Оглавление:
Предлагаемый метод позволяет заниматься музыкой широкому кругу людей, главное — желание научиться играть. Учитывая тот факт, что подавляющее большинство учащихся (96%) посещают музыкальные и художественные школы с целью стать музыкантом-любителем, акцент в методике интенсивного обучения делается на задачу — возродить такую замечательную традицию, как домашнее музицирование, воспитать хороший музыкальный вкус, расширить кругозор. Опыт показывает, что студенты, обучающиеся по этому методу, играют разнообразный репертуар (классический, джазовый, эстрадный), импровизируют, сочиняют, но самое главное — они любят заниматься музыкой и сохраняют этот интерес на долгие годы.
Что необходимо для любительского музицирования? Прежде всего, нужно уметь легко читать музыку, петь и аккомпанировать, иметь хороший эстетический и интерпретационный вкус, самостоятельно разучивать произведения, подбирать на слух, транспонировать, импровизировать, иметь хорошую музыкальную память и так далее.
Но если говорить о профессиональной деятельности (концертмейстеры, руководители вокальных коллективов, учителя музыки, музыкальные работники дошкольных и школьных учреждений), то степень профессионализма во многом определяется теми же качествами. Без перечисленных навыков и умений вряд ли возможна профессиональная деятельность музыканта, поэтому обучение по данной методике будет полезно и для студентов, стремящихся к профессиональному росту и приобретению специальности.
Старшая возрастная группа требует гораздо меньше времени, чем дети, и зависит от музыкальных способностей, усердия и времени, отведенного на занятия.
Методология интенсивного обучения включает:
- Интенсивные уроки игры на фортепиано;
- Развивать навыки творческого исполнения и импровизации;
- Развивать у студентов навыки самостоятельной работы.
Цели соблюдаются в течение всего периода обучения.
Одновременное обучение различным компонентам искусства игры на фортепиано требует значительного повышения интенсивности работы педагога. Само слово «интенсивность» (от латинского inte sio) означает усилие, труд. В то же время, при такой системе обучения ученики легко обучаются, а уроки вызывают у них все больший интерес. В совместной интенсивной, творческой работе учителя и ученика кроется ключ к успеху в обучении.
В основе любого метода интенсивного обучения лежит принцип «погружения», когда студент сразу получает большой объем информации, которую он приобретает в процессе практической деятельности. Наиболее наглядно это можно увидеть на примере интенсивного обучения иностранным языкам: с первых же уроков студенты вовлекаются в разговор. Грамматические правила не изучаются отдельно, а осваиваются в диалогах, игровых ситуациях. Главное — поставить обучающегося в такие условия, где он должен применить даже минимум знаний и сразу заговорить на языке.
При обучении игре на фортепиано по интенсивной методике практически все необходимые знания, навыки и умения преподаются сразу. Одновременное развитие слуховой тренировки, ритма, чтения нот, игры двумя руками, работы над музыкальными образами, подбора по слуху, транспонирования, импровизации повышает эффективность освоения каждого навыка и обеспечивает целостный, системный подход к обучению.
Каждый последующий уровень обучения характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний, умений и навыков, т.е. происходит спиралевидное развитие всего комплекса составных элементов искусства фортепианной игры.
Метод интенсивного обучения предполагает активизацию всех способностей ученика: он сталкивается с необходимостью немедленно играть на инструменте, формулировать и решать технические и художественные задачи.
Знания не преподносятся в готовом виде, а извлекаются из практической работы над заданиями, из постоянного анализа работы, из ответов учителя на заданные вопросы. Теоретическая информация дается в минимальном объеме. В начале — как помощь в решении насущных проблем обучающегося.
С приобретением и развитием практических навыков спектр теоретических знаний расширяется и выстраивается в стройную систему. То, что с первых занятий обучаемый сначала вместе с преподавателем, а затем самостоятельно ищет пути решения проблем и преодоления трудностей, формирует умение работать самостоятельно и дает возможность для дальнейшего самосовершенствования.
Обычно интенсивные тренинги рассчитаны на взрослых, но по методике Т.И. Смирновой можно заниматься в любом возрасте. Конечно, обучение детей имеет свою специфику, главное — широкое использование игровых форм.
Разрабатывая методику интенсивных тренировок, ее авторы исходили из реалий сегодняшнего темпа жизни — ограниченности времени, которое человек может посвятить своему хобби.
Основы методологии интенсивного обучения
В среднем один час в день отводится на выполнение домашнего задания. Занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут, в основном индивидуально, но также и в группе. Уроки в творческих областях (импровизация и композиция, аккомпанемент, пение и аранжировка, интерпретация и звуковая техника и т.д.) также можно сделать более живыми и интенсивными благодаря участию нескольких одинаково квалифицированных студентов. Совместно готовятся концерты, вечера с музыкальными и литературными композициями.
Уже на первых уроках учащиеся играют на инструменте простые песни и упражнения, знакомятся с клавиатурой, нотацией и ритмической записью. С пятого урока начинается комплексная работа над произведениями, в ходе которой усложняются упражнения на ритм, постановку рук, извлечение тембра, проводится гармонический анализ.
Подготовительные упражнения должны быть на порядок выше изучаемого произведения. Во второй раз, когда ученик играет новое произведение, преподаватель поможет ему сразу же запомнить произведение и поработать над выразительностью произведения. Начиная с урока 6¾8, учащиеся начнут импровизировать на инструменте. На 2-3 занятиях в месяц рассматриваются результаты самостоятельной работы и ставятся новые задачи.
В течение двух месяцев обучения студенты осваивают базовые навыки постановки рук и исполнения различных ритмов, которые они отрабатывают во время исполнения песен, пьес и этюдов. В третьем месяце вводится новая тема — «Песни, звучащие аккордами». Во второй четверти учащиеся начинают играть обеими руками одновременно в одной позиции и читать с листа (#56-67, 1 буклет), те же пьесы играются в транспонирующей тональности до четырех ключей. Затем (после освоения джазовых ритмических упражнений) в репертуар добавляется джазовая музыка.
Предпочтительно развивать технические навыки учащихся на красивой, выразительной музыке, также отрабатывать постановку рук не на простых упражнениях, а на произведениях, принимая за приоритет создание и воплощение художественной идеи. Таким образом, вы добьетесь творческого, образного и эмоционального отношения к работе над техникой исполнения.
Тип и продолжительность упражнений по постановке рук, посадке за фортепиано и координации движений зависят от предыдущей подготовки ученика.
По методике Т.И. Смирновой рекомендуется заниматься танцевальной импровизацией с учениками, не имеющими предыдущей подготовки, под классическую и джазовую музыку. За таким легким и приятным занятием ученик укрепит мышцы, избавится от скованности, разовьет чувство ритма и пластику движений, не только познакомится с новыми музыкальными произведениями, но и прочувствует их «душой и телом».
В самом начале урока важно помнить, что правильная постановка тона зависит от правильной позиции. Свободные движения всех частей руки (пальцев, кисти, локтя, предплечья, плеча) и всего тела могут быть достигнуты только при правильном положении сидя. На каком стуле сидеть за фортепиано? Это не безразлично, так как во многом определяет положение тела исполнителя.
Т.И. Смирнова разработала ряд упражнений, которые помогут вам правильно сидеть за инструментом, держать спину прямо, держать руки и плечи свободными, поддерживать себя на ногах и так далее. Для всех упражнений есть названия, которые можно менять в зависимости от характера, возраста и особенностей ученика.
Эта техника также предлагает несколько общеизвестных упражнений для рук.
Затем, в соответствии с методикой, приступают к более сложным упражнениям, развивающим координацию, цепкость и свободу рук, глубину звука, глубокое легато.
Знакомство с клавиатурой. Время обучения «Donot»
По методике Т.И. Смирновой — лучше начинать изучение клавиатуры, визуально концентрируясь на черных клавишах. Две черные клавиши рядом друг с другом — это окно, три — балкон. Это плоскость, в которой живут семь нот. Нота «D» (Ди) — смотрит в окно, а на балконе стоят «G» и «A» (Джи, А). Ученик играет все ноты «ре» 3-м пальцем, затем 2-е и 3-е «G» и «A» на всей клавиатуре, двигая руками, как радуга. «До» и «Е» находятся рядом с окном (играется третьими пальцами обеих рук, затем 1 и 3, 3 и 5 каждой руки); «Фа» и «Ти» прижаты к балкону (можно играть, включив сирену скорой помощи или пожарной машины и с помощью звука показать настроение во время операции и после операции, а также каков результат помощи).
При ознакомлении вашего ученика с клавиатурой вам необходимо вместе с ним выучить алфавитное обозначение нот. Не думайте, что это непреодолимая трудность. Следует пояснить, что первая клавиша на клавиатуре «А» обозначается буквой А — первой буквой латинского (английского, немецкого) алфавита. Все последующие клавиши соответствуют буквам алфавита: A, B, C, D, E, F, G. Т.И. Смирнова посоветовала сразу объяснить, что буквы обозначают не только ноты, но и построенные на них аккорды. Сначала нужно сыграть трезвучия, а затем их преобразования. Причем ноты должны играться не только в тесном расположении, но и в широком. Ученик должен понимать, что, например, «E» в мажорной октаве, «C» в первой и «G» в третьей — это аккорд в мажорном трезвучии (C).
Т.И. Смирнова утверждает, что, готовясь к решению задачи, нужно думать о том, как это будет работать при решении последующих задач. Только в этом случае можно предположить, что время урока было использовано полностью.
С первого урока, с первого удара по клавиатуре, нужно начинать работать над характером звука.
Ученик должен не только играть, чтобы правильно поставить палец, руку. Необходимо оживить звуки, найти некую игровую форму. Самое главное — указать студенту, что с первого занятия он должен искать в звуках образ, настроение и работать над заданием с этим чувством. Хорошим инструментом в этой области работы являются упражнения, называемые «атональной импровизацией».
Их звукоизвлечение и выразительность исполнения составляют суть и определяют содержание и красоту сочиненной музыки. После исполнения, при освоении произведений, у студента возникает желание, во-первых, определить свой художественный замысел, а во-вторых, проанализировать и обдумать, что для этого нужно сделать, какими должны быть движения рук.
При таком типе обучения студент заинтересован в рекомендациях и советах преподавателя и благодарен ему за помощь. С первых занятий начинается процесс совместного творчества.
В этом заключается радикальное отличие данной методики от широко распространенной практики поэтапного изучения музыки (сначала ноты, аппликатура, отработка безошибочной игры, и только потом — нюансировка, причем не по ментальным установкам ученика, а прописанная в нотах).
Часто в процессе обучения происходит неправильное распределение задач между учителем и учеником: учитель должен объяснять, а ученик — слушать и делать.
Заинтересованность студента в такой договоренности крайне относительна. Мы должны стремиться к проблемно-ориентированному обучению, когда учитель и ученик вместе «делают музыку», решая одновременно технические и содержательные проблемы.
Вы должны играть на инструменте с самого первого урока, еще до того, как начнете работать с нотами. Если начальный период подготовки к игре затягивается и увязает в ничего не значащих упражнениях по постановке рук, изучении теоретических основ, скучном репертуаре, то интерес к занятиям довольно быстро пропадает. И главная задача, по мнению Т.И. Смирновой, — не только сохранить, но и укрепить его, с самого начала дать ученикам возможность ощутить чувство игры на чем-то значимом.
Согласно методическим рекомендациям, урок начинается с метода демонстрации, когда ученик, как говорится, «берет из рук». В классе он играет с педагогической помощью, а дома заучивает, подбирает на слух. Необходимо написать ему советы о том, с какой ноты начинается музыкальное произведение и какие ноты можно брать левой рукой. Как правило, следует писать с буквенным обозначением нот ( A, F, C).
Нахождение «правильной» ноты — это первый шаг в развитии гармонического слуха ученика, в то же время закрепляя в его памяти буквенные обозначения нот и аккордов.
Очень практично работать над выразительностью песни. Обсудите с учеником характер песни и настроение, которое она передает. Настроение и, следовательно, темп, динамика, фактура аккомпанемента одной и той же песни могут быть различными
Таким образом, в увлекательной форме игра будет развивать координацию движений, слуховую и зрительную память, появятся элементарные навыки подбора на слух.
Конечно, еще рано требовать от ученика фразировки, перемен, гибких нюансов, но общее настроение, суть музыки он сможет выразить если не игрой, то хотя бы голосом.
Важно то, что он сам решает, как он хочет исполнить музыку, то есть это будет его художественная идея, его творческая интерпретация.
Одновременно (в течение 1 месяца) вы можете изучать нотацию на том же нотном материале и учиться играть по нотам. Партия левой руки (ее предлагает учитель) может быть усложненной или упрощенной, в зависимости от способностей ученика. Он указан в нотах как один из вариантов.
О ритме, ритме и внутренней ритмической пульсации
Активная работа над развитием метрико-ритмического чувства ученика также начинается с первых нескольких уроков. На уроке 3¾4 вы должны показать ученику ритмическую запись и начать выполнять с ним ряд упражнений. Цель этих упражнений и всей последующей работы — развить чувство внутренней ритмической пульсации, ввести сложные ритмические фигуры и подготовить студента к исполнению современных и джазовых произведений. Специально для этого необходимо отказаться от принятого громкого счета «раз и, два и», поскольку такое представление ассоциирует учеников с подсчетом количества нот в мере, а не с ощущением длительности их звучания, что мешает развитию внутреннего чувства ритмической пульсации. А джазовую музыку, в которой используется такой вид счета, практически невозможно играть.
Согласно методике Т.И. Смирновой, тему «ритм» следует начинать с объяснения того, что музыка — это временное искусство. Картиной можно любоваться сколь угодно долго, а музыка подвластна времени. Затем вы можете поговорить с учеником на тему — темп и пульс музыки. И только после этого приступайте к записи.
Предлагается отработать ритмические рисунки в следующем порядке:
- берется небольшой блок и отрабатывается до автоматизма (левая рука отбивает пульс, правая — ритм и наоборот). Вы можете брать блоки любого размера, включая 5/4 и 9/4. Потому что пока нет баров, нет и размеров. Но студент учится свободно переходить от такта к такту и готовится к исполнению произведений, которые встретятся ему чуть позже, особенно в джазовой музыке.
- блоки используются для создания длинных и разнообразных диаграмм.
Вы можете написать блоки на карточках и попросить учеников выложить их в разных комбинациях и самостоятельно сбить их.
После выполнения простых ритмических упражнений можно также дать общую схему длительностей:
Эту схему можно показать не на обычном примере с яблоком, а на длинной полоске бумаги. Необходимо нарисовать целый тон, а затем одновременно выполнить тройное действие: провести карандашом по полоске бумаги, нарисовать тон голосом и отстучать пульс ногой. Затем нужно разделить бумажную полоску пополам — получатся два более коротких тона, и так далее. Но тройное действие должно выполняться постоянно, чтобы ученик почувствовал, что музыка — это искусство во времени. Если работа идет медленно, первая полоска бумаги становится очень длинной, а все последующие — вдвое короче предыдущих. Если произведение исполняется в быстром темпе, то первая полоска маленькая, а все остальные еще короче.
По мнению Т.И. Смирновой — трудно изучать схему длительностей на примере яблока или любого другого предмета, не сопровождая его тройным действием (голос, пульс, движение руки), так как трудно объяснить, почему, например, нельзя тянуть четвертак так долго, как это удобно.
После этого приема, объясняя схему, необходимо закрепить временное, метрическое, зрительное и слуховое восприятие записи. Обязательно нужно объяснить и показать ученику, что при записи нот расстояние между ними зависит от их длительности.
Затем вы можете познакомить детей с более сложными ритмическими фигурами. Например, набирая тройку, необходимо ставить ударения, чтобы ученики лучше чувствовали тройку и двойку, потому что счет произносится одинаково. Далее можно смело давать синкопированные ритмы и паузы.
Согласно этой технике, короткие блоки следует объединять в длинные цепочки, чтобы «сломать» автоматизм и активизировать внимание, столь необходимое при чтении с листа. Пульс следует считать ногой, ритм — левой и правой рукой.
Сложные ритмические рисунки следует давать с пульсом, простые с ритмической линией — без пульса и без счета. Слоговая поддержка должна постепенно отменяться. В простых схемах, но с двумя ритмическими линиями лучше считать левой ногой.
Постепенно вы должны перестать отстукивать ногой, используйте его только тогда, когда синкопированные ритмы в произведениях будут в двух руках одновременно.
Ритмические упражнения должны быть регулярным домашним заданием.
Размер, бары и ритм должны быть объяснены ученику на первых уроках, хотя эти теоретические знания на данном этапе работы еще рановато, ведь мы не используем привычную считалку «раз и, два и». Но когда вы увидите это в нотации, студент обязательно спросит, что это значит, для чего это написано. Методика Т.И. Смирновой предлагает оригинальные формы объяснения, которые помогут использовать полученные знания в практической работе при разучивании произведений (особенно джазовых).
Работа над ритмическим рисунком должна проводиться параллельно с исполнением песен и произведений. Их ритм намного легче, чем ритмические упражнения, и не вызывает затруднений. Когда вы выучите пьесы и песни, предложите играть и петь их, то с названием ритма, то с названием нот, то со словами песен. Если у произведения нет слов, но оно подходит для пения, вы должны придумать их вместе с учеником или предложить сочинить слова дома. По возможности следует поощрять студента к творческому подходу.
Переходя к более сложным ритмическим схемам, следует пояснить, что слоги, которые мы используем, не обязательно фиксированы на определенной длительности. Все это относительно, это не правило, а лишь помощь в работе с ритмом.
Сначала нужно считать, используя поддержку слогового ритма (система «та, ти»). Позже эта потребность отпадет. Студент будет считать только трудные части, а при разучивании джазовых произведений в ритмически сложных местах будет использоваться только отстукивание ногой. Цель — развить прямую связь между ритмической нотацией и внутренним ощущением метра, что также облегчит студенту чтение с листа.
Графическое восприятие нотной грамоты
Если вы проанализируете свое восприятие музыкального текста, то обнаружите, что воспринимаете его «графически», то есть не высчитываете, какая нота на какой линейке, не вглядываетесь в каждую ноту, а видите принцип, по которому выстроено движение: гамма, арпеджио, интервалы, аккорды и так далее. Вы не видите каждую ноту аккорда, но вы видите расположение нот, и ваши пальцы выстраивают их самостоятельно. Поскольку вы воспринимаете не отдельную ноту, а общий рисунок, вы можете уловить всю меру до текста песни. Эта беглость приходит с годами. Многие выпускники музыкальных школ так и не овладевают им.
Опыт показывает, что можно научить всех без исключения простому чтению с листа нот. По мнению Т.И. Смирновой, с первого урока ученика необходимо научить видеть не одну ноту, а картину, состоящую из группы нот, видеть перед собой нотный текст, анализировать его, то есть «видеть его графически».
Что значит «видеть графически»? Необходимо добиться прямой связи: вижу звук — нажимаю клавишу, не вспоминая, как этот звук называется; научить видеть общую закономерность движения звуков в их взаимосвязи (можно провести аналогию с изучением иностранного языка: кто видит предмет, сразу называет его, а не произносит русское название «про себя», тот свободно им владеет).
Этот результат достигается следующим образом. С первого урока ученики знакомятся с написанием нот сразу на десяти линейках и первой дополнительной, соединительной, на которой написано «С» первой октавы (с использованием скрипичного и басового ключей.
Научить графическому восприятию нотной грамоты помогут некоторые упражнения, приведенные в методических рекомендациях к интенсивному курсу фортепиано Т.И. Смирновой.
Убедившись, что ученик знает клавиатуру и может легко сыграть все ноты подряд с названием клавиш, поставьте новую задачу: Играйте цифры и скандируйте их с названием нот, основываясь на знании клавиатуры.
Во втором уроке вы должны записать два ряда нот: первый ряд — ноты на линейках, второй ряд — ноты между линейками.
В уроке 4-6 вы можете начать знакомиться с пьесами на двух струнах в скрипичном и басовом ключах. Теперь пришло время рассказать о них подробно и заодно научиться их писать.
Объем домашнего задания должен быть большим, потому что задача не выучить песни наизусть, а зрительно читать, и наша задача не выучить хорошо 1-2 песни, а сыграть как можно больше нот.
Согласно этому методу, задания следует постепенно усложнять. Использование отрывков из различных произведений, этюдов, любого материала, который может служить упражнением для закрепления «графического» восприятия нот, поможет научить анализу нотного текста с этой позиции. Новый теоретический материал следует объяснять постепенно и только тогда, когда без него невозможно обойтись. Например, названия октав могут быть представлены ученику, если эти знания понадобятся ему в практической работе. Теоретические знания, которые не применяются на практике, не очень понятны и быстро забываются.
После того, как ученик хорошо освоит игру мелодических линий («одиночные бусины»), нужно усложнить задачу.
Дальнейший курс зависит от личного прогресса каждого отдельного студента.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Методика преподавания английского языка
- Теория и методика развития речи
- Основные направления коррекционно-воспитательной работы в специальном дошкольном учреждении
- Нарушения поведения ребенка в семье
- Новая форма методической работы с педагогами ДОУ: деловая игра
- Современные модели организации обучения. Виды обучения, их характеристика
- Причины возникновения детской запущенности и методы преодоления трудновоспитуемости младших школьников
- Отечественная педагогика. Идеи П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского
- Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях
- Аксиология в педагогике