Оглавление:
Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Дополнительные готовые курсовые на темы:
- Особенности педагогического взаимодействия с одаренными детьми в условиях образовательной организации (школы-интерната)
- Использование индивидуального образовательного маршрута в работе с одаренными детьми в условиях образовательной организации
- Использование традиций народной педагогики в деятельности классного руководителя (учителя)
- Влияние средств массовой информации на формирование личности современного школьника
- Влияние Интернет на формирование коммуникативных качеств современного подростка
- Специфика инклюзивного обучения в образовательном процессе
- Межэтнический диалог как средство формирования толерантности у подростков/старшеклассников
- Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания истории
- Метод М. Монтессори в развитии сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
- Технологии сотрудничества с родителями как основа психолого-педагогического партнерства
Введение
В современном мире актуальной проблемой является уровень культуры в школьной среде. Я считаю, что в области исследования проблемы, действительно, этот уровень установлен довольно низко. Студенты не умеют видеть красоту повседневной жизни, слушать музыку, не слушают, смотреть на великие произведения искусства, не видят их, их красоту, величие. В это время очень важно сформировать у студентов чувство прекрасного, научить их видеть красоту, отличать оригиналы,
Тема, которую я выбрала для своего исследования, — эстетическое воспитание школьников в процессе внеклассной работы. На школьных уроках просто необходимо указывать ученикам на красоту выполняемых действий, например, написание формул на уроках математики, написание предложений в диктанте по русскому языку, комбинирование цветов на уроках рисования. Конечно, воспитать в студентах полноценных ценителей прекрасного можно не только через образовательный процесс. Этому должно способствовать воспитание в семье, а также кружки с различными видами деятельности, посещение театра, экскурсии, а также живое слово учителя или воспитателя. В результате этих внеклассных мероприятий значительно повышается уровень эстетики, и студенты начинают по-другому смотреть на мир и окружающую их среду. В результате учащиеся получают возможность увидеть что-то новое в себе, своих друзьях и окружающих их предметах, чего они не замечали раньше.
Большим достижением в области эстетического воспитания стала теория К. Маркса и В. Ленина. «Искусство должно пробудить в человеке художника». Речь идет не о профессии художника, а о восприимчивости к красоте, о развитии способности привносить художественный подход в повседневную жизнь. Эстетическое удовольствие от восприятия произведений искусства возникает в результате соучастия с творчеством художников. Марксистско-ленинская эстетика убедительно доказала, что жизнь выше искусства и только тот идеал может быть художественно воплощен, который дается реальной действительностью.
Эстетическое воспитание является очень важной частью образования в целом, и невозможно представить современный мир без красоты. Как следствие всего этого, необходимо прививать студентам любовь к природе и жизни. Цель — поиск путей совершенствования эстетического воспитания и путей его гармоничного и непрерывного развития.
Предметом исследования является использование художественных средств в эстетическом воспитании учащихся младших классов.
Объектом исследования является эстетическое воспитание учащихся младших классов.
Цель — выявить возможности искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза — эстетическое воспитание эффективно, когда мы используем средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры в учебной деятельности.
Природа эстетического воспитания
Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и учащихся, направленный на формирование эстетической культуры школьников. (Бабанский Ю.К.)
Сущность концепции эстетического воспитания и ее содержание. Концепция эстетического воспитания органически связана с понятием эстетики, что означает науку о прекрасном. Эстетическое воспитание — это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в действительности. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает чувство, ощущение. Поэтому эстетическое воспитание в целом относится к процессу формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике эта красота связана с искусством, с художественным отражением действительности в мышлении и чувствах человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и создавать его. В этом смысле суть эстетического воспитания заключается в организации разнообразной эстетической и художественной деятельности учащихся, направленной на развитие их способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и жизни, развивать эстетические понятия, вкусы и идеалы, а также развивать творческие способности и таланты в искусстве. («Педагогика» Харламов И.Ф. с.395).
Поскольку эстетическое воспитание осуществляется через искусство, его содержание должно включать изучение и ознакомление учащихся с различными видами искусства: Литература, музыка, изобразительное искусство. Включение русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки в школьную программу служит именно этой цели. Существенной частью эстетического воспитания является также познание красоты в жизни, природе, морали и поведении.
Не менее важным аспектом содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие аспекты этого развития он должен охватывать?
Прежде всего, необходимо сформировать эстетические потребности учащихся в области искусства, в понимании художественных ценностей общества.
Развитие художественного восприятия учащихся является важнейшим элементом содержания эстетического воспитания. Эти представления должны охватывать широкий спектр эстетических явлений. В частности, необходимо научить студентов воспринимать красоту в различных видах искусства, природе, окружающей среде и поведении человека.
