каменоломне. Отвечайте быстро!»
Египтяне знали арифметическую прогрессию. Они обладали элементарными знаниями алгебры и могли вычислять уравнения с одним неизвестным, причем неизвестное обозначалось словом «куча».
Очень характерными для форм египетской математики являются своеобразные единицы длины и символы для их обозначения. Для этого использовались некоторые части человеческого тела: палец, ладонь, ступня и локоть, между которыми египетский математик установил определенные отношения.
Ярким примером высокой степени развития древнеегипетской математики являются пирамиды. Точность измерений здания или идеальная разметка углов, глубин и уровней выступов на кладке пирамиды — лучшее тому подтверждение.
О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского бычьего папируса, содержащего решение 80 сложных задач, и Московского папируса из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, содержащего ответы на 25 задач.
Геометрия в Древнем Египте достигла высокого уровня развития. Она, как и математика, имела большое практическое значение. Египтяне умели определять площадь прямоугольника, треугольника, особенно равнобедренного, полусферы и трапеции. Древнеегипетские математики смогли вычислить площадь круга, приняв значение p равным 3,16, хотя понятия числа p у Дьяконова не существовало. «Математический папирус» сохранил решения трудных задач на вычисление объемов усеченных пирамид и полушарий. Некоторые знания геометрии позволяли создавать схематические карты местности и очень примитивные рисунки.
Была разработана метрология. Появилась четкая система мер. Мерой длины был «локоть», равный 52,3 см. Локоть состоял из семи «ладоней», а каждая ладонь делилась на четыре «пальца». Основным измерением площади был «сехат», равный 100 квадратным локтям. Основным мерилом веса был «дебен», который равнялся 91 г.
Естественные науки
Астрология играла огромную роль в жизни древних египтян. Египетские жрецы наблюдали за звездами, вероятно, с самых ранних поселений в долине Нила.
Египтяне были хорошо знакомы со звездным небом, видимым обычным глазом; они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были сгруппированы в созвездия и получили названия тех животных, на которых, по мнению жрецов, они были похожи («бык», «скорпион», «бегемот», «крокодил» и т.д.). Были составлены довольно точные каталоги звезд и карты ночного неба. Положение звезд определялось с помощью простого отвеса и доски с прорезью. Один из наблюдателей сидел лицом на север, а помощник — напротив него, так что одна звезда была видна у его плеча, другая — у локтя, а третья — над головой. Наблюдение за звездами, глядя через щель в доске так, чтобы можно было провести воображаемую линию через щели обоих наблюдателей к Полярной звезде. Эта линия была меридианом местности (египетским полуденным меридианом), который использовался для определения положения звезд. Увиденное фиксировалось в особо прочных папирусах — картах. Такие карты были составлены для каждого часа каждой ночи в году. Списки звезд и небесных тел помогали египетским астрономам определять пространственное положение. Астрономические жрецы могли предсказывать солнечные затмения и рассчитывать их продолжительность. Но эта сторона астрономических знаний была безраздельной тайной первосвященства.
сельскохозяйственный цикл года привел к необходимости создания календаря. В Древнем Египте их было два: лунный и солнечный.
Лунный календарь использовался в качестве религиозного календаря и фиксировал время проведения праздников. Лунный месяц состоял из 29 или 30 дней. За начало месяца принимался первый день невидимости старой луны. Лунный год состоял из 12, а иногда и 13 месяцев. Решение о введении дополнительного (13-го) месяца было основано на наблюдениях за гелиакическим восходом звезды Сириус (который примерно совпадает с летним солнцестоянием). Вставки всегда делались так, чтобы праздник восхода Сириуса приходился на один и тот же месяц лунного года. Год, состоящий из 13 месяцев, египтяне называли «великим годом».
Гражданским календарем был солнечный календарь. Для грамотной организации годового сельскохозяйственного цикла необходимо было уметь определить наступление следующего сезона, предсказать разлив Нила, сделать некоторые прогнозы относительно обилия паводка, чтобы он был полностью ориентирован на сельскохозяйственную деятельность. Это был один из первых солнечных календарей (создан примерно за 4 тысячи лет до нашей эры). Он использовался в административной и экономической жизни Египта, поскольку часто невозможно было заранее определить дату будущего события из-за непредсказуемости вставок в лунном календаре. Первоначально продолжительность года была установлена в 360 дней. Год делился на 12 месяцев по 30 дней, месяц — на три большие недели по 10 дней или 6 малых недель по 5 дней. Позже продолжительность года была установлена. В конце года добавлялись пять дополнительных дней, которые считались праздниками богов. В текстах надписей первые четыре месяца назывались «месяцами наводнения», следующие четыре — «месяцами роста» или «месяцами зерна», а последние четыре — «месяцами жары» или «месяцами урожая» (каждый месяц был посвящен определенным сельскохозяйственным работам). В связи с тем, что реальный солнечный год составляет около 365,25 дней, египетский Новый год наступал на один день раньше предыдущего каждые четыре года. Поэтому на протяжении веков начало египетского года смещалось по всем сезонам; за эту особенность египетский гражданский календарь получил в эпоху эллинизма название «блуждающего». Тем не менее, когда фараоны взошли на трон, они дали клятву не менять продолжительность года.
