Оглавление:
Несколько лет назад мои друзья пригласили меня на большой концерт очень популярной рок-группы из Америки. Не то чтобы мне нравился этот стиль музыки, но я все равно хотел посмотреть американское шоу.
Стадион был полон, больше, чем он имел право быть, и люди с нетерпением ждали начала.
Концерт начался. Люди постепенно превратились в толпу единомышленников, но вот парадокс: всего через час «единомышленники» были готовы затоптать друг друга, поскольку преследовали только одну цель: подобраться как можно ближе к сцене. К концу шоу даже специальные подразделения полиции не смогли сдержать безумную толпу.
Мне показалось, что этот стадион «пережил» нечто похожее на Куликовскую битву. Люди едва не затаптывали друг друга до смерти.
Концерт был окончен. Несколько человек были доставлены в реанимацию на машине скорой помощи, некоторым помощь была оказана на месте, многие ушли домой с царапинами, синяками и ссадинами, потеряв часы, кошельки и другие необходимые вещи, которые они взяли с собой. Это было ужасное зрелище.
Несколько дней спустя, когда я спрашивал людей, побывавших на концерте, большинство из них восхищались грандиозностью шоу и исполнителями, забывая о синяках на руках. Почти все они сказали, что обязательно пойдут на следующий подобный концерт.
Что это? Цепная реакция? Отсутствие страха совершать безумные поступки, потому что нас так много? Эмоции? Адреналин?
В то время я не мог дать объяснение всему этому, теперь же я с воодушевлением изучаю это явление, которому дали название «Психология толпы».
Психология толпы
По мнению С.К. Рощина, которое он излагает в 11-м томе «Психологического журнала» за 1990 год, наше общество в период перестройки сделало для себя много открытий. Одна из них заключается в том, что демократизация политической жизни — это не только большое благословение, но и большая ответственность. Звучит странно, но оказывается, что жизнь при тоталитарном режиме была «проще», потому что все, что от нас требовалось, — это «следовать плану» и «выполнять обязательства», жить «от сих до сих» и делать то, что нам говорили. Демократизация приносит не только права и свободы, но и более сложные требования к гражданину, чем раньше. Прежде всего, речь идет об освоении норм политической культуры, определяющих участие граждан в политических процессах во всем их многообразии. Хотя демократия — это власть народа, она все же является властью народа; и вся власть осуществляется через нормативное регулирование. Настоящая демократия осуществляет это регулирование в интересах народа.
Все нормы принимаются обществом в процессе социализации своих граждан. Как оказалось, социализация в условиях тоталитарного режима не способствовала усвоению норм демократического общества. В результате Россия оказалась очень плохо подготовленной к той свободе, к которой она так стремилась. Эта неготовность проявилась во всем: от пассивного отношения к своим новым политическим и гражданским правам до не очень высокого уровня законодательной активности и дебатов в наших высших органах власти. Но острым и опасным проявлением политической незрелости является феномен «Толпы» в его различных формах. После Гражданской войны нам почти не приходилось сталкиваться с этим явлением, а в тех редких случаях, когда подобное все же происходило (включая вполне организованные, но не санкционированные властями демонстрации), меры принимались железной рукой, без задней мысли и, конечно, без огласки. Поэтому в ходе демократизации существующие структуры власти и правопорядка растерялись перед лицом феномена толпы и других массовых явлений и не приняли мер, либо приняли меры слишком поздно или не теми средствами. По тем же причинам советская психологическая наука оказалась неподготовленной к анализу указанных явлений и не смогла дать своевременных практических рекомендаций. Западные теории массовой психологии и результаты исследований этого феномена также были проигнорированы.
Но главное событие состоялось. Весть о том, что эта дисциплина узаконена в таком «авторитетном органе», как Международный отдел ЦК КПСС, быстро распространилась по стране и стала толчком к лавинообразному образованию соответствующих отделов в научно-исследовательских институтах и кафедр с аналогичными названиями в вузах и партийных школах.
Специфика Института общественных наук определила тематику работы кафедры. Студенты, столкнувшись в своих странах с изощренными методами манипулирования массовым поведением и политическими установками, должны были знать и освоить эти методы. В результате был подготовлен полный курс, в котором рассматривались механизмы и закономерности поведения толпы, заражение и распространение слухов, а также эффективные приемы управления соответствующими процессами и проведения политических кампаний.
С начала 1990-х годов курс «Психология спонтанного поведения толпы» (отдельно или как часть общего курса политической психологии) изучается на факультете психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в Московском государственном лингвистическом университете и в ряде других учебных заведений.
Профессиональный интерес специалистов в области социологии и психологии к поведению толпы появился в XIX в. Кроме того, психология толпы стала одной из основ зарождающейся в то время социальной психологии. С тех пор идеи основателей этого направления переосмысливаются их последователями, часто критикуются, а также могут принимать извращенные формы, такие как идеология фашизма.
Тем не менее, важность изучения этой темы со временем не уменьшилась. Напротив, окружающая действительность на конкретных примерах доказывает, что современные психологи должны постоянно возвращаться к работам философов, социологов и психологов.
Например, Гюстав Лебон, бесспорный основатель социальной психологии. Его работа «Психология толпы» стала основой для изучения поведения людей в толпе. Большие усилия в этом направлении приложили Айн Рэнд и В.М. Бехтерев как создатели объективной философии и психологии.
Проницательный мыслитель Г. Спенсер предположил, что в толпе выявляется простая арифметическая сумма или среднее арифметическое характеров собравшихся. Толпа обладает универсальным способом включения людей в себя, а именно: присвоение каждым сознания своей силы в силу множественности собравшихся. Г. Лебон относит это явление к типу гипнотических феноменов и связывает этот процесс с существованием бессознательной сферы индивидуальной психики.
Прежде всего, необходимо уточнить, что подразумевается под термином «толпа».
Здесь мы можем определить традиционные различия между интерпретациями феномена толпы с политической точки зрения, а также с психологической.
С политической точки зрения, как в России, так и за рубежом, толпа определяется как любое массовое проявление протеста, не санкционированное властями.
С психологической точки зрения, принимая во внимание выражение Гюстава Лебона, толпа — это изначально неорганизованное или слабо организованное собрание людей, не имеющих или потерявших общую осознанную цель и, как правило, находящихся в состоянии эмоционального возбуждения.
Или возьмем, к примеру, определение толпы в свободной энциклопедии Википедия:
Толпа — это большое собрание людей. Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организованности. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы обычно находятся в схожем эмоциональном состоянии. Толпа описывается рядом параметров и характеристик, таких как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом изучения социальной психологии. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих и для себя. Толпы играют важную роль в истории.
Термин «толпа» в социальной психологии
Из учебника социальной психологии Р.И. Мокшанцева и А.В. Мокшанцевой видно, что социальная жизнь людей принимает самые разные формы. Некоторые из них являются повседневными и привычными. Но есть и такие, в которых развитие своей воли, желаний и потребностей сильно ограничено прямым или косвенным влиянием других людей.
Люди и индивид, даже не испытывая психологического давления со стороны других, а лишь воспринимая давление этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Конечно, непослушание тоже возможно, но человек обычно объясняет его себе рационально. Без этого объяснения «неподчинение» неизбежно вызывает внутреннее смятение в человеке.
Идея толпы обычно возникает из личного опыта людей. Практически каждый либо стоял в толпе, либо наблюдал за их поведением со стороны. Иногда человек поддается человеческому любопытству и присоединяется к группе, чтобы поразмышлять или обсудить какое-либо событие. По мере увеличения числа людей, заряженных общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в неорганизованное сборище или толпу.
Толпа — это неструктурированное собрание людей, не имеющее четко выраженной цели, но связанное сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Термин «толпа» вошел в социальную психологию во время мощного революционного подъема масс в девятнадцатом веке. — Начало двадцатого века. В то время психологи понимали под толпой прежде всего слабо организованные протесты рабочих против эксплуататоров.
Очень живописное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на лист, поднятый вихрем и разлетающийся в разные стороны, а затем падающий на землю».
Когда люди собираются в группы, возмущенные каким-либо вопросом, вероятность спонтанного поведения значительно возрастает. Последние могут быть направлены на выражение чувств, которые испытывают люди, или на изменение ситуации с помощью действий. Очень часто объектом такого спонтанного поведения является толпа.
Толпой можно назвать такие формы поведения, как:
- Общественность, понимаемая как большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно в ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
- Общительное сообщество, внешне неорганизованное, действующее в высшей степени эмоционально и единодушно группа лиц, образующих большую аморфную группу и не имеющих прямых контактов друг с другом, но объединенных более или менее общими постоянными интересами. Это массовое заблуждение, массовая истерия, массовая миграция и массовый псевдопатриотизм.
Как правило, в толпе большую роль играют бессознательные процессы. На основе эмоционального возбуждения спонтанные действия возникают в связи с какими-то драматическими событиями, затрагивающими важнейшие ценности людей, например, в борьбе за свои интересы и права.
Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических характеристик являются круговая реакция, то есть нарастающий взаимно направленный эмоциональный «заряд», а также слухи.
Основные этапы формирования толпы
Формирование толпы редко выходит за рамки причинно-следственных связей социальных явлений, восприятие которых не всегда спонтанно. Несмотря на то, что одной из существенных характеристик толпы часто является случайный состав ее компонентов, формирование толпы часто начинается с ядра, представленного зачинщиками.
Первоначальное ядро толпы может сформироваться под влиянием ясного мышления и иметь конкретные цели. Но позже ядро растет лавинообразно и спонтанно. Толпа расширяется и включает в себя людей, которые раньше казались не имеющими ничего общего друг с другом. Спонтанно толпа образуется в результате события, которое привлекает внимание людей и вызывает у них любопытство (точнее, сначала любопытство). Возбужденный событием, человек, который присоединяется к уже собравшейся толпе, готов потерять часть своего обычного самообладания и получить захватывающую информацию от интересующего его объекта. Запускается круговая реакция, заставляющая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности посредством психического взаимодействия.
Круговая реакция представляет собой первый этап формирования и функционирования толпы.
На втором этапе начинается «круговой процесс», когда эмоции еще больше усиливаются и возникает готовность действовать в соответствии с информацией, полученной от присутствующих. Внутреннее смятение из-за продолжающейся круговой реакции усиливается. Возбуждение также нарастает. Люди становятся предрасположенными не только к сотрудничеству, но и к немедленным действиям.
Процесс кругового движения подготавливает третий этап формирования толпы. На этой стадии возникает новый общий объект внимания, на котором сосредоточены импульсы, чувства и идеи людей. Если изначально общим объектом интереса было захватывающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, возникающий в процессе круговерти в разговорах участников толпы. Это изображение — результат «творчества» самих участников. Появление такого воображаемого объекта становится фактором, который сплачивает толпу в единое целое.
Активизация отдельных людей в единое целое
Последним шагом в формировании толпы является активация индивидов посредством дополнительной стимуляции возбуждения, соответствующего воображаемому объекту. Чаще всего такое стимулирование происходит в результате руководства лидера. Это возбуждает толпу к определенным действиям, часто агрессивным. Обычно в толпе есть отдельные зачинщики, которые инициируют активные действия и скрытно направляют поведение толпы. Это могут быть политически и психически незрелые и экстремистски настроенные люди.
Ядро толпы или подстрекатели — это субъекты, которые формируют толпу и используют ее разрушительную энергию в своих целях.
Участники толпы чаще всего не являются зачинщиками, но они находятся в сфере влияния толпы и активно участвуют в ее действиях. Особую опасность представляют агрессивные личности, которые присоединяются к толпе только ради возможности разрядить свои невротические, часто садистские наклонности.
Среди участников толпы есть и добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за неправильного восприятия ситуации; ими движет, например, неправильно понятый принцип справедливости.
Обычные граждане присоединяются к толпе. Они не очень активны. Их привлекают излишества как захватывающее зрелище, которое вносит разнообразие в их скучное, унылое существование.
В толпе очень впечатлительные люди, которые поддаются общему заразительному настроению. Они без сопротивления отдаются во власть спонтанных явлений.
Среди зрителей есть и любопытные люди, которые наблюдают со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, но их присутствие усиливает массовый характер и усиливает влияние элементов толпы на поведение ее участников.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психология дошкольного возраста
- Феномен «бисексуальность» в психологической науке
- Страхи у детей дошкольного возраста
- Психологические факты
- Психологические особенности информации
- Действие
- Социальные и медицинские меры принуждения в отношении лиц с психическими расстройствами
- Психолого-криминологический анализ убийств, совершенных с особой жестокостью
- Арт-терапия как средство коррекции тревожности у подростков — История развития арт-терапии
- Виды психических процессов: ощущение