Оглавление:
Исторический прогресс мировой культуры оценивается по уровню нравственных отношений в обществе и расширению нравственного пространства в обществе. Нравственность как социальный институт развития позволяет обществу решать основные задачи образовательного процесса. Нравственное воспитание, осуществляемое через систему образования, можно рассматривать как системообразующий элемент в развитии молодого поколения, а нравственное воспитание является его естественным компонентом.
Анализируя вопросы нравственного развития, необходимо обратить особое внимание на жизнь общества, моральные ценности и установки, циркулирующие в нем. «Мораль отражает реальные человеческие отношения, которые преломляются в человеческих конфликтах, которые всегда оцениваются прежде всего с моральной точки зрения».
Мораль сегодня принято понимать как набор объединяющих принципов и стандартов поведения человека. Мораль регулирует поведение, желания и чувства человека в соответствии с моральными принципами, тесно связанными с его личным мировоззрением. Мораль основана на метафизическом религиозном абсолюте. Нравственность рассматривается как внутренняя духовная основа человека, основанная на ценностях добра и справедливости, долга и чести, в соответствии с которыми человек строит свои отношения с собой и другими.
Анализируя нормы морали, можно сделать вывод, что она в основном регулирует внешние действия людей и может быть представлена как система правил взаимодействия в обществе. Известно, что практически все нормы, направленные на внешнее регулирование поведения людей, имеют отношение к морали как универсальному фактору.
Любая норма морали относится к взаимодействию человека с обществом. Бывает, что желания личности противоречат интересам общества, не совпадают с ними, возникает моральный конфликт. Обычно человек присваивает нормы поведения из окружающей действительности и затем использует их в своей жизни и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Мораль порой жестко детерминирована жизненным опытом поколений и представляет собой своеобразный набор поведенческих моделей, определяющих нравственные принципы жизни человека в обществе, которые воспринимаются им как личное благо.
Нравственный человек — это морально ориентированная личность, которая готова отвечать за свои поступки и нести моральную ответственность за выбранное поведение; нравственный человек стремится к высокой моральной самооценке, постоянно готов к самореализации и постоянно самосовершенствуется.
Этика как часть философской науки посвящена изучению нравственной сферы жизни человека и общества, она включает в себя огромный исторический опыт развития нравственных идей многих поколений, специфику этических правил, являющихся частью любой системы воспитания.
Духовная культура имеет устойчивую связь с институтом образования, с процессом воспитания, направленным на культивирование определенной ценностной позиции, установки, универсального гуманизирующего принципа, обогащающего жизнь общества нравственными началами. Духовная культура — это исторически сложившийся набор поведенческих сценариев, направленных на развитие нравственной сферы личности, передачу ценного опыта духовного отношения к себе, к окружающим людям, к природе, к миру, в котором живешь.
Общечеловеческие ценности можно описать как совокупность принципов, идеалов, моральных норм, прав и свобод, которые имеют первостепенное значение в жизни человека, независимо от его социального статуса, национальности, религии, образования, возраста, пола и т.д.. Универсальные человеческие ценности полностью воплощают родовое содержание личности. Обычно универсальным ценностям противостоят ценности класса, статуса, касты, которые противостоят универсальному подходу. Универсальные ценности очевидны и понятны каждому. Они объединяют людей на основе общей осмысленности выраженных ими интересов и потребностей, ориентированы на их отношения друг с другом и обществом.
Моральные чувства имеют огромное значение для понимания этической сферы человека. Когда человек тем или иным образом нарушает определенные моральные правила, его охватывают определенные чувства. Моральная сфера наполнена такими понятиями, как справедливость, свобода, право, честь и многими другими. Все моральные понятия имеют неустойчивый, оценочный характер, который интуитивно воспринимается каждым человеком индивидуально. «В условиях духовного роста человека важно, чтобы он знал о нравственных понятиях, умел строить свою жизнь в соответствии с моральными нормами и, более того, имел желание и стремление следовать высоким духовным стандартам.»
Предметом этики и этического развития является универсальное понятие морали как сущностной основы жизни и деятельности общества. В основе этической культуры лежит понятие морали, которое относится больше к личностной составляющей человека. В этой связи следует отметить, что духовная культура является значимой частью культуры любого человека, так как обеспечивает понимание и построение поведения человека, определяет систему его духовных устремлений и нравственных установок.
Моральные нормы направлены на регулирование поведения человека. Они определяют вектор повседневного человеческого взаимодействия, который направляет человека как сознательного агента действия на позитивное поведение, связанное с сотрудничеством и альтруизмом, что значительно ограничивает проявления негативных сторон человеческой жизни, освобождая от лжи, грубости, страха и других подобных проявлений.
Для того чтобы человек испытал ощущение счастья, он должен стремиться к развитию своих творческих способностей, богатству духовной жизни, полному пониманию собственного предназначения, призвания. В нравственном воспитании важно не только сформировать понятие о моральных ценностях, но и привить твердое стремление к желанию действовать в рамках морали. Выдающийся педагог советского периода истории нашей страны А.С. Макаренко обратил внимание на то, что: «… Мы всегда имеем дело с отношением, поскольку именно отношение является объектом нашей педагогической работы, но мы всегда имеем дело с двойным объектом — с личностью и с обществом. Исключить личность, изолировать ее, вывести из отношений — абсолютно невозможно…».
Понятие «моральная ценность»: сущность, виды
Моральные установки четко характеризуют отношение человека к обществу, к своему делу и к самому себе. Этическая сфера определяет жизнь каждого человека. Именно поэтому проблема нравственного воспитания в истории цивилизации привлекала внимание многих педагогов. Я.А. Коменский был убежден, что главным результатом педагогики является открытие объективных законов воспитательного процесса. Великий педагог пытался создать педагогическую систему, которая вела бы ученика по пути познания на путь добра и общественной пользы. Такие произведения Коменского, как «Великая дидактика» и «Вселенский совет», проникнуты верой в доброту человеческой личности.
Другой выдающийся педагог, В. А. Сухомлинский, также уделял внимание нравственному формированию молодежи. В своих трудах он часто отмечал, что молодой человек проводит много времени, взаимодействуя с другими людьми; в школе и дома он постоянно ищет тесного общения с окружающими его людьми, и чем больше он общается, тем быстрее растет и развивается. К аналогичным выводам приходит и В.А. Сухомлинский. Он отмечал, что «всеобщее этическое поведение сливается во внутреннее убеждение только при условии, что познавательная нравственная деятельность ученика становится общественно полезной деятельностью только тогда, когда нравственное отношение к окружающим его людям начинает проявляться через позитивное действие.»
Вопросы нравственного развития всегда остаются актуальными, в жизни каждого человека нравственность остается фокусом развития практически во все годы. Воспитание, как наука и искусство, направлено на то, чтобы каждый человек, на которого направлено воспитательное воздействие, нравственно рос вместе с обществом, в котором он живет.
Самым важным вопросом образования остается проблема «нравственного воспитания», для которой существует множество различных подходов, интерпретаций и определений. В словаре педагогических понятий нравственное воспитание имеет следующее определение: «процесс формирования и развития нравственных установок, черт характера, навыков и умений, полезного опыта поведения». Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение нравственного воспитания: «культивирование этических качеств, которыми руководствуется человек, моральные установки; нормы, образцы поведения».
Нравственное воспитание занимает центральное место в системе гармоничного целостного формирования личности, которое рассматривается как часть образовательного процесса, который должен формировать личность обучающегося, определяющую его отношения к своим обязанностям и к самому себе, к обществу, к людям, к своему призванию.
Цель нравственного развития — раскрыть внутренний потенциал ребенка для формирования позитивного отношения к таким понятиям, как справедливость, честь, совесть, достоинство и уважение.
