Оглавление:
Согласно общепринятому определению в жилой психологии, внимание — это фокусировка и концентрация сознания человека на определенном объекте или явлении. Направленность относится к выбору деятельности и сохранению этого выбора. Сосредоточенность означает поглощенность определенной деятельностью и отвлечение от любой другой деятельности. Направленность и фокусировка тесно связаны. Мы не можем говорить о сосредоточенности, если нет хотя бы некоторой степени концентрации. Точно так же мы не можем говорить о сосредоточении на чем-то, если мы не «сосредоточены» на том же самом.
Внимание присутствует во всех психических процессах, оно возникает не только при восприятии предметов и явлений внешнего мира, но и когда мы думаем, когда что-то представляем, когда что-то вспоминаем. Когда вы сосредотачиваетесь на мысли, вы часто не замечаете ничего в ее окружении.
Внимание — это то, что делает наши умственные процессы полноценными. Именно внимание позволяет нам осознанно воспринимать окружающий мир. Наличие внимания в человеческой деятельности делает ее продуктивной, организованной, активной. Подчеркивая роль внимания в жизни души человека, К.Д. Ушинский писал, образно говоря: «Внимание — это дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира.
Внимание обеспечивает яркое и четкое восприятие материала. Это также необходимо для понимания данного материала. Известно, что можно прочитать сложный текст несколько раз подряд и не понять его, если это делается без должного внимания. Внимание обеспечивает запоминание материала и его длительное сохранение в памяти. Благодаря вниманию можно прочно сформировать навыки на начальном этапе их развития.
Наряду с положительным влиянием внимания на ход умственной деятельности человека, оно может иметь и отрицательные последствия. К ним относятся ситуации, когда внимание работает против намерений человека и мешает его деятельности.
Основным негативным эффектом внимания является так называемая деавтоматизация. Она разрушает автоматизированную деятельность, когда человек концентрирует свое внимание на ее компонентах. Великий русский физиолог Н.А. Бернштейн в своей работе «Очерки по физиологии движений» иллюстрирует деавтоматизацию притчей о сороконожке. Злая жаба спросила его, на какой ноге он начал ходить. Как только сороконожка подумала об этом, она больше не могла сделать ни шагу.
Важно помнить, что у внимания есть своя сфера, поэтому его вмешательство в другие области психической деятельности, где присутствуют привычные действия, может привести к серьезным нарушениям.
Еще один негативный эффект внимания был описан великим психологом У. Джеймсом. Это называется эффектом семантического насыщения. Суть явления заключается в следующем: Если мы читаем одно и то же слово снова и снова или повторяем его про себя, оно в конце концов теряет для нас свое значение.
Важно также знать, что те качества внимания, которые повышают нашу работоспособность, имеют и обратный эффект. Сильная концентрация на чем-то мешает нам направить внимание на другой объект. Человек, сочиняющий стихотворение, может быть настолько поглощен своими мыслями, что забывает, куда идти. Поэтому прерывание одновременной деятельности является еще одной негативной стороной внимания.
С.Л. Рубинштейн, который первым отстаивал положение о единстве сознания и деятельности, придерживался мнения, что «внимание — это прежде всего динамическая особенность протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она сосредоточена, как в фокусе.
Внимание тесно связано с активностью. В той мере, в какой теоретическая деятельность отделяется от практической и приобретает относительную самостоятельность, внимание приобретает новые формы: Она проявляется в торможении внешней активности и концентрации на созерцании объекта, а также в углублении и концентрации на объекте размышления. Если внимание, направленное на внешний объект, выражается как внешне направленное внимание, внимательно следящее за объектом, то во внимании, направленном на внутреннюю деятельность, внешнее выражение внимания фиксировано, приковано к точке и не воспринимает ничего постороннего. Но даже за этой внешней неподвижностью внимания скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя.
Понятие внимания и его критерии. Важность внимания в жизни и деятельности человека
За вниманием всегда стоят интересы и потребности, отношение и ориентация человека. Они вызывают изменение отношения к объекту, его образ становится все более четким и ясным.
Поскольку внимание выражает связь сознания или психической деятельности индивида и объекта, оно также обладает определенной двусторонностью: С одной стороны, внимание направлено на объект; с другой стороны, объект привлекает внимание к себе. «Причины внимания к этому объекту, а не к другому лежат не только в субъекте, но и в объекте…; но они не лежат в самом объекте, так же как a fortiori они не лежат в субъекте как таковом — они лежат в объекте в его отношении к субъекту и в субъекте в его отношении к объекту.
Каждый психический феномен имеет свои признаки, критерии, по которым можно определить, присутствует ли он у человека в конкретный момент или нет. Наиболее полная типология критериев внимания принадлежит Ю.Б. Гиппенрейтер, которая предложила делать выводы о включенности внимания на основе его проявлений в сознании, поведении и продуктивной деятельности.
Первый критерий должен быть, по сути, феноменальным, т.е. ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания. Этот критерий относится к постоянной смене содержания в «фокусе» сознания: одни явления попадают в поле внимания, другие уходят. Эти критерии также называют «субъективными», то есть они доступны только субъекту познания. В этом и заключается основной недостаток критерия: каждый понимает степень ясности по-своему. В результате усилия психологов были направлены на поиск более объективных критериев. Однако феноменальный критерий остается одним из самых важных при описании феноменов внимания.
Объективные критерии включают.
Поведенческие симптомы. Их также называют внешними реакциями, — двигательными, позитотоническими, вегетативными, которые создают условия для лучшего восприятия сигнала. В самом широком смысле эта группа знаков включает в себя все внешние проявления внимания. К ним относятся: Поворот головы, фиксация взгляда, мимика и поза сосредоточенности, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции и т.д.
Продуктивные критерии внимания характеризуют не столько сам «процесс» или состояние внимания, сколько его результат. В зависимости от характера деятельности выделяют три критерия внимания.
Когнитивный критерий: человек лучше воспринимает и понимает то, на что он обратил внимание. То есть качество продукта «внимательного» действия (перцептивного, ментального, моторного) повышается по сравнению с «невнимательным». В случае умственной или перцептивной деятельности этот продукт имеет когнитивный характер. В случае с исполнительной деятельностью мы говорим о качестве внешнего материального результата.
Мнемический критерий, выражающийся в запоминании материала, который находился в поле внимания. Очевидно, что лучше помнить о том, что было доведено до нашего сведения. И, напротив, то, что не было замечено, вряд ли запомнится. Этот критерий является не прямым, а побочным продуктом любого аттенционного действия (если только это не специфическое мнемическое действие).
Критерий избирательности — проявляется в отграничении области ясного сознания от периферии сознания; в способности активно воспринимать только часть поступающей информации и делать только одно дело; в запоминании только части воспринятых впечатлений
При определении вовлеченности внимания в действие эти группы критериев должны применяться не изолированно, а в сочетании: Чем больше критериев учитывается, тем точнее вывод.
Из этого мы можем сделать вывод. Внимание делает умственную деятельность человека эффективной. Очень высокая значимость внимания в процессе обучения. Однако при определенных условиях внимание может противоречить действиям и намерениям субъекта. Объективные и субъективные критерии помогают понять, присутствует ли внимание у человека или нет.
Психологические теории внимания
На протяжении всей истории психологии как самостоятельной науки существовали (и продолжают существовать) различные представления о том, что такое внимание. Давайте рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, теории внимания.
В 1879 г. Вильгельм Вундт основал в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию и начал изучать сознание с помощью интроспекции. Сознание начали изучать одновременно с вниманием, потому что оно делает некоторые впечатления сознания более ясными и отчетливыми, чем остальные.
Вундт считал, что сознание — это «сумма наших сознательных впечатлений». Для понимания сознания ученый использовал идею И.Ф.Гербарта о метафоре зрительного поля. Как и в зрительном поле, сознание можно разделить на три зоны: точку фиксации, центральную область и периферию. Точка фиксации сознания содержит наиболее четко воспринимаемое содержание. Точка фиксации сознания окружена центральной областью, в которой отчетливо воспринимается множество впечатлений. К центральной области примыкает «периферия зрительного поля», в которой объекты воспринимаются довольно размыто.
Вундт писал, что существует термин «внимание» для центральной части зрительного поля нашего сознания. Ученый понимает внимание как «психический процесс, происходящий при более четком восприятии ограниченной области содержания по сравнению со всем полем сознания». Поэтому можно сказать, что те впечатления, которые в определенный момент времени выделяются из остальных с особой четкостью, являются центром внимания.
Вундт решил выяснить, что такое объем внимания, то есть, сколько объектов может четко восприниматься человеком одновременно. Представление называется ясным благодаря своим собственным свойствам, и оно является ясным, когда его можно отличить от других представлений.
Эксперименты по изучению объема внимания проводились с визуальным материалом. Вундт использовал тахитоскоп для изучения устойчивости внимания. Устройство может использоваться для представления человеку серии символов (букв). Экран, закрывающий изображение, на мгновение поднимается, и испытуемый должен направить свой взгляд на как можно большее количество букв. Если испытуемый сконцентрируется на точке в центре экрана до предъявления изображения, то в момент предъявления он сможет четко увидеть очень небольшое количество предметов. Неопытные наблюдатели охватывали взглядом 3-4 единицы, а у опытных объем внимания увеличивался до 6. Современные исследователи приводят те же данные.
Внимание, как и сознание, имеет динамику: новые элементы входят в поле внимания и вытесняют прежние содержания на периферию. Для описания этих процессов используются два термина. Восприятие — это «фактическое вхождение некоторого содержания в сознание», а апперцепция — усиление концентрации в фокусе внимания. При апперцепции содержание сознания становится ясным и отчетливым. Апперцепция позволяет расширить перцептивные единицы, постичь смысл целого. Это происходит, например, при чтении слова, состоящего из букв.
Американский ученый У. Джеймс, классик психологии сознания, понимал феномен внимания по-другому. Он считал, что сознание — это «поток». Как ручей, текущий по широкому лугу, не может охватить все пространство, так и сознание не может вместить в себя весь окружающий мир и внутренний мир человека. «Область нашего сознания, естественно, кажется очень ограниченной по сравнению с огромным полем внешних воздействий на органы чувств и с массой новых впечатлений, постоянно поступающих извне. «
Из принципа ограниченности сознания вытекает его избирательность. Оно направлено на определенные объекты или восприятия, которые становятся объектами внимания. Однако, как правило, внимание не может долго удерживаться на одном и том же объекте. Для иллюстрации этого факта Гемс приводит слова немецкого физиолога и психолога Гельмгольца: «Если мы хотим направить свое внимание на определенный объект, мы должны открывать все новые и новые его аспекты.
Джемс считал, что внимание не существует как отдельный психический процесс. как отдельный процесс. По его мнению, выбор объекта внимания обусловлен деятельностью нервной системы в трех ее аспектах.
Настройка органов чувств, которая определяет четкость восприятия и направление внимания в зависимости от поворота головы, направления ее взгляда. Когда мы смотрим или слышим что-то, мы непроизвольно настраиваем наши глаза и уши, а также поворачиваем голову; при обонянии и дегустации мы настраиваем язык, губы и нос на данный объект и т.д. Поэтому любой объект, способный пробудить наш орган чувств, вызывает адаптацию органа чувств, что приводит как к ощущению активности, так и к повышению ясности сознания данного объекта. Когда мы обращаемся к своим мыслям, можно говорить о линии взгляда «внутри себя».
Идейное возбуждение определенного центра в мозге человека. Согласно Джеймсу, добровольное внимание к объекту возникает только тогда, когда у нас в голове есть идея или образ объекта, и мы можем его предвидеть. Ученый назвал процесс предвосхищения объекта внимания «преперцепцией». Это явление связано с работой памяти и воображения, которые дают материал для образа объекта.
Основываясь на концепции предвосприятия, У. Джеймс дает педагогические советы о том, как развивать внимание учащихся. Ребенок может направить внимание на объект, на который ему когда-то указали и о котором он уже имеет представление. «Лучше всего, если сам предмет обучения интересен, и когда мы учим детей, мы всегда должны стараться связать новую информацию, которую мы им даем, с объектами, с которыми они связаны своим предыдущим опытом».
Приток крови к соответствующему мозговому центру. Хотя Джемс признает это состояние лишь физиологически правдоподобным, в современной нейрофизиологии оно стало одним из важнейших источников данных о механизмах внимания.
Одна из самых известных теорий внимания была предложена французским психологом Т. Рибо. Описывая внимание процессами сознания, Рибо рассматривал внимание как психический моноидеизм. Такое состояние противостоит обычному потоку чувств, мыслей в сознании человека, т.е. полиидеизму. Когда внимание выбирает одно впечатление, другие восприятия так или иначе группируются вокруг центрального впечатления. Т. Рибо определяет внимание как «относительный психический моноидеизм, сопровождающийся непроизвольной или искусственной адаптацией индивида».
Два типа внимания
Он выделяет два типа внимания — непроизвольное, первичное внимание и добровольное, т.е. искусственное внимание. Непроизвольное внимание полностью зависит от аффективных состояний, поскольку мы обращаем внимание на то, что нас интересует.
Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными, но и определенными физиологическими изменениями, которые Рибо рассматривал как важные корреляты внимания.
Как чисто физиологическое явление, внимание включает в себя комплекс сосудистых, дыхательных и двигательных компонентов. Когда мысль сильно занимает нас, она усиливает кровообращение, дыхание замедляется, человек принимает определенную позу.
Добровольное внимание запускает физиологический механизм задержки. Процесс в нервной системе. соответствующий объекту внимания, вызывает задержку или подавление процесса, ответственного за действие, которое отвлекает внимание от объекта. Секрет волевого внимания заключается в способности контролировать движения.
Для педагога важно понимать не только суть самого процесса внимания, но и генезис его формирования у ребенка. Оригинальную трактовку феномена внимания и его развития предложил в середине XX века отечественный психолог П.Я. Гальперин. Он разработал теорию внимания как функции внутреннего ментального контроля действий.
Он выдвинул эту идею в полемике с теми психологами, которые отвергали внимание как самостоятельную форму психической деятельности. Гальперин признает два факта, приведенных этими учеными:
- внимание нигде не выступает как отдельный процесс, оно выступает как концентрация любой психической деятельности, то есть как ее свойство.
- внимание не имеет отдельного, специфического продукта. в отличие от памяти, мышления, воображения. Его продуктом является улучшение любой деятельности, с которой он связан.
Изучение умственных действий позволяет подойти к этому вопросу по-другому. В любом действии есть ориентировочная, исполнительная и управляющая части. Анализ структуры действия показал, что его третья часть «есть не что иное, как внимание, и это внутреннее внимание формируется из контроля предметного содержания действия».
На основе контроля, который представляет собой сравнение выполнения работы с поставленной целью, осуществляется управление деятельностью. Процесс контроля не имеет собственного продукта. Он всегда направлен на то, что уже создано другими процессами. Это определение очень похоже на суть внимания.
Но контроль, осуществляемый как внешняя, субъективная деятельность, не является вниманием. «Не всякий контроль — это внимание, но всякое внимание означает контроль. Только когда действие контроля не просто умственное, а редуцированное, возникает отдельный, конкретный акт внимания.
По мнению Гальперина, волевое внимание можно рассматривать как управление действием, которое осуществляется по заранее составленному плану с помощью определенных критериев и способов их применения. Первоначально это действие проявляется и доминирует в своей внешней форме, и только потом, в особом отражении речи, становится произвольным вниманием. Непроизвольное внимание — это также контроль, основанный на том, что «бросается в глаза» в объекте или ситуации. Здесь средства и путь контроля диктуются объектом.
Подводя итог вышесказанному, мы пришли к следующему выводу. Из всех рассмотренных теорий внимания, метафора «зрительного поля» Вундта была наиболее яркой. Он и сегодня используется в учебной и популярной литературе по психологии. Как идея предварительного осознания, так и педагогические советы Джеймса по развитию внимания не потеряли своей актуальности для учителей и сегодня. Концепция российского психолога Гальперина о внимании как психическом контроле, на наш взгляд, является наиболее передовой и необходимой, особенно для учителей. Однако она нуждается в проверке и широком внедрении в школьную практику. Теория внимания Рибота устарела, поскольку она объясняла внимание механистически, не принимая во внимание влияние социальных факторов.
Виды и основные свойства внимания
Рассмотрим классификацию видов и характеристик внимания.
Опыт показывает, что у человека есть два основных вида внимания: непроизвольное и добровольное. Непроизвольное внимание происходит независимо от целей человека. Непроизвольное внимание всегда означает, что у нас есть цель и нам приходится прилагать усилия, чтобы сосредоточиться на предмете, который нас не интересует.
Н.Ф. Добрынин рассматривал внимание как проявление активности личности и выделял несколько подвидов непроизвольного внимания в зависимости от степени активности субъекта.
Принудительное внимание в основном определяется чрезвычайно сильными, интенсивными стимулами. Громкий шум, яркий свет неизбежно привлекают наше внимание. В таком случае важна не столько абсолютная, сколько относительная сила стимула. Новизна, контрастность, величина, внезапность стимула также вызывают непроизвольное внимание. Когда учитель приходит в класс в яркой, новой одежде, ученики обязательно обратят на него внимание. Большое пятно на стене, хотя и не очень яркое, привлекает наше внимание. Продолжительность, прерывистость объекта также может привлечь наше внимание. Наконец, мы с большей вероятностью обратим внимание на движущийся объект, чем на неподвижный. Активность субъекта здесь минимальна, все сводится к тому, что у людей разные пороги восприятия. Поэтому стимул, на который один человек направляет свое внимание, останется незамеченным для другого.
Внимание, вызванное соответствием стимула нашему внутреннему состоянию, ситуации и потребностям, можно назвать непроизвольным. Она возникает, «когда мы воспринимаем явление, потому что оно так или иначе влияет на наши чувства, потому что оно поддерживает или противоречит нашим желаниям, нашим побуждениям». Таким образом, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о еде. Кроме того, этот подтип внимания связан с полом, возрастом и социальной группой человека. Например, молодой человек с большей вероятностью обратит свой взор на красивую девушку на пляже. Уровень непроизвольного внимания сильно зависит от состояния человека. При усталости внимание к окружающей обстановке притупляется. Вклад личности здесь усиливается, потому что непроизвольное внимание зависит от нашей личности.
Привычное внимание тесно связано с нашим прошлым жизненным опытом, а также с профессией и интересами человека. Именно поэтому дворник, проходя по одной и той же улице, обратит внимание на мусор, архитектор или художник — на красоту здания. Уровень активности намного выше, чем при принудительном или непроизвольном внимании. Но и здесь активность зависит от прошлого опыта, от образов памяти.
Добровольное внимание качественно отличается от непроизвольного, поскольку соответствует нашим целям и связано с волевой регуляцией деятельности. Эта форма внимания возникла у человека в процессе трудовой деятельности в процессе эволюции. Таким образом, в онтогенезе причины волевого внимания не биологические, а социальные: оно формируется только в общении со взрослыми. Последнее, как и непроизвольное внимание, связано с чувствами, интересами и предыдущим опытом человека, но эта связь опосредована целями деятельности.
Н.Ф. Добрынин выделяет два варианта волевого внимания, которые различаются в зависимости от характера поставленной цели.
Фактическое волевое внимание проявляется, когда человек концентрирует свою волю на выполнении утомительной задачи, требующей непрерывного внимания.
Волевым внимание становится в ситуации конфликта между выбранной деятельностью и объектами непроизвольного внимания. Чаще всего волевое внимание возникает при наличии сильных отвлекающих факторов, мешающих основной деятельности, например, решение математической задачи под звуки радио.
По мнению Н.Ф. Добрынина и других исследователей, существует особый вид внимания, который нельзя свести ни к непроизвольному, ни к произвольному. В начале работы, например, при чтении трудной книги, это внимание требует волевого усилия, но чем больше мы вчитываемся в книгу, тем больше она начинает увлекать сама по себе, и для нас становится интересным само содержание книги. При таком внимании деятельность личности в высшей степени раскрывается, потому что оно объединяет сознательно поставленную цель деятельности и интерес к ней. Эта новая форма внимания имеет большое педагогическое значение. Это внимание Н.Ф. Добрынин назвал постпроцессуальным.
В бытовой психологии принято выделять следующие свойства внимания: статические (концентрация, устойчивость, объем) и динамические (распределение и переключение).
Концентрация внимания (в отличие от рассеянного внимания) — это наличие связи с определенным объектом, она выражается в интенсивной концентрации на нем. Такое состояние повышает ясность и отчетливость восприятия объектов. При сильной концентрации все остальное не воспринимается человеком.
Устойчивость внимания определяется продолжительностью, в течение которой человек сохраняет концентрацию на объекте и не отвлекается на другие. Поддержание концентрации внимания обусловлено, во-первых, степенью трудности, понятности материала, во-вторых, индивидуальными физиологическими особенностями человека, в-третьих, степенью его заинтересованности в данном материале.
Внимание обязательно подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Важнейшим условием устойчивости внимания является способность обнаруживать новые аспекты и связи в объекте, на который оно направлено. Это возможно, когда человек действует с материалом. Поэтому необходимо изменить виды деятельности детей в классе, научить их анализировать объект, а не просто устно объяснять материал, и вовлечь его в практическое применение учащихся.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Функции и задачи невербальной коммуникации
- Мотивы, поводы и условия самоубийства
- Психологическое здоровье
- Индивидуальная психология А. Адлера
- Социально-психологические факторы
- Место психоанализа в современной психотерапии
- Высшая психическая деятельность
- Этический кодекс практического психолога
- Эндогамные браки
- Эмоциональная и волевая сфера личности