Оглавление:
Игровая технология — это интегрированная система, которая охватывает определенную часть образовательного процесса. Она состоит из череды игр и упражнений, которые формируют личностные качества учащихся, обеспечивают их эффективное вхождение в общество и самореализацию в соответствии с их интересами и потенциалом.
Преимуществами игровых технологий являются активизация и интенсификация учебного процесса, воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений учащимися в различных ситуациях, моделирование реальных ситуаций для различных видов деятельности, гибкое сочетание различных приемов и методов обучения, моделирование любого вида практической деятельности. В своих теоретических работах и практическом опыте К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие педагоги уделяли особое внимание играм, отмечая их благотворный воспитательный, обучающий и развивающий потенциал, указывали на необходимость изучения и методической разработки игр для школьников. «Мы считаем детские игры настолько важными, что если бы нам предстояло организовать педагогический семинар, будь то для мужчин или женщин, мы бы сделали теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», — писал К. Д. Ушинский.
Учебная игра имеет ту же структуру, что и любая другая учебная деятельность, то есть включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Творческая атмосфера, свободная от шаблонов, возникающих в игре, способствует высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализует чувство тревоги, создает спокойствие, облегчает межличностное общение.
Не бойтесь, что интерес, возникающий во время игры, — это интерес к игре, а не к самому процессу обучения. В развитии интереса существует закономерность: интерес к внешней стороне явлений перерастает в интерес к внутренней сущности явлений.
По определению, игра — это вид деятельности в контексте ситуаций, целью которой является воссоздание и приобретение социального опыта, в котором развивается и совершенствуется саморегуляция поведения.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлечение (это основная функция игры — развлекать, радовать, вдохновлять, заинтересовывать);
- коммуникативный: овладеть диалектикой общения;
- самореализации через игру как основу человеческой практики;
- игровая терапия: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностические: выявление отклонений от нормативного поведения, самосознание через игру;
- корректирующая функция: позитивное изменение в структуре личностных показателей;
- межэтническое общение: приобщение к социокультурным ценностям, общим для всех людей;
- социализация: интеграция в систему социальных отношений, усвоение норм человеческого сообщества.
Большинство игр имеют четыре основные характеристики (по С. А. Шмакову):
- свободная развивающая деятельность, выполняемая только по желанию ребенка, ради удовольствия, получаемого от процесса деятельности, а не только ради результата (процессуальное удовольствие);
- творческая, высокоимпровизационная, очень активная деятельность («поле творчества»)
- эмоциональное возбуждение от деятельности, соперничества, конкуренции и т.д. (чувственность игры, «эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логический и хронологический порядок ее развития.
Структура игры как деятельности органично включает в себя постановку цели, планирование, реализацию цели и анализ результатов, в которых полностью реализуется личность как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается элементами добровольности, выбора и соревнования, самоактуализации, удовлетворения потребности в самореализации.
Возрастные особенности игровых технологий
Младшие подростки (11-12 лет) уже не молоды, но еще далеки от взрослой жизни. Это век перемен, противоречий и конфликтов. Для них характерен повышенный интерес к себе, изменения в теле и сознании. Акцент делается на общении со сверстниками, их оценке, ценностях группы. Мнение сверстников становится более важным, чем мнение взрослых. И класс, и микрогруппа вне класса становятся референтной (значимой) группой. Иногда они сопротивляются только потому, что это исходит от взрослых. Подростки становятся импульсивными, вызывающими, колючими, не любят покровительства и снисходительности. Вот почему важно привлекать их к занятиям в разновозрастных группах, поскольку позитив от чуть более старших ребят воспринимается очень легко и охотно.
Прежде всего, при общении с младшими подростками необходимо проявлять максимум терпения и понимания. Старайтесь не делать мелочных замечаний и чаще прислушивайтесь к их мнению. С ними нужно много говорить обо всем, что их интересует, обо всем, что они хотят понять, а они любят задушевные беседы о жизни, отношениях между людьми и проблемах мира. Желательно, чтобы они брали на себя ответственность за порученную им работу и за деятельность молодых людей. Мероприятия, организуемые для них, должны быть серьезными и социально значимыми: они охотно откликаются на различные социальные проекты, которые реализуют в игровой форме.
. В подростковом возрасте возрастает потребность в создании собственного мира, желание достичь взрослой жизни, бурное развитие воображения и фантазии, возникновение спонтанных групповых игр. В стремлении к самовыражению и самореализации подросток не всегда может использовать социально приемлемые способы. Подростковые игры должны быть направлены на самосознание, развитие ценностных ориентаций, развитие волевых и моральных качеств, развитие групповой сплоченности и обучение соответствующим моделям реагирования в различных жизненных ситуациях.
Большинство игр для подростков — это уже не ролевые игры, а игры с правилами, среди которых преобладают спортивные и сложные подвижные игры.
