Оглавление:
Выяснив суть понятия «восприятие» и разобрав его физиологические механизмы, мы переходим к рассмотрению основных свойств восприятия как когнитивного психического процесса.
Основные свойства восприятия должны включать следующее: Объективность, целостность, структура, постоянство, осмысленность, апперцепция и активность.
Объективность восприятия — это способность представлять предметы и явления реального мира не в виде набора не связанных между собой ощущений, а в виде отдельных объектов.
Следует отметить, что объективность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.
Еще одно свойство восприятия — целостность. В отличие от ощущений, которые воспроизводят отдельные свойства объекта, восприятие дает целостную картину объекта. Он формируется на основе обобщения информации, полученной в виде различных ощущений об отдельных свойствах и качествах объекта.
Компоненты ощущений настолько тесно взаимосвязаны, что возникает единый сложный образ объекта, даже если непосредственно на человека действуют только отдельные свойства или части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно через связь между различными ощущениями.
Целостность восприятия также связана с его структурированностью. Это свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является их простой суммой. На самом деле мы воспринимаем обобщенную структуру, абстрагированную от этих ощущений, которая формируется в течение определенного времени.
Таким образом, восприятие привносит в наше сознание структуру объекта или явления, с которым мы сталкиваемся в реальном мире. Еще одно свойство восприятия — постоянство.
Константность — это относительное постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий их восприятия. Благодаря свойству постоянства, которое выражается в способности перцептивной системы компенсировать изменения в условиях восприятия, мы воспринимаем окружающие нас объекты как относительно постоянные.
Наибольшая степень постоянства наблюдается при зрительном восприятии цвета, размера и формы предметов. Таким образом, постоянство восприятия цвета заключается в относительном постоянстве видимого цвета при изменении освещения.
Следует отметить, что восприятие зависит не только от природы стимула, но и от самого субъекта. Не глаз и ухо воспринимают, а конкретный живой человек. Поэтому на восприятие всегда влияют особенности личности человека.
Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его прошлый опыт и прошлая практика. Поэтому один и тот же объект может восприниматься разными людьми по-разному.
Содержание восприятия определяется также задачей, которую ставит перед собой человек, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.
Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменить содержание восприятия.
Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется перцептивной иллюзией. Иллюзии наблюдаются при любом типе восприятия (зрительном, слуховом и т.д.). Характер иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как отношение, ориентация, эмоциональный настрой и т.д., но и физическими факторами и явлениями: освещением, положением в пространстве и т.д..
Следующее свойство восприятия — его осмысленность. Хотя восприятие происходит, когда стимул непосредственно воздействует на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное семантическое значение. Как уже говорилось, человеческое восприятие тесно связано с мышлением.
Связь между мышлением и восприятием впервые выражается в том, что воспринимать объект сознательно — значит мысленно называть его, т.е. относить его к определенной группе, классу, ассоциировать с определенным словом. Уже при виде незнакомого объекта мы пытаемся найти в нем сходство с другими объектами.
Говоря об основных свойствах восприятия, нельзя не упомянуть о другом, не менее существенном свойстве восприятия как ментального процесса.
Это свойство — активность (или избирательность). Она заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один объект или определенную группу объектов, а другие объекты реального мира составляют фон нашего восприятия, то есть не отражаются в нашем сознании.
Таким образом, мы можем считать, что природа активности восприятия обусловлена природой самого нашего сознания. Одна из классификаций восприятия, как и ощущений, основана на различиях в анализаторах, участвующих в восприятии.
В зависимости от того, какой анализатор (или модальность) играет преобладающую роль в восприятии, различают зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
Обычно восприятие является результатом взаимодействия ряда анализаторов. Моторные ощущения в большей или меньшей степени задействованы во всех типах восприятия.
При тактильном восприятии, например, задействованы тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогичным образом, слуховое и зрительное восприятие также задействуют двигательный анализатор.
Различные типы восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, что приводит к сложным режимам восприятия. Например, восприятие учеником текста в классе включает в себя визуальное, слуховое и кинестетическое восприятие.
Другой способ классификации типов восприятия основан на формах существования материи: пространство, время и движение. Согласно этой классификации, различают восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Сложные формы восприятия
Восприятие трехмерного пространства основано на работе специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер трех изогнутых полукруглых трубок, которые расположены в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях и заполнены жидкостью.
Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение и раздражает волосковые клетки, а ее возбуждение вызывает изменения в ощущении стабильности тела (статическое ощущение).
Этот аппарат тесно связан с глазодвигательным аппаратом, и любое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторное изменение положения глаз. Эта тесная взаимная связь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, вызывающая опто-вестибулярные рефлексы, входит как существенный компонент в систему восприятия.
Второй важный аппарат, обеспечивающий восприятие пространства и особенно глубины, — это аппарат бинокулярного зрения и ощущение мышечного усилия за счет конвергенции глаз. Для четкого восприятия предметов необходимо, чтобы их изображение попадало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки, а это невозможно без конвергенции обоих глаз.
Если во время конвергенции глаз наблюдается небольшое расхождение изображений, то возникает ощущение расстояния или стереоскопический эффект предмета.
При большем расхождении между точками сетчатки двух глаз, на которые попадает изображение, возникает двоение объекта. Таким образом, импульсы, генерируемые относительным напряжением глазных мышц, которые обеспечивают сближение и смещение изображения на обеих сетчатках, являются вторым важным компонентом для пространственного восприятия.
Третьим важным компонентом пространственного восприятия являются законы структурного восприятия, описанные гештальт-психологами. К ним присоединяется последнее условие — влияние устоявшегося предыдущего опыта, который может существенно повлиять на восприятие глубины, а в некоторых случаях — привести к возникновению иллюзий.
Восприятие времени.
Самые элементарные формы — это процессы восприятия длительности последовательности, основанные на элементарных ритмических явлениях, известных как «биологические часы». К ним относятся ритмические процессы, происходящие в нейронах коры головного мозга и подкорковых образований.
Чередование процессов возбуждения и торможения при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразное попеременное усиление и ослабление звука при длительном прослушивании. К ним относятся такие циклические явления, как сердцебиение, ритм дыхания, а в более длительные промежутки времени — смена ритма сна и бодрствования, появление чувства голода и т.д..
Характерной особенностью времени является его необратимость. Поскольку время — это направленная величина, вектор, его однозначное определение подразумевает не только систему единиц (секунда, минута, час, век), но и постоянную точку отсчета, от которой оно отсчитывается.
В этом время радикально отличается от пространства. Настоящее, отправная точка, из которой определяются прошлое и будущее, — это не абстрактная точка в психологическом времени, а всегда некоторый промежуток времени.
Восприятие движения.
Восприятие движения — это очень сложная тема, природа которой еще не до конца понятна. В восприятии движения, несомненно, большую роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения — косоугольность, менее четкие очертания движущегося объекта и многие другие.
Тем не менее, мы не можем интерпретировать восприятие движения как чисто интеллектуальный процесс, находящийся за пределами реального восприятия: Впечатление движения может возникнуть, даже если мы знаем, что в действительности никакого движения нет. Поэтому мы можем не только делать выводы о движении, но и воспринимать его.
Теории движения можно разделить в основном на 2 группы.
Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, последовательных зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает под влиянием этих элементарных зрительных ощущений (Вундт).
Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории утверждают, что как, например, мелодия — это не простая сумма тонов, а качественно специфическое целое, отличное от них, так и восприятие движения не сводимо к сумме элементарных зрительных ощущений, составляющих это восприятие. Теория гештальтпсихологии (М. Вертгеймер) исходит из этого положения.
Преднамеренное и непреднамеренное восприятие
Различают непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или добровольное) восприятие: при непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее определенной целью или задачей восприятия конкретного объекта.
Восприятие контролируется внешними обстоятельствами.
Сознательное восприятие может быть интегрировано в деятельность и происходить в рамках этой деятельности. Иногда, однако, восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.
Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ярко проявляется в наблюдении, которое представляет собой сознательное, систематическое и более или менее непрерывное (по крайней мере, во временных интервалах) восприятие с целью проследить за ходом какого-либо явления или изменениями, происходящими в объекте восприятия.
Нарушение восприятия.
При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных расстройствах, могут возникать нарушения восприятия. Например, нарушение восприятия времени — неспособность ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) временных интервалах. Нарушения пространственного восприятия — трудности с ориентацией во внешнем (визуальном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетическом) пространстве.
Существуют различные формы нарушения пространственного восприятия.
Расстройства, связанные с нарушением сознания, проявляющиеся в виде дезориентации в окружающем пространстве.
Неспособность ориентироваться во внешнем зрительном пространстве, с трудностями понимания координат «право-лево» и «вверх-вниз», зрительное пространство (агнозия).
Трудности с определением направления и расстояния аудиосигнала.
Трудности с ориентацией во внутреннем пространстве (соматогнозия).
Трудности с ориентацией на пальцы руки.
Расстройства, связанные с длительной сенсорной депривацией или искажением сенсорных сигналов.
Агнозия — это расстройство различных видов восприятия. Он вызывается определенными повреждениями в головном мозге. Разница есть:
- зрительная агнозия, которая проявляется в том, что человек сохраняет остроту зрения, но не может распознавать предметы и их изображения;
- Тактильная агнозия проявляется в виде нарушений распознавания объектов на ощупь — астереогнозия, а также в нарушении распознавания частей тела, в нарушении представления о схеме тела — соматоагнозия;
- Слуховая агнозия проявляется в нарушении способности различать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха.
Агнозия может возникать при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого генеза и других патологических состояний.
Например, пациенты с объектной агнозией (расстройством распознавания объектов) не могут нарисовать на бумаге банку и сказать, что это треугольник или другой объект. Распознавание объектов с отсутствующими деталями очень сложно для пациентов с агнозией. Субъективная агнозия сосредоточена на расстройстве обобщенного восприятия объектов.
У некоторых пациентов преимущественно нарушено зрительное индивидуализированное восприятие при относительно сохранном обобщенном восприятии объектов. У таких пациентов, например, нарушается способность распознавать знакомые лица. При тяжелом проявлении заболевания пациенты не могут хорошо различать выражения лица.
При оптико-пространственной агнозии, например, нарушается восприятие пространственного расположения отдельных объектов — расположение улиц в городе. Пациенты не могут найти дверь в свою комнату, палату, кровать в палате и т.д..
Пациенты с нарушениями высших форм тактильного восприятия, дотрагиваясь до предмета, например, ключа, ручки, очков и т.д., не могут определить его форму, не узнают его, но с открытыми глазами они легко узнают предмет.
При слуховой агнозии нарушается распознавание знакомых звуков: Шуршание бумаги, звук движущегося поезда, звуки различных животных и т.д.
Органические поражения
При органических поражениях головного мозга, реже при интоксикациях и соматических заболеваниях, могут возникать перцептивные расстройства типа дереализации. Это сложное патологическое состояние, основанное на расстройстве восприятия, которое, по-видимому, сочетается со своеобразным нарушением сознания. Пациенты узнают свое окружение, но оно кажется им «чем-то другим». Привычные раздражители окружающей среды теряют остроту своего воздействия на органы чувств. Это болезненное состояние иногда сочетается с патологией самосознания — деперсонализацией.
Расстройство восприятия, при котором окружающее кажется нереальным, называется дереализацией. Внешний мир часто воспринимается как далекий и бесцветный. Это может сопровождаться нарушениями памяти.
Существует состояние «уже увиденного», когда неизвестные явления воспринимаются как уже встречавшиеся. Имеет место переживание воспринимаемых явлений как неясных, не имеющих характера реальности. Дереализация может возникать при поражениях мозга, а также при сонливости или некоторых психических заболеваниях.
Существуют и другие термины, описывающие расстройства восприятия.
Иллюзии — это искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Наибольшее количество иллюзий наблюдается в поле зрения.
Некоторые из иллюзий могут быть связаны со строением глаза, другие — с особенностями восприятия предметов, форм и так далее. Кроме того, иллюзии могут наблюдаться у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха и так далее. Иллюзии или иллюзорные восприятия, в которых присутствуют определенные стимулы. В этом случае у пациента формируется искаженное восприятие.
Иллюзии делятся по органам чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и т.д.). Иллюзия гравитации А. Известна сдвиговая панель — при поднятии предметов одинакового веса и вида, но разного объема. Меньший предмет воспринимается как более тяжелый, создавая контрастную иллюзию.
Иллюзии могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Противоположные иллюзии наблюдаются в области температурных и вкусовых ощущений, например, после холодного стимула теплый стимул кажется горячим, после ощущения кислого и соленого повышается чувствительность к сладкому и т.д.
К сложным иллюзиям относятся парадолии. Они могут возникать у пациентов с невротическими расстройствами и у здоровых людей при переутомлении. Например: В рисунке ковра, орнаменте обоев и т.д. человек видит жуткие головы, необычные узоры и так далее.
Галлюцинации — восприятия без объекта, ложные восприятия. Они, как и иллюзии, различаются в зависимости от органов чувств. Пациенты видят несуществующие образы, слышат речь, слова, ощущают несуществующие запахи.
Псевдогаллюцинации относятся к перцептивным расстройствам. Они проецируются не во внешнее, а во внутреннее пространство, то есть голоса звучат как бы «в голове». Пациенты слышат голоса как бы во внутреннем ухе, говорят об особых видениях, голосах, но не отождествляют их с реальными предметами и звуками.
Необходимо обратить внимание на особенности ухода за пациентами с различными нарушениями восприятия, которые заключаются во внимательном выслушивании их жалоб. Вы никогда не должны давать советы пациентам и спорить с ними. Если эти нарушения выявлены медсестрой впервые, об этом следует сообщить лечащему врачу; если они наблюдались ранее, необходимо действовать по назначению врача. Появление галлюцинаций также может быть связано с развитием психических заболеваний.
Основные виды внимания
При изучении внимания необходимо различать два основных уровня или вида внимания и ряд его характеристик или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольное внимание и так называемое добровольное внимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Она устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.
Качество действующих на них стимулов, их интенсивность или новизна, их эмоциональная окраска, их связь с влечениями, потребностями или интересами заставляют определенные предметы, явления или людей захватывать наше внимание и удерживать его в течение некоторого времени. Это основная форма внимания. Это непосредственный и непроизвольный продукт интереса.
От непроизвольного внимания его отличает волевое внимание. Сам термин вызывает отвращение. Она словно призвана воплотить худшие стороны идеалистических теорий: индетерминизм действующих извне психических сил. Но высшие формы человеческого внимания не более произвольны, чем низшие; они так же, как и последние, подчиняются закономерностям, которые их определяют, но эти закономерности различны.
Так называемое «добровольное внимание» — это сознательно направленное и регулируемое внимание, при котором субъект сознательно выбирает объект, на который оно направлено. Этот термин служит для обозначения того главного факта, что человеческое познание, как и человеческая деятельность, поднимается до уровня сознательной организации, а не просто спонтанно, под властью действующих извне сил.
Так называемое произвольное внимание возникает, когда объект, на который направлено внимание, сам по себе не привлекает его. Поэтому произвольное внимание всегда является косвенным. Это его первая функция.
Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, а добровольное — как активное (Джеймс).
Первый контролируется факторами, не зависящими от нас: внезапный шум, яркая окраска, чувство голода; второй контролируется нами самими. Однако это второе различие относительно: непроизвольное внимание не является чистой пассивностью и предполагает активность со стороны субъекта, так же как, с другой стороны, добровольное внимание не является чистой активностью; оно тоже обусловлено внешними условиями, объектом и содержит элементы пассивности.
Наконец, третья особенность, завершающая определение волевого внимания, заключается в том, что оно является волевой операцией. Сознательная регуляция является наиболее существенной чертой «добровольного» внимания.
При проведении различия между волевым и непроизвольным вниманием, однако, нет необходимости отделять и внешне противопоставлять одно другому. Несомненно, волевое внимание развивается из непроизвольного.
С другой стороны, добровольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Непроизвольное внимание требуется там, где нет такого непосредственного интереса, и мы прилагаем сознательные усилия, чтобы направить свое внимание в соответствии с задачами, стоящими перед нами, и целями, которые мы ставим перед собой.
Когда работа, которой мы были заняты, и на которую мы сначала произвольно направили свое внимание, становится для нас непосредственным интересом, произвольное внимание переходит в непроизвольное.
Рассмотрение этого перехода от непроизвольного к произвольному и от произвольного к непроизвольному вниманию является центральным для правильного теоретического учета фактического хода аттенционных процессов и для практически правильной организации труда, особенно научного.
Следует помнить, что есть виды деятельности, которые по своей природе легко вызывают непосредственный интерес и привлекают непроизвольное внимание, поскольку их результат является стимулом; в то же время их трудно удержать из-за монотонности процессов, которых они требуют. Восприятие Мышление Внимание Агнозия
С другой стороны, есть виды деятельности, которые из-за сложности их начального этапа и отдаленности целей, которым они служат, едва ли могут привлечь внимание, и все же, благодаря своему содержанию и динамизму, они могут удерживать его в течение длительного времени благодаря богатству содержания, которое постепенно разворачивается и развивается.
В первом случае переход от непроизвольного внимания к волевому необходим, во втором — переход от непроизвольного внимания к волевому естественен. В обоих случаях требуются оба вида внимания.
Несмотря на то, что непроизвольное и произвольное внимание очень различны, только формалистическая абстракция может разделить и, казалось бы, противопоставить их друг другу; реальный рабочий процесс обычно включает их единство и взаимный переход.
Педагогический процесс должен быть основан, с одной стороны, на непроизвольном внимании, а с другой — формировать интересы учащихся и делать обучение интересным, возвращая непроизвольное внимание учащихся к произвольному.
Первый должен основываться на осознании важности целей обучения, чувстве долга, дисциплине, второй — на непосредственном интересе к предмету. И то, и другое необходимо.
В психологической литературе Титченер уже отмечал переход от добровольного к непроизвольному вниманию, когда говорил о третьей стадии в развитии внимания, наряду с «первичным» непроизвольным и «вторичным» добровольным вниманием, отмечая переход от добровольного обратно к непроизвольному первичному вниманию.
Геометрическая задача не производит на нас такого впечатления, как раскат грома; раскат грома захватывает наше внимание совершенно независимо. Решая проблему, мы продолжаем быть внимательными, но мы должны сами поддерживать свое внимание — это вторичное внимание.
Но есть и третья стадия развития: это, по мнению Титченера, возвращение к первой стадии. «Когда мы решаем, например, геометрическую задачу, мы постепенно заинтересовываемся ею и полностью отдаемся ей, и вскоре задача приобретает такую же власть над нашим вниманием, какую имела молния, когда она возникла в нашем сознании». «Трудности преодолены, конкуренты устранены, а отвлекающие факторы исчезли». «Психологический процесс внимания сначала прост, затем он становится сложным; в случаях затягивания, задумчивости он достигает очень высокой степени сложности. Наконец, он снова становится упрощенным».
Этот третий этап, однако, не является возвращением к первому. Это все еще разновидность добровольного внимания, хотя для его поддержания не требуется усилий, поскольку оно управляется сознательным сосредоточением на конкретной задаче. Именно это, а не большее или меньшее усилие, является изначальной особенностью того, что мы называем сознательно регулируемым вниманием.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Основы социально-психологической диагностики личности — История психологической диагностики
- Психология стресса
- Активность в психологии — Понятие активности в психологии
- Взаимодействие преподавателей и студентов в вузе
- Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей
- Книги по психологии общения
- Влияние мультфильмов на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста — Характеристика содержания отечественных мультфильмов
- Психологические механизмы формирования личности
- Теории памяти и их особенности
- Педагогическая поддержка обучения старших дошкольников в условиях доу