Оглавление:
К наиболее важным свойствам восприятия относятся следующие: Объективность, целостность, структура, постоянство, осмысленность, апперцепция и активность.
Объективность восприятия — это способность отражать предметы и явления реального мира не в виде набора не связанных между собой ощущений, а в виде отдельных предметов. Следует отметить, что объективность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза с первого года жизни ребенка.
Целостность — еще одно свойство восприятия. В отличие от ощущений, которые воспроизводят отдельные свойства объекта, восприятие дает целостную картину объекта. Он формируется на основе обобщения информации, полученной в виде различных ощущений об отдельных свойствах и качествах объекта. Сенсорные компоненты настолько тесно взаимосвязаны, что формируется единый сложный образ объекта, даже если непосредственно задействованы только отдельные свойства или части объекта. Этот образ возникает условно и рефлексивно через взаимосвязь различных ощущений. Или, говоря иначе, целостность восприятия выражается в том, что даже когда отдельные свойства воспринимаемого объекта отражены неполно, происходит мысленное завершение полученной информации для формирования целостной картины конкретного объекта.
Целостность восприятия связана с его структурированностью. Это свойство заключается в том, что восприятие, в большинстве случаев, не является проекцией сиюминутных ощущений и не является их простой суммой. На самом деле человек воспринимает обобщенную структуру, абстрагированную от этих ощущений, которая формируется в течение определенного периода времени. Например, когда человек слышит мелодию, ранее услышанные звуки все еще звучат в его голове, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушатель понимает мелодию, то есть воспринимает ее структуру как единое целое. Очевидно, что последний из услышанных тонов сам по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушателя продолжает звучать вся мелодия с различными взаимосвязями ее компонентов. Таким образом, восприятие привносит в сознание структуру объекта или явления, встречающегося в реальном мире.
Еще одно свойство восприятия — постоянство. Константность — это относительное постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий их восприятия. Например, удаленный движущийся грузовик воспринимается как большой объект, хотя его изображение на сетчатке глаза гораздо меньше, чем его изображение, когда он стоит рядом.
Благодаря свойству постоянства, которое заключается в способности перцептивной системы компенсировать изменения в условиях восприятия, человек воспринимает окружающие его объекты как относительно постоянные. Постоянство наиболее ярко проявляется в зрительном восприятии цвета, размера и формы объектов.
Следует отметить, что восприятие зависит не только от природы стимула, но и от самого субъекта. Воспринимает не глаз или ухо, а конкретный живой человек. Поэтому на восприятие всегда влияют особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни называется апперцепцией.
Большую роль в апперцепции играют знания человека, его прошлый опыт и прошлая практика. Например, если человеку показывают несколько незнакомых фигур, уже на первых этапах восприятия он пытается найти какие-то эталоны, с помощью которых можно охарактеризовать воспринимаемый объект. Таким образом, прошлый опыт активируется во время восприятия. Поэтому один и тот же объект может восприниматься разными людьми по-разному.
Индивидуальные различия в восприятии и его развитие
Восприятие во многом зависит от характеристик человека. Знания, интересы, привычные установки и эмоциональное отношение к тому, что волнует человека, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются по своим интересам и взглядам, а также по ряду других характеристик, можно утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.
Индивидуальные различия в восприятии велики, но, тем не менее, мы можем выделить определенные типы этих различий, характерные не для конкретного человека, а для целой группы людей. Среди их числа, прежде всего, различия между целостным и детальным или синтетическим и аналитическим восприятием.
Целостный или синтетический тип восприятия характеризуется тем, что люди, склонные к нему, имеют наиболее яркое общее впечатление от объекта, общее перцептивное содержание, общие черты того, что воспринимается. Люди с таким типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и мелочи. Они не особенно подчеркивают их, а когда и ухватывают, то делают это не в первую очередь. Поэтому многие детали остаются для них незамеченными. Они улавливают смысл целого больше, чем детальное содержание и особенно его отдельных частей. Для того чтобы увидеть детали, они должны поставить перед собой специальную задачу, что иногда бывает для них непросто.
Люди с другим типом восприятия, детальным или аналитическим, напротив, склонны замечать детали и особенности. На этом сосредоточено их восприятие. Объект или явление в целом, общий смысл того, что воспринимается, отходит на второй план, а иногда и вовсе не воспринимается. Чтобы понять суть явления или адекватно воспринять объект, они должны поставить перед собой конкретную задачу, что им не всегда удается сделать. Их рассказы всегда полны деталей и описаний отдельных подробностей, за которыми очень часто теряется смысл целого.
Приведенные выше особенности двух режимов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку восприятие, основанное на положительных чертах обоих типов, является наиболее продуктивным. Однако крайние варианты также не следует считать негативными, поскольку они очень часто определяют ту специфику восприятия, которая делает человека исключительной личностью.
Существуют и другие виды восприятия, например, описательное и объяснительное. Люди описательного типа ограничиваются фактической стороной того, что они видят и слышат, и не пытаются объяснить себе природу воспринимаемого ими явления. Мотивационные силы, стоящие за действиями людей, событиями или явлениями, находятся за пределами их внимания. В отличие от них, люди объяснительного типа не удовлетворяются тем, что непосредственно дано восприятием. Они всегда пытаются объяснить то, что видят или слышат. Этот тип поведения чаще всего сочетается с целостным или синтетическим типом восприятия.
Существует также различие между объективным и субъективным способами восприятия. Объективный тип восприятия характеризуется строгим соответствием происходящему в реальности. Люди с субъективным типом восприятия выходят за рамки того, что им дано в действительности, и добавляют много от себя. Их восприятие подвержено субъективному отношению к тому, что они воспринимают, повышенной предвзятости оценок и уже существующим предубеждениям. Такие люди, рассказывая о чем-то, стремятся передать не то, что они воспринимают, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или о чем думали в момент описываемых событий.
Большое значение в индивидуальных различиях в восприятии имеют различия в наблюдении.
Закономерности и свойства восприятий
Более сложной формой психического отражения по сравнению с ощущениями является восприятие, которое формирует в сознании человека целостную картину предмета, явления и т.д., когда отдельные ощущения сливаются и весь процесс восприятия переходит от отражения отдельных признаков предмета к его отражению в целом.
Таким образом, восприятие — это психический процесс целостного отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и признаков при непосредственном действии этих предметов на органы чувств.
Знание закономерностей процесса восприятия в судопроизводстве помогает лучше понять механизм формирования показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых и т.д., оценить достоверность их показаний как доказательств по делу.
Типы и характеристики восприятия. В зависимости от ведущей роли того или иного анализатора, существуют различные виды восприятия: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, кинестетическое. В связи с организацией процесса восприятия различают добровольное (намеренное) и непроизвольное восприятие.
Основными характеристиками и законами восприятия являются:
(а) объективность, целостность, структура восприятия. Различные явления, предметы, наделенные различными свойствами, окружают человека в повседневной жизни. Воспринимая их, мы рассматриваем их как единое целое. Это восприятие оказывает регулирующее влияние на познавательную деятельность человека, развитие его перцептивных способностей.
В отличие от ощущений, в результате такого осмысленного восприятия формируется целостная картина предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу этой закономерности, при отсутствии информации человек обычно пытается самостоятельно восполнить недостающие элементы воспринимаемого явления, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей, потерпевших и т.д. необходимо выяснить не только то, что они видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных признаках воспринимаемого объекта, явления. В противном случае показания свидетеля (потерпевшего), «основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своего сознания», признаются недопустимыми доказательствами;
b) перцептивная деятельность. Как правило, процесс выделения, синтеза признаков объекта носит избирательный, целенаправленный поисковый характер. В этом процессе присутствует активный, организующий принцип, который подчиняет себе весь процесс познания. Проникая в исследуемое явление, мы по-разному группируем его признаки, выделяем необходимые связи, что придает восприятию осознанный, активный характер. Активность восприятия выражается в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов: движение зрачков глаз, рук при осязании, перемещение тела в пространстве относительно исследуемого объекта. При восприятии знакомых объектов перцептивный процесс может быть в определенной степени ограничен;
в) Чувство восприятия. Это одна из его важнейших особенностей, которая показывает синтез перцептивных и мыслительных компонентов. Поскольку восприятие тесно связано с мышлением, оно почти всегда осмысленно (Л. С. Выготский), поэтому перцептивная деятельность часто близка к «наглядному мышлению» (А. Р. Лурия). Мы не только воспринимаем, но и одновременно изучаем объект познания, пытаемся понять его, найти объяснение его сущности, отнести воспринимаемый объект к определенной группе, классу объектов, обобщить его, одним словом.
Основные качества восприятия
Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны, но между ними существуют фундаментальные различия. Сущность сенсорных процессов заключается в отражении только отдельных свойств предметов и явлений окружающего нас мира. Однако человек живет не в мире изолированных пятен света или цвета, звука или прикосновения, а в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что он воспринимает, всегда представляется ему в виде целостных образов.
Восприятие включает в себя ощущения и основывается на них. Но ошибочно полагать, что это просто сумма индивидуальных восприятий. Этот процесс гораздо сложнее. Оно включает в себя предшествующий опыт, процессы мышления о том, что воспринимается, память и мышление. Именно поэтому ее часто называют перцептивной системой человека.
Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений в совокупности их различных свойств и частей под непосредственным воздействием органов.
Восприятие зависит от психических особенностей человека. Что-то для него сейчас главное, а что-то — второстепенное. То, что находится в центре внимания, называется объектом (субъектом) восприятия, все остальное — фоном. Эти элементы динамичны; они могут меняться местами.
К свойствам восприятия относятся апперцепция, постоянство, целостность, объективность, структура, осмысленность, активность.
Восприятие зависит от прошлого опыта, содержания психической деятельности человека. Это свойство называется апперцепцией. Когда мозг получает неполные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний.