Разделение года на периоды половодья, роста и жары указывает на то, что в момент своего появления он представлялся египтянам как сельскохозяйственный год, который начинался с разлива Нила (предсказанного утренним восходом Сириуса) и содержал три времени года. Начало года совпадало с восходом Нила, то есть 19 июля, днем восхода самой яркой звезды, Сириуса. Сутки делились на 24 часа, но величина часа не была постоянной, а менялась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные — короткими, а зимой — короткими).
Наблюдение за звездами было тесно связано с верой в связь земных событий, судеб отдельных людей и целых народов с движением звезд. Египтяне верили, что звезды могут предсказывать будущее, жрецы составляли специальные календари, в которых указывались «удачные» и «неудачные» дни и даже части суток. В «несчастливые» дни запрещалось начинать какое-либо дело или даже выходить из дома, потому что «несчастье угрожало человеку».
Химия в Древнем Египте была исключительно прикладной. Главной задачей было получение веществ с желаемыми свойствами.
Он использовался в производстве стекла. Каменные украшения, бусы из цветного стекла — важнейшая отрасль ювелирного искусства древних египтян. Широкая цветовая гамма орнаментов свидетельствует о способности египетских стеклодувов использовать различные минеральные и органические добавки для окрашивания сырья. Были изобретены цветные пасты, которыми покрывали крупные бусины или которые состояли из цветной смальты.
Другим аспектом применения химических знаний была обработка кожи и ткачество. Египтяне научились дубить кожу еще в древности и использовали для этих целей природный танин, который в изобилии содержится в семенах акации, произрастающей в Египте. Для ткачества льняных и шерстяных тканей использовались различные натуральные красители. Основные цвета — синий, для изготовления которого использовался краситель индиго, и желтый.
Основным применением химических знаний было бальзамирование умерших как часть культа мертвых. Необходимость поддерживать тело в порядке во время вечной жизни после смерти требовала надежных бальзамирующих средств, которые предотвращали бы разложение и гниение тканей. В Древнем Египте были мастера-бальзамировщики, которые знали три метода бальзамирования трупов.
Рассмотрим один из них: этот метод использовался для бальзамирования тел фараонов. Сначала мозг извлекался из тела умершего, а то, что не удалось извлечь, удалялось путем введения растворяющих растворов. Затем все внутренние органы, кроме сердца, были удалены из полости тела. Извлеченные органы хранились в канопах — специальных сосудах. Полость тела омывали пальмовым вином, а мастера бальзамирования снова очищали ее молотым ладаном. Затем полость тела заполняли чистой толченой миррой, кассией и другим ладаном и зашивали. Затем тело поместили в содовый раствор на 70 дней. Насыщение мумий бальзамом иногда было настолько велико, что ткани обугливались на протяжении веков. По окончании этого периода тело обмывали, высушивали особым образом и перевязывали льном, а бинты скрепляли камедью (аналог клея).
Из этого следует, что древние египтяне знали свойства того или иного вещества достаточно хорошо, чтобы успешно сохранять тела и предметы вплоть до наших дней. Благодаря бальзамированию тела, они также знали, как устроено тело, то есть обладали глубокими знаниями анатомии.
Однако следует отметить, что химия считалась божественной наукой, и ее секреты тщательно охранялись жрецами.
Искусство медицины
Благодаря культу мертвых и особенно мумификации, древние египтяне приобрели обширные знания о внутреннем строении человеческого тела. Дробная специализация врачей была типичной; каждый врач лечил только одну болезнь. Лучшие врачи становились придворными врачами фараона и его семьи. Врач сначала отмечает симптомы болезни, затем проводит осмотр и анализ, подробно записывает данные своих наблюдений и обследований. Было выявлено около ста различных заболеваний, которые были рекомендованы для лечения. Достаточно точное описание некоторых заболеваний, их симптомов и проявлений позволяет судить о наличии у египтян определенных знаний в области диагностики.
