Оглавление:
Изучение человека является ядром философии и всех ее составляющих: Онтология, гносеология, антропология, аксиология и т.д. Для того чтобы начать познавать окружающий мир (гносеология), строить его онтологическую картину (онтология) и оценивать ее (аксиология), человек должен прежде всего осознать свой собственный статус из окружающей действительности, осознать себя.
Вопрос «Что такое человек?» задается не только в философии. Этим вопросом занимаются и конкретные науки, непосредственно связанные с изучением человека (биология, психология, анатомия, медицина и т.д.). Каждая из них, в соответствии со своей задачей, изучает различные аспекты человека. С другой стороны, философия подходит к изучению человека как целостного явления.
Особенность философского знания заключается в том, что оно не только раскрывает вопрос о целостности человека, но прежде всего ориентирует на путь исследования, направленный на познание его сущности. Философию интересует не столько отличие человека от других сущностей (например, от животного мира), сколько то, чем он является сам по себе. Сущностная настройка философского познания заставляет человека мыслить в терминах его конечных оснований и причин (по Аристотелю), в терминах его идеи (по Платону), в терминах его «сущностных сил» (по Марксу) и так далее.
Философское знание всегда связано не с конкретными событиями, не с эмпирией бытия, а с его обобщением, с идеей, с бытием бытия. Следовательно, человек предстает в философии не как конкретный субъект (в познании как объект), а как абстрактная идея человека в его общих и существенных качествах.
Философия представляет человека только в его всесторонних отношениях к миру природы и общества. Отношения происходят в различных направлениях: Труд, материальное производство, политика, искусство и т.д. Через деятельность он входит в мир, наделяет его своей субъективностью, оживляет и одухотворяет его. Находясь в диалоге с миром, среда также влияет на личность, формирует ее содержание и сущность. Философское понимание (в отличие от научного) снимает резкую границу между миром и человеком, возникает образ мира в человеке и человека в мире, мир мыслится как открытый. Другими словами, по мере того, как меняется мир, меняется и человек, и наоборот. Человек — это незавершенное творение, постоянно развивающееся, но ограниченное во времени и пространстве. Вечное и постоянное стремление человека к совершенству через отражение и изменение мира делает его творческим существом. Это его сущность. Термин «человек» включает в себя несколько аспектов:
- человек — это специфически человеческая форма жизни, отличная от животной формы жизни;
- человек — это реальный индивид, существующий в определенной культуре и цивилизации;
- человек — это некий идеальный образец, стандарт человеческого существования и развития. Применяя этот эталон к реальным фактам жизни людей, мы можем оценить их как людей или нелюдей;
- человек — это абстрактный субъект, олицетворение абстрактной схемы человеческой деятельности.
Люди — это одновременно биологические, духовные и социальные существа. Нет смысла абсолютизировать какой-либо один из этих аспектов в определении человека, поскольку он представляет собой целостную систему, качественная уникальность которой определяется взаимодействием всех этих компонентов. Как родовое понятие, человек — это биосоциальное существо1 , суть которого заключается в его отношении к миру, что подчеркивает его надбиологический характер. Отношение к миру всегда вытекает из взаимозависимости основных аспектов человека. В мотивационной цепи деятельности потребность выступает как начальный импульс, а работа — как средство удовлетворения потребностей и как предпосылка для возникновения новых потребностей. Потребности можно разделить на три основные группы: витальные (биологические), социальные и духовные. Более того, в отличие от животных, жизненные потребности человека приобретают социальную окраску и «очеловечиваются».
Проблема человека
Проблема человека оказалась в центре внимания целого ряда философских и религиозных движений. Термин «философская антропология» был закреплен за философским течением, основанным Максом Шелером. «Философская антропология — это отрасль философии, которая изучает человека как особый вид бытия, постигает проблемы человеческой природы и человеческого существования, анализирует способы человеческого существования и указывает на возможности антропоцентрического взгляда на мир.» Антропология — это наука о человеке, а антропогенез — один из ее разделов.
Антропогенез, происхождение человека, процесс его эволюционного развития. Теория антропогенеза основана на C. Гипотеза Дарвина (от латинского «simia» — обезьяна) о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны. Процесс перехода от обезьяны к человеку, гоминизация (от лат. homo — человек), был долгим и сложным. Она включала в себя развитие эрекции и мозга, адаптацию руки к трудовой деятельности, появление членораздельной речи и т.д. Изготовление орудий труда также сыграло важную роль в антропогенной эволюции приматов. Трудовая теория антропогенеза была изложена Ф. Энгельсом в его работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Появление человека считается самым важным событием четвертичного периода (антропогенным), хотя оно могло произойти гораздо раньше.
Считается, что эволюционная линия гоминид (людей) отделилась от общего племени с обезьянами 7-8 миллионов лет назад, а самые древние представители рода Homo (Homo sapiens) появились не позднее 2 миллионов лет назад. Обычно выделяют четыре стадии эволюции человека: Австралопитеки, архантропы, палеоантропы и неоантропы. Каждый из них характеризуется своими морфологическими особенностями и археологической культурой.
Питекантропы (обезьянолюди) первоначально считались переходным звеном между людьми и обезьянами (точнее, их древним человекообразным предком). Они ходили на двух ногах, но имели примитивный череп, а объем их мозга был в 1,5 раза меньше, чем у современных людей. Однако возраст этой группы гоминид не превышал 1,6 млн лет. В настоящее время австралопитеки признаны переходным видом и одним из первых шагов в эволюции человека. Они также передвигались на двух ногах, что освобождало руки и создавало условия для трудовой деятельности, и отличались от обезьян строением скелета и черепа. Древнейшие австралопитеки Восточной Африки жили от 5 до 2,5 млн лет назад, а самые последние находки датируются 6,5 млн лет назад. Многие ученые считают наиболее развитых австралопитеков самыми ранними представителями рода Homo, первыми людьми, появившимися в восточной и южной Африке на рубеже 2,5 — 2 млн лет назад. Их часто называют Homo habilis или Homo sapiens. Этот вид умел изготавливать простые орудия труда (их считают создателями олдувайской культуры). Считается, что именно ручные люди предшествовали в эволюции древнейшим людям — архантропам (Pithecanthropus).
Архантропы относятся к роду Homo erectus. Они произошли от вида Homo habilis в Африке и позже мигрировали различными группами в Юго-Восточную и Восточную Азию и Европу. Жили от 1,9 млн. до 100 000 лет назад.
Объективистские и субъективистские концепции человека
Все историко-философские взгляды на человека можно условно разделить на две группы: объективистские и субъективистские.
Объективисты — это те, кто познает человека, окружающий его мир и смысл всего бытия из самого объекта, то есть мира. Человек понимается как существо, находящееся в полной или детерминированной зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, мирового духа, «мира идей» и сущностей, божественного провидения, природы, абсолютного духа, исторической необходимости, понимаемой фаталистически (досократики, Платон, христианская теология, Гегель и другие).
Субъективистские — те, в которых природа человека и мира познается из самого человека, из субъективного «Я». Человек понимается как существо полностью или преимущественно автономное и свободное от объективных сфер и институтов. Субъективисты ищут причины всеобщего, индивидуального и всякого другого бытия в глубочайших сферах индивидуальной внутренней жизни человека: в рациональной деятельности; в духовно-нравственных, бессознательных и иррациональных силах; в волевых импульсах и стремлениях (И. Фихте, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм и др.)
Причины биологической природы определяют индивидуальные и уникальные характеристики человека: набор генов, полученных от родителей, уникален. Она несет в себе информацию, предопределяющую развитие черт характера, присущих только данному человеку: Особенности темперамента, характера, черт лица и общего физического облика в целом. На органическом уровне он включен в природный контекст явлений и зависит от природной необходимости, а на личностном уровне он обращен к социальному бытию, обществу, человеческой истории, культуре.
Ограниченное рассмотрение человека в рамках биологических (особенно социобиологии, генетики и т.д.) или социологических (структурализм) концепций часто приводит к упрощенным интерпретациям связи биологического и социального в человеке.
Социобиология (биологизаторский подход) пытается объяснить социальные действия человека на основе его эволюционно-биологических и генетических характеристик.
В частности, Эд. Уилсон видит ключ к пониманию человека в молекулярной генетике и настаивает на генетическом детерминизме. Он называет этот подход новым натурализмом и пытается использовать его для решения сложных политических и социальных проблем, таких как свобода воли и ответственность личности, равные права для женщин, преодоление экологического кризиса и предотвращение термоядерной войны. Гипертрофия генетических факторов и возможностей отбора, характерная для социальной биологии и социального дарвинизма, имеет своей предпосылкой деградацию социального элемента в человеке.
Социологические концепции абсолютизируют важность социальных отношений и соответствующих социологических методов изучения человека. Таким образом, структуралисты (видный представитель М. Фуко) «вычитают» человека из социальных структур. Для них не существует проблем с творчеством, мировоззрением, этикой, индивидуальной свободой и ответственностью. Остаются лишь обезличенные туши структур, которые не зависят от своих создателей. Общество представляется как набор эквивалентных сфер, каждая из которых имеет свою особую структуру как вариант единой ментальной системы.
Идеалистическая концепция
Ролевая теория личности — влиятельное течение в современной философии. Школа структурно-функционального анализа и социального действия (Т. Парсонс) рассматривает личность как «актера», выполняющего множество социальных ролей.
Обе концепции, биологизация и социологизация, страдают односторонностью. Первый абсолютизирует биологическое начало, второй превращает человека в абстрактную социологическую схему.
Как же биологическое и социальное начало человека объединяются в человеке? Человек рождается как биосоциальная единица. То есть он приходит в мир с недоразвитыми анатомо-физиологическими системами, которые в дальнейшем формируются в условиях общества, то есть генетически зарождаются как человек. Механизм наследственности, определяющий биологический аспект человека, включает в себя и его социальное бытие. Наследственность дает ребенку не только биологические характеристики и инстинкты. Сначала кажется, что у него есть особая способность подражать взрослым — их действиям, звукам и т.д. В нем есть любопытство, а это уже социальное качество. Он способен испытывать волнение, страх и радость; его улыбка имеет врожденный характер.
Религиозный подход основан на вере и традициях и обычно не нуждается в дополнительном подтверждении своей правоты.
Креационизм (лат. creatio, создание) — это религиозная концепция, согласно которой человек был создан в результате сверхъестественного акта творения высшим существом, Богом или несколькими богами. Религиозное мировоззрение — самое древнее, засвидетельствованное в письменной традиции. В некоторых культурах было принято, чтобы первобытные племена выбирали в качестве своих предков различных животных: Делавэры считали своим предком орла, индейцы племени осаге — улитку, айны и папуасы залива Морсби — собаку, а древние датчане и шведы — медведя. Некоторые народы, такие как малайцы и тибетцы, придерживались идеи, что человек произошел от обезьяны. Напротив, южные арабы, древние мексиканцы и негры побережья Лоанго считали, что обезьяны — это дикие человеческие существа, которых разгневали боги. Конкретный способ создания человека сильно варьируется в разных религиях. Согласно одним религиям, люди появились на свет сами по себе; согласно другим, боги создали их из глины, из дыхания, из тростника, из собственного тела и с помощью мысли.
Основные взгляды на общество, характер его существования и развития в идеологическом плане основываются на том или ином решении основного вопроса философии по отношению к социальной действительности. В этом отношении обычно выделяют две основные концепции: идеалистическую и материалистическую.
Идеалистическая концепция долгое время доминировала во взглядах на социальную жизнь и историю общества, и продолжает доминировать сегодня. Идеалистическая концепция основана на утверждении, что определяющую роль в обществе играет духовное начало. Этим началом считался либо Бог, мировой дух и т.д., либо сознание человеческих существ. Так, объективный идеалист Гегель считал, что вся история является лишь внешним проявлением абсолютной идеи; высшей формой проявления абсолютной идеи в обществе была прусская монархия. В другом случае мы сталкиваемся с тезисом, что «мнения правят миром». Деятели французского движения Просвещения, предполагавшие, что главная основа и причина перемен в обществе лежит в идеях и в борьбе мнений, настаивали на том, что для изменения общества в прогрессивном направлении необходимо просвещать людей, внедрять в их сознание идеи добра, истины, справедливости и т.д. Позитивисты 19 века говорили, что идеи правят миром.
Биологическое, социальное и психологическое в человеке
Для каждого человека его собственное существование является самым очевидным фактом. Вопросы о природе, сущности, происхождении человека, его предназначении, смысле жизни и так далее несравненно сложнее. Мыслители разных эпох давали разные ответы на эти вопросы. До сих пор нет единого мнения по этим вопросам. Однако большинство согласны с тем, что человек — это уникальное, загадочное существо, чрезвычайно сложное в своих многочисленных проявлениях.
В настоящее время накоплен огромный объем знаний о самых разных аспектах существования человека в мире. Попытки понять человека в его целостной многомерности далеки от завершения. Пожалуй, можно лишь наметить контуры этой сложной многомерности человеческого существа.
Существует множество подходов к рассмотрению человека. Можно выделить натуралистический, социологический, экзистенциальный и религиозный подходы. В рамках каждого из этих подходов представлены различные концепции. Натуралистический подход рассматривает человека как часть природы, продукт ее эволюционного развития. Социологизирующие концепции рассматривают человека как специфическую функцию, слепок социальных отношений, структур и т.д. Эти концепции включают в себя структурализм и, в значительной степени, марксизм. Экзистенциальные концепции рассматривают человека как конкретное существо с уникальными индивидуальными психологическими характеристиками в драматических столкновениях его существования. Религиозные концепции рассматривают человека в его взаимосвязи с Абсолютом. В частности, христианство рассматривает человека как венец творения, образ и подобие Бога.
Важно отметить некоторые аспекты человеческой проблемы. Одна из этих граней — проблема биологического и социального в человеке. Человек по своей биологической конституции фактически является частью природы, принадлежит к высшим млекопитающим, особому биологическому виду Ноmо sapiens. Однако человеческую природу нельзя свести к ее биологической составляющей. Человек по своей природе является биосоциальным существом. А согласно марксизму, например, главное в человеке как биосоциальном существе то, что его природа социальна. Другими словами, согласно этой концепции, человек является продуктом не столько биологической, сколько социальной эволюции. В марксизме проблема антропогенеза (происхождения человека) неотделима от социогенеза — происхождения общества (антропосоциогенеза). Здесь социальная природа человека связана с его объективно-практической деятельностью, которая была главным фактором отделения человека от животного мира. В этом отношении формирование человека и формирование его сознания — это единый взаимозависимый процесс. Более того, сознание, разум и дух человека «встроены» в его социальность и рассматриваются с функциональной точки зрения. Поэтому в марксизме человек как духовное существо не является чем-то самостоятельным, не отделенным от человека как социального существа.
В экзистенциальных и религиозных концепциях акцент делается на понимании человека как душевного существа и духовности. Христианство, признавая существование человеческого тела, считает, что бессмертная человеческая душа занимает центральное место в человеческом существе. Дихотомия «тело-душа» в христианстве эквивалентна дихотомии «тело-душа-дух». В дихотомическом аспекте дух — это высшая разумная часть души. В трихотомическом подходе душа — это эмоциональная и чувственная сторона человека, а дух — высшая самосознающая, рациональная сущность в человеке.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Эмпедокл
- Развитие теории механизмов и машин
- Движение и разнообразие форм развития. Критерии прогрессивного развития
- Взаимодействие духовного и материального начал в жизнедеятельности общества
- Истина как центральная проблема познания
- Игровое сознание и его функции — Историческое развитие игры
- Мораль, религия, право, искусство как духовные формы жизни общества
- Этическое и социальное в философии Конфуция
- Филон александрийский
- Иммануил Кант, родоначальник классической немецкой философии