Например, котята, выращенные в клетке, прутья которой были ориентированы вертикально, позже оказались неспособными распознавать горизонтальные линии. Алеутам, жившим в круглых жилищах, было трудно ориентироваться в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных линий.
Следующее свойство восприятия — постоянство. Это относительное постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий их восприятия.
Например, мы по-прежнему воспринимаем удаленный движущийся грузовик как большой объект, даже если его изображение на сетчатке глаза намного меньше, чем его изображение, когда мы стоим рядом с ним.
Наибольшее постоянство наблюдается в зрительном восприятии цвета, размера и формы предметов.
Например, кусок угля в солнечный летний полдень примерно в 8-9 раз легче, чем мел в сумерках. Но мы воспринимаем его цвет как черный, а не белый. В то же время цвет мела будет для нас белым даже в сумерках.
В отличие от восприятия, при ощущении формируется целостная картина объекта. Целостность выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта мысленно выстраивается целостная картина конкретного объекта.
Структурированность заключается в том, что в большинстве случаев восприятие не является проекцией сиюминутных ощущений. Скорее, мы воспринимаем обобщенную структуру, которая формируется с течением времени.
Например, когда человек слышит мелодию, ранее услышанные ноты все еще присутствуют в его сознании, когда приходит информация для звучания новой ноты. Слушатель обычно понимает мелодию, то есть воспринимает ее структуру как единое целое.
Основные характеристики образа восприятия
Поскольку элементарные ощущения входят как компоненты в структуру целостных перцептивных образов, то, по мнению отечественного психолога Л. М. Веккера, описанные выше пространственно-временные, модальные и интенсивные свойства ощущений остаются как фундаментальные и в наборе основных свойств перцептивных образов. Кроме того, образ восприятия имеет свои — специфические — свойства. К основным свойствам перцептивного образа можно отнести его пространственно-временную структуру, интенсивность и тональность ощущений. Давайте охарактеризуем эти свойства.
Пространственно-временная структура перцептивного образа: согласно Беккеру, образ содержит в качестве своего корня унитарный пространственно-временной компонент — воспроизведение движения (изменения координат объекта в пространстве с течением времени). Собственно пространственная ветвь пространственно-временной структуры изображения включает представление стабильной координаты (т.е. локализации объекта в пространстве), расстояния и направления, а временная ветвь включает представление одновременности, последовательности и длительности. Другими словами, можно сказать, что перцептивный образ несет информацию о локализации объекта, его устойчивости или смещении, расстоянии, а также длительности и порядке его появления в перцептивном поле.
Интенсивность восприятия образа подразумевает меру, степень насыщенности образа в сознании. Интенсивность восприятия подразумевает наличие точки отсчета — порога, относительно которого мы можем сказать, что изображение существует. Однако в отличие от перцептивного порога, порог восприятия определить сложнее из-за его сложности: По мере изменения условий восприятия (т.е. увеличения физических характеристик, влияющих на восприятие — например, освещенности), изображение стремится выделиться из окружающей среды, и отдельные детали становятся в нем более заметными. Однако можно сравнивать и перцептивные образы, например, изображение яблока при ярком солнечном свете и изображение того же яблока, но в сумерках.
Например, специфическим модальным параметром зрительных перцептивных процессов является хроматическая насыщенность изображения.
Вторичные признаки перцептивного образа специфичны только для него. Из всех описанных в литературе перцептивных признаков мы рассмотрим следующие: Полимодальность, целостность, постоянство, объективность, значимость и отношение.
Полимодальность (от греч. polys — многочисленный) — это включение в перцептивный образ данных от различных сенсорных систем. Объекты окружающего мира достаточно сложны и многослойны, для построения их адекватного образа требуется согласованное участие различных органов чувств. Известно, что «потеря» различных сенсорных систем в результате тяжелых сенсорных дефектов, таких как слепота, глухота и даже их сочетание, не искажает воспринимаемый образ мира.
Для перцептивной картины гештальт-психологи эмпирически выделили два аспекта целостности: влияние целого на восприятие частей и факторы, которые соединяют части, образуя целое. Первый аспект целостности заключается в доминировании целостной структуры восприятия над восприятием отдельных его элементов. Факторы организации восприятия дают правила объединения элементов в зрительном поле в целостную структуру. В настоящее время гештальт-психологи описали более 200 различных факторов объединения частей в целое, и до сих пор существует проблема систематизации и классификации факторов, определяющих целостность восприятия. Объяснение описанным явлениям будет дано в следующем материале при обсуждении основных положений гештальт-теории восприятия.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психосоматические расстройства личности, симптомы и причины
- Константин Александрович Москаленко, ученый-педагог-новатор
- Когнитивная психология
- Прикладная психология
- Теоретические исследования в психологии
- Этиология гомосексуального поведения
- Теория профессионального развития Сьюпера
- Формирование внутренней позиции школьника
- Психология и физиология эмоций. Методы изучения эмоциональных процессов
- Дыхательные техники в психологии