Для связи в whatsapp +905441085890

Основной психофизический закон Вебера-Фехнера — Ощущения как познавательный процесс

Отечественная психология придерживается материалистического представления о том, что психика — это свойство материи, возникающее лишь на высших ступенях ее развития.

Наличие раздражимости у биологических объектов является одним из важнейших элементов, отличающих процессы отражения в живой и неживой природе. Раздражимость позволяет сохранять целостность живого организма в окружающей среде. По мере эволюционного усложнения биологических систем раздражимость трансформируется в чувствительность, в дифференцированные ощущения и восприятие. Возникает психика. Меняется роль самого процесса отражения во взаимоотношениях с окружающей средой — от непосредственных реакций, связанных с поддержанием жизнедеятельности организма, к их опосредованию.

Ощущения возникают везде, где есть органы чувств, везде, где есть психика. Чувства обеспечивают адекватную реакцию на стимулы, которые в данный момент не являются необходимыми. На этом основании сегодня проводят различие между раздражительностью и ощущениями. Ощущения характерны для высших животных и человека, так как они обусловлены не только безусловно-рефлекторными, но и условно-рефлекторными действиями. Вероятно, ощущения у человека и животных сходны. Процесс ощущения обусловлен деятельностью коры головного мозга, уровнем его сложности. У человека существуют такие процессы, как мышление, память. У высших животных так называемое интеллектуальное поведение включено в акт ощущения. Уровень развития психики человека выше, чем уровень интеллектуального поведения животных. Человек обладает сознанием, что обеспечивает ему еще более высокий уровень отражения, которое выступает в чувственной форме, т.е. в форме ощущения и восприятия.

Восприятие — это активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Согласно общей стратегии предпринятого исследования, первым конкретным шагом является изучение того, в каких конкретно экспериментально выявленных характеристиках выражаются феноменологические особенности ощущений как простейших психических процессов. Перечень основных эмпирических характеристик ощущений послужит отправной точкой для дифференциации «первых» психических сигналов по сравнению с нейронными сигналами.

Этот схематичный список будет включать, однако, только общие свойства ощущений. Особенности различных видов ощущений, широко и подробно изученные и описанные в экспериментальной психологии (Ананьев, 1961; Stevens, 1961), здесь специально рассматриваться не будут, поскольку наша задача — выделить качественно-структурные свойства, объединяющие все виды ощущений.

Такой наиболее общей характеристикой является пространственно-временная структура, поэтому целесообразно начать анализ ощущений именно с нее.

Пространственно-временная структура ощущений.

Проекция — классическая характеристика любого ощущения. Проекция, или локализация, как отображение места в пространстве — это воспроизведение координаты в определенной системе отсчета относительно ее начала. Но неизменная координата, очевидно, является частным случаем изменения места, т.е. перемещения, или изменения пространственной координаты во времени. Поэтому теоретически есть все основания ожидать, что исходной характеристикой пространственно-временной структуры восприятия, определяющей его собственно пространственные и собственно временные компоненты как производные, должно быть представление движения как единого пространственно-временного свойства отображаемых в восприятии объектов.

Эмпирические данные, касающиеся различных видов ощущений, свидетельствуют в пользу положения об исходной роли движения в пространственно-временной структуре сенсорных процессов. Пространственная структура сенсорных процессов достигает наиболее полной целостной и устойчивой формы в области зрительных ощущений.

Основной психофизический закон Вебера-Фехнера - Ощущения как познавательный процесс
Основной психофизический закон Вебера-Фехнера — Ощущения как познавательный процесс

Ощущения как познавательный процесс

Ощущения — это отражение свойств действительности в результате их воздействия на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений разнообразны: тактильные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью

Ощущение — простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознанный или неосознанный, но действующий на поведение человека продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде. С житейской точки зрения трудно представить себе что-либо более естественное, чем видеть, слышать, ощущать прикосновение к предмету… Скорее наоборот, потерю одного из них мы способны воспринимать как нечто непоправимое. Явления ощущений настолько примитивны, что в повседневной практике для них, пожалуй, не существует конкретного определения. В психологии есть очень конкретное определение ощущений. С ее точки зрения, они являются осознанным, субъективно представленным в голове человека или бессознательным, но действующим на его поведение, продуктом переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Все живые существа, обладающие нервной системой, обладают способностью к ощущениям. Что касается сознательных ощущений, то они существуют только у живых существ, имеющих мозг и кору головного мозга. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек теряет состояние сознания, а вместе с ним и способность иметь ощущения, то есть чувствовать, осознанно воспринимать мир. Это происходит, например, во время сна, под наркозом, при болезненных нарушениях сознания. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, которая является свойством живой материи избирательно отвечать на биологически значимые воздействия внешней среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Важнейшая роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро информировать центральную нервную систему, как основной орган управления деятельностью, о состоянии внешней и внутренней среды, о наличии в ней биологически значимых факторов.

Мы так много знаем о зрении, что нужно иметь большое воображение, чтобы признать, что есть еще нерешенные проблемы. Но подумайте об этом. Сетчатка глаза создает множество искаженных, перевернутых изображений, в то время как мы видим целостные объекты в окружающем нас пространстве. Сетчатка стимулируется последовательными раздражителями, а мы тем временем воспринимаем предметный мир, и это не что иное, как чудо.

Если это и не чудо, то, по крайней мере, нечто, поражающее воображение, особенно если вспомнить, что все наши знания об окружающем мире зависят от природы физической энергии, непосредственно воздействующей на наши органы чувств. Например, наша способность воспринимать запахи основана на сложной химической реакции, протекающей в глубине наших пазух, способность видеть — это результат преобразования световой энергии сетчаткой глаза, а способность слышать — это результат воздействия вибраций воздуха на рецепторы нашего внутреннего уха. Более того, эти внешние источники энергии могут быть не полностью выражены или даже во многом искажены. Часто, особенно когда перед глазами лишь размытые очертания, когда звук слабый или когда мы лишь на мгновение касаемся предмета, мы получаем лишь очень неполную сенсорную информацию об окружающем нас мире, в большинстве случаев наше восприятие соответствует действительности. Как это происходит? Несомненно, все знания о внешнем мире зависят от наших органов чувств, и, по-видимому, существует очень тесная связь между окружающим миром и нашим восприятием его.

Основные теории изучения ощущений

Казалось бы, зрительное сенсорное поле должно быть свободно от обязательной связи с отражением движения. Между тем, данные генетической психофизиологии зрения ясно показывают, что начальным этапом зрительных ощущений было отображение движущихся объектов. Фасеточные глаза насекомых эффективно работают только при воздействии движущихся стимулов. Они являются «специальными детекторами движения» (Gregory, 1970). Это касается зрения не только беспозвоночных, но и многих позвоночных. Известно, например, что сетчатка лягушки, которую называют «детектором насекомых», точно реагирует на движение последних. Окруженная неподвижными насекомыми, лягушка может умереть от голода.

О первоначальной роли отображения движения у человека свидетельствует обширный, но недостаточно систематизированный и интерпретированный материал психологии раннего детства. Обобщая факты разных исследователей, подкрепленные собственными данными, Б.Г. Ананьев (1970) формулирует принципиальный эмпирический вывод: «Движение предмета становится источником сенсорного развития и перестройки сенсорных функций раньше и первичнее, чем, например, хватательное движение предмета».

Рассматривая этот генетический факт в связи с анализом «наиболее первичных условий формирования восприятия пространства», Б.Г. Ананьев заключает, «что поле зрения ребенка формируется движущимися объектами, к которым, естественно, относится и сам взрослый.

Направление эволюционного развития пространственно-временной структуры поля зрения, имеющей своим истоком отображение движения, воплотилось в строении и функционировании сетчатки человека. Так, периферия сетчатки стимулируется движением, которое еще не ощущается, но вызывает рефлекторный поворот глаза. Затем, когда стимул перемещается несколько ближе к центру, возникает ощущение движения, которое, однако, еще не позволяет определить внутренние характеристики движущегося объекта. Учитывая эти и подобные факты, Р. Грегори (1970) приходит к выводу, что «все глаза в первую очередь являются детекторами движения», и что «на самом деле, вероятно, только глаза высших животных способны давать мозгу информацию о неподвижных объектах».

Существенно, однако, что экспериментальная психология зрения располагает не только данными, указывающими на генетическую первичность отражения движения объектов, но и фактами, свидетельствующими о том, что пространственная структура зрительных ощущений формируется на основе этого отражения движения. Таков, например, феномен кинетического эффекта глубины, полученный Метцнером и воспроизведенный затем в условиях монокулярного восприятия Г. Валлахом и Д. О’Коннеллом. Этот эффект заключается в том, что теневые фигуры, мгновенное изображение которых в поле зрения одного глаза воспринимается как двумерное, отображаются, однако, как трехмерные при условии, что объект, тень которого видит наблюдатель, вращается с определенной скоростью. Этот факт имеет принципиальное значение: он показывает, что бинокулярное рассогласование ретинальных изображений не является единственным механизмом формирования трехмерной пространственной структуры сенсорного поля и что основа для построения трехмерной структуры воспроизводится

Классификация ощущений и сенсорных систем

Аристотель выделял пять видов ощущений, которые, по его мнению, основаны на пяти видах «внешних чувств»:

1.Зрительные

2.слуховые

  1. обонятельные
  2. тактильные

5.вкусовые.

Э. Вебер расширил эту классификацию. Он предложил разделить чувство осязания на:

  1. Чувство осязания.
  2. Чувство веса.
  3. чувство температуры
  4. Чувство боли
  5. Чувство равновесия
  6. Чувство движения
  7. Чувство внутренних органов, объединив их под названием «общие ощущения».

Г. Гельмгольц разделил ощущения по категориям модальности, фактически эта классификация также является продолжением классификации Аристотеля. Поскольку модальности различаются по соответствующим органам чувств, например, ощущения, связанные с глазом, относятся к зрительной модальности; ощущения, связанные со слухом, относятся к слуховой модальности и т.д. Современная модификация этой классификации использует дополнительное понятие субмодальности, например, в рамках такой модальности, как кожные ощущения, выделяют субмодальности: механические, температурные и болевые ощущения. Аналогично, в рамках зрительной модальности существуют субмодальности ахроматических и хроматических ощущений.

В. Вундт считается родоначальником классификации ощущений, основанной на типе энергии адекватного стимула для соответствующих рецепторов:

1.физические (зрение, слух);

2.механические (осязание);

3.химические (вкус, запах).

Классификация ощущений И.П. Павлова также основана на физических и химических характеристиках раздражителей:

1.свет

2.звук

3.кожно-механические

4.обоняние и т.д.

Х. Головин предложил генетический принцип классификации. Он разделил:

  • протопатическая чувствительность (низшая)
  • эпикритическая чувствительность (высшая).

Под протопатическими ощущениями он понимал те древнейшие формы ощущений, которые не имеют дифференцированного характера. Эти ощущения неотделимы от эмоциональных состояний и не отражают с достаточной отчетливостью объективные предметы внешнего мира. Интероцептивные ощущения — наиболее яркий пример протопатической чувствительности (например, боль в сердце).

Эпикритические ощущения — высшие (младшие) виды ощущений, они имеют дифференцированную структуру и отражают объективные предметы внешнего мира. Ярким примером таких ощущений являются зрительные ощущения.

Исследования показали, что в работе всех органов чувств присутствуют элементы как протопатических, так и эпикритических ощущений, но в разных соотношениях. А.А. Ухтомский также применял генетический принцип классификации. По его мнению, наиболее древней, а потому диффузной сигнализацией является кожная боль и связанные с ней аффективные состояния страдания, страха и др. Более поздней по генезису и очень дифференцированной является тактильная рецепция, которая является источником познания внутренних свойств объекта — упругости, плотности и т.д. Высшие реакции — слух, зрение. Развитие рецептивности заключается в том, что сначала тактильная рецептивность переходит в тактильно-зрительную, а затем в чисто зрительную.

Ч. Шеррингтон разработал классификацию, основанную на расположении рецептивных поверхностей и выполняемой ими функции:

1.Экстероцепция (внешняя поверхность):

а)контактная

б) дистантная.

2.Проприоцепция (рецептивность в мышцах, связках и т.д.)

а)статическая

б)кинестетическая.

3.Интероцепция (рецепция внутренних органов).

