Оглавление:
Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов человеческой деятельности, особенно работы и обучения. Чем сложнее и ответственнее работа, тем больше требований к ней предъявляется. Внимание (Н. Ф. Добрынин) — особый вид умственной деятельности, выражающийся в выделении и поддержании определенных процессов этой деятельности. Внимание (Рубинштейн) — это прежде всего динамическая характеристика продолжающейся познавательной деятельности. Внимание (Э. Титченер) — это сенсорная ясность.
Внимание — это фокус и фокус сознания, который указывает на усиление сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека. Возникновение внимания (непроизвольное) определяется физическими, психофизическими и психическими факторами. К основным условиям его появления можно отнести свойства раздражителей, прежде всего их новизну для испытуемого. Новизна может заключаться в появлении ранее отсутствовавшего раздражителя, в изменении физических свойств действующих раздражителей, в ослаблении или прекращении их действия, при отсутствии знакомых раздражителей, в перемещении раздражителей в пространстве (обычно движущиеся объекты привлечь внимание).
Внимание вызывает все необычные, разнообразные стимулы, которые на самом деле имеют только одно общее свойство — новизну — и привлекает внимание, потому что реакция на них не ослабляется привыканием.
Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и цвета, резкий запах. В этом случае важна интенсивность стимула, т.е. соотношение силы стимула с другими стимулами, действующими в этот момент; Контраст между ними имеет решающее значение. Это касается не только силы стимула, но и других его характеристик.
Поэтому маленькие объекты чаще видны под большими, а треугольник — между прямоугольниками. Сложность и повторяемость стимула вызывают большую озабоченность. Роль непосредственного интереса чрезвычайно велика. То, что интересно, занимательно, эмоционально и увлекательно, ведет к постоянному сосредоточению внимания.
Внимание вызывается стимулами, которые соответствуют потребностям человека и соответствуют им. Внимание также связано с общей ориентацией личности, предыдущим опытом и воспитанием. Например, плакат нового театра с большей вероятностью заметит человек, интересующийся театром, но он может не обратить внимания на объявление о предстоящем футбольном матче. Это не дословно написанная фраза, которая бросается в глаза стилисту, неправильная нота неудобна для музыканта, а вот для обывателя нарушать правила хорошего тона неудобно.
Восприятие — это отражение объектов или явлений в сознании человека, когда они находятся под непосредственным влиянием органов чувств. В процессе восприятия отдельные ощущения упорядочиваются и объединяются в целостные образы вещей и событий.
Внимание — это не самостоятельный процесс, а лишь характеристика других психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т. д.). Все они направлены на свой объект и более или менее сосредоточены на нем. Невозможно воспринимать, не рассматривая воспринимаемое и т. д. Внимание сливается с другими психическими процессами, оно представляет их свойства, но не имеет самостоятельного содержания.
Классификация
В психологии различают непроизвольное, произвольное и пост-произвольное внимание.
1) Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания, неожиданно, при активности или в состоянии покоя. Физиологический механизм непроизвольного внимания — это безусловная рефлекторная ориентировочная активность головного мозга. Его нейрофизиологический механизм — корковое возбуждение между корковыми областями коры. Непроизвольное внимание возникает при условии, что сила внешних раздражителей превышает силу воспринимаемых влияющих влияний, когда субдоминантные возбуждения при определенных обстоятельствах становятся более интенсивными, чем доминирующие в этот момент. Непроизвольное внимание может быть вызвано не только внешними объектами, обстоятельствами, но также их внутренними потребностями, эмоциональными состояниями, нашими стремлениями и всем, что нас возбуждает. Непроизвольное внимание кратковременно, может происходить время от времени и часто мешает основной деятельности.
2) Произвольное внимание — это сознательно направленная концентрация человека на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней мыслительной деятельности. Основным компонентом PV является воля. Отличительными чертами ПВ являются целесообразность, организованность деятельности, осознание последовательности действий, дисциплина умственной деятельности, умение справляться с посторонними отвлечениями. ПВ обладает условнорефлекторной активностью по своему физиологическому механизму, способности подавлять ненужные движения и действия. В ПВ лидирует выбор объекта сосредоточения, способов действия, который сопровождается битвой мотивов. Основные возбудители — осознание потребностей, обязанностей, человеческих интересов, целей и методов работы. Чем дальше находится цель во времени и чем сложнее условия и способы ее достижения, тем меньше человека привлекает сама деятельность, тем больше напряжения сознания и воли она требует и, следовательно, требует ПВ.
3) Пост-произвольное внимание — как показывают опыт и исследования, результат сознательного сосредоточения на объектах и явлениях в процессе Первичного. Преодолевая трудности при произвольной концентрации, человек к ним привыкает, сама деятельность вызывает интерес или даже захватывает исполнителя, внимание приобретает характеристики непроизвольной концентрации.
ППВ ослабит напряжение и интенсивность внимания не снизится, останется на уровне произвольного внимания. Интерес к занятию возрастает, оно становится более продолжительным и продуктивным. По этой причине в процессе деятельности — учебы, работы — ее организации и методах работы важно перевести добровольное внимание на пост-добровольную форму.Таким образом, PPV способствует успешному выполнению учебных задач и снижению субъективного чувства усталости. В зависимости от содержания деятельности внимание направляется либо на внешние, непосредственно заданные объекты, либо на явления и движения нашего собственного тела — объекты наших ощущений и восприятий или внутренние — на психические.
Мероприятия. В этом отношении различают внешнее или сенсорно-моторное, внимание и внутреннее — интеллектуальное. Разделение внимания на внешнее и внутреннее, конечно, обусловлено. Однако эти формы проявления внимания имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при организации и управлении учебной и трудовой деятельностью. Внешнее внимание играет ведущую роль в наблюдении за предметами и явлениями окружающей действительности и их отражении в сознании.
Он проявляется в активной позе, в привлечении органов чувств к объекту восприятия и наблюдения.
4) Внешнее внимание (сенсорное и моторное — четко проявляется в своеобразных движениях глаз, головы, мимики)
5) Внутреннее или интеллектуальное внимание направлено на анализ умственной деятельности. процессы (восприятие, память, воображение, мышление).
Воображение и творчество
Воображение — это умственный процесс, в котором новые образы, идеи и мысли создаются на основе предыдущего опыта путем реструктуризации идей человека. Воображение тесно связано со всеми другими когнитивными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвидеть ход событий и предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Это позволяет вам создавать поведенческие программы в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.
С физиологической точки зрения воображение — это процесс формирования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
Воображение бывает активным и пассивным. В первом случае он служит условием активности личности. В психологии различают два типа активного воображения: развлекательное и творческое.
Развлекательное воображение формируется на основе природы, городского пейзажа, словесного портрета человека, схемы, рисунка и т. Д. В этом смысле человек как бы наполняет исходный материал теми образами, которые он имеет, основываясь на отдельных фактах, следах: он дает достаточно полную картину.
Творческое воображение — это процесс создания новых изображений. то есть изображения таких объектов, которых в действительности не существует. Изобретения, инновации, разработка новых форм обучения и воспитания основаны на творческом воображении.
Творческое воображение способствует развитию у человека инициативы и самостоятельности. Оно носит профессиональный характер.
Воображение также может быть пассивным, уводя человека от реальности для решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазий и живет в этом мире, ничего не делая (маниловщина) и тем самым удаляясь от реальной жизни.
Ценность человека определяется тем, какие типы воображения у него преобладают: чем активнее и значительнее, тем зрелее личность.
Воображение бывает непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное воображение — это процесс, при котором новые образы появляются в уме человека без заранее определенной цели.
Произвольное воображение намеренно выполняется в связи с заданной целью. Человек, который воображает свои идеи, ищет, выбирает, комбинирует и мысленно трансформирует, проявляет сознательные усилия.
Таким образом, воображение является одним из когнитивных процессов, характеризующих определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала.
Творчество — это деятельность, которая создает что-то качественно новое и характеризуется уникальностью, оригинальностью и социально-исторической неповторимостью. Творчество индивидуально для человека, так как всегда подразумевает творца — субъекта творческой деятельности.
Социальная и историческая уникальность — это функция творчества. Дело в том, что любое творчество отражает не только Творца, но и уровень развития общества в целом, исторические события, противоречия в обществе, задачи человечества и многое другое. Творчество не только описывает общество в данное время, но также сохраняет и позволяет понять его дух в данное время. Например, чтобы полностью понять историю XVI века, необходимо разбираться в литературе, науке и литературе. произведения искусства этого времени, чтобы узнать и изучить и т. д.
Общество отбирает и хранит только те творения, которые наиболее полно отражают определенный этап развития общества. Чем выше качество и креативность, тем важнее это для общества и для будущих поколений. По этой причине многие творцы пытаются обобщить, и чем выше уровень обобщения, тем значительнее человек для общества. Создатели, сумевшие достаточно обобщить, считаются великими.
Техническое творчество
Анализ психолого-педагогических исследований и опыта показывает, что техническое творчество в первую очередь создает благоприятные условия для развития технического мышления у студентов.
Во-первых, он развивается на основе обычного мышления; H. Все компоненты обычного мышления присущи техническому мышлению. Например, сравнение — одна из важнейших операций обычного мышления. Оказывается, без него немыслимо техническое мышление. То же самое относится к мыслительным операциям, таким как противопоставление, классификация, анализ, синтез и т. Д. Характерно только то, что вышеупомянутые мыслительные операции развиваются в технических действиях с техническим материалом.
Во-вторых, обычное мышление создает психофизиологические условия для развития технического мышления. В результате обыденного мышления у ребенка развивается мозг, его ассоциативная сфера, память, достигается гибкость мышления.
Понятийно-образный аппарат обыденного мышления, однако, не имеет понятий и образов, необходимых для технического мышления. Например, понятия из технологии металлов включают информацию из различных наук (физики, химии и т. Д.). Это не механический конгломерат информации, а единство существенных характеристик технологического процесса или явления, рассматриваемого с точки зрения разных наук.
В техническом мышлении, в отличие от обычного мышления, образы, с которыми работает студент, также значительно различаются. Информация о форме технического объекта, его размерах и других характеристиках не дается готовыми изображениями, как в обычном мышлении , а через систему абстрактных графических знаков и линий — рисунок. Кроме того, рисунок не дает законченного изображения того или иного концепта, а должен быть представлен самостоятельно.
Рассмотренные выше характеристики технического мышления предполагают, что формирование его основных компонентов должно осуществляться не только в процессе обучения, но и во всевозможных внешкольных мероприятиях технического творчества.
В техническом творчестве учащихся особое внимание следует уделять формированию технических концепций, пространственных представлений и умению рисовать и читать рисунки и схемы.
По мере роста технического творчества учащиеся неизбежно улучшают свои навыки владения станками и инструментами.
Техническое творчество имеет немаловажное значение для расширения университета прикладных наук. В процессе творческой технической деятельности студенты сталкиваются с необходимостью получения дополнительных технологических знаний:
♦♦ при изучении специальной литературы;
♦♦ В знании новейших технологий;
♦ Check Alignment of PHs в консультациях профессионалов.
Творческая деятельность способствует формированию у школьников преобразующего отношения к окружающей действительности. У человека, не занимающегося творческой деятельностью, вырабатывается приверженность общепринятым взглядам и мнениям. Это приводит к тому, что он не может выходить за рамки известного в своей деятельности, работе и мышлении.
Когда дети вовлекаются в творческую деятельность в раннем возрасте, у них развивается любопытство ума, гибкость мышления, память, способность судить, видение проблем, способность предсказывать и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.
Одним из важнейших образовательных требований к творческой деятельности учащихся является учет возрастных особенностей школьников. Без учета специфики развития психики детей невозможно правильно соотнести цель, мотивы и средства достижения цели.
Непрерывность творческого процесса имеет большое значение для творческой деятельности.
В воспитании творческих качеств личности большое значение имеет эффективность творческой работы … Особую ценность представляют рабочие, которые стремятся улучшить производство, повысить эффективность оборудования и т. д.
Дырявое внимание
Отвлечение — иногда в умеренных количествах — полезно для творчества. Иногда возникают тонкие моменты, когда вы отвлекаетесь, случайно прерываетесь или находитесь в облаках. Чуткость и креативность идут рука об руку, поэтому артисты часто не могут удержать фокус внимания от самых дальних углов сцены.
Психологи говорят, что у творческих людей обычно «дырявое внимание»: когда мы сосредотачиваемся на чем-то, странная, казалось бы, незначительная информация все еще может вторгаться в наше сознание. В результате мы не можем игнорировать неожиданное и подбирать нечеткие идеи. Когда вы находитесь в фазе генерации идей, ваша сильная сторона — мышление с заполненными дырами. Так создаются новые творения. Вот почему многие писатели любят работать в кафе.
Иногда вы создаете новые связи, просто поднимая голову и некоторое время наблюдая за людьми вокруг или подслушивая случайный разговор. Или вам может быть предоставлен необходимый отдых, чтобы отказаться от неэффективного решения.
Чарльз Диккенс писал перед людьми в гостиной. Сол Беллоу отвечал на звонки редакторов, друзей и студентов во время работы. Художник Чак Клоуз включает радио или телевизор на заднем плане. Каким-то образом фоновый шум создает комфортное ощущение чего-то, что выходит за рамки его искусства, и дает достаточно случайных звуков, чтобы накормить и успокоить его подсