Оглавление:
Прощение — одно из самых сложных и многогранных явлений, изучением которого занимались мыслители разных времен: Эпиктет, М. Монтень, Ф. де Ларошфуко, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Л. Толстой, И. Ильин, В. Янкевич. В работах психологов мы находим понимание прощения как личностного смысла, исцеления, принятия другого, нравственного поступка, как активного преодоления негативной ориентации на обидчика и развития позитивной ориентации на него.
Однако феномен прощения недостаточно изучен в науке, а его психологическая природа до конца не разработана. Анализ теоретических работ Чукова, Гриценко, позволил выявить ряд объективно существующих противоречий, определяющих актуальность исследования феномена прощения:
- Между смыслом и важностью прощения в процессе человеческого общения и недостаточной изученностью содержательной и процессуальной сторон этого явления;
- Между необходимостью раскрытия психологических механизмов процесса прощения и отсутствием социально-психологических исследований прощения как важнейшего феномена межличностного общения;
- Между требованиями практики и недостаточным количеством научно-практических технологий выражения и поиска прощения.
В процессе общения важен принцип обратной связи, понимание состояния партнера по общению и самопонимание. Следовательно, представляется возможным изучать не только прощающую сторону, но и сторону, ищущую прощения. Для обоих участников процесс прощения подразумевает «проникновение» во внутренний мир другого и, в этом контексте, изменение отношения, чувств и позиции.
Опираясь на интерсубъективный подход и результаты исследований Т.П. Скрипкиной в рамках психологии доверия, мы выделили содержательно-динамические характеристики прощения как самостоятельного социально-психологического феномена. Этими характеристиками являются мера, избирательность и пристрастность (по аналогии с феноменом доверия).
Условия, на которых предоставляется прощение
Мера прощения подразумевает, что прощение может быть полным или частичным: полное прощение является безусловным, а частичное прощение дается при определенных условиях. Мера прощения дается обиженному человеку в первую очередь на основании моральной оценки поступка. Условия, на которых предоставляется прощение, формируются либо на основе моральных мотивов самого субъекта прощения, либо на основе каких-то собственных удобств и преимуществ, либо под влиянием общественного мнения. Выявляя это качество прощения, мы способны раскрыть проявление таких феноменов интерсубъективного общения, как понимание партнера, его внутреннего мира, способность встать на точку зрения другого, эмпатия, сострадание и сопереживание.
Другая характеристика прощения — пристрастность — проявляется в том, что для одного и того же объекта прощения существует ряд поступков, которые могут быть прощены тем или иным образом при определенных обстоятельствах, и ряд поступков, которые не могут быть прощены ни при каких обстоятельствах. Пристрастность может иллюстрировать феномен понимания не только внутреннего мира другого, но и самопонимания: человеку легче простить те поступки, за которые ему самому когда-то пришлось искать прощения.
Такая характеристика прощения, как избирательность, может определяться отношением к самому обидчику и зависит от возраста, пола, социального статуса, психологической дистанции объекта прощения и так далее. Эта характеристика определяется отношениями с позитивно значимым человеком, а также феноменом межличностной идентификации.
Независимые характеристики прощения
Выделенные в теоретическом анализе независимые характеристики прощения не являются отдельными и изолированными, а находятся в тесном единстве друг с другом в реальной жизни. Такое понимание прощения и его основных содержательно-динамических характеристик легло в основу эмпирического исследования.
Изучая меру прощения, мы стремимся выяснить условия, при которых человек с наибольшей вероятностью будет дарить и добиваться прощения. Для простоты изложения мы разделим эти условия на две группы: внешние и внутренние.
К внутренним условиям относятся те, которые вырабатываются при рассмотрении моральных мотивов самого субъекта прощения. Например, обиженный человек решает простить обидчика, потому что признает, что каждый может совершить ошибку. Или обидчик просит прощения у того, кого он обидел, потому что он осознал свою вину и раскаялся.
Внешние условия предполагают, что субъект руководствуется в первую очередь общественным мнением, собственным комфортом. Допустим, прощающий прощает потому, что не хочет, чтобы его осуждали другие, или потому, что не хочет нарушать свой душевный покой. Такие условия также можно назвать утилитарными.
Избирательность прощения изучалась по частоте прощения обидчика в зависимости от возраста, пола, статуса и психологической близости.
Мера прощения
Если придерживаться классификации условий, описанной в теоретической части, то можно увидеть, что в прощении респонденты ориентируются в первую очередь на внутренние условия, связанные с моральными мотивами, ориентацией на второго субъекта прощения. Возможно, условия «Мои моральные принципы в общении с людьми требуют этого» и «Я не хочу, чтобы меня мучили угрызения совести» являются слишком общими, без какой-либо конкретики, присутствующей в других условиях. Последние два утверждения относятся к внешним условиям. Таким образом, большинство респондентов выбирают такие условия, которые отражают моральные мотивы и ориентацию на второго субъекта прощения — обидчика.
Утверждение, которое обусловлено условиями, разработанными в терминах моральных мотивов: человек осознает свою вину и поэтому просит прощения. Другое внутреннее условие, которое в основном направлено на вторую тему прощения, занимает четвертое место в этой таблице. На втором и третьем месте находятся условия, относящиеся к внешним обстоятельствам: Человек ищет прощения, потому что хочет восстановить прошлые отношения и обрести мир для себя. Последние два утверждения также являются внешними (утилитарными) условиями, и средние баллы ниже 3 указывают на то, что они наименее значимы для того, чтобы преступник получил прощение от жертвы.
Например, наиболее распространенным завершением предложения «Чаще всего мы прощаем, когда…» «Когда человек признает свою вину и просит прощения», в то время как для обидчика это «Когда я признаю свою вину перед этим человеком». Как мы видим, ключевым моментом здесь является чувство вины обидчика — в этом случае чаще всего ищут и получают прощение. Однако следует отметить, что для обиженного человека также очень важно попросить прощения у обидчика, что может служить для обиженного человека показателем того, что обидчик признал и раскаялся в своей вине. Другими словами, обидчик не прощает только на основании собственного предположения/понимания того, что обидчик виновен, или по другим признакам, но важно, чтобы обидчик устно признал свою вину.
Что касается других , то встречаются и такие, как «Если я осознаю, что сам не прав, то каждый имеет право быть неправым» и «Если преступник осознает свою вину и обеспокоен». Можно сказать, что для обиженного важно не только осознание обидчиком своей вины и наличие просьбы о прощении, но и то, какие чувства испытывает обиженный, переживает ли он. Тот факт, что обиженный человек часто прощает из-за предположения, что он может обидеться и попасть в такую ситуацию, показывает механизм идентификации: обиженный человек способен поставить себя на место обидчика и понять его переживания.
Если мы вернемся к реакции обидчика, то обнаружим, что он часто просит прощения, потому что для него важно сохранить прежние отношения с тем, кого он обидел. В то же время, оскорбленный человек имеет наименьшее согласие на такой ответ. Можно предположить, что восстановление отношений является своего рода следствием, когда прощение даровано. Изначально обиженный человек ориентируется на поведение обидчика, узнает ли он и осознает ли свою вину, просит ли прощения. Таким образом, важно, чтобы обиженный человек простил, и не обязательно, чтобы прощение привело к восстановлению отношений (это не является приоритетом).
Условия прощения из-за того, что окружающие могут осудить. Из этого можно сделать вывод, что участники процесса прощения реже всего ориентируются на мнение других людей, так как осознание вины для них гораздо важнее.
В результате эмпирического исследования степени прощения как меры ценностного отношения взаимодействующих субъектов были определены условия, при которых дается и испрашивается прощение. Она ориентирована на осознание обидчиком своей вины и его переживания, просьбу о прощении; осознание собственной вины; предположение, что каждый может совершить ошибку, что обидчик может обидеться, не осознавая своей неправоты. В целом, состояние сознания вины правонарушителя является центральным вопросом как при выражении, так и при получении прощения.
Беспристрастность прощения
Можно предположить, что вышеперечисленные ситуации более популярны в общении, чем предательство, насилие и т.д., и что те респонденты, которые оценивали свою способность прощать в подобных случаях, уже были в похожих ситуациях и были вынуждены искать прощения. Следовательно, они смогли увидеть ситуацию чужими глазами, потому что сами ситуации были им близки.
Сравнительный анализ оценок ситуаций, в которых прощение может или не может быть даровано, показал, что мужчины и женщины схожи в оценках большинства ситуаций, за исключением четырех ситуаций. Мужчины чаще, чем женщины, прощают не только супружеское насилие, но и психологическое и физическое родительское насилие. Данный факт может свидетельствовать о том, что для мужчин насилие в принципе более приемлемо, чем для женщин, что может быть связано с тем, что в обыденном сознании мужчин существуют традиционные представления о патриархальных отношениях между супругами, между родителями и детьми, которые допускают насилие главы семьи, как правило, мужчины, по отношению к членам семьи.
Это может говорить о том, что многие люди старшего поколения, имеющие или имевшие семью, примеряют подобные ситуации на свои собственные семейные отношения, на конкретного человека, а не на абстрактную модель семьи и предполагаемого супруга (как в случае с молодым поколением, у которого еще нет своей семьи). Это предположение подтверждается анализом других данных, в которых мы обнаружили различия в принятии супружеской измены в зависимости от семейного положения респондентов. Таким образом, респонденты, состоящие в браке, в большей степени готовы простить измену, чем те, кто не состоит в браке.
Также была обнаружена связь между возрастом и такой ситуацией, как невозврат долгов. Чем старше человек, тем более непростительным для него является неоплаченный долг. Возможно, такая ситуация связана с тем, что люди старшего поколения выросли в стране, где была относительная финансовая стабильность (работа, регулярные выплаты заработной платы), в отличие от молодого поколения, которое росло и воспитывалось в более неспокойные времена. Кроме того, в силу своего воспитания старшее поколение было приучено к определенной потребительской этике, которая подразумевала сдержанность в финансовых тратах. Все это способствовало тому, что люди редко брали в долг, а если и брали, то вовремя возвращали взятое. Таким образом, для старшего поколения невозврат долгов, вероятно, был более серьезным и аморальным проступком, чем для молодых людей, принадлежащих к другому поколению.
Избирательность прощения
Обидчики были условно разделены на категории по возрасту, полу, социальному статусу и психологической близости.
Прощают чаще всего детей и молодежь и реже пожилых людей и людей пенсионного возраста. Такое частое прощение детей и подростков может свидетельствовать о первоначальном снисходительном отношении к этой возрастной группе в обществе. Менее частое прощение пожилых и старых людей по сравнению с детьми, подростками и юношами может свидетельствовать о том, что пожилые люди воспринимаются как мудрые, опытные и всезнающие, и поэтому их ошибки менее простительны, чем ошибки молодого поколения.
Согласно данным о влиянии гендерного фактора, женщины чаще прощают, чем мужчины. Скорее всего, это связано с тем, что женщины традиционно воспринимаются в общем сознании как более слабые, чем мужчины, поэтому некоторые проступки могут быть для них простительны. В то же время мужчины символизируют силу, поэтому к ним и их поведению предъявляются иные требования.
Респонденты чаще прощают людей с одинаковым социальным статусом, чем тех, чей статус выше или ниже. Это может быть связано с тем, что человеку легче идентифицировать себя с человеком того же статуса, сопереживать ему и, следовательно, прощать. Объекты с высоким статусом имеют меньше шансов быть прощенными. Вполне вероятно, что требования к таким людям выше, а цена их ошибки может быть высокой, и, следовательно, такая ошибка менее простительна в глазах тех, кто ниже по социальному статусу.
В зависимости от степени психологической близости, респонденты склонны чаще прощать родственников и близких людей, а незнакомых — реже.
Что касается объекта прощения, то мужчины и женщины схожи в оценке многих объектов прощения, но есть и некоторые различия. Например, было установлено, что женщины в целом более склонны к прощению. Они чаще, чем мужчины, прощают молодых людей и людей среднего возраста, мужчин , людей того же статуса, что и они , и значимых других.
То же самое можно сказать и о выборе в пользу пожилых и старых людей. Во-первых, чем старше возраст, тем легче человеку идентифицировать себя с теми, кто принадлежит к старшему поколению. Во-вторых, возможно, что пожилые люди уже имеют опыт разрешения конфликтных ситуаций в повседневной жизни со своими родителями и другими пожилыми родственниками. В-третьих, пожилой человек, как правило, становится более терпимым и мудрым благодаря накопленному жизненному опыту.
Чем старше возраст, тем чаще респонденты прощают людей с более низким статусом, чем их собственный, что может быть связано с тем, что статус пожилых респондентов в среднем выше. Несколько других корреляций показывают, что чем старше респондент, тем чаще он прощает не только близких людей, но и чужих и незнакомых. Влияние возрастного фактора на способность прощать незнакомых и малознакомых людей может свидетельствовать о том, что пожилые люди не только более терпимы к близким людям.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Асоциальное поведение детей — Понятие ассоциального поведения, факторы и причины, способствующие его формированию
- Личностные особенности сотрудников системы МЧС
- Групповая динамика и её влияние на личные отношения в коллективе
- Виды стресса в психологии
- Концепция Л. С. Выготского
- Детский психолог
- Моисей Матвеевич Рубинштейн, советский психолог
- Классификация современных теорий личности
- Элькин Давид Генрихович, советский психолог
- Социальная психологическая реабилитация