Оглавление:
Ускоренное развитие техногенной цивилизации сильно усложняет проблему социализации и формирования идентичности. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях, в разных культурах, адаптироваться к разным, постоянно обновляющимся обстоятельствам. Человеческие связи становятся спорадическими, они, с одной стороны, стягивают всех людей в единое человечество, а с другой — изолируют, атомизируют людей.
В чем угроза телесности человека?
Современные технологии позволяют общаться с людьми, находящимися на разных континентах. Можно вести телефонный разговор с коллегами из США, а потом включить телевизор, чтобы узнать, что происходит далеко на юге Африки, но не знать своих соседей по лестничной клетке, живя рядом с ними в течение длительного времени.
Проблема сохранения идентичности приобретает в современном мире еще одно, совершенно новое измерение. Впервые в истории человечества (возникла реальная опасность разрушения биогенетической основы, являющейся предпосылкой индивидуального существования человека и его становления как личности, основы, с которой в процессе социализации связаны разнообразные программы социального поведения и ценностные ориентации, хранящиеся и развиваемые в культуре. Речь идет об угрозе существованию человеческого организма, который является результатом миллионов лет биоэволюции и который начинает активно деформироваться современным техногенным миром. Этот мир требует включения человека во все большее разнообразие социальных структур, что связано с колоссальными нагрузками на психику, стрессами, разрушающими его здоровье. Информационный коллапс, стрессовые нагрузки, канцерогены, загрязнение окружающей среды, накопление вредных мутаций — все это проблемы сегодняшней действительности, ее повседневные реалии.Особенностью современного этапа развития человечества является то, что преобразующая деятельность человека, основанная на новейших достижениях науки и техники, стала равна силе природных (космических, геологических) факторов и процессов. Возникает ряд глобальных, общепланетарных кризисов, угрожающих жизни на Земле.
Современные исследования показывают, что негативные последствия развития современных технологий участвуют в формировании трех основных кризисов:
1) экологический кризис — разрушение и изменение природной среды;
2) антропологический кризис — разрушение и изменение природы человека;
3) кризис развития — неконтролируемые изменения «второй» и «третьей» природы.
Экологический кризис. Вклад технологий в экологический кризис очевиден. Производственная деятельность человека, вооруженного технологиями, оказывает резко отрицательное воздействие на природу. Экологический кризис проявляется как нарушение природного равновесия в результате чрезмерных нагрузок на природные системы, включая многократное превышение допустимых норм загрязнения окружающей среды. Экология обращает внимание на проблему предельных нагрузок антропогенного характера, которые природа способна выдержать. Пока еще существует мера, в пределах которой отходы производственной деятельности человека утилизируются естественным путем. Но деградация природной среды может стать необратимой, способствуя превращению экологического кризиса в экологическую катастрофу, что, в свою очередь, ставит проблему выживания человечества
Типология глобальных проблем XX века
«Метаморфозы власти» пишет, что вторая половина XX века характеризуется масштабными трансформациями, которые касаются не только политики, экономики и т.д., но и ведут к изменению основ человека как биологического и антропологического существа. «Шок будущего» («футурошок») — это проблема изменения человека. Психология и неготовность человеческой психики к динамичным изменениям. Тоффлер подчеркивает, что такой институт, как семья, изменится => не будет браков и не будут рождаться дети. Выражает озабоченность тем, как будет развиваться человечество в будущем с точки зрения экологического равновесия. Человечество может исчезнуть не только и не столько из-за экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов, сколько от шока, который наступает как следствие отсутствия психической адаптации к невероятно быстрым темпам развития цивилизации. Футурошок связан с непреодолимым чувством потери реальности, утраты ориентиров и смысла жизни. Он также указывает на то, что не только будущее является