Оглавление:
В древние времена, когда не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — в равной степени участвовали в добывании пищи, которая в отдаленные времена была основным средством существования. Передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, детям родовой общины была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, которые с раннего детства были вовлечены в этот процесс, приобретали знания о виде деятельности (охота, собирательство и т.д.) и приобретали различные навыки и привычки. И только когда средства улучшились, позволив им получать больше еды, стало возможным не привлекать больных и пожилых членов общины. Они были обязаны поддерживать огонь и присматривать за детьми.
Таким образом, существовали объективные причины для возникновения профессии учителя. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все заново, творчески не усваивая и не используя унаследованный опыт.
Потребность общества в передаче своего опыта и знаний молодым поколениям породила систему школьного образования и особый вид социально востребованной деятельности — профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики возникли с появлением педагогической деятельности как специфической социальной функции.
Требования, предъявляемые к учителям, уходят корнями в глубь веков. У людей всегда была большая потребность в них, они хотели видеть своего учителя без земных недостатков. В уставе 1586 года сестринской школы во Львове. Так было написано: «Дидискал или учитель этой школы должен быть благочестивым, мудрым, смиренным мудрецом, кротким, воздержанным, не пьяницей, не сказочником, не блудником, не изохимом, не жадным, не волшебником, не приверженцем ереси, но благочестивым искателем приключений, являющим благочестивый образ во всем, а не в озорных добродетелях, и ученики будут подобны своему учителю».
В Средние века общество не интересовалось педагогической этикой, поскольку в вопросах обучения доминировала религия. В эпоху Возрождения этими вопросами занимались Монтень (обращая внимание на личные качества наставника, принимая во внимание «эмоциональное расположение ребенка», не требуя от учеников безоговорочного принятия идей учителя), Коменский (подчеркивая доброжелательное отношение учителя к ученикам), Коменский (критиковавший формальное, демонстративное выполнение учебных заданий), Локк (уделявший внимание нравственным отношениям между учителем и учеником, выступавший против принуждения и наказания и считавший важным пример личного поведения учителя). В начале 17 века к учителю предъявлялись полные и четкие требования, которые не устарели и по сей день.
Вопрос о признании заслуг учителей до сих пор не сходит со страниц педагогической прессы. К сожалению, и по сей день педагогические вузы не диагностируют педагогический талант студентов при поступлении, а принимают всех, кто сдает вступительные экзамены. Поэтому в школах и других учебных заведениях много людей с явными профессиональными недостатками, что оказывает негативное, а иногда и губительное влияние на учащихся.
Сегодня, когда большинство людей считают образование одним из главных жизненных приоритетов, значение преподавания резко возрастает, а вместе с ним и потребность в людях, сознательно решивших стать учителями. Но выбрать профессию и получить образование недостаточно, чтобы стать настоящим мастером преподавания.
Эта проблема усугубляется традиционно низким уровнем знаний профессиональной этики среди учителей в нашей стране. Еще в 1970-х годах было замечено, что учителя получили хорошую подготовку по психологии и педагогике на университетском уровне, но знаний по педагогической этике явно не хватало. Это часто приводит к конфликтным ситуациям, усложняет педагогический процесс и снижает эффективность преподавательской работы.
Этические и эстетические начала
Этические и эстетические принципы встречаются в работе учителей. Этический (моральный) и эстетический (красота) аспекты сочетаются в работе учителей. Все требования к культуре учителя описаны в «Этике преподавания». Этика (от греческого ethos — привычка, нрав, характер) — это наука о морали. Самое главное требование педагогической этики — любовь к детям, которая является важным качеством учителя. Но очень часто это качество не воспринимается всерьез, люди думают, что нельзя заставить себя полюбить кого-либо. Но любить детей — это не только проявлять эмоции, это еще и принимать детей такими, какие они есть, а не такими, какими они хотят себя показать. Также важно сопереживать и стараться помочь ребенку развиваться. Гуманность учителя выражается также в непоколебимом уважении к правам и свободе ребенка. Особо следует упомянуть о недопустимости насилия в отношении детей: принуждение к мнению других, нарушение личного достоинства, применение телесных наказаний и т.д.
По мнению профессора М.О. Кнебеля, смысл профессии учителя заключается в том, что учитель вкладывает всю душу в своих учеников. Отдача души трудна и радостна. Это трудно, потому что требует огромных умственных и физических усилий. Это радостно, потому что взамен вы получаете молодую энергию, которая с лихвой компенсирует все затраты, трудности и боль.
Помимо любви к детям, существует множество других категорий педагогической этики:
- Моральные установки;
- Педагогический оптимизм;
- Профессиональная этика;
- Педагогический альтруизм;
- Педагогическая честность, педагогическая справедливость;
- Профессиональные отличия.
Педагогическая этика рассматривает моральные отношения, основанные на открытых односторонних отношениях (например, отношение учителя к обществу и своему призванию через исполнение долга) и многосторонних отношениях, касающихся взаимоотношений учителя с учениками и другими участниками педагогического процесса.
Учитель является субъектом моральных отношений в педагогическом контексте. Как основное звено в образовательном процессе, он/она имеет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и т.д. Поэтому он/она является центральной фигурой в системе нравственных отношений в педагогике. Объектами отношений учителя являются, прежде всего, ученики, их родители, коллеги, руководители групп, общественные организации и общество в целом. Отношения с ними строятся на основе непосредственного общения, сопровождающегося положительным эмоциональным восприятием друг друга, взаимной оценкой достоинств друг друга, путей и средств достижения целей.
Педагогическая этика рассматривает моральные отношения как совокупность социальных связей и взаимных отношений учителя с людьми и учреждениями, перед которыми он имеет профессиональные обязательства. Исходя из этого подхода, наиболее полезно рассматривать моральные отношения в терминах наиболее четко различимых подсистем: «учитель-ученик», «учитель-учитель-коллектив», «учитель-ученик-родители», «учитель-руководитель школы».
Нравственные отношения и педагогический оптимизм
Любовь учителя к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Дети ценят в учителе прежде всего доброту, уважение, человечность, чуткость, а уже потом научные знания и умение объяснить новый материал. Такие качества, как умение контролировать себя, также важны для детей, что является важным условием для проявления любви к детям. Если учитель не любит детей, он не сможет вызвать взаимную любовь и доверие у своих учеников.
Моральные отношения основаны на предписаниях долга и субъективном восприятии этих предписаний индивидом, на соотношении личных и общественных интересов. Моральные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, которые получили общественное или групповое признание и которые индивид приобрел в результате коллективных действий. Моральные отношения характеризуются ценностно-регулятивным и непосредственно оценочным характером, т.е. все в них основано на моральной оценке, которая выполняет функции регулирования и контроля. В педагогическом контексте существуют сферы, в которых нравственные отношения имеют определенные характеристики: сфера воспитательной работы, различные виды социальной деятельности учителей и учащихся, сфера внешних связей, общий отдых, сфера педагогических отношений учителей и т.д. В педагогическом контексте субъектом нравственных отношений является учитель (педагог). Как основное звено образовательного процесса, он/она имеет самое широкое взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами и т.д. Педагогическая этика принимает нормы взаимоотношений между учителями и учениками, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека с чувством личного достоинства. Важнейшим условием положительного влияния преподавателей на студентов является сочетание разумной требовательности и доверия к ним. Взаимодействие между учителем и группой учеников играет очень важную роль в нравственных отношениях образовательной среды, которые должны быть основаны на взаимопонимании и уважении, уважении к положительным традициям группы и самооценке каждого ученика.
Педагогический оптимизм также является важным качеством для учителя. Это вера в детей, в их способности, умение видеть в них только хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения, а также вера в успех собственной работы. Оптимистический взгляд на мир играет важную роль в воспитании детей и молодежи, потому что без веры в добро, справедливость и счастливое будущее невозможно нравственное развитие личности. В то же время педагогика, игнорирующая темную сторону жизни, не понимающая важности духовно-нравственного воспитания и самовоспитания личности. Только если оптимистическое восприятие позитивно, если оно включает в себя готовность человека терпеть и преодолевать жизненные трудности, и отражает стойкость жизни, а не мечтательную склонность людей.
Любовь к детям является следствием других важных качеств: профессионального долга, ответственности, альтруизма, педагогической совести, справедливости.
Профессиональные долг и совесть
Профессиональный долг — это не только долг перед обществом, но и ответственность перед отдельными детьми. Профессиональный долг — одна из важнейших категорий педагогической этики. В центре его внимания — понятие требований и моральных норм, предъявляемых обществом к личности учителя для выполнения профессиональных обязанностей: выполнять определенные трудовые функции, в основном интеллектуальные, строить отношения с учениками, их родителями и коллегами, глубоко осознавая свой вклад в выбранную профессию, в ученический и педагогический коллектив и в общество в целом. Профессиональный долг учителя основан на объективных и текущих потребностях общества в обучении и воспитании новых поколений. Профессиональный долг учителя программируется необходимостью творческого подхода к своей работе, особой требовательностью к себе, стремлением к обогащению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимостью уважительного и требовательного отношения к ученикам и их родителям, умением разрешать сложные конфликты и коллизии школьной жизни. Высокое осознание индивидуальной чести и личного достоинства четко прослеживается в профессии учителя. Когда учитель нарушает в своем поведении и межличностных отношениях стандарты, установленные обществом для идеала учителя, он/она демонстрирует пренебрежение профессиональной честью и достоинством. Честь учителя — это социальная оценка его реальных профессиональных заслуг при выполнении им своих профессиональных обязанностей.
Ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит помочь детям и взрослым, в рамках своих прав и компетенций, всем, кто в этом нуждается; он требователен к себе, строго соблюдает определенный кодекс педагогической этики. Раскрыть перед учениками красоту человеческих поступков, научить их отличать добро от зла, гордость от тщеславия может только учитель, чье нравственное поведение безупречно.
Профессиональная совесть — это чувство долга и ответственности перед учениками, осознание своих обязанностей и способность действовать в соответствии с педагогическими ценностями и стандартами.
Педагогическая самоотверженность вытекает из вышесказанного, то есть желание помочь ученикам, не следовать своим интересам, отдавать работе все свои силы, не считаясь со временем, а иногда и со здоровьем. Педагогический альтруизм — высшее проявление педагогического долга учителя. Это проявляется в мотивационном и ценностном подходе к работе. Учитель, обладающий этим качеством, работает независимо от времени, иногда даже от своего здоровья. Жизнь и работа А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского — яркий пример профессиональной преданности. Исключительным примером самоотверженности и самопожертвования является жизнь и героический поступок Януша Корчака, известного польского врача и учителя, который проигнорировал предложение нацистов сохранить ему жизнь и вошел в крематорий вместе со своими учениками.
Профессиональная честь
Педагогическая справедливость — это способность учителя объективно относиться к любому ученику, признавая право каждого на уважение собственной личности. Педагогическая справедливость запрещает делить учеников на «любимчиков» и «нелюбимчиков». По крайней мере, личные симпатии не должны влиять на успеваемость студентов. Справедливость — это оценка морального облика учителя и его влияния на учеников, соответствующая реальным заслугам учеников перед коллективом. Особенность педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и реакция на него происходит на разных уровнях нравственной зрелости учителя и учащихся; в том, что определение степени объективности в большей степени зависит от учителя; в том, что общая нравственная оценка является функцией взаимодействия сторон с неравной самозащитой; и, наконец, в том, что педагогически необходимо запрограммированный учитель не обязательно знает учащихся. В. А. Сухомлинский писал: «Равенство — это основа доверия ребенка к учителю. Но не существует абстрактной справедливости — вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, пристрастий. Чтобы быть справедливым, я должен досконально знать духовный мир каждого ребенка».
Среди требований педагогической этики важное место занимает профессиональная целостность учителя. Профессиональная честь определяет нормы поведения учителей и заставляет их вести себя в соответствии со своим социальным статусом и профессией в нестандартных ситуациях. Учитель не всегда может вести себя как обычный человек. Общество ожидает, что профессия учителя будет отвечать специфическим требованиям с точки зрения общего образования и морального облика. Если учитель не оправдывает ожидания общества, это приводит не только к потере личного достоинства, но и к ухудшению социальных отношений с учителем. Профессиональная честь в образовании — это понятие, выражающее не только осознание важности учителя, но и общественное признание и уважение общественностью его моральных достоинств и качеств.
Педагогическая этика — это полное равновесие между моральным сознанием и поведением учителя. Все эти качества должны присутствовать в культуре общения с детьми, с любым другим человеком, в педагогической тактике. Учитель — это не только профессия, но и социальный статус.
Педагогическая этика, относительно самостоятельная отрасль этической науки, изучает особенности педагогической морали, уточняет особенности реализации общих нравственных принципов в области педагогической деятельности, исследует ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Кроме того, педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности учителя и нравственные отношения в профессиональной среде, развивает основы педагогической этики, которая представляет собой совокупность конкретных правил общения, форм поведения, одежды, разработанных в педагогической среде людьми, профессионально занимающимися подготовкой и воспитанием подрастающего поколения.
Школьная реформа предполагает компьютеризацию учебного процесса, которая невозможна без формирования у преподавателей правильных морально-психологических установок для быстрого внедрения в учебный процесс результатов научно-технической и педагогической практики.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Общее понятие о дидактике
- Интенсификация обучения
- Метод восхождения от конкретного к абстрактному
- Стили педагогической деятельности
- Воспитание самостоятельности и ответственности у младших школьников
- Мышление в младшем школьном возрасте
- Понятие содержания образования
- Технология педагогического общения
- Технология проектного обучения
- Воспитание семейных ценностей в школе