Оглавление:
Древнерусская монументальная живопись зародилась в период расцвета Киевской Руси (при князьях Владимире Святом и Ярославе Мудром). Оно развивалось на основе византийских традиций, но русским мастерам удалось создать свое собственное национальное искусство, обогатившее европейскую культуру самобытными фресками и иконописью. Мастера, украшавшие древнерусские соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фрески.
Систему средневековой церковной живописи можно проиллюстрировать на примере самого известного памятника XI века — Софийского собора в Киеве. Основные части интерьера (купол и апсида) были украшены мозаикой. В куполе был изображен Христос Пантократор в окружении четырех архангелов. В колоннах между 12 окнами барабана изображены фигуры 12 апостолов; в парусах, поддерживающих купол, изображены евангелисты; на колоннах триумфальной арки перед центральной апсидой изображена сцена Благовещения. В центральной апсиде, на ее верхней вогнутой поверхности, Богоматерь изображена в позе молитвы с поднятыми руками. Это Заступница, позже названная «Нерушимой стеной», образ, возвышающийся до языческого образа Матери-настоятельницы. Ее фигура достигает почти пяти метров в высоту. Ниже Богоматери изображена сцена Евхаристии. Еще ниже, в колоннах между окнами, изображены фигуры иерархов, отцов Церкви. Мозаичные изображения плоские, их формы архаичны, овалы лиц вытянуты, глаза широко открыты, жесты условны, складки одежды образуют орнамент. Но торжественная каноническая неподвижность фигур святых (фигуры изображены в анфас на определенном расстоянии друг от друга) не лишает их одухотворенные лица индивидуальности.
Другие части храма были расписаны акварелью по мокрой штукатурке или во фресках. В Киевской Софии многие сцены из жизни Христа, Марии, архангела Михаила, образы праведников и мучеников выполнены во фресках. Таким образом, мозаики и фрески русской (как и византийской) церкви знакомили верующих с основными фигурами и событиями Евангелия.
Киевская Святая София также имела фрески светского содержания: на южной стороне нефа были изображены фигуры дочерей князя Ярослава, а на северной — его сыновей.
Другими примерами монументальной живописи домонгольской Руси являются фрески в соборе Святого Димитрия (1195 год) во Владимире и Спасо-Преображенском соборе Спасо-Мирожского монастыря (середина XII века). Сравнение фресок Софийского собора в Киеве и Димитриевского собора во Владимире говорит о том, что здесь использовались разные принципы монументальной живописи. На владимирских фресках апостолы — это не массивные фигуры киевского храма, гипнотически смотрящие на зрителя широко раскрытыми глазами. Художник изобразил апостолов в динамичных позах. Они одеты в широкие плащи, ниспадающие складками, и стоят лицом друг к другу, как древние философы, ведущие тихую и познавательную беседу. Их лица очень индивидуальны, «портретны». Апостолы держат в руках раскрытые Евангелия — это знак, указывающий на начало Страшного суда. Фрески Владимира очень красочны и богаты цветовыми сочетаниями: здесь больше всего золотисто-коричневых тонов, их дополняют желто-зеленые, светло-голубые, фиолетовые, светло-синие и красно-коричневые. Лица святых трехмерны, переходы от тени к свету плавные.
Самой яркой стороной древнерусского искусства является иконопись. Икона — это произведение искусства особого рода. Согласно учению Отцов Церкви, иконный образ происходит от архетипа, то есть не является личным восприятием художника ветхозаветных или евангельских лиц, событий и откровений, а представляет собой некую запечатленную духовную истину; обладает (в пределах человеческой досягаемости) той же полнотой знания о сверхъестественном и божественном мире, что и тексты Священного Писания. Это означало, что художник должен был следовать технике иконописи, то есть он не мог изменять композиционные схемы и внешний вид фигур по своему усмотрению. Именно иконография гарантировала верность изображений Священному Писанию и концилиарному опыту Церкви.
Продуктивная деятельность в дошкольном детстве
Для того чтобы овладеть изобразительными действиями, дошкольникам необходимо освоить ряд знаний, умений и навыков. Среди них наиболее важными являются знание основных форм, структур, цветов, размеров, пропорциональных отношений в объектах и между ними, знание способов их представления и умение использовать их в процессе рисования, лепки, формирования аппликации, конструирования. В дошкольном возрасте изобразительная деятельность становится более точной, уверенной в себе, самостоятельной и разнообразной, общей и творческой.
