Оглавление:
Психология, как я уже говорил, по праву претендует на роль одного из «родителей» девиантологии. Уточним — в данном случае речь идет об одном из разделов психологического знания — психологии личности или персонологии. Эта отрасль психологии включает в себя широкий спектр различных, часто противоречивых взглядов на личность. Персонологи, как и социологи, долгое время претендовали на монополию в решении разноречивых вопросов. Хотя подобные идеи сегодня чужды большинству представителей научного психологического сообщества, никто не оспаривает достоинств психологии личности в изучении девиантного поведения.
Чтобы прояснить, где персонология и психология девиантности имеют точки соприкосновения, а где расходятся, давайте более подробно рассмотрим психологию личности. Что и с каких позиций изучает эта отрасль психологии? Известно, что на нашей планете невозможно найти хотя бы двух абсолютно похожих людей. Каждый из нас — уникальная, неповторимая личность. Выполняя одни и те же действия, люди могут испытывать самые противоположные чувства. Например, на политическом митинге один человек выражает свои убеждения, другой придерживается противоположных убеждений, но пришел из солидарности с товарищем, третий просто участвует от скуки.
Понимание того, что лежит в основе действий человека, является одним из основных интересов персонологии. У каждого человека есть свой внутренний мир. Его собственный особый набор восприятий, эмоциональных реакций, опыта, склонности действовать определенным образом. По каким законам действует этот внутренний мир? Ответ на этот вопрос связан с тем или иным взглядом на человеческую природу. Скажем, если я склонен просыпаться по ночам от ощущения, что по мне ползают маленькие зеленые крокодильчики, это проявление чувств, свойственных большинству людей, или повод обратиться к психиатру? Пытаясь ответить на эти и другие вопросы, персонологи создают теории личности. Что это такое? Короче говоря, любая теория личности — это система идей, которая объясняет, что представляет собой человек (т.е. определяет относительно постоянные черты личности), как он себя ведет и что руководит его поведением. Это тщательно выверенный вывод о характере человека, который обязательно должен иметь эмпирическую поддержку. Теория должна не только объяснять поведение человека в прошлом и настоящем, но и предсказывать будущее. Таким образом, теории личности описывают, объясняют и предсказывают поведение человека. Когда теории не выполняют эти функции, они отвергаются научным сообществом как ненадежные. Следует сразу сказать, что до согласия между учеными по основным вопросам психологии личности еще далеко. Так, З. Фрейд утверждал, что человек не осознает истинных мотивов своих поступков и его поведение направлено на удовлетворение инстинктивных потребностей (не зависящих от воли и сознания человека). Американский психолог Б.Ф. Скиннер утверждал, что поведение человека принципиально не отличается от поведения его подопытных голубей. Другой психолог, В. Франкл, утверждал, что человек ищет смысл жизни и его действия основаны на сознательном и свободном выборе. Эти взгляды на человеческую природу по сути своей противоположны. С другой стороны, каждая из этих теорий объясняет какой-то аспект человеческой природы. Следует понимать, что каждая теория — это модель, упрощенное описание самого сложного объекта изучения — человека.
Теории личности и проблемы, которые они поднимают
Несмотря на различия в содержании отдельных теорий личности, их основные компоненты, то есть главные вопросы, на которые пытается ответить каждая теория, во многом идентичны. В то же время, конечно же, ответы разные. Что это за вопросы?
Устойчивая внутренняя конфигурация «Я»; каким-то образом организованные и сложные эмоции, черты характера, драйвы и т.д.
Во-первых, существует вопрос о структуре личности. Все психологи пытаются найти относительно неизменные черты человеческой психики, которые являются постоянными
которые проявляются в разных обстоятельствах и в разное время. Каждый из нас в течение жизни чем-то отличается от других людей. Это связано с уникальностью структуры нашей личности. В то же время мы все во многом похожи — это результат структурного сходства. Эти различия и сходства по-разному объясняются различными теориями. Однако каждая теория личности затрагивает вопрос о том, что представляет собой стабильные, неизменные аспекты человеческого поведения.
Во-вторых, каждая теория личности затрагивает вопрос мотивации. Психологи пытаются объяснить, почему люди ведут себя так, а не иначе. Вопрос мотивации связан с изменяющимися, динамичными характеристиками человеческого поведения. «Почему люди ставят перед собой разные цели на протяжении всей жизни и преследуют их с разным уровнем упорства?». «Что побуждает человека к действию и что руководит его поступками?». — распространенные варианты таких вопросов. Конечно, ответы на эти вопросы, данные в рамках различных теорий, также отличаются друг от друга.
Третьим компонентом теорий личности является вопрос развития. Не секрет, что люди меняются на протяжении всей жизни. Пожилые люди ведут себя иначе и воспринимают окружающий мир иначе, чем молодые. На развитие человека влияет множество факторов: Наследственность, семья, школа, материальное положение, принадлежность к определенной культуре. Все это создает уникальный набор личного опыта. Какую роль играют различные факторы в процессе развития личности? Каковы закономерности этого процесса? Не ответив на эти вопросы, невозможно полностью понять человека.
Четвертый блок вопросов, с которыми сталкивается любая теория личности, — это вопросы психопатологии. Почему одни люди легко адаптируются к жизни в обществе, а другие испытывают трудности во взаимодействии с окружающими?
Почему некоторые люди склонны воспринимать окружающий мир совсем иначе, чем большинство людей (например, они всерьез подозревают, что все вокруг хотят им навредить)? Наконец, чем «нормальная» психика отличается от «ненормальной»? Эти вопросы можно с уверенностью назвать самыми важными в персонологии.
С вышесказанным тесно связан пятый компонент любой теории. Это касается проблемы психического здоровья. Любая теория должна предлагать критерии оценки здорового человека. Персонологи уделяют большое внимание созданию портрета здорового человека и разработке положений здорового образа жизни (разумеется, речь идет в первую очередь о психологических, а не физических критериях здоровья). Конечно, существуют разные ответы на этот вопрос, имеющий центральное значение для психологов. Фрейд считал, что способность справляться с внутренними тревогами и достигать чувства удовлетворенности жизнью может быть показателем здоровья. С другой стороны, Франкл утверждал, что внутреннее напряжение, борьба, переживание жизни как драмы являются условиями и показателями здоровья.
Наконец, шестым важным моментом является вопрос о терапевтическом воздействии на личность. Как можно помочь людям с разделяемыми психологическими отклонениями? Можно ли исправить эти отклонения и изменить больную личность? Это, пожалуй, самые важные вопросы, которые служат критериями для оценки практической значимости той или иной теории.
Девиантология и социальная психология
Социальная психология — одна из самых молодых отраслей знаний о людях и обществе. Как самостоятельная наука она возникла во второй половине 20 века, «отколовшись» от социологии и психологии личности. Хотя
Автономность социальной психологии сегодня общепризнанна, хотя споры о пересечении ее предмета с предметами персонологии и социологии не утихают. Тем не менее, и социологи, и психологи личности признают, что достижения социальной психологии интересны и своеобразны. Чем же занимаются социальные психологи. Упрощенно можно сказать, что социальная психология изучает стабильные, повторяющиеся психологические явления, которые лежат в основе социального поведения людей, их отношения друг к другу и характерных способов мышления. Если говорить о разнице в сферах интересов социологии, психологии личности и социальной психологии, то можно сказать, что социолога интересует, как общество возникает из взаимодействия индивидов; персонолога интересуют сами эти индивиды; а социального психолога интересуют психологические и поведенческие общности этих индивидов.
Давайте попробуем проиллюстрировать это различие на примере. Одна и та же ситуация — например, драка на улице и глазеющая толпа — несомненно, будет интересна как социологу, так и персонологу и социальному психологу. Однако этот интерес будет совсем другим. Социолог, таким образом, скорее всего, будет интересоваться социальной принадлежностью участников и зрителей. Их финансовое положение и уровень образования, а также их профессиональные связи. Он попытается выяснить общие характеристики сообщества, в котором произошел инцидент. Был ли это большой город или деревня? Каков экономический и политический статус сообщества? Разрешают ли местные законы и обычаи драки в общественных местах? Отвечая на эти вопросы, социолог объясняет, что произошло.
Персонолог, рассматривая ту же ситуацию, скорее всего, будет интересоваться личностными особенностями тех, кто участвовал в инциденте. Каков уровень агрессии бойцов и каков уровень сопереживания сторонних наблюдателей?
Смотреть бой? Наконец, каковы мотивы совершенных действий? После того как все это выяснено, персонолог объяснит произошедшее по-своему.
Является ли такое поведение типичным для большинства людей в подобных ситуациях? Если да, то какие психологические механизмы лежат в его основе? Если нет, то что особенного было в анализируемой ситуации, что заставило участников повести себя таким образом? После того, как социальный психолог найдет ответы на эти вопросы, он, возможно, расскажет нам что-нибудь об «эффекте стороннего наблюдателя», явлении, описанном во всех учебниках по социальной психологии.
Из этого примера видно, что социальные и психологические теории представляют безусловный интерес для девианта. Давайте попробуем разобраться в этом более подробно. Социальная психология опирается на два основных положения для объяснения человеческого поведения. Первое — это сила ситуации. Непосредственные условия, в которых она разворачивается
поведения оказывает огромное влияние на само поведение. Большинство людей не позволяют себе делать то, что они сделали бы наедине с собой (например, ковырять в носу) в присутствии других людей. Если мы находимся на дипломатическом приеме, мы вряд ли будем есть еду руками, хотя вполне можем делать это дома. В повседневной жизни сила ситуации редко осознается. Многие интересные эксперименты социальных психологов прекрасно иллюстрируют силу этого скрытого влияния.
Но нельзя забывать и о силе личности. Разные люди ведут себя по-разному в одних и тех же ситуациях. Услышав призыв о помощи, один человек бросится на помощь, а другой предпочтет «не услышать». Кроме того, разные люди выбирают для себя разные ситуации. Несправедливо утверждать, что священник и проститутка с одинаковой вероятностью попадают в жестокие ситуации от рук своего сутенера.
Девиантология и криминология
Один из самых интересных и жестоких социально-психологических экспериментов с ярко выраженной девиантологической тематикой поставила жизнь. В 1964 году в одном из районов Нью-Йорка (Бронкс) на молодую женщину, возвращавшуюся поздно вечером с работы, напал вооруженный преступник. Китти Джейновит, так звали жертву, боролась за свою жизнь около сорока минут, пытаясь увернуться от ножа в небольшом переулке, в который ее загнал нападавший. В это время она громко звала на помощь, но без нее ее убили.
Трагизм ситуации заключается в том, что свидетелями всей этой сцены от начала до конца стали около 40 человек — вполне респектабельные жители Бронкса. Никто из них не только не пришел на помощь несчастной женщине, но даже не вызвал полицию! Согласитесь, трудно поверить, что такое возможно. Между тем, этот инцидент имел несчастье произойти. Почему «нормальные» во всех смыслах люди, средний класс — гордость Америки — остались равнодушными к кровавой бойне. Среди социальных психологов до сих пор нет единого мнения по этому вопросу. Обычно они ссылаются на вышеупомянутый «эффект стороннего наблюдателя», который снижает ответственность человека за вмешательство в наблюдаемое событие. По другой версии, виноват принцип «социального доказательства»: поскольку люди не знали, как вести себя в этой явно неординарной ситуации, они ориентировались на реакцию других наблюдателей, которые тоже не реагировали, потому что не знали, как себя вести — создавался порочный круг.
Конечно, интересы социальных психологов не ограничиваются такими проблемами. Их интересуют такие явления, как конформизм, социальное мышление, любовь и дружба, самовосприятие и восприятие других в социальных отношениях и т.д. Позже мы узнаем о многих других интересных экспериментах, которые представляют интерес для девиантов. Но уже и так понятно — ученый, изучающий девиантное поведение, не может обойтись без социальной психологии.
Компетентный девиатолог, таким образом, должен обладать обширными социологическими, персонологическими и социально-психологическими знаниями. Однако он не может ограничиться только этим знанием. Диапазон поведенческих отклонений невероятно широк. В то же время существует группа отклонений, которые всегда привлекают особое внимание общества — речь идет о криминальном поведении. Невозможно оставить этот вопрос без специального рассмотрения — необходимо обратиться к криминологии.
Криминология — это наука о преступности (от латинского crimen — преступление и греческого logos). Криминология — одна из старейших наук о человеческом поведении, хотя само название «криминология» появилось сравнительно недавно. В XIX веке криминология синтезировала достижения таких наук, как право, психология и социология, и стала отдельной междисциплинарной отраслью знаний. Криминология изучает не только закономерности индивидуальной преступности — индивидуального преступного поведения, но и эмпирические — связанные с опытом (в отличие от теории, которая связана с рассуждениями, она ориентируется на факты, но не на теории.
Закономерности преступности как социального явления. Другими словами, криминолога одинаково интересует, как и почему «мистер Х» совершил преступление и почему и как вообще совершаются преступления в городе, где живет «мистер Х». Почему человек совершает преступление?
Почему человек выбирает криминальный путь для решения жизненной проблемы? Что нужно сделать, чтобы этого не произошло? Вот примерный список вопросов, которые в первую очередь волнуют криминолога. С самого начала криминология заявила о себе как об эмпирической науке. Об этом стоит сказать подробнее, потому что это определение многое проясняет в отношениях между криминологией и исследованиями девиантности.
Девиантология и философия
Что ж, — вздыхает читатель, — мы сейчас пустимся в туманные и непонятные рассуждения о «смысле Вселенной» и «феноменологии разума».* Действительно, большинство людей считают философию малопонятным упражнением в запутанной и неясной аргументации, подходящим для чудаков, которые курят трубки и разбивают бокалы повсюду. «Философия — самая непонятная и бесполезная из всех наук», — такое определение мы не раз слышали от студентов, которые когда-то ее изучали. Интересно, что это утверждение неверно по двум пунктам: во-первых, философия — это прежде всего «прикладная, реальная область знаний»; во-вторых, строго говоря, философия не является наукой. Очевидно, нам нужно сказать об этом больше.
Начнем с первого утверждения — «Философия — это прикладная, ориентированная на жизнь область знаний». Это действительно так. Более того, ВСЕ люди (кроме умственно отсталых) являются философами — даже если они этого не осознают. Философия занимается самыми общими вопросами человеческой жизни и мира, в котором эта жизнь протекает. «Что такое жизнь?» «Имеет ли жизнь смысл?» «Если да, то что это?» «Как вообще возможно найти ответ на вопрос о смысле жизни?». «Что мы можем знать и чего мы не можем знать?». «Свободен ли человек выбирать свою судьбу или он раб обстоятельств?». «Может ли человек знать все и каковы пределы этого знания?» «Существуют ли такие идеалы, как честь, любовь, долг, на самом деле, или это все иллюзии?». «Есть ли у Вселенной цель или причина для ее существования?». Все эти вопросы относятся к категории философских вопросов. Несомненно, многое в жизни человека зависит от того, как он ответит на эти и подобные вопросы. Все отвечают на них, даже не осознавая этого. Считаем ли мы себя свободными или рабами обстоятельств, видим ли мы смысл жизни в служении долгу или в удовлетворении желаний — оба ответа находят прямое отражение в нашем поведении и повседневной жизни. Более того, жизнь целых сообществ зависит от ответов на эти вопросы
» Так называется одна из самых известных философских работ, написанных великим немецким мыслителем Гегелем.
Если мы считаем, что понимаем счастье человечества, а само человечество просто не видит и не понимает своего счастья, мы вполне можем стать похожими на Гитлера или Робеспьера. Во время Великой французской революции гильотина в Париже работала непрерывно в течение нескольких дней — во имя «свободы, равенства и братства» — один из самых трагических примеров поспешного решения философских вопросов. Когда кто-то говорит нам, что безработные сами виноваты в своем несчастье, это философская позиция, с которой мы можем соглашаться или нет. Таким образом, философия тесно связана с реальной жизнью.
Теперь перейдем ко второму аспекту — утверждению, что философия не является наукой, — которое часто берут на вооружение неспециалисты. Давайте разберемся, что такое наука. Наука — это изучение окружающего мира, основанное на теориях и данных опыта. Экспериментальные данные имеют решающее значение в этом процессе. Теории, как мы уже отметили, это идеи, которые объясняют реальность. Научные теории требуют подтверждения опытом. Классическим примером научной теории является закон всемирного тяготения, сформулированный Исааком Ньютоном: «Все тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной квадрату их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними».
Эта теория объясняет, почему яблоко упало на голову Ньютону и почему ракета должна сжечь определенное количество топлива, прежде чем взлететь. И эти объяснения подтверждаются экспериментальными данными — если вы знаете массу яблока, вы можете рассчитать скорость, с которой оно упало, если вы знаете массу ракеты и Земли, вы можете рассчитать количество необходимого топлива. Философские вопросы, однако, не могут быть окончательно доказаны опытом — недаром их называют «вечными». Можно ли одновременно доказать, что смысл жизни существует, и доказать, что его нет? Смысл жизни (так же, как свободу воли или цель Вселенной) нельзя почувствовать, потрогать или измерить.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Вклад К. Штайнера в теорию трансактного анализа
- Внутренний конфликт и его влияние на реализацию управленческой деятельности — Понятие и природа конфликта
- Пороги чувствительности в психологии
- Шкала сознания
- Ощущение и восприятие
- Возрастно-психологическое консультирование
- Невербальная коммуникация — что это такое — Общее понимание средств невербальной коммуникации
- Психологические основы систем развивающего обучения
- Роже Кузине, французский педагог, теоретик нового воспитания
- Ассоциальное поведение — Ассоциальное поведение как психический феномен