Древнеегипетские врачи знали, что сердце обеспечивает циркуляцию крови в организме, и, согласно учению, оно является главным органом, от которого отходят сосуды ко всем конечностям тела. Они обладали знаниями о нервной системе и последствиях травм головного мозга (например, травма правой стороны черепа вызывает паралич левой стороны тела и наоборот).
Область медицинских знаний была широка. Египетские врачи лечили различные лихорадки, дизентерию, водянку, ревматизм, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство заболеваний желудка, язвы и т.д., а также различные травмы: Голова, шея, ключицы, грудь и позвоночник Авдиев В. История древнего мира. стр. 260. они могли ставить точные диагнозы.
Хирургия была высоко развита. Хирурги осмеливались проводить довольно сложные операции на черепе, носу, подбородке, ушах, губах, горле, гортани, ключицах, плечах, груди и позвоночнике. Использовались бронзовые хирургические инструменты, которые перед операцией закалялись в огне и содержались в максимальной чистоте, как и пациент, и все, что его окружало.
Были обширные знания в области гинекологии. Были описаны ранние и поздние роды и даны способы «отличить женщину, которая может родить, от той, которая не может».
Также существовали учения по гигиене, диетологии, акушерству и другим направлениям.
Особенностью египетской медицины является разделение болезней на три категории: болезнь, которую врач может вылечить; болезнь, с которой врач будет бороться (болезнь, исход которой не ясен); неизлечимая болезнь.
Пример такого лечения: «Если вы осматриваете человека, у которого рана на лбу доходит до кости — вы должны пальпировать его рану, а затем сшить края.
Ты должен сказать о нем: «У кого рана на лбу, того я исцелю».
После того как вы зашили его рану, положите на нее свежее мясо. Если ты обнаружишь, что швы на ране разошлись, то перевяжи ее двумя полосками ткани и смазывай жиром и медом каждый день, пока она не заживет».
Самой древней и важной отраслью медицины в Древнем Египте была фармакология. Врачи знали травы и их целебные свойства, поэтому лекарства изготавливались как из растительных, так и из животных ингредиентов. В качестве лекарств использовались различные растения (лук, чеснок, лотос, лен, мак, финики, виноград). Различные соки и масла получали путем выпаривания, настаивания, прессования, брожения, процеживания, минеральные вещества (сурьма, сода, сера, глина, свинец, селитра), органические вещества (переработанные органы животных, кровь, молоко), морфий. Лекарства обычно готовились в виде настоев на молоке, меде, пиве.
Косметология зародилась в Древнем Египте. Здесь было создано первое косметическое пособие царицы Клеопатры. Косметические средства использовались как в лечебных, так и в декоративных целях, проводились различные процедуры по удалению нежелательных волос, было популярно окрашивание волос и ногтей. Мыло было известно и использовалось. А когда его не было, использовали пищевую соду и золу. Женщины Древнего Египта не только искусно красили, но и изготавливали краски, пудры, румяна и белила.
Незаменимым аксессуаром на туалете были бритвы, пинцеты для удаления волос на лице и теле.
В Древнем Египте существовал ритуал очищения для полководцев, возвращающихся с битвы. В течение нескольких дней и ночей в уединении храма жрецы восстанавливали физическое и психическое здоровье полководцев с помощью грязей, глины, растительных бальзамов, массажных масел, смесей из овощей и фруктов, кислого молока, молодого пива и водных ванн, чередуя контрастные состояния активности и расслабления.
Жрецы освоили технику изготовления косметики. Они использовали многочисленные растения, масла и другие природные вещества. Специалист по косметологии имел право прикасаться к телу фараона, что было невозможно для других приближенных и вельмож Египта.
В медицине, как ни в одной другой области науки, проявилось огромное влияние религии. Врачи изначально были жрецами; каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Пациенты шли в храм, где им рекомендовали подходящего врача. Оплата за лечение производилась храму, который содержал лекаря. Все без исключения медицинские рецепты сопровождались соответствующими магическими заклинаниями и заклинаниями для конкретного случая. Например, врач должен был отмерить в специальном сосуде точную дозу лекарства для пациента:
«Этот мерный сосуд, в котором я измеряю лекарство, — это мерный сосуд, в котором Гор измерил свой глаз. Она была измерена правильно, и жизнь, здоровье и благополучие были найдены.
Измерение этого лекарства в мерном сосуде должно изгнать с его помощью всякую болезнь, которая есть в этом теле».
