Оглавление:
Психология эмоций как наука только что достигла своего совершеннолетия.
Странно, что столь актуальная тема оставалась в тени более века. Исследователи человечества признали важность эмоций для самовосприятия человека и социальных отношений еще до появления научных данных. Однако до 1980-х годов психология практически не обращала внимания на эмоции.
Практически каждый человек знает, что такое эмоция, потому что неоднократно испытывал ее. Однако трудности возникают, когда человека просят описать эмоцию. Очень трудно описать переживания и ощущения, сопровождающие эмоции.
Эмоция (от лат. emovere — возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение. Эмоции понимаются как протяженные во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, которые отражают значимость (важность для процесса его жизнедеятельности), которые имеют существующие или возможные ситуации в его жизни.
У человека эмоции приводят к переживанию удовольствия, неудовольствия, страха, стеснения и тому подобного, которые играют роль ориентации субъективных сигналов. В этом контексте важно понимать, что сами эмоции могут, но не обязаны вызывать подобные переживания, и они сводятся к процессу внутренней регуляции деятельности. Таким образом, термин «эмоция» отличается от терминов «чувство», «аффект», «настроение» и «переживание».
В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной связи: они возникают не по отношению к кому-то или чему-то, а по отношению к ситуации в целом. В этом отношении эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то является одновременно плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к этому объекту — чувствами.
В отличие от аффектов, эмоции практически не имеют внешних проявлений, гораздо более продолжительны по времени и слабее по силе.
В отличие от настроения, эмоции могут меняться довольно быстро и быть весьма интенсивными. Под эмоциями обычно понимается исключительно субъективно-психологическая сторона эмоциональных процессов, физиологические компоненты не включаются. На протяжении многовековой истории эмоциям уделялось наибольшее внимание, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.
В современной позитивистской психологии, однако, отношение к проблеме эмоций совершенно иное. Интерес к ним начал угасать по мере того, как участились попытки найти достаточно тонкие и надежные средства для их объективного (в позитивистском смысле этого слова) изучения. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться относительно узким кругом проблем, таких как выражение эмоций и влияние индивидуальных эмоциональных состояний на деятельность, которые можно было разработать экспериментальным путем. Большая путаница в психологии эмоций вызвана терминологическими расхождениями. В какой-то степени они уже вошли в повседневный язык, поэтому мы называем страх эмоцией, аффектом, чувством или даже ощущением.
В связи с существующей терминологической неоднозначностью в психологии эмоций очень важно учитывать условность названий и определять их соотношение не по внешнему звучанию, а на основе тщательного изучения того, что именно они означают.
Попытки классифицировать эмоциональные состояния, переживания и чувства предпринимались давно.
Однако, как отмечает П.В. Симонов, ни одна из предложенных классификаций не является общепризнанной и не сохранилась как эффективный инструмент для дальнейших поисков и уточнений. Очевидно, что совершенно невозможно создать универсальную классификацию эмоций, так чтобы классификация, пригодная для решения одного набора задач, обязательно заменялась другой, когда речь идет о решении задач другого рода, принципиально отличных от первых. Объектом нашего внимания будут только те эмоции, в которых субъект чаще всего испытывает потребность и которые добавляют ценность процессу его деятельности.
Понятие эмоций в психологических исследованиях
Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в поддержке, помощи и патернализме со стороны других людей. Люди могут испытывать альтруистические эмоции, не помогая на самом деле другим, а лишь отождествляя себя в своем воображении с каким-то благородным героем.
Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают из-за потребности в общении. Коммуникативные переживания часто близки к альтруистическим переживаниям. Следует отметить, что не каждая эмоция, возникающая в процессе человеческого общения, обязательно является коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции, а коммуникативными являются только те, которые возникают в ответ на удовлетворение или неудовлетворение желания эмоциональной близости.
Славные чувства (от латинского gloria — слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе. Типичной эмоциональной ситуацией для них является реальное или воображаемое «взятие кредита».
Практические эмоции. Термин «практические эмоции» ввел М. Якобсон, который предложил называть так чувства, «вызванные деятельностью, ее изменением в ходе работы, ее успехом или неудачей, трудностями в ее осуществлении и завершении».
Боевые эмоции (от лат. pugna — драка). Эмоции проистекают из необходимости преодолеть опасность, что впоследствии порождает интерес к борьбе.
Романтические чувства. Академический словарь русского языка определяет романтизм как «состояние души, проникнутое идеализацией действительности, мечтательным созерцанием», а словарь называет романтиком «того, кто романтически склонен к мечтательности, идеализации жизни и людей» (стремление ко всему необычному, необыкновенному, таинственному).
Гностические эмоции. Гностические (от греч. gnosis — знание) эмоции уже давно описываются в учебниках по психологии под рубрикой интеллектуальных эмоций. Однако конкретный опыт (удивление) и черты характера (ощущение новизны) часто совпадают. Это гностические эмоции, связанные с потребностью в «когнитивной гармонии». Это поиск привычного, обычного, понятного в новом, неизвестном, необычном.
Эстетические эмоции. Категория эстетических эмоций была определена давно. Однако в вопросе о сущности и природе эстетических переживаний по сей день многое остается неясным. Сложность проблемы заключается в том, что эстетическое отношение к изображаемому проявляется всеми другими эмоциями — удовольствием, гневом, желанием и т.д. — проявляются. Можно выделить два основных взгляда. Согласно первому, эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. Согласно второй точке зрения, эстетическая эмоция является отражением потребности человека в гармонии с окружающим миром предметов.
Гедонистические эмоции. К ним относятся эмоции, связанные с удовлетворением потребности в физическом и душевном комфорте.
Приобретательские эмоции (от французского Acquisition). Эти эмоции возникают из-за интереса к накоплению, «коллекционированию» вещей, которые больше не нужны.
Эта классификация считается «открытой», что означает, что количество присвоенных категорий ощущений может быть дополнено по мере необходимости без нарушения лежащего в ее основе принципа.
В бытовой психологии широко используется традиционная схема классификации, различающая аффекты, чувства, актуальные эмоции и настроения. Даже психология других людей не продвинулась вперед. Некоторые авторы добавляют чувства как устойчивые эмоциональные установки индивида.
Традиционная схема классификации не имеет единой основы, а представляет собой перечисление конкретных отличий выделенных классов. Скорее, он представляет собой попытку систематического описания. Полагаться на простую линейную классификацию эмоций невозможно из-за их сложности, сложных отношений с фактическим содержанием, способности к слиянию и так далее. В современной психологии существует ряд самостоятельных признаков и оснований для классификации эмоциональных явлений, а существующие классификационные схемы акцентируют внимание на одном из этих делений или вводят их в том или ином порядке и сочетании.
Эмоции различаются по модальности (качеству), интенсивности, длительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм (стенотические — астенические), форме их развития, по уровням проявления в структуре психики (высшие — низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности (например, на себя на других, на прошлое, настоящее и будущее), по особенностям их выражения. Пытаясь разобраться в существующих классификациях, важно уточнить, что различают: эмоциональные переживания или целостные эмоциональные явления.
Список эмоций
При описании разнообразия эмоционального опыта выделяют определенный перечень базовых эмоций, иногда их называют прототипическими или первичными эмоциями. Но их существование не является общепризнанным. В некоторой степени эта точка зрения поддерживается непоследовательностью, связанной с выделением основных эмоций. Б. Спиноза называет три основные эмоции, Р. Декарт — шесть, у современных авторов — от двух до одиннадцати. Количественная несогласованность сопровождается качественной, которая свидетельствует о том, что модальность эмоций, рассматриваемая сама по себе, кроме различения эмоциональных переживаний по знаку, не обнаруживает никаких других однозначных черт порядка.
Объяснение этому факту дал В. Вундт, который предложил рассматривать модальность (качество) эмоционального переживания как составное свойство, определяемое соотношением трех его биполярных компонентов: Удовольствие — Неудовольствие, Возбуждение — Успокоение и Напряжение — Разрешение. Несмотря на то, что факторная интерпретация модальности эмоций В. Вундта впоследствии нашла серьезную поддержку в экспериментальных исследованиях экспрессии и семантики эмоций, она не пользуется значительным признанием в современной психологии.
Идея функционального различия эмоций в зависимости от их связи с мотивацией и деятельностью была уточнена У. Макдугаллом, который настаивал на фундаментальном различии эмоций.
Существующие схемы классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности, от которой зависит их применимость и оценка.
Также выделяют попытки описания разнообразных эмоций, основанные на представлениях об их генетическом развитии и взаимодействии, таких авторов, как Б. Спиноза и В. Грот. Эти попытки характеризуются стремлением выделить определенное количество базовых эмоций, а затем проследить условия и закономерности, при которых развиваются их комбинации и варианты.
В.К. Вилюнас справедливо отмечает, что «многое из того, что в учении об эмоциях традиционно называют многообещающим словом «теория», в действительности является скорее отдельными фрагментами, которые приближаются к полностью исчерпывающей теории лишь в совокупности». Проблема также заключается в том, что теории, возникшие в разные исторические эпохи, не имеют преемственности. С тех пор, как философы и естествоиспытатели начали всерьез задумываться о природе и сущности эмоций, сформировались две основные позиции. Ученые, занявшие одну из них, интеллектуалистическую позицию, наиболее четко изложенную И. Ф. Гербартом, утверждали, что органические проявления эмоций являются следствием психических явлений. По мнению Гербарта, эмоция — это связь, возникающая между представлениями. Эмоция — это психическое расстройство, вызванное несоответствием (конфликтом) между репрезентациями. Это аффективное состояние вызывает непроизвольные вегетативные изменения.
Представители другой позиции, сенсуалисты, напротив, утверждали, что органические реакции влияют на психические явления.
В теории эволюции эмоций Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал возникновение их физиологических проявлений. Суть его идей заключается в том, что эмоции либо полезны, либо это просто остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, выработанных в процессе эволюции в борьбе за существование.
В ассоциативной теории В. Вундта его представления об эмоциях довольно эклектичны. С одной стороны, он придерживался мнения Гербарта о том, что представления в той или иной степени влияют на эмоции; с другой стороны, он считал, что эмоции — это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся прямым влиянием чувств на ход представлений. «Физические» реакции рассматриваются Вундтом только как следствие чувств. Согласно Вундту, мимика сначала развивалась в связи с элементарными чувствами, как отражение эмоционального тона ощущений, в то время как более высокие, более сложные чувства (эмоции) развивались позже.
Американский психолог У. Джеймс выдвинул «периферическую» теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями. Независимо от У. Джеймса, датский патолог К.Г. Ланге в 1895 году опубликовал работу, в которой высказал аналогичные идеи. Но если в первом случае органические изменения сводились к висцеральным (внутренние органы), то во втором они были преимущественно вазомоторными. С точки зрения теории Джеймса Ланге, акт формирования эмоций выглядит так: «стимул» — появление физиологических изменений — сигналы об этих изменениях в мозг — эмоция (эмоциональное переживание). Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что добровольные изменения в мимике и пантомиме приводят к непроизвольному появлению соответствующей эмоции.
Теория В. Кеннона — П. Барда, основанная на экспериментах с разрушением мозговых структур, дала основание сделать вывод, что вегетативные проявления эмоций вторичны по отношению к их церебральной составляющей, которая выражается в психическом состоянии. Когда в эксперименте были исключены все физиологические проявления (когда были перерезаны нервные пути между внутренними органами и корой головного мозга), субъективный опыт все же остался.
В психоаналитической теории эмоций 3. Фрейд построил свое понимание аффекта на теории влечений и, по сути, приравнял и аффект, и влечение к мотивации. Суть этих концепций заключается в следующем: Воспринимаемый извне перцептивный образ запускает бессознательный процесс, в ходе которого происходит бессознательная мобилизация инстинктивной энергии, которая, не находя применения во внешней деятельности человека, ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности. Эмоциональное выражение и эмоциональное переживание являются видами такой деятельности. Они могут происходить одновременно, поочередно или независимо друг от друга.
И. Уэйнбаум отметил тесное взаимодействие между лицевыми мышцами и мозговым кровотоком в сосудистой теории эмоционального выражения, из чего он сделал вывод, что лицевые мышцы регулируют кровоток. Оказывая обратное действие на вены и артерии, они увеличивают приток или отток крови к мозгу. В наше время Р. Заянц возродил эту теорию, но в измененном виде. В отличие от Уэйнбаума, он считает, что мышцы лица регулируют отток венозной крови, а не артериальной. По словам Зайанца, в некоторых случаях эфферентные сигналы от лицевых мышц могут вызывать эмоциональные переживания. Таким образом, автор частично возрождает теорию эмоций Джемса-Ланге.
Фрустрационные теории эмоций
В рамках биологической теории эмоции считаются биологическим продуктом эволюции, адаптивным фактором в жизни животных. Согласно P.K. Анохина, возникновение потребностей приводит к появлению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль и способствуют быстрому удовлетворению потребностей. Когда обратная связь подтверждает, что потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция.
Фрустрационные теории эмоций, объясняют возникновение негативных эмоций в результате неудовлетворения потребностей, влечений, в результате неудачи. В данном случае речь идет о рациональных эмоциях, то есть эмоциях, возникающих как оценка успеха (или, скорее, неудачи) в достижении цели, удовлетворении потребности. Когнитивные теории возникли в результате развития когнитивной психологии и отражают точку зрения, согласно которой когнитивные процессы являются основным механизмом возникновения эмоций.
Согласно когнитивно-физиологической теории эмоций, предложенной С. Шехтером, какое-то событие или ситуация вызывает волнение, и человек испытывает потребность оценить содержание, то есть ситуацию, которая вызвала это волнение. Согласно идеям Шехтера, на возникновение эмоций, наряду с воспринимаемыми стимулами и физиологическими изменениями, которые они вызывают в организме, влияет прошлый опыт человека и его оценка настоящей ситуации с точки зрения потребностей и интересов, присутствующих в данный момент. В когнитивной теории эмоций М. Арнольда — Р. Лазаруса когнитивной детерминантой эмоции является интуитивная оценка объекта. Эмоции, как и действия, следуют за этой оценкой. Концепция Р. Лазаруса является центральной для идеи когнитивной детерминанты эмоций. Он считает, что когнитивное посредничество является необходимым условием для возникновения эмоций. Однако он критикует М. Арнольд за то, что ее понятие «оценки» остается субъективным и не связано с непосредственно наблюдаемыми фактами.
Два существенных момента в концепции Р. Лазаруса.
Каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, является функцией определенного типа познания или оценки 2) Эмоциональная реакция представляет собой синдром, в котором каждый компонент отражает важный момент общей реакции. Центральной концепцией Lazarus является концепция угрозы, понимаемая как оценка ситуации, основанная на предвидении будущей встречи (конфронтации) с вредом, где предвидение основано на сигналах, оцениваемых когнитивными процессами.
В информационной теории эмоций П.В. Симонова главным является то, что эмоции возникают в результате недостатка или избытка информации, необходимой для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения, по мнению П.В. Симонова, определяется силой потребности и степенью дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. Она представлена им в виде «формулы чувств»: E = P (In-Is), Где E-эмоция; P-потребность; In-информация, необходимая для удовлетворения потребности; Is-информация, которой субъект располагает на момент возникновения потребности.
В дальнейшем теория Симонова подверглась резкой критике со стороны таких авторов, как Додонов, Ломов и Раппопорт. Следует также отметить, что «формулу эмоций» поддерживали такие авторы, как Смирнов и Шингаров.
В дифференциальной теории эмоций, предложенной К. Изардом, объектом изучения являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный эмпирико-мотивационный процесс. К. Изард постулирует пять основных тезисов:
- Основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: Радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, смущение, вина, удивление, интерес;
- Каждая базовая эмоция имеет уникальные мотивационные функции и подразумевает специфическую форму опыта;
- Основные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и поведение человека;
- Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и влияют на них;
- в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на течение эмоционального процесса.
К. Изард определяет эмоцию как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нейромышечные и сенсорно-экспериментальные аспекты, что позволяет ему рассматривать эмоцию как систему. Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет некоторые их характеристики:
- Основные эмоции всегда имеют четкие и специфические нервные субстраты;
- базовая эмоция проявляется через выразительную и специфическую конфигурацию движений лицевых мышц (мимика);
- лежащая в основе эмоция сопровождается четким и конкретным переживанием, о котором человек знает;
- Базовые эмоции возникли в результате эволюционных и биологических процессов;
- Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, классифицируемые как базовые, не обладают всеми этими признаками. Очевидно, что фундаментальными можно назвать те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, то есть присутствуют не только у людей, но и у животных.
Концепция и модели эмоционального интеллекта
Первоначально понятие «эмоциональный интеллект» было связано с социальным интеллектом. Она появилась именно в связи с разработкой проблем социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Можно согласиться с мнением Д.В. Ушакова, что эмоциональный интеллект, хотя и тесно связан с социальным интеллектом, имеет свою специфику. Поэтому эти две концепции можно представить как пересекающиеся области.
Термин эмоциональный интеллект становится все более популярным, но в науке до сих пор нет четкого определения этого понятия.
Термин «коэффициент эмоциональности» — аналог коэффициента интеллекта — был впервые введен клиническим физиологом Реувеном Бар-Оном в 1985 году. В 1990 году Джон Майер и Питер Саловей ввели понятие «эмоциональный интеллект». Вместе с Дэниелом Гоулманом, самым известным ученым в этой стране, они составляют «топ-3» в исследованиях эмоционального интеллекта. Общее число ученых, проводящих исследования в этой области, огромно. Как и во многих других научных концепциях, ученые расходятся во мнениях относительно того, что такое эмоциональный интеллект.
Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Например, Реувен Бар-Хе, автор аббревиатуры «EQ», определяет эмоциональный интеллект как набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением со стороны внешней среды. Дэниел Гоулман — как способность осознавать свои эмоции и эмоции других людей, чтобы мотивировать себя и других и хорошо управлять эмоциями наедине с собой и во взаимодействии с другими.
Рассматривая этот вопрос с прикладной точки зрения, имеет смысл говорить об эмоциональной компетентности, а не об эмоциональном интеллекте. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе не может быть надежным предиктором успеха в карьере. Однако она служит основой для компетенций, необходимых для достижения успеха.
Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обеспечения конкретных компетенций, связанных с эмоциями. Например, способность ясно видеть, что чувствует другой человек, дает возможность развивать такие компетенции, как способность влиять и вдохновлять других. Аналогичным образом, людям, которые могут лучше контролировать свои эмоции, легче развивать такие компетенции, как инициативность и жизнестойкость. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогнозирования карьерного успеха.
На протяжении всего двадцатого века внимание было приковано в основном к «обычному» интеллекту, IQ. Умственные и технические способности использовались для оценки шансов человека на успех в жизни.
Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект» представил данные исследований, согласно которым IQ в разной степени влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%.
В своей книге Гоулман убедительно доказывает, что люди, которые наиболее эффективны в своей работе, — это те, кто сочетает интеллект и эмоции. Особенно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше руководят своими подчиненными, что соответственно способствует их продвижению по службе.
Следует отметить, что тема эмоций отнюдь не нова в научном мире. В двадцатом веке изучению эмоций было посвящено множество различных видов исследований. О взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики говорили Платон и Аристотель, известны даже высказывания Л.С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему активное внимание к этой теме было в последнее десятилетие двадцатого века.
В основном это связано с тем, что предсказать успех в работе на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось невозможно. Эмоциональный интеллект подразумевает как способность погружаться в свои эмоции, чтобы понимать и чувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решений на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, с помощью которой человек может действовать гораздо эффективнее.
Д. Гоулман в своей модели эмоционального интеллекта выделяет такие компоненты, как: эмоциональное самосознание, контроль, социальная чувствительность и управление отношениями. Д. Гоулман считает, что люди с высоким уровнем эмоционального самоанализа прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают влияние своих чувств на собственное психологическое состояние и эффективность работы. Они чувствительны к своим основным ценностям и часто способны интуитивно выбрать наилучший способ поведения в сложной ситуации, поскольку воспринимают общую картину с помощью своей интуиции.
Люди, наделенные развитой эмоциональной самооценкой, часто справедливы и искренни, способны открыто говорить о своих чувствах и верить в свой идеал. Не менее важна и правильная самооценка. Человек с высокой самооценкой обычно знает свои сильные стороны и осознает свои ограничения.
В компоненте контроля Гоулман выделяет такие показатели, как уверенность в себе — это знание своих способностей позволяет человеку в полной мере использовать свои сильные стороны. Человек, обладающий таким качеством, как сдерживание эмоций, способен контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и даже использовать их в своих интересах.
Под открытостью автор подразумевает искреннее выражение своих чувств и убеждений. Адаптивность, по мнению Д. Гоулман, способность умело справляться с различными требованиями, не теряя концентрации и энергии. Автор рассматривает волю к победе как способность человека ориентироваться на высокие личные стандарты, которые заставляют его постоянно стремиться к повышению качества собственной работы.
Инициатива — это способность использовать благоприятные возможности для достижения поставленных целей. Оптимизм — это способность находить выход из сложных ситуаций, позитивно воспринимать других людей и ожидать от них самого лучшего.
D. Гоулман называет социальную чувствительность эмпатией — способностью прислушиваться к переживаниям других людей, способностью настраиваться на широкий спектр эмоциональных сигналов. Это качество позволяет нам понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп, сопереживать другим и мысленно ставить себя на место другого человека. Благодаря эмпатии человек хорошо ладит с людьми из других социальных классов и даже других культур.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Теоретические исследования в психологии
- Основные свойства и виды восприятия
- Этиология гомосексуального поведения
- Теория профессионального развития Сьюпера
- Формирование внутренней позиции школьника
- Дыхательные техники в психологии
- Способы развития личности в психологии
- Память и деятельность
- Депрессия
- Цифровое поколение: психологические особенности современных детей