Оглавление:
Современное общество испытывает острую потребность в развитии личности, способной жить в гармонии с собой, окружающими людьми и природой. Для этого необходимо экологическое воспитание подрастающего поколения, развитие у детей экологического сознания, которое включает в себя эстетическое восприятие окружающего мира.
Это важно, потому что эстетическое, духовное, а значит, эмоционально окрашенное отношение к природе формирует и развивает в детях нравственное отношение. Через эстетический опыт дети постепенно понимают, что доброе и бережное отношение к природе означает сохранение ее богатства и красоты.
Проблема эстетического восприятия природы дошкольниками разработана в трудах педагогов и психологов: Е.И. Залкинд, Л.В. Компанцевой, К.М. Лепиловой.
Человеческие убеждения формируются в детстве. Одна из главных нравственных задач учителей — воспитание любви к Родине, то есть заботливого отношения к ней. Если учитель научит детей любоваться яркими красками природы, у ребенка разовьется художественный вкус, он научится ценить окружающий мир и стремиться создавать красоту своими руками.
Дошкольный возраст — это время, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру. Поэтому в системе эстетического воспитания дошкольников природе должно быть отведено видное место. Способность воспринимать красоту природы является первой предпосылкой для воспитания через природу и чувства единения с ней. Поэтому педагогическое воздействие требует постоянного контакта с природой.
Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования предполагает воспитание гуманного отношения к природе, формирование системы экологических знаний и представлений, развитие эстетических чувств.
Учителя используют разнообразные методы и приемы, чтобы направлять детей в познании природы и приобретении различных навыков и умений. К ним относятся наблюдение, эксперименты, работа и игра. Кроме того, широко используются методы, основанные на слове учителя: рассказы, чтение из художественной литературы, беседы с использованием натуральных объектов или картинок с изображением натуральных объектов. Сочетаются такие методы и приемы, как наблюдение с обсуждением, рассказ учителя и чтение из художественного произведения, экспериментирование с работой.
Одни и те же приемы могут быть использованы по-разному. Например, сравнение используется при наблюдении, дидактических играх, обсуждении; игровые приемы также используются при наблюдении, обсуждении; показ, объяснение — при обучении трудовым навыкам, при проведении экспериментов. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство учителя.
Эстетическое воспитание — это развитие способности воспринимать, воспринимать и понимать красоту жизни и искусства, воспитание желания участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, освоение художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Эстетическая культура
Эстетическая культура предполагает определенную степень развития эмоций, сознания, поведения и деятельности ребенка, а именно:
эмоционально-чувственная восприимчивость к прекрасному и безобразному, возвышенному и возвышенному, героическому и пошлому, комическому и трагическому в искусстве, жизни, природе, быту, работе, поведении и деятельности, а также способность управлять своими эмоциями; знание и понимание сущности эстетики в искусстве и в окружающей действительности, художественная грамотность, правильные представления, суждения и убеждения об эстетическом восприятии произведений искусства и явлений жизни; освоение культурного наследия прошлого, отношение к искусству, тенденции его развития; степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира; степень вовлеченности в художественное творчество, практическое участие в создании красоты в жизни и искусстве; потребность и стремление жить по «законам красоты», применение идеала красоты в отношениях с людьми, в труде и в общественной жизни.
Таким образом, можно выделить следующие задачи в эстетическом воспитании детей:
- научить видеть, понимать и любить красоту в жизни, видеть ее в природе, в повседневной жизни, в доступных ребенку социальных событиях, в поступках людей;
- укреплять в детях желание принимать активное участие, насколько это возможно, в создании красоты жизни;
- научить детей видеть, понимать и любить произведения искусства, выраженные в различных художественных жанрах, соответствующих их возрасту (поэзия, литература, музыка, песни, живопись и т.д.);
- развивать художественные и творческие навыки детей. Чем более эстетически развит ребенок, тем сильнее его художественные навыки и способности, тем больше развивается его творчество.
Но необходимо учитывать и индивидуальный подход (принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности и создавать подходящие условия для эстетического развития каждого ребенка).
Помимо эстетического воспитания, важную роль в развитии детей дошкольного возраста играет и нравственное воспитание.
Понятие «нравственное воспитание» является всеобъемлющим. Она пронизывает все аспекты человеческой жизни. Именно поэтому выдающийся педагог нашего времени В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему для всестороннего развития личности, справедливо считал, что ее краеугольный камень — нравственное воспитание.
Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, эмоции и поведение учащихся с целью формирования у них нравственных качеств, отвечающих требованиям общественной морали.
Поэтому в психолого-педагогическом подходе задачами педагогического взаимодействия являются воспитание нравственных и эстетических чувств и формирование у ребенка соответствующих представлений. Слово, образ и действие — это инструменты для решения задач нравственного и эстетического воспитания. Поэтому искусство общения с детьми имеет большое значение для успеха образования.
Нравственно-эстетическое воспитание личности — это сложный, многогранный и длительный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные воздействия, но это и самостоятельный процесс.
Целью нравственно-эстетического воспитания является развитие высокой духовности, чтобы они стали молодыми гражданами, обладающими моральными и эстетическими ценностями и личностными качествами, необходимыми для формирования этической позиции, способной проявиться через создание чувства интереса к стране.
Результатами эффективного процесса нравственно-эстетического воспитания дошкольников могут быть: уровень нравственно-эстетических ценностей, самосознание воспитанников, реакция на педагогическое воздействие и взаимодействие, богатство духовных запросов.
Принципы нравственно-эстетического воспитания
Для развития первичных знаний учитель использует наблюдение, рассматривание картинок, чтение художественной литературы, рассказывание историй, кино и фильмы. Для уточнения, расширения и углубления знаний используются дискуссии, дидактические игры и итоговые наблюдения.
Принципы нравственного и эстетического воспитания:
- принцип ценностной ориентации.
Нравственные и эстетические ориентации — это те, которые имеют значимое значение для жизни человека и занимают центральное место в том, как он определяет свое поведение. Они определяют направленность и характер мировоззрения человека. Этот воспитательный принцип — то, что делает человека человеком, он не сводится к естественному развитию жизни, а включает в себя понятие разума, мышление в идеях, созерцание и эмоциональные акты воли, такие как доброта, любовь и раскаяние; - принцип целенаправленного подхода предполагает многоуровневое участие в нравственно-эстетическом воспитании таких факторов, как: семья, микрорайон, жизнь детского сада, этнокультурная среда, регион проживания с экономическими, социальными, культурными и другими характеристиками общества в целом;
- принцип активности, предполагающий настойчивость и разумную инициативу в преобразовании личностного мировоззрения и ценностных ориентаций дошкольника на благо общества. Принцип активности проявляется в творческой деятельности, в качествах воли;
- принцип сохранения исторической памяти народа, который включает в себя необходимость сохранения в различных формах всевозможной информации о событиях прошлого, времени и месте этих событий и конкретных людях, причастных к ним. Этот принцип подразумевает знание истории, умение бережно относиться к историческим традициям своего народа, хранить их в своей памяти.
Последние исследования показали, что эстетическое воспитание детей не может быть полным без развития их творческих способностей, а этого можно достичь только при целенаправленном и активном руководстве.
Однако сегодня проблема заключается в недостаточном раскрытии творческого потенциала ребенка. В детских садах не всегда проводятся достаточные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Подход часто бывает односторонним, когда учителя сосредотачиваются только на познавательном или нравственном содержании произведения и забывают об эстетическом воздействии художественной литературы на младших школьников. Не случайно детские писатели (Л.А. Кассиль, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский и др.) отмечают необходимость приобщения детей к эстетической сущности литературных произведений, ознакомления их как с их содержанием, так и с их художественными особенностями.
Подводя краткий итог проблеме нравственно-эстетического воспитания, следует отметить, что развитие детского творчества давно волнует ученых — педагогов, психологов, детских писателей, специалистов. Они признают огромное значение детского творчества, особенно в случае с детьми дошкольного возраста. Овладение тонкостями родного языка, совершенствование своих нравственных, интеллектуальных и эстетических начал.
Фольклор как средство эстетического воспитания
Из компонентов национального воспитания наиболее доступными для детей по содержанию, воплощению и эмоциональной насыщенности являются устное народное творчество, народная музыка, народные игры, праздники, ремесла, традиции и обычаи. Народное искусство богато ритмами и повторениями, конкретными образами и красками, доступными для ребенка, что является основой для пробуждения и укрепления детских эмоциональных и позитивных установок. Ценность народного искусства заключается также в том, что оно воздействует на эмоции детей через средства выражения, и это воздействие является естественным и ненасильственным. Поэтому он доступен для детей с разным уровнем развития и доставляет удовольствие и эмоциональный заряд всем детям. Оно привлекает внимание детей, поэтому элементы народного искусства, основанные на композиции, можно использовать для развития у ребенка: эстетического отношения и эстетического ценностного суждения, т.е. воздействуя на сенсорную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Давайте рассмотрим их более подробно.
Народное искусство является основой всех национальных культур и создавалось народом на протяжении всей его долгой истории. Через исполнение фольклора и музыки на различных мероприятиях и досугах восстанавливается эмоциональная и этическая преемственность между взрослыми и детьми.
В фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей творческого акта; все присутствующие являются участниками и творцами. Этот процесс очень важен, поскольку механизм оценки снимается, ребенок раскрепощается, и процесс участия в песне, танце и игре становится осмысленным.
В фольклоре есть танцы, в которых партнеры меняются. Движения и фигуры очень просты и доступны для самых маленьких. Эти танцы обычно имеют игривый сюжет, что делает их еще более легкими для запоминания. Ценность танцев со сменой партнеров заключается также в том, что они помогают повысить самооценку детей, которые чувствуют себя неуверенно в группе детей. Поскольку эти танцы в основном основаны на жестах и движениях, которые выражают дружбу и открытость по отношению друг к другу в повседневной жизни, они вызывают у ребенка положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт в танце и хороводе еще больше способствует развитию добродушных отношений между детьми и тем самым нормализует социальный микроклимат детского коллектива.
Народные инструменты играли важную роль с древних времен. Они развивали у детей (сначала на уровне первичного рефлекса) координацию движений, чувство ритма и позднее интерес к музыкальной деятельности. Входя в мир народной музыки и музыкальных инструментов, ребенок подсознательно ощущает «зов предков». Звуки, тембры и мелодии, характерные для татарской народной музыкальной культуры, насыщают слуховое восприятие ребенка, постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы и оригинальное музыкальное мышление.
Фольклор всех народов чрезвычайно богат и разнообразен. Они представлены эпическими поэмами, сказками, многочисленными малыми жанрами (колыбельные, частушки, юмористические поговорки, прибаутки, считалки, шутки, пословицы и поговорки, загадки).
Исследование значения эстетического воспитания
Детские народные песни, начиная с колыбельных, обычно имеют очень простую музыкальную структуру и, в принципе, как и вся настоящая народная музыка и поэтическое творчество, не требуют музыкального сопровождения. Она может исполняться детьми голосом учителя, музыкального руководителя, мамы, бабушки. Мелодию такой песни легко запомнить и сыграть, что позволяет сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную песню может использовать сам ребенок, копируя действия взрослых и тем самым включая его в систему социальных ролей.
Каждая народная песня позволяет ее исполнителю вносить изменения в зависимости от ситуации. Это основная характеристика народной песни. Вторая характеристика — анонимность и коллективность автора, поскольку каждый исполнитель внес и может внести что-то свое.
Музыканты и ученые (Б. Асафьев, Р. Исхакова-Вамба, Д. Кабалевский, Дж. Остроух, Д. Шарафутдинов и др.) утверждают, что язык песен интернационален. Музыка является универсальным средством общения между народами, она отражает единство народов Земли и помогает сближению наций.
Трудно переоценить воспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют с древних времен и передаются из поколения в поколение. Время изменило историю некоторых национальных игр, придав им новый смысл и отразив современную жизнь. Национальные игры способствуют выработке определенного отношения к окружающим нас вещам, к явлениям общественной жизни («татарская борьба», «скачки»). Поскольку детская игра изначально является отражением реальности окружающего мира, игра, как и все другие виды деятельности, насыщена социальным содержанием. В нем дети искренне и непосредственно выражают свои мысли и чувства — симпатию и дружбу к людям других национальностей. Большое значение имеют певческие игры. Их легко интегрировать в жизнь ребенка, и они дают возможность для совместного творчества. Народные песни и народные игры можно использовать для развития у детей навыков различных видов творческой деятельности. Например, детей можно научить сознательно выбирать и подбирать движения, которые лучше всего подходят к песне.
Народные игры являются частью нашего культурного национального наследия. Игры каждого народа имеют свои особенности, которые зависят от национально-психологических характеристик и культуры народа. По мнению И.И. Альпощего, народные игры — это синкретические явления, в которых соединяются материальное и духовное, труд и ремесло, искусство и игра. Первые исследования по изучению народных игр проводили такие исследователи, как А.В.Бакушинский, Н.Д.Бартрам, Л.Г.Оршанский, Е.А.Покровский, А.П.Усова, Е.А.Флерина.
Многовековой опыт народной педагогики показывает, что первым воспитательным средством была игра. По мнению Е.А.Покровского, игра сама по себе подразумевает цель, действие и удовольствие.
Исследователи народного творчества Е.А.Флерина, П.Н.Сакулина, А.П.Усова, А.А.Грибовская и другие неоднократно выступают по поводу эмоционального мира ребенка, развития его эстетического вкуса и опыта, формирования личности в целом. «Единственный учитель, которого мы можем пожелать ребенку, находящемуся на пике своих творческих сил, — это душа родной земли». (Н.Д.Бартрам). Воспитательная ценность игры заключается в том, что «только в народной игре есть тепло, которое выражается в заботливом, любящем исполнении» (Е. А. Флерина).
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Менеджмент в дошкольной образовательной организации
- История логопедии
- Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
- Спартанская школа воспитания
- Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
- Особенности профессиональной деятельности классного руководителя в современной общеобразовательной школе
- Возможности преподавания экономики в начальной школе
- Педагогические коммуникации
- Самовоспитание
- Основные теории научения