Оглавление:
Как писал ученик Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев, «альфой и омегой» научного творчества Л.С. Выготского была проблема сознания, которую он открыл для конкретного научного изучения. Традиционная психологическая наука, хотя и называлась «психологией сознания», никогда не была «психологией сознания», поскольку сознание было объектом «непосредственного» (интроспективного) опыта, а не научного знания.
В психологии существовало два взгляда на процесс психического развития ребенка — один взгляд заключался в изучении высших психических функций со стороны составляющих их природных процессов, сводя высшие и сложные процессы к элементарным, без учета особенностей и закономерностей культурного развития поведения. Однако с позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение, душа человека, его психика, божественна, неизмерима и не может быть познана. Как отмечает Л.С. Выготский, «психологии потребовались десятилетия исследований, чтобы преодолеть первоначальные представления о том, что процессы психического развития сконструированы и следуют ботаническому образцу.
Детская психология считала, что развитие ребенка — это, по сути, просто более сложная и эволюционировавшая версия возникновения и развития тех форм поведения, которые мы уже наблюдаем в животном мире. Впоследствии биологическое направление в детской психологии было заменено зоологическим подходом, при этом большинство направлений искали ответ на вопрос о развитии ребенка в экспериментах на животных. Эти эксперименты были применены к детям с небольшими изменениями, и недаром один из самых авторитетных исследователей в этой области вынужден признать, что самые важные методологические успехи в исследовании детей можно проследить на примере зоопсихологического эксперимента.
Научное знание всегда опосредовано, писал Л.С. Выготский, и «непосредственный опыт», например, чувства любви вовсе не означает научного знания об этом сложном чувстве. Для иллюстрации разницы между опытом и правильным научным знанием Л.С. Выготский любил приводить слова Ф. Энгельса: «Мы никогда не узнаем, в какой форме химические лучи воспринимаются муравьями. Тому, кто огорчен этим, невозможно помочь».
В рамках критического анализа интроспективной психологии Л.С. Выготский писал о последней: «Психология слишком долго стремилась не к знанию, а к опыту; в данном примере она скорее хотела бы разделить с муравьями их зрительный опыт ощущения химических лучей, чем научно признать их видение. В то же время так называемая объективная психология (особенно бихевиоризм), отказавшись от изучения сознания, сохранила в основном такое же (интроспективное) его понимание.
Сознание (и психика в целом) предстало в концепции Л.С. Выготского не как замкнутый мир явлений, открытый только для самонаблюдения субъекта (как «непосредственная данность»), а как вещь принципиально иного («сущностного») порядка. Л.С. Выготский вспомнил известное высказывание К. Маркса о том, что если бы явления и сущности совпадали, то не было бы нужды в науке. Сознание требует такого же объективного, научно опосредованного исследования, как и любая другая сущность, и не сводится к феномену (опыту), который дает нам субъект любого из его содержаний.
Л. С. Выготский определял психику как активную и частичную форму отражения субъектом мира, своего рода «орган отбора, сито, просеивающее мир и изменяющее его так, чтобы мы могли действовать». Он неоднократно подчеркивал, что психическое отражение не имеет характера зеркала: зеркало отражает мир более точно, более полно, но психическое отражение более соответствует образу жизни субъекта — психика является субъективным искажением реальности в пользу организма. Таким образом, особенности психического отражения должны объясняться способом жизни субъекта в его мире.
Л.С. Выготский стремился раскрыть, прежде всего, специфически человеческое поведение ребенка и историю формирования этого поведения, его теория призывала к изменению традиционного подхода к процессу психического развития ребенка. Односторонность и ошибочность традиционного рассмотрения фактов развития высших психических функций заключается, по его мнению, «в неумении рассматривать эти факты как факты исторического развития, в одностороннем рассмотрении как природных процессов и образований, в смешении и неразличении природного и культурного, естественного и исторического, биологического и социального в психическом развитии ребенка, короче говоря — в неправильном принципиальном понимании природы изучаемых явлений».
Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
Л. С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л.С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень человеческой психики, обычно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий. Высшие психические функции человека, то есть сознание, имеют социальную природу. Для того чтобы четко сформулировать проблему, автор объединяет три основные концепции, которые до сих пор считались отдельными — концепцию высших психических функций, концепцию культурного развития поведения и концепцию овладения процессами своего поведения.
Согласно этому, свойства сознания (как специфически человеческой формы психики) должны объясняться особенностями образа жизни человека в его человеческом мире. Системообразующим фактором этой жизни является, прежде всего, трудовая деятельность, опосредованная орудиями труда различного рода.
Гипотеза Выготского заключалась в том, что психические процессы человека изменяются так же, как и процессы практической деятельности, то есть они также опосредованы. Но, по мнению Л.С. Выготского, сами инструменты, будучи непсихологическими вещами, не могут опосредовать психические процессы. Следовательно, должны существовать специальные «психологические инструменты», «инструменты умственного производства». Эти психологические инструменты представляют собой различные знаковые системы — язык, математические знаки, мнемонические техники и т.д.
Следуя идее о социально-исторической природе психики, Выготский переходит к рассмотрению социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности. Он отмечает, что в развитии ребенка есть две переплетающиеся линии. Первый идет по пути естественного созревания. Второй заключается в освоении культур, способов поведения и мышления. Средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в ходе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письменность, системы счисления и т.д.).
Знак — это средство, разработанное человечеством в процессе общения людей друг с другом. Это средство (инструмент) воздействия на другого человека, с одной стороны, и на самого себя — с другой. Например, когда взрослый завязывает узел в памяти ребенка, он тем самым влияет на процесс запоминания у ребенка и делает его опосредованным (узел как стимул-средство определяет запоминание стимулов-объектов), а впоследствии, используя тот же мнемонический прием, ребенок овладевает своим собственным процессом запоминания, который — именно благодаря опосредованию — становится произвольным.
Овладение отношениями между знаком и значением, использование языка в применении инструментов знаменует собой появление новых психологических функций, систем, которые лежат в основе высших психических процессов и которые фундаментально отличают поведение человека от поведения животных.
В школе Л.С. Выготского изучение знака начиналось с изучения его инструментальной функции. Позже Л. С. Выготский обратится к изучению внутренней стороны знака (его значения).
Первоначальная форма существования знака всегда внешняя. Затем знак превращается во внутреннее средство организации психических процессов, которое появляется в результате сложного постепенного процесса «вращения» (интернализации) знака. На самом деле, вращается не только знак, и не столько знак, сколько вся система операций посредничества. В то же время это означает ротацию отношений между людьми. Л.С. Выготский утверждал, что если раньше приказ (например, запомнить что-то) и исполнение (само запоминание) были разделены между двумя людьми, то теперь оба действия выполняет один и тот же человек.
По мнению Л. С. Выготского, необходимо различать две линии психического развития ребенка — естественную и культурную. Природные (исходные) психические функции индивида носят прямой и непроизвольный характер, обусловленный прежде всего биологическими или природными (позднее школа А.Н.Леонтьева стала говорить органическими) факторами (органическое созревание и работа мозга). В процессе приобретения субъектом знаковых систем (линия «культурного развития») естественные психические функции трансформируются в новые — высшие психические функции (ВПФ), которые характеризуются тремя основными признаками:
- Социальность (по происхождению),
- опосредованный (структурой),
- произвольность (по характеру правила).
Тем не менее, естественное развитие продолжается, но «в замкнутом виде», т.е. в рамках и под контролем культуры.
Новые системы
В процессе развития культуры изменяются не только отдельные функции — возникают новые системы высших психических функций, которые качественно отличаются друг от друга на разных этапах онтогенеза. Например, в процессе развития ребенка восприятие освобождается от своей первоначальной зависимости от аффективной сферы человеческих потребностей и начинает формировать тесную связь с памятью, а затем и с мышлением. Таким образом, первичные связи между функциями, сформировавшиеся в ходе эволюции, заменяются вторичными связями, установленными искусственно — в результате овладения человеком средствами знаков, в том числе языком как основной знаковой системой.
По мнению Л.С. Выготского, основным принципом психологии является принцип историзма или принцип развития (невозможно понять «приобретенные» психологические функции, не проследив подробно историю их развития), а основным методом изучения высших психологических функций является метод их формирования.
Эти идеи Л.С.Выготского нашли свое эмпирическое развитие во многих экспериментальных исследованиях представителей созданной им школы.
Для проверки основных положений культурно-исторической теории Л.С. Выготский и его коллеги разработали «технику двойной стимуляции», с помощью которой смоделировали процесс знакового опосредования и проследили механизм «врастания» знаков в структуру психических функций — внимания, памяти и мышления.
Особым следствием культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение о «зоне ближайшего развития» — периоде времени, когда происходит перестройка психологической функции ребенка под влиянием интернализации структуры совместной, знаково-опосредованной деятельности со взрослым.
Для реализации программы культурно-исторической теории Выготский направил мышление психолога в следующем направлении: во-первых, проанализировать и уточнить последовательность внешних социальных содержаний, которые приобретает или должен приобрести развивающийся человек; во-вторых, понять действие самого механизма интернализации; в-третьих, охарактеризовать специфику внутренних содержаний (психических процессов и структур) и логику их «как бы имманентного» развития, которое, по Выготскому, по сути, является сплавом культурных и биологических содержаний.
Роль наследственности в формировании личности
Наследственность определяется как набор природных характеристик организма, которые передаются из поколения в поколение, и как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, другими словами, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений».
Наследственность сохраняет человека как природное существо, уникальную популяцию (вид) в биологическом мире.
С момента рождения ребенок наследует множество врожденных характеристик и инстинктов, которые относятся к группе безусловных рефлексов (согласно I.P. Павлова): пищеварительные, оборонительные (отдергивание рук от горячего предмета, моргание при ярком свете), ориентационные (реакция на звуки и свет); программы передачи биохимических, физических свойств: внешность, цвет волос, физические данные; группа крови и резус-фактор, способности; программы свойств нервной системы, свойств органов зрения (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др. Генетическая программа заложена в молекулярных структурах ДНК. На биологические процессы также указывает наличие наследственных заболеваний и различных отклонений. К ним относятся шизофрения, сахарный диабет, ряд эндокринных заболеваний (карликовость и т.д.). Особенности психических процессов, предрасположенность к делинквентности, садизму, суицидальности и т.д. также могут передаваться по наследству. Однако генетический аппарат, как и весь организм человека, не изолирован от внешних воздействий, а вовлечен в их многообразие.
Нарушение наследственности может быть вызвано тяжелыми условиями труда, нервно-психическими расстройствами, алкоголем, курением, наркотиками, звуковым загрязнением и многим другим. Современная наука ищет способы лечения генетических заболеваний, чтобы ослабить их влияние на развитие личности.
Показатель развития человека проявляется через комплексное развитие его способностей. Различают общие и специальные способности.
Общие способности определяют успешность человека в различных видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других».
Специальные способности раскрывают индивидуальность человека и «определяют успешность человека в определенных видах деятельности, выполнение которых требует специальных видов заданий и их развития».
Это могут быть математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организационные, экономические и так далее. Общие и специальные навыки могут гармонировать друг с другом, дополнять друг друга, уравновешивать, усиливать и обогащать.
Проявление наследственности напрямую зависит от внешней среды, условий жизни и воспитания. В науке есть много фактов о жизни маленьких детей с животными (так называемые «дети-маугли») волками, медведями, обезьянами и вскормленных их молоком. Возвращаясь к людям, они были лишены почти всех человеческих характеристик: многие из них имели интеллект и уровень мышления ниже, чем у животных, ходили на четвереньках, язык отсутствовал, воспроизводились только звуки, «произносимые» животными; такие дети отличались неразвитыми эмоциями, короткой жизнью из-за неразвитости психических процессов.
Биологически здоровый человек имеет огромные возможности для развития, но практически реализует их лишь на 10-15%. Для правильного воспитания важно глубоко диагностировать выявление природных талантов, чтобы создать необходимые условия для их развития. Развитие человека рассматривается в основном как развитие его способностей.
Развитие происходит, с одной стороны, за счет резервных сил генотипа (способности могут проявиться очень рано, с 2-3 лет, или наоборот, в позднем возрасте), а с другой стороны, за счет условий окружающей среды и их взаимного влияния. Неправильная структура питания и тяжелые условия жизни (дети-сироты, одинокие родители, трудные семьи, привлечение детей к тяжелому труду) замедляют рост и развитие. Наследственный потенциал растущего человека велик, но преобразовать его в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.
Роль окружающей среды в формировании идентичности
Самым важным аспектом умственного развития человека является опыт и знания, которые он приобретает в течение жизни. Очевидно, что их объем и содержание зависят от среды, в которой находится человек и с которой он активно взаимодействует. Окружающая среда рассматривается как совокупность условий для существования живых организмов и человека. Термин «окружающая среда» имеет множество значений. Давайте остановимся на его рассмотрении, потому что в любую единицу времени человек подвержен его влиянию.
Макросреда. Многочисленные наблюдения, факты, эксперименты подтвердили влияние космоса, особое положение звезд, комет, влияние магнитных бурь на солнце, смену лунных фаз, лунные и солнечные затмения, магнитные и гравитационные поля земли даже на уровне внутриутробного развития, не говоря уже о рожденном человеке.
Географическая среда — История существования древних цивилизаций Египта, Месопотамии, Индии, Греции, Рима обнаруживает тот факт, что их центрами были географически и биологически необычайно благоприятные территории (обилие тепла и света, воды, флоры и фауны), которые способствовали социализации биологических особенностей человека своими условиями. Но даже в эпоху технического прогресса многие географические районы являются чрезвычайно сложными с точки зрения их влияния на развитие человека (зоны геологических разломов и землетрясений, районы пустынь и гор, вечной мерзлоты и чрезмерной влажности). Те, кто живет в таких районах, естественно, имеют ограниченный доступ к духовным источникам, а социализация личности задерживается.
Социальная среда — совокупность социальных отношений, складывающихся в обществе (образ жизни, традиции, «социально-бытовые условия, окружающие человека, среда, а также ряд людей, связанных общностью этих условий»), господствующие в обществе идеи и ценности.
Домашняя среда — это колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир, воплощенный в игрушках и играх, своя территория жизни. Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с родными и близкими. У ребенка формируется потребность в общении с другими людьми, которая становится основным источником его разностороннего развития.
Домашнее и социальное окружение также может оказывать негативное влияние: Пьянство и ругань в семье, грубость и невежество, откровенное унижение детей, негативное влияние приятелей и друзей, особенно пожилых и взрослых людей; все то негативное, что происходит вокруг нас.
Микросреда — это характеристики жилища или рабочего пространства, микроволновые и магнитные воздействия, вибрации и т.д., а именно геометрическая форма жилища, высота дома, дизайн стен, расположение мебели, излучение электроприборов, биополевые воздействия от растений и животных, отдельных людей (с отрицательной биоэнергетикой) и т.д. Результаты науки и техники также могут иметь свои последствия. Например, японские ученые установили, что прослушивание народной или классической музыки беременными женщинами развивает интеллект будущего ребенка, вызывает гармонические вибрации, создает условия для усиления притока крови и питательных веществ, положительно влияет на развитие нервной ткани и головного мозга
В научных концепциях западных авторов есть трактовки о первостепенной роли географической среды. Народы, жившие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды, «замедляли» темпы своего промышленного и социального развития и потребляли готовые дары природы. Народы северных территорий, напротив, организовались, закалились в борьбе с суровыми условиями жизни, создали мощный интеллектуальный и промышленный потенциал. Но сама среда в современных условиях, в век научно-технического прогресса не может быть решением программы развития личности и адаптации к самостоятельной жизни и деятельности. Социальные факторы в значительной степени определяют развитие человека. Согласно версии К. Маркса, сущность человека — это совокупность общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием окружающей среды. Социальная среда не оказывает существенного влияния на развитие личностных качеств. Известно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным этапам нравственного, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Модели педагогического общения
- Общение, его особенности и специфика организации ребенка с его сверстниками
- Комплекс упражнений ритмической гимнастики
- Сравнительный анализ педагогических концепций
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку
- Методы проблемного обучения
- Анализ конспекта занятия
- Система организации образовательной деятельности
- Воспитание в коррекционной школе
- Какая модель подразумевается под ассимилятивным образованием