Оглавление:
Эта психология отстаивала идею независимости психики от сознания и пыталась доказать и исследовать реальное существование этой независимой от сознания психики. Центральным психологическим течением глубинной психологии является психоанализ 3. Фрейда.
Согласно Адлеру, не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и потребность компенсировать недостаток занимают центральное место в личности и выступают как факторы развития каждого человека. Чувство неполноценности обусловлено как органическими — морфологическими и функциональными дефектами органов, аномалиями органов, их функций и т.д., так и субъективными факторами — ощущением природной слабости, трудностями в социальных отношениях и т.д. Чувство неполноценности — нормальное чувство, это не пассивное состояние, а стимул для психического развития личности. Он стремится преодолеть неполноценность: Чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление преодолеть его в виде желания превосходства, власти над окружением. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже превосходству. Вместе они приводят к формированию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации недостатков.
Согласно Юнгу, либидо — это психическая энергия, которая выражает интенсивность жизни, имеет различные формы своего проявления в разные периоды развития человека, сексуальность является лишь одной из этих форм. Юнг назвал свою психологическую концепцию аналитической психологией. Его центральным содержанием является учение о бессознательном и процессе развития личности. Сохраняя разделение психики на сознательное и бессознательное, Юнг разработал учение о двух системах бессознательного — личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное — это поверхностный слой психики, который содержит все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, подавленные импульсы и желания, забытый травматический опыт. Зависит от личной истории человека. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях. Юнг отводил коллективному бессознательному главную роль. Коллективное бессознательное — это надличностное бессознательное психики, которое включает в себя инстинкты, влечения, представляющие естественное существо в людях, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Коллективное бессознательное — это древнейшая психика, сущность, не зависящая от развития индивида, его сознания. Инстинкт и архетипы выступают как регуляторы психической жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип — специфическое формирование сознательного психического содержания. Архетипы — это некие прототипы.
Неофрейдизм — это широкое течение в зарубежной психологии, возникшее в 1930-х годах. Сохраняя основные черты психоанализа, Хорни подчеркивает роль культуры и противоречия, которые она порождает: с одной стороны, культура стимулирует наши потребности, с другой — накладывает большие ограничения (экономические, правовые, этические), которые подавляют эти же потребности, усиливая тем самым бессознательную внутрипсихическую драму. Основными элементами этой драмы для Хорни, как и для Фрейда, являются противоположные бессознательные влечения, основанные на несовместимых драйвах, конфликты которых разрешаются путем подавления с помощью механизмов самозащиты.
Салливан разработал специальную терминологию. Личность определяется как «относительно стабильный паттерн повторяющихся межличностных ситуаций, которые характеризуют жизнь человека».
Личность нельзя изолировать от межличностных отношений; человек всегда является членом «социального поля» и может быть понят только в этом контексте.
История развития глубинной психологии
Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представители психоанализа, в отличие от бихевиористов и гестельских психологов, не обращались к точным и естественным наукам в качестве образца для построения научного психологического знания. Они стремились преодолеть кризис внутри самой психологии путем создания более тесного союза с другими науками, которые также имели дело с психологическими явлениями, например, с медициной.
Заслуга фрейдизма — дать психологическому знанию о человеке новую правду жизни, разработать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, особенно психотерапевтических, задач. Не случайно Фрейд начал свою научную работу с анализа и обобщения психотерапевтической практики, и только потом перевел свой опыт в психологическую теорию.
Увлекшись своими умозрительными теоретическими построениями (большинство из которых, как выяснилось позже, не имели под собой статистически проверяемой фактической основы), Фрейд, однако, все дальше и дальше отходил от научного поиска. Фрейд все дальше и дальше отступал от эмпирической реальности в царство психологических фантазий, что привело к отказу от многих его идей не только со стороны некоторых здравомыслящих ученых, но и со стороны учеников самого Фрейда.
Последующая судьба психоаналитического учения и отношение к нему в разных странах было различным: сначала к нему относились довольно прохладно все, кроме ближайших учеников и последователей Фрейда, позже оно приобрело приверженцев в Германии и Австрии, в Европе и в США, где остается довольно популярным и по сей день.
Затем, в 1930-е годы, вместе с ограничениями на психологические исследования и началом сильного некомпетентного идеологического давления на эту науку, которое особенно усилилось после публикации постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Народного комиссариата просвещения» (1936), все фрейдистское учение было подвергнуто жестокой критике.
Хотя классический психоанализ и бихевиоризм различаются и противостоят друг другу, эти школы мысли имеют много общего в рассмотрении личности, а именно то, что личность — существо бездуховное, поскольку ни одна из этих школ не интересуется ценностями и смыслами человеческого существования в полном смысле этого слова. Психоаналитики постулируют зависимость человеческого существования и формирования личности от раннего детского опыта и отношений с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно сформированных поведенческих навыков в развитии личности.