источником тревоги и страха для человека сверхиндустриального общества, но и прошлое. Ведь «прошлое возвращается к нам с новой силой… Мало того, что современные события распространяются мгновенно, теперь мы по-новому ощущаем влияние всех прошлых событий. Мы находимся в ситуации, которую можно назвать «прыжком во времени». Ускорение времени радикально влияет на весь спектр человеческих отношений и понимания мира: «Наше время высвободило совершенно новую социальную силу — поток перемен, настолько ускоренный, что он влияет на наше чувство времени, революционизирует темп повседневной жизни и влияет на то, как мы «переживаем» мир вокруг нас. Мы больше не воспринимаем жизнь так, как это делали люди в прошлом. Это фундаментальное различие, которое отличает по-настоящему современного человека. Ведь в этом ускорении кроется непостоянство (временность). Которая проникает и пронизывает наше сознание. Радикально влияя на связь с другими людьми, с вещами, со всем миром людей, искусства и ценностей. Богатство выбора, предлагаемое сверхиндустриальной или супериндустриальной цивилизацией, оборачивается несвободой, недолговечностью отношений и связей, одиночеством. В то же время новое общество предлагает множество собственных ниш, вариантов построения своей жизни. Оно позволяет «преодолевать перемены, достигать их пика, меняясь и вырастая вместе с ними».В начале 70-х годов 20 века он выступил с докладом в рамках Римского клуба, где в большей степени рассматривал экологические проблемы. Ресурсы планеты ограничены, необходимо выдвинуть пределы роста как населения, так и производства. Концепция постистории-книга «Конец истории и последний человек».Конец истории-победа либеральной идеологии. Длинная история — это сопротивление глобальных идеологий. Самое важное сопротивление — это сопротивление идеологий либерализма и коммунизма. Все идут к победе либеральной демократии. Распад СССР подтвердил его теорию, как он и считал. Конец истории — это начало новой эпохи — постистории. Опираясь на Гегеля, Маркса и др. История — логически направленный процесс. Отвергает экономическую интерпретацию развития истории, так человек не является экономическим животным. История — это естественный процесс, который направляется противоречиями и антагонизмами. Постистория — это противостояние этим противоречиям и антагонизмам. В постистории должны присутствовать неисторические факторы — стремление к признанию человека во всех сферах. «В будущем мир разделится на постисторическую часть и часть, застрявшую в истории; в постисторическом мире основным направлением отношений между государствами будет экономическое, и старое правило рассматривать политику с позиции силы потеряет свое значение… будет значительная экономическая конкуренция, но мало военной конкуренции.
Возникновение массовой культуры
Важная черта массовой культуры – расплывчатость, так как её носители и производители – это масса, а она обладает качеством имплозийности, т.е. не имеет однозначного социального референта.
Х. Ортега-и-Гассет понимал массовую культуру как оформленное сознание ограниченной, самодовольной, агрессивно настроенной и непросвещённой массы, присваивающей себе миссию навязывать обществу стандарты общего блага, снижая уровень духовной жизни в целом. Творчество, основанное на поиске высоких идеалов он противопоставляет примитивизации жизни, разрушению норм и ценностей, которое влечёт за собой массовая культура. Это ведет к неустойчивости и краху культуры в целом. Идеи созвучны теориям массового общества К. Мангейма, Э. Фромма.
К. Ясперс. М.к. приводит к тому, что сущность человека сводится лишь к существованию. Мир начинает восприниматься человеком как объект, который служит исключительно для удовлетворения его потребностей. Фактором, который приводит к феномену омассовления, является рационализация деятельности, приводящая, в свою очередь к типизации поведения. Рационализация, типизация поведения, функциональность, нивелирование возрастных рамок определяются как ключевые характеристики массы, жизнь, профессиональная деятельность которой сводится к деловитости. Субъект перестаёт ощущать полноту бытия и испытывает страх перед жизнью. Итак, считает, что мир находится в ситуации всеохватывающего кризиса, в ходе которого все технические и экономические проблемы неизбежно принимают планетарный характер.