Только в период Нового царства в писцовых школах стали появляться медицинские трактаты. Медицина стала в значительной степени секуляризованной.
Тем не менее, религия играла важную роль в лечении болезней. Во время лечения всегда читались молитвы, и чем тяжелее была болезнь, тем, вероятно, важнее было их чтение. Египтяне верили, что чудо может исцелить больного человека. Если чуда не происходило, пациенту посылался пророческий сон, на основании которого врач мог строить свое дальнейшее лечение. В некоторых случаях пациентам разрешалось провести ночь в комнате храма, расположенной рядом со святилищем.
Древнеегипетские врачи пользовались таким высоким авторитетом на Ближнем Востоке, что иногда по приглашению своих хозяев отправлялись в соседние страны.
Достижения древнеегипетской медицины были широко переняты другими народами, например, авторами медицинских трактатов древнего мира.
Некоторые средства и методы лечения, применявшиеся древнеегипетскими врачами, используются в современной медицине.
Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до наших дней сохранилось 10 медицинских папирусов, в том числе настоящие энциклопедии, большой медицинский папирус Эберса (длина 20,5 метров) и хирургический папирус Эдвина Смита (длина 5 метров).
Среди общественных наук самым важным достижением была область исторических знаний: сохранились записи о смене царств и важных событиях.
Развитие научных знаний было обусловлено исключительно практическими целями. Благодаря развитию экономики, экономических и культурных связей с соседними народами, наблюдениям за природой происходило постепенное накопление знаний, которые носили в основном практический характер.
Влияние науки на развитие древнеегипетской цивилизации
Египет был государством, расположенным на плодородной почве в долине и дельте Нила. Сезонные разливы Нила создали здесь хорошо развитую ирригационную систему, которая требовала усилий огромной массы людей. Без накопления знаний невозможно было организовать сельское хозяйство и жизнь государства.
С развитием научных знаний в древнеегипетском языке появилось словосочетание «рех хету» (тот, кто знает вещи) для обозначения «научно образованного» человека. Такие люди были необходимы для жизни государства: в сельском хозяйстве — они определяли время разлива Нила, вели учет урожая; при дворе фараона — штат чиновников, в основном писцов, которые вели записи; в строительстве — они рассчитывали размеры здания и количество людей, необходимых для его перемещения.
Но «знающими» в Древнем Египте были не только писцы и ученые, но и вельможи и знатные женщины, которых изображали берущими показания у правителей. Грамотность была широко распространена и за пределами правящих кругов. Об этом свидетельствуют письменные инструкции для строителей, которые были наспех написаны на камнях зданий того времени.
Накопленные знания передавались следующему поколению в специальных школах. Обычно это были либо придворные школы писцов, в которых обучались дети знатных рабов, либо специальные школы при центральных государственных ведомствах, где готовили писцов для определенного отдела, например, королевского казначейства. В этих школах царила строгая дисциплина, поддерживаемая применением телесных наказаний и прививаемая специальными «воспитательными» мерами. Существовали также специальные словари — собрания терминов, сгруппированных по темам: Небо, вода, земля, растения, животные, люди, профессии, должности, иностранные племена и народы, еда, питье; а также пособия, по которым египетские писцы изучали аккадский язык.
Обучение начиналось с пяти лет и продолжалось 12 лет; школьники знатных родителей получали в этот период чины и титулы. Занятия начинались рано утром и продолжались до позднего вечера. Учеников учили сложному и трудному алфавиту, который требовал от них переписывать около трех страниц в день из специальной тетради. Студент должен был твердо усвоить не только систему правописания, но и сложную каллиграфию и стиль. Существовали высшие школы письма, которые назывались «пер анх» — дом жизни. В школе ученик сначала должен был научиться бегло читать, правильно и красиво писать, затем составлять различные деловые документы, письма, прошения, судебные документы. Он научился выбирать правильные обороты речи, правильно и образно выражать свои мысли. Молодые люди, готовившиеся стать послами, изучали иностранные языки (например, вавилонский). В школе преподавались математика и география, ученик должен был уметь нарисовать тот или иной план местности; в специальных школах преподавались астрономия и медицина.
Таким образом, существовал определенный канон знаний, необходимых для обученного писца, и к концу обучения юноши уже занимали определенное положение.
Благодаря развитию научных знаний Древний Египет стал первой мировой державой с богатым историческим прошлым, насчитывающим почти 3 тысячи лет.