Нравственное развитие человека начинается с рождения. В очень молодом возрасте семья, учебное заведение, близкие люди закладывают в нем основы нравственности: прежде всего, формируются чувства и эмоции, тренируются полезные навыки и способности, прививаются положительные нравственные ценности и установки.
Колоссальное значение в формировании духовных потребностей имеет положительный нравственный опыт человека, его позитивные модели поведения и сценарии. Всю жизнь человека от рождения до смерти можно рассматривать как непрерывный процесс духовного развития, в котором он приобретает нравственные образцы поведения, принимает этические нормы, моральные образцы, которые постепенно становятся неотъемлемой частью его жизни.
Поэтому следует обратить особое внимание на важность нравственного развития и воспитания ребенка, начиная с детства, когда закладываются основы этически развитой личности, что, безусловно, является самым важным периодом развития человека, а само нравственное воспитание считается ключевым элементом образования.
Социокультурные условия формирования моральных ценностей в современном обществе
В последнее время Институт образования уделяет особое внимание вопросам нравственного воспитания, которое может стать важным источником развития современного государства и общества. Многочисленные исследования российского общества приводят к катастрофическим результатам о состоянии общества и человека. Признаки массового разложения, такие как алкоголизм, наркомания, токсикомания, девиантное и криминальное поведение, являются ведущими чертами современного общества и человека, демонстрируя моральный кризис и потерю здоровых нравственных ориентиров личности.
Эта мысль была выражена в обращении Президента к Законодательному собранию 12 декабря 2012 года: «В начале XXI века мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой, с настоящим демографическим и ценностным кризисом. А если нация не способна сохранять и воспроизводить себя, если она теряет ориентиры и идеалы, ей не нужен внешний враг, все рухнет само собой».
Формирование личных духовно-нравственных ценностей — одна из актуальных задач современного образования. К сожалению, традиционная система образования, направленная на простое преподавание нравственных установок и передачу новому поколению определенной системы нравственных ценностей, перестала быть полезной. В настоящее время, когда российское общество находится в состоянии перехода к радикально новым социальным условиям, наиболее актуальной проблемой является поиск новых педагогических инструментов: приёмов и методик, которые могли бы успешно направлять процесс становления и духовного развития личности.
Актуализация процесса культивирования ментальных и моральных установок — это один из самых сложных механизмов культивирования моральных ценностей, который состоит из нескольких этапов:
- передача определенной моральной ценности,
- создать для этого положительную мотивацию,
- Органическое участие эмоций в процессе присвоения моральных ценностей,
- сознательное усвоение моральных ценностей в результате диалога и полилога,
- Связь моральной ценности с поведенческим сценарием человека.
Воображение и сообщение моральной ценности — это первый этап в формировании моральных установок и отношений, направленный на органичное усвоение понятия моральной ценности в процессе организации учебной деятельности и направленного общения. Знания о моральных ценностях приобретаются нелинейно, так как существует сложная взаимосвязь между процессом обучения и возрастными, индивидуальными и гендерными особенностями человека. Знания и когниции приобретаются учащимися быстро, если они хорошо мотивированы в процессе обучения и воспитания, тогда знания легко усваиваются учащимися.
Процесс воспитания должен сопровождаться положительной эмоциональной атмосферой, тогда ценности приобретаются естественным образом и становятся частью личного эмоционально-духовного настроя.
Выдающийся российский психолог Л.С. Выготский в свое время обратил внимание на то, что «ни одна модель поведения не может стать устойчивой частью жизненного сценария, если она эмоционально не окрашена. Таким образом, если учитель хочет вызвать у ученика желаемую поведенческую реакцию, он должен сначала вызвать у него положительную эмоциональную реакцию. Если процесс приобретения знаний учащимися не будет положительно и эмоционально окрашен, то вся последующая учебная деятельность, направленная на привитие учащимся моральных ценностей, будет иметь минимальный эффект.
Глубокий опыт, катарсис, помогает в успешном приобретении ценностей. Личный опыт в отношении конкретной моральной ценности значительно усиливается благодаря эмпатическим процессам. Внушая детям моральные ценности, окрашивая их в положительный эмоциональный цвет, наполняя образовательный процесс личными фактами и мнениями, педагог значительно повышает качество образовательного процесса, используя технику «эмоционального заражения», которая хорошо известна в театральном искусстве.
Глубокое эмоциональное переживание, сопровождающее процесс предъявления морального отношения, позволяет значительно усилить мнемонические механизмы, активизировать память. Четкое понимание репрезентаций моральных установок может быть основано только на личном опыте студентов, на их собственных поведенческих оценках.
Фаза обратной связи или рефлексии основана на изучении собственной позиции, личного духовно-нравственного состояния студента, отраженного в его понимании происходящего с ним. Обратная связь — это бесконечный диалог с самим собой, со своей совестью, которая нуждается в духовном и нравственном руководстве. Принцип обратной связи позволяет студенту принимать взвешенные, ответственные решения, соответствующие его духовным и моральным ценностям.
На этапе рефлексии роль учителя является наиболее важной. Педагогическая деятельность должна быть направлена на развитие рефлексивной способности человека думать о связи моего «я» с другими «я»: «Что значило для меня быть рядом с другими?», «Как я воспринимал поведение других?». В результате совместной предметно-субъектной деятельности учителя и человека формируется и развивается общее смыслово-отражательное мета-пространство, в котором смысловые значения духовно-нравственных ценностей человека актуализируются и становятся личностно значимыми.
Этап обратной связи или рефлексии — это практически последний теоретический этап образовательного процесса, когда учитель и ученики в совместной деятельности завершают процесс усвоения моральных ценностей. Учитель играет самую важную роль на вышеперечисленных этапах образовательного процесса, так как его деятельность является основной опорой для приобретения учеником моральных ценностей и установок.
Важной частью образовательного процесса является практический этап, когда обучающийся своим поведением пытается продемонстрировать свои теоретические знания о духовно-нравственных ценностях, которые он усвоил на занятиях. Конкретное действие — это результат прямого выбора человека, который показывает его ценностные предпочтения. Моральный выбор подразумевает способность человека оценивать различные виды благ и выбирать для себя наиболее важные моральные установки в конкретном случае.
Человеческие поступки — действия и бездействия — дают полное представление о человеке, его умственных и нравственных ориентирах, моральном выборе, способах принятия нравственных или безнравственных решений. Поступки человека по своей сути стремятся к целостности, которая представляет собой тесную взаимосвязь всех элементов поведенческой системы. Развивая сферу нравственных потребностей, образовательный процесс позволяет ученику сделать взвешенный, ответственный выбор, который в конечном итоге определяет его моральные качества. Именно выбор того или иного решения, того или иного действия создает условия нравственного выбора, который не может быть навязан человеку извне, а только его добровольное свободное желание действовать в соответствии с духовно-нравственным состоянием.
Осознанию умственного и морального выбора способствует моральная оценка, которая на данном этапе заключается в оценке действия с точки зрения «морально — аморально».
Таким образом, рассмотренные выше этапы развития нравственных ценностей и установок составляют основное содержание и структуру многообразного и чрезвычайно сложного воспитательного процесса, который не может быть описан только на основе закономерностей теоретических построений. Социокультурные условия формирования моральных ценностей в современном обществе являются важным элементом в понимании процесса усвоения моральных ценностей и установок.
Проблема нравственного развития в системах духовного и светского образования
Вопросы формирования нравственности в системах духовного и светского образования вызывают большой интерес со стороны научного сообщества и религиозных конфессий. В области психолого-педагогических исследований появились новые научные концепции, которые пытаются объяснить проблемы нравственного самосовершенствования.
Религиозные откровения, направленные на объяснение процесса понимания нравственного самосовершенствования, в первую очередь относятся к вопросам личного духовно-нравственного самосовершенствования. Цель религии в основном направлена на создание и распространение моральных ценностей и идеалов, которые, как абсолютная ценность, являются отправной точкой любой религиозной конфессии.
С точки зрения мировых религий, процесс развития человека представляется как непрерывный и неуклонный нравственный рост. Понимание процесса морального самосовершенствования с точки зрения христианства коренится в религиозном постулате о том, что человек создан по образу и подобию Божьему и может достичь определенных моральных высот самосовершенствования.
Христианские заповеди прямо указывают на возможность и необходимость духовного роста, например, Библия говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», или апостол Петр сказал в своей проповеди: «…возрастайте в благодати и познании Господа нашего».
Религиозное сознание связано с верой в то, что Бог наблюдает за всем, что происходит на земле, и следит за нравственными поступками людей. Древнекитайский философ Конфуций утверждал, что «человеку невозможно скрыться от взора Неба». Таким же качеством высшей метафизической силы обладает, по мнению представителей других мировых религий.
Священные тексты мировых религий полны предупреждений о том, что Бог все знает, видит и слышит. «Человек смотрит на лицо, а Бог смотрит на сердце». Так говорит пророк Иеремия: «Сердце лукаво сверх меры и крайне испорчено; кто узнает его?». Такие моральные и духовные правила невозможно найти ни в одной светской, научной теории самосовершенствования человека; все они условны, то есть определяются коллизией отношений между личным и общественным. Большинство религий ставят человека в зависимость от духовного и морального суда Бога, так что каждый шаг на пути самосовершенствования представляется как возможность послужить Высшему Существу. Каждый религиозный человек осознает, что вся его жизнь проходит перед взором Всевышнего.
Для более глубокого понимания духовно-нравственного самосовершенствования важно рассмотреть генезис религиозного сознания, как утверждает М. Русецки: «Религиозность представляет собой не столько ортопедический корсет, сколько реализацию и утверждение самости через неизбежно сопутствующее человеку чувство бытия, чувство достоинства и желание дожить до счастливого конца жизни». В религиозном сознании вопрос духовно-нравственного самосовершенствования приобретает ярко выраженный реалистический характер, пронизанный чувством жизни.
Известный православный историк Г.В. Флоровский в своих лекциях о восточных отцах христианской церкви V-VIII века приводит в качестве примера духовного роста слова одного из деятелей христианской церкви того времени, Макария Египетского. Макарий в своих «Духовных беседах» описывает различные стадии и типы духовного развития человека. В соответствии с позицией Макария Египетского, можно выделить различные стадии духовного развития — ощущения, видения, озарения и откровения. Каждый из этапов духовного развития знаменует собой определенный духовный прогресс.
«Наконец, разум входит в экстаз, язык немеет, душа захвачена чем-то прекрасным. В такие часы душа полностью отрезана от мира из-за переполняющей ее любви и созерцания сокровенных тайн. И в такой час человек молится и говорит: «О, если бы только душа моя отошла с молитвой». Душа становится чистой и свободной от всякой скверны. Это как растворение с Богом. Но кульминация христианского преображения может быть достигнута только в момент воскресения.
«Каким должен быть «средний» обыватель? Несомненно, стремиться к духовным высотам. Для начала, по крайней мере, «избегай зла», «удаляйся от греха», «не желай другому того, чего не желаешь себе». Библейский пророк Исайя советует: «Перестаньте надеяться на человека, у которого дыхание в ноздрях.
Концепция постоянного и неуклонного духовного самосовершенствования интегрирована в личный сценарий каждого человека. Популярные отечественные психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев рассматривают идею самосовершенствования как фундаментальную основу развития человека, стремящегося стать настоящим подлинным субъектом личной жизни, нацеленным на реальное преобразование себя и окружающей действительности.
Для каждого человека в жизни важно уметь принимать ответственные решения, и этот процесс постоянен — принятие решения связано с предыдущими решениями, процесс целеполагания подразумевает социально активную позицию человека, которая сочетает в себе как лидерские качества, так и высокую степень самодисциплины, когда человек работает в группе.
Самосовершенствование человека — невероятно долгий процесс, занимающий большую часть жизни активного человека. В.И. Слободчиков предлагает «Интегральную периодизацию субъективной реальности», в которой выделяется пять периодов развития субъективности:
- Реанимация;
- Живость;
- Персонализация;
- Индивидуализация;
- Универсализация.
Каждый из перечисленных периодов характеризуется критическим моментом саморазвития и погружения в духовно-нравственные вопросы жизни, а также в собственный «внешний» и «внутренний» мир. Таким образом, на стадии «оживления» ребенок приобретает идею: «Я сам». Этот этап направлен на приобретение культурных способностей и навыков. Ребенок впервые открывает для себя собственную личность, осознает себя как субъект собственных желаний и способностей.
Особенности духовного и светского образования
Установить специфику светского образования для решения проблемы взаимодействия с религиозным образованием поможет определение сущности и выявление особенностей концепции светского образования. Для этого необходимо определить правовые положения и основные принципы светского образования, его сущностные характеристики, а также диктуемые им социальные, межинституциональные отношения в сфере образования и между светской и религиозной моделями образования.
Статья 2, пункт 4 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливает «Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» в качестве одного из принципов государственной политики, что также подтверждается конституционными положениями Основного закона. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части 2 статьи 4 также подтверждает конституционные основы регулирования системы образования в нашей стране. Принцип отделения системы образования от Церкви закреплен в пункте 4 «Типового положения об образовательном учреждении» (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 136): «Деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общественных ценностей жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования».
Действующее законодательство иногда считается ограничительным по отношению к людям веры, их права довольно часто ограничиваются, особенно попытки Церкви повлиять на учебное заведение. Однако следует помнить, что в соответствии с нормами конституционного права система образования светская и отдельная от церкви.
Острая полемика о влиянии религии на национальную систему не закончена. С одной стороны, национальное законодательство об образовании в части 2 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что одной из основных целей российского образования является приобщение личности к национальной и мировой культуре, что является правом личности на национальную и религиозную идентичность, но хотя культура и религия являются одним из значимых элементов самоидентификации личности, они, конечно, не самые важные.
В соответствии с действующим российским законодательством родители имеют право выбирать вид образования для своих несовершеннолетних детей. Это право также закреплено в международном праве, в частности в положениях ч. 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, ч. 3 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, ч. 4 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и других документах.
Исходя из первого значения определения светскости, можно сделать вывод, что светское образование имеет гражданский характер, актуальный для всего общества, независимо от того, включает ли оно религиозное образование или нет. Соответственно, то, что не является светским, — это катехизическое образование и внутрицерковное духовное образование, направленное на профессиональную ориентацию религиозных служителей.
Содержание образования внутриконфессиональных духовных учреждений не только светское в смысле профессиональной подготовки и может включать общеобразовательные предметы: История, философия, социология и так далее, то есть светский блок знаний. Но с точки зрения цели, такое образование будет религиозным. Термины «светский» и «атеистический» не являются синонимами. Все православные и общеконфессиональные школы в дореволюционной России, как и все православные гимназии сегодня, всегда предлагали полностью светское образование. Современные конфессиональные школы получают государственную аккредитацию, используют государственные программы и учебники, выдают дипломы государственного образца и выпускают обычных светских выпускников, которые учатся в светских университетах и работают по светским специальностям.
Государственные органы осуществляют управление и контроль над системой образования, государственными и негосударственными образовательными учреждениями. Правильно государственными называются образовательные учреждения федерального и регионального (субъектов Российской Федерации) подчинения, а муниципальные, составляющие большинство общеобразовательных школ, по своей организационно-правовой принадлежности не являются государственными. В то же время их нельзя назвать несветскими. Следовательно, организационно-правовая принадлежность не является критерием светскости. Таким критерием являются программы, реализуемые в учреждениях данного типа.
Так, учреждениями светского образования, реализующими одну или несколько образовательных программ, могут быть органы государственной власти и местного самоуправления (государственные и местные образовательные учреждения), а также частные лица, общественные и религиозные организации. Все такие религиозные организации могут быть зарегистрированы: Русская православная церковь, мусульманские, буддийские, еврейские и другие организации.
Светский характер образования, как целенаправленного процесса развития и обучения в интересах личности, общества, в государственных и местных образовательных учреждениях означает следующее:
- Обучение по учебным предметам основных программ не должно иметь целью принудительное приобщение учащихся к какой-либо религиозной доктрине или нерелигиозной, в том числе атеистической, идеологии и не должно быть направлено на участие в религиозных или иных объединениях;
- Добровольность углубленного изучения религии или нерелигиозного мировоззрения в содержании основных и дополнительных образовательных программ в рамках вариативной составляющей общеобразовательных программ;
- Право обучающихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса на свободу совести и вероисповедания;
- право свободно выбирать и выражать свои взгляды и убеждения, за исключением взглядов и убеждений, несовместимых с принципами государственной политики в области образования и требованиями, установленными законом в отношении содержания образования;
- Разграничение полномочий органов государственной власти с полномочиями религиозных организаций в сфере образования, в том числе организация и осуществление углубленного изучения религии в содержании основных и дополнительных образовательных программ, в рамках вариативной части образовательных программ;
- обязанность разработчиков содержания образования и дидактико-методического обеспечения учитывать многообразие мировоззренческих подходов, представленных в российском обществе, в том числе многообразие оценок религии, конкретных религиозных движений и объединений; представление знаний о религии обучающимся в содержании инвариантного компонента общеобразовательных программ не может осуществляться исключительно с позиций критического или апологетического подхода к религии;
- Ответственность государственных органов управления образованием за создание в системе образования условий, способствующих сохранению и развитию традиций и ценностей религиозной культуры, региональных и этнических культур и традиций народов Российской Федерации;
- содержание обучения не может быть ориентировано на профессиональную подготовку духовенства;
- Религиозное образование не может заменить общегражданское, общее или профессиональное образование и не препятствует последнему;
- религиозное обучение, проводимое в государственных или местных учебных заведениях, не сопровождается религиозными службами, обрядами или церемониями (это требование не исключает, например, произнесения короткой молитвы до или после религиозного обучения, при условии общей добровольности участия в таком обучении).
В Российской Федерации вся система образования, как в частных, так и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, является светской, поскольку принцип свободы и многообразие мировоззренческих подходов позволяют строить дошкольное, общее и профессиональное образование на разных мировоззренческих принципах. Реализация этого разнообразия мировоззренческих подходов принимает форму либо различных образовательных программ, либо различных типов образовательных учреждений и их организационно-правовой подчиненности. Светское образование может включать в себя религиозное образование и является более широким понятием, чем понятие религиозного образования.
В свете всего этого можно дать следующее определение светского образования: «Светское образование — это любое образование, не предполагающее обучение или навязывание какой-либо религии или нерелигиозных идеологий, включая светские квазирелигии, не направленное на узкопрофессиональную подготовку религиозных работников, а также катехизацию и воцерковление или аналогичные процессы вовлечения учащихся в религиозные объединения, не предполагающие совершения богослужений, религиозных обрядов или церемоний».
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Л. С. Выгоцкий, д. Б. Эльконин об игре
- Основные подходы к трактовке сущности педагогической культуры
- Социально-педагогическая диагностика семей группы риска
- Влияние личностных особенностей на аддиктивное поведение у подростков
- Типы уроков и их структура
- Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
- Методы диагностики трудовой деятельности детей
- Оценивание результатов обучения
- Математическое развитие детей четвертого года жизни
- Основные понятия дошкольной педагогики