Оглавление:
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на современном этапе развития общества понятие «дружба» теряет свое истинное значение. По большей части, современное общество стало более формальным и деловым, чем дружелюбным. Отношения строятся для взаимной выгоды, а не для взаимной поддержки. С компьютеризацией всего и вся, общение перешло в электронные формы (электронная почта, социальные сети, чаты и т.д.), поэтому изменилось и общепринятое понимание дружбы: Так называемые «друзья» в социальных сетях — это просто люди, с которыми вы раньше общались, но не могли встретиться за пределами Интернета. Да, конечно, есть возможность общаться с людьми, находящимися за много-много километров, но проблема в том, что вы теряете важность реального общения и реже встречаетесь со своими друзьями лично. В результате происходит обеднение человеческих отношений.
Используя литературные источники, можно сказать, что тема дружбы давно актуальна и часто затрагивается в трудах многих известных ученых, но их мнения часто расходятся, и единого понимания дружбы для всех не существует. Поскольку дружба часто граничит с понятиями семьи, любви и сотрудничества, трудно полностью определить границы между «настоящей дружбой» и дружбой в семье, любви или служении. Тем более что в современном обществе происходят процессы обеднения человеческих отношений и превращения общения в электронный вариант, что является механизмом забвения истинных ценностей дружбы.
Институт дружбы является неформальным. Дружба как социальный институт является предметом изучения социологии, этнографии и исторических исследований, которые прослеживают взаимодействие дружбы с такими социальными институтами, как семья, родство и соседство, историческое развитие социальной роли друга и соответствующие нормативные представления.
Как отмечает Н.Н. Обозов, если понимать дружбу только как непосредственную эмоциональную связь, то человечество отнюдь не обладает монополией или приоритетом в этом отношении. Своеобразные индивидуальные отношения и эмоциональная привязанность уже существуют у животных. Часто такая «дружба» бывает очень крепкой и нежной. Она может соединять особей, находящихся на разных уровнях существующей иерархии стада, и даже представителей разных видов. История дружбы подразумевает нечто совершенно иное — возникновение дружбы как особого социального института, который обладает специфической ценностью и регулируется системой моральных норм.
Социальный институт дружбы
Социальный институт — это фиксированный набор санкционированных и несанкционированных правил, принципов. Исторически обусловленные нормы, установки, регулирующие все возможные сферы человеческой деятельности и помещающие их в систему социальных ролей и социальных условий, которая лежит в основе социальной системы.
Социальный институт — совокупность индивидов, организаций и осуществление ими специфических функций. Институты контролируют поведение людей в обществе через систему санкций и поощрений. В социальном управлении большое значение имеют институты.
Они способны решать насущные проблемы, проблемы значительного числа людей. Например, люди, желающие зарегистрировать свои отношения, обращаются за помощью к институту брака, а чтобы пойти на выборы — к институтам права и политики.
Социальные институты существуют для удовлетворения основных потребностей общества: экономических, физиологических, материальных и социальных.
Неформальное учреждение — это учреждение, функции, средства и методы которого не установлены формальными правилами (т.е. не определены четко и не воплощены в конкретных правовых актах и положениях), поэтому нет гарантии, что учреждение будет устойчивым. Тем не менее, как неформальные, так и формальные институты выполняют функции управления и контроля в самом широком социальном смысле, поскольку являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (любительские объединения творческого дилетантизма, группы интересов, различные фонды социального и культурного назначения и т.д.).
Неформальные институты играют очень важную роль в сфере межличностного общения в малых группах. Например, группа играющих детей выбирает лидера и его помощников и устанавливает определенные «правила игры», то есть нормы, позволяющие разрешать конфликты, возникающие в ходе этой игры. В этом случае цели, методы и средства решения задач также строго не определены и не расписаны.
Институт дружбы является неформальным. Дружба как социальный институт является предметом изучения социологии, этнографии и исторических исследований, в которых прослеживается взаимодействие дружбы с такими социальными институтами, как семья, родство и соседство, историческое развитие социальной роли друга и соответствующих нормативных представлений.
Все отношения типа «друг — незнакомец», «ближний — дальний» изначально символизировались как родственные. Первым шагом в формировании дружбы в смысле автономного социального института было, по-видимому, ее выделение из круга семейно-родственных отношений. Концепция собственности сыграла важную роль в этом процессе.
С разделением общества на классы ослабли родственные и территориальные связи. Социально-экономические связи людей больше не ограничиваются рамками племени и часто приобретают личностный характер, выступая как отношения между отдельными людьми, независимо от их родственной или территориально-общинной принадлежности. Партнерство и другие ритуализированные личные отношения берут на себя эту роль.
Ритуализированные личные отношения существовали у многих народов. Однако эти два типа заключения дружбы и ее конкретные социальные функции, а также ее символизация очень различны. У многих народов заключение дружбы совпадало с обрядом инициации. Среди дахомейцев, например, каждый мужчина обязан иметь трех друзей, называемых «братьями-ножами» и расположенных в зависимости от степени близости. Их дружба, которая в первую очередь предполагает взаимопомощь, особенно материального характера, считается священной и в принципе безвозвратной.
Философское понятие дружбы
Согласно Иакову Халкидонскому, словом «филия дружбы» мы обязаны Пифагору. Пифагор называл дружбу союзом всего со всем, включая человека с человеком. Дружба — это универсальная объединяющая сила в космосе. Конфуцианское чжэнь (человечность) в некотором смысле аналогично пифагоровской дружбе: это качество человеческой природы, благодаря которому человек связан со всем — с людьми, с животными, с природой. В формуле единства неба, земли и человека В.С. Соловьев увидел всеобъемлющую истину.
Учение о дружбе занимает важное место в структуре этики Аристотеля. Она начинается с учения о высшем благе, затем переходит к рассмотрению того, как человек должен относиться к самому себе, потом — к рассмотрению того, как человек должен относиться к другим людям (а это учение о дружбе), и, наконец, объясняет, каким будет блаженство такого человека, а именно добродетельным, самообладающим и добрым.
Сущностное содержание дружбы, содержание дружбы в собственном смысле этого слова, заключается в особых — добродетельных и нравственно прекрасных — отношениях. Дружба в строгом смысле слова — это, по сути, отношения, в которых человек последовательно и до конца доказывает свою добродетель. Что это за отношения? В дружбе люди делают друг другу добро; и наоборот, люди преимущественно делают добро друзьям. Друг имеет ценность для друга сам по себе. Друзья проводят время вместе или живут вместе. Друзья «наслаждаются общением друг с другом». Они похожи во всем и разделяют горести и радости друг друга. Друзьям свойственны общие черты, которые проявляются и в поступках. Поскольку к другу относятся как к собственному «я», друг, согласно Аристотелю, имплицитно развивает важный мотив, которым является второе «я» в «Пире» Платона через рассуждения Аристофана о доктрине, согласно которой в любви каждый стремится найти свою изначальную половину. Среди всех многочисленных характеристик дружбы, по мнению Аристотеля, самой важной является то, что в дружбе человек желает другому блага ради себя самого, старается, насколько это возможно, не думая о себе, способствовать этому благу и «ведет себя по отношению к другу, как к самому себе».
Цицерон отмечает, что дружба — это естественное и спонтанное отношение, не вызванное сиюминутными потребностями: Дружбу ищут из привязанности, а не из желания получить удовольствие или выгоду. Для Цицерона дружба интересна не как идеальный союз, свойственный мудрым (как у Аристотеля и стоиков), а как реальные отношения, которые, однако, возможны только между людьми честными, смелыми, верными и стойкими. Но, как и Аристотель, Цицерон также описывает дружбу как совершенное и нравственно прекрасное отношение. «Первый закон дружбы», по словам Цицерона, состоит в том, чтобы просить друзей только о нравственно прекрасных вещах и делать нравственно прекрасные вещи друзьям, не дожидаясь их просьб. Цицерон, по сути, повторяет позицию Аристотеля о том, что к другу нужно относиться как к самому себе, то есть с любовью, бескорыстно и безоговорочно; таким образом, настоящий друг — это как второе «я». Дружба основана на согласии и взаимной доброжелательности. Среди «правил дружбы», которые сформулировал Цицерон, такие, как искренность, доверие, равенство с теми, кто уступает в положении или возрасте, благотворительность, умеренность и воздержание от ссор, сохранение достоинства при расставании и т.д.
Итак, очевидно, что в античной философии понятие дружбы формируется на основе последовательного выделения дружбы в строгом смысле слова из массы разнообразных форм позитивных отношений между людьми и противопоставления ее отношениям, основанным на прихоти, похоти, корысти и тщеславии. Та же схема встречается при анализе дружбы в морали позднего Возрождения. Монтень, который последовательно отличает дружбу от отношений между родителями и детьми, от любви женщин и любви мальчиков, а также от популярного понимания дружбы как близкого знакомства или полезных отношений, рисует картину идеальной дружбы как способа общения, при котором нет никаких расчетов или соображений, кроме самой дружбы, и происходит «полное и окончательное слияние воль обоих друзей».
Дружба в современном обществе
Дружба — обязательное устойчивое явление современного человеческого общества. Она характеризуется достаточно полным, четким, а иногда даже жестким регулированием.
Особой формой социального контроля в институте дружбы являются неформальные негативные (оскорбление, различные сплетни, ссора, прекращение уз дружбы) и позитивные (улыбка, доверие, симпатия, продолжительность знакомства) санкции, которые не формализованы в виде законов, административных регламентов и т.д..
Институт дружбы не имеет институтов. Несмотря на то, что дружба имеет четкое отличие как от любовных и братских отношений, так и от отношений с коллегами по службе, она не имеет четкого профессионального статуса, прав и обязанностей партнеров.
Дружба — это основной элемент, характеризующий жизнь любого общества. Дружба играет большую роль в обществе. Однако следует отметить, что регулирование в дружбе является полным и четким. У дружбы есть свои личные ресурсы. Например, симпатия и доверие.
Чтобы прояснить психологический подход к понятию дружбы, обратимся к книге И.С. Кона с аналогичным названием «Дружба». Автор раскрывает понятие дружбы с точки зрения психологии. Все его повседневные определения — это метафоры, каждая из которых подчеркивает определенный аспект проблемы. «Друг — товарищ» подразумевает наличие общей деятельности и общих интересов. «Друг — зеркало» подчеркивает функцию самопознания, партнеру в данном случае отводится пассивная роль отражения; «Друг — сострадание» воплощает эмоциональное сопереживание. «Друг — собеседник» подчеркивает коммуникативную сторону дружбы, самораскрытие и взаимопонимание. «Друг» — «альтер эго» подразумевает как ассимиляцию, сравнение другого с собой, так и идентификацию, сравнение другого с собой, саморастворение в другом.
Что касается объективных условий, то дружба, как и все другие личные отношения, во многом зависит от системы социальных связей, круга непосредственного общения индивида, обусловленного пространственной близостью, социальной и групповой принадлежностью, общностью деятельности.
Влияние пространственной близости на личные отношения в большинстве случаев опосредовано и дополнено другими упомянутыми факторами — членством в группе и общей деятельностью, связанной с определенным разделением функций, сотрудничеством и взаимопомощью. Как и обыденное сознание, научная психология различает деловые, функциональные отношения и личные, индивидуальные связи, а также товарищество, обусловленное принадлежностью к одному коллективу, и дружбу, основанную на индивидуальном выборе и личной симпатии.
Однако различие между дружбой и товариществом относительно. Тесное сотрудничество и взаимная поддержка в общей деятельности легко и незаметно превращаются во взаимную симпатию. Коллектив объединяет не только общая заинтересованность его членов в результатах совместной деятельности, но и чувство групповой солидарности, принадлежности к целому. Степень эмоциональной идентификации индивида с группой является одним из важнейших показателей сплоченности группы. А идентификация с группой невозможна без взаимной поддержки и заботы об отдельных членах. «Чувство локтя» — самый важный общий компонент товарищества и дружбы. Поэтому товарищество — это не просто фон, а живая, питательная среда для формирования и развития индивидуальной дружбы.
Недаром большинство их дружеских связей приобретается в процессе совместной деятельности, в их производственных или учебных коллективах, и важность такого рода общности явно перевешивает роль территориально-бытовых факторов.
Ценность дружбы у современной молодёжи
Основной особенностью формирования дружеских отношений в молодежной среде является изменение степени важности их взаимопонимания в зависимости от степени близости их взаимодействия. На основе полученных данных исследователь Ковалева А.С. отметила следующую тенденцию: с возникновением и развитием дружбы в отношениях акцент смещается с этических норм на более личные. Так, на первом этапе общения — в отношениях знакомства — предполагается взаимное уважение; на втором этапе — в отношениях хороших знакомых и друзей — значимым становится наличие общих интересов (как основы для дальнейшего взаимодействия); а на третьем этапе — искренность и готовность помочь друг другу (это качества, ожидаемые от близких людей и не являющиеся обязательными этическими правилами) приобретают основное значение в отношениях с друзьями и близкими знакомыми.
По словам С. Н. Иконниковой, дружба признается большинством людей величайшей социальной и нравственной ценностью, которую они считают очень редкой ценностью. Дружба — это близкие отношения, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, на совпадении взглядов, интересов и жизненных целей, что выражается в стремлении к длительному многостороннему общению.
Изучая дружбу как ценность молодого поколения, С.А. Сергейко и О.В. Валетова отмечают, что чем многограннее человек, тем сложнее найти другого человека, согласного с ним во всем. Отсюда известная дифференциация дружеских отношений, когда с одним из друзей нас связывают общие интеллектуальные интересы, с другим — воспоминания о юности, с третьим — эстетические переживания. У каждого из этих отношений есть свои границы, которые лучше не переступать. Однако это не мешает дружбе быть глубокой, искренней и стабильной. Большое значение в дружбе имеют отдельные моральные качества человека: бескорыстие, преданность, честность, искренность, верность и прямота. Бескорыстие делает отношения между друзьями благородными и чистыми, а взаимопомощь и поддержка свободны от соображений корысти. Дружба предполагает готовность помогать друг другу любой ценой, даже идти на жертвы. Искренность, честность и откровенность позволяют друзьям делиться друг с другом своими самыми сокровенными мыслями и мечтами. При этом каждый из друзей также живет жизнью своего друга: радуется его успехам и скорбит о его неудачах, советует, помогает, поддерживает и утешает. Преданность и верность означают, что друг не брошен в трудную минуту и находит способ помочь и поддержать. Можно с уверенностью сказать, что многие неудачи в жизни, особенно трагедии, происходили именно потому, что в трудные времена рядом с человеком не было настоящего друга, который мог бы взять на свои плечи часть бремени, которое было не по силам человеку. Взаимное уважение друзей определяется степенью их взаимной нетребовательности, что делает дружбу активной, преобразующей силой, которая не позволяет потворствовать личным недостаткам и требовать их исправления. Подлинная дружба — это стремление видеть в другом человеке сильного, умного и культурного человека. При благоприятных условиях взаимная настойчивость и поддержка могут привести к большим творческим успехам, которые были бы невозможны, если бы каждый из друзей действовал в одиночку. И в этом заключается глубокий социальный смысл и моральная ценность дружбы.
Что касается современной молодежи, то С.А. Сергейко и О.В. Валетова отмечают, что потребность в дружбе особенно сильна в подростковом возрасте. Дело в том, что само присутствие друга морально возвышает личность, повышает ее авторитет. Дружба — это косвенный показатель того, что кто-то нужен, интересен, дорог. Но есть и более важные причины: в открытом обмене мнениями с друзьями, в обсуждении жизненных целей и планов у юноши или девушки формируются убеждения, идет процесс самопознания и самоопределения личности, остро и объективно ставятся задачи самовоспитания. В дружбе реализован интерес к своему внутреннему миру и миру сверстников.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Особенности работы психолога с клиентами, переживающими расставание с партнером — Особенности переживания расставания с партнёром
- Архетип матери — Архетипы бессознательного по К. Юнгу
- Формирование просоциального поведения у дошкольников с разным социометрическим статусом
- Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста
- Жесты рук
- Как развить личность
- Перспективы развития педагогики
- Психология социального поведения
- Общественная природа сознания
- Мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов