Оглавление:
Термин «музей» был введен в культурную жизнь человечества древними греками. Истоки этой концепции можно найти в феномене коллекционирования. С самого начала своей истории человечество собирало и пыталось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные картины, природные редкости, останки древних животных.
Музеи появились в России в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он поставил перед собой цель: «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились. В конце XVIII века в России были созданы публичные выставки для просвещения больших толп посетителей. В конце CIC века в России создано около 150 музеев с публичными экспозициями с целью просвещения (музей техники, ремесел и инструментов). В России настоящая музейная педагогическая традиция.
Новый наглядный метод обучения в стенах музея охотно поддержали К.Д. Ушинский и Н.А. Корф. В 1864 году в Санкт-Петербурге был основан музей совершенно нового типа — Педагогический музей. Его коллекция состояла из наглядных пособий для народного образования. В начале ХУ века открытие общественных музеев, созданных по инициативе населения и работающих на общественных началах, получило широкое распространение в России в связи с возникновением Отечественного движения. Общественные музеи были созданы при учреждениях культуры, школах и предприятиях. Это музеи борьбы, труда, музеи, посвященные деятелям коммунистической партии, которые имеют статус политико-просветительских учреждений. В связи с изменениями в общественно-политической и экономической жизни России эти общественные музеи были закрыты, оставив после себя большой практический опыт по созданию, организации деятельности и структуре общественных музеев. Возросшие потребности российского общества в изучении и сохранении русской культуры, российских традиций, истории больших и малых городов, сел, школ, судеб людей, семей, династий способствуют возрождению таких социальных институтов, как общественные музеи.
В разные эпохи истории нашей страны детские и школьные музеи переживали взлеты и падения. Исследования, посвященные характеристикам школьных музеев, их основным функциям и сферам деятельности, также пережили взлеты и падения. В настоящее время наблюдается «музейный бум», связанный с поиском национальной объединяющей идеи в России, которая является основой для воспитания гражданина новой России. Педагоги и музеологи отводят важную роль в этом поиске музеям как хранителям социальной памяти поколений. Т.Ю. Юренева в своей монографии «Музей в мировой культуре» впервые комплексно исследует музей как феномен мировой цивилизации, анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев, прослеживает развитие музейных институтов.
В.Е. Туманов в своей книге «Школьный музей», предназначенной для учителей, знакомит читателей с проблемами и методами организации и деятельности школьных музеев. В книге сделана попытка понять и интерпретировать понятие «школьный музей».
Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии, директор Московского детского музея М.Ю. Лермонтова. Юхневич, известный среди специалистов музейной системы, представил концепцию развития школьных музеев в современных образовательных системах, обобщил материал о музейно-образовательных традициях с середины 19 века, показал сущность культурно-образовательной деятельности школьного музея, рассмотрел проблемы взаимодействия музея и школы. Этим проблемам автор посвятил ряд книг и методических пособий («Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России», «Я поведу тебя в музей», «Школьный музей на рубеже веков», «Детский музей: прошлое и настоящее»).
Е.Г. Артемов, Л.А. Васильева, М.В. Куликова, Т.Н. Казанцева посвящают свои исследования проблемам внедрения новых музейных технологий и интерактивных занятий.
Работы кандидата педагогических наук Е.Л. Галкиной и кандидата исторических наук Г.Б. Денисовой проливают свет на проблемы работы с советом (имуществом) музея.
Министерство образования Вологодской области совместно с Областным центром детско-юношеского туризма выпустило серию пособий в помощь организаторам школьных музеев: «Вместе создаем музей», «Маленькое окно в большой мир», «Школьный музей: жизнь в творчестве», в которых на материалах из опыта работы можно изучить новые подходы к теории и практике музейно-образовательной и краеведческой работы.
Правовой основой деятельности школьных музеев является Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 28-51-181/16 от 12 марта 2003 года «О деятельности музеев в образовательных учреждениях», «Инструкция по учету и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах», Постановление Министерства культуры СССР от 12 марта 1988 года.
