Оглавление:
Отечественное русское народное танцевальное искусство уходит своими корнями в глубины первобытного содружества. С древних времен наши предки регулировали свою жизнедеятельность с помощью специальных церемоний, которые представляли собой коллективное выполнение определенных действий, сопровождавшихся пением, речью, драматической игрой и телодвижениями. Это рабочие и семейные обряды.
До нас дошли трудовые или календарные обряды, определяемые сельскохозяйственными работами в течение года. Целью календарных обрядов было магическое воздействие на окружающий мир, землю, силы природы, обусловленное желанием защитить от стихийных бедствий, неурожая, падежа скота и т.д. Существовало два цикла календарных обрядов: связанные с подготовкой урожая (обряды зимнего и весенне-летнего цикла) и его сбором (обряды осеннего цикла). Обряды первого цикла имели своей задачей повлиять на плодородие земли и обеспечить будущий урожай (обряды Рождества, Масленицы, Троицы и Семицы, обряды Купалы). Обряды второго цикла непосредственно сопровождали сбор урожая (обряды жнивья).
Семейные обряды связаны с событиями в жизни человека: Рождение, вступление во взрослую жизнь, создание семьи и смерть. До нас дошли родильные, свадебные и похоронные обряды. Целью семейных обрядов была защита человека от порчи, болезней, от различных враждебных сил, обеспечение личного и семейного благополучия.
В ходе исторического развития многие обряды претерпели изменения. В значительной степени они находились под влиянием христианской религии. Она пыталась запретить некоторые обряды, повлиять на их содержание и форму. Были предприняты попытки совместить даты народных обычаев и церковных праздников. В результате они приобрели христианский характер. В результате первоначальный смысл многих ритуалов, которые исчезли относительно недавно или все еще существовали частично, был неясен или забыт.
Старые обряды или их остатки ценны для нас как свидетели «седых доисторических времен», составляющие основу всего последующего развития народного искусства. Анализируя их, сопоставляя с данными других наук, изучающих древнее общество, сравнивая с творчеством родственных народов, проводя параллели с записанными произведениями русского фольклора, мы можем составить представление о развитии отдельных видов народного творчества и передаче традиций от поколения к поколению.
Считается, что хоровод — самая древняя форма русского народного танцевального искусства. Однако даже поверхностное знакомство с тематикой русских хороводов позволяет предположить их довольно позднее происхождение. В хороводах человек уже предстает как социальный тип, изображается в свете отношений с обществом, в то время как в ритуалах человек еще не предстает отдельно от природы. Это говорит о том, что русский народный хоровод является результатом более сложной культуры. Ему предшествовали ранние, первые формы древнего танцевального искусства, особенно церемониальные танцы.
В древнерусских ритуалах и обрядовых танцах проявились формы мышления, свойственные тому времени. Это анимизм и магия. Анимизм — это одухотворение природы по аналогии с живыми существами, идея о том, что за каждым предметом природы стоит невидимый дух, что каждый предмет живой. С анимизмом связаны и магические представления — вера в силу слов, ритма, пластических действий, телесных движений, с помощью которых якобы можно воздействовать на силы природы и добиться желаемых для человека результатов: удачи на охоте, богатого урожая, скота, улучшения здоровья и так далее.
Сказки о животных и кумулятивные сказки в круге детского чтения
Характерной особенностью сказок о животных (и сказок тоже) является их животность. В то же время герои сказок — животные — описываются как думающие, говорящие, мотивированные сказочными условиями. Созданию такого впечатления у читателя и слушателя способствует персонификация — прием, который, с одной стороны, позволяет выстроить рассказ о животных так же, как и рассказ о людях, а с другой — указывает на несколько уровней художественного содержания. Не случайно главными героями самых старых сказок о животных являются петух, лиса, медведь и так далее. В их содержании есть мифопоэтическое наполнение, которое со временем стерлось, так что современный читатель часто воспринимает содержание этих оригинальных сказок как аллегорическое, в котором едва угадывается мифологическое (вера в подлинный символизм того или иного персонажа). Антагонизм петуха и лисы часто просто понятен нам в повседневной жизни: Лиса — хитрое животное, а петух — ее вечная добыча. Несмотря на эти значения, следует помнить, что для древних славян, даже для балтов, петух был символом очага и дома, и, более того, символом рассвета и возрождения.