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. Сюда входит развитие представлений и понятий учащихся о специфике отражения данной действительности в различных видах и жанрах искусства, развитие умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование художественного вкуса учащихся, который связан с восприятием и переживанием прекрасного. Необходимо дать школьникам ощущение красоты и гармонии настоящего произведения искусства, проявить художественную оценку, а также стремление к повышению культуры поведения.
Важной частью эстетического воспитания является приобщение учащихся к искусству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н.Толстой выразил убеждение, что каждый ребенок имеет свои художественные потребности, которые необходимо развивать и использовать в воспитании.
Наконец, эстетическое воспитание должно быть направлено на понимание гражданских основ искусства и способствовать формированию общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
Методологические основы эстетического воспитания
Эстетика должна раскрыть сущность эстетического в жизни и искусстве, изучить наиболее общие принципы эстетического развития человека в мире, исследовать законы эстетической деятельности человека. Прекрасное и безобразное, возвышенное и отвратительное, трагическое и комическое, героическое и банальное — перечисленные качества реальных предметов, явлений и ситуаций воспринимаются через эстетические чувства, которые проявляются в соответствующих оценках, вкусах, переживаниях.
Вечным предметом спора между материалистической и идеалистической эстетикой является вопрос об объективности эстетического. «Прекрасное есть жизнь», — писал Н.Г. Чернышевский. Это означает, что эстетика присуща самим предметам и явлениям действительности, она не зависит от нашего познания или от нашего отношения к миру.
Субъективная сторона эстетического суждения о мире — это эстетические чувства, вкусы, ноты, переживания, идеи, идеалы, то есть эстетическое сознание человека. Это субъективное отражение объективного мира и одновременно инструмент для познания сущности реального мира — его красоты.
Эти положения имеют большое идеологическое значение, педагогика использует их при определении целей воспитания. Эстетика раскрывает структуру и функции эстетического сознания. На основе этих знаний теория воспитания изучает процесс формирования эстетических чувств, вкусов и идеалов.
Эстетический вкус связан с восприятием предмета, явления или произведения искусства в его целостности. Восприятие и оценка в данном случае выступают в единстве. Оценка основывается на эстетических ценностях человека. Эстетический вкус дает возможность оценивать эстетические качества предметов окружающего нас мира более тонко, изысканно и объективно. Для него характерны чувство меры, гибкость и в то же время стабильность оценки, а также широкое и дифференцированное восприятие. Извращения вкуса проявляются чаще всего в двух формах: Филистерство и эстетизм (снобизм). Хорошо развитый вкус всегда чувствителен и разборчив к гармонии формы и содержания в том или ином предмете или явлении.
Задача эстетического воспитания — формирование эстетического идеала ученика. Прекрасное как идеал — это такая жизнь, какой, по нашему мнению, она должна быть. Эстетический идеал — это образ совершенства. Идеалистическая эстетика утверждает, что идеальное можно найти только в искусстве, тем самым противопоставляя идеальное и реальное.
Эстетическое освоение мира предполагает, конечно, практику, творческую деятельность. Видов этой деятельности много: создание красоты в работе, эстетическое поведение, эстетическая познавательная деятельность, художественное творчество. Формирование эстетического сознания и эстетической деятельности школьников — две взаимосвязанные стороны единого педагогического процесса. Через творческую деятельность растущий человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении. В процессе он выкристаллизовывает свой эстетический подход к реальности.
Методы эстетического воспитания включают объяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и т.д.), художественные упражнения (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и т.д.), положительный пример, поощрение и т.д. Формами эстетического воспитания являются беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, поэтические вечера, встречи за круглым столом, дискотеки.
Средства эстетического воспитания
Ряд художественно-эстетических средств используется под руководством учителей в разнообразной эстетической деятельности учащихся. Наиболее важными из них являются: Учеба, работа, игра, общение, природа, искусство, литература, повседневная жизнь. Эти средства органично вписываются в систему эстетического воспитания. Кратко рассмотрим их особенности и значение для эстетического развития школьников.
Научно-познавательный процесс имеет большой потенциал для эстетического воспитания школьников. Вдумываясь в сущность познаваемых предметов, процессов и явлений, студент одновременно воспринимает присущие им эстетические свойства. Собственно процесс познания объективной реальности начинается с чувственного восприятия (живого созерцания). Поиск истины всегда окрашен эмоциональными переживаниями. К.Д.Ушинский писал: «В каждой науке есть более или менее эстетический элемент, который должен быть передан ученикам учителем. («Педагогика» Бабанский Ю.К. с.451).
Мышление углубляет эстетический опыт. Писатель К. Паустовский говорил, что знающий увидит красоту земли, где никогда не увидит необразованного человека. Красота служит одним из критериев истинности знания. Известный французский физик Поль Дирак утверждал, что аксиомы не должны быть простыми, но они должны быть математически элегантными и красивыми.
Труд — как умственный, так и физический — активно влияет на эстетическое развитие учащихся по следующим направлениям: сам процесс труда, содержание труда, результаты труда, отношения в труде.
Эстетическое чувство школьников пробуждают такие элементы работы, как ритм, темп, симметрия, пропорция, гармония. Хорошо организованная работа всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже радости. Материалы, чертежи и инструменты (техническая эстетика) имеют эстетический подход. Человек удовлетворен результатами своего труда. Большую педагогическую ценность представляет слаженность в работе и красота взаимоотношений учеников в совместной работе. А.С. Макаренко утверждал, что в воспитании эстетика костюма, комнаты, лестницы не менее важна, чем эстетика поведения.
Это в полной мере относится к спортивным и ролевым играм. Но эстетические и педагогические возможности игр гораздо богаче. Они скрашивают гармонию движений, обстановку и ритуалы игр позволяют включить в них средства искусства.
Общение со студентами в группе — это вид деятельности, который отвечает их самым глубоким духовным потребностям. Это хорошая школа для эстетического воспитания и самовоспитания учащихся. Недаром М. Горький говорил: «Этика будущего — это эстетика.
Средствами общения являются слово (устное и печатное), мимика, жесты и практические действия. Они являются источником эстетического восприятия школьников. Однако, чтобы это произошло, средства коммуникации должны отвечать требованиям эстетики.
Основным средством общения является речь учеников. Многие достоинства речи объединяются одним термином — «красноречие». Содержание и чистота речи — главные условия ее красоты. Нет никакого словесного мусора. Это не безобидный недостаток, потому что речь оказывает обратное влияние на внутренний мир человека. Художественный вкус относится к культуре языка. Хорошее впечатление производит живописный, лаконичный язык, согретый чувством, четко продуманный. Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. Речь приукрашивается образностью. Хороший рассказчик привносит яркие образы, метафоры, свежие эпитеты. Активизирует речь и уместное использование крылатых выражений, афоризмов, пословиц, остроумных и добрых шуток. Культура речи — это ее плавность, мягкость, ритм, четкая дикция.
Выражение лица, жесты, осанка, движения эстетически воспитанного человека мягкие, уместные, гармоничные и скромные. Они вызывают аналогичные ответные чувства у других людей.
Природа — самый богатый источник эстетического опыта для студентов. В отличие от произведений искусства, природа естественна и подвижна. Изображения природы всегда свежи и естественны; они имеют обширную палитру цветов, которая постоянно меняется в зависимости от времени года, дня и погоды. В каждый момент времени в окружающей природе есть что-то прекрасное. Природа облагораживает чувства, затрагивает весь человеческий дух.
Природа — это тоже музыка: шелест листьев, пение птиц, журчание воды. Сочетание красоты с ароматом лесов и полей вызывает целый комплекс переживаний, которые в постоянном общении с природой становятся дороги человеку и составляют основу патриотического чувства. К. Ушинский считал, что один день, проведенный с ребенком в рощах и полях, стоит многих недель на школьной скамье.
Важнейшим средством эстетического воспитания школьников является искусство. Произведения искусства побуждают людей смотреть на жизнь через призму образов.
Для эстетического развития школьников каждый вид искусства имеет свое особое значение. Прикладное искусство формирует художественный вкус в выборе вещей и предметов повседневной жизни. Этот вкус ученики отражают в своих поделках на кружковых занятиях и на занятиях по рукоделию. Цирковое искусство всегда завораживает своей бескорыстностью и в то же время смелостью, ловкостью, грацией, стремительностью, ритмом и другими достоинствами. Архитектура — это визуальное создание реальности по законам красоты. Он стимулирует детское воображение своей выразительностью, симметрией и ритмичностью форм.
Скульптура как пространственное и визуальное искусство всегда передает движение. Момент этого действия соединяет, так сказать, прошлое и будущее. В скульптуре, ее монументальности и монохроматичности кроется широкое обобщение. Этот вид искусства является самым сложным для восприятия детей.
Искусство в целом отражает мир многогранным и красочным. Художник показывает нам этот мир через свое острое и своеобразное восприятие. Произведения искусства вызывают глубокие и бескорыстные чувства, которые вдохновляют на благородные поступки. «Искусство, — писал Л.С. Выготский, — это скорее организация нашего поведения в будущем, движение вперед, требование, которое, может быть, никогда не осуществится, но которое заставляет нас стремиться за пределы нашей жизни к тому, что лежит за ее пределами. Искусство реализма раскрывает перед школьниками красоту простого человека, его борьбу за высокие идеалы. («Психология искусства» Выготский Л.С. с.332)
Большое влияние на духовный мир школьников оказывает литература. В системе искусств он занимает ведущее место. Слово как средство литературно-художественного творчества способно создавать яркие образы и анализировать явления жизни.
С ростом благосостояния и культуры школьная среда становится все более эстетичной. Она начинается от входа в школьный двор. Чистые и зеленые газоны, строгая геометрия дорожек, цветы — все это вместе с красивыми витражными окнами здания школы создает ощущение гармонии, причастности к красоте окружающей среды, вызывает радостное настроение.
Однако следует помнить, что решающим фактором в эстетическом развитии учащихся являются не сами средства, а творческо-активное отношение учащихся к ним.
Реальные связи искусства с жизнью реализуются через три элемента художественной деятельности: конструктивный, изобразительный и декоративный.
Критерии эстетического воспитания
Эстетическая культура студента включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности студента, а именно:
- эмоциональная и сенсорная восприимчивость к прекрасному и безобразному, возвышенному и низменному, героическому и пошлому, комическому и трагическому в искусстве, жизни, природе, быту, работе, поведении и деятельности, а также способность контролировать свои чувства;
- Знание и понимание сущности эстетики в искусстве и окружающей действительности, понимание искусства, правильные идеи, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни
- Наличие эстетического коммунистического идеала и способность правильно судить о произведениях искусства на его основе, идейная и эмоциональная реакция на эти произведения
- владение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и восприимчивость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства
- степень развития творческих способностей, интереса и стремления к эстетическому освоению мира
- степень участия в художественном творчестве, практическое участие в создании красоты в жизни
- потребность и способность строить жизнь «по законам красоты» и воплощать идеалы красоты в отношениях с людьми, в работе, в общественной деятельности
- наличие эстетических идеалов
- особый вкус в искусстве
- Способность любить красоту; способность воспитывать в себе понимание красоты
- способность глубоко чувствовать
- Художественно-эстетическое творчество школьников в искусстве, жизнь и поведение.
Внеклассная работа как средство формирования эстетической культуры
Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. (Сластенин В.А.) Она обеспечивает развитие системы художественных идей, взглядов и убеждений, дает удовлетворение от того, что действительно эстетически ценно. В то же время в учениках следует воспитывать желание и умение привносить элементы прекрасного во все сферы жизни, бороться с некрасивым, непривлекательным, низким, готовность к посильному самовыражению в искусстве.
Эстетическое воспитание школьников начинается в младших классах, в процессе изучения языка, существующих литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Основная цель этой работы — познакомить учащихся с различными видами искусства, научить их эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.
Для обучения младших школьников художественному восприятию важно использовать сравнительный метод при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин, побуждать их оценивать эти произведения и выражать собственное отношение к их достоинствам и недостаткам. Задавая простые вопросы, направленные на выяснение того, что детям нравится в той или иной работе, какая картина или мелодия лучше, обостряет их восприятие и способствует формированию оценочных суждений.
В формировании эстетических представлений младших школьников следует широко использовать заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин.
Для ознакомления учащихся с красотой местной природы проводятся экскурсии, организуются наблюдения за сезонными изменениями в окружающем ландшафте, создаются гербарии местных растений, проводятся выставки картин. Все это говорит о том, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебной и внеклассной работы в начальных классах.
Самые простые эстетические идеи и суждения формируются в классах начальной школы. Однако основная работа в этом направлении ведется со школьниками/подростками и студентами старших курсов, которые обладают необходимыми навыками для более глубокого понимания искусства.
В последние годы написание сочинений, устные и письменные рецензии на произведения литературы, музыки, театральные постановки, фильмы и художественные выставки широко используются в школьной практике для развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов.
В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных идей, понятий и суждений, важно работать над их пониманием взаимосвязи, существующей между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Поэтому в преподавании литературы необходимо использовать произведения музыкального и изобразительного искусства.
Эстетическое воспитание не должно ограничиваться изучением литературы, музыки и изобразительного искусства. Преподавание таких предметов, как математика, физика, химия, география, также должно быть направлено на эстетику и постижение красоты. Эмоциональное и выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логическим суждениям и ответам на вопросы во время проверки знаний также важны для формирования эстетической культуры. Уместно привести мысль Аристотеля: «Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это главные виды красоты». Эти «типы прекрасного» должны быть признаны и раскрыты каждым учителем в его предмете.
Наиболее острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является формирование у учащихся полноценного художественного вкуса и умения отличать подлинные произведения искусства от примитивных поделок, от декоративно-прикладного искусства. Особенно это касается музыки и изобразительного искусства, где студенты часто увлекаются какофонией и бездумным модернизмом и недооценивают классику, а иногда и формы национального искусства. К трудностям школы добавляется то, что средства массовой информации, дискотеки и видеокассеты чрезмерно пропагандируют западную музыку и фильмы в ущерб отечественному искусству. Есть только один способ преодолеть эту проблему — широкое использование классической литературы, лучших образцов современной музыки и художественного творчества.
Поскольку человек по своей природе является творческим существом, он склонен к художественной и творческой деятельности. С самого раннего возраста дети пробуют свои силы в пении, рисовании и словесном искусстве. Одной из задач эстетического воспитания является развитие и совершенствование этих навыков и способностей.
Различные формы внеклассной работы, такие как кружки и студии литературы, изобразительного искусства, кружки художественной самодеятельности, являются важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся. В них учащиеся знакомятся с творчеством и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве.
Изучение произведений искусства в основном направлено на выявление их гражданской и нравственной направленности и использование их для нравственного воспитания учащихся. Для этого необходимо развивать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к воплощению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к Родине, борьба со всеми искажениями общественной жизни, развитие духовной красоты человека-творца — такова идейная направленность лучших произведений классиков искусства.
Одновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, представлений и вкусов необходимо уделять серьезное внимание эстетике поведения учащихся. Эта работа должна проводиться как в системе преподавания, так и во внеклассной работе. В классе формируется культура мира и порядка, уважение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебным пособиям, доброжелательность и вежливость среди учащихся. Они формируют важную область эстетики в их повседневном поведении.
Заключение
Эстетическое воспитание является важным фактором как в обучении, так и в жизни. Студенты приобретают независимость, умение концентрироваться, постоянно расширяют собственную базу знаний, имеют многогранный взгляд на окружающий мир. Общество приобретает достойного члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно справиться с предстоящими задачами.
Влияние эстетических явлений в жизни и искусстве на личность может быть как целенаправленным, так и спонтанным. Школа играет важную роль в этом процессе. В учебный план входят такие предметы, как изобразительное искусство, музыка, литература, в основе которых лежит искусство. Это не случайно. Мы проанализировали литературу и пришли к выводу, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что познавательный интерес к искусству у младших школьников также достаточно высок, а наличие интереса — первое из условий успешного обучения. Кроме того, художественный материал обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное, литературное или художественное произведение. Именно сила эмоционального воздействия является способом проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.
Каждый учитель должен уделять большое внимание развитию у учеников чувства прекрасного, даже если это требует много времени и усилий. Ведь самая большая награда для него — это по-настоящему образованный, всесторонне гармонично развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.
Цели, поставленные во введении, я считаю, были исследованы и решены. Изучены все известные виды и формы эстетического воспитания, а также проблема совершенствования последнего через непрерывную организацию работы, когда ученик, поднимаясь по лестнице знаний, не только учится видеть красоту повседневной жизни, но и получает огромное удовольствие от этого процесса, ведь полученные знания помогут ему в работе и учебе, а также в личной жизни.
Список ссылок
- «Педагогика» Бабанский Ю.К. Москва, Просвещение, 1983.
- «Педагогика» Сластенин В.А. Москва, «Владос», 2003.
- «Педагогика» Харламов И.Ф. Москва, «Гардарики», 2002.
- «Психология искусства» Выготский Л.С. Москва 1968г.
- «Эстетика образования» Лихачев Б.Т.
- «Педагогика. 2 часть» Подласый И.П. электронное издание 7.
- «Искусство в эстетическом воспитании» Гончаров И.Ф. электронное издание.
- «Формирование личности школьника: Целостный процесс». V. Ильин. С. Москва. 1984.
- «Природа в системе эстетического воспитания». Смольянинов И.Ф. Москва, 1984.
- «Сердце для детей». В. Сухомлинский. А. Избранные педагогические сочинения — Москва, 1979.
- «Эколого-эстетическое воспитание школьников. Отредактировано. Под редакцией Печко Л.П. (Москва, 1984). Москва, 1984.
- «Теория эстетического воспитания школьников. Лихачев Б.Т. Москва, 1985.
- «Мудрость красоты» 2-е издание. Неменский Б.М., Москва, 1987.
- «П. Азаров», Москва, 1986 г. 15.
- избр.пед.том.сб.т.2. В.А. Сухомлинский, Москва, 1986.