Современные авторы используют дополненную классификацию Аристотеля, выделяя ощущения: осязания и давления, прикосновения, температуры, боли, вкуса, обонятельные, зрительные, слуховые, положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, сексуальные ощущения, боль, ощущения внутренних органов и т.д.), структурируя ее по классификации К. Шеррингтона.

Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — это повышение чувствительности нервных центров под воздействием раздражителя. При действии сенсорных раздражителей она обычно маскируется одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптации. Соотношение процессов сенсибилизации и адаптации можно оценить путем параллельного измерения чувствительности к электрическому и сенсорному стимулу. Так, при освещении глаза, наряду со снижением световой чувствительности (адаптация), происходит повышение электрической чувствительности (сенсибилизация). В темноте развиваются противоположные отношения. Электрический раздражитель адресуется к нервным элементам анализатора, лежащим над рецепторными образованиями, и служит прямым способом измерения сенсибилизации (=>сенсибилизация). Сенсибилизация может быть достигнута также с помощью физических упражнений.

СИНЕСТЕЗИЯ — явление, при котором стимул, действующий на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, характерное для данного органа чувств, но и дополнительное ощущение или восприятие, характерное для другого органа чувств. Синестезия связана с переходом возбуждения, вызванного ощущением, из одной модальности в другую. Примеры — «мрачные звуки» и «светлый голос». Эта символика отражает не только осознание сенсорного тона ощущений, но и вызываемое ими психологическое состояние.

Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук, помимо слуховых ощущений, вызывает еще и цветовые. Цветной слух наблюдался у композиторов Римского-Корсакова, Скрябина. Для многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый — холода. Синестезия по своей природе представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов. Ее своеобразные формы — например, визуализация слышимого — встречаются в патологии.

  1. Методы исследования ощущений. Лабораторные тесты

В конце 19 века изучение ощущений определялось стремлением исследователей разложить «материю» сознания на «атомы» в виде простейших психических образов, из которых оно строится (В. Вундт). Восприятия в лаборатории Вундта, изучаемые методом интроспекции, представлялись как особые элементы сознания, доступные в своей истинной форме только субъекту, наблюдающему их в себе. Сейчас существует два основных метода измерения ощущений: прямой и косвенный. Прямой метод (метод словесной оценки стимулов) заключается в следующем: испытуемому предлагают соответствующий стимул (прикосновение к коже, звук, цвет), который сначала имеет минимальную интенсивность, а затем постепенно усиливается. Испытуемого просят ответить, когда он/она впервые почувствовал/а соответствующее ощущение. Например, для определения ощущения прикосновения можно использовать эстезиометр. При косвенном методе используются другие, невербальные способы объективной оценки признаков, указывающих на ощущения.

Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, начиная с рецепторов и заканчивая корковыми отделами. Установлены специфические аппараты цветового зрения, специфические рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности, открыты нейроны, реагирующие на отдельные свойства зрительных и слуховых раздражителей.

Электрофизиологические методы изучения органических функций, основаны на регистрации биопотенциалов, возникающих в тканях живого организма спонтанно или в ответ на внешнюю стимуляцию. Чаще всего используется регистрация биотоков головного мозга.

Отражение психофизиологических процессов в динамике ЭЭГ. Частотно-амплитудные изменения электрической активности, обусловленные:

1)Активацией внимания — блокада альфа-ритма, увеличение бетта-ритма, изменение уровня фазовой асимметрии колебаний, концентрация внимания, глубокая депрессия биопотенциалов.

2)Эмоциональное состояние — нет единой точки зрения; тревожность слабая — усиление 2 ритма, повышенная тревожность — десинхронизация основного ритма ЭЭГ, отрицательные эмоции — усиление теста активности, положительные эмоции — ослабление теста активности.

«Волна ожидания». Изменения психофизиологического состояния отражаются на электрофизиологических показателях; высокое эмоциональное напряжение — увеличение амплитуды волны; неустойчивое внимание — снижение амплитуды волны.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сенсорно-перцептивный процесс
  2. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
  3. Природосообразная технология обучения иностранному языку Кушнира
  4. Виды клинической психологии
  5. Психотехнологии общения личности
  6. Деятельностный подход в психологии
  7. Педагогическое наблюдение в детском саду
  8. Программа психологического тренинга
  9. Профилактика деструктивного поведения сотрудников исправительных учреждений
  10. Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками