Оглавление:
Термин «эвристика» происходит от греческого heuresko — находить, обнаруживать. В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристику можно понимать как:
1) научно-прикладную дисциплину, изучающую творческую деятельность (при этом следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений нет);
2) методы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы;
3) метод обучения;
4) один из способов создания компьютерных программ.
Некоторые источники указывают, что понятие «эвристика» впервые появилось в трудах греческого математика Паппа Александрийского, жившего во второй половине III века н.э., другие отдают приоритет первому упоминанию в трудах Аристотеля.
Многие авторы отмечают вклад в эвристику Раймонда Луллия (ок. 1235 — ок. 1315), который еще в 14 веке пытался создать машину для решения различных задач на основе универсальной классификации понятий.
В своих исследованиях природы научных открытий Имре Лакатос (1922-1974) ввел понятия позитивной и негативной эвристики. В рамках научной школы определенные правила предписывают, какими путями следует идти в ходе дальнейших рассуждений. Эти правила представляют собой позитивную эвристику. Другие правила, с другой стороны, говорят нам, каких путей следует избегать. Это негативные эвристики.
Тем не менее, основой эвристики является психология, особенно раздел психологии, называемый психологией творческого или продуктивного мышления. Например, использование эвристических методов технического творчества (прямой и обратный мозговой штурм, метод эвристических приемов и метод морфологического анализа и синтеза) в компьютерной инженерии позволяет развить у студентов творческое воображение и способности сделать первые шаги к изобретательству — созданию новых технических решений. Эвристические методы как готовые схемы действий являются объектом эвристической логики, а реальный процесс эвристической деятельности — объектом психологии. Но если эвристические приемы можно представить в виде определенной логической схемы, т.е. описать их математическим языком, то эвристическая деятельность на современном этапе развития науки не имеет своего математического выражения.
В эвристике, как молодой, развивающейся науке, не все понятия достаточно четко определены. Это относится, прежде всего, к понятию «эвристический метод». Многие исследователи понимают его как определенный эффективный, но недостаточно надежный способ решения задач. Он позволяет ограничить перечисление вариантов решения, то есть уменьшить количество вариантов, изучаемых перед выбором окончательного решения. Понятно, что такое определение термина «эвристический метод» нельзя признать удовлетворительным, поскольку оно представляет лишь внешнюю характеристику явления, но не раскрывает его существенных черт.
Учение об эвристических методах впервые было разработано и введено Сократом. Подобные процедуры — в виде диспутов — были широко распространены в средневековых университетах. Диспуты были организованы в соответствии со стандартами, которые были творчески переосмыслены в XX веке. Например, они легли в основу проекта В. С. Библера «Школа диалога культур».
Для того чтобы раскрыть суть этого понятия, необходимо помнить, что сам термин «эвристика» применим к явлениям двух видов. Во-первых, эвристикой можно считать деятельность человека, которая приводит к решению сложной, нестандартной задачи. Во-вторых, эвристикой можно считать конкретные приемы, которые человек сформировал в ходе решения одной задачи и более или менее осознанно переносит на решение других задач.
Характеристика эвристического метода
Учение об эвристических методах впервые разработал и применил на практике Сократ. Известно, что междисциплинарный фонд эвристических методов насчитывает около 200 проверенных в мире рекомендаций по совершенствованию известных или синтезу новых проектных решений. Использование этих методов и приемов помогает решать самые разнообразные проблемные задачи, возникающие в деятельности человека.
Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методических средств построения новой задачи и целенаправленных способов деятельности на основе обобщения предшествующего опыта и опережающего отражения будущих моделей с целью наиболее эффективного решения проблемы.
Система эвристических методов решения задач, как и знание в целом, является системой открытого типа, т.е. с развитием науки и техники будут появляться все новые и новые эвристические методы.
Процесс решения проблемы методом эвристических приемов состоит из 5 последовательных этапов:
- Постановка проблемы технического творчества.
- Выбор соответствующих приемов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа (прототип — аналог (устройство, способ, вещество, штамм) изобретения, наиболее близкий по технической сущности (по смыслу) и по достигаемому эффекту) и противоречий его развития.
- Преобразование прототипа с использованием выбранных приемов и формирование нескольких новых технических решений.
- Анализ новых технических решений с точки зрения реализуемости и степени эффективности использования.
- Выполняется работа этапов 2 — 4, отбираются другие прототипы.
Наибольший эффект в эвристическом обучении дают задания, предполагающие открытие новых причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами конкретных исследуемых ситуаций. Наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа, которая состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом к решению задачи, и которая требует небольшого поиска.
Итак, попробуем последовательно раскрыть эвристические методы, которые могут широко применяться в творческой деятельности менеджера.
1) Метод мозгового штурма
Метод и термин «мозговой штурм» или «мозговая атака» был предложен американским ученым А.Ф. Осборном.
Эвристический диалог мозгового штурма основан на ряде психолого-педагогических закономерностей.
Основными принципами и правилами этого метода являются абсолютный запрет на критику предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных замечаний и шуток. Более подробно мы рассмотрим его в следующей главе.
2) Метод коллективного поиска оригинальных идей основан на следующих психолого-педагогических закономерностях и соответствующих им принципах.
Первый закон и соответствующий ему принцип со-творчества в процессе решения творческой задачи. Лидер группы, опираясь на демократический стиль общения, поощряя фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует зарождение оригинальных идей и выступает в роли их соавтора. И чем более развиты способности лидера к сотрудничеству и со-творчеству, тем эффективнее, ceteris paribus, происходит решение творческой задачи.
Метод эвристических вопросов
Этот метод также известен как метод «ключевых вопросов». Метод эвристических вопросов целесообразно использовать для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочивания уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческих задач. Следует отметить, что древнеримский философ Квинтилиан широко использовал эвристические вопросы в своей научной и практической деятельности. Он рекомендовал всем крупным политическим деятелям для сбора достаточной информации о любом событии задавать себе следующие семь ключевых (эвристических) вопросов и отвечать на них: кто? что? почему? где? что? как? когда?
Преимуществом метода эвристических вопросов является его простота и эффективность для решения любой проблемы. Эвристические вопросы особенно развивают интуитивное мышление. Недостатки и ограничения: он не дает особо оригинальных идей и решений и, как и другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.
4) Метод многомерных матриц.
Этот метод также известен среди исследователей и изобретателей как метод «морфологического ящика» или метод «морфологического анализа».
Основная идея метода многомерных матриц в решении творческих проблем заключается в следующем. Поскольку новое очень часто представляет собой различные комбинации известных элементов (устройств, процессов, идей и т.д.) или сочетание известного с неизвестным, матричный метод позволяет делать это не методом проб и ошибок, а целенаправленно и систематически. Таким образом, в основе метода многомерных матриц лежит принцип систематического анализа новых связей и отношений, возникающих в процессе матричного анализа исследуемой проблемы.
Преимущество: позволяет решать сложные творческие задачи и находить много новых, неожиданных, оригинальных идей.
Недостатки и ограничения: даже при решении задач средней сложности в матрице могут быть сотни вариантов решений, выбор которых затруднителен.
5) Метод свободных ассоциаций.
В процессе создания ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой задачи и элементами внешнего мира, включая компоненты предыдущего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в коллективном решении задачи, творческой проблемы. В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей возникают творческие идеи решения проблемы.
Приведем пример метода свободных ассоциаций. Допустим, вы — менеджер типографии. Вам необходимо разработать идеи для решения следующей проблемы: как повысить эффективность рекламы вашей продукции. Руководитель группы предлагает, например, слово «студент» на основе метода свободных ассоциаций. Это слово дает несколько ассоциаций и соответственно идей, как можно усилить рекламу продукции типографии. На основе ассоциаций, которые слово «студент» вызывает у членов группы, возникают следующие идеи:
Необходимо шире рекламировать нашу продукцию среди студенческой, учащейся молодежи;
студенты сами должны участвовать в рекламе нашей продукции;
необходимо чаще рекламировать нашу продукцию в изданиях, которые читают студенты и т.д.
6) Метод инверсии.
Метод инверсии — один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей для решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и представлениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.
В основе метода инверсии лежит закономерность и, соответственно, принцип
Эвристический метод принятия управленческих решений решения
Эвристический метод представляет проверенные временем способы нахождения и реализации различных решений путем общения, переговоров и т. д. Часто нужное решение приходит руководителю не на рабочем месте, а на какой-нибудь встрече, отдыхе, салоне самолета или корабля. Когда человек восклицает. «Вот оно! Нашел решение!» — это и есть результат явного или неявною использования эвристическою метода.
Эвристический метод основан на логике, здравом смысле и опыте, при которых выявляется новая существенная информация.
Метод используется при недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов принятия управленческих решений (ПРУР). Он практически целиком относится к искусству в управленческой деятельности.
Разработка управленческих решений для нетиповых, обычно творческих, задач — довольно трудное занятие. В управленческой практике таких задач довольно много. Это обусловлено переменами, которые сопровождают производственную деятельность. Обычно такие задачи решаются постепенно путем обсуждения, концентрации идей, развития новых подходов и стимулирования мышления. Не случайно, собрания, заседания, летучки, планерки и другие формы обсуждения новых проблем и разработки решений прочно вошли в практику работы руководителей и специалистов. Они совместно принимают такие эффективные решения, которые не под силу одному, даже очень талантливому, человеку. Множество открытий и изобретений сделано при коллективном обсуждении или с их подачи, а известные слова «эврика» и «эвристика» дали название этому методу.
Собрания и совещания можно проводить двумя способами: без подготовки и с подготовкой. Без подготовки такие мероприятия малоэффективны и не доставляют удовлетворения их участникам. Часто работники с большой неохотой идут на собрания и совещания. Известен афористический закон Паркинсона, который гласит: «Эффективность совещания обратно пропорциональна затраченному времени и количеству приглашенных людей». Подготовленные собрания основаны на различных методах, в том числе на эвристических. Эвристика состоит в последовательном выделении целей и ситуации, а также уменьшении их различий.
Основные условия эффективного использования данного метода:
- необходимость принятия новых и ответственных решений, определяющих развитие крупных компании или судьбу ее персонала;
- большой объем информации, трудности ее обработки;
- наличие организационной культуры обсуждения ответственных заданий.
Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией как участников такого обсуждения, так и его организатора.
Основной набор приемов эвристического метода
Существует около 30 наборов приемов, входящих в состав эвристического метода. Приведем последовательность действий для одного из них:
обобщение задачи;
конкретизация задачи;
формулирование обратной задачи;
включение в другую структуру;
критика очевидных решений;
поиск привнесенных условий;
движение от конца к началу;
сближение данных и цели
перекодирование текста в модель;
использование сходных задач;
рассмотрение с различных сторон;
анализ условий;
анализ конфликта;
выдвижение любых идей;
переструктурирование.
Специфика метода «мозговой атаки»
Мозговой штурм (мозговой штурм, мозговой штурм, мозговой штурм) — метод решения проблемы с помощью процедуры группового творческого мышления, когда сначала продумываются многие варианты решения данной проблемы (как логические, так и абсурдные) в короткие сроки без каких-либо ограничений. , и только потом из большого количества идей отбираются наиболее удачные — всего 10-15% — идеи, которые можно использовать на практике. Этот метод был разработан и описан американским психологом Алексом Ф. Осборном, который указал, что некоторые люди хорошо «генерируют» новые идеи, но плохо их анализируют, и наоборот: некоторые люди более склонны критически анализировать идеи, чем анализировать их. «порождают» их. В обычных дискуссиях эти две категории людей, оказавшись вместе, имеют тенденцию мешать друг другу. Осборн поэтому предложил разделить этапы генерации идеи и анализа идеи. Одна группа, получив задание, должна предлагать только идеи, даже самые фантастические. Другая группа должна анализировать только выдвинутые идеи. Осборн назвал свой метод групповой интеллектуальной работы «мозговым штурмом» или «мозговым штурмом».
Итак, основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики.
Вкратце алгоритм выглядит следующим образом:
1) Выбор участников
2) Сообщение о решаемой проблеме.
3) штурм идей. Задача: получить как можно больше идей. Именно тогда мы получаем основное правило: приветствуются любые, самые безумные, заведомо ошибочные идеи, категорически запрещена критика (даже в виде скептических улыбок!). Напротив, любую высказанную идею следует поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс.
Лидер (модератор) руководит процессом, поощряет, эмоционально вовлекает участников.
4) Этап анализа. Получено N-е количество идей. Что дальше?
Теперь необходимо выбрать наиболее «перспективные», перспективные идеи и развить их.
Вот и все, что неоднократно описывалось в литературе, «простая и доступная процедура» (Приложение 1).
Но не все так просто. Именно из-за кажущейся простоты и доступности мозговые штурмы когда-то были очень популярны. Но есть и обратная сторона медали: в литературе отсутствует полное методологическое описание мозгового штурма, которое позволило бы обычному человеку использовать его для решения творческих задач. Помимо призывов «мыслить нестандартно» и «отказаться от стереотипов», литературные источники не предлагают никаких рекомендаций, как избавиться от этих самых стереотипов, заложенных в ваше подсознание еще в раннем детстве.
Метод мозгового штурма предполагает получение решения в результате коллективного творчества специалистов в ходе встречи, проводимой по определенным правилам, и последующий детальный анализ ее результатов. Суть его заключается в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:
- Генерация новых идей относительно возможных вариантов развития процесса.
- Анализ и оценка идей
Метод мозгового штурма основан на психолого-педагогических законах коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности на деловых встречах часто сдерживается творческая активность руководителей и специалистов по тем или иным причинам, среди которых значительное место занимают различные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и др.
В условиях мозгового штурма средством устранения так называемых барьеров является дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, вовлекая людей в интерактивное общение, вовлечь их в активный поиск решений возникшей проблемы.
Фактически, мозговой штурм — самая свободная форма обсуждения. Основная функция этой технологии — обеспечить процесс генерации идей без их критического анализа и обсуждения участниками.
Успех мозгового штурма зависит от следующих двух основных принципов. Один из них находится в области синергетической теории. Он заключается в следующем: когда идеи обсуждаются вместе, они более качественны, чем когда одни и те же люди работают индивидуально. Это связано с тем, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута из-за недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, придумывается другими и тем самым совершенствуется, становясь все более конструктивной и реализуемой.
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
Читайте дополнительные лекции:
- Инвестиции и консалтинг
- Социальная ответственность бизнеса
- Функции управленческого цикла
- Информационный менеджмент
- Сущность стратегического управления
- Каору Исикава, крупнейший специалист в области управления качеством
- Планирование стратегических изменений
- Стратегия как внутренняя ситуационная переменная и ее влияние на организационную структуру
- Ответственность за качество управленческих решений
- Передача организационной культуры