Оглавление:
«Историцизм» — чрезвычайно многозначный термин, включающий в себя различные (и часто даже взаимоисключающие) интерпретации истории в ее отношении к человеческому существованию. В самом общем и «усредненном» смысле историзм означает «фундаментальную историзацию нашего мышления о человеке, его культуре и ценностях» . Однако эта предельно общая формулировка допускает значительные расхождения в интерпретации смысла и сущности историзма.
Принцип историзма можно рассматривать в различных аспектах и перспективах: онтологической, методологической, идеологической. В первом случае историзм выступает как основа (фундаментальный принцип) философской рефлексии как таковой (или ее определенного типа), во втором — как принцип научного познания общества и культуры (в некоторых случаях — научного познания вообще, в том числе и естественнонаучного), в третьем — как основа и ориентир человеческой деятельности (в этом смысле, например, мы говорим об историзме в политике, в политической деятельности. Все эти аспекты историзма тесно взаимосвязаны.
Для философско-исторической рефлексии принцип историзма имеет конституирующее значение. Если некоторые философские дисциплины (логика, гносеология, философская антропология) в ряде случаев могут абстрагироваться от исходного факта историчности человеческого существования, то для философии истории такая абстракция невозможна в принципе. Однако в различных версиях философии истории принцип историзма интерпретируется по-разному и даже непоследовательно. Именно интерпретация принципа историзма во многом определяет содержание и методологическую специфику той или иной версии философии истории. Историцизм может сочетаться с другими основными принципами европейской философии и науки — субстанциализмом, трансцендентализмом, телеологией, детерминизмом, объективизмом, редукционизмом, универсализмом, презентизмом и др. — объединяются и/или вступают в конфликт. Особенность той или иной конкретной интерпретации принципа историзма определяется не только тем, что она утверждает, но и тем, что она отрицает.
Истоки классической историософии
Классическая (метафизическая) философия истории — это теория всемирно-исторического процесса. Родоначальником классической европейской философии истории, как ее называют, является Святой Августин. В учении Августина о «двух городах» можно ясно увидеть различие между эмпирической историей («земной историей») и онтологической историей («небесной историей»), которое является конститутивным для любой теории исторического процесса. Связь между этими уровнями (измерениями) истории устанавливается в концепции Августина личностью и богочеловеческой природой Иисуса Христа.
Классическая философия истории пытается понять исторический процесс как «ход событий, подчиненный единой формуле» .Конкретное содержание этой формулы может быть осмыслено по-разному, порождая разнообразные теории всемирной истории и поднимая проблемы классической историософии.
Романтический историзм
Самое раннее и, возможно, наиболее устойчивое значение историзма возникло в интеллектуальном контексте немецкого романтизма. Идея о том, что принцип историзма был открытием романтизма, начиная с работ Фридриха Майнеке , стала общепризнанной. Этот первый тип историзма можно условно назвать «романтическим историзмом».
«Появление историзма, — писал Мейнеке, — было одной из величайших интеллектуальных революций, которые пережила европейская мысль» . На рубеже XVIII-XIX веков историзм оказал влияние на более или менее все основные отрасли философского знания. Как показывает Р.М. Габитова, историзм был наименее развит в гносеологии, поскольку ключевой для немецкого романтизма «принцип непосредственного эстетического восприятия препятствовал осмыслению действительного процесса (истории) развития знания» , в более широком масштабе принцип историзма был разработан романтиками (особенно Гёльдерлином, Шлегелем, Новалисом, А. Мюллером и др.) в области натурфилософии, социальной философии, философии истории и культуры.
В идейном контексте немецкого романтизма происходит дисциплинарное становление исторической науки и профессионализация исторического знания (прежде всего через работы Л. фон Ранке, Б. Нибура, Т. Моммзена, Й. Буркхардта и других) . Как отмечает Н.Я. Берковский, «романтиков — называли, убежденные историки, историки в общем смысле и в смысле особенном, историки культуры, историки искусства, историки литературы» . Историцизм был существенной силой в мировоззрении романтиков, «они узаконили его прежде всего, сделали его обязательным для последующих поколений».