Таково современное понимание музея:
- Учреждение, занимающееся сбором, изучением и экспонированием объектов — исторических, материальных и духовных памятников, а также образовательной и пропагандистской деятельностью;
- Хранилище ценностей, исследовательский институт и учебное заведение одновременно;
- Место для обмена информацией между представителями разных этносов, поколений, возрастных групп, профессий и т.д.
Музей — это учреждение, которое собирает, хранит и выставляет предметы истории, культуры.
Третья статья Устава Международного совета музеев гласит: «Музеи — это постоянно действующие некоммерческие учреждения на службе общества и его развития, открытые для публики и предназначенные для приобретения, сохранения, использования, популяризации и выставления свидетельств человека и окружающей его среды в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей».
Профили и жанры школьных музеев
Профиль музея — это специализация его коллекции и деятельности. Профиль школьного музея зависит от выбранного направления поисково-исследовательской деятельности. Музеологи выделяют следующие профили:
- исторический;
- Наука;
- Художественная галерея;
- Мемориальный музей;
- технологический;
- Окружающая среда.
Школьный музей может выразить свою оригинальность, уникальность, способность интегрироваться в образовательный процесс, в определении жанра. Знаменитые музеологи Е.Л. Галкина и М.Ю. Кузнецов. К музейным жанрам, основным критерием определения которых был способ и уровень интеграции в образовательный процесс, Юхневич относит следующие:
- Музей — экспозиция (выставка)
- Музей — мастерская (ателье)
- Музей — Лаборатория
- Музей — клуб, Музей — театр
- Музей — Центр адаптации
- Музей — Экскурсионное бюро
- Музей — игротека
- Музей — Кафе
- Музей — ярмарка.
Музейная экспозиция (выставка). Музейная экспозиция — это более или менее оформленный комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жесткие подвесы). Выставочное пространство строго локализовано и используется в основном для проведения экскурсий по конкретной и весьма ограниченной тематике. Музейный материал используется в учебном процессе в основном для иллюстрации. В школьной среде такой музей становится скорее объектом престижа, внеклассная, кружковая, развлекательная деятельность представлена минимально.
Музейная мастерская (студия). Выставочное пространство в таком музее организовано так, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных студиях. Некоторые экспонаты могут быть также распределены между отдельными классами. Все это способствует органичному включению музея в учебный процесс.
Музей — лаборатория. Этот жанр очень близок к музею-мастерской. Разница заключается в характере коллекций, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это научные и технические коллекции, которые обычно довольно обширны. Некоторые из них расположены в специализированных помещениях. Выставочное пространство включает в себя исследовательские лаборатории и оборудование.
Музей — клуб, музей — театр. Экспозиция этого жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит опорой для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Он органично включается в работу школьного театра, становится основой для преподавания о стране, культуре, обычаях, языке того или иного народа.
Музей является адаптационным центром. Это музей с четко обозначенной социально-психологической задачей — создать атмосферу психологически приятного общения. Чаще всего директором такого музея является психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей и молодыми людьми с нарушениями развития. Для музея важно работать по специально разработанной и давно существующей программе, учитывающей специфику аудитории.
Мы очень кратко попытаемся обрисовать возможности следующих трех жанров, деятельность которых имеет не только гуманитарное значение, но и напрямую связана с новыми экономическими реалиями, поскольку может способствовать улучшению материального положения как школ, так и учащихся.
Музей — экскурсионное бюро. Создание такого музея возможно на основе активных местных исследований в области истории и культуры той или иной местности. Собранная информация может стать основой для школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местные краеведческие темы и предлагает этот «продукт» учебным заведениям своего района. Создание такого музея возможно на основе введения в школьную программу элективного предмета «экскурсоведение»
Музей — игротека. Это музей игр и игрушек, некоторые из которых принесены из дома, но большинство сделаны самими детьми. Сотрудники музея и преподаватели используют эти коллекции для проведения театрализованных занятий с младшими школьниками и группами продленного дня, а также предлагают экскурсии для близлежащих детских садов и школ. Необходимым условием для создания такого музея является изучение истории производства и использования игрушек.
Музейное кафе лучше всего организовывать в школах или профессиональных училищах, где готовят будущих поваров. Важно использовать этот вид деятельности таким образом, чтобы культура приготовления пищи была связана с историей, национальными праздниками и обычаями того или иного народа, а посетители музея доставили удовольствие от неформального общения всем участникам.
Музей-ярмарка также служит торговым и развлекательным центром. Она может заниматься продажей всех видов продукции, изготовленной учащимися в мастерских своей или соседних школ. Благодаря организации ярмарок, просветительской деятельности, связанной с участием в фестивалях или вечерах, студенты имеют возможность попробовать свои силы в таких актуальных ролях, как торговый представитель или специалист по маркетингу. Это определяет перспективу создания подобных музеев в школах, ориентированных на такие профессии.
При выборе профиля и жанра школьного музея необходимо учитывать реальные потребности конкретной школы. Очевидно, что чем теснее профиль музея связан со спецификой школы, чем разнообразнее используемые им жанры, тем он функциональнее и востребованнее, тем шире поле его деятельности, тем многочисленнее и интенсивнее его связи с профессионалами и местным сообществом. В действительности каждый школьный музей представляет собой некий конгломерат, синтез различных профильных характеристик и жанров.
Функции школьного музея
В сочетании «школьный музей» содержится слово музей. Как и любой другой музей, он имеет функции, присущие этому социальному институту. Положение о музее образовательного учреждения определяет образовательные и документальные функции. Суть документальной функции заключается в целенаправленном отражении с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных явлений в музейном собрании, которые музей изучает в соответствии со своим профилем.
Функция документирования имеет три формы:
- Фандрайзинг;
- Фондовая работа;
- Создание музейного экспоната.
Музейный предмет — это памятник истории и культуры, изъятый из среды его использования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в музейную коллекцию. Все музейные предметы обладают рядом характеристик. Они информативны, привлекательны и выразительны.
Информативность музейного предмета — Рассмотрение музейного предмета как источника информации.
Привлекательность — это способность объекта привлекать внимание своими внешними характеристиками или художественной и исторической ценностью.
Выразительность — выразительная сила объекта, его способность создавать эмоциональное воздействие.
Репрезентативность (представительность) — уникальность объекта по отношению к аналогичным объектам.
Все музейные предметы делятся на три группы:
- материальные (одежда, предметы быта, личные вещи);
- визуальные (живопись, скульптура, графика);
- Письменные (документы на всех носителях).
Коллекции музея — это совокупность музейных предметов. Коллекционирование — одно из основных направлений деятельности музея в образовательном учреждении.
Процесс приобретения коллекции школьного музея можно разделить на 4 основных этапа:
- Планирование работы персонала.
- Поисковые и коллекционные работы.
- Выявление и сбор памятников истории и культуры.
- Включение памятников истории и культуры в музейную коллекцию.
На первом этапе выбор предмета и объектов для приобретения осуществляется в зависимости от профиля и возможностей музея. Существует несколько возможностей для приобретения:
Тематическая запись — это метод записи, связанный с изучением исторического процесса, события, человека, природного явления и сбором источников информации о них;
Систематическая закупка — это метод создания и пополнения коллекций музейных предметов одного типа: Посуда, мебель и одежда;
Набор по горячей линии — это метод сбора информации на месте во время события или сразу после него;
Текущее приобретение — получение отдельных музейных предметов от дарителя, покупки, случайные находки.
Второй этап: поиск и сбор информации. Существуют методы поиска и исследовательской деятельности:
- Сбор устных свидетельств (опрос населения, анкетирование, интервью);
- Переписка с людьми;
- познакомиться с интересными людьми;
- Получение подарков из семейных коллекций;
- Работа в библиотеках, архивах;
- экспедиции.
Одним из основных принципов любой поисковой и исследовательской работы является принцип полноты. Следуя этому принципу, молодые краеведы должны стараться всесторонне изучать тему, стремиться связать изучаемые события с общими историческими процессами, выявить их специфику, определить достоверность полученной информации, понять роль отдельных личностей в этих событиях. Каждый краевед должен помнить об ответственности за сохранение выявленных и собранных памятников истории и культуры: Важно сохранить не только сам памятник, но и выявленную информацию о нем и его истории. Также студенты должны соблюдать требования законодательства, касающиеся сбора, сохранения памятников истории и культуры, то есть не следует брать у владельцев, которые не имеют права держать музей: Ювелирные изделия, медали, огнестрельное и холодное оружие. Очень важно уметь собирать и записывать необходимую информацию о процессах, которые являются предметом поисковой и регистрационной работы.
Комплектование музейных коллекций — одна из функций музея, целью которого является сбор социальной информации и документирование развития какого-либо явления или события.
Полевые описания и учетные документы используются для учета и научного описания собранных памятников истории и культуры и предоставления исчерпывающей информации о них. К ним относятся: «Акт приема-передачи», «Полевой дневник», «Полевая опись», «Блокнот воспоминаний и рассказов», книги по инвентаризации музейных предметов («Инвентарная книга»). Инвентарная книга является основным документом учета, научного описания и охраны памятников истории и культуры школьного музея. Он может быть сделан самими учащимися из большой толстой тетради или из книги с твердой обложкой. Книга контурная, сшита вдоль корешка крепкими нитками, листы пронумерованы в правом верхнем углу лицевой стороны. В конце книги помещена справка о количестве содержащихся в ней листов. Запись и сшивка книги скреплены печатью учебного заведения, в ведении которого находится музей.
Выставка в школьном музее
Индивидуальное лицо музея — это его экспозиция. Музейная экспозиция — это показ музейных предметов (экспонатов) в определенной системе. Порядок организации работы над музейной экспозицией был разработан в 2004 году Федеральным музеем профессионального образования. Результатом экспозиции должно стать достижение максимальной осведомленности в сочетании с живописностью и эмоциональностью. Если сравнить музей с айсбергом, то выставка — это лишь его самая маленькая видимая часть. Поэтому можно с уверенностью сказать, что создание экспозиции — это сложный творческий и технологический процесс, который, естественно, требует инновационного подхода, экспериментов и усилий целой команды единомышленников.
Проектирование экспозиции и прохождение этапов ее создания можно проиллюстрировать следующим образом.
Концепция: научная концепция и тематическая структура выставки.
Разработать расширенную тематическую структуру; создать план тематической экспозиции.
Создание художественного проекта: предварительная раскладка материалов.
Выполнение технического проекта; монтаж экспозиции.
По форме представления выставки делятся на стационарные и временные, а по принципам структурной организации демонстрируемого материала на тематические, систематические, монографические и ансамблевые.
Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы, раскрывающие ту или иную тему.
Систематическая экспозиция — это серия выставок, созданных на основе однородных музейных экспонатов в соответствии с определенной научной дисциплиной.
Монографическая экспозиция посвящена человеку или группе людей, природному явлению или историческому событию.
Ансамблевая экспозиция основана на сохранении или воссоздании ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде повседневной жизни: «музей под открытым небом», «крестьянская изба».
Выбор той или иной формы экспозиции, принципы систематизации выставочных материалов зависят от концепции музея, от перечня коллекций, от творческой фантазии сотрудников музея.
Главный принцип в создании экспозиции школьного музея — ориентация на школьную аудиторию, согласованность содержания выставки с образовательными и воспитательными программами. Профиль музея, определяемый образовательной целесообразностью, диктует тематическую направленность экспозиции.
Основой экспозиции является музейный предмет, а ее структурной единицей — тематико-экспозиционный комплекс. Не отдельные экспонаты с разным содержанием и тематикой, не фиксированные серии материалов одного типа, а именно комплекс материальных, документальных и других памятников, тематически объединенных, является основной единицей экспозиции. Для достижения более полного понимания событий, показанных в экспозиции, в нее включены вспомогательные научные материалы. Для усиления восприятия используются произведения искусства, звукозаписи, фрагменты фильмов, световые эффекты и различные цветовые решения. Наиболее часто используемый принцип — тематический подбор экспозиционных материалов. Во-первых, это включение тех музейных экспонатов, которые относятся к определенным явлениям и описывают их значимые аспекты. Во-вторых, использование других экспозиционных материалов научного и дополнительного характера для всестороннего отражения сути явления. В-третьих, размещение тематически связанных выставочных материалов.
Предметность и живость экспозиции, эмоциональность восприятия способствуют направлению внимания посетителей на отдельные объекты, а через них — желанию пережить происходящее. Этого можно достичь с помощью различных методологических приемов. Они включают выделение ведущих экспонатов (с помощью цвета, света и размера фона), но следует также учитывать характеристики самих объектов, их различную способность привлекать внимание. Театрализация и монтаж музейной экспозиции стали самыми популярными. Последние годы привнесли в музеи динамику, которая включает в себя как технические средства, так и сценографическое построение музейной среды, напоминающее театральное представление. Экспозиция становится все более «игровой». Он должен быть, прежде всего, концептуальным, стильным и узнаваемым. Каждая эпоха имеет свое собственное «видение». Наше время характеризуется все возрастающей тенденцией расширять возможности информации, делать ее более доступной. Поэтому тенденцией современных выставок является создание целостного визуального образа путем включения его в конкретное действие, имеющее свой язык, сюжет и художественную выразительность концепции. В то же время экспозиция преследует и традиционные цели сохранения, экспонирования и популяризации своих коллекций.
Внимание школьников ослабевает от созерцания однообразных экспонатов. Важно учитывать психологическую сторону восприятия. Прежде всего, необходимо привлечь внимание детей. Для этого вводный комплекс должен быть захватывающим, многообещающим и вызывать интерес к просмотру экспозиции. Через 15-20 минут, когда внимание учащихся ослабевает, они должны подойти к объекту или комплексу необычным способом, чтобы вызвать новый интерес. Здесь нужны самые привлекательные экспонаты, отдельные экземпляры, действующие модели и слайд-шоу. Такое переключение внимания должно вызываться через 10-15 минут, учитывая, что экскурсия по выставке не должна превышать 45 минут. Заключительный итоговый комплекс должен завершить всю тему таким образом, чтобы у студента возникло желание посетить экспозицию еще несколько раз, чтобы заняться новым поиском.
Для реализации принципа логической связи всех разделов экспозиции необходимо иметь четкую маршрутизацию, однозначные и лаконичные заголовки и направляющие тексты. Это не только полноценный научный комментарий, который может раскрыть информационный потенциал объекта и содержание выставки в целом. Эту роль в музейной экспозиции играют направляющие, титульные и пояснительные тексты, а также этикет, которые представляют собой целостную, продуманную систему, помогающую максимально раскрыть содержание выставки. Каждый тип текста выполняет свою функцию:
Руководящие тексты выражают идейную направленность выставки, раздела, темы и зала, отражая тем самым важнейшие положения научной концепции выставки;
Заглавные тексты отражают тематическую структуру экспозиции; они призваны стать общей нитью для ее обсуждения;
Пояснительные тексты (аннотации) содержат информацию о содержании выставки, разделах, темах, отражают историю представленных коллекций;
Этикетка или записка прикрепляется к отдельному экспонату и содержит: название предмета, изготовителя произведения, место и время изготовления, краткое описание экспоната, технические характеристики, оригинал/копия.
Отбор материалов для экспонатов означает, что определяется состав экспонатов будущей экспозиции, чтобы полностью раскрыть тему. Отбор осуществляется в процессе проектирования экспозиции, а окончательный состав экспонатов определяется в тематическом плане выставки. Систематический сбор материалов дает возможность подобрать не разрозненные и фрагментарные объекты, а органически целостный комплекс экспонатов, отражающих определенную часть темы всей экспозиции. Отбору предшествует изучение объектов, определение их подлинности и достоверности, авторства и т.д. Важно определить типичность музейного предмета, то есть его соответствие сущности явления. Необходимо учитывать внешнюю выразительность объекта. С одной стороны, он должен обладать привлекательностью и эмоциональным воздействием, хорошо сохраняться, иметь четкое изображение и читаемый текст. С другой стороны, он должен обладать характеристиками подлинного первоисточника. Объект должен сохранять следы внешних воздействий на него в условиях повседневной жизни.
Совет музея (Актив) как орган самоуправления
Общественным органом самоуправления школьного музея является Совет музея (актив), который создается для всестороннего вовлечения учащихся и педагогов в сознательную, целенаправленную деятельность по формированию музея. Совет музея состоит из представителей студентов, преподавателей, общественных организаций и представителей местных музейных ассоциаций. В соответствии с положением о музее образовательного учреждения, совет музея осуществляет текущую работу музея в образовательном учреждении. В музее формируются профильные функциональные группы для реализации основных направлений деятельности музея:
- Поиск и инкассация, осуществляющая приобретение средств;
- Коллекция, которая ведет учет и хранит музейные экспонаты;
- Экспозиция и выставка, отвечает за разработку и создание экспозиций и выставок.
Культурно-просветительская группа для проведения экскурсий, лекций, праздников и встреч с гостями музея.
Совет музея избирает председателя Совета музея.
Одной из важнейших организационных задач Совета музея является разработка концепции музея. Под концепцией музея следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, как они представляют себе свой музей, его профиль, название, направления деятельности музея, структуру музея, обеспечение его деятельности, принципы комплектования музейных фондов и их использования, выставочную деятельность и культурно-образовательные формы работы музея.
Концепция — это конкретная и долгосрочная программа действий по созданию музея. Разработка научной концепции — это наиболее рациональный подход к организации музея учебного заведения. Работа над концепцией ведется в три этапа:
Подготовка и анализ искомых данных (в других музеях, библиотеках, архивах, интернете, частных коллекциях, литературе).
Разработка самой концепции музея.
Разработка конкретных практических мер по реализации видения, т.е. перспективного плана развития на определенный период времени.
Одним из важных направлений деятельности Совета музея на начальном этапе создания музея в образовательном учреждении является разработка Правил (Устава) музея. Этот внутренний документ был разработан на основе Типовых правил музея (2003).
Положение (устав) музея отражает цели, задачи, структуру, профиль, направление деятельности музея и его ответственность перед образовательным учреждением. Очень важно, чтобы через участие в разработке, обсуждении, принятии и исполнении Устава дети усвоили принципы демократии, получили представление о собственных правах и обязанностях по отношению к активистам школьного музея, к учебному заведению и государству.
Постановление о музее выполняет важную функцию: этот местный закон, который был обсужден и принят, позволяет регулировать отношения не только между учителем, директором музея и членами совета музея, между директорами образовательного учреждения и членами совета музея, но и между самими детьми.
Совет музея также рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, обсуждает важные вопросы музейной деятельности, организует сбор и классификацию музейных предметов, разрабатывает музейные экспозиции и временные выставки, организует музейные мероприятия: Экскурсии, лекции, фестивали.
Совет музея является органом самоуправления и был создан для полного вовлечения студентов и преподавателей в сознательную, целенаправленную деятельность по созданию музея.
Таким образом, школьный музей — это одно из ярких явлений национальной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный музей как общественный детский музей, созданный по инициативе детей и в результате их исследовательской и творческой деятельности, сочетает в себе черты и функции научно-исследовательского учреждения, сообщества по интересам и творческой мастерской.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Задачи музыкального воспитания детей
- Основные виды педагогической деятельности
- Методика организации и проведения деловой игры
- Моделирование как метод научного исследования
- Классификация методов профессионального обучения по Л Г.Семушиной
- Типы семейных отношений
- Особенности ролевой игры в раннем возрасте
- Системы воспитания в истории человечества
- Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста
- Педагогическая практика в детском саду