Оглавление:
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) родился в Цюрихе, Швейцария, в семье врачей. Его воспитание проходило под сильным влиянием матери и преданной крестьянской прислуги. Песталоцци хорошо знаком с бедственным положением крестьян и уже в юном возрасте испытывает к ним глубокую симпатию.
Песталоцци сначала учился в начальной школе, затем в латинской гимназии и в гуманитарном колледже на филологическом и философском факультетах, где на новаторские демократические идеи оказали влияние французские просветители.
Песталоцци хорошо знал труды французского Просвещения и прочитал «Эмиля» Руссо в возрасте семнадцати лет. Эта книга, а также «Общественный договор» произвели на молодого человека большое впечатление и укрепили его в намерении бескорыстно служить людям.
Молодежь Цюриха организовала кружок под названием «Гельветическое общество у кожевников» (его собрания проходили в доме кожевника). Члены общества, называвшие себя «патриотами», обсуждали проблемы морали, образования и политики и осуждали чиновников, которые вредили крестьянам. В 1767 году кружок был закрыт городскими властями, а молодой Песталоцци был арестован в числе других членов. Не закончив колледж, он решил следовать своей заветной мечте ради улучшения жизни людей. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На заемные деньги он купил небольшое поместье, которое назвал «Нойхоф» и на котором хотел создать показательную ферму, чтобы показать фермерам из окрестностей, как вести хозяйство с пользой для дела. Песталоцци был непрактичным и неопытным фермером, который вскоре разорился.
В 1774 году он открыл «богадельню» в Нойхофе, где собирал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По замыслу Песталоцци, приют должен был финансироваться за счет средств, заработанных самими детьми. Дети работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Песталоцци сам обучал детей чтению, письму, арифметике и занимался с ними, а ремесленники учили их прядению и ткачеству. Поэтому Песталоцци пытался совместить обучение детей с производительным трудом в своем учреждении.
Песталоцци писал, что он хотел использовать «значительную часть доходов фабричной промышленности от человеческого труда для настоящих учебных заведений, которые должны полностью соответствовать потребностям человечества…». Предприятие Песталоцци, начатое, но не поддержанное политически влиятельными людьми и средствами, однако, прогорело за короткое время. Компенсировать труд детей можно было только за счет чрезмерной физической нагрузки на детский дом, в котором они жили и работали, но как гуманист и демократ Песталоцци не мог и не хотел эксплуатировать своих детей. Он рассматривал труд детей прежде всего как средство развития их физических сил, умственных и нравственных способностей и стремился не к узким профессиональным способностям, а к разносторонней профессиональной подготовке.
В этом заключается самая важная образовательная ценность опыта Песталоцци в Нойхофе. Не имея финансовых средств для продолжения эксперимента, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. Но разочарования не отвратили его от призвания помогать людям.
Педагогическая деятельность Песталоцци
В последующие 18 лет Песталоцци посвящает свою литературную деятельность решению всегда одного и того же актуального вопроса, как улучшить экономическое положение крестьян, как облегчить их жизнь и как улучшить моральное и духовное положение рабочих. Он публикует социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни путем разумных методов обработки земли и правильного воспитания детей.
Имя Песталоцци становится очень известным. В 1792 году Национальное собрание революционной Франции присвоило Песталоцци почетное звание гражданина Франции в числе восемнадцати иностранцев, прославившихся как борцы за свободу.
В 1798 году в Швейцарии произошла буржуазная революция и была основана Гельветическая (Швейцарская) республика. Когда в Станце вспыхнуло контрреволюционное крестьянское восстание, спровоцированное дворянством и католическим духовенством, и после его подавления осталось много беспризорных детей, новое правительство поручило Песталоцци создать для них учреждение. В здании бывшего монастыря Песталоцци открыл приют для беспризорных детей, куда были приняты 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Состояние детей было ужасающим как физически, так и психически.
Песталоцци пытался сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом.
В письме другу о своем пребывании в Станце он позже написал: «С утра до вечера я был один среди них….. Моя рука была в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, а моя улыбка сопровождала их улыбки. У меня не было ничего: ни дома, ни друзей, ни слуг, только она. Отцовская забота Песталоцци сочеталась с неограниченной привязанностью и любовью к детям в доме; это способствовало успеху их воспитания.
Из-за войны здание учреждения понадобилось для лазарета, и учреждение пришлось закрыть. Песталоцци начинает свою экспериментальную работу в школах Бургдорфа в 1799 году. Ему удалось доказать, что его метод обучения детей чтению и арифметике имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения, и власти разрешили ему применять свой метод в более широких масштабах.
В Бургдорфе под руководством Песталоцци была открыта средняя школа с интернатом и педагогическим кабинетом. В начале 20 века были опубликованы его работы «Как Гертруда учит своих детей», «Das Mutterbuch oder Handbuch für Mütter, wie sie ihre Kinder beobachten und sprechen lehren können», «ABC der Anschauung oder graphischer Unterricht über das Messen» и «Graphischer Unterricht über Zahlen», в которых описывались новые методы начального обучения.
В 1805 году Песталоцци перевез свой институт во французскую часть Швейцарии, в Ивердон (нем. Ифертен), и построил в предоставленном в его распоряжение замке большой институт (гимназию и педагогический колледж), который вскоре приобрел международную известность. В этом институте учились ученые, писатели, политики. Многие дети аристократов и богатой буржуазии учились там и готовились к поступлению в университеты или к карьере на государственной службе.
Песталоцци был очень недоволен тем, что его учение и труды использовались не народными массами, а дворянами и богачами. Разочарованный Песталоцци в 1825 году вернулся в свой новый дом Нойхоф, где за полвека до этого он начал свою деятельность в качестве социального педагога. Здесь он уже в возрасте восьмидесяти лет написал свое последнее произведение «Шваненгезанг» (1826). Песталоцци умер в 1827 году, так и не поняв, почему он не смог улучшить тяжелые социальные и материальные условия своих коллег после того, как посвятил им весь свой талант и энергию.
Социально-педагогические и философские взгляды Песталоцци
Мировоззрение Песталоцци было демократическим, но исторически ограниченным. Песталоцци мечтал о возрождении своего народа, но наивно верил в возможность изменить жизнь трудового народа с помощью образования. Он не понимал, что социальное и правовое неравенство людей в его нынешнем обществе вытекает из существующих социальных условий, он видел источник страданий людей не в экономических условиях, а в недостатке образования.
Песталоцци был убежден, что образование и воспитание должны приносить пользу всем людям, он рассматривал школу как один из важнейших рычагов социального преобразования общества. По его мнению, решение насущных социальных проблем, радикальные социальные изменения могут быть достигнуты только при условии пробуждения и укрепления истинных человеческих сил каждого человека. Это может произойти только в процессе образования.
По мнению Песталоцци, важнейшим средством воспитания и развития человека является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, и нравственность. У работающего человека формируется убеждение в огромном значении труда в жизни общества, он является главной силой, связывающей людей в крепкое сообщество.
Песталоцци развивал идею саморазвития врожденных способностей каждого человека, идею о том, что каждая человеческая способность стремится выйти из безжизненного состояния и стать развитой силой. «Глаз хочет видеть, ухо — слышать, нога — ходить, а рука — хватать. Сердце также хочет верить и любить. Ум хочет думать.
Песталоцци считал, что это стремление к физической и умственной активности является врожденным желанием творца и что образование должно помочь ему осуществить его.
Центром всего воспитания является формирование нравственности человека; «деятельная любовь к человеку» — вот что должно продвигать человека в нравственном отношении. Эта «деятельная любовь к людям» также обусловлена «естественной религией». Песталоцци негативно относился к официальной религии и ее служителям. «Ты обманщик, — говорит он священнику, — с тех пор как существует мир, ты злоупотребляешь верой в Бога, чтобы склонить людей к глупому идолопоклонству». Вы размахиваете знаменами убийства, как будто это знамена любви».
Познание, утверждал Песталоцци, начинается с чувственного восприятия и проходит через обработку идей, которые присутствуют в человеческом разуме как творческие силы, но для раскрытия и воплощения которых требуется материал, полученный от органов чувств.
Мировоззрение Песталоцци в целом идеалистическое, но оно носило прогрессивный характер, так как было пронизано гуманизмом, демократическими устремлениями и содержало некоторые материалистические положения и диалектические позиции.
Цель и характер образования. Теория начального образования
Согласно Песталоцци, целью образования является развитие всех природных сил и способностей человека, причем это развитие должно быть всесторонним и гармоничным.
Влияние образования на ребенка должно быть в гармонии с его природой. Педагог не должен подавлять естественное развитие молодого человека, как это было в школе, но должен направлять это развитие по правильным путям и устранять препятствия и влияния, которые могут затормозить или отвлечь его.
Песталоцци понимает основной принцип воспитания как соответствие природе. Однако целенаправленное образование абсолютно необходимо для каждого человека, потому что если человек предоставлен самому себе, если он развивается спонтанно, он не может развивать все свои способности так гармонично, как это требуется от него как от члена общества.
Песталоцци не идеализировал детскую природу, как Руссо. Он считал, что «усилия природы по развитию человеческих способностей постепенно избавляют человека от его чувственно-животных качеств, если только это допустить». Чтобы помочь детям развить все человеческие способности, необходимо правильно поставить воспитание.
Взаимосвязь, которая должна существовать между образованием и развитием ребенка, выражена Песталоцци в следующем образе: Воспитание строит свое здание (формирует человека) на большой крепкой скале (природе) и достигнет своих целей, если всегда будет оставаться на ней.
Исходя из этого, Песталоцци пытался разработать новые методы воспитания, которые помогли бы развить способности человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, по его словам, должно начинаться с первого дня его рождения: «Час рождения — это первый час его воспитания. Поэтому истинная педагогика должна вооружить мать правильной методикой воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы каждая мать, даже простая крестьянка, могла овладеть ею. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно быть продолжено в школе.
Песталоцци назвал антипсихологическими школы своего времени, в которых детей, безжалостно оторванных от общения с природой, надолго бросали в холодный и мертвый мир букв и потока иностранных слов. Вместо того чтобы развиваться, ребенок отставал в развитии в этой среде, лишенный своих детских потребностей и стремлений.
По мнению Песталоцци, все многообразные способности молодого человека должны развиваться естественно: любовь к людям — на основе поведения самих детей, полного доброты, а не через постоянные толкования того, что такое любовь к людям, почему нужно любить людей. Разум развивается в процессе выработки собственных мыслей, а не путем усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, его подготовка к труду, также происходит на основе простейшего проявления телесной силы, которая начинает действовать в человеке под влиянием необходимости жизни и его внутренней потребности.
Процесс развития всех человеческих сил и способностей начинается с простейших и постепенно поднимается ко все более сложным. Образование также должно идти по этому пути. Силы и способности, заложенные в каждом ребенке от рождения, необходимо развивать, упражняя их в порядке, соответствующем естественному порядку, вечным и неизменным законам развития человека.
Ядром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс обучения должен начинаться с простейших предметов и постепенно переходить ко все более сложным.
Теория начального образования Песталоцци включает в себя физическое, трудовое, нравственное и духовное воспитание. Все эти аспекты образования должны осуществляться в сотрудничестве, чтобы обеспечить гармоничное развитие человека.
Спорт и профессиональное обучение
Целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и укрепление всех физических сил и способностей, а в основе физического воспитания детей лежало естественное стремление ребенка двигаться, играть, быть неугомонным, стараться за все ухватиться, всегда быть активным.
Песталоцци рассматривал физическое воспитание как первое значимое влияние взрослых на развитие детей. Мать, которая кормит ребенка и организует уход за ним, уже на этом этапе должна быть озабочена физическим развитием ребенка.
Дети должны тренировать и развивать свою физическую силу, выполняя простейшие движения, которые ребенок делает в повседневной жизни, когда ходит, ест, пьет, поднимает что-то. Система таких последовательно выполняемых упражнений будет не только развивать ребенка физически, но и готовить его к труду, формировать его трудовые навыки. Песталоцци отводил важное место в физическом воспитании военным упражнениям, играм, тренировкам. В институте в Ифертене эти военные занятия сочетались со спортивными играми, походами и экскурсиями в Швейцарию. Физическое воспитание проходило в тесной связи с нравственным и трудовым воспитанием.
Как уже упоминалось, Песталоцци сделал одно из самых важных заявлений в своей образовательной практике и теории, в которой образование сочетается с трудом. В школе дети проводят весь день за прядильным и ткацким станками, у школы есть участок земли, и каждый ребенок возделывает свои грядки и ухаживает за животными. Дети учатся обрабатывать лен и шерсть, знакомятся с лучшими фермами в деревне и домашними производствами. Учитель воспитывает детей и обучает их чтению, письму, арифметике и другим важным навыкам как во время работы, так и в свободное время. Песталоцци подчеркивал важность трудового воспитания в формировании человека. Он старался «согреть сердце и развить ум детей».
Хотя это воспитание не было органичным сочетанием образования и труда, тем не менее, сила Песталоцци основана на широком воспитательном значении труда для детей. Он отметил, что «труд учит презирать слова, оторванные от работы», помогает развивать такие качества, как правильность, правдивость, способствует правильным отношениям между детьми и взрослыми, а также между самими детьми. Правильно организованный физический труд детей способствует развитию их ума и моральных сил.
У Песталоцци возникла идея разработать специальный «букварь навыков», который содержал бы физические упражнения простейшего вида трудовой деятельности: удары ногами, переноска, метание, толкание, махание руками, борьба и т.д. Освоив такой букварь, ребенок сможет всесторонне развивать свои физические силы, одновременно овладевая основными трудовыми навыками, необходимыми для любой конкретной профессиональной деятельности. Песталоцци пытался подготовить рабочих детей к их будущей работе «в промышленности», на промышленных предприятиях.
Песталоцци считал, что главной задачей образования является формирование гармонично развитого человека, который в будущем сможет принимать полезное участие в жизни общества. Нравственность закладывается в ребенке постоянной практикой в делах, которые приносят пользу другим. Простейшим элементом нравственного воспитания, по мнению Песталоцци, является любовь ребенка к матери, которая возникает в результате удовлетворения ежедневных потребностей детского организма. Основы нравственного поведения ребенка закладываются в семье. Его любовь к матери постепенно переходит на других членов семьи. Дом отца, — восклицает Песталоцци, — вы — школа нравственности».
Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно происходить в школе, где отношения учителя с детьми основаны на его отеческой любви к ним.
В школе социальные связи ребенка значительно расширяются, и задача учителя — организовать их на основе активной любви ученика ко всем, с кем ему приходится вступать в близкие отношения. Его социальные отношения, которые становятся все более и более обширными, должны привести его к осознанию себя частью общества и распространению своей любви на всех людей.
Песталоцци предпочитал «живое чувство каждой добродетели разговорам о ней». Он настаивал на том, чтобы нравственное поведение детей формировалось не нравоучениями, а развитием нравственных чувств и воспитанием нравственных наклонностей. Он также считал важным обучать детей нравственным поступкам, которые требуют самоконтроля и настойчивости и формируют их волю.
Нравственное воспитание тесно связано у Песталоцци с религиозным воспитанием. Песталоцци критикует ритуальную религию, но говорит о естественной религии, которую он понимает как развитие высоких моральных ценностей в человеке.
Отношение Песталоцци к морали и религии свидетельствует о его идеалистической идеологии и социально-буржуазной узости мышления. Требуя от педагогов любви и гуманности, он не думает о том, чтобы воспитывать в детях протест против социальной несправедливости, против поборников зла, угнетателей народа.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Организация индивидуальной воспитательной работы
- Воспитание и школа в странах западной Европы в эпоху раннего средневековья
- Технология педагогической деятельности при работе с подростками
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
- Отражение идеи развивающего обучения у различных авторов
- Системы школьного образования в Северной Америке
- Основные функции процесса обучения
- Личность в современной педагогической науке
- Нарушения эмотивной лексики у дошкольников с тнр и пути их коррекции
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)