Оглавление:
Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Дополнительные готовые курсовые на темы:
- Критерии сознания как высшей формы психического отражения в общей психологии
- Неосознаваемые психические процессы и их характеристика в психологической науке
- Физиологический механизм ощущения и его современные исследования психологической наукой
- Виды и свойства ощущений
- Проблема восприятия в отечественной и зарубежной психологии
- Представления и их исследования в психологической науке
- Воображение и его теории в зарубежной и отечественной психологии
- Понятие о внимании и его философские и физиологические основы
- Теории внимания в зарубежной и отечественной психологии
- Теории памяти и их характеристика в отечественной и зарубежной психологии
Введение
Человек живет и действует, в ходе своей жизни решает стоящие перед ним практические задачи и воспринимает окружающую среду. При восприятии человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда не только смотрит, но и размышляет или задает вопросы, не только слышит, но и слушает. Восприятие — это форма познания действительности. Но как объяснить тот факт, что все мы воспринимаем одно и то же? Можно подумать, что с самого рождения культура берет на себя регулирование мозговой деятельности таким образом, что мозг учится выполнять одни и те же вычисления, характерные для всех членов данной группы. Различия в восприятии мира, жизни, смерти и так далее в разных культурах, кажется, подтверждают это.
Внешние явления, действующие на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений, без какой-либо противодействующей активности со стороны субъекта по отношению к воспринимаемому эффекту. Способность чувствовать дана нам и всем живым существам с нервной системой от рождения. Только люди и высшие животные наделены способностью воспринимать мир в виде образов — эта способность развивается и совершенствуется в процессе жизненного опыта.
Общие характеристики восприятия
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Внешние явления, действующие на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений, без какой-либо противодействия субъекта по отношению к воспринимаемому эффекту. Способность чувствовать дана нам и всем живым существам с нервной системой от рождения. Только люди и высшие животные наделены способностью воспринимать мир в терминах образов, и эта способность развивается и совершенствуется в их жизненном опыте. Содержание восприятия не выходит за пределы элементарных форм отражения, а сущность процессов восприятия состоит лишь в отражении индивидуальных особенностей предметов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за рамки элементарных форм. Человек живет не в мире отдельных пятен света или цвета, звуков или прикосновений; он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что он воспринимает, всегда представляется ему в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за рамки отдельных ощущений. Совместная работа органов чувств приводит к синтезу отдельных сенсорных впечатлений в сложные интегрированные системы. Только благодаря такому объединению изолированные ощущения трансформируются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых объектов или ситуаций. Поэтому главное отличие восприятия от ощущения — это предметное восприятие всего, что воздействует на нас, то есть отражение объекта реального мира в совокупности всех его признаков или, другими словами, целостное отражение объекта.
Помимо сенсорных впечатлений, в процессе восприятия участвуют также предыдущий опыт, процессы понимания того, что воспринимается, то есть психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. По этой причине восприятие часто называют перцептивной системой человека.
Исследования психофизиологов показывают, что восприятие — это очень сложный процесс, требующий значительной аналитической и синтетической работы. Поэтому восприятие лучше всего описывается как перцептивная деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление об объекте, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
Большую роль в восприятии играет наше желание воспринять тот или иной объект, осознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на достижение лучшего восприятия, и настойчивость в этих усилиях. Таким образом, внимание и направленность (в данном случае желание) участвуют в восприятии объекта реального мира.
Таким образом, мы должны сделать вывод, что восприятие — это очень сложный, но в то же время единый процесс, направленный на познание того, что действует на нас в данный момент.
Физиологическая основа восприятия
Физиологической основой восприятия являются процессы, происходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Таким образом, под влиянием раздражителей в нервных окончаниях органов чувств возникает нервное возбуждение, которое передается по проводящим путям в нервные центры и, наконец, в кору головного мозга. Здесь он попадает в проекционные зоны (сенсорные зоны) коры головного мозга, которые являются как бы центральной проекцией нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.
Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом формирования ощущений. Фактически, ощущения формируются на уровне предложенной схемы. Следовательно, ощущения можно рассматривать как структурный элемент перцептивного процесса. Собственные физиологические механизмы восприятия активизируются в процессе формирования целостного образа на следующих этапах, когда возбуждение передается от проективных зон к интегративным зонам коры головного мозга, где завершается формирование образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функции проективных зон.
Физиологическая основа восприятия усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной активностью, эмоциональными переживаниями и различными мыслительными процессами. Следовательно, нервные возбуждения, вызванные в органах чувств внешними раздражителями, достигают нервных центров, где они вовлекают различные области коры головного мозга и взаимодействуют с другими нервными стимулами. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих друг с другом и охватывающих различные зоны коры на большой площади, является физиологической основой восприятия.
Связи между височными нервами, обеспечивающие перцептивный процесс, могут быть двух типов: образующиеся внутри анализатора и между анализаторами. Первый тип возникает, когда организм подвергается воздействию сложного стимула той или иной модальности. В этом случае нейронные связи формируются не только в ответ на сами стимулы, но и на их соотношение — временное, пространственное и т.д. (так называемый установочный рефлекс). В результате процесс интеграции или сложного синтеза происходит в коре больших полушарий.
Второй тип нейрональных связей, образующихся под воздействием сложного стимула, — это связи внутри разных анализаторов. И.М. Сеченов объяснял их формирование наличием ассоциаций (зрительных, кинестетических, тактильных и т.д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря чему восприятие приобретает целостный характер. Таким образом, сложный процесс построения перцептивного образа основан на системе внутрианализаторных и межанализаторных связей, которые обеспечивают наилучшие условия для видения стимулов и учета взаимодействия свойств объекта как сложного целого.
Основные свойства и типы восприятия
Перцептивно-психологическое пространственное движение
Выяснив суть понятия «восприятие» и разобрав его физиологические механизмы, мы переходим к рассмотрению основных свойств восприятия как когнитивного психического процесса. Основными свойствами восприятия являются: Субъективность, целостность, последовательность, постоянство, осмысленность, апперцепция и активность.
Объективность восприятия — это способность отражать предметы и явления реального мира не в виде набора не связанных между собой ощущений, а в виде отдельных объектов. Следует отметить, что объективность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.
Еще одно свойство восприятия — целостность. В отличие от ощущений, которые воспроизводят отдельные свойства объекта, восприятие дает целостную картину объекта. Он формируется на основе обобщения информации, полученной в виде различных ощущений об отдельных свойствах и качествах объекта. Сенсорные компоненты настолько тесно взаимосвязаны, что формируется единая сложная картина объекта, даже если непосредственно задействованы только отдельные свойства или части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно через взаимосвязь между различными ощущениями.
Целостность восприятия также связана с его структурированностью. Это свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является их простой суммой. На самом деле мы воспринимаем обобщенную структуру, абстрагированную от этих ощущений, которая формируется в течение определенного периода времени. Восприятие, таким образом, привносит в наше сознание структуру объекта или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.
Еще одно свойство восприятия — постоянство. Константность — это относительное постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий их восприятия. Благодаря свойству постоянства, которое проявляется в способности перцептивной системы компенсировать изменения в условиях восприятия, мы воспринимаем окружающие нас объекты как относительно постоянные. Наибольшая степень постоянства наблюдается при зрительном восприятии цвета, размера и формы предметов. Таким образом, постоянство цветовосприятия заключается в относительном постоянстве видимого цвета при изменении освещенности.
Следует отметить, что восприятие зависит не только от природы стимула, но и от субъекта. Воспринимает не глаз и не ухо, а конкретный живой человек. Поэтому на восприятие всегда влияют особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предыдущий опыт, его предыдущая практика. Поэтому один и тот же объект может восприниматься разными людьми по-разному. Содержание апперцепции определяется как поставленной перед человеком задачей, так и мотивами его деятельности, интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменить содержание восприятия.
Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется перцептивной иллюзией. Иллюзии наблюдаются при любом типе восприятия (зрительном, слуховом и т.д.). Характер иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как отношение, ориентация, эмоциональный настрой и т.д., но и физическими факторами и явлениями: освещением, положением в пространстве и т.д.
Следующее свойство восприятия — его осмысленность. Хотя восприятие происходит через прямое действие стимула на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное семантическое значение. Как уже упоминалось ранее, человеческое восприятие тесно связано с мышлением. Связь между мышлением и восприятием впервые выражается в том, что воспринимать объект сознательно — значит мысленно называть его, т.е. относить его к определенной группе, классу, ассоциировать с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся найти в нем сходство с другими предметами.
Говоря об основных свойствах восприятия, мы не можем упустить из виду другое, не менее существенное свойство восприятия как психического процесса. Это свойство — активность (или избирательность). Она заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один объект или конкретную группу объектов, а другие объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, то есть не отражаются в нашем сознании. Таким образом, мы можем предположить, что природа перцептивной деятельности обусловлена природой самого нашего сознания.
Одна из классификаций восприятия, как и ощущений, основана на различиях в анализаторах, участвующих в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор (или модальность) играет преобладающую роль в восприятии, различают зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
Обычно восприятие является результатом взаимодействия нескольких анализаторов. Моторные ощущения в той или иной степени задействованы во всех видах восприятия. Примером может служить тактильное восприятие, в котором задействованы тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогичным образом, двигательный анализатор участвует в слуховом и зрительном восприятии. Различные типы восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются для создания сложных типов восприятия. Например, восприятие учеником текста в классе включает в себя визуальное, слуховое и кинестетическое восприятие.
Другой способ классификации типов восприятия основан на формах существования материи: пространство, время и движение. Согласно этой классификации, различают восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Восприятие пространства
Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все объекты находятся в пространстве, а каждое явление существует во времени. Пространственные свойства присущи всем объектам, так же как временные характеристики характерны для каждого явления или события. Пространственные свойства объекта включают: Размер, форма, положение в пространстве.
При восприятии размера объекта важную роль играет размер его изображения на сетчатке глаза. Чем больше изображение на сетчатке, тем крупнее кажется нам объект. Это, вероятно, связано с тем, что размер изображения воспринимаемого объекта на сетчатке зависит от величины зрительного угла. Чем больше размер зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке. Вполне логично, что эта закономерность сохраняется на одинаковом расстоянии от нас объектов.
Рассмотрение расстояния до объектов основано, прежде всего, на нашем опыте восприятия объектов на разных расстояниях от них. Существенным подспорьем для восприятия размеров предметов является знание приблизительных размеров предметов. Как только мы узнаем объект, мы сразу же воспринимаем его размер таким, какой он есть на самом деле. В целом, следует отметить, что постоянство размера значительно увеличивается при восприятии знакомых объектов и значительно уменьшается при восприятии абстрактных геометрических фигур. Следует также подчеркнуть, что постоянство восприятия существует только в известных пределах. Когда мы находимся очень далеко от объекта, он кажется нам меньше, чем есть на самом деле. Еще одной особенностью восприятия объекта в пространстве является контрастность объектов. Среда, в которой мы воспринимаем объект, оказывает заметное влияние на его восприятие. Например, человек среднего роста в окружении высоких людей будет казаться намного меньше своего реального роста.
На восприятие размера объекта также может влиять совокупность, в которой находится объект. Кроме того, цвет объекта влияет на восприятие его размера. Светлоокрашенные объекты кажутся немного больше, чем темноокрашенные. Объемные формы, такие как сфера или цилиндр, выглядят меньше, чем соответствующие плоские изображения.
Не менее сложным, чем восприятие размера, является восприятие формы объекта. Во-первых, следует отметить, что феномен постоянства существует и в восприятии формы. Например, когда мы смотрим на квадратный или круглый предмет сбоку, его проекция на сетчатке глаза выглядит как эллипс или трапеция. Тем не менее, мы всегда видим один и тот же объект одним и тем же способом, в одной и той же форме.
Процесс восприятия объемной формы очень сложен. Мы воспринимаем объем фигуры, потому что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения. Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами. Бинокулярный эффект заключается в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же объект, изображение этого объекта на сетчатке левого и правого глаза отличается. При бинокулярном зрении смещение изображений на сетчатке создает впечатление единого, но рельефного трехмерного объекта.
Однако бинокулярное зрение — не единственное требование для объемного восприятия объекта. Когда мы смотрим на предмет одним глазом, мы все равно воспринимаем его рельеф. Большую роль в восприятии объемной формы объекта играет знание объемных особенностей этого объекта и распределения света и тени на объемном объекте.
Человеческое восприятие пространства имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что пространство трехмерно, и поэтому его восприятие требует совместной работы нескольких анализаторов. В этом отношении восприятие пространства может происходить на разных уровнях.
В восприятии трехмерного пространства в первую очередь задействованы функции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет форму трех заполненных жидкостью, изогнутых, полукруглых трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая трубки, переполняется, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении стабильности тела (статическое ощущение).
Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвигательной системой, и любое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения положения глаз. Например, пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом, наблюдаются при быстрых изменениях положения в пространстве.
Второй аппарат, который обеспечивает восприятие пространства, и особенно его глубины, — это бинокулярный зрительный аппарат. Восприятие глубины относится в основном к восприятию расстояния до объектов и их положения по отношению друг к другу. Бинокулярное зрение является одним из необходимых условий для восприятия расстояния между объектами.
Существенную роль в восприятии расстояния или пространственной глубины играет конвергенция и дивергенция глаз, поскольку для четкого восприятия объектов необходимо, чтобы их изображения попадали на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки левого и правого глаза, а это невозможно без конвергенции или дивергенции обоих глаз. Конвергенция — это сближение зрительных осей глаз при вращении глазных яблок относительно друг друга.
Пространственное восприятие не ограничивается восприятием глубины. В пространственном восприятии важную роль играет восприятие положения объектов по отношению друг к другу. Дело в том, что конвергенция и дивергенция прекращаются, когда объект находится далеко, но воспринимаемое нами пространство никогда не бывает симметричным, оно всегда более или менее асимметрично, то есть объекты расположены выше или ниже, справа или слева, а также дальше от нас или ближе к нам.
Такой комплекс механизмов, обеспечивающих пространственное восприятие, естественно, требует не менее сложной организации аппаратов, обеспечивающих центральную регуляцию пространственного восприятия. Одним из таких центральных аппаратов являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.
Движение и восприятие времени
Восприятие движения происходит через очень сложный механизм, природа которого еще не до конца понятна. Когда объект перемещается в пространстве, мы воспринимаем его движение, потому что он покидает поле наилучшего восприятия, заставляя нас двигать глазами или головой, чтобы снова зафиксировать на нем взгляд. Это приводит к двум явлениям. Во-первых, смещение объекта по отношению к положению нашего тела говорит нам о его перемещении в пространстве. Во-вторых, мозг регистрирует движение глаз вслед за объектом. Второе особенно важно для восприятия движения, но механизм обработки информации о движениях глаз очень сложен и противоречив.
Однако восприятие движения нельзя объяснить только движением глаз — мы воспринимаем движение в двух противоположных направлениях одновременно, хотя глаз, очевидно, не может двигаться в противоположных направлениях одновременно.
Косвенные сигналы, несомненно, играют важную роль в восприятии движения, создавая опосредованное впечатление о движении. Механизм использования косвенных признаков заключается в том, что когда обнаруживается признак движения, он обрабатывается интеллектуально и выносится суждение о том, что объект движется. Таким образом, впечатление движения может быть создано непривычным положением неподвижных частей объекта.
Все теории восприятия движения можно разделить на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, последовательных зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает в результате слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).
Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории утверждают, что как, например, мелодия — это не простая сумма тонов, а качественно отличное от них целое, так и восприятие движения несводимо к сумме элементарных зрительных ощущений, составляющих это восприятие.
Основным принципом восприятия движения является постижение ситуации в объективной реальности на основе всего предыдущего опыта человека.
Самые элементарные формы — это процессы восприятия длительности и последовательности, основанные на элементарных ритмических явлениях, известных как «биологические часы». К ним относятся ритмические процессы, происходящие в корковых и подкорковых нейронах. Например, чередование сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время, когда делаем работу, то есть когда происходят определенные нейронные процессы, которые обеспечивают выполнение нашей работы. В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени.
Оценка продолжительности времени также зависит от эмоциональных переживаний. Когда события вызывают позитивный настрой, кажется, что время проходит быстро. Негативные эмоции, с другой стороны, заставляют время удлиняться.
Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться в то место пространства, из которого мы стартовали, но мы не можем вернуться в прошедшее время. Благодаря этому мы воспринимаем течение времени, которое, в свою очередь, устанавливает объективный порядок необратимой последовательности событий. И мы устанавливаем этот порядок на основе причинно-следственных зависимостей последовательности одного события за другим.
Поскольку время — это направленная величина, вектор, его однозначное определение подразумевает не только систему единиц измерения (секунда, минута, час, месяц, век), но и постоянную точку отсчета, от которой ведется отсчет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равны. Со временем должна появиться привилегированная точка. Естественной точкой отсчета времени является настоящее, которое делит время на предшествующее прошлое и последующее будущее. Она одна, как будто дана непосредственно как нечто настоящее; от нее взгляд устремлен в прошлое и в будущее.
Поэтому необходимо различать два аспекта в восприятии человеком времени: субъективный и объективно-обусловленный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой произошедшего события, которая, в свою очередь, зависит от того, насколько данный отрезок времени наполнен событиями, а также от его эмоциональной окраски. Объективно-условный аспект относится к объективной последовательности событий и последовательности условных опорных точек или временных интервалов. Если первый аспект отражает наше чувство времени, то второй помогает нам ориентироваться во времени.
Заключение
Восприятие — это процесс формирования субъективного образа целостного объекта посредством активных действий, непосредственно воздействующих на анализатор. В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства объектов, образ восприятия как единица взаимодействия представляет весь объект в совокупности его инвариантных свойств.
Перцептивный образ выступает как результат синтеза сенсорных впечатлений, возможность которого возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ из однородной, предметно-неоформленной среды в предметно-оформленную. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом объекте ведущим может быть либо одно, либо другое качество, что зависит от того, какая информация анализатора признается приоритетной.
Соответственно, различают зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое и обонятельное восприятие. Особенно важную роль во всех видах восприятия играют моторные или кинестетические ощущения, которые регулируют реальное отношение субъекта к объекту по принципу обратной связи. В частности, при зрительном восприятии, помимо собственно зрительных ощущений (цвет, свет), интегрируются также кинестетические ощущения, сопровождающие движения глаз (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).
Слабые движения артикуляционного аппарата также играют активную роль в процессе слухового восприятия. Человеку свойственно, что образы его восприятия интегрируют в себя использование речи. Благодаря словесному обозначению появляется возможность абстрагирования и обобщения свойств объектов.
Список литературы
- Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2000 г. — 592 с.
- Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. — М.: Просвещение: Владос, 1994 г. — Издатель: Влада. 1. -576 S.
- Реан А.А. Психология и педагогика/ А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб: Питер, 2000 г. — 432 с.