Изобразительная деятельность включает в себя акты контроля и оценки, которые формируются на основе предположения, что дети осознают, что их работа предназначена для других. Акты контроля формируются на основе способности ребенка оценивать полученное изображение в процессе рисования и после его завершения в соответствии с замыслом. Одним из высших уровней развития контрольно-оценочных действий является способность чувствовать оригинальность, уникальность, неповторимость образов. В старшем дошкольном возрасте эта деятельность должна осуществляться в значительной степени самостоятельно: Ребенок знает, что он и другие должны оценить в произведении искусства и как это сделать.
Для дошкольного возраста характерны следующие этапы изобразительной деятельности: этап бесформенных изображений и этап изобразительных схем. Стадия бесформенных представлений (три-четыре года) в начале очень близка к предыдущей — образцовой стадии, когда рисунки детей не передают ничего конкретного, те же каракули в рисунках и среди них почти нет попыток нарисовать что-то реальное. Нарисованные поодиночке короткими прямыми или округлыми штрихами, совершенно независимые, не смежные и не связанные между собой, как целые части чего-то (человека, животного, машины и т.д.), они не столько изображают что-то, сколько обозначают. Когда ребенок замечает не связанные между собой части картинки (чаще после вопросов взрослого), например, машину, он быстро обводит их общей круговой линией, показывая сопряжение частей друг с другом и отделяя нарисованное от соседних каракулей. Стадия схем (от четырех до семи лет) характеризуется тем, что детский рисунок проходит ряд этапов: от упрощенных схем, в которых только некоторые части объектов изображены в неопределенной форме, к их постепенному наполнению более существенными и узнаваемыми частями и деталями.
Действия дошкольника с карандашом, кистью, красками (гуашью), глиной и т.д. более свободные, смелые и уверенные по сравнению с действиями малыша.
Продуктивная деятельность ребенка дошкольного возраста направляется комплексом мотивов:
- Интерес к визуальному материалу, особенно если он новый и яркий;
- Подражание действиям сверстников и взрослых;
- Интерес к окружающим предметам и явлениям, которые ребенок хочет изобразить;
- желание заново пережить значимые моменты личного опыта, вернуться к тем темам, явлениям и ситуациям, которые вызывали положительные эмоциональные состояния.
Субъекты образовательного процесса
Действие и образная деятельность — это форма организации совместной деятельности, при которой действия детей выполняются без демонстрации, образца, объяснения и других видов помощи со стороны воспитателя, только на основе собственного конструктивного или изобразительного опыта и под руководством словесного описания взрослого. Если они полагаются на словесное описание, то продукт их деятельности будет точно отражать содержание инструкции или текста взрослого. Цель — научить их видеть за словом объект, его качества, характеристики и отношения.
Сначала детям предлагаются знакомые тексты, затем — неизвестные тексты, описывающие знакомые объекты, в конце обучения — новые, неизвестные объекты, описанные знакомыми словами и имеющие знакомые свойства — форму, цвет, размер, пропорции. В процессе конструирования, лепки, рисования и выполнения аппликации создаются условия для формирования у учащихся предварительного плана действий, объяснения содержания и последовательности действий. Взрослый играет корректирующую и оценивающую роль.
Проектная деятельность — это форма организации индивидуальной и коллективной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста, основной целью которой является развитие самостоятельности и творческой активности детей. Дети приобретают способность самостоятельно придумывать тему и реализовывать свою идею в процессе конструирования, лепки, рисования и создания коллажей.
При работе над формированием понятий преподаватель должен попытаться словесно сформулировать идею ребенка еще до того, как он начнет активную работу. Педагог должен уделить внимание каждому ребенку и помочь тем, кто нуждается в помощи, уточнить и реализовать замысел и довести работу до конца. В то же время необходимо следить за тем, чтобы план развивался и обогащался для каждого ребенка и менялся от занятия к занятию.
Деятельность в условиях — это форма организации индивидуальной и совместной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте, при которой действия детей направлены на решение конструктивных или изобразительных задач, предполагающих определенные условия или требующих изменения уже готового образца или создания новой конструкции образца или изображения.
Оно вводится в старшей и подготовительной группах и предполагает достаточный конструктивный и изобразительный опыт детей, приобретенный на занятиях и в совместной игре со сверстниками. Например, используя графическую модель, учитель может предложить детям построить два моста разного размера (для больших и маленьких машин, для машин и пешеходов и т.д.). Этот тип конструкции также может быть дан как конструкция после словесного задания. По мнению О.П. Гаврилушкиной, предложившей эту методику для работы в детских садах компенсирующего вида, в такой деятельности педагог должен обращать внимание на формирование у ребенка умения объяснить, обосновать тот или иной способ выполнения задания, вид деятельности; рассказать о порядке, в котором он действовал; наметить этапы предстоящей работы.
Краткая характеристика материалов, применяемых для развития продуктивных видов деятельности
Перечни материалов для организации продуктивной деятельности, их основные свойства и качества, позволяющие использовать их в педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста, представлены в работах Т.С. Комаровой, В. Б. Комсоминская, Н.Б. Халезова, Н.Л. Курочкина, Г.В. Пантюхина (материалы для графической деятельности), Л.С. Барсукова, Л.В. Куцакова (оборудование для рабочей деятельности), Л.А. Парамонова (современные дизайнеры) и другие. Знание свойств того или иного материала позволяет учителю осознанно использовать его в педагогической деятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, а также возможности материала.
Оборудование для рисования. В изобразительной деятельности дошкольников используются гуашь, акварель, красный мел, пастель, графитные и цветные карандаши, фломастеры, угольные карандаши и т.д.
Гуашь — это плотная, непрозрачная, непрозрачная краска. Гуашь разбавляется водой, наносится тонким слоем и становится светлее по мере высыхания. Рисовать ею гораздо легче, чем акварелью, поскольку она не капает, а ее непрозрачность позволяет вносить различные коррективы, именно поэтому гуашь является первой краской, с которой знакомят детей. Важно отметить, что гуашь легко наносится на тонированную бумагу.
Акварель. Его главная особенность — прозрачность верхнего слоя. Техника использования акварели достаточно сложна, поэтому эта краска используется только с детьми старших и подготовительных групп (А.А. Грибовская, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова). Накладывая один цвет на другой, они сливаются и меняют нужный цвет. Из соображений прозрачности рекомендуется наносить акварель в основном на чистый белый бумажный фон.
Пальчиковые краски используются для изобразительной деятельности и «рисования» с детьми в раннем, дошкольном и даже младенческом возрасте. Основная цель — создать эмоционально положительное отношение к рисованию, настроение, интерес к внешнему виду картин для формирования первичных представлений о цвете.
Мелки используются в образовательной деятельности с дошкольного возраста. У них толстые палочки, поэтому ими относительно легко оставлять красочный след на бумаге и закрашивать поверхность. Основная сложность в работе с мелками заключается в том, что их палочки очень легко крошатся и ломаются при сильном нажатии, их слой плохо снимается резинкой и плохо впитывает повторное нанесение другим цветом. Карандаши, в отличие от фломастеров, хранятся гораздо дольше и не высыхают, поэтому их часто используют в практике детского сада.
Ручки с войлочным наконечником. В перечне материалов и оборудования для детских садов Т.Н. Доронова и Т.С. Комарова рекомендуют использовать фломастеры, начиная с младших групп. Их преимущества заключаются в возможности получения яркой линии цвета при минимальном нажиме даже при очень слабой мелкой моторике. Основным недостатком современных фломастеров является то, что их оттенок меняется (например, черный фломастер может иметь синий оттенок) в зависимости от степени его высыхания.
Цветные шариковые ручки имеют те же преимущества, что и фломастеры: с ними легко работать и они дают очень тонкую линию чернил.
При выборе фломастеров и шариковых ручек следует руководствоваться следующими правилами, основанными на анатомофизиологических особенностях детей. Во-первых, следует выбирать материалы с небольшим весом и диаметром. Шариковые ручки следует выбирать с прорезиненной зоной захвата, которая защищает пальцы ребенка от мозолей и предотвращает выскальзывание пишущего инструмента. Кроме того, эта прорезиненная область предотвращает соскальзывание пальцев ребенка вблизи пишущего модуля. При неправильном захвате ребенок не может видеть, что выходит из-под карандаша, что заставляет его слишком близко наклоняться к бумаге и приводит к нарушению осанки и проблемам со зрением.
Восковые мелки изготавливаются на основе полимерных восков, преимущественно натуральных наполнителей и пигментов, что позволяет добиться насыщенности и сочности цветов. У восковых мелков много преимуществ: они самозатачивающиеся, их можно использовать до последнего сантиметра, штрихи легко рисуются как на гладких, так и на шероховатых поверхностях и легко стираются ластиком. Кроме того, руки не пачкаются при рисовании, даже если использовать боковую сторону карандаша.
Структурные компоненты среды для организации продуктивных видов деятельности детей
Структурные компоненты среды для организации продуктивной деятельности включают групповые помещения со специально оборудованным творческим центром или изобразительным уголком, материалами для конструирования; художественную студию или мастерскую; выставки детских работ (в группах и других помещениях центра ECE) и др. В группе центра ECE должно быть место («рабочая зона») для организации образовательной деятельности.
В работе Т.С. Комаровой уделяется внимание расстановке столов во время учебных занятий, так как различная организация повышает интерес к обучению и помогает использовать различные материалы. Эти рекомендации не потеряли своей актуальности и по сей день.
По мнению автора, в зависимости от содержания урока, предполагаемой методики и возраста детей, можно продумать различные варианты расположения таблиц. Например, с младшими дошкольниками используется вариант расстановки столов полукругом, чтобы все дети были видны и имели возможность обратиться к каждому. При групповой работе полезно поставить двух или трех детей полукругом перед мольбертом или доской с листом бумаги на ней. Другой вариант — сдвинуть столы на два или три, и пусть дети вместе работают над лепкой и коллажем. Этот метод полезен, когда важно сравнить картинки по размеру и цвету, чтобы найти наилучшее положение перед склеиванием.
Очень важно создать в группе творческую атмосферу, когда группа превращается в мастерскую лепки, затем в мастерскую живописи, а дети становятся скульпторами или художниками.
Т.Н. Доронова подчеркивает, что дети в возрасте 4-5 лет еще остро нуждаются в своевременном участии взрослого (поддержке, помощи, совете), а школьный тип устройства учреждения психологически отделяет детей друг от друга и ставит педагога в положение учителя, а не доброжелательного наставника, готового в любой момент прийти на помощь ребенку.
Центр творчества. В работе А.А. Грибовской, Т.С. Комаровой, Н.Б. Халезовой представлены педагогические основы организации в группах детского сада изобразительного уголка, который, по их мнению, является местом для самостоятельной художественной деятельности, расположенным в стороне от игровой зоны.
Традиционно в младшей и средней группах в углу ставится стол, а в старшей группе — дополнительные магнитно-маркерные доски или 1-2 мольберта или мольбертные доски для индивидуальной и групповой работы над рисунком и коллажем. Рядом со столом находится подвесная полка или специальное место в шкафу, где хранятся материалы и оборудование для рисования, лепки и коллажа, которые дети используют по своему усмотрению.
Материалы обычно даются детям для самостоятельного использования после того, как они освоят соответствующую технику в классе.
Для рисования мелом или цветными мелками используется доска, которая ценна тем, что позволяет детям создавать крупные рисунки и одновременно развивать технику движений руки, совершенствовать форму изображаемых предметов, легко исправлять ошибки и неточности в рисунке.
Кроме того, в творческом центре могут быть все необходимые материалы и заготовки для изготовления творческих поделок и картин: Репродукции и предметы народной художественной росписи, технологические карты, схематическое изображение последовательности изготовления самодельных игрушек, периодически меняющиеся выставки детских работ, книжки-раскраски, оттиски печатей, иллюстрации, природные материалы и т.д.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Особенности представлений родителей о воспитании эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в семье
- Объект и предмет педагогики
- Теория самовоспитания
- Комплексная программа «детство»
- Сходства и различия между научным познанием и учебной деятельностью
- Современные концепции и теории дошкольного образования
- Управление педагогическим процессом и образовательными системами
- Методика творческого развития детей дошкольного возраста (3-4 года)
- Органы управления образования
- Теоретические основы развития социального интеллекта у старших дошкольников