Оглавление:
В настоящее время представления о душе очень разнообразны. Один не верит в него вообще, другой верит в его бессмертие. Это вопрос веры каждого. Но как эта концепция продержалась все эти века? Что думали и чувствовали люди тысячи лет назад? Это очень интересный вопрос. И моя задача — исследовать представления о душе в религии, философии и науке.
Актуальность темы исследования определяется тем, что понятие «душа» является ключевой категорией как гуманитарного знания, так и универсального. В настоящее время проблема души постепенно начинает занимать важное место в отечественной философии и психологии.
Концепция души восходит к анимистическим представлениям об особой силе, существующей в теле человека, животного, иногда растения. С древних времен человек задавался вопросом о разнице между живым и неживым. В ходе развития мифологической мысли возникло представление о душе как о некоем атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живых, которое исчезало после их смерти, способствовало возникновению древних представлений о душе как о дыхании, идущем извне. Соответствующие наблюдения о крови и исчезновении души при больших потерях, привели к идее, что кровь рассматривалась как носитель души. Сны привели к идее о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.
Если мы заглянем в энциклопедию, то увидим описание души.
Душа (от греч., лат. anima) — совокупность психических явлений (так называемая жизненная душа, внутренний мир человека); как субстанция, существующая, согласно многим идеалистическим философским школам и религиозным течениям, душа — бессмертная нематериальная сущность, выражающая божественную природу человека, порождающая и обусловливающая жизнь, способности восприятия, мышления, сознания, чувств и воли, по отношению к телу.
Души — (в религиозных и идеалистических представлениях) нематериальное начало жизни, иногда противопоставляемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека.
Душа — (античная психология) совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.
Душа — внутренний, психический мир человека.
Душа (греч. psyche, лат. anima), термин, выражающий исторически сложившееся представление о внутреннем мире человека; в религии и идеалистической философии и психологии — представление об особой нематериальной субстанции, отделенной от тела. Это понятие отражает развитие мифологических, религиозных, философских и научных представлений о человеке, которые характеризуют становление предмета психологии. В истории философии понятие души осмыслялось через его противопоставление понятию тела как вещи (душа как динамическая сила), органическому телу (душа как активное начало жизни), понятию духа (душа как индивидуальное проявление единой духовной субстанции или как божественное неповторимое личностное начало), внешним социальным формам поведения человека (душа как внутреннее спокойствие, самосознание личности), понятию интеллекта (душа как сознание).
Понятие души в религиях
В иудаизме
Талмуд описывает душу как независимую от тела сущность, часть человека, созданную непосредственно Богом. В силу своей природы душа чиста, и причина зла в человеке заключается в том, что помимо доброго начала, которое стремится к добру (хат-тов), существует отрицательное начало, которое стремится к злу (хара-ра). Душа одухотворяет тело и управляет им. Как Бог наполняет вселенную, но остается невидимым, так и душа наполняет человеческое тело, оставаясь невидимой.
Концепция посмертной судьбы современных евреев схожа с концепцией буддизма, а также с верованиями Древнего Египта, откуда она, скорее всего, и была заимствована: грешные души должны после смерти вновь и вновь проходить цикл реинкарнации (перерождения), пока не достигнут совершенства.
На стыке иудаизма и христианства
Хотя Ветхий Завет ясно показывает явление души умершего Самуила Саулу, у новозаветных евреев было другое понимание души. Фарисеи верили, что душа бессмертна и может существовать вне тела до тех пор, пока не будет воскрешена из мертвых. Саддукеи учили противоположному, что душа умирает вместе с телом. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения ни ангела, ни духа, а фарисеи признают и то, и другое.
В христианстве
Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе как о высшей бессмертной нематериальной (духовной) сущности человека, носителе разума, чувств и воли. После смерти человека, согласно этому взгляду, душа продолжает сознательное существование, и ее судьба определяется Богом в процессе, а последующее место души после этого процесса — либо рай, либо ад. Римско-католическая церковь также имеет доктрину чистилища.
Адвентисты седьмого дня верят, что главное определение души содержится в библейском стихе: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою». (Быт.2:7). Соответственно, душа понимается как соединение тела и «дыхания жизни», то есть душа — это живое существо (как человек, так и животное). После смерти происходит обратное, дух возвращается к Богу: «Прах возвращается в землю, которой он был, а дух возвращается к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). Соответственно, душа не имеет сознания, существующего вне тела, а бессмертие возможно только в воскресшем или воссозданном теле (при Втором пришествии Христа).
3.5 О душе в Библии
Слово «душа» имеет в Библии шесть значений:
1) Человек. (Быт.2:7) И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (также Пет.3:20; Рим.13:1; Деян.2:41).
2) Живое существо. (Быт.1:20) И сказал Бог: да произведут воды пресмыкающихся, душу живую, и да полетят птицы над землею, по тверди небесной.
3) Жизнь. (Матф.10:39) Кто бережет душу свою (жизнь), тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою (жизнь) ради Меня, тот сбережет ее (также Лев.17:11; Матф.2:20; 16:25; Иоан.13:37; 15:13).
4) Внутренний мир человека. (Деяния 4:32) «У уверовавшего же народа было одно сердце и одна душа, и никто не называл ничего из имения своего своим, но все у них было общее (также Псалом 102:1).
5) Одна из трех сущностей человека. (1-е Фессалоникийцам 5:23) И ныне Сам Бог мира освятит вас всецело, и дух ваш и душа и тело сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Дух (вместилище сознания, воли, чувств) тянется к Богу, а душа (физическая жизненная энергия) — к материальным вещам. Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, пронзает даже до разделения души и духа, и души и ума, и судит помышления и намерения сердечные.
6) Бессмертный дух человека. (Откр.6:9-10) И когда он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Господь святой и истинный, будешь судить и мстить за кровь нашу живущим на земле? (также Евр.12:23)
Душа, как дух, мыслима без тела. (2 Коринфянам 12:2) Я знаю одного человека во Христе, который четырнадцать лет назад был вознесен (в теле или вне тела — не знаю, Бог знает) на третье небо. (2 Петра 1:14 )
Концепция души в психологии
Образ души напрямую связан с психической деятельностью человека, поэтому к проблеме души обращаются не только философы или религиоведы, но и психологи. Такие великие психологи, как 3-й Фрейд, К.Г. Юнг.
Развитие понятия «душа» важно для всего человечества — это следует из того, что в каждый исторический период мыслители разных культур пытались найти истоки духовной сущности человека (души). Идеи о существовании человеческой души существовали уже в начале первобытной эпохи и развивались вместе с изменениями, происходившими в мировоззрении и миропонимании человека, но проблема души оставалась нерешенной, поскольку, несмотря на различные философские спекуляции, душа оставалась объектом веры и лишь отчасти объектом разума.
Можно ограничиться тем, что сказать: анализируя психику, сознание, мы, по сути, анализируем феномен души, продолжая традицию всей истории философской и психологической мысли. Душа индивидуальна и субъективна. Эта субъективность выступает как отрыв от природной детерминации характера, темперамента, таланта или глупости, остроумия, воли, одним словом, психической физиономии человека. Индивидуальные души отличаются друг от друга. Это бесконечное разнообразие модификаций. От природных данных детской души следует отличать то, чем стал человек в результате своей деятельности, а также воспитания и образования. Природные данные — это скорее возможности, которые сначала дают направление нашему развитию. Образование и обучение совершенствуют природные способности, расширяют их и делают более или менее понятными в различных областях знаний, шлифуют их и поднимают на более высокий уровень. Душа совершенствуется, приобретая духовную силу и объем. Человеческая душа очень особенная. Эта уникальность возникает благодаря природным талантам и образованию, которое человек получает в детстве в семье, школе и обществе, в жизни среди себе подобных, а также благодаря усвоению универсальных культурных ценностей.
Таким образом, душа каждого человека — это индивидуальное явление, которое представляет и выражает уникальные характеристики конкретной личности. Это духовная уверенность каждой индивидуальности. Индивидуальность души, которая, конечно же, является носителем общих человеческих характеристик, существует как способ варьирования темперамента, характера, степени способностей, особенностей выражения лица, манеры поведения, того, как человек смеется, и так далее. В конце концов, я такой, какой я есть, благодаря своей душе! Но в то же время бесспорно, что душа находится в теле и осуществляется в нем. Наличие души является поэтому абсолютным условием нашего бытия, самым необходимым принципом нашей жизни, и в этом смысле знаменитым принципом Р. Декарта: «Я мыслю, я существую». Знаменитый принцип Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» совершенно неоспорим.