Значение немецкого романтизма для европейской философии истории заключается в открытии идеи развития. Как отмечают И.М. Савельева и А.В. Полетаев, «в романтизме идея развития становится центральной философской концепцией и интеллектуальным ядром как художественной, так и общественной мысли и историографии» .Идея исторического развития и понимание истории как целостного процесса развития будет играть ключевую роль в философии истории материального типа.
Как известно, особую роль в формировании принципа историзма сыграла немецкая историческая школа права, основателем которой был Фридрих фон Савиньи . Савиньи рассматривал право как одно из проявлений «народного духа» и сравнивал развитие (историю) права с развитием языка. Историческая школа права склонялась к консерватизму и выступала против либеральных и революционных проектов переустройства общества.
Историческая школа права возникла в ходе полемики с доктриной естественного права (Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо, Шарль Монтескье), господствовавшей в эпоху Просвещения. В этом же русле лежит борьба историзма с идеями Просвещения о «естественной религии» (Д. Юм) и «естественной морали» (П. Гольбах). «Естественный» во всех этих случаях означает: внеисторический, изначальный, уходящий корнями в вечную и неизменную «субстанцию» и обусловленный самой «человеческой природой». Как Ю. Как отмечает В. Перов, общая тенденция, характерная для понимания истории в эпоху Просвещения, выражалась в «максимальном смысловом сближении «естественного», «разумного» и «должного», противопоставленного всему неестественному и противоестественному, неразумному и неподобающему» . Эта позиция задала характерную для философии истории эпохи Просвещения «нормативность по отношению к исторической реальности, когда главной целью и содержанием философского отношения к истории, к прошлому и к настоящему стало суждение об истории с позиции разума, критика и ниспровержение всего, что было и есть, но не должно быть.
Историзм Гегеля
В европейской философии конца XVIII — первой половины XIX века развитие принципа историзма происходило прежде всего в форме материальной философии истории, представленной различными теориями исторического процесса. Ключевая роль в конституировании этого типа историософской рефлексии, несомненно, принадлежит Г.В.Ф.Гегелю.
Одним из основных мотивов историзма, присутствующим (в разной степени) во всех версиях европейской философии истории, является антисубстанциализм. В научной литературе неоднократно отмечалось, что последовательный субстанциализм, отстаиваемый различными метафизическими системами (от Платона до Декарта и Спинозы), делает философию истории не только излишней, но и просто невозможной: «При всех различиях в античной, средневековой и классической новоевропейской философской мысли их объединяло стремление представить бытие «в терминах вечности», то есть абсолютного, стабильного, неизменного, всегда и непрерывно пребывающего — того, что было, есть и будет вечным. В истории, понимаемой и как реальная последовательность событий, и как знание о них, все наоборот: это царство относительного, временного, изменчивого, преходящего, конечного, того, что когда-то было, а теперь не существует».
Философское понимание истории, оснований исторического знания и исторического бытия не может быть определено на основе эссенциалистского и субстанциалистского типа философской рефлексии. В оптике классического субстанциализма исторические изменения представлялись как нечто несущественное, недостойное философского понимания. Конечно, это не означает, что концептуализация историчности (соотнесение человека с его прошлым) и изучение истории в рамках субстантивистского типа мышления вообще невозможны. Исторические факты и события описывались и оценивались в горизонте субстантивизма в терминах универсальной и внеисторической «природы человека». В этом смысле французское Просвещение, несмотря на характерный для него специфический интерес к истории и появление термина «философия истории» (у Вольтера), унаследовало идеи внеисторического субстантивизма от Декарта и Спинозы.
Радикальный пересмотр классического субстантивизма и окончательное утверждение принципа историзма в европейской философии связаны с именем Г. Ф. Гегеля. Г.В.Ф. Гегель.
Гегель, как известно, пытался преодолеть дуализм «субстанции» и «субъекта», характерный для новоевропейской философии. Субстанция в системе абсолютного идеализма Гегеля становится «самодвижущейся субстанцией, развивающейся в процессе, т.е. «исторической» субстанцией» . Субстанция теряет свойства самотождественности и неизменности. Дух (Geist) разворачивается в историческом времени, «отбрасывая и оставляя позади более ранние формы, то есть имеет историю» . «Исторические формы существенны для духа; они входят в его содержание, обогащают его и, даже будучи преодолены и отброшены, сохраняются в нем в ослабленном виде» . Таким образом, в гегелевской системе философии впервые онтологически демонстрируется возможность и необходимость такой области знания, как философия истории. Гегель понимает историю как шествие мирового духа во времени. «Именно и только потому, что история разумна «сама по себе», в своей экзистенциальной основе, она может быть разумно (философски) познана». Это также делает возможной философию истории. «Философия истории признает только определенную часть реальной истории — только ее рациональное содержание. Неразумное, иррациональное, случайное, в котором нет необходимости, хотя оно и существует в истории, не интересует философию — невозможно рационально познать то, в чем нет причины» .
Марксистский историзм
Если романтический историзм направлен против механистического понимания мира, характерного для эпохи Просвещения, а гегелевский историзм связан с трансформацией принципа субстантивации, с пересмотром идеи вечной и неизменной субстанции, то марксистский историзм («исторический материализм») в историко-философском плане связан прежде всего с пересмотром телеологических и провиденциалистских принципов.
Преемственность марксистской социальной философии и философии истории по отношению к диалектике Гегеля хорошо известна и неоднократно отмечалась в исследовательской литературе.Гегелевская концепция философии истории традиционно высоко оценивается в марксистской философии и историографии. Среди «сильных сторон» гегелевского учения было то, что оно «сочетает в себе идею особенности каждой исторической эпохи с признанием общего поступательного движения общественного развития в целом» . В то же время в марксистской литературе сохранилась тенденция читать Гегеля «через Маркса».
Марксистский историзм отличался от гегелевского не только своей «материалистической» направленностью, но и попыткой полностью устранить элементы телеологизма и провиденциализма из философии истории и исторической науки.
Советская историческая энциклопедия» определяет историзм как «принцип научного мышления, рассматривающий все явления как развивающиеся на основе определенных объективных законов» . Определяющим для марксистского понимания истории и принципа историзма является допущение «объективных закономерностей» в общественно-историческом бытии. В отличие от французских мыслителей эпохи Просвещения, которые рассматривали историю человечества как процесс реализации определенных надисторических идей и принципов, Маркс, Энгельс и их последователи рассматривали историю как естественный процесс развития, присущий как природе, так и обществу. «Историю, — писал Маркс, — можно рассматривать с двух сторон; ее можно разделить на историю природы и историю человека. Эти две стороны, однако, неразделимы; пока существуют люди, история природы и история человека взаимно зависят друг от друга» . В отличие от большинства идеалистических историософских концепций, отождествляющих историю с историей духа (духовной культуры), Маркс признает неразрывную связь самой человеческой (социальной) истории с историей (эволюцией) природы. метафизический философский историзм Гегель
Подробное описание марксистского понимания принципа историзма дает И.Д. Ковальченко: «Историзм как методологический принцип марксистской науки требует, чтобы каждое явление общественной жизни изучалось: во-первых, в его возникновении, изменении и развитии, т.е. с учетом основных этапов этого развития и их качественного своеобразия, законов и движущих сил процесса; во-вторых, в связи с другими явлениями и условиями эпохи, а именно. т.е. с учетом того, что каждое явление и процесс являются лишь элементами социальной структуры и ее динамики; в-третьих, в связи с конкретным опытом истории, т.е. с учетом единства, непрерывности общественного развития, в котором прошлое и будущее тесно связаны» . В этом описании историзма наиболее показателен третий пункт, где говорится о необходимости рассматривать каждое явление в контексте целостного общественного развития, то есть в контексте марксистской схемы «всемирной истории» (говорить об истории в целом можно только в рамках конкретной историософской концепции).
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Теоретические основы специальной психологии
- Стадии культурного развития ребенка
- Проективная методика дерево: интерпретация
- Архетип «Анимус» — Бессознательное и архетипы
- Предмет изучения в когнитивной психологии
- Воображение и внимание
- Валидность эксперимента
- Динамика психологических процессов
- Проблемы воспитания в школе
- Защитный механизм: проекция