Оглавление:
Карен Хорни (правильное произношение — [Хорней]), урожденная Даниэльсен, родилась 16 сентября 1885 года в рыбацкой деревушке Бланкенезе близ Гамбурга, Германия. Ее отец, Берндт Вакельс Даниэльсен, норвежец, принявший немецкое гражданство, был капитаном судна, курсировавшего между Гамбургом и Северной Америкой. Его отец был авторитарным и глубоко религиозным человеком. У него было четверо детей от предыдущего брака. Их мать, Клотильда Мари ван Ронзелен, была на 18 лет моложе своего мужа.
Карен Хорни была вторым ребенком, и ее воспитывал старший брат Берндт, с которым у нее была глубокая связь. Юная Карен получила образование в церковной школе, но вместо религиозности и послушания это воспитание породило неприятие религии и склонность к атеизму. Детство Карен было омрачено ее отношениями с отцом, который больше заботился о ее брате, и к девяти годам у нее сформировались своеобразные взгляды на жизнь и амбиции. К двенадцати годам Карен решила, что хочет заниматься медициной. Она решила для себя, что если она не может быть милой и красивой, то ей следует направить свои силы на интеллектуальное развитие (хотя окружающие считали ее вполне симпатичной). В детстве она страстно влюбилась в своего брата, который, в свою очередь, отверг ее порывы. Это был первый раз, когда юная Карен впала в депрессию — психическое заболевание, которое преследовало ее всю последующую жизнь.
В 1904 году мать Хорни разошлась с отцом и забрала детей с собой. Официально они не были разведены. В 1906 году она поступила в медицинскую школу при Фрайбургском университете, что было необычно для того времени, поскольку медицинское образование для женщин только недавно стало возможным в Германии. Ее отец был категорически против этого, но мать поддержала Карен в ее начинании. Позже Хорни, будучи студенткой, перевелась в Геттингенский университет, а перед окончанием учебы — в Берлинский университет.
Во время учебы Карен Хорни познакомилась с Оскаром Хорни, студентом юридического факультета, и вышла за него замуж в 1909 году, впоследствии в семье родились три дочери (Бриджит, Марианна, Рената). В это время Хорни проходила личный психоанализ у Ганса Сакса, соратника Зигмунда Фрейда. Хорни начала свое обучение анализу у Карла Абрахама, у которого она получила квалификацию обучающего аналитика. В 1911 году умерла ее мать. В 1915 году Карен Хорни получила диплом врача в Берлинском университете.
С 1919 года она начала свою собственную аналитическую практику. В 1920 году Хорни стала одним из основателей Берлинского психоаналитического института. К этому времени ее отношения с мужем ухудшились — контора мужа, Оскара, обанкротилась, а разлад усугубился из-за его болезни, которая сделала его озлобленным и угрюмым. В 1923 году брат Хорни умер от болезни. Все эти факторы способствовали ухудшению ее психического состояния. В 1926 году она с тремя дочерьми ушла от мужа. В 1932 году Карен Хорни эмигрировала в США, где по приглашению Франца Александера работала помощником директора Чикагского института психоанализа.
В 1934 году Хорни переехала в Нью-Йорк, где работала в Нью-Йоркском институте психоанализа. После публикации книги «Невротическая личность нашего времени» (1937) Карен Хорни была вынуждена покинуть институт из-за разногласий — среди коллег по институту, последователей классического фрейдистского психоанализа, книга вызвала сильную негативную реакцию. В эти годы Хорни общалась с известными деятелями психологии, такими как Эрих Фромм, Гарри Стэк Салливан, с первым у нее были близкие отношения.
В последние годы жизни Хорни обратилась к изучению религии под влиянием своего друга, философа религии Пауля Тилиха, а также буддиста Дайдзэцу Судзуки, которого она посетила в Японии в 1951 году и посвятила месяц углубленному изучению теории дзен.
Ортодоксальный психоанализ Хорни
Карен Хорни разделяла основные постулаты психоанализа о решающей роли бессознательного и противопоставлении природного и социального. Как уже упоминалось, подобно Фрейду, она придавала большое значение детскому опыту и переживаниям. Тем не менее, Карен Хорни подчеркивала важность влияния социальной среды на формирование личности.
Эта социокультурная ориентация Хорни вызвала споры среди фрейдистов. Хорни выступала против анатомической обусловленности женской психологии, Эдипова комплекса и неизбежной последовательности развития стадий либидо. В отличие от фрейдистского биологизма, Хорни подчеркивала важность культурного фона и социальных отношений. Хорни была одной из первых, кто признал важность общих социокультурных условий в развитии личности и ее неврозов.
В своей психоаналитической практике Хорни сохранила многое из техники Фрейда, с ее рационализмом и дистанцией между врачом и пациентом. Различия, существующие между взглядами Фрейда и Хорни, носят более философский характер.
Например, Фрейд делал акцент на негативных аспектах человеческой природы, мало обращая внимания на моральные и интеллектуальные аспекты. Человеком движет не стремление к самосовершенствованию, а желание получить удовольствие. Интеллектуальный и моральный прогресс определяется функционированием инстинктов, адаптацией к окружающей среде и давлением социальных норм, а сфера творчества и морали является лишь сублимацией импульсов человеческой природы.
Фрейд определил человеческую природу как эгоистическую и агрессивную, а доброта служит лишь сдерживающим фактором этой агрессивности. Хорни выступает против такого отношения и признает искреннюю доброту и щедрость естественными, равно как и естественность эгоизма и агрессивности.
Фрейд видел причины взрослых неврозов в установках, сформировавшихся в детстве. Он считал, что после пятилетнего возраста в человеке не может развиться ничего принципиально нового. Все последующие страхи лишь воспроизводят первый, возникший когда-то в детстве.
Хорни критиковала сосредоточенность Фрейда на инфантильном и патологическом и отвергала универсальность Эдипова комплекса, сексуальную теорию невроза, представления о женской неполноценности и продолжающийся конфликт между природой и культурой.
Хорни инициировала обновление психоанализа в контексте новых научных знаний. Открытия в области этнографии, социологии и истории привели к выводу, что существует множественность и разнообразие культур, в то время как человеческая природа остается единой для всех культур.
Таким образом, черты личности, коллективные психологические черты и типы неврозов зависят в первую очередь от культуры, ее ценностей и противоречий. В свете последних событий Хорни небезосновательно полагала, что учение Фрейда несколько устарело, механистично и де-сенсибилизировано.
Фрейд предостерегал от ценностных суждений в психоанализе, от моральных оценок. Хорни придерживалась другой точки зрения: психолог — не машина, не физик, работающий с бездушной материей, поэтому моральные суждения неизбежны.
Хорни верила в способность человека к саморазвитию, к овладению своими силами, верила в доброту и бескорыстие человека. Негативные качества развиваются у людей из-за неблагоприятной социально-экономической среды, в определенном типе общества.
Таким образом, отход Хорни от ортодоксального фрейдизма был обусловлен острой необходимостью в обновлении этой доктрины в то время.
Невротическая личность нашего времени
Таким образом, Хорни говорила, что она лишь пытается исправить некоторые неадекватности его теории. Но ее желание расширить границы базового психоанализа фактически привело ее к пересмотру некоторых положений теории Фрейда. Хорни пришла к выводу, что общество, социальная среда оказывает доминирующее влияние на развитие личности человека. Она доказала, что развитие предопределено не только врожденными инстинктами, что человек может меняться и развиваться на протяжении всей своей жизни. Эта возможность опровергает фатальную обреченность невроза, о которой говорил Фрейд, и дает надежду на полное выздоровление даже у невротизированных людей.
Предпосылкой Хорни было то, что в структуре личности существует преобладающее бессознательное чувство тревоги, которое Хорни назвал чувством корневой тревоги. Хорни писала, что он связан с «нынешним чувством одиночества и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире». Таким образом, ее теория сохраняет не только идею Фрейда о важности бессознательного, но и его идею о противостоянии внешнего мира и личности.
Хорни считала, что причинами развития тревожности могут быть отчуждение родителей, чрезмерная опека, деспотичная личность, враждебное окружение и дискриминация или, наоборот, слишком сильное восхищение ребенком. Хорни выделяет два типа тревоги: физиологическую и психологическую. Физиологическая тревога связана с желанием ребенка удовлетворить свои непосредственные потребности — поесть, попить, утешиться. Такое беспокойство ребенок испытывает постоянно в первые недели своего существования. Однако со временем, по мере того как мать и другие люди заботятся о нем и удовлетворяют его потребности, эта тревога исчезает. С другой стороны, если его потребности не удовлетворяются, тревога растет и формирует фон для общей невротизации личности. Преодоление психологической тревоги — более сложный процесс, поскольку он связан с развитием адекватного «Я-образа». Введение понятия «самовосприятие» — одно из самых важных открытий Хорни. По ее словам, этот образ состоит из двух частей — знания о себе и отношения к себе. Обычно адекватность «Я-образа» связана с его когнитивной частью, то есть со знаниями человека о себе, которые должны отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько «репрезентаций Я» — реальное Я, идеальное Я и Я в глазах других, — что эти три «репрезентации Я» в идеале должны совпадать друг с другом: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозу. Если идеальное Я отличается от реального, человек не может хорошо относиться к себе, а это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряжение, тревогу, неуверенность, то есть является основой невротизма. Невроз также приводит к тому, что настоящее «я» перестает быть истинным в глазах других. И в этом случае не имеет значения, думают ли другие о человеке лучше или хуже, чем он сам о себе думает. Следовательно, как пренебрежение, негативное отношение к ребенку, так и чрезмерное восхищение им приводят к тревоге, поскольку в обоих случаях восприятие окружающих не соответствует реальному «Я» ребенка.
Избавление от страхов
Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, о которой писал Фрейд. Хорни также пересматривает эту позицию. Фрейд считал, что психологические защиты помогают разрешить внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности, ид и суперэго. По мнению Хорни, психологическая защита существует не для того, чтобы разрешить конфликт между обществом и индивидом, поскольку ее задача — примирить представление индивида о себе и представление о других, то есть два «образа Я». Хорни выделяет три основных типа защит, основанных на удовлетворении определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти защиты находятся в гармонии друг с другом, то у аномального индивида одна из них начинает доминировать, что приводит к развитию того или иного невротического комплекса.
Человек находит защиту, либо стремясь к людям (уступчивый тип) или против людей (агрессивный тип), либо стремясь уйти от людей (элиминированный тип).
При усиленном развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соответствия другим, надеясь, что они не заметят (или сделают вид, что не заметили) неадекватность его «Я» в ответ на его конформистскую позицию. Я».
Выработка защиты в виде ухода, стремления отдалиться от людей позволяет игнорировать мнение окружающих и остаться наедине со своим «Я-образом». Не надеясь построить теплые отношения с другими людьми, этот человек пытается быть независимым от других. Боясь критики, он старается казаться отстраненным, хотя в глубине души он неуверен в себе и напряжен. Все это приводит к полному одиночеству, изоляции, которая сильно переживается и может также привести к неврозу.
Попытки преодолеть страхи путем навязывания своего «образа себя» другим также безуспешны. Знаки внимания, уважения и подчинения со стороны других людей кажутся таким людям все более недостаточными; им требуется все больше власти и доминирования в их беспокойстве.
Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять себя и выработать более адекватный образ самого себя. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.
Сама Карен Хорни писала о своей книге, что в ней она попыталась дать более полное и точное описание невротического страдальца, описать конфликты, которые на самом деле движут им, переживания и многочисленные трудности, которые он испытывает в общении с другими людьми, а также по отношению к самому себе. Здесь не обсуждается конкретный тип или типы невроза, но акцент делается на описании структуры характера, которая повторяется в той или иной форме почти у всех людей, страдающих неврозом. Особое внимание уделяется настоящим конфликтам невротика и попыткам их разрешить, а также его настоящим страхам и выстроенным против них защитам, а не прошлым. Следует отметить, что Хорни пишет достаточно ясно и понятно, что позволяет неподготовленному читателю проникнуться ее идеями.
Книга состоит из введения и пятнадцати глав, в которых она излагает свои мысли о природе невроза и влиянии культуры как основного источника невроза.
Во введении Карен Хорни рассказывает о том, почему она написала эту книгу и о различиях между взглядами ортодоксальных психоаналитиков и ее собственными взглядами. Она делает это, сравнивая их с центральными учениями Фрейда, тем самым подчеркивая свой взгляд на социальную ориентацию психоанализа.
Развитие психологических теорий
В работах Карен Хорни особое внимание уделялось социальным и культурным факторам в развитии невроза, подчеркивалось, что аспекты адаптации играют более важную роль в невротическом поведении, чем лежащие в его основе влечения. Она была одной из первых, кто попытался перевести психоанализ из чисто биологической плоскости в социальную.
Кроме того, именно Карен Хорни начала требовать, чтобы личность рассматривалась в контексте ее реальных жизненных обстоятельств, а не как теоретическая абстракция.
Она также считала, что психотерапия помогает человеку понять себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты и невроза существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.
В некоторых источниках Карен Хорни называют первым представителем того, что сегодня известно как гуманистический психоанализ. Ее концепция оказала большое влияние на теорию Абрахама Маслоу. Гуманистические аналитики считают, что эти две теории дополняют друг друга, они взаимодополняемы, и взятые вместе они дают более полную картину человеческого поведения, чем каждая из них в отдельности.
Можно сказать, что Карен Хорни стояла не только у истоков неофрейдизма, но и у истоков гуманистического психоанализа.
По мнению Хорни, неврозы возникают из-за противоречий в отношениях людей, которые создают у индивида чувство «корневой тревоги» (беспокойство, неуверенность, страх). Большую роль в развитии неврастенической личности играют отношения с родителями в детстве, поскольку ребенок изначально беспомощен, зависим от взрослых, и его «корневая тревога» при неправильном воспитании (издевательства, недостаток любви) приводит к стойким чертам невротического характера (неуверенность в себе, враждебно-боязливое отношение к миру). Отношения с родителями в детстве — тема, которая всегда была актуальна в психологии.
Кроме того, наша культура вызывает огромную тревогу у людей, которые в ней живут. Противоречия, заложенные в культуре, — это те же конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить внутри себя. Именно поэтому книга остается популярной не только среди профессионалов, но и среди людей, не имеющих никакого отношения к психологическим или психотерапевтическим профессиям.
В одной из своих книг Хорни делает довольно лаконичный вывод: «В то время как нормальный человек способен преодолевать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты обостряются до такой степени, что удовлетворительное решение становится невозможным. Представляется, что невротиком может быть человек, который пережил культурно обусловленные трудности в обостренной форме, преломляя их в первую очередь через сферу детских переживаний, и поэтому кажется неспособным их разрешить или разрешить ценой большого ущерба для своей личности. Его можно назвать пасынком нашей культуры.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Влияние условий семейного воспитания на возникновение комплекса неуверенности у детей с нарушением слуха
- Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности
- Виды эмоций
- Управленческое консультирование как направление деятельности психолога ОВД
- Профилактика тревожности у дошкольников
- Психика и высшая нервная деятельность
- Влияние ролевого поведения на взаимодействие супругов в конфликтной ситуации — Понятие семейной роли в отечественной и зарубежной психологии
- Джордж Александр Келли, американский психолог
- Период раннего детства и ведущая деятельность
- Память