Душа — это не то, что пребывает в покое, напротив, это нечто постоянно беспокойное, активное. Можно даже сказать, что душа — это нечто, что в каждый момент времени отличается от самого себя. Душа не есть нечто законченное до своего проявления, не есть, как говорил Гегель, «существо, скрывающееся за горой видимостей, но такое, которое обладает подлинной реальностью только через определенные формы своего необходимого самопознания». Душа — это не просто (как считала психология) некая «душа-вещь», находящаяся во внешнем отношении к телу, а нечто внутреннее, связанное с телом и образующее с ним нечто единое и целое — живой человеческий организм. Тело — это та же жизнь, что и душа, и все же можно сказать, что они различны. Душа без тела не была бы живой земной душой, и наоборот: человеческое тело само по себе не обладает самодостаточной жизненной силой — оно «получает» ее через животворящую силу души.
Душа принимает форму индивидуального субъекта, что отражается в особенностях темперамента, характера, таланта и других склонностей. Души людей отличаются друг от друга бесконечным числом модификаций. Особенность душевного состава человека имеет уникальные черты, которые определяют неповторимость человека.
Инкарнация и признак души
Может ли кто-нибудь доказать, что мы — духовные существа, что мы — вечные души, временно пребывающие в материальном теле? Дж. Пол Вилламе из колледжа Холиока задает вопрос:
Тот факт, что у нас нет прямого знания о душе, которая не существует вне тела, не должен приводить нас к выводу, что [душа] не существует вообще. Типичная реакция материалистов на такого рода заявления — попросить их придерживаться достоверных фактов. Но сам ученый-материалист, конечно, не ограничивается результатами прямого опыта….. Удавалось ли кому-нибудь почувствовать атом или электрон? Вся концепция строения атома является спекулятивной; ее принимают, потому что она согласуется с идеей взаимосвязи элементов, потому что она дает объяснение специфическим символам, которые появляются на фотопластинках при определенных условиях….. Пусть никто не думает, что он достиг совершенства в рассуждениях, если он принимает инференциальную логику в физике, но отрицает ее в теологии.
В конечном итоге, во что бы мы ни верили, мы отделяем нечто живое от неживой материи. Есть нечто, что присутствует в жизни, но не присутствует в смерти. Во время смерти физические и химические компоненты тела остаются на месте: сердце, мозг, скелет и все химические вещества, которые присутствуют в живом теле; но что-то другое, что-то «нефизическое» уходит. Как бы вы его ни называли, именно эта нефизическая жизненная сила отличает живое тело от инертной химической оболочки. Что мы знаем об этом уникальном компоненте, который наполняет тело человека собой?
Признаки души
Сознание — это самая фундаментальная часть человеческого существа; нет ничего более интимного и непосредственного. Непосредственный опыт, рассуждения, логика, религиозная вера и эмпирические наблюдения — все согласны с тем, что внутри тела существует особая энергия сознания. Эта энергия сознания — то, что думает о мыслях и испытывает чувства. Тело — это инструмент, а сознательная энергия — игрок на этом инструменте. Я не больше мозг или нервная система, чем гитарист — гитара, на которой он играет. И если гитара ломается, это не обязательно означает, что после этого сломается музыкант. Точно так же, если мое тело ломается, я не обязательно ломаюсь вместе с ним.
Куда уходит энергия из тела в момент смерти? С физиологической точки зрения, клетки нашего тела постоянно разрушаются и умирают, и примерно через семь лет клеточная структура организма полностью обновляется. В книге «Человеческий мозг» профессор Джон Пфайффер утверждает, что «в нашем организме нет ни одной молекулы, которая оставалась бы неизменной в течение семи лет. В течение семидесятилетней жизни человек физиологически «умирает» и «возрождается» 10 раз; и хотя промежуточные «смерти» не являются реинкарнацией как таковой, они дают нам замечательное представление о наших прошлых «жизнях»: младенчестве, детстве, юности и зрелости. Строго говоря, это не прошлые жизни: Факты свидетельствуют о том, что реинкарнация очень редко позволяет воспоминаниям о прошлых жизнях сохраняться в новой жизни. Те прежние физические личности больше не существуют. Разные тела, одна личность — это простое упражнение для развития способности различать ментальное «я» и физическое «я», видеть разницу между тем, кем мы себя считаем, и тем, кем мы являемся на самом деле.
Что же касается потери памяти при переходе от одной жизни к другой, то сейчас имеется достаточно новых научных данных, чтобы убедительно объяснить причину забывчивости. Бенджамин Уокер очень убедительно пишет об этом в своей блестящей книге «Маски души»:
Этому может быть несколько объяснений. Во-первых, это потеря опыта смерти из предыдущего воплощения, который стирает большую часть памяти о том, что с нами произошло. В свою очередь, в новой жизни, когда разум снова готов к новому опыту, травма рождения фактически стирает все, что было раньше. Мы не должны забывать, что тело, место расположения органов чувств и инструмент нашего взаимодействия с материальным миром, можно рассматривать и как препятствие, и как помощь в нашей способности помнить прошлое. Воспоминания о прошлых жизнях сильно усложнили бы наше нынешнее существование.
Представления древних философов о душе
Психология родилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете были связаны с понятием души. Почти все древние философы пытались выразить этим понятием главное, сущностное начало любого объекта живой (иногда неживой) природы, видели в нем причину жизни, дыхания, познания и т.д.
Вопрос о природе души решался философами в зависимости от того, принадлежали ли они к лагерю материалистов или идеалистов.
Демокрит (460-370 гг. до н.э.), например, рассматривал душу как материальную субстанцию, состоящую из огненных атомов, шарообразную, легкую и очень подвижную. Демокрит пытался объяснить все явления души с точки зрения физических и даже механических причин. Так, по его мнению, душа получает ощущения из внешнего мира, потому что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, которые «исходят» непосредственно от объектов. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) разработал гораздо более сложную концепцию души. Его книга «О душе» стала первым специализированным психологическим трудом и оставалась самым важным психологическим пособием на протяжении многих веков. Аристотель по праву считается основателем психологии и многих других наук.
Аристотель отказывался рассматривать душу как субстанцию. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая обозначает существование чего-либо.
«…Душа, — писал он, — обязательно является сущностью в смысле формы природного тела, обладающего жизнью в возможности. Сущность (как форма) — это энтелехия; поэтому душа — это энтелехия такого тела. Душа, таким образом, является сущностью живого тела, «реализацией» его сущности, так же как зрение является сущностью и «реализацией» глаза как органа зрения.
Аристотель заложил глубокие основы научного подхода к изучению психики. Советский философ В.Ф. Асмус называет его «истинным отцом будущей материалистической психологии». Согласно Аристотелю, основная функция души заключается в осуществлении биологического существования организма. Стоит отметить, что эта концепция была позже подтверждена понятием «психика». С точки зрения материалистического естествознания, психика была одним из факторов эволюции животного мира. Что касается понятия «душа», то оно все более сужалось и отражало в основном идеальные, «метафизические» и этические проблемы человеческого существования. Основы такого понимания души были заложены философами-идеалистами, особенно Платоном (427-347 гг. до н.э.).
В текстах Платона мы находим концепцию души как отдельной субстанции; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа невидима, возвышенна, божественна и вечна. Тело — это видимая, смертная, преходящая, преходящая сущность.
Душа и тело имеют сложные взаимоотношения. В силу своего божественного происхождения, душа должна направлять тело, руководить жизнью человека. Но иногда тело берет душу в свое рабство. Тело разрывается от различных желаний и страстей. Он обеспечивает пропитание, подвержен болезням, страхам и искушениям. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Это также препятствует чистому знанию.
Идеализм Платона (он является основателем объективного идеализма) проявляется в его взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием.
Исходя из своего представления о душе, Платон и Сократ делают этические выводы. Поскольку душа — высшее из всех человеческих существ, он должен больше заботиться о ее здоровье, чем о здоровье тела. В момент смерти душа отделяется от тела, и в зависимости от того, какую жизнь она вела, ее судьба будет различной: либо она будет скитаться по земле, отягощенная телесными элементами, либо будет вознесена в идеальный мир.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Формулировка гипотезы исследования в работах по психологии
- Методика оценки эмоционального выгорания
- Семейный психолог
- Определение понятия вербальное внушение — Природа внушения
- Проективные методики
- Принципы эстетического воспитания
- Соотношение понятий индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность
- Уровни психических процессов
- Системно-векторная психология
- Сопровождение лиц, употребляющих наркотики