Оглавление:
Творчество — термин, который не находит однородного понимания в различных концепциях.
Вот одно из определений: творчество — это процесс преодоления инерции в мышлении, чувствах, общении. Творческий человек всегда более терпим к своему окружению: он готов признать, что привычный способ поведения может быть не самым лучшим, но принимается им по привычке; что каждый человек живет в своем собственном мире и видит этот мир по-своему, независимо, а не так, как это представляют окружающие его люди.
Гилфорд: «Творчество — это процесс дивергентного мышления».
Интересно отметить, что большинство научных психологических школ начала 20 века (структурализм, функционализм и бихевиоризм) разработали мало новых идей, полезных для изучения творчества. Гештальт-психологи анализировали компонент творчества, интуитивное понимание, но их исследование едва ли выходило за рамки определений и механизмов интуиции; гештальт-психологов не интересовала природа интуиции.
Психоаналитический подход к изучению творчества, как и большинство других ранних попыток решить эту проблему, опирался на единичные примеры выдающихся творцов. Основываясь на идее о том, что творчество рождается из напряжения между сознательной реальностью и бессознательными влечениями, 3 Фрейд предположил, что деятельность писателей и художников является отголоском их бессознательных желаний, выраженных в социально приемлемой форме. Эти бессознательные желания могут быть связаны с властью, богатством, славой или любовью. Фрейд и его последователи искали подтверждение этих идей в деятельности выдающихся художников; классическим примером такого подхода является анализ Фрейдом мотивов творчества Леонардо да Винчи.
Эта методология подверглась серьезной критике, поскольку при ее применении невозможно было «объективизировать» исследуемые процессы: В связи с тем, что большинство субъектов исследования — носителей изучаемых процессов и способностей — уже покинули этот мир к моменту написания статьи о своем творчестве, их творческие процессы невозможно ни описать, ни измерить.
Одним из великих, хотя и не бесспорных, достижений 20 века стала возможность достаточно объективной оценки умственных способностей с помощью формализованных процедур. Пионер тестирования интеллекта A. Бине подчеркивал, что человеческий разум — это очень многогранное явление, и недопустимо сводить его оценку к одному показателю. Тем не менее, долгое время преобладала идея, что умственная одаренность адекватно измеряется тестами — чем выше балл, тем выше одаренность. Высокие способности — это уже талант; исключительно высокие — гений.
Только спустя полвека пришло осознание того, что признаком одаренности является не столько умение решать тестовые задания, сколько оригинальность мысли, и особенно оригинальность ее продукта. Традиционные тестовые задания практически не выявляют это качество ума. Это требует тщательного изучения и разработки соответствующих методов оценки.
В английском языке эта особенность называется креативностью. В связи с непригодностью дословного перевода, который на русском языке звучал бы как «творчество», англоязычный термин стал принят и в русском языке.
Творческие способности — это сплав многих качеств. Вопрос о составляющих творческого потенциала человека до сих пор остается открытым, хотя в настоящее время существует несколько гипотез по этой проблеме. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с качествами мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, изучавший проблемы человеческого интеллекта, отмечал, что так называемое дивергентное мышление характерно для творческих личностей.
Сущность термина «творчество» и различные подходы к его рассмотрению
Люди с таким типом мышления при решении проблемы не сосредотачиваются на единственно верном решении, а ищут решения во всех возможных направлениях, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Эти люди склонны создавать новые комбинации элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или устанавливать связи между двумя элементами, которые на первый взгляд кажутся несвязанными. Дивергентное мышление лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими ключевыми особенностями:
- быстрота — способность выразить максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
- гибкость — способность выражать самые разнообразные идеи.
- оригинальность — способность генерировать новые, нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, не соответствующих общепринятым).
- развитость — способность улучшить свой собственный «продукт» или придать ему законченный вид.
Отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности:
- способность видеть проблему там, где другие ее не видят.
- способность комбинировать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более информативные символы.
- способность применять навыки, полученные при решении одной проблемы, для решения другой проблемы.
- способность воспринимать реальность как единое целое, не разделяя ее на части.
- способность легко связывать далекие друг от друга понятия.
- способность памяти выдавать нужную информацию в нужный момент.
- гибкость мышления.
- способность выбрать одну из альтернатив решения проблемы до ее тестирования.
- способность интегрировать вновь воспринятую информацию в существующие системы знаний.
- способность видеть вещи такими, какие они есть, отделять наблюдаемое от того, что приносит интерпретация.
- простота проведения мозгового штурма.
- творческое воображение.
Способность уточнять детали для улучшения первоначального дизайна
В изучении творчества было выявлено несколько подходов, и мы обсудим некоторые из них более подробно.
«Креативность» — так назывался доклад Дж. Гилфорда при вступлении на пост президента Американской психологической ассоциации в 1950 г. В этом докладе Гилфорд особо отметил, что уникальность выдающихся творцов ограничивает изучение креативности как психологической проблемы. Он предложил изучать креативность, набирая обычных испытуемых в психологических лабораториях и применяя психометрические тесты.
Одним из таких тестов, предложенных Гилфордом, был тест «Необычное использование предметов», в котором испытуемого просили придумать как можно больше вариантов использования самых обычных предметов (например, кирпичей). Многие исследователи приняли предложение Гилфорда, и тесты на «нестандартное мышление» быстро стали важным инструментом для измерения креативности.
Но вклад Гилфорда не ограничивается методологическими инновациями. Гилфорд и его соавторы определили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, которые характеризуют креативность. К ним относятся беглость (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся от обычных) мышления, а также любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, которые не вызывают интереса у других), иррелевантность (логическая независимость ответов от стимулов).
В 1967 г. Гилфорд обобщил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает когнитивную сторону творчества. По сравнению с конвергентным мышлением, которое фокусируется на известном, тривиальном решении проблемы, дивергентное мышление возникает, когда проблема еще не определена и нет заранее определенного, фиксированного пути к решению.
Оценка творчества
В большинстве исследований, проводимых в этой области, при оценке креативности обычно рассматриваются два основных показателя: количество идей, сформулированных испытуемым, и степень их парсимонии по сравнению с ответами других испытуемых. Однако со временем стало ясно, что эти показатели дивергентного мышления не являются однозначными индикаторами креативности как творческой интеллектуальной способности. Таким образом, оригинальность или «редкость» ответа может указывать на совершенно разные психологические явления: Оригинальность в строгом смысле как выражение творческо-продуктивных способностей экзаменуемого, оригинальность как выражение личностной сверхкомпенсации интеллектуальной недостаточности или психологической неадекватности.
В свое время П. Джексон и С. Мессик разработали следующие критерии творческого продукта, подчеркнув необходимость комплексной процедуры для его описания: 1) оригинальность (статистическая редкость); 2) осмысленность (напр. редкий способ использования скрепки — «скрепку можно съесть» — не является творческим); 3) трансформация (степень преобразования исходного материала на основе преодоления конвенциональных ограничений); 4) унификация (формирование единства и связности элементов опыта, что позволяет выразить новую идею в концентрированной форме).
Э. Кропли считает необходимым отличать подлинную креативность от «псевдокреативности» и «квазикреативности». Псевдокреативность имеет отпечаток новизны только в результате нонконформизма и недисциплинированности, слепого неприятия существующего или просто желания неожиданно «перевернуть все с ног на голову». По его мнению, подобная «новизна» не имеет ничего общего с творчеством.
Квазикреативность содержит некоторые элементы настоящей креативности, например, высокую степень воображения. Однако в этом случае возникает проблема связи квазитворчества с реальностью: это «творчество бодрствующих сновидений, дневных грез или дневных мечтаний».
Слабость традиционного подхода к креативности заключается даже не в том, что оригинальность рассматривается просто как маловероятная идея, то есть чисто статистически. Основная проблема заключается в фактической инструкции по проведению диагностических тестов. Бетховен однажды сказал: «Новое и оригинальное возникает само собой, без того, чтобы создатель думал об этом». Но тестовая инструкция, требующая максимально возможного количества неординарных ответов, стимулирует для этого не только продуктивный процесс, но и серию обходных искусственных приемов, которые увеличивают количество неординарных ответов и никак не связаны с механизмами творчества.
Именно поэтому высокие значения креативности часто фиксируются у детей со сниженным интеллектом и высоким мотивом достижения, что скорее свидетельствует о компенсаторных механизмах и психологической защите. Иногда оригинальность может выступать просто как претенциозность или свидетельствовать о нарушении селективных процессов, наблюдаемых при некоторых психических заболеваниях. Во многих работах (в частности, В.Н. Дружининой) показано, что высокая оригинальность свидетельствует о невротизации личности.
Л.С. Выготский писал по проблеме творчества: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, независимо от того, будет ли это созданное творческой деятельностью нечто из внешнего мира или известное построение ума или чувства, которое живет и раскрывается только в самом человеке. К этому второму виду творческого или комбинирующего поведения будет относиться любая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение его прежнего опыта впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Мозг — это не только орган, который сохраняет и воспроизводит наш предыдущий опыт, это также орган, который комбинирует и творчески перерабатывает и создает новые позиции и новое поведение из элементов этого предыдущего опыта. Если бы деятельность человека ограничивалась воспроизведением старого, человек был бы существом, которое обращает внимание только на прошлое и может адаптироваться к будущему лишь постольку, поскольку оно воспроизводит прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, которое смотрит в будущее, создает его и изменяет свое настоящее.
П. Торренс определил творчество как процесс чувствительности к проблемам, к недостатку или дисгармонии существующих знаний, идентификации этих проблем, поиска их решений, формулирования гипотез, проверки, модификации и перепроверки гипотез, и, наконец, формулирования и сообщения результата решения. Рассмотрение творчества как процесса позволяет нам раскрыть его структуру: (как способность), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценка творческих достижений.
Несмотря на то, что проблема креативности и определения ее детерминант достаточно разработана с использованием различных подходов, этот вопрос остается весьма спорным.
Особенности развития креативности в подростковом возрасте
Возможно, развитие творчества происходит по следующему механизму: на основе общей одаренности, под влиянием микросреды и подражания, формируется система мотивов и личностных характеристик, и общая одаренность превращается в актуальное творчество (синтез одаренности и определенной структуры личности). Возникает вопрос: когда происходит формирование этих качеств личности?
Развитие креативности проходит как минимум через две фазы.
развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой деятельности. По мнению некоторых авторов, чувствительный период этой стадии приходится на возраст 3-5 лет. На этом этапе подражание значимому взрослому как творческому образцу для подражания, вероятно, является основным механизмом формирования креативности. По мнению Д.Б. Эльконина, к трем годам у ребенка появляется потребность вести себя как взрослый, «стать как взрослый». Дети испытывают потребность в компенсации и развивают механизмы незаинтересованного подражания деятельности взрослых. Попытки подражать трудовой деятельности взрослых можно наблюдать с конца 2-го по 4-й год жизни. Возможно, именно в это время ребенок наиболее восприимчив к развитию творческих способностей через подражание. В исследовании В.И. Тютюнник показано, что потребности и способности к творческой деятельности развиваются с возраста не менее 5 лет. Основным фактором, определяющим это развитие, является содержание отношений ребенка со взрослым, позиция, которую взрослый занимает по отношению к ребенку.
подростковый и юношеский возраст (от 13 до 20 лет). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: креативность, связанная с конкретной областью человеческой деятельности, как ее «обратная» сторона, дополнение и альтернатива. На этом этапе особенно важную роль играют профессиональная модель, семья и поддержка сверстников. Однако, прежде всего, молодой человек определяет для себя «идеальную модель» творца, которой он стремится подражать (вплоть до идентификации).
Вторая фаза заканчивается отрицанием собственного подражательного производства и негативным отношением к прежнему идеалу.
Человек либо навсегда остается на стадии подражания, либо переходит к оригинальному творчеству.
В процессе социализации, однако, между творческой личностью и социальной средой устанавливаются очень специфические отношения. Во-первых, творческие люди часто подвергаются дискриминации в школе из-за ориентации на «средние оценки», стандартизации учебных программ, преобладающей жесткой регламентации поведения и отношения учителей. Учителя склонны оценивать творческих учеников как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т.д. Их сопротивление репродуктивной работе, их большая чувствительность к монотонности воспринимается как лень, упрямство, тупость. Часто одаренные дети становятся объектом изучения сверстников-подростков. Поэтому, по мнению Гилфорда, одаренные дети в конце школьных лет становятся подавленными и скрывают свои способности, но с другой стороны, эти дети быстрее проходят первые стадии интеллектуального развития и быстрее достигают высоких уровней развития морального сознания (по Л. Колбергу).
В подростковом возрасте все аспекты духовного развития находятся в фазе активной перестройки и формирования. Это проявляется в повышении значимости системы личностных ценностей, развитии самосознания и самопознания, характеризуется появлением рефлексии, осознанием мотивов, запугиванием внутренней жизни (И.С. Кон). Неясные представления о себе и окружающем мире, неадекватные суждения о происходящем заставляют подростка искать новые способы понимания и принятия мира и своего места в нем. Все это стимулирует и активизирует его творческий потенциал. Многие аспекты психического развития являются хорошей основой для развития креативности, включая когнитивную, характерологическую, динамическую, эмоционально-волевую и мотивационную сферы. Но для развития творчества необходимо создать особые условия. Представители гуманистической психологии (Н. Роджерс, А. Маслоу и др.) выделяют внешние (обеспечение психологической безопасности, отсутствие оценок) и внутренние (открытость человека новому опыту, внутренняя положительная оценка творчества) условия. Е. Торренс и Дж. Гилфорд предлагают в качестве условий: Обеспечение благоприятной атмосферы, поощрение различных творческих продуктов в школе и дома, воспитание у ребенка признания ценности творческих качеств его личности, образец творческого поведения в окружающей среде.
Отечественные исследователи выделяют в качестве условий наличие положительного образца творческого поведения, социальное подкрепление творческого поведения (В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова), наличие наставника и влияние семьи (Е.А. Корсунский), влияние семейных отношений и условий развития в школе (Е.Е. Туник).
Поэтому изучение особенностей развития креативности и ее детерминант в подростковом возрасте является актуальным, так как при выявлении и моделировании внешних условий развития креативности важно учитывать и внутренние детерминанты.
Основные детерминанты творчества.
Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференциальной психофизиологии. Представители этой школы утверждают, что общие способности основаны на свойствах нервной системы (предрасположенности). В качестве гипотетического свойства нервной системы человека, которое может определять креативность в процессе индивидуального развития, рассматривается «пластичность». Противоположным полюсом пластичности является ригидность, которая проявляется в низкой вариабельности показателей электрофизиологической активности центральной нервной системы, трудности переключения, неадекватности переноса старых способов действия в новые условия, стереотипности мышления и т.д. Однако вопрос о взаимосвязи между пластичностью и креативностью остается открытым.
В.П. Эфроимсон открыл такой факт, как высокий уровень уратов в крови, а также такую биологическую особенность, как высокий костяк творческих людей.
Учитывая роль бессознательных процессов в творчестве, изучается функциональная асимметрия мозга (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский и др.). Согласно этому подходу, человек с преобладающей левополушарной стратегией мышления, вероятно, должен быть менее креативным, а с преобладающей правополушарной стратегией — творчески более продуктивным.
Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие факты.
Врожденные способности также заключаются на основании их повторения в потомстве выдающихся личностей. Однако такие факты не являются строгими, поскольку не позволяют разделить влияние наследственности и среды: если родители обладают отличительными способностями, то с большей вероятностью создадут благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у своих детей.
Более строгие доказательства предоставляют исследования, использующие близнецовый метод. Корреляции были низкими, что привело нас к выводу, что вклад наследственности в определение индивидуальных различий в уровнях развития дивергентного мышления довольно мал.
Таким образом, психогенетика признает низкую вероятность наследственности индивидуальных различий в креативности. На основе анализа условий воспитания и наследственности Ю.Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды имеют вес, равный фактору наследственности, и могут иногда полностью компенсировать влияние последнего или, наоборот, нивелировать его.
Исследователи придают большее значение идиосинкразиям окружающей среды в развитии этой черты личности. Например, результаты кросс-культурных исследований позволили Торренсу сделать следующие выводы:
- характер культуры влияет на характер творчества и процесс его развития.
- развитие креативности не является генетическим, а зависит от культуры, в которой вырос ребенок.
- в развитии творчества нет прерывистости. Снижение уровня развития креативности можно объяснить степенью выраженности новых требований и стрессовых ситуаций, которым подвергается ребенок.
- снижение творческих способностей может быть смягчено в любом возрасте с помощью специального обучения.
A. Выводы Адлера о том, что творчество — это способ компенсации комплекса дефицита, также наводят на мысль о влиянии окружающей среды.
Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. Исследования Д. Манфилда, Р. Альберта и М. Ранко выявили связь между дисгармоничными отношениями в семье, родителями-психопатами и высокой креативностью детей. Однако ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Например, Е.В. Алфеева утверждает, что дисгармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее влияние на развитие творческих качеств личности.
В.Н. Дружинин считает, что творчество — это качество, которое реализуется только тогда, когда среда позволяет это сделать. Для формирования креативности необходимы следующие условия:
- отсутствие модели регулируемого поведения;
- иметь положительный пример творческого поведения;
- создавать условия для имитации творческого поведения;
- социальное подкрепление творческого поведения.
Анализ фактов семейных отношений позволил В.Н. Дружинину сделать вывод, что семейная среда способствует развитию творчества следующими способами: Внимание к ребенку, но и различные несогласованные требования, низкий внешний контроль над поведением, наличие творческих членов семьи и поощрение нестереотипного поведения.
Ряд ученых в своих исследованиях отмечают зависимость креативности от темперамента, подчеркивая индивидуально-типические различия. Каждый тип темперамента имеет свои «сильные» и «слабые» стороны и не может быть «плохим» или «хорошим», только то или иное сочетание черт и характеристик может влиять на степень выраженности различных особенностей творчества.
Л.И. Полтавцева отметила, что такая характеристика креативности, как беглость, зависит от характеристик активности темперамента (пластичности и темпа) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, а гибкость от социально-эмоциональной чувствительности и общего показателя активности.
Таким образом, существуют различные подходы, которые сводятся к рассмотрению креативности как врожденной, неизменной черты и как изменяемой. Однако выясняется, что факторы, влияющие на развитие креативности, еще недостаточно изучены. Поэтому в эмпирической части нашего исследования мы поставили перед собой главную задачу — установить взаимосвязь между различными характеристиками креативности и темпераментными чертами.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Деятельность психологической службы
- Что такое дизонтогенез в клинической психологии
- Психологическая коррекция ДЦП
- Когнитивная психология и логика
- Личностно-аномальный синдром. Психопатическая личность
- Индоктринирование значений в психологии
- Специфика психологии как науки
- Особенности эмоциональной сферы дошкольника
- Влияние родителей на успехи детей младшего школьного возраста — Характеристика психического развития ребенка младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности
- Зона ближайшего развития