Влияние древнеегипетской науки на развитие других цивилизаций
Культурное наследие Египта оказало влияние не только на древнее Средиземноморье. Это был «источник, из которого греки, римляне и позднее арабы» черпали свои знания в различных областях науки. Влияние древнеегипетской науки весьма заметно в области научных терминов. Египетские слова, обозначающие различные понятия, были заимствованы романскими, германскими и славянскими языками через греческий, латынь, иврит, арабский и широко используются до сих пор. Например, слово «химия» (от коптского слова «хими») — «Египет». Египетские врачи были известны на всем Ближнем Востоке своим искусством.
Египтяне передали технику изготовления бумаги из папируса народам Средиземноморья (Палестине и Финикии). Знания египтян в различных областях оказали значительное влияние на развитие античной и, соответственно, европейской науки. Великие мыслители древности — Фалес, Солон, Платон, Анаксимандр, Демокрит, Пифагор, Архимед — бывали в Египте и учились у египетских жрецов, которые были учеными. Греческий и римский миры заимствовали у египтян не только элементы математики, астрономии и медицины, но и некоторые взгляды и представления египтян в других областях интеллектуальной и духовной жизни.
Греки всегда считали Египет страной древней мудрости и считали египтян своими учителями. Из древнеегипетской астрономии пришла знаменитая теория концентрических сфер, в которой звезды вращаются вокруг Земли как бы вокруг центра. Греки были учениками египтян, особенно в математике и астрономии. Например, такая теорема, как теорема пропорциональности и ее применение Фалесом, была заимствована у них. Достижениями медицины пользовались авторы трактатов древности. Приемы греческого врача при обследовании пациента со смещенной челюстью напоминают приемы египетского врача, описанные в хирургическом папирусе Эдвина Смита. Нельзя обойти вниманием ряд египетских заимствований из греческой фармакопеи. Египетские рецепты проникли даже в средневековую арабскую и европейскую народную медицину.
В эпоху эллинизма он превратился в ярко выраженный центр науки, культуры и искусства. Именно в этом центре работал ученый Эратосфен, который впервые измерил дугу меридиана. Здесь Птолемей составил астрономические таблицы, которые позволили определить движение планет с высокой для того времени точностью.
Коптский язык (многие слова которого сохранились со времен фараонов, а алфавит состоит из семи демотических знаков) по праву можно назвать преемником древнеегипетского языка.
Заключение
На протяжении более чем четырехтысячелетней истории народы Древнего Египта создали высокую и разнообразную культуру, имевшую огромное значение для человечества. Из-за географической изоляции египетская цивилизация возникла как самостоятельное историческое явление. Потребности производства, социально-экономического и культурного развития привели к накоплению знаний реальности — математических, астрономических, биологических, медицинских. Достижения науки стали одной из главных причин совершенствования социально-экономических отношений и государства.
Господство религиозной идеологии не могло полностью подавить стремление человека к объективному познанию окружающей природы. В этом контексте существует понятие «знание» как таковое, высокая ценность «знания», которая ставит «знающего» человека выше всех остальных людей.
Наука в Древнем Египте развивалась благодаря особым природным условиям и географической изоляции, что исключало заимствование египтянами достижений соседних цивилизаций. Египтянам не у кого было учиться, и они первыми узнали о мире.
Наука была сосредоточена на борьбе с природой и облегчении жизни людей. Прикладной характер и тесная связь с религией могут рассматриваться как особые черты. Математика использовалась для расчетов, связанных с жизненно важными проблемами, а медицина была тесно связана с культом мертвых. Научные и естественные представления древних египтян не только успешно служили древнеегипетскому обществу, но и оказали положительное влияние на развитие науки у европейских народов.
Список литературы
- Авдеев В. История древнего мира.
- Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчок Н.М. и др. Всемирная история. — В: литература, 1996.
- Лапис И.A. В глубине веков. — Ленинград, 1961.
- Лапис И.А. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенципки. Изд. 3-е переработанное и дополненное. М.: Наука: главная редакция издательства восточной литературы, 1989.
- Матье М.Э. Древний Восток. — Москва, 1953. под редакцией акад. Струве.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Пьер Абеляр, средневековый французский философ-схоласт
- Начало философии в китае: конфуцианство, даосизм, легизм, моизм
- Понятие «нирваны»
- Сознание как фактор регуляции деятельности
- Сущность и составляющие социально-экономического управления
- Основные идеи и направления русской философии
- Своеобразие античной диалектики. Апории Зенона
- Основные представители древнекитайской философии
- Иоганн Готлиб Фихте
- Диалектика и метафизика