Бихевиористы приписывают ему роль «пассивной жертвы плохого обучения», а психоаналитики рассматривают человека как жертву конфликта между социальными нормами и биологическими инстинктами. В обоих направлениях, таким образом, личность является деструктивной, дезадаптивной, зависимой, дезадаптированной, больной и поэтому должна лечиться по определенной психоаналитической или поведенческой схеме. В обоих случаях психолог находится в позиции «над», а исследуемый человек становится объектом, вещью или жертвой обстоятельств, судьбы, других людей, которые, зная лучше самого человека, что ему нужно для счастья, лечат и развивают его. В этом заключается директивный и манипулятивный характер этих инструкций.
Глубинная психология и Фрейдовский психоанализ
Психоанализ — это не только форма психотерапевтической и клинической практики. В то же время она является философским учением о человеке, социальной философией, то есть относится к факторам идеологического порядка. В этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. «Если бы Фрейда не существовало, его пришлось бы выдумать», — говорит Бергер.
Психоанализ (от греч. psyche — душа и analysis — решение) — это часть психотерапии, медицинский исследовательский метод, разработанный З. Фрейд разработал метод медицинского исследования для диагностики и лечения истерии. Затем она была переработана Фрейдом в психологическую доктрину, целью которой было исследование скрытых связей и основ человеческой души. Это учение основано на предположении, что определенный комплекс патологических идей, особенно сексуального характера, «вытесняется» из сознательной сферы и действует из сферы бессознательного (мыслится как сфера господства сексуальных инстинктов), вторгаясь в сознание под различными масками и одеждами и угрожая духовному единству Я, заключенному в окружающем мире. В деятельности таких подавленных «комплексов» они видели причину забывчивости, оговорок, сновидений, неправильных действий, неврозов (истерий) и пытались лечить их таким образом, чтобы в беседе («анализе») можно было свободно вызвать эти комплексы из глубин бессознательного и позволить им быть устраненными (беседой или соответствующими действиями), т.е. отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль и считают душевную жизнь человека в целом доминирующей под влиянием бессознательных сексуальных влечений к удовольствию или неудовольствию.
Хорошо известно, что сознание является основным регулятором человеческого поведения. Фрейд обнаружил, что за завесой сознания скрывается глубокий, «кипящий» слой неосознаваемых, мощных желаний, влечений и стремлений человека. Как психотерапевт, он столкнулся с тем, что эти бессознательные переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь человека и даже стать причиной нервно-психического заболевания. Это побудило его искать способы освобождения своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознательный разум, и скрытыми, слепыми, бессознательными влечениями. Так родился фрейдовский метод лечения души — психоанализ.
Фрейд рассматривал организацию психической жизни в терминах модели, включающей компоненты различных психических инстанций, обозначаемых терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).
Эго (ид) понимается как наиболее примитивная инстанция, включающая в себя все врожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и не знающее о реальности или обществе. Это иррационально и аморально изначально. Его требования должны быть выполнены инстанцией «я» (эго).
Эго следует принципу реальности и разрабатывает набор механизмов для адаптации к окружающей среде, чтобы справляться с ее требованиями. Эго является посредником между стимулами, поступающими из окружающей среды, а также из глубины организма, с одной стороны, и двигательными реакциями — с другой. Функции эго включают в себя самосохранение организма, запечатление в памяти опыта о внешних воздействиях, избегание угрожающих воздействий и контроль над требованиями влечений (которые исходят от ид).
Ключевые понятия учения
Особое значение придавалось суперэго, которое являлось источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказывающим агентом. Если ид предопределен генетически, а эго является продуктом индивидуального опыта, то суперэго — продукт влияния других людей. Она возникает в раннем детстве (по мнению Фрейма, вместе с Эдиповым комплексом) и остается практически неизменной в последующие годы. Суперэго формируется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит образцом для подражания. Когда эго (ego) принимает решение или делает что-то в угоду ид, но в отличие от суперэго (superego), эго (ego) наказывается эфоризмами совести и вины. Поскольку суперэго черпает энергию из ид, суперэго часто действует жестоко, даже садистски. Эго спасается от давления различных сил с помощью специальных «защитных механизмов» — репрессии, рационализации, регрессии, сублимации и т.д. Диски ищут облегчения, но их удовлетворение не всегда возможно.
Репрессия — это непроизвольное блокирование в сознании чувств, мыслей и стремлений к действию. Они переходят в сферу бессознательного, продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление и переживаются в форме тревоги.
Сублимация — это один из механизмов, с помощью которого запретная сексуальная энергия, переходящая на несексуальные объекты, разряжается в форме деятельности, приемлемой для человека и общества. По мнению Фрейда, это наиболее эффективный способ функционирования человека. Творчество — это один из видов сублимации.
Регрессия — переход на более примитивный уровень поведения или мышления.
Замещение — изменение объекта, на который направлены чувства. Он срабатывает, когда выражение чувств по отношению к определенному объекту связано с опасностью. (Например, вымещать злость на более слабом человеке).
Проекция — приписывание другим собственных, как правило, предосудительных желаний, мотивов, мыслей и т.д. («Никому нельзя доверять», — говорит человек, который не всегда честен в своих поступках).
Рационализация — позволяет человеку оправдывать желания, чувства и мотивы, которые для него неприемлемы, но все же действительны. Стремление найти для них социально приемлемое оправдание.
Изоляция — устранение инстинктивных импульсов при сохранении ряда событий ситуации в сознании. Происходит десенсибилизация травмирующего фактора.
В психодинамической терапии предполагается, что защитные механизмы искажают реальность, но они функциональны и необходимы, поскольку временно устраняют из сознания действие травмирующего фактора. Однако, когда они становятся слишком жесткими, они препятствуют адаптации и развитию человека.
Следуя биологической линии мышления, Фрейд разработал два поведенческих инстинкта — инстинкт самосохранения и половой инстинкт, которые обеспечивают сохранение не отдельного человека, а вида в целом. Фрейд возвел это второе влечение в ранг психологической догмы (намек на Юнга) и назвал его либидо. Бессознательное рассматривалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепой инстинкт, не знающий ничего, кроме принципа удовольствия, испытываемого при разрядке этой энергии. Подавленное, подавляемое половое влечение было расшифровано Фрейдом из бессознательных ассоциаций его пациентов. Фрейд назвал эту расшифровку психоанализом. Фрейд изучил свои собственные сны и пришел к выводу, что «сценарий» сновидений, хотя и кажется бессвязным, является не чем иным, как кодом тайных желаний, удовлетворяемых в образах, символизирующих эту форму ночной жизни.
Основные техники и методы психоаналитической терапии
Учение Фрейда прославилось прежде всего своим проникновением в глубины бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, в «подземный мир» психики. Однако если бы мы ограничились только этой оценкой, то упустили бы другой важный аспект: Открытие Фрейдом сложных конфликтных отношений между сознательным и бессознательным, которые бушуют за поверхностью сознания и над которыми субъект скользит в своем самонаблюдении. Согласно Фрейду, сам человек не имеет прозрачной, ясной картины сложной структуры своего внутреннего мира со всеми его течениями, бурями и взрывами. Именно здесь на помощь приходит психоанализ с его методом «свободных ассоциаций».
Содержанием свободных ассоциаций являются прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и мечты. В процессе свободных ассоциаций пациент учится воспроизводить свой травматический опыт. Пациент ложится на кушетку, а терапевт сидит прямо, чтобы не видеть пациента, позволяя ему свободно выражать подавленные мысли и чувства. Важно, чтобы клиент чувствовал себя в безопасности с самого начала аналитической работы. Терапевт дает понять, что понимает болезненный характер процесса и уважает его усилия. Клиента поощряют войти в состояние безмолвного самоанализа, сообщать все, что приходит на ум, без сознательного выбора, без следования логике. Анализируемого предостерегают от тенденции поддаваться любому побуждению отбросить что-либо (даже если мысли кажутся тривиальными, неважными, обидными, неприличными, унизительными и т.д.). Психоаналитик не занимает ни одобрительной, ни критической позиции. Анализируемый обычно молчит во время сессии (даже если он задает вопросы). Пациент слушает с помощью речи и мимики. Интерпретация редко используется, если только пациент не готов ее принять, в попытке заставить пациента определить источник своей проблемы.
Свободные ассоциации имели преимущество перед гипнотической техникой. Фрейд указывал, что важно не повторение травмирующих событий, а изменения в личности, которые делают возможным принятие болезненных воспоминаний.
Выделяют следующие приемы аналитического метода:
1) Руководство по процессу психоанализа.
2) Вопросы для получения информации и уточнения содержания.
3) Реконструкция — описание и выделение конкретных явлений, уточнение деталей и комментирование материала, который клиент готов признать.
4) Конфронтация — привлечение внимания клиента к конкретному содержанию. Терапевт проясняет это, заставляя клиента признать то, что он не был готов признать раньше, но что необходимо признать. Иногда значительный прогресс сменяется ухудшением. В этом проявляется сопротивление суперэго лечению. Это создает негативную терапевтическую реакцию. Она связана с отношениями с родителями или значимыми людьми в детстве. Аналитику как будто приписывается его роль (перенос*); его оценка курса рассматривается как санкция. Если терапевт заранее знает характер межличностных отношений пациента в различные моменты жизненного пути, он может легче анализировать развивающиеся переносы.
5) Подготовка к интерпретации (указание на жесткие структуры в поведении, стереотипные шаблоны восприятия, эмоциональные реакции).
6) Интерпретация — обращение к источнику переживания, ведущее к осознанию причины переживания.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Диагностика и развитие коммуникативной компетентности подростков
- Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стрессоустойчивости работников
- Психолого-педагогический анализ процесса
- Лабораторный эксперимент
- Основные этапы переговорного процесса
- Исследования Л.С. Выготского в области психических процессов
- Задачи экспериментальной психологии
- Основные проблемы, рассматриваемые на тренингах личностного роста — Понятие и классификации видов психологического тренинга
- Позитивная психотерапия
- Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет