Оглавление:
Актуальность проблемы исследования определяется тем, что игра занимает очень важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, так как является элементарным способом постижения действительности, наиболее естественным и доступным способом приобретения знаний и умений. Однако возникает вопрос о необходимости его рационального построения, организации и применения в развитии детей дошкольного возраста, что требует более тщательного и детального его изучения.
Игра как культурный феномен учит, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дарит отдых, вносит в содержание досуга бесконечные темы и сюжеты жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Сами того не осознавая, в процессе игры дети приближаются к решению сложных жизненных проблем.
Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Наибольший интерес представляет анализ характеристик предметно-ролевой игры, так как в ней ярко проявляются знания детей об окружающем мире (в соответствующей области содержания игры), в том числе знания о деятельности взрослых; понимание взаимоотношений людей и их действий; умение применять накопленные знания в игре; умение строить и регулировать собственное поведение в соответствии с содержанием игры и умение взаимодействовать с партнерами по игре с учетом своей роли и ролей. Игра также показывает эмоциональное отношение детей к собственной деятельности и к действиям партнеров.
Таким образом, в игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер психической деятельности ребенка.
Однако сегодня исследователи (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова) отмечают, что происходит «вытеснение» игры тренингами, студийной и кружковой работой. Детские игры, особенно ролевые, бедны по содержанию и тематике; для них характерно повторение тем, преобладание манипуляций над изобразительным отображением действительности.
До сих пор в детском саду больше внимания уделялось материальному оснащению игры, но не развитию самих игровых действий и формированию детской игры как деятельности. Но изменения в образовании, связанные с введением ФГОС, доказали, что педагогам необходимо иметь представление о специфике развития ролевой игры дошкольников, чтобы оказывать соответствующее педагогическое воздействие на ролевую игру детей. А также уметь играть с детьми, как отмечают современные исследования Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой . Однако многие вопросы понимания сущности игры, ее природы, динамики ее характера и содержания, ее места и роли в современном обществе остаются вне поля зрения исследователей.
Сущность игры имеет характер социального происхождения, так как определяется предметной деятельностью, зависит от условий жизни ребенка в обществе. Суть игры заключается в потребности ребенка воздействовать на мир, представлять и изменять реальность.
Ролевая игра — ведущий вид детской деятельности, она является неотъемлемой частью и фактором личностного психологического развития дошкольников. Через игру ребенок познает мир и готовится к взрослой жизни.
Современный ребенок дошкольного возраста хочет, чтобы ролевые игры историй отражали социальную реальность, в которой он живет и развивается. Это означает, что тематика ролевых игр должна меняться вместе с изменениями в обществе.
Детская игра как феномен
Игра — одно из явлений, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Как многомерное и сложное явление, игра всегда привлекала внимание исследователей и остается важной темой по сей день.
В середине прошлого века известный историк культуры Й. Хейзинга провел семантический анализ слова «игра» и показал, что оно не имеет одинакового значения в разных языках и разных культурах, а связано с интуитивным осознанием в той или иной культуре значения и места игры в жизни людей . Такой анализ позволяет оценить сложность, неоднозначность и разнообразие изучаемого явления.
В начале XXI века перед психологическим сообществом встала практическая задача определить, какие виды детской деятельности можно назвать игрой, а какие — нет. Эта задача является неотложной, поскольку Конвенция о правах ребенка закрепляет в статье 31 право ребенка на игру. Но что такое игра? Для того чтобы защитить и поддержать право ребенка на игру, необходимо иметь четкое представление о том, что это такое. Поэтому перед психологами стоит задача найти (создать) инструмент для описания и интерпретации игры.
Анализируя феномен игры, современная наука опирается на исторически сложившиеся теоретико-игровые подходы более ранних эпох, каждый из которых сформирован собственными представлениями о природе игры. Анализу игры посвящены работы М. Борна, Н. Воробьева, Г. Журавлева и др.
В данной работе мы опирались на две теории, внесшие наибольший вклад в научное понимание и интерпретацию феномена игры — Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, а также теорию А.Н. Леонтьева.
Л.С. Выготский в своих лекциях наиболее развернуто высказывается на тему игры. «В игре ребенок обнаруживает: каждая вещь имеет свое значение, каждое слово имеет свое значение, которое может заменить вещь». Л.С. Выготский говорил о том, что игра возникает не из вещи, а из мысли. Главным критерием игры является наличие воображаемой ситуации. Выготский утверждал, что главной особенностью игровой деятельности является способность играющего занимать две позиции одновременно. Для Л.С. Выготского игра относится прежде всего к сфере сознания, к сфере построения значений и контекстов значений.
В советской, а затем и в российской психологии доминировал взгляд Д.Б. Эльконина на игру. Разработанная им теория детской игры стала фундаментальной и легла в основу многих исследований. В сотрудничестве с «харьковской группой» (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и др.) он представил результаты своих исследований. Основная проблема заключается в понимании природы игры. С его точки зрения, ребенок может делать в игре то, что он не может делать в реальности.
Основные вопросы, интересовавшие Д.Б. Эльконина: критический анализ существующих теорий игры, историческое происхождение и понимание игры как ведущего вида деятельности и раскрытие ее социального содержания, проблема символизма и соотношения предмета, слова и действия в игре. Исследование проводилось в коллективе, при постоянном контакте с А. Леонтьевым, П. Гальпериным, А. Запорожцем.
В научной литературе, посвященной воспитанию и развитию ребенка дошкольного возраста, ролевая игра рассматривается как ведущий вид деятельности. А.Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе этой деятельности у ребенка складываются новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую культуру личности, т.е. способствует развитию новообразований, характерных для данного возраст.
В работах Д. Эльконина и А. Леонтьева дан подробный анализ генезиса ролевой игры, ее структуры, выделены основные закономерности развития игры в дошкольный период, показано значение игры для формирования основных психических преобразований дошкольного возраста.
Ролевая игра в психическом развитии детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это особый период развития ребенка. В этом возрасте развивается внутренняя жизнь души и внутренняя регуляция поведения. Эта внутренняя жизнь проявляется в способности действовать в рамках общих представлений, в воображении ребенка, в волевом поведении, в осмысленном общении со взрослыми и сверстниками.
Все эти необходимые качества и навыки формируются и развиваются не в беседах со взрослым или на занятиях со специалистами, а в ролевой игре. Это игра, в которой дети берут на себя роли взрослых и в специально созданных ими, воображаемых условиях воспроизводят (моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и развивается наиболее развитая форма особого вида детской игры, которая в психологии и педагогике называется ролевой игрой. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и черты личности ребенка.
Игра — это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. С развитием ребенка характер игры меняется, она также проходит через фазы. А в возрасте от трех до семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игры с предметами, индивидуальные предметные игры конструктивного типа, коллективные ролевые игры, индивидуальное и групповое творчество, соревновательные игры, игры — общение. В педагогике и психологии проблема влияния игровой деятельности на развитие детей изучалась Д.Б. Элькониным, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, А.П. Усовой, а также современными авторами — Н.Я. Гальперин, В.В. Михайленко, Н.А. Короткова, В.А. Недоспасова, С.А. Козлова и др.
В старшем дошкольном возрасте можно встретить почти все виды игр, которые встречаются у детей до поступления в школу.
В игровой арсенал дошкольника входят различные виды игр, как творческие, где ребенок сам выбирает тему игры, ее средства и содержание, так и игры с правилами, которые имеют определенную структуру и подчиняются правилам, пишет Угасте. Конечно, дети любят играть во все эти игры. Однако сюжетно-ролевая игра — самый интересный вид детской игры. Она опирается на детское представление о взрослой жизни, которое развивается с возрастом.
Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на отдых и усвоение социального опыта, в социально обусловленных способах осуществления предметных действий, в объектах науки и культуры, подчеркивает Волков Б.С.
Урунтаева Г. А. отмечает, что игра — это самая свободная деятельность ребенка дошкольного возраста. Случайный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает действие игры, но и в том, что он действует с предметами в игре. Они отличаются от обычного использования предметов существенной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются теми смыслами, которые ребенок сам связывает с ними в игре.
Сущность игры как ведущей деятельности заключается в том, что в игре дети осмысливают различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных смыслах человеческой деятельности. На этой основе формируется стремление ребенка к общественно значимой и социально оцениваемой деятельности, что является основным показателем школьной зрелости. Это его направляющая функция, отмечает Эльконин. В игре ребенок приобретает новые знания и навыки, отражает чувства и желания, учится общаться, осваивает опыт и правила поведения.
Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире
Сегодня требования к ребенку в обществе изменились, наблюдается тенденция к увеличению его независимости и в то же время к признанию особых прав ребенка, утверждает Фридман. Кроме того, под влиянием быстро развивающейся жизни произошли значительные изменения в отношениях между людьми, в условиях жизни детей, что не могло не сказаться на игре дошкольников.
К сожалению, в наше время ролевые игры становятся все более однообразными и сводятся в основном к семейным вопросам. Если игра детей не достигает нужного уровня, она постепенно уходит из их жизни, считают Н. Михайленко и Н. Коротков. Кроме того, игры на темы, связанные с трудовой деятельностью взрослых, значительно снижаются у шестилетних детей.
В последнее время педагоги и психологи заметили снижение ролевых игр среди детей дошкольного возраста. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, и их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, видимо, связано с тем, что дети все больше отдаляются от взрослых, не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их работой и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время отмечается, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх действия, заимствованные из телесериалов, и брать на себя роли телевизионных персонажей. Это говорит о том, что наши дошкольники, которые проводят слишком много времени перед телевизором, больше знакомы с жизнью и поведением странных персонажей фильмов, чем с реальными взрослыми, которые их окружают. Но это не меняет сути игры: при всем разнообразии сюжетов они скрывают в основном одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.