Ж. Бодрийяр. В центре его концепции находятся проблемы симулякра и вытеснения симуляционной реальностью подлинной реальности. Понятие симулякра: существовало ещё с античности и было атрибутировано Платоном, согласно которому идеальному эталону (эйдосу) соответствуют так называемые верные ил неверные подражания. Верные подражания-копии характеризуются своим сходством с оригиналом-эйдосом, а неверные, симулякры, представляют собой копии копий. С течением времени, происходит отрыв, а затем и коренной разрыв между знаком, подменяющим и вытесняющим реальность и самой реальностью. Приходит к выводу: расширение пространства симуляционности неизбежно и неизбежным является разрастание массовой культуры. Считает: средства массовой информации сначала отражают реальность, потом они маскируют и извращают её, потом маскируют отсутствие реальности, и, наконец, производят симулякр реального. Рождение симулякра означает разрушение всех связей с реальностью. Реальность заменяется знаками реального. Масса уподобляется симулякру или фантому. Подчёркивается тот факт, что она теряет собственную референциальность, связь с реальным человеком и населением. масса безразлична ко всему, что не касается её стремлений к удовлетворению собственных потребностей. Отсюда вытекают основные черты, характеризующие массу – инертность и молчаливость. Сознание человека и мир отличаются многополярностью, теряют единство и заменяются на фрагменты и фантомы.
Бодрийяр и Ясперс выделяет признак массы – рабская зависимость от тупого каждодневного потребления.
Э. ванн ден Хааг. Связывает развитие м.к. с расширением массового рынка. Причина наращивания потребительских инстинктов — выгода, которую получает продавец, навязывающий своё понимание вкуса и потребностей покупателю. Считает, что унификации и обезличиванию вкуса способствует реклама. Проблема труда. Работа – квинтессенция общества потребления., а не работа ради работы, ради творчества. Труд и работа не одно и то же. Создатели массовой художественного продукции – торговцы, которые думают лишь о выгоде. Производство стандартизированных вещей способствует производству стандартизированных людей.
Проблемы прогнозирования путей развития цивилизации
Общие черты ГП: 1. имеют планетарный, всемирный характер, затрагивают интересы народов всех государств; 2. угрожают человечеству регрессом в развитии производительных сил, в условиях самой жизни; 3. требуют срочных решений и действий по преодолению и предотвращению опасных последствий и угроз жизнеобеспечению и безопасности граждан; 4. требуют коллективных усилий и действий со стороны всех государств и всего мирового сообщества.
Они бывают следующих видов: а) социально-экономические — растущий разрыв между высокоразвитыми странами и странами третьего мира (так называемая проблема «Север-Юг»); б) экологические проблемы — угроза глобальной экологической катастрофы: аномальное потепление, увеличение числа стихийных бедствий, истощение природных ресурсов; в) демографический кризис — перенаселение; г) проблема исчерпаемых ресурсов (минеральных, энергетических и других). В первом докладе Римскому клубу «Пределы роста» 1972 года говорилось о неизбежности глобальной катастрофы, к которой может привести неконтролируемый рост современного общества потребления и капиталистической экономики. д) проблема войны и мира, мирового терроризма; е) проблема ядерной войны, наряду с экологической, является наиболее острой. Все больше стран хотят приобрести ядерное оружие, потому что это дает им чувство безопасности и большую свободу действий. ж) гуманитарные проблемы: здравоохранение, образование и т.д. Сегодня 1 млрд. человек живет в крайней нищете и голоде, 4,8 млрд. не имеют доступа к современной медицине и гигиене, ¼ населения не имеет достойного жилья. Дело в том, что современные развитые страны сформировали так называемый «золотой миллиард», который не желает делиться с остальным человечеством. Бедность развивающихся стран заставляет задуматься о СПИДе, гепатите, раке и т.д. з) истощение озонового слоя в атмосфере из-за производства и использования холодильных агентов, пенопластовых изделий и аэрозолей.
А. Печчеи основал Римский клуб. Цель: «углубить понимание особенностей развития человечества в эпоху НТР и помочь привлечь внимание мирового сообщества к обострению глобальных проблем».Массовая культура — совокупность культурных явлений XX века, характерных для экономики, менеджмента, досуга, коммуникации, художественной культуры, отличающихся шаблонностью, стандартностью и универсальностью. Понимание понятия и содержания м.к. неоднозначно. 1). сугубо негативное явление, возникшее в связи с ростом производства культурной индустрии, модернизацией экономики и социальной сферы, как синоним стандартного мышления и образа жизни. 2). как явление, обладающее положительными чертами (доступность образования, возможность выбора потребления услуг) 3). как культура, включающая в себя противоречивые характеристики — как отрицательные, так и положительные.
М.к. — это культура, производимая сверху государственными структурами, крупными компаниями-производителями, направленная на обман масс. Популярная культура понимается как культура, трансформирующаяся в условиях информационного общества, включающая в себя популярные жизненные практики, сферу повседневного опыта, суб- и контркультурные движения.
Термин «массовая культура» был введен в научный обиход американским исследователем Макдональдом в 1944 году. Решающими факторами формирования массовой культуры считаются демократия, экспериментальная наука, индустриализация (Х. Ортега-и-Гассет), усиление иррациональных потребительских инстинктов (К. Мангейм, Г. Маркузе), тотализация мышления и господство власти (большинство теоретиков постмодернизма).
Этические проблемы науки
Этические проблемы современной науки чрезвычайно актуальны и значимы. Новая дисциплина — этика науки — изучает моральные основания научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальные и гуманистические аспекты науки.
Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим пределам этого типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине XX века в связи с возникновением глобальных кризисов и глобальных проблем.
Среди глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и угрожающих самому существованию человечества, можно выделить три основные:
- Проблема выживания в условиях постоянного совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество оказалось на грани возможного самоуничтожения, и это — «побочный эффект» научно-технического прогресса, открывающий все новые возможности для развития военных технологий.
- Проблема нарастающего экологического кризиса. Два аспекта существования человека — как части природы и как активного существа, преобразующего природу — вступают в конфликт. Старая парадигма, согласно которой природа является бесконечным резервуаром ресурсов для человеческой деятельности, оказалась ошибочной. Человек сформировался в биосфере — особой системе, возникшей в ходе космической эволюции. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы, и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы экспансии человека в природу таковы, что начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Надвигающаяся экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности по коэволюции человека и природы.
- Проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях нарастающих и всеобъемлющих процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда называют проблемой выхода из современного антропологического кризиса. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает силы, которые он больше не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Чем больше он преобразует мир, тем больше он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и, очевидно, ухудшающие ее. Проблема сохранения личности приобретает в современном мире еще одно, совершенно новое измерение. Впервые в истории человечества возникла реальная опасность разрушения той биогенетической основы, которая является предпосылкой индивидуального существования человека и его становления как личности, той основы, с которой в процессе социализации связаны разнообразные программы социального поведения и ценностные ориентации, хранящиеся и развиваемые в культуре.
Речь идет об угрозе существованию человеческого организма, который является результатом миллионов лет биоэволюции и который современный техногенный мир начал активно деформировать. Этот мир требует включения человека во все большее разнообразие социальных структур, что связано с колоссальными нагрузками на психику, стрессами, разрушающими его здоровье. Информационный коллапс, стрессовые нагрузки, канцерогены, загрязнение окружающей среды, накопление вредных мутаций — все это проблемы сегодняшней действительности, ее повседневные реалии.
Любой новый тип цивилизационного развития требует новых ценностей, новых мировоззренческих ориентиров. Необходим пересмотр прежнего отношения к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование природного и социального мира, выработку новых идеалов человеческой деятельности, новое понимание перспектив человека. В этом контексте возникает вопрос о ценностях, присущих техногенной цивилизации науки и научно-технического прогресса.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Эстетика структурализма
- Ценности и их особая роль в жизни общества
- Античное мировосприятие
- Антропология и социальная философия Н.А. Радищева — Концепция философской антропологии
- История восточной философии
- Фома Аквинский, философ и теолог, систематизатор схоластики
- Критика доказательства бытия божьего И. Кантом
- Неопрагматистская версия постмодернизма Р. Рорти
- Религиозно-философские воззрения Максима Грека
- Зенон из Китиона, древнегреческий философ