Старшие подростки (13-15 лет) более уравновешены и спокойны. У них формируются собственные моральные ценности, они способны контролировать свое поведение, могут разумно оценивать поведение других, и взрослые не прощают им ошибок. Они склонны к анализу и поиску смысла жизни. При работе с ними противопоказаны лекции и нравоучения.
Однако, не допуская братоубийства, необходимо строить отношения на паритетных началах, часто обращаться за помощью, спрашивать их мнение, активно развивать различные формы самоуправления.
Основное различие в игровой деятельности здесь заключается в том, что подростки учатся сами организовывать большинство игр, пытаются делать осознанный выбор и оценивать игры. Руководитель игр должен учитывать не только те характеристики, которые присущи всем видам игровой деятельности (высокая эмоциональность и активность играющих, творческий характер их действий и т.д.), но и те, которые характерны для подростковых игр: повышенная самостоятельность участников, широкое развитие свободных форм игры.
Неудовлетворенная потребность в игровой деятельности частично восполняется подростками через самоорганизованные игры, многие из которых очень полезны для развития личности. Однако недостаточная зрелость подростков приводит к частым ошибкам в выборе, организации и проведении игр. Поэтому необходим дифференцированный подход к самостоятельным играм подростков: предотвращение вредных игр и поощрение полезных для воспитания игр.
Условия эффективного использования игровых технологий
Игровые технологии имеют качественные характеристики, которые отражают способы организации деятельности.
Во время игры должны быть соблюдены следующие условия:
- определение сюжета игры, который мотивирует всех участников на достижение целей игры;
- обеспечить личное участие каждого, команды в целом и каждого игрока;
- возможность достижения победы для всех членов команды;
- возможность действия для каждого участника: должны быть разработаны и помещены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность для каждого игрока предпринимать самостоятельные, активные действия, принимать решения, выбирать варианты действий, иметь право отказаться от действий и т.д;
- исход игры должен меняться в зависимости от усилий игроков; должен существовать риск неудачи;
- выбор заданий в игре должен быть таким, чтобы их выполнение предполагало определенную степень сложности;
- задания должны быть доступны для всех участников, поэтому, во-первых, следует учитывать уровень участников игры; во-вторых, задания должны быть подобраны с «вилкой» между легкими (для развития тренировочных навыков) и требующими значительных усилий (для развития новых знаний и навыков);
- вариативность: не должно быть только одного возможного способа достижения цели;
- для достижения целей игры должны быть заложены различные средства.
Цель игры находится вне игровой ситуации, а результат игры может быть выражен в виде внешних объектов и изделий всех видов (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и т.д.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний. Обмен мотивами в игре естественен: дети действуют из желания развлечься, и результат может быть конструктивным. Игра обладает потенциалом приобретения чего-либо, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя индивидом, творчество игры и дух соперничества.
Принципы организации игр:
- Для вовлечения детей в игру не следует использовать никакие формы принуждения;
- принцип игродинамического развития;
- принцип поддержания игровой атмосферы (поддержка настоящих чувств детей);
- принцип сочетания игровой и неигровой деятельности;
- важность того, чтобы учителя воплощали основной смысл игровой деятельности в реальном опыте детей;
- принципы перехода от простых игр к сложным формам игры;
- логика перехода от простых игр к сложным предполагает постепенное углубление разнообразного содержания игровых задач и правил — от игровых состояний к игровым ситуациям, от имитации к инициации игры, от локальных игр к игровым комплексам, от соответствующих возрасту игр к не соответствующим возрасту, «вечным» играм.
Эффективность достижения образовательных целей во многом зависит от успешности выбора той или иной формы игровой деятельности, подобранной на основе определенных критериев:
- уместность (соответствие целям и задачам реализуемого образовательного компонента);
- разнообразие форм;
- креативность, пробуждение оригинальности, нестандартные решения проблем учебного взаимодействия;
- адаптация к психофизиологическим, возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- адаптация к особенностям развития коллектива и коллективных отношений;
- Учет опыта класса или группы в реализации метода воспитательной работы;
- Учет особенностей взаимодействия между учителями и учениками;
- Профессионализм, компетентность и креативность учителей в реализации формы обучения;
- Привлекательность и эмоциональное содержание формы воспитательной работы;
- Постоянное усиление образовательного потенциала выбранной формы.
Алгоритм подготовки и проведения игр
Для подготовки и проведения любой формы игры может быть создан определенный алгоритм, система, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать учебный процесс:
Цель — это запланированное поведение, которому посвящен материал, организованный учителем. Цель должна быть конкретизирована в нескольких видах учебной деятельности, так как поведение не может быть выработано через один акт образовательного воздействия, т.е. для достижения цели учитель должен сформулировать несколько задач, которые реально решить в данной учебной деятельности. Это предполагает постановку целей и задач для учителя и учеников.
Выбор формы, жанра и названия образовательной деятельности.
Создание психологического климата, настрой на предстоящие отношения, эмоциональное заражение, демонстрация важности отношений, разработка атрибутов и ритуальных действий, выпуск газеты, пригласительного плаката.
Начало для создания необходимой психологической атмосферы (эпиграф, стартер, пролог, разминка);
Существенная часть (конкретная деятельность учеников и учителей по решению задач и достижению цели как предполагаемого результата);
Заключительная часть (принятие решения, определенный ритуал завершения), направленная на создание определенного эмоционального состояния, стимулирование потребности в дальнейшей совместной деятельности, принятие решения о реализации достигнутой установки в повседневной жизни.
Педагогический анализ на двух уровнях: обсуждение успеха (или неудачи) целевого результата с обучающимися и планирование более продуктивной деятельности на будущее; и педагогический анализ взрослыми участниками.
Существуют определенные требования к выбору техники игры. Выбор игры зависит от следующего:
- цель и задачи образования;
- содержание образования;
- возрастные характеристики учеников;
- уровень формирования команды;
- индивидуальные, личностные особенности учеников;
- условия обучения;
- средства образования;
- компетентность учителя в использовании метода;
- готовность класса (отдельных учеников) к использованию метода;
- характер взаимоотношений между учителем и учениками;
- конкретной педагогической ситуации;
- время обучения;
- ожидаемые результаты;
- материально-техническая база образовательного учреждения.
Самый сильный мотив для деятельности — это интерес. Участие в интересных мероприятиях происходит в процессе игры. Это техника, основанная на пробуждении интереса учеников к предмету, который раньше их не привлекал. Обычно в этом случае человек достигает успеха. Успех, в свою очередь, меняет отношение человека к окружающим и самому себе, повышает социальную активность обучающегося, делает его более оптимистичным, жизнерадостным, улучшает возможность общения с ним. Ситуация успеха сознательно создается педагогом для того, чтобы обучающийся проявил свои лучшие качества, достиг успеха, сопровождается признанием заслуг и достижений, позволяя развивать позитивную самооценку и поощряя дальнейшие позитивные действия обучающегося.
Типология педагогических игр
Образовательные игры делятся на:
- дидактические цели;
- организационная структура;
- периодические возможности их использования;
- специфичность содержания.
По виду деятельности различают: физическую (двигательную), интеллектуальную (умственную), трудовую, социальную и психологическую.
В зависимости от характера педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
- образование, обучение, контроль и обобщение;
- когнитивные, образовательные, развивающие;
- репродуктивный, продуктивный, творческий;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т.д.
Специфика игровой технологии во многом определяется игровой средой: существуют игры с предметами и без предметов, на столе, в комнате, на улице, на земле, с компьютерами и ТСО (технические средства обучения), с различными видами транспорта.
Необходимо провести различие по продолжительности:
- короткие игры: это предметные, сюжетно-ролевые и другие игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения конкретных задач: изучение определенного правила, отработка навыка и т.д;
- игровые оболочки: это игровые, более длительные формы организации учебной деятельности. Чаще всего они ограничиваются одним уроком, но могут длиться и несколько дольше. Они включают такой прием, как создание единой игровой оболочки, т.е. представление всего урока в виде учебы — игры;
- долгосрочные развивающие игры: эти типы игр рассчитаны на разные временные периоды и могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они сосредоточены на далекой, идеальной цели и направлены на развитие медленно формирующихся психических и личностных качеств ученика. Для этой группы характерны серьезность и занятость.
Существуют игры с готовыми «жесткими» правилами, «свободные» игры, правила которых определяются в процессе игры, игры, сочетающие свободную организацию деятельности и правила, принятые в качестве условий игры и возникающие в процессе игры.
Основными категориями образовательных игр, в соответствии с их целевой направленностью, являются:
- дидактические: повышение осведомленности, познавательная активность;
- применение знаний, навыков и умений в практической деятельности;
- развитие определенных навыков и способностей, необходимых для практической деятельности; развитие общих учебных навыков и способностей; развитие трудовых навыков;
- воспитание: воспитание независимости и силы воли;
- формирование определенных взглядов, установок, моральных, эстетических и идеологических ориентаций;
- развитие навыков сотрудничества, работы в команде, коммуникабельности и общения;
- развитие: внимания, памяти, речи, мышления, сравнения и аналогии, воображения, фантазии, творчества, сочувствия, сопереживания, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности;
- социализация: изучение норм и ценностей общества;
- адаптация к окружающей среде;
- контроль стресса, саморегуляция;
- коммуникативный тренинг; психотерапия.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Воспитательная работа
- Особенности работы с детьми с девиантным поведением
- Особенности умственного развития и воспитания дошкольников с ДЦП
- Содержание обучения
- Обеспечение качества образования в соответствии с требованиями ФГОС
- Окружающий мир как учебная дисциплина
- Коммуникативное поведение подростка
- Личностно-ориентированная технология обучения
- Возможности обучения при гемиплегии двойной
- Коллектив: создание и развитие