В последние десятилетия социокультурные условия жизни ребенка значительно изменились. В последнее время наблюдается разрыв между поколениями детей и родителей (А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин). Увеличение занятости родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Наблюдается явный дефицит эмоционально-значимых отношений с родителями и позитивных контактов со сверстниками (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова).
С другой стороны, появляются новые профессии, суть которых закрыта для ребенка (программист, менеджер, дизайнер, стилист и т.д.). Характер поведения взрослых в таких случаях невозможно смоделировать в игре. Мир взрослых стал еще более закрытым для понимания детей, а сфера возможного участия детей в работе взрослых еще более сузилась. (Г.Г. и Е.Е. Кравцовы). В этом контексте теряется представление идеального образа взрослости, совместная жизнь со взрослым не дает содержания для игровой деятельности ребенка (Б.Д. Эльконин).
В современных условиях снижается и реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение с детьми старшего возраста. Дети разного возраста разъединяются, дворовое и соседское общение становится редким (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова). Все это затрудняет естественную передачу игровой деятельности от одного поколения детей к другому. С другой стороны, в современное детство активно внедряются новые информационные технологии. По данным ЮНЕСКО, 93% детей проводят более трех часов в день за просмотром телевизора. Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет смотрит телевизор в среднем 28 часов в неделю. Телевидение, видео и компьютерные игры стали привычной формой досуга и основным источником впечатлений для ребенка.
Что может послужить источником содержания для сюжетно-ролевой игры дошкольника? Существуют различные точки зрения на этот вопрос.
Опыты, организованные взрослым
Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая утверждают: творческий ребенок играет тогда, когда содержание игры захватывает его чувства. Поэтому необходимо выявить источники, которые вносят вклад в содержание детских игр, формируют богатое воображение, развивают ролевые действия. Р. И. Жуковская выделяет два типа источников: непосредственные, спонтанно возникающие переживания ребенка и переживания, организованные педагогом.
По мнению Р.И. Жуковской и Д.В. Менджерицкой, спонтанный опыт ребенка является важным источником, но часто поверхностным, поэтому взрослый должен корректировать, направлять ребенка.
Опыт, который организует взрослый, Р.И. Жуковская представляет в нескольких направлениях: Игрушки, прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы, художественная литература.
Н. Я. Короткова и Н. А. Михайленко в своих исследованиях придерживаются иной точки зрения на источники содержания повествовательной игры: «ребенок, свободный от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности, но в то же время не свободный от социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры, от традиций игры, сложившихся в обществе вообще и в группе детей в частности. Более того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающей среде, обладанием агентностью, позволяющей воплотить эти знания в жизнь».
Жизнь современного ребенка наполнена телевидением, компьютерными играми, общением со взрослыми, кружками и секциями. У ребенка очень мало времени на игры как дома, так и в детском саду. Между тем, дети хотят играть, считают игру самым популярным занятием. Есть игры, которые остаются в игровом репертуаре на многие десятилетия: «больница», «магазин», «семья», «гости». У дошкольников 21 века появились новые игровые роли (банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т.д.) и новые игровые темы («салон сотовой связи», «офис недвижимости», «банк», «Макдональдс» и т.д.). Старшие дошкольники играют в военных и спасателей, шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду». Детские игры отражают ориентацию на новые ценности, включая материальный достаток семьи и индивида, новые взрослые социальные роли («бизнесмен», «телезвезда», «модель»). Можно отметить, что в детских играх часто возникают трудности, свойственные современности (например, необходимость зарабатывать деньги).
Наблюдается неоднозначное отношение взрослых к играм современных дошкольников, которое проявляется в запрете воспитателями некоторых игровых тем и игрушек, что делает игру ребенка еще более закрытой для взрослых, чем раньше. Характерная черта субкультуры современного детства возникает под формирующим влиянием СМИ. Телевидение оказывает наибольшее влияние на воображение детей дошкольного возраста, что приводит к формированию стереотипов образов. (Человек-паук, Барби и Кен, Бэтмен, телеведущий и т.д.) На выбор ролей и игровые действия влияет то, что происходит в окружающей действительности.
Часто игра сводится к манипуляциям с красочной, причудливой игрушкой. Придумывая игры, дети берут пример с телевизионной информации и компьютерных игр.
Игра также сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше трансформеров, покемонов считается престижным в детской субкультуре.
Парадокс заключается в том, что дети часто не знают, как играть, как развивать сюжет игры. Такая ситуация во многом объясняется тем, что в детском саду ребенок находится в компании сверстников — детей, которые играют так же, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено из-за необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Опыт игры не передается от старших детей к младшим, дети не успевают полностью проникнуться «духом игры».
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза
- Актуальные проблемы семейного воспитания
- Создание методических рекомендаций
- Дошкольное воспитание
- Особенности воспитания ценностного отношения к здоровью у детей среднего дошкольного возраста
- Воспитание в целостном педагогическом процессе
- Виды социальных ценностей
- Кейсметод в обучении
- Обучение и воспитание в вузе как этап социализации
- Методика, организация и проведение групповых дел по Н.Е. Щурковой