Петух в славянской мифологии символизирует стихию огня: поэтому петух — образ-символ домового. В то же время лиса, как напомнил
А. Н. Афанасьев в «Поэтических воззрениях славян на природу» — символ чужого огня, исходящего из леса. В основе всех символов лежит миф (А. Ф. Лосев), поэтому вечный конфликт в сказках о животных, в которых сюжет разворачивается вокруг события между петухом и лисой, не случаен. «Избушка Заюшки», «Кот, дрозд и петух», даже «Колобок» демонстрируют эти мифопоэтические значения образов. Если петух является символом очага и дома, то очевидно, что чем дальше от дома, тем слабее сила амулетов, и тем больше вероятность попасть в неприятную ситуацию. Возможно, поэтому кот и дрозд предупреждают приученного к дому петуха не поддаваться ласковым речам лисы: «Завтра мы уйдем дальше в лес, и тогда мы тебя не услышим…». Но именно петух оказывается освободителем избушки, а ни один помощник (собака, бык, медведь) не может победить хитрую лису. Но сам образ зайца в этой сказке указывает нам на мифопоэтическое предшествующее воспоминание. В «солнечном зайчике» русского языка сохранились аллюзии на эти значения теплого весеннего света.
Сказки о животных часто содержат песни, которые являются функциональными в сюжете. По композиции и содержанию они представляют собой заклинания, призванные изменить ход событий: как и заклинания, они имеют двухчастную композицию.
Тройное повторение усиливает магическую силу заклинания. Это обстоятельство еще раз доказывает как древность происхождения сказок о животных, так и многомерность их содержания, которое не сводится к басенному, если брать героев-животных как аллегории.
Средства народного воспитания
Основными средствами народного воспитания являются труд, игра, язык, общение, искусство, произведения фольклора и так далее.
Труд занимал ведущее место в жизни человека во все времена, он является сердцевиной народного воспитания. Поэтому не случайно эта тема ярко выражена в пословицах и поговорках: «Работа — отец всего сущего», «Кто любит работу, тот любит жизнь», «Если будешь сидеть без дела, рыба и зверь домой не придут».
В то же время люди смеются над ленивыми людьми, которые стремятся к легкой жизни. Об этом свидетельствуют народные пословицы: «Работа ставит человека на ноги, а лень загоняет его в землю», «Работа кормит человека, а лень портит его», «Лень делает человека больным, а работа делает его здоровым», «Лень не приносит пользы», «Ленивого человека узнают по походке», «Ленивый спит сидя, а работает лежа», «Жить без работы — не что иное, как коптить небо», «Ленива та птица, которая не строит своего гнезда».
О роли труда в жизни человека совершенно правильно писал Г.Н. Волков: «Трудовое воспитание — венец всей системы народного образования. Нет ни эстетического, ни физического, ни нравственного воспитания; без работы нет полноценного духовного воспитания.
О важности труда в жизни человека говорили многие прогрессивные мыслители всех времен и народов.
Истинное сокровище для человека — это способность работать. (Эзоп)
Работа облагораживает человека. (В. Г. Белинский)
Работа… Первое основное условие всей человеческой жизни, причем в такой степени, что в определенном смысле мы должны сказать: Труд создал человека. (Ф. Энгельс)
Без работы не может быть чистой и радостной жизни. (А. П. Чехов)
В труде, и только в труде, живет великий человек, и чем горячее его любовь к труду, тем он величественнее, тем продуктивнее, тем прекраснее его труд. (М. Горький)
Таким образом, трудовое воспитание является основной проблемой народного образования во все времена. Трудовое воспитание тесно связано с материальной и духовной культурой народа, его традициями. Например, труд народов Севера органично связан с традиционными отраслями их хозяйства — охотой, рыболовством, оленеводством, которые развивались в специфических условиях тундры и тайги.
Народная педагогика призывает формировать у детей привычку добросовестного отношения к труду с самого раннего возраста. Особое внимание следует уделить развитию у детей уважительного отношения к труду других людей. Приобщение детей к труду целесообразно сделать средством развития личности каждого ребенка, так как в процессе активной деятельности человек вырабатывает культуру труда, формирует творческое отношение к работе, а также дисциплинированность, организованность, умение работать в команде.
Игра — важный фактор в развитии детей. A. Н. Леонтьев, разработавший теорию деятельности, утверждал, что с раннего детства до 7 лет для ребенка ведущим видом деятельности является игра.
Д. Б. Эльконин раскрыл и глубоко описал различные виды детской деятельности, в процессе которой они овладевают основами культуры и тем самым осуществляют свое духовное развитие. Он также указал на важную роль игры в развитии ребенка.
Материалы для примерной программы курса «Детская литература» в педагогических учебных заведениях
Детская литература — это особая область общей литературы. Его развитие в соответствии с основными принципами художественной литературы как формы познания и отражения действительности. Единство литературного и воспитательного начал как отличительная черта детской литературы. Соответствие детской литературы возрастным интересам, умственным способностям, психологии ребенка.
Понятие детской литературы и детского чтения. Их взаимоотношения и различия. Роль иллюстраций в детских книгах. Отношения между текстом и иллюстрацией.
Эстетические функции детской литературы. Знакомство с детской литературой как способ формирования эстетического вкуса, познавательной и творческой активности на определенных этапах развития человека. Специфика художественной условности в детской литературе и проблема ее педагогического осмысления и культурного значения. Основные принципы анализа произведений детской литературы.
Гносеологические функции детской литературы. Информация об окружающей человека среде и принципах ее освоения. Бессознательный характер восприятия информации о природе и человеке в процессе игрового и эстетического опыта. Когнитивная ценность детской литературы.
Педагогические функции детской литературы. Неразрывная связь между эстетическими и этическими ценностями литературных произведений. Опасность открытого дидактизма и этическая тенденция. Своеобразие восприятия откровенно положительных персонажей и моральных ситуаций разными возрастными группами юных читателей. Воспитание читателя через сопереживание, а не рациональное понимание.
Место автора в произведениях детской литературы. Проблема разницы в возрасте и неравных ценностей автора и юных читателей. Способы преодоления возрастного разрыва и сближения автора и читателя в лучших произведениях классической детской литературы.
Детская книга. Проблемы книжной иллюстрации, классика книжной иллюстрации для детей.
Устный фольклор для детей и в детском чтении.
Устное народное творчество — неисчерпаемый источник идейного и эстетического богатства русского народа.
Русские писатели, критики, педагоги о героическом эпосе, народных сказках и песнях, о значении фольклора в формировании личности ребенка. Принципы отбора, редактирования и публикации произведений различных фольклорных жанров, доступных детям.
Поэтическое своеобразие народных песен, колыбельных, произведений игрового фольклора (частушки, детские рифмы, крылатые фразы, припевки и т.д.), произведений неигрового фольклора (пословицы, напевы, присказки, причалки и т.д.). Сборники русских народных песен, пословиц и загадок.
Пословицы, поговорки, загадки. Их идейное и тематическое богатство, их жанровые особенности. Педагогическая ценность этих жанров.
Анализ пословиц, поговорок, загадок, включенных в программу классного и внеклассного чтения учащихся.
В. Белинский о необходимости знакомить детей с фольклором, в том числе с героическим эпосом. Историзм былин, своеобразие жанра, образы героев: Илья из Мурома, Добрыни Никитич, Алеша Попович и др.
Аргументы о необходимости включения сказок в детское чтение. Сказки о животных, сказки, сказки из повседневной жизни. Принципы объединения различных сказок в единый жанр. Моральные, этические и социальные мотивы в сказках. Роль сказок в развитии творческого воображения детей.
Собрание сказок А.Н. Афанасьева, русские народные сказки К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Булатова, О. Капицы, И. Карнауховой.
Исторические песни. Тексты народных песен, песни. Малые жанры фольклора. Зарубежный фольклор.
Русская детская литература Возникновение и развитие детской литературы в России.
Состояние культуры и просвещения в России в XI-XV веках; уважение к чтению, книге, грамотности, характерное для летописей и рукописей того времени.
