Оглавление:
Как философское течение в России, космизм объединяет не только философов, но и писателей, поэтов и художников. Термин «русский космизм» сформировался в русской философии в 70-е годы ХХ века, в основном в связи с интерпретацией идей Н.Ф. Бахтина. Федоров, К. Э. Циолковский и В. И. Вернадского. В историко-философской литературе выделяют три разновидности русского космизма: религиозно-философский (Н.Ф. Федоров); естественнонаучный (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский); поэтико-художественный (В.Ф. Одоевский). Большинство представителей этого течения отличает признание существования значимости космоса и человека в нем, принятие идеи эволюционного развития связи между человеком и космосом. Основной идеей русского космизма была организация связи между человеком и космосом.
Отправной точкой философии Федорова является определение главной задачи человека и человечества. Он видит его в правильном понимании смысла жизни и цели, ради которой человек живет, и, прежде всего, в организации жизни в соответствии с этим смыслом и целью. Он утверждает, что после искупления Христом первородного греха человека, дальнейшее искупление человека и окружающего его мира полностью зависит от самого человека. На нас, людей, возложена задача спасти мир и самих себя. Федоров убежден в тесной связи всего происходящего на земле с процессами во Вселенной, в космосе, и считает, что деятельность человека не должна ограничиваться пределами земной планеты. Отправной точкой «философии общего дела» является доктрина родства. Федоров убежден, что родство лежит не только в основе человеческой и мирской жизни, но и в основе собственной жизни и является естественной божественной основой жизни. Он считал, что глубокий смысл христианства заключается в воскрешении предков. Но воскресение совершено Богом нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешенных людей не смогут поместиться на нашей планете, поэтому Федоров предложил заселить другие планеты. Так родилась концепция освоения космоса.
Идеи Федорова нашли отражение в его работе «Философия общего дела». Федоров считал, что беспорядок нашей жизни — это следствие дисгармонии в отношениях между человеком и природой. Последний, в силу своей бессознательности, действует как враждебная сила. Однако эту силу можно обуздать с помощью человеческого разума. По мнению этого философа, человек должен «наладить жизнь», привнести гармонию в мир. В результате эволюция природы будет не спонтанной, а сознательно контролируемой.
Чтобы преодолеть разрыв между человеком и природой, считал Федоров, необходимо ввести всеобщее регулирование. В то же время «внутренняя» или психофизиологическая регуляция обеспечивает контроль над слепой силой внутри себя. Внешнее регулирование развивается от отдельной земли до всего мира и включает следующие этапы, возрастающие по масштабу и сложности: 1) метеорологическое регулирование, объектом которого является земля в целом; 2) планетарное астрорегулирование, объектом которого является солнечная система; 3) общекосмическое регулирование, объектом которого является бесконечная вселенная.
Этапы объединения звездных миров
Первый этап — метеорологическое регулирование, оно включает: «(а) управление атмосферными процессами (преодоление метеорологических «погромов» — засух, наводнений, градобитий и т.д.). ), управление климатом, выявление оптимального соотношения между почвой, лесом и водой, повышение их естественной продуктивности; б) регулирование сейсмо-вулканических явлений; в) теллурическое регулирование (рациональное использование земных рудников; в перспективе замена добываемого в шахтах металла металлом метеоритного и иного космического происхождения); г) гелиорегуляция (использование солнечной энергии и замена ею трудоемкой добычи угля и др.)
Следующий этап регулирования — превращение Земли в космический корабль, странствующий по Вселенной.
В конце концов, человечеству придется объединить все звездные миры.
Федоров считал общее дело путем к просвещению, к самовозрождению людей, к установлению мира между народами, к объединению всех жителей Земли в одну братскую семью.
Федоров считал, что наука на Земле должна преодолеть объективный подход к окружающему миру, но это не означает торжества субъективного подхода. Подход к миру, по его мнению, должен быть «проективным» и обеспечивать трансформацию знаний в проект лучшего мира. Без этого, по словам Федорова, знание принимается за конечную цель, а труд заменяется мировоззрением. Он считает, что эту ситуацию необходимо изменить. Культ идей, или «идолопоклонство», должен быть устранен. Философия должна заканчиваться не созерцанием, а действием.
Мыслитель рассматривал эгоизм как источник всего негативного в мире. По мнению Федорова, для искоренения эгоизма необходимо, чтобы наука служила не борьбе между людьми, а цели достижения их общего блага.
Эгоизм порождает такое зло, как человеческая смертность. Федоров считал, что важнейшей задачей науки является преодоление смертности и обеспечение бессмертия для людей. Он надеялся, что наука сможет развиться до такой степени, что обеспечит воскрешение всех доселе умерших людей и их расселение по просторам Вселенной.
По мнению Федорова, идеальный социальный порядок должен основываться на гармоничном сочетании сознания и действия. В этой системе не должно быть разделения людей, насилия и страха, а также такой деятельности людей, которая способствует разрушению мира. В условиях идеальной системы, которую философ называет «психократией», каждый будет выполнять свой долг, полностью осознавая свои обязанности как часть человечества, призванного быть инструментом Бога. Только таким образом, по мнению Федорова, может быть достигнуто полное и всеобщее искупление. Таким образом, нравственный миропорядок, установленный в обществе, становится ключом к упорядоченности всего мира.
В утопии Федорова были выражены и оформлены древние чаяния русского народа.
Утопические представления мыслителя о путях развития человеческого общества не могут скрыть от нас тот факт, что многое в его наследии сохраняет свою актуальность и в наши дни: идеи синтеза и проективности знания, регуляции процессов природной и общественной жизни, увековечения человеческой жизни, тесной связи знания и нравственности, единства человека и космоса, идеала единения людей и так далее.
Спасение мира
Для большинства людей Николай Федорович Федоров, один из основателей русского космизма, был загадочной фигурой. Николай Федорович родился 7 июня 1829 года в селе Ключи Тамбовской губернии. Он был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина, принадлежавшего к одной из самых знатных семей России. Фамилию и отчество он получил от своего крестного отца. До семи лет он жил в имении отца, затем посещал уездное училище, гимназию в Тамбове и лицей в Одессе, который ему пришлось оставить по семейным обстоятельствам (умер дядя Николая Федоровича, Константин Иванович Гагарин, который оплачивал образование племянника). Затем Федоров работает учителем географии и истории в Липецке, Богородске, Подольске. С 1869 года, когда он устроился помощником библиотекаря в Чертковскую библиотеку. В Румянцевском музее Николай Федорович проработал 25 лет, а в последние годы жизни трудился в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. 28 декабря 1903 года Федоров умер от воспаления легких в Мариинской больнице для бедных. Философ был похоронен на кладбище Скорбященского монастыря.
Федоров оставил сравнительно небольшое литературное наследие; более того, при жизни он опубликовал очень мало своих учений, и только после его смерти его последователи издали небольшую часть его работ, остальные так и не были опубликованы. Философ вел аскетический образ жизни, он был настоящим отшельником, который жил только духовной жизнью (о чем свидетельствует его отношение к быту, удобствам и т.д.). Он не стремился иметь столько имущества и денег, наоборот, Федоров делился заработком, помогал нуждающимся, а от дополнительной зарплаты отказывался. «Московским Сократом» Федорова называли не только за его принципиальность в вопросах комфорта, но и за его стремление и желание распространить свое учение через своих учеников, последователей. Он не позволял себя фотографировать и писать свой портрет, единственным изображением философа является его портрет, тайно написанный Леонидом Пастернаком. Николай Федорович всегда поражал своими знаниями и осведомленностью во многих отраслях знаний. Он произвел впечатление на общество, и стоит отметить, что это впечатление было настолько велико, что его слушали многие выдающиеся деятели того времени, такие как Лев Толстой, Владимир Соловьев и Федор Достоевский. Однако критика его идеи «общего дела», которая будет рассмотрена ниже, была неубедительной. Соловьев сначала с энтузиазмом воспринял идеи Федорова, но затем несколько разочаровался в его учении, однако в письме к нему он признал его своим учителем и духовным отцом. Бердяев Н.А. считал правильной идею о том, что Страшного суда можно избежать. Фроловский критикует Федорова в своей книге «Пути русского богословия», где он говорит, что Николай Федорович подозрительно мало рассказывает о душе и о том, что именно умирает или воскресает — физическая оболочка человека или душа. К. Э. Циолковский называл Николая Федоровича «удивительным философом». И было довольно много рецензий на идеи Федорова.
Через три года, уже после смерти философа, был опубликован первый том его сочинений, который Кожевников назвал «Философия общего дела». Тираж составил 480 экземпляров, каждый с пометкой «не для продажи». В 1913 году был опубликован второй том, а затем третий под названием «Вселенское дело». И каждый из трех томов пронизан главными идеями Федорова о воскрешении, об «общем деле» человечества. Очень важно добавить, что для многих исследователей было большой проблемой определить чистые федоровские идеи, а не интерпретации его учеников. Имея всего несколько публикаций, его преемники попытались внести некоторые собственные идеи и размышления на главную тему, заданную Николаем Федоровичем.
Можно с уверенностью сказать, что Федоров заложил основу для новых способов понимания места человека во Вселенной.
Главная мысль Федорова
Навязчивая идея, которая пронизывает все сочинения Федорова и является главной темой его размышлений, — это идея преодоления смерти, преодоления и воскрешения мертвых, причем последнее считалось долгом всех людей, нашим «общим делом». Ведь, по словам Федорова, тот, кто не возвращает жизнь тому, от кого она была получена, недостоин жизни. Здесь важно добавить, что именно единение людей в реализации «общего дела» является проявлением важной черты русского космизма — потребности во «всеединстве» (этот термин использовали Федоров и Соловьев). Философ не имел в виду духовное воскресение, он предполагал физическое воскресение, в буквальном смысле. Следует учесть, что Федоров был религиозным человеком, считавшим себя православным христианином. Интересно также отметить, что заповедь Сергия Радонежского «взирать на единство Святой Троицы для преодоления ненавистного разделения мира сего» легла в основу его мировоззрения и жизненной позиции. Но важно отметить, что Федоров, будучи христианином, утверждал, что человечество может избежать ада и Страшного суда. По его мнению, телесное воскресение не считается волей человека против воли Бога. Напротив, Бог все делает через человека, то есть все действия Бога могут проявляться в действиях человека, а это значит, что человек наделен определенной свободой в своих действиях. В эссе «Что такое свобода?» Федоров пишет: «Неужели мы не поймем, что свобода без власти над природой и без контроля над ней — это то же самое, что освобождение крестьян без земли?». Другими словами, философ говорит, что после осуществления «всеобщего дела» человечество будет находиться в гармонии с природой, но для осуществления этого оно должно научиться управлять природой.
Через воскресение мертвых человечество приблизится к Божественному. Федоров считал, что отделение божественного от земного является полным искажением христианства, поэтому задача человечества — соединить небесное и земное.
Помимо «общего дела» всего человечества, философ также рассматривал проблемы общества. Духовные и идеологические разногласия, материальное неравенство, неравенство в образовании и неравенство в положении в обществе в целом беспокоили Федорова. Он также признает разделение труда на умственный и физический как кастовую структуру общества. Федоров предвидел все проблемы 20-го века. В «Философии общего дела» философ отмечает моральное разложение людей, забывая о духовном предназначении человека. Позор и деградация человечества проявляется буквально во всем: в погоне за прибылью, в удовлетворении прихотей и причуд. Человек, по мнению Николая Федоровича, все больше приближается к животным, это доказывает моральную неполноценность общества. Кроме того, Федоров ставит на первый план воскрешение мертвых, поскольку приходит к выводу, что пока есть смерть, будет и бедность, а значит, все социальные проблемы вторичны. И реализация проекта философа также предполагает решение проблемы неравенства людей.
Будущее человечества
Федоров был озабочен будущим человечества, потому что осознавал бедственное положение общества, которое вместо того, чтобы использовать научно-технические достижения в благих целях, использует их все против себя. Более подробно об этом говорится в его эссе «О превращении оружия, то есть орудий разрушения, в орудия спасения». На Федорова произвела большое впечатление информация об искусственном вызывании дождя с помощью взрывчатки. Возможно, она сильно повлияла на формирование мыслей об использовании достижений человечества на благо общества.
В своем эссе «О смертности» философ пишет, что смертность не является необходимостью, то есть ее можно избежать. В том же эссе Федоров рассуждает о причине существования смерти: Христианство верит в победу над смертью, но эта вера мертва, поэтому из нее следует, что смерть существует. Николай Федорович также упоминает о ложном счастье людей, которые гонятся за богатством. Для философа размышления о личном счастье — это пустая мечтательность, несбыточные желания и пустая трата времени. Поэтому все человечество должно объединиться для решения общей задачи, а именно задачи воскрешения мертвых. Люди не должны тратить свою жизнь впустую. В этом очерке Федоров показывает причины существования смерти и ошибки общества.
Не менее интересным для меня оказалось творчество Николая Федоровича.
«Конец сиротства; безграничное родство», в которой философ описывает мир будущего. «Тот день будет дивным, чудесным, но не чудесным, ибо воскресение будет делом не чуда, но знания и общего дела». И снова здесь упоминаются усилия всего человечества.
Есть некоторые особенности философии Федорова, которые показались мне наиболее интересными и в какой-то мере удивили меня. Во-первых, очень интересно, что философ обращает внимание на изменение письма. Казалось бы, какая связь между главной идеей Федорова и писательством? Оказывается, все очень просто. Николай Федорович рассказывает на примере изменения письменности и развития общества. И надо сказать, что его выводы весьма точны. Готическая рукопись Средневековья рассказывает о стремлении к Богу, аскетизме. Пышность букв в Древней Руси, медленное письмо говорит о восприятии письма как работы. Новое время указывает на поверхностное, эфемерное письмо, которое указывает на потерянность человека в суете повседневной жизни.
Во-вторых, очень интересно, что философ, описывая свою особую религиозную утопию, говорит о воскрешении с некоторыми материалистическими чертами. Человек из множества пылинок, частиц, атомов, рассеянных по миру, может быть воскрешен с помощью технологий. Если человечество приложит максимум усилий, оно сможет возродиться из пепла отцов, который окружает всех людей, предков. То есть человек может состоять из множества частиц.
Для меня идеи Федорова показались очень интересными. Меня впечатлило желание философа реализовать «общее дело» и его забота обо всех людях. Федоров, как человек, предвидевший многие проблемы XX века, выдвинул идеи, которые, по его мнению, могли решить их все.
На первый взгляд, идеи Федорова могут показаться бессмыслицей, как они казались многим людям. Но нельзя не заметить стремления, с которым Николай Федорович хотел объединить все человечество для общего дела. Философ думал о будущем всего человечества, и хотя его идеи несколько утопичны, но сам факт того, как Федоров относился к прошлому и предкам, заставляет нас уважать философа. Ясно вырисовывается глобальный, поистине космический характер проекта «Общее дело». «Светлое царство Божие» — так видит Федоров мир будущего.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философия и искусство
- Христианская мысль 1ого и 2ого века нашей эры
- Антропологический материализм Фейербаха — Суть антропологического материализма и его принципы
- Видимость или кажимость
- Предназначение человека. Проблема жизни и смерти
- Г.В. Вернадский о влиянии монголов на русскую культуру
- Человек как субъект социального управления
- Духовный уровень
- Парацельс, врач, естествоиспытатель и философ эпохи возрождения
- Религия, её значение в современном обществе