Оглавление:
Система «классный руководитель — учитель». Коменский установил понятие учебного года с его делением на учебные четверти, ввел праздники, определил организацию учебного дня (4 академических часа в школе с родным языком обучения, 6 часов в латинской школе), теоретически разработал систему обучения и применил ее на практике. В то время школы принимали учеников в разное время года. Ученики сидели вместе в классе, но по большей части не было общего обучения со всеми учениками в классе: каждый ученик учился сам и продвигался в своем собственном темпе. Учитель занимался с учениками индивидуально. Коменский настаивал на посещении школы раз в год, поэтому учителю приходилось работать коллективно со всем классом. Он ввел систему преподавания с классными уроками, дал инструкции по планированию и проведению урока, посвятил часть урока опросу учащихся, часть — объяснению нового материала, а упражнения — закреплению нового материала. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и основную задачу. Учитель должен был следить за тем, чтобы все ученики активно участвовали в уроке, и поддерживать дисциплину в классе во время урока. Коменский настаивал на систематическом преподавании и указывал на необходимость заставить учеников понять взаимосвязь между явлениями и, таким образом, организовать учебный материал так, чтобы он не казался ученикам хаотичным и сводился к нескольким пунктам. В преподавании он чувствовал необходимость идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, организуя, обобщая эти факты и примеры, идя от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному, сначала давая общее представление о предмете или явлении, затем переходя к изучению конкретных аспектов. Большое значение, по мнению Коменского, имеет порядок обучения. Все, что предлагается ученикам для освоения, должно быть так организовано, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими уроками. Ценные указания дал Коменский, изложив дидактическое условие целесообразности обучения для школьников. Дети должны изучать только то, что доступно для их возраста. Потенциал, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, воспроизведением самого необходимого без лишних деталей.
Заслуга К — теоретически обоснованная система обучения. В конце 16-го и начале 17-го века преобладающими формами образования были индивидуальная и групповая. При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с группой детей (10 человек) с разным уровнем подготовки. Учитель по очереди спрашивал каждого ученика о пройденном материале, объяснял новый материал и давал каждому из них задания. Такая организация учебного процесса позволила ученикам приходить в школу в любое время года и в любое время суток. Ни при индивидуальной, ни при групповой форме обучения не было большого количества учеников. На смену им пришла более совершенная форма образования — классно-урочная система обучения. В XVI веке он использовался в европейских иезуитских школах, в начальных школах в Чехии, Венгрии, Польше, в братских школах в Беларуси. Беларусь и Украина. При классно-урочной системе обучения ученики были разделены на отдельные классы в соответствии с их возрастом и уровнем знаний. Учитель обучает весь класс одновременно. Com. Уполномоченный предложил принимать детей в школу только один раз в год, разделить учебный год на четверти, ввести каникулы и установить продолжительность учебного года. Ученики должны были посещать начальную школу в течение 4 лет, а затем среднюю школу. Основной формой обучения было обучение. Занятия проводились по установленному расписанию. Директор школы дал указания о том, как должны проходить уроки: часть урока должна была быть посвящена расспросам, другая часть — объяснению нового материала. Учитель проводил уроки и обеспечивал порядок и дисциплину.
Дидактические взгляды A. Коменского
Каменский положил сенсорный опыт в основу познания и обучения и теоретически обосновал и углубил принцип наглядности. Он понимал наглядность в самом широком смысле, не только как визуальность, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и более ясному восприятию вещей и явлений. Он провозгласил «золотое правило» дидактики. Все можно сделать доступным для восприятия: видимое — зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, вкусное — вкусом, осязаемое — прикосновением. Если какие-либо объекты могут восприниматься более чем одним чувством одновременно, они должны восприниматься более чем одним чувством одновременно.
Каменский требовал, чтобы преподавание начиналось не со словесных толкований вещей, а с конкретных наблюдений за ними. Большой заслугой Каменского является развитие визуализации как одного из важнейших дидактических принципов. Он гениально конкретизировал, обобщил, углубил и расширил уже имеющийся практический опыт визуального обучения, применив визуализацию на практике и снабдив ее учебными рисунками. Каменский противопоставил требование добросовестности обучения бессмысленному механическому заучиванию, догматическому преподаванию. Каменский настаивал на систематическом подходе к обучению. Он указал на необходимость добиться от студентов понимания взаимосвязи между явлениями и, таким образом, организовать учебный материал так, чтобы он не казался студентам хаосом и был кратко изложен в виде нескольких основных положений. В образовании, считал он, необходимо двигаться от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют и обобщают эти факты и примеры. Каменский также придавал большое значение порядку обучения. Все, что предстоит изучить студентам, должно быть организовано таким образом, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями.
Учитывая возрастные особенности детей, Каменский советовал в первую очередь развивать органы чувств ученика, затем память, потом мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выражать и применять на практике то, что он узнал. Каменский дал ценный совет, выдвинув дидактическое требование, что ученики должны уметь учиться. Детям следует давать учиться только тому, что доступно для их возраста. Доступность в обучении достигается за счет ясности инструкций. Сообщая основные сведения без лишних деталей.
Утверждение учебного требования, согласно которому учащиеся должны овладеть предметом. Каменский сказал, что необходимо заложить прочный фундамент, чтобы ученики усвоили то, чему их учат. Упражнения и повторение пройденного материала имеют большое значение для прочного усвоения материала. Упражнения следует начинать с элементов, а не с целых произведений; это относится и к чтению. Каменский старался как можно больше развивать познавательные способности учеников и поощрять детскую любознательность.
Д. Локк родился в семье провинциального адвоката. В школе он получил схоластическое образование, затем, в Оксфордском университете, заинтересовался наукой, медициной и философией. После окончания университета он стал воспитателем и семейным врачом. Его главный педагогический труд — «Мысли о воспитании». Локк занимался одной из самых важных проблем в философии — сенсуализмом, который напрямую связан с педагогикой. В своем «Опыте о человеческом разуме» он выступает против концепции врожденных идей, провозглашенной и продвигаемой церковными и метафизическими философами, которая пользовалась большой поддержкой в обществе. Локк утверждает, что знания, идеи, принципы он приобретает в процессе взаимодействия с предметами и людьми. Если идеи являются врожденными, то они предопределены на всю будущую жизнь ребенка, и образование не может этого изменить. Он отводит образованию решающую роль в развитии человека. Душа ребенка — это чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно.
Цель и задачи воспитания в педагогических теориях Коменского
Согласно Коменскому, существует три этапа, три задачи воспитания: самопознание и окружение (духовное воспитание), самоконтроль (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание). В отличие от средневековых педагогов, он считал первую задачу очень важной. Коменский очень высоко ценил роль образования.
Локк видел задачу образования в том, чтобы воспитать джентльмена, способного «управлять своими делами рассудительно и благоразумно». Это дворянин по рождению, отличающийся «изысканностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами бизнесмена среднего класса, предприимчивого человека. Воспитание характера, развитие воли, моральная дисциплина — основные задачи воспитания.
Согласно Руссо, задача образования — воспитать человека, который ни от кого не зависит, живет на плоды своего труда, ценит свою свободу и умеет ее защищать.
Для Песталоцци формирование нравственности человека находится в центре всего образования. Цель образования, по мнению Песталоцци, заключается в развитии всех природных сил и талантов человека, и это развитие должно быть плюралистичным и гармоничным.
Дистервег отстаивал идею образования для всех и боролся против классовых и шовинистических подходов к проблемам образования. Задача школы, по его мнению, заключается в воспитании гуманных людей и сознательных граждан. По мнению Дистервега, одним из главных требований, которые современная действительность предъявляет к образованию, должно быть развитие у детей дилетантизма. Дистервег определил высшую цель образования как «самодеятельность в служении истине, прекрасному и доброму».
Оуэн утверждает, что характер человека определяется условиями окружающей среды, не зависящими от его воли. Пороки и недостатки людей, их проступки определяются средой, в которой они живут. Оуэн считал, что любой характер можно сформировать, если изменить условия среды и воспитания.
Локк рекомендовал, чтобы студент занимался ремеслом. Он обосновал необходимость трудового воспитания тем, что работа на свежем воздухе полезна для здоровья, а знание ремесла полезно для предпринимателя. Работа предотвращает возможность пагубного безделья.
Согласно Руссо, физический труд — неизбежная обязанность социального человека. Свободный человек должен овладеть различными ремеслами, тогда он действительно сможет заработать на хлеб и сохранить свою свободу. Работа — это социальный долг свободного человека, это также средство воспитания.
Попытка совместить образование с производственным трудом была одним из самых важных заявлений в образовательной практике и теории Песталоцци. И в рабочее, и в свободное время учитель учит детей, обучает их чтению, письму, арифметике и другим жизненно важным навыкам. Песталоцци подчеркивал важность трудового воспитания для воспитания человека. Песталоцци придавал большое воспитательное значение работе с детьми. Он отметил, что «труд учит презирать слова, которые не воплощаются в дела», помогает развивать такие качества, как корректность, правдивость, способствует правильным отношениям между детьми и взрослыми, а также между самими детьми. Правильно организованный физический труд детей способствует развитию их ума и моральных сил. Песталоцци пытался подготовить детей рабочих к будущей работе в промышленности.
Философская основа педагогического учения А. Коменского
Говоря о Яне Амосе Коменском, мы должны учитывать его разнородную деятельность. Он был публицистом, проповедником, политиком и педагогом. Сам он избрал философию своей главной задачей. Философия Коменского была в первую очередь антроподицеей (оправданием человеческого существования в бурном мире). Хорошо знакомый с трудами античных авторов, таких как Платон, Аристотель, Плутарх, Сенека, Коменский воспринял традицию античного отношения к человеку. По его мнению, цель человека — использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром. Такая гармония «космического» характера является одной из самых передовых идей древнегреческих и римских мыслителей. В его педагогической системе идея пансемантики была основополагающей как для содержания образования, так и для его организации. В уже упоминавшемся выше всемирно известном труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский как раз и сформулировал цель воспитания нового поколения на основе своей концепции пансемантики.
Характерной чертой педагогической философии Коменского является его теория познания, основанная на принципе триады. Он называет эту триаду тремя стадиями мудрости. Первая из них — это теория. Следуя за Декартом, он устанавливает правила познания, которые состоят из нескольких этапов: Представление объекта со всех сторон, разложение проблемы на несколько составляющих и аутопсия (естественное стремление человека самостоятельно исследовать и рассматривать материальные объекты внешнего мира). На втором этапе практика имеет те же три уровня. Во-первых, студент должен получить образец чего-либо, чтобы понять смысл деятельности. Затем, используя индуктивный метод, человек выясняет, как из частей объекта исследования составить целое. Наконец, мудрое подражание опытным, повторение их действий, ведут к аутопраксии (самопрактике). Завершением триады деятельности, согласно Коменскому, является chresis (применение). Она начинается с понимания функциональной природы вещи, а затем поиска правильного способа ее применения. И самое главное, «применять уже полученные знания только во благо». Философия Коменского предлагает разработанный метод научного постижения мира, разумную систему перехода от теоретической к практической деятельности и наоборот. Но в целом философия Коменского показывает нам две стороны его учения: во-первых, она подчинена главной задаче — педагогике; во-вторых, задумав целую систему панософии, он не смог довести ее до конца.
Цели образования:
- Подготовка к земной жизни и работе.
- Подготовка к жизни после смерти.
- Цели образования:
- Познание себя и окружающей среды (духовное воспитание).
- Самоуправление (моральное воспитание).
- Стремление к Богу (религиозное воспитание).
Центральный труд по теории образования Яна Амоса Коменского по праву считается «Великой дидактикой». Задуманная им в юности, она вынашивалась в течение многих лет, обрастала различными дополнениями и пристройками. Для своего времени это был поистине революционный учебник по теории образования.
Все нуждаются в образовании. И глупые, и одаренные дети нуждаются в образовании. Коменский поставил целью своего учения воспитание человека на основе природы. Образование и воспитание должны следовать всем законам природы, которым подчиняется человек. Человек подчиняется всем законам природы (Демокрит был основателем естественного порядка, Коменский доказал это научно).
Педагогическая система Коменского является прежде всего христианским учением и направлена на воспитание детей в христианском духе и впоследствии на восстановление авторитета Церкви через соответствующим образом образованных детей.
Возрастная периодизация А.Коменского
- возраст, период — до 6 лет детства — тип школы — материнская — кто учится — все молодые люди обоего пола — содержание образования и воспитания — развитие органов чувств. Первое понимание природы и общественной жизни. Привыкание к сельскому хозяйству и работе. Физическое и нравственное воспитание. Элементы знаний.
- возраст, период — мальчик 6-12 лет — тип школы — школа родного языка — учащиеся — все подростки обоего пола — содержание образования и воспитания — обучение на родном языке. Чтение, письмо, арифметика, пение. Элементы экономики и политики. История, религия. Искусство и ремесла. Уроки нравственности. Основы знаний.
- возраст, период — 12-18 лет — тип школы — латинская школа — кто учится — наиболее успешные выпускники родной школы — содержание образования и воспитания — семь гуманитарных искусств. Физика. География. История. Родной язык, латынь, греческий и один из новых языков. Занятия: Грамматика, физика, математика, этика, диалектика, риторика. Система знаний.
- возраст, период — 18 — 24 года мужского возраста — тип учебного заведения — академия — кто учится — будущие ученые — содержание образования и воспитания — факультеты: юридический, медицинский, богословский. Путешествие вокруг света. Профессиональное образование.
Таким образом, практически впервые в истории Я.А. Коменский предложил стройную систему взаимосвязанных школ, которая позволила бы молодым людям с раннего возраста достичь высот научного образования.
Тщательно изучив в молодости, будучи студентом университета, труды Платона, Аристотеля, Плутарха и Сенеки, Коменский вслед за ними объявил мудрость, воздержанность, мужество и справедливость главными добродетелями добродушного человека. Он советовал развивать в детях скромность, послушание, доброжелательность к другим, аккуратность и порядок, вежливость, почтение к старшим и трудолюбие. В качестве средств нравственного воспитания Коменский рассматривал: пример родителей, учителей, одноклассников; воспитание, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (особенно в воспитании мужества); борьбу с безнравственностью, с ленью, легкомыслием, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет развитие положительных привычек. Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводил семье, роли матери и отца. Школа, учителя, проповедники, по его мнению, могут лишь развивать образование детей и в какой-то мере направлять их в нужное русло, но основное чувство идентичности все равно рождается в семье.
Дисциплина. Учащиеся обязаны приходить в школу без опозданий и занимать отведенное им место в классе. Если учащиеся отсутствуют по уважительным причинам, родители должны предупредить дежурного, чтобы он явился к учителю. Студенты должны внимательно слушать объяснения учителя на уроке. Вне школы учащиеся также обязаны вести себя скромно и достойно. Коменский писал: «Поддержание дисциплины всегда должно быть строгим и убедительным, но не шутливым и не жестоким, чтобы внушать страх и уважение, а не смех и ненависть. Следовательно, в наставлении молодых людей должна быть мягкость без легкомыслия, в наказании — обличение без сарказма, в наказании — строгость без дикости.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС
- Социальное воспитание в педагогике
- Методическое сопровождение формирования познавательного интереса старших дошкольников в условиях ДОО
- Теория нравственного воспитания: понятие, особенности на современном этапе
- Теоретико-методологические основы обучения
- Обучение русскому языку в поликультурной среде
- Сущность, концепции и принципы в андрагогике
- Традиционные и инновационные подходы к воспитанию
- Методология исследовательской деятельности
- Опыт обучения и воспитания детей с нарушением зрения в специальных образовательных организациях