Этнопедагогические формы и методы воспитания личности на основе народных идеалов и духовно-нравственных ценностей
В качестве основных форм воспитания личности на основе народной культуры можно назвать
- Знакомство с малыми формами устного народного творчества;
- праздничных собраний;
- познавательные беседы;
- Творческие, продуктивные и игровые занятия для детей;
- Посещение краеведческих музеев;
- Выездные экскурсии, целенаправленные прогулки по городу;
- Чтение и драматизация народных сказок;
- Инсценировка обрядов, ритуалов и церемоний.
- Разработка сценариев и организация народных календарных праздников;
- Знакомство с народными промыслами (хохлома, палех, дымчатый и т.д.).
Интересен опыт учителя начальных классов Новооскольской специальной (пенитенциарной) школы-интерната Т.И. Сафоновой, которая считает, что одним из путей воспитания духовно-нравственной личности является знакомство с народной культурой и бытом. Описывая некоторые формы своей работы, она пишет: «Сборы начинались после сбора урожая, вечером. Девушки пряли, шили, вышивали, тихо разговаривали и пели длинные песни. Позже пришли мальчики, и начались игры и хороводы. Любил играть в загадки и сказки. Отсюда и поговорка «давайте сядем вместе — посмотрим, что из этого выйдет». Дети любят участвовать в собраниях. Они учат мудрые пословицы и умные загадки, веселые обрядовые песни, частушки. Их ценность так велика, потому что они не только тренируют память, но и способствуют активному мышлению. В пословицах люди всегда осуждали глупость, лень, хвастовство и восхваляли ум, находчивость.
В моей работе особое внимание уделяется популярности и проведению народных праздников. Наши предки любили веселиться. С балалайкой, гармошкой они водили хороводы, пели, танцевали, играли. На Пасху они катали крашеные яйца. В мае они встречали весну и плели венки. В июне, в Иванов день, они посещали луга, свистя в самодельные свистульки. Осенью они отмечали время «изобилия плодов», а зимой в канун Рождества ходили по улицам в масках, распевая рождественские гимны. Участниками всех праздников были скоморохи, они веселили весь народ.
В народных играх также много юмора, шуток, соревновательных игр. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются неожиданными смешными моментами, заманчивыми и любимыми считалками, метаниями и шутками. Они сохраняют эстетическую ценность и представляют игровой фольклор. Игры способствуют развитию честности, способствуют развитию мелодичности и красоты русского языка, развивают ловкость. Часто мы играем с ним в ладушки: «Бабушка Маланья», «Братья», развивая внимание, воображение, мелкую мускулатуру. Особым успехом у детей пользуются игры «Ручеек», «Эхо», «Арина», «Блинчик», «Солнце и луна», «Испорченный телефон», «Колечко», «Пятнашки», которые развивают такие нравственные качества, как доброта, товарищество, умение отдавать, умение жить в коллективе. Совместные игры — большая радость для детей, они создают атмосферу радости и праздника.
Я проводила с детьми такие праздники, как «Осенины», «Рождественские каникулы», «Карнавал», «Троица», на которых дети наряжались в русские народные костюмы, пели песни, хиты, ставили сценки. Праздник — это душа ребенка, и мир вокруг нас без него становится однообразным и неинтересным.
Большое значение для развития личности на основе народных традиций имеют и такие формы организации деятельности детей и молодежи, как участие в кружках по интересам (например, для юных этнографов, этнологов, любителей народного творчества и т.д.). Формы организации деятельности, направленной на приобщение к народной культуре, могут также использоваться в виде тематических вечеров, диспутов (например, «Актуальна ли народная культура сегодня?»), викторин, конкурсов и других мероприятий.
В решении задач нравственного воспитания на народных традициях могут применяться такие формы, как круглый стол, беседа на этические темы, литературно-музыкальные композиции и т.д.). Для каждой группы детей следует выбирать наиболее подходящие формы. Эффективность организационных форм образовательного процесса обеспечивается их разнообразием и богатством содержания.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
- Педагогика в профессиональной подготовке психолога
- Труд как средство развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
- Технология личностно-ориентированного взаимодействия в системе «воспитатель — ребенок»
- Сенсорное воспитание детей с нарушением речи
- Особенности представлений родителей о воспитании эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в семье
- Объект и предмет педагогики
- Теория самовоспитания
- Комплексная программа «детство»
- Сходства и различия между научным познанием и учебной деятельностью