Оглавление:
Экологическое образование детей дошкольного возраста является одним из обязательных этапов в системе непрерывного экологического образования, регламентированного различными нормативно-правовыми документами. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (статья 71) говорится, что «для формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды создается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов». В проекте Федерального закона № 90060840-3 «Об экологической культуре» (статья 7) подчеркивается важная роль дошкольного этапа, где на основе любви к природе закладываются основы духовного развития личности, усваиваются нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, формируется базовая система ценностей и нравственное отношение человека к окружающему миру. В связи с этим при сертификации дошкольных учреждений предъявляются экологические требования: наличие программ экологического воспитания детей, экологического просвещения родителей, экологического паспорта учреждения, штатного педагога-эколога. Их внимание необходимо потому, что, согласно ряду научных исследований (Н.Ф. Виноградова, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, А.А. Плешаков, И.Г. Суравегина и др.), основной причиной недостаточно высокого уровня экологической культуры современного поколения является: поздняя работа образовательных учреждений по ее формированию у детей (как правило, это средняя школа, вузы, не самое приемлемое начало — в 3 года); отсутствие преемственности.
Эта проблема рассматривается в научной литературе по многим направлениям: 1) коэволюционное сосуществование человека и природы (В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс); изучение системы «общество-природа» как эволюционирующего целого (А.М. Галеева, Э.В. Гирусов, М.Л. Курок); 2) взаимодействие этноса и природы как комплексная проблема современности (А.М. Галеева, Г.Д. Галеев); 3) взаимодействие этноса и природы как комплексная проблема современности (А.М. Галеева, Г.Д. Галеев). Гачев, Л.Н. Гумилев, П. Гуревич, М.С. Каган, В.Г. Крысько); 3) основные положения экологической педагогики и психологии (Г.Н. Волков, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, В. А. Левин); 4) необходимость формирования у детей представлений о природе и бережного отношения к ней, грамотного поведения (Е. Н. Водовозова, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Дж. Ж. Руссо, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель), проблемы приобщения детей к природе (Е.И. Залкинд, Л.С. Игнатина, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова); 5) этнокультурный подход к экологическому воспитанию личности и всего народа (А.А. Бугаева, Г.Н. Волков, М.А. Якунчев), в том числе адыгов (Н.Ш. Блягоз), алтайцев (Е.Н. Кергилова), буряты (Т.Д. Замбалова), дагестанцы (Д.Р. Керимова), калмыки (И.В. Кюнкрикова), кыргызы (Р. Абдыраимова), якуты (А.П. Иванов); 6) Эффективность применения средств народной педагогики в экологическом образовании детей школьного и дошкольного возраста, проблема «этнопедагогизации» экологического образования (Е.В. Балакшина, Г.Н. С. Иванова, Н.Н. Лебедева, С.И. Фомина, X.А. Хусаинов, С.Н. Черябкина, Н.Е. Якубова); 7) современные достижения в области методики преподавания естествознания и экологического образования детей (Е.В. Буковская, Т.Н. Демина, Н.С. Иванова.
Цель и задачи экологического образования в доу
Воспитание основ экологической культуры личности является общей целью экологического образования детей дошкольного возраста. Формирование системы знаний об объектах и явлениях как основы экологического сознания, системы познавательных умений, практических навыков ухода за живыми существами, бережного и заботливого отношения к природе. Сложный характер и взаимозависимость задач.
Принципы эколого-педагогической работы в дошкольных учреждениях (комплексность; непрерывность изучения научного материала; единство познания, опыта и действия; междисциплинарный состав знаний; наглядность и активность в познании детьми природы).
Экологическое образование — это новая категория, непосредственно связанная с научной экологией и ее различными отраслями. В основе экологического образования: организм и окружающая среда, сообщество организмов и окружающая среда, человек и окружающая среда. Цель экологического воспитания дошкольников — формирование основ экологической культуры — основных компонентов личности, которые в дальнейшем, согласно концепции общего среднего экологического образования, успешно позволят приобрести в целом практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, что обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного образования, которая, руководствуясь общегуманистическими ценностями, ставит задачу развития личности ребенка: заложить в дошкольный период основы культуры личности — базовые качества человеческого начала в человеке. Красота, добро и истина в четырех ведущих сферах действительности — природе, «рукотворном мире», окружающих людях и самом себе — вот те ценности, на которых сосредоточена дошкольная педагогика нашего времени. Задачи экологического образования — это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект — наглядное представление основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Их можно резюмировать следующим образом:
- Создать в педагогическом коллективе атмосферу важности экологических проблем и приоритетности экологического образования;
- Создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
- Систематическая подготовка педагогических кадров: освоение методов экологического воспитания, улучшение экологического просвещения среди родителей;
- Осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, ее постоянное совершенствование;
- Выявление уровня экологической культуры — реальные достижения в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах личности детей в их взаимодействии с природой, объектами, людьми и самооценке.
Научные, ценностные, нормативные и деятельностные аспекты взаимодействия общества и природы. Отражение этих аспектов в содержании экологического образования дошкольников. Эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в дошкольном учреждении.
Содержание современных образовательных программ для дошкольных учреждений. Особенности имеющихся у дошкольников разного возраста систем знаний об объектах и явлениях неживой природы, растениях, животных, сезонных изменениях и работе людей в природе. Формирование у детей благодарного отношения к природе и позиции охраны окружающей среды.
Экологическое воспитание в России на современном этапе
До революции 1917 года школьное образование рассматривалось как дополнение к основному образованию в семье. Задачей школы было только обучение ученика. Революция 1917 года ознаменовала глубокие изменения в природе семьи и школы, в практике их взаимоотношений. Определенные идеологические и политические цели государственной системы воспитания и образования обусловили утверждение государственно-общественной заботы о детях, что привело к значительному ослаблению семейного воспитания и препятствовало решению задачи всестороннего развития личности на основе самоопределения и самореализации.
Задача формирования нового типа человека требовала контроля и вмешательства государства в семейное «консервативное» воспитание. Так, М.В. Плохова, занимаясь проблемами социализации ребенка в семье, пишет, что в 20-е годы XX века в педагогике страны существовали две стратегии по отношению к проблеме социализации ребенка в семье. Известные педагоги — П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и другие — считали необходимым опираться на положительные традиции семьи для воспитания энергичного, предприимчивого человека, приспособленного к социально-экономическим условиям новой жизни. По их мнению, в воспитательных целях необходимо было использовать теплоту и сердечность семейных отношений, трудолюбие детей, умение преодолевать трудности, обогащать детей новыми социалистическими ценностями. Они считали, что процесс социализации детей будет более эффективным, если советская школа и семья будут дополнять друг друга для поддержки развития ребенка, формирования у него гуманистических ценностей. Так, С.Т. Шацкий писал, что необходимо учитывать окружение ребенка. Например, в крестьянской семье дети приучались к труду очень хорошо: Десятилетний мальчик «мог самостоятельно делать 15 вещей. Задача школы — внести новые элементы в эту деятельность ребенка, обогатить ее внедрением новых технологий, средств научной организации труда, потому что школа — носитель новых знаний, советской культуры, пропагандист ее в семье, она старается вооружить ученика самым ценным из того, что накопило человечество.
Параллельно с этой тенденцией развивалась и противоположная. Согласно ей, необходимо было «оторвать» ребенка от семьи и воспитывать его в специально созданных учреждениях — школьных коммунах, детских колониях — то есть в условиях, которые, по мнению их создателей, должны быть максимально приближены к идеалам коммунистического будущего. Н.И. Бухарин, известный революционер, был сторонником этой идеи. Он считал семью самым консервативным оплотом. Идея изолировать ребенка от семьи была популярна в годы военного коммунизма. Во время Гражданской войны в Наркомате шла дискуссия о том, должны ли дети жить с родителями или необходимо создать для них специальные города, коммунальные школы. Перед педагогами и общественными деятелями тех лет стоял вопрос: должно ли семейное воспитание полностью заменить общественное, или реформированная семья не должна отказываться от воспитательных функций и нести их вместе с институтами социалистического строительства. Лишь меньшинство детей были охвачены коммунальным дошкольным образованием, большинство из них — без систематического надзора взрослых. Идеи были самыми разными, в том числе, что наиболее желательным типом учреждения для детей дошкольного возраста является «педагогически подходящий» детский дом, который фактически отделяет их от семьи.
Однако нельзя не отметить позитивный вклад в теорию и практику семейного воспитания в советский период Н.К. Крупской и ряда выдающихся педагогов: П.П. Блонский, С.Т. Шацкий — автор идеи «экологической педагогики», А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
Экологическая педагогика как наука
Педагогика — это наука о законах воспитания подрастающего поколения. Она разрабатывает проблемы воспитания в разных условиях, в разном возрасте: Педагогика раннего детства, дошкольная педагогика, педагогика начальной и средней школы; в условиях профессионального образования: педагогика старшей школы, средних специальных учебных заведений; при умственной отсталости — коррекционная педагогика и т.д.
Эти отрасли педагогической науки объединяют: общая цель, задачи, методологическая основа. Семейная педагогика — это отрасль педагогической науки, которая отличается институциональной спецификой, то есть социальным институтом — семьей, которая занимается воспитанием и образованием подрастающего поколения.
Семейная педагогика — это наука о воспитании в семье, которая изучает конкретные условия семейного воспитания, его потенциал, разрабатывает научно обоснованные рекомендации для родителей по формированию личности ребенка. Это наука, которая помогает справиться со многими образовательными проблемами, выявляет трудности и помогает найти правильное решение.
В отечественной и зарубежной педагогике существует множество работ, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Однако формирование семейной педагогики как самостоятельной отрасли науки началось сравнительно недавно. Именно в этом контексте определяются предмет и тема исследования. Предметом семейной педагогики является состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предмет семейной педагогики — сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на формирование личности ребенка.
Семья является сложной подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому она служит объектом изучения многих наук, которые изучают определенные аспекты ее развития и функционирования. Современную семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, право, психология, педагогика, медицина, этнография и другие. Каждая из наук затрагивает вопросы воспитания детей, поскольку они пронизывают все аспекты семейной жизни.
Философия — это наука, разрабатывающая систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогики она является теоретической основой для осмысления опыта домашнего воспитания, написания научных работ в этой области и создания на этой основе педагогических концепций. Философию интересует семья как важнейшая сфера самореализации человека. Испокон веков жизнь семьи, воспитание детей в той или иной степени связаны с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиск смысла жизни, любви, соотношение добра и зла и т.д.
Демография изучает состояние и тенденции развития современной семьи. Данные этих наук используются для определения государственной семейной политики. Демография занимается проблемами состава семьи (по возрастным, национальным и другим признакам), их занятости, связи поколений, деторождения и т.д.
Социология рассматривает семью как социальный институт, универсальный фактор социализации ребенка. Его интересуют типы, формы и функции семьи, организация и этапы семейной жизни. Экономика связана с экономической стороной жизни семьи, с обеспечением детей жильем, работой, производством еды, одежды, игрушек и т.д.
Исторические аспекты экологической педагогики
Развитие и становление системы образования в любом государстве тесно связано с его историей. Исторические периоды в развитии государств характеризуются определенными взглядами на образование и воспитание детей, возможностями образовательного процесса, потребностями общества в образованных и подготовленных людях и, наконец, состоянием государственной системы образования.
Анализ историко-архивных документов, правовых документов в области образования, нормативных, публицистических и художественных источников позволяет говорить о семейном и домашнем образовании как о сложном образовательном процессе, обусловленном меняющейся социальной, социокультурной и экономической ситуацией в стране.
С древних времен люди создавали свою педагогику, готовили детей к практической деятельности, к борьбе жизни с помощью разнообразных воспитательных средств.
С появлением семьи семейное воспитание стало практически единственной формой образования детей в обществе на протяжении многих тысячелетий; школы и другие учебные заведения были немногочисленны и обслуживали небольшую часть детей, в основном из привилегированных сословий. Классовый характер общества обусловил различное содержание и направленность семейного воспитания в разных социальных группах.
В системе образования, разработанной в Афинах в VII-V вв. Век до н.э. доминирующее положение заняли семейное воспитание и образование. В отличие от спартанской системы образования, которая была государственной, в Афинах дети до 7 лет находились в сфере семейного воспитания. Для девочек, в соответствии с положением женщин в рабовладельческом обществе, существовала только система домашнего образования. Помимо традиционных основ грамотности (чтение, письмо, счет), их обучали игре на музыкальных инструментах, домоводству, рукоделию и шитью.
Многие принципы спартанской и афинской систем воспитания получили дальнейшее развитие в Риме (6 век до н.э.). Как и в Афинах, мальчиков воспитывали и обучали до 7 лет, а девочек и того позже, под присмотром матери или старших родственниц, на которых возлагалась ответственность за их образование. С 7 лет мальчики начинали учиться, обычно под присмотром своих отцов. Образование имело чисто практическую цель — подготовить ребенка к социальной, военной и экономической деятельности в тех формах, которые диктовались социальным статусом семьи. Так, помимо чтения, письма и арифметики, которым обучали всех, сын ремесленника или крестьянина готовился к работе в хозяйстве отца; сын аристократа учился владеть оружием, плавать, ездить верхом, узнавал кое-что об управлении Древним Римом и приучался руководить сельскохозяйственными работами в имении отца. Главной особенностью римского образования и воспитания был его ярко выраженный гражданский характер. Главной целью было воспитание активного члена общества, способного пожертвовать собой ради семьи и государства, храброго солдата, презирающего все иностранное, искусного политика и расчетливого землевладельца. В последующие века эта система в основном сохранилась, были внесены лишь некоторые изменения: Обучение детей стали поручать рабам, их воспитанием занимались специально приглашенные учителя.
Семья — одна из главных тем древнерусских литературно-педагогических памятников XIV в. и отечественных сборников XIV в. Педагогическая мысль Древней Руси ярко проявилась в «Поучении детям» князя Владимира Мономаха, в таких литературно-письменных памятниках, как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Взаимосвязь стиля семейного воспитания и успеваемости подростков
- Организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении
- Методика организации и проведения диспута
- Метод изучения педагогической документации
- Структура процесса обучения
- Методика формирования у дошкольников синтаксической стороны речи
- Теоретические основы дошкольного образования
- Становление и развитие идеи свободного воспитания в западной Европе
- Методология и методы психолого-педагогических исследований
- Модульное обучение в ВУЗе