Оглавление:
В настоящее время растет число наук, которые занимаются изучением сознания. Такими исследованиями занимаются философия, антропология, социология, психология, физиология, физика, технические науки и информатика. Аспекты сознания, исследуемые в отдельных науках, оказываются весьма далекими друг от друга и, более того, не соотносятся с сознанием в целом. Каждая из наук использует свои методы, схемы, идеалы рациональности, объективности, строгости, научности.
Развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философских проблем сознания. Так, например, развитие современной информатики, создание «мыслящих» машин и связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть сущность сознания, специфические возможности человека в работе сознания, оптимальные способы взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой.
Сознание выступает как один из самых сложных объектов философского анализа. Будучи неоспоримой очевидностью человеческого существования, сознание одновременно неуловимо для внешнего наблюдения, а принципиальная ненаблюдаемость сознания задает естественные трудности для его теоретической реконструкции.
Потребность в теоретически корректной связи между индивидуальным и всеобщим, органическая связь которых раскрывается в опыте сознания, придает этой проблеме особый статус в философии. Сегодня можно говорить о трех основных парадигмах в философии сознания: субстанциональной, функциональной и экзистенциально-феноменологической.
Исторически первой моделью философии сознания была субстанциальная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель и др.). Апеллируя к разуму как наиболее значимому и универсальному свойству сознания, субстанциализм проецирует разум в структуру мироздания в целом. Разум здесь выступает гарантом единства и упорядоченности бытия, той субстанциональной основой, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию. Индивидуальное человеческое сознание рассматривается как отдельное проявление Мирового Разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи, составляющие сущностные свойства предметов, определяют его содержание.
Англо-французские теоретики Просвещения (Гоббс, Локк, Гартли, Гельвеций, Дидро и др.) рассматривали идеальное как результат ассоциаций и индуктивного обобщения чувственных данных. Формирующаяся здесь функциональная модель сознания трактует последнее как функцию материальных систем, не содержащих в своих исходных характеристиках идеальное и мышление. Согласно этой модели, сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга, организованных в соответствии с универсальными законами механики. Их единая природа определяет связность чувственного опыта, который является истинной основой мышления.
Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу
Вопросы о том, как и через что возникает сознание, являются одними из ключевых для современного философского и научного познания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, но представляют собой самостоятельную исследовательскую тему. Фундаментальная уникальность сознания обрекает исследователей на поиск тех возможных его природных оснований, эволюция которых могла бы стать предпосылкой человеческого мышления. Следует сказать, что эта проблема преимущественно разрабатывалась в рамках функциональной стратегии, наиболее последовательно ориентированной на науку.
В современной культуре сознание является объектом пристального интереса самых разных научных дисциплин, от физиологии высшей нервной деятельности, психологии до социологии, кибернетики. Многообразие научных версий сознания свидетельствует о несомненной сложности и комплексности этого феномена, развитие и функционирование которого обусловлено влиянием множества факторов как природного, так и социального порядка. В то же время реальный опыт сознания характеризуется уникальной целостностью, обеспечиваемой преимущественно интегративной природой самости, самосознания. Таким образом, сознание может быть интерпретировано как сложная многоуровневая система, включающая природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные проекции. Соответственно, проблема генезиса сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях: в контексте естественной эволюции, в связи с происхождением культуры и общества, а также в аспекте онтогенеза (индивидуального развития человека).
Естественной основой для возникновения сознания послужило свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материи. Возникновение сознания было бы чудом без эволюции различных форм отражения в живой природе, что является его предысторией. В ходе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает свойством, по сути сродни ощущениям, — свойством отражения. Это положение поставило перед наукой фундаментальные вопросы о природе отражения как атрибута материи, о сознании как высшей форме отражения, связанной с деятельностью человеческого мозга.
Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые свойства и черты воздействующих на них явлений. Вид, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.В развитии теории отражения выделяют две концепции: функциональную и атрибутивную. Сторонники функциональной концепции утверждают, что в неорганических объектах существуют лишь предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление. Сторонники атрибутивной концепции настаивают на универсальности свойства отражения.
Основные этапы развития материи и эволюции свойств отражения следующие: отражение в неживой природе; отражение в живой природе; социальное отражение.
В неживой природе существуют элементарные формы отражения. Отражение в неживой природе на уровне механических и физических систем является слабо активным. Вопрос о переходе от неживой материи к живой изучен недостаточно. По сути, еще предстоит изучить и исследовать, как материя, которая якобы совсем не чувствует, связана с материей, состоящей из тех же атомов и элементарных частиц и в то же время обладающей ярко выраженной способностью отражения.
Проблема генезиса сознания
На современном этапе в этом плане особого внимания заслуживают данные молекулярной биологии. В молекулах ДНК и РНК зафиксирована и воспроизводится вся необходимая информация, программирующая индивидуальное развитие и преемственность в цепи поколений живых систем. Генетическая информация — это уникальная, специфическая форма отражения предшествующей истории, развития живых объектов в молекулах ДНК.
На уровне живой природы можно выделить следующие этапы отражения: раздражимость — ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма отражения присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Следующая форма отражения — чувствительность — способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства предметов, воздействующих на организм. Высшей формой биологического отражения является психика, присущая и животному, и человеку.
Сознание человека качественно отличается от психики животных. Основными отличительными признаками здесь являются:
абстрактно-логическое мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии;
целеполагание как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;
самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды;
язык как вторая сигнальная система, заставляющая нас ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым коррелятам.
Формирование этих особенностей сознания стало возможным благодаря социо- и культурогенезу, где и абстрактное мышление, и язык, и идея Я выступают как исторические образования. У истоков сознания стояла практика, в которой первичный акт мышления фактически выступал как «внутреннее действие», осуществляемое не с реальными объектами, а с их идеальными проекциями. Для простейших логических операций требовались многократные действия с конкретными предметами, что обусловило в конечном итоге их кристаллизацию в устойчивые интеллектуальные схемы. Тем самым специфика доязыковой стадии в эволюции сознания определилась ее наглядно-действенным характером. Хронологически она совпала с периодом антропогенеза, начавшегося около 5 млн лет назад и завершившегося 50-40 тыс. лет назад. Именно в это время закладывалась структура нашего мышления, существующая сегодня в виде «архетипов коллективного бессознательного» (К.Г.Юнг, 1875-1961).
Таким образом, формы отражения усложняются с усложнением самих объектов, и их роль в бытии объектов все более возрастает (рисунок 1). Сознание, присущее людям, есть продукт развития и природы и общества. Оно возникает под влиянием орудийной деятельности, практики человека, сознание не может возникнуть вне общения, общественной среды.
Нейрофизиологические основы психики человека
Основу психического мира составляет сознание, мышление, интеллектуальная деятельность человека, которая является высшей формой приспособительного поведения. Психическая деятельность — это качественно новый, более высокий уровень высшей нервной деятельности, присущий человеку, чем условнорефлекторное поведение. В мире высших животных этот уровень представлен лишь в зачаточном виде.
В развитии психического мира человека как развивающейся формы отражения можно выделить следующие 2 этапа: 1) этап элементарной сенсорной психики — отражение отдельных свойств предметов, явлений окружающего мира в форме ощущений. В отличие от ощущений, восприятие является результатом отражения объекта как целого и одновременно чего-то более или менее расчлененного (начало построения «Я» как субъекта сознания). Более совершенной формой конкретного, осязаемого отражения действительности, формирующейся в процессе индивидуального развития организма, является представление. Представление — это образное отражение предмета или явления, проявляющееся в пространственно-временных отношениях между составляющими его признаками и свойствами. В нейрофизиологической основе представлений лежат цепи ассоциаций, сложные временные связи; 2) этап формирования интеллекта и сознания, реализуемый на основе возникновения целостных осмысленных образов, целостного мировосприятия с пониманием своего «Я» в этом мире, его как познавательной, так и творческой созидательной деятельности. Психическая деятельность человека, наиболее полно реализующая этот высший уровень психики, определяется не только количеством и качеством впечатлений, осмысленных образов и понятий, но и существенно более высоким уровнем потребностей, выходящим за рамки чисто биологических потребностей. Человек хочет не только «хлеба», но и «зрелищ» и в соответствии с этим строит свое поведение. Его поступки и поведение становятся как следствием получаемых впечатлений и порождаемых ими мыслей, так и средством их активного извлечения. Соответственно меняется соотношение участков коры головного мозга, обеспечивающих сенсорные, гностические и логические функции, в пользу последних.
Умственная деятельность человека заключается не только в построении более сложных нейронных моделей окружающего мира (основа процесса познания), но и в производстве новой информации, различных формах творчества. Несмотря на то, что многие проявления психического мира человека оказываются оторванными от непосредственных стимулов и событий внешнего мира и, казалось бы, не имеют реальных объективных причин, несомненно, что их исходными, пусковыми факторами являются вполне детерминированные явления и объекты, отраженные в структурах мозга на основе универсального нейрофизиологического механизма — рефлекторной деятельности. Эта идея, высказанная И. Эта идея, высказанная И.М. Сеченовым в виде тезиса «Все акты сознательной и бессознательной деятельности человека являются рефлексами по способу возникновения», остается общепризнанной.
Субъективность нервно-психических процессов заключается в том, что они являются свойством индивидуального организма, они не существуют и не могут существовать вне конкретного индивидуального мозга с его периферическими нервными окончаниями и нервными центрами, не являются абсолютно точной зеркальной копией окружающего нас реального мира.
Простейшим, или базовым, психическим элементом в работе мозга является ощущение. Оно служит тем элементарным актом, который, с одной стороны, связывает нашу психику непосредственно с внешними воздействиями, а с другой — является элементом более сложных психических процессов. Ощущение — это сознательный прием, т.е. в акте ощущения есть определенный элемент сознания и самосознания.
Современные варианты решения психофизиологической проблемы
Многочисленные клинические и экспериментальные данные, накопленные в науке в последние десятилетия, свидетельствуют, однако, что между психикой и мозгом существует тесная и диалектическая взаимосвязь. Воздействуя на мозг, можно изменить и даже уничтожить дух (самосознание) человека, стереть личность, превратив человека в зомби. Сделать это можно химически, используя психоделические вещества (в том числе наркотики), «электрически» (с помощью вживленных электродов); анатомически, прооперировав мозг. В настоящее время с помощью электрических или химических манипуляций с определенными участками головного мозга человека изменяют состояния сознания, вызывая различные ощущения, галлюцинации и эмоции.
Все вышесказанное неопровержимо доказывает прямое подчинение психики внешним физико-химическим воздействиям. Более того, в последнее время все больше и больше накапливается данных о том, что психологические состояния человека тесно связаны с наличием или отсутствием того или иного химического вещества в мозге.
С другой стороны, все, что глубоко затрагивает психику, отражается также и на мозге, и на всем организме. Известно, что горе или сильная депрессия могут привести к телесным (психосоматическим) заболеваниям. Гипноз может вызвать различные соматические расстройства и наоборот, способствовать излечению. Широко известны поразительные эксперименты, которые осуществляют йоги со своим организмом. Более того, такое психокультурное явление, как нарушение «табу», или колдовство у примитивных народов могут вызвать смерть даже у здорового человека. Есть свидетельства, что религиозные чудеса (явления Богоматери, Святых икон и т.п.) способствовали исцелению больных с различной симптоматикой. Интересно, в этой связи, что эффект плацебо, т.е. эффект нейтрального вещества, которое применяется вместо «ультрасовременного» лекарства, действенен для одной трети больных, независимо от их социального статуса, культурного уровня, вероисповедания или национальности.
В целом приведенные выше факты однозначно свидетельствуют о том, что столь тесную взаимосвязь между мозгом и психикой нельзя объяснить с позиций физиологического параллелизма. Важно, однако, подчеркнуть и другое. Отношение психики к мозгу нельзя понимать как отношение продукта к производителю, следствия к причине, поскольку продукт (психика) может и часто очень эффективно воздействует на своего производителя — на мозг. Таким образом, между психикой и мозгом, психическим и физиологическим, по-видимому, существует диалектическая, причинно-следственная связь, еще не получившая полного объяснения.
Исследователи не оставляют попыток проникнуть в суть проблемы, предлагая иногда в высшей степени необычные варианты решения. Например, такие выдающиеся физиологи как Экллс и Барт считают, что мозг не «продуцирует дух», но «обнаруживает его». Получаемая органами чувств информация, «материализуется» в химические субстанции и изменения в состоянии нейронов, которые физически накапливают символические значения чувственных ощущений. Так происходит взаимодействие внешней материальной реальности с духовным субстратом мозга. При этом, однако, возникают новые вопросы: что является «носителем» духа вне мозга, с помощью каких именно рецепторов воспринимается организмом человека внешний «дух» и т.д.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Научная и житейская психология — Основные различия между светским и научным психологическим знанием
- Соотносящие действия в психологии
- Я-концепция личности
- Личностное самоопределение в подростковом возрасте и периоде взрослости
- Психологические приемы повышения привлекательности служебной деятельности
- Виды психических процессов: эмоции
- Методы коррекции депрессивных состояний
- Классификация ощущений
- Высшие психические функции
- Ассертивное поведение — Понятие ассертивности