Оглавление:
Чтобы начать сравнивать психику человека и животных, мы должны сначала дать определение этому термину.
Психика — это совокупность психических процессов и явлений (ощущений, восприятий, эмоций, памяти и т.д.); специфическая сторона жизнедеятельности животных и человека в его взаимодействии с окружающей средой. Она находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д. Он возникает на определенном этапе биологической эволюции. Высшая форма психики — сознание — является врожденной в человеке.
Психика — это общий термин, объединяющий многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Существует два различных философских взгляда на природу и проявление психики: материалистический и идеалистический. Согласно первому пониманию, психические явления являются свойством высокоорганизованной живой материи саморазвития и самопознания (отражения).
Согласно идеалистическому пониманию психики, в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, несводимы и не выводимы друг из друга. Они взаимодействуют в развитии, но при этом эволюционируют по своим собственным законам. На всех этапах своего развития идеальное отождествляется с психическим.
Согласно материалистическому пониманию, психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и сейчас представляют собой высший результат достигнутого ею развития.
Ученые, склоняющиеся к идеалистической философии, ставят вопрос иначе. По их мнению, психика не является свойством живой материи и не является продуктом ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Как в преобразовании материального со временем можно выделить низшие и высшие формы (поэтому такое преобразование называется развитием), так и в развитии идейного (психического) можно установить его элементарные и простейшие формы и определить его собственные законы и движущие силы развития.
В материалистическом представлении психика появляется как бы внезапно на определенном этапе развития живой материи, и в этом кроется слабость материалистического взгляда.
В то же время существует множество фактов, которые однозначно свидетельствуют о зависимости между мозгом и психологическими процессами, материальными и идеальными состояниями. Это свидетельствует о прочных связях, существующих между идеальным и материальным.
Биологические исследования организмов человека и животных неоднократно показывали, что физиология человека практически полностью схожа с физиологией некоторых видов животных (например, приматов). В то же время, с точки зрения развития природы, человек является принципиально новым видом по сравнению с животным миром. Уникальность человека как природного вида определяется его психической структурой, которая значительно отличается от психики животных. Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют «аналогов» ни у одного из видов животных, даже с самым высокоразвитым интеллектом. По меткому выражению М. Шелера, человек «не знает, что он есть, и знает, что не знает».
Личность человека состоит из самого человека и его положения в обществе других людей. Человек — это биологический организм, который возникает и развивается по законам естественного развития. Развитие его психики и определяемый ею социальный статус зависят от законов общественного развития. Социальные законы, в свою очередь, обычно формируются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики. Очевидно, что, познав ее структуру, присущие ей причинно-следственные связи и обусловленные ими мотивы поведения человека, можно успешно научиться решать многие психологические и социальные задачи в повседневной жизни.
Но почему мы, люди, иногда бываем так беспричинно жестоки и агрессивны? Почему иногда людей, которые не любят работать руками, да и не умеют, тянет на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И люди меняются. А инстинкт обладания — один из самых болезненных для человеческих детей. Ребенок может быть добрым, не жадным, но если этот инстинкт силен, он не может брать у других или защищать то, что считает своим. Возможно, человек еще не полностью отделился от природы, и нам следует искать ответы в предках людей и животных, наших братьях, поскольку все мы происходим от природы.
История развития представлений об интеллекте животных
Способность животных мыслить была предметом споров с древних времен. Аристотель обнаружил способность к обучению у животных еще в 5 веке до нашей эры и даже предположил существование интеллекта у животных. Чарльз Дарвин положил начало научным исследованиям интеллекта животных и психики животных в целом, написав книгу «Происхождение видов и естественный отбор».
Это сделал друг и сотрудник Дарвина Джон Романс (1848-1894), который первым принял вызов в своей работе «Разум животных» (1882). Критики-идеалисты пытались использовать недостатки этой книги, чтобы обвинить автора в антропоморфизации психической жизни животных и культивировании «метода анекдота».
Слабость позиции Романса в его подходе к психике животных была обусловлена ненадежностью его понимания человеческой психики, что отражало влияние интроспективной концепции. В то время как Дарвин избежал этого влияния, сосредоточившись на объективном изучении телесных реакций на эмоции, Романс не смог этого сделать. Объективных критериев интеллекта не существовало. Он остался с традиционной интерпретацией в психологии (в Англии: ассоциативная психология).
Романс, который противостоял критикам, обвинил их в неприемлемом приеме в своих более поздних работах, «Психическая эволюция у животных» (1883) и «Психическая эволюция у человека» (1887): В качестве отправной точки они берут разум современного цивилизованного человека и, сравнивая его с разумом животных, сразу же находят множество отличительных черт, которые создают впечатление качественного несходства. Однако если мы спустимся «вниз» и сравним животных — предков человека (обезьян) и детей, то обнаружим, что разница между психикой детей и более примитивными явлениями у животных «по степени, но не по роду».
В целом Романс выступал как натуралист, стремившийся утвердить непрерывность и единство психики на протяжении эволюционного процесса, и ни в коем случае не игнорировал различия между различными циклами и вариантами этого процесса. Он осознавал необходимость объяснить постепенное фило- и онтогенетическое развитие сознания. Однако его собственные гипотезы носили спекулятивный характер. Они рассматривали интеллект как сочетание идей — простых и сложных, конкретных и абстрактных. Только в человеческом разуме возникают абстрактные «концептуальные» идеи, которых нет ни у одного другого живого существа. Историческая ограниченность взглядов Романса заключалась именно в том, что он защищал эволюцию без дарвинизма в применении к психике. Он представлял функционирование интеллекта в локковских, а не дарвиновских терминах, рассматривая его как усложнение элементов сознания, а не как регуляцию поведения в проблемных жизненных ситуациях.
Волна работ по сравнительной психологии, вызванная учением Дарвина, неуклонно нарастала. С 1980-х годов особый интерес вызывают «социальные» формы поведения беспозвоночных, которые считаются прообразом человеческих отношений. К ним относятся работы Д.Леббона «Муравьи, осы и пчелы», энтомологические труды Ж.А.Фабра, исследования Августа Фореля, особенно его «Опыты и критические замечания об ощущениях насекомых» и др.
Сравнение психики животных и человека
Во-первых, деятельность животных является инстинктивно-биологической, то есть не выходит за рамки естественных условий их жизни. Оно может иметь место только по отношению к объектам витальных, биологических потребностей или к свойствам и вещам, связанным с их удовлетворением. Это ограничивает возможности психического осмысления окружающей действительности кругом биологических потребностей.
Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от текущей ситуации и предвидеть последствия, которые могут возникнуть в связи с ней. Человек способен отражать не только непосредственные влияния окружающей среды, но и те, которые от него ожидают. Человек способен действовать в соответствии с ощущаемой потребностью, осознанно.
Во-вторых, язык животных в корне отличается от человеческого языка. Язык животных представляет собой сложную систему сигналов, с помощью которых они могут передавать друг другу информацию о биологически значимых событиях. Его важнейшим отличием является отсутствие семантической функции: элементы языка животных не обозначают внешние объекты, их свойства и отношения — они связаны с конкретной ситуацией и служат конкретным биологическим целям. Еще одно отличие заключается в том, что язык животных закреплен генетически, что делает его закрытой системой с ограниченным количеством сигналов. Человеческий язык — это открытая система; он постоянно развивается и обогащается. Каждое животное знает язык своего вида с рождения; человек осваивает свой язык на протяжении всей жизни.
В-третьих, животные живут по биологическим законам. Многие из них объединяются в сообщества, в которых существуют довольно сложные формы взаимодействия между особями. Характерной особенностью сообществ животных является иерархия их членов. Лица с более высокими рангами обладают большим «авторитетом»: им подчиняются, им подражают и т.д. В некоторых сообществах существует четкое разделение задач, например, в пчелиной семье определенные задачи выполняют королева, рабочие пчелы и трутни. Однако все формы группового поведения животных подчинены исключительно биологическим целям и законам, они определялись естественным отбором, в ходе которого закреплялись только те формы, которые обеспечивали решение основных биологических задач: Питание, самосохранение и размножение. Человек, как в индивидуальной, так и в социальной жизни, вышел из-под власти биологических законов и с определенного момента своего развития стал подчиняться законам социальным.
В-четвертых, животные используют инструменты, даже делают и совершенствуют их, но как бы высоко ни были организованы животные, они не способны сделать инструмент из другого инструмента. Изготовление орудия труда с помощью другого орудия означало отделение действия от биологического мотива и, таким образом, появление нового вида деятельности — труда, что предполагало дальнейшее разделение труда. Ни одно из вышеперечисленных явлений не свойственно животным. Они используют орудия труда только в биологических целях и в конкретных ситуациях и никогда не вступают в отношения друг с другом по поводу использования этих орудий. Поэтому у животных нет фиксации, накопления и передачи опыта поколений в материально закрепленной форме.
Именно коллективный труд сделал возможным зарождение человеческого сознания. Любая работа связана с использованием и производством инструментов и разделением труда. Разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем одни операции сразу дают биологически значимый результат, а другие не дают такого результата, то есть являются биологически бессмысленными. Существует разделение между объектом деятельности и ее мотивом, а объединяющим фактором является общая деятельность и отношения между людьми, которые в ней складываются. Таким образом, социальные связи и закономерности составляют основу человеческих действий.
С появлением трудовой деятельности радикально изменилось отношение человека к окружающей среде: человек стал влиять на природу и изменять ее. Благодаря труду человек изменил не только мир вокруг себя, но и самого себя. Развитие трудовой деятельности привело к развитию мозга, органов человека и органов чувств. Развитие мозга и органов чувств, в свою очередь, повлияло на совершенствование труда. В процессе трудовой деятельности устанавливалась и развивалась функция руки, которая приобретала большую подвижность и ловкость. Рука стала не только органом хватания, но и органом активного познания.
Вторым фактором, помимо трудовой деятельности, в развитии сознания является язык, который возник в процессе совместного выполнения трудовых действий. Первые слова, очевидно, выполняли ориентировочную и организующую функцию, но затем, когда они были отнесены к целому классу сходных действий и объектов, слово стало подчеркивать их общие устойчивые свойства, и результаты познания стали закрепляться в слове. Усложнение форм труда привело к усложнению языка, а развитие языка способствовало лучшему взаимопониманию людей в процессе совместной деятельности и сделало возможной передачу опыта от одного человека к другому, от одного поколения к другому.
Таким образом, сознание социально по своему происхождению. Возникновение сознания происходит в условиях активного воздействия на природу с помощью орудий труда, то есть сознание — это форма активно-познавательного отражения. Наконец, человеческое сознание не является чем-то застывшим и неизменным, а трансформируется в тесной зависимости от образа и условий жизни. История психики является отражением истории самой жизни и подчиняется ее общим законам.
В-пятых, человек и высшее животное не остаются равнодушными к тому, что происходит вокруг них.
Предметы и явления действительности могут вызывать определенные типы отношения у животных и людей, что влияет на психику, вызывает положительные или отрицательные эмоции. Но только человек обладает развитой способностью сопереживать горю и радости другого человека, только человек может наслаждаться образами природы или испытывать интеллектуальные чувства при признании какого-либо жизненного факта.
Логично предположить, что те части мозга, которые наиболее значительно увеличились в объеме и весе в ходе эволюции животного мира, отвечают за более высокую умственную активность. А для эмоций, скорее всего, те участки мозга, которые развиты слабо. Мы знаем только одну значительную область мозга, которая последовательно увеличивается от вида к виду: полушария. Похоже, что интеллектуальное превосходство людей над другими представителями животного царства обусловлено функциями коры полушарий головного мозга.
Вышеизложенное позволяет предположить, что даже животные с большим мозгом, особенно с очень большой корой головного мозга, могут быть в какой-то степени разумными. Но для того чтобы искать признаки интеллекта у животных с большим мозгом, полезно выяснить для себя, какой именно интеллект мы ищем.
Основание
Давайте остановимся на таком определении: Разум — это способность различать, объединять и обобщать, анализировать и ассоциировать, улавливать связи, иметь представление о причине и следствии, представлять результат действий, до сих пор только воображаемых, находить средства достижения желаемой цели с помощью разума.
Используя это определение, можно найти множество характеристик разумного поведения дельфина.
Сейчас существует всего несколько критериев, которые мы можем принять как объективные при определении адекватности. Один из таких критериев, экстраполяционная способность, позволяет нам расположить виды всех групп позвоночных в порядке возрастания способности делать основные выводы. Тот же критерий объективно свидетельствует о том, что среди собак есть как очень умные, так и очень глупые особи, что в целом все хищные птицы гораздо умнее кур и т.д.
В экспериментах по экстраполяции животных просят решить (выяснить — в буквальном смысле), куда идти вдоль стены, преграждающей путь к торговому автомату, чтобы получить еду, следуя направлению движения кормушки, быстро мелькнувшей в окне. Система перегородок в данном случае такова, что иногда подопытное животное должно сначала двигаться в противоположном направлении от того места, где для него будет доступна пища. Говорят, что вороны, которым дважды подряд предлагали такое задание, падали в обморок от нервного перенапряжения.
Профессор Л.В. Крушинский и его коллеги Н.Л. Крушинская и И.Л. Дмитриева хотели провести такой эксперимент с дельфинами. Но выяснилось, что кормушка не особенно привлекает дельфинов, которым, как говорится, не хлебом единым, но дают поиграть в мяч. На игровой активности и был построен эксперимент, придуманный в 1972 г. За экраном помещался шарик в полую фигуру. Затем экран был удален. На глазах у дельфина, с видимым любопытством разглядывающего, куда пропал мяч, с помощью простого устройства растягивали в разные стороны полую форму и плоскую фигуру, соответствующую по размеру и форме (например, конус и треугольник, куб и квадрат). Чтобы достать мяч, дельфин должен был подплыть к полой фигуре и перевернуть ее вверх ногами. Конечно, шар не может быть помещен в плоскую фигуру. Дельфины сразу поняли этот факт и использовали свои носы, чтобы нажать на рычаг на полой фигуре. Говоря научным языком, дельфины работали с эмпирической размерностью. Это один из интересных критериев элементарного рассуждения. Не все собаки решали подобные задачи, но все испытуемые обезьяны справились. Следовательно, согласно этому критерию, афалины и высшие обезьяны находятся на одном уровне самопознания (я дополню философское определение человека — «самопознающая материя»).
Проведенные эксперименты однозначно свидетельствуют о существовании у дельфинов элементарной психической деятельности.
Одним из качеств, которые мы считаем признаком интеллекта, является способность к обобщению. Но реакции высших животных на внешние воздействия индивидуальны и разнообразны, и это определенное обобщение. Дельфин, обученный бросать кольцо дрессировщику, будет бросать ему другой предмет даже без дополнительного обучения. Кроме того, любые особенности поведения дельфинов будут проявляться и в совершенно новых условиях. Обычно дельфин не гоняется над водой, тем более поразительно, что его можно научить выпрыгивать из воды на высоту нескольких метров и выхватывать сигарету изо рта дрессировщика.
В психике животных с большим мозгом есть еще одна характерная особенность: неотения. Этот термин обычно относится к явлению, когда некоторые черты молодых особей и даже зародышей более древнего вида сохраняются в развитых зрелых особях более позднего вида. Взрослый человек, скажем, имеет много общего с новорожденной обезьяной или обезьяньим эмбрионом: безволосое тело, круглая голова.
Способность принимать независимые поведенческие решения у эволюционировавших животных и их способность к обучению также можно рассматривать как пример неотении. Природа как будто не доработала в этом случае психику — ведь у более ранних видов она «окостеневает», животное больше руководствуется системой безусловных рефлексов. В результате неотении появились существа, способные на самые разнообразные действия, животные, поведение которых не стереотипно.
Вот пример, приведенный известным датским этологом Хольгером Поульсеном:
Два дельфина в аквариуме играли с угрём. Угорь прятался от них в узком отверстии в полу. Затем один дельфин подхватил маленькую рыбку с ядовитым жалом, осторожно подцепил ее ртом и затолкал в отверстие. Угорь выскочил из своего укрытия, дельфины догнали его и продолжили игру.
В дельфинариях случается, что один дельфин отказывается выполнять заученный трюк, а другой, не прошедший дрессировку, выполняет его идеально, руководствуясь только наблюдениями.
Психическое развитие у человека и животных
С незапамятных времен человек замечал различия в строении и поведении животных, умел отличать их от похожих существ. Он заметил, что животные живут совершенно иначе, они не похожи на людей ни внешне, ни по своему поведению. Вероятно, на этом основании до середины XVII века ученые полностью отрицали общность человека и животных. С развитием медицины и анатомии в 18 веке была признана общность анатомического строения. Общность психики отрицалась вплоть до 19 века. В чем причина этого? Прежде всего, какова история развития психики человека и животных.
Психика — это свойство высокоорганизованной материи мозга субъективно отражать реальность.
Как и каждое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, это был долгий путь от низших и потому примитивных форм к высшим совершенным формам. Существует две истории развития психики:
- Филогенез — историческое развитие (включает весь процесс эволюции вида, глобальный);
- Онтогиния — развитие от рождения до смерти вида, более конкретное и короткое для конкретной особи);
Рассмотрим исторические этапы развития психики. Психика развивается по биологическим законам, то есть развитие происходит поэтапно.
Элементарная сенсорная психика . Этот первый этап психологического развития был представлен российским психологом А.Н. Леонтьевым. Каким представляется нам мир? Мы видим мир как совокупность различных объектов и их отношений друг с другом. А животные, обладающие элементарной сенсорной психикой, представляют мир только в виде таких и только таких свойств и элементов, от которых напрямую зависит удовлетворение их жизненных потребностей.
На низшем уровне эволюции такой уровень отражения действительности имеет ретикулярную (как у кишечнополостных) нервную систему, а на высшем — ганглиозную (узловатую, как у насекомых) нервную систему. В качестве примера рассмотрим поведение паука. На первый взгляд, это кажется наблюдателю настолько разумным и совершенным (паук плетет паутину, терпеливо поджидает жертву, опутывает ее, а затем съедает), что остается только восхищаться его способностями. Но эта точка зрения легко опровергается. Мы бросаем маленький камешек в паутину. Паук, почувствовав вибрацию паутины, немедленно направляется к «жертве», запутывает ее в паутине и пытается съесть. Этот опыт может продолжаться до бесконечности — пока камешек или что-то другое заставляет паутину вибрировать, паук каждый раз будет искать «жертву» и пытаться избавиться от нее. Мы наблюдаем абсолютно бессмысленное поведение паука. То есть психика паука работает по элементарной схеме: за конкретным раздражителем непосредственно следует конкретная реакция, специально «запрограммированная» на ответ на этот раздражитель. Здесь мы имеем дело с инстинктивным поведением, которое возникло на данном этапе развития и является для него главным.
Перцептивная (перцептивная) психика . На этом этапе животные видят мир в виде образов целостных вещей и их отношений друг с другом. Эта стадия развития требует достаточного развития центральной нервной системы. Помимо инстинктов, большую роль играют определенные навыки, приобретенные в течение жизни. На более высоких стадиях развития уже можно говорить о простейшем интеллекте.
Инстинкты На этой и предыдущих стадиях они играют решающую роль в поведении животного. Какими бы сложными они нам ни казались, их фундаментальный и неустранимый недостаток заключается в том, что они активируются только тогда, когда все внешние условия присутствуют в определенном порядке. Животные не могут посмотреть на ситуацию в целом и отреагировать на нее, но они могут провести простой анализ отдельных элементов. В зависимости от результата активируются инстинкты.
Инстинкт — это автоматическое поведение, целесообразное в определенных условиях.
Навыки Известно, что инстинкты основаны на безусловных рефлексах. Навыки основаны на приобретенных, условных рефлексах. Окружающая среда постоянно ставит перед животным различные неожиданные задачи. Для того чтобы их решить, необходимо добавить новые, усвоенные программы к тем, которые «встроены» в психику, исходя из жизненного опыта. Навыки позволяют значительно расширить диапазон ситуаций, на которые животное может реагировать более или менее успешно. Но навыки не лишены недостатков. Животные приобретают их слишком медленно, за это время ситуация может измениться несколько раз, и животному придется переучиваться. А если такой возможности не представится — смерть.
Интеллект Немецкий ученый В. Келер очень ярко описал, как происходит мыслительное поведение обезьян. Его эксперименты повторялись много раз, уточнялись и совершенствовались, так что их результаты достаточно точны и не вызывают серьезных сомнений.
Итак, с потолка клетки шимпанзе свисает банан, так что шимпанзе не может дотянуться до банана или каким-либо образом допрыгнуть до него. Шимпанзе довольно быстро сдается и пытается найти другой способ решения проблемы. В клетке есть коробка. Задумавшись, шимпанзе подталкивает ящик под банан, забирается на него и без труда хватает еду. Было проведено большое количество подобных экспериментов, и во всех случаях мы наблюдаем одну и ту же концепцию рационального поведения:
- Отсутствие длительных неэффективных действий;
- после того, как правильное решение найдено, весь процесс происходит как единый последовательный акт;
- найденное решение затем всегда применяется в аналогичных случаях;
- Животные ведут себя подобным образом не только в экспериментах, но и в естественной среде обитания;
Леонтьев называл такую деятельность двухфазной: сначала идет процесс подготовки (фаза 1), затем процесс реализации (фаза 2). Это подтверждает вывод Леонтьева и Фабрина о том, что уровень умственного развития можно определить по уровню развития органов манипуляции с предметами. Конечно, шимпанзе с более развитой передней конечностью сможет использовать предмет для достижения цели гораздо быстрее, чем суслик, собака или лошадь.
Основные различия между даже самыми разумными обезьянами и первобытным человеком заключаются в следующем:
- Животные используют устройства, которые случайно оказываются в поле зрения;
- они не предвидят и не планируют их использование в будущем;
- инструмент, используемый в данной ситуации, теряет всякое значение в любой другой ситуации;
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Особенности мышления
- Процессы и механизмы памяти
- Личность и личностный рост
- Арт психотерапия — История арт-терапии
- Елизавета Ивановна Тихеева, российский и советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей
- Особенности допонятийного мышления детей
- Принципы современной классификации психических расстройств
- Психические процессы 3-4 лет
- Функции психологической коррекции
- Принципы традиционной дидактики