Оглавление:
В двадцатом веке выдвигаются некоторые смелые и новые идеи, которые успешно конкурируют с «классической» философией.
Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важность ее анализа. Во-вторых, это идея о том, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое, наряду с интуицией, становится центром исследования в современной антропологии. В-третьих, сознание и разум индивида и общественное сознание больше не понимаются как независимые структуры. Напротив, провозглашается, что они оказываются объектами манипуляции со стороны различных сил: государств, политических партий и т.д. В-четвертых, активно проводится идея существования и взаимодействия двух непересекающихся линий человеческого познания, научной и философской, с их конечным продуктом «научной истиной» и «философской истиной».
В результате возникло принципиально новое философское мировоззрение и стиль мышления. Например, социально-экологический образ мышления и мировоззрение, определяющее современную науку и культуру.
Новое мировоззрение поставило в центр истории человека, а не безличные силы. Культурное развитие человека отставало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новые качества (основа нового гуманизма): глобальное мышление, любовь к справедливости и отвращение к насилию. Это также порождает новые вызовы для человечества
- Сохранение культурного наследия;
- создание глобального наднационального сообщества;
- сохранение природной среды;
- …повысить эффективность производства..;
- правильное использование природных ресурсов;
- развитие интеллектуальных, чувствительных и соматических способностей человека.
Философия двадцатого века представляет собой сложное интеллектуальное образование. Его плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии девятнадцатого века.
Философия двадцатого века развивается в различных направлениях. К ним относятся идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм — это философская и идеологическая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многих теорий и концепций технологического детерминизма, концепций неопозитивизма (особенно в философии науки).
Антигражданство не отрицает силу влияния науки на общественную жизнь и людей. Они интерпретируют это влияние как негативное. Антисциентист переосмысливает такие понятия, как истина, рациональность, социальная гармония и т.д.
Эти две тенденции в философии ХХ века органично связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом. В XX веке рационализм и иррационализм представлены как философское понимание основных средств познания мира, управления человеческой деятельностью и влияния на развитие общества.
Основные модели современной философской мысли, философские школы и течения — позитивизм, структурализм, неотомизм, экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ, герменевтика.
Позитивизм и его модификации
Рационалистическое направление в зарубежной философии представлено позитивизмом. Основные принципы философии позитивизма были сформулированы О. Контом в «Позитивной философии» и являются той философской моделью мышления, которая легла в основу многочисленных философских позитивистских теорий и концепций в XIX — XX веках. Важным в учении О. Конта является предложенная им классификация наук, основным принципом которой является следующий: «Все науки тесно связаны и родственны».
Научное знание и отдельные науки имеют разную степень глубины и обобщенности в постижении мира. О. Комте вводит иерархию в систему наук: На первом месте стоит математика, за ней следуют астрономия, физика, химия и биология. Завершает систему наук социология, задача которой — организация социальной жизни человека. Решающим фактором, определяющим процесс общественного развития, является прогресс знаний и науки. Под научным знанием О. Конт понимает только знание естественных наук; гуманитарные науки заменяются «естественной» социологией.
«Вторая историческая форма позитивизма», называемая мачизмом, появляется в конце 19-го и начале 20-го веков. Его основными представителями являются E. Мах, Р. Авенариус, Ж. Пуанкаре, К. Пирсон. Это направление развивается на основе последних открытий естествознания и утверждает, что это философия реализма: любое позитивное (научное) знание — физическое, астрономическое, биологическое — само по себе является философским знанием, и что философия не может иметь отдельного от наук объекта.
Третья историческая форма позитивизма», неопозитивизм, возникла в 1920-х годах. Идеологическим ядром стал Венский философский кружок, предложивший программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк и Л. Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логического позитивизма) развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь развивается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия.
Большую роль в формировании основных принципов аналитической философии сыграл Л. Витгенштейн, который устанавливает культ обыденного языка и считает необходимым его эмпирическое описание. Он выступает против некорректного обращения с языком, поскольку, по мнению Л. Витгенштейна, всевозможные вольности с языковыми формами приводят к всевозможным философским псевдопроблемам. Он считает, что все знания, благодаря языку, сводятся к набору элементарных предложений, основанных на наблюдении и опыте. Философия, по его мнению, является лишь критикой языка.
R. Карнап, основатель семантической философии, внес большой вклад в развитие неопозитивизма. Его цель — разработать единый язык науки, имеющий единую основу. Эту единую основу обеспечивает математическая логика. Карнап изучал семантику, то есть отношения между языком и областью, которую он описывает. Он рассматривал философию как собственный анализ языка в сочетании с сенсорной (эмпирической) проверкой.
Структурализм
Неопозитивизм поднял важнейшие проблемы методологии науки, связанные с достижением истинного знания. Многие из них были философски традиционными, например, проблема соотношения чувственного и рационального в познании; другие были совершенно новыми, например, проблема факта, веры в познании и творчества, логики познания.
Основным принципом неопозитивизма является принцип верификации, то есть сопоставления всех определений науки с фактами опыта. Концепция имеет смысл и представляет интерес для науки только в том случае, если она может быть подтверждена фактами. Согласно неопозитивизму, большинство проблем ранней философии — бытие, сознание, идея, Бог — не поддаются проверке, и поэтому эти проблемы являются псевдопроблемами. Они должны быть исключены из философии.
Постпозитивизм — это направление философии, которое стремится изучать не структуру научного знания (язык, понятия), а развитие научного знания. По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачками, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена на рост и совершенствование научного знания.
Основными представителями постпозитивизма являются: К. Поппер, Т. Кун.
Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:
-Проблема фальсификации (следует ли отказаться от научной теории в целом, если в ней обнаружен один или несколько ложных, не соответствующих действительности фактов);
-Проблема правдоподобности научных теорий (по каким критериям следует проверять правдоподобность научных теорий);
-Проблема рациональности (что такое рациональность в науке);
-Проблема соизмеримости научных теорий (какие критерии следует использовать для выявления родственности, соизмеримости научных теорий);
-Проблема понимания, нахождения общих точек зрения между взглядами антагонистических теорий.
В 20-е годы ХХ века появилось новое научное направление в гуманитарном знании, которое впоследствии получило различные идеологические и философские интерпретации. Структурализм — это общее название некоторых течений в социокультурном знании ХХ века, которые связаны с выявлением структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, определяемых взаимодействием всех элементов друг с другом. Основные представители структурализма: К. Леви-Строс, М.П. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Барт.
Структурализм как специфический метод исследования обращается к процессам деятельности, опосредованным общением ее участников с помощью знаковых систем, прежде всего естественного языка, а также примитивных социальных и культурных структур.
Применение метода системно-структурного анализа специализированными науками дало положительные результаты. В лингвистике, например, с помощью этого метода были решены проблемы описания бесписьменных языков.
В 1960-е годы системно-структурный метод был не только изучен и применен, но и возведен в ранг философской системы. Этот процесс определяется потребностями развития науки и практики. Например, характерной чертой социальных концепций структурализма является изучение различных форм общественного сознания как определяющих социальные структуры.
Философы-структуралисты подняли ряд весьма интересных проблем: Происхождение и развитие языка, мифологии, религии, культуры и их влияние на социальные структуры; взаимосвязь между психическим и социальным, структура личности и ее самосознание. Философия структурализма развивается в русле позитивизма и является его модификацией.
«Философия жизни» и психоанализ
Иррационализм 20 века представлен «философией жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон), психоаналитической философией (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) и экзистенциализмом.
«Философия жизни» относится к системе идей о смысле и ценности жизни, фокусируется на социально-этических, ценностных вопросах. Представители «философии жизни» по-разному понимают понятие жизни: как биологический феномен («воля к власти»), космологический («жизненный импульс»), культурно-исторический (поток культурно-исторического опыта). В зависимости от этого можно выделить следующие направления: биологически-натуралистическое (Ницше, Клагес), космологическое (Берсон), культурно-историческое (Дильтей, Зиммель, Шпенглер).
Немецкий философ В. Дильтей придерживался мнения, что философия является «наукой наук» и поэтому не дает знаний о сверхчувственных сущностях. Науки делятся на «науки о природе» и «науки о разуме». Объектом последней является социальная жизнь, которую охватывает «описательная психология». Согласно В. Дильтею, сам человек есть история, которая понимается психологией как «понимание» взаимосвязи всей душевной жизни человека, его мотивов и решений.
Психоаналитическая философия (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг) была основана З. Фрейда, который обратился к изучению явлений бессознательного, их природы и форм их проявления. Основная идея философии Фрейда заключается в том, что поведение человека определяется иррациональными психическими силами, а не законами общественного развития.
З. Фрейд вводит новое понятие либидо. В своих поздних работах он определяет либидо не только как сексуальное влечение, но и как всю сферу человеческой любви, включая дружбу, родительскую любовь и т.д.
З. Фрейд указывает на огромную роль влечений в жизни человека. Он выделяет два основных инстинкта — «Эрос» и «Танатос». Причем эти инстинкты взаимосвязаны и косвенно борются друг с другом.
Изучая психику человека, Фрейд говорит о трех уровнях психики: «Я» — мир бессознательного, где хранятся подавленные желания человека, «Я» является посредником между всеми компонентами психики; «Я» — сознание человека; «суперэго» — «высший цензор»: законы, запреты, мораль, культура, традиции и т.д. Это уровень предсознания.
Бессознательный уровень подавляется индивидом, но иногда он прорывается наружу в снах, отречениях, писаниях, непроизвольных движениях и т.д.
З. Фрейд ввел понятие сублимации, или трансформации. Фрейд утверждал, что сексуальной энергией можно управлять с помощью сублимации, то есть преобразования сексуальной энергии в творческую.
А. Адлер полагал, что в основе «больших» поступков, гиперактивности и сверхстремления человека лежит подавленный комплекс неполноценности, который он стремится компенсировать за счет успеха в бизнесе, политике, науке, искусстве и личной жизни. Пытаясь преодолеть комплекс неполноценности и утвердить себя среди людей, человек реализует свой творческий потенциал. А. Адлер называет это сверхкомпенсацией. Например, карьера Наполеона Буанопарта объясняется с точки зрения этой теории тем, что он пытался компенсировать свой физический недостаток — невысокий рост — за счет своего успеха.
К. Юнг заложил основы трансперсональной психологии, которая рассматривает человека как космическое и духовное существо, неотделимое от всего человечества и Вселенной, обладающее способностью доступа к универсальному информационному полю. В 1930-40-х годах К. Юнг пришел к пониманию того, что помимо сознания и индивидуального бессознательного компонента человеческой психики, существует также коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества.
Экзистенциализм
Наиболее распространенным и актуальным течением философии иррационализма является экзистенциализм или философия существования. Эта философия оказывается антропологической по своей направленности. Его проблема — это проблема человека, его существования в мире.
Экзистенциализм возник как пессимистическое философское мировоззрение, поставившее вопрос о заботе человека в условиях современной цивилизации: «Как может человек жить в мире острых противоречий и исторических катастроф?». Экзистенциалисты пытались ответить на этот вопрос, подвергая сомнению предшествующую философскую мысль и изучая современные формы человеческого существования, культуру, исследуя переживания субъекта, его внутренний мир. Среди экзистенциалистов есть не только профессиональные философы, но и писатели, художники, кинорежиссеры и другие. В философии экзистенциализма выделяются две основные школы — немецкая, возникшая в 1920-е годы и представленная К. Ясперсом и М. Хайдеггером, и французская, возникшая в годы Второй мировой войны (Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель).
Возникший во времена мировых войн, экзистенциализм отразил драматизм эпохи, ощущение человека, стоящего между жизнью и смертью, существованием и небытием. Его главной проблемой было отчуждение человека от общества.
Особенно глубоко экзистенциализм анализирует субъективный опыт отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одиночества, безразличия, тревоги. М. Хайдеггер считает, что бытие внешнего мира формируется бытием внутреннего, личностного мира. В «Бытии и времени» Хайдеггер вводит понятие «существование», которое обозначает различные проявления состояния бытия. Он создает целую систему экзистенций: «бытие-в-мире», «бытие-с-другими», «бытие-здесь» и т.д. Чтобы понять смысл каждой формы бытия, человек должен отстраниться от всех практических целей и признать свою смертность и «хрупкость». Присвоение смысла личного бытия возможно только потому, что присвоение бытия исходит от человека, через поиск собственной самости.
Для Ясперса личностное бытие связано с поиском человеком своей индивидуальности, которая проявляется в общении. Существование проявляется в свободе, которая, в свою очередь, связана с трансцендентностью. К. Ясперс излагает вариант религиозного экзистенциализма. Присвоение сущности и свободы человека происходит в «пограничных ситуациях»: перед лицом смерти, в страдании, через чувство вины. Это дает человеку возможность понять себя как экзистенциализм, который помогает человеку понять иллюзорную природу своего бытия и вступить в контакт с Богом. Экзистенциализм справедливо полагает, что «пограничные ситуации» действительно заставляют человека задуматься о смысле и содержании своей жизни и переоценить свои ценности.
Проблема личного бытия и «пограничных ситуаций» присутствует и во французском экзистенциализме. Так, А. Камю пишет об одиночестве и безнадежности человека в «абсурдном мире». Ж. Сартр и Марсель соотносят экзистенциальные понятия не только с отдельным человеком, но и со всем человечеством: оно находится в «пограничной ситуации», охваченное чувством страха перед глобальной катастрофой. Задача экзистенциалистской философии — помочь человеку, который неотделим от человечества. Переосмыслив ценностные ориентации и мышление, человек должен создать такие исторические условия, которые предлагают решение всех острых проблем.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Основные представители философии нового времени
- Социальные последствия перехода к постиндустриализму
- Феномены человеческой субъективности
- Иррационализм
- Жак Деррида, французский философ и теоретик литературы
- Происхождение человека и уникальность его бытия
- Формы содержания мысли. Законы и правила логики
- Симеон богослов, византийский философ-мистик
- Механицизм как философский принцип
- Структура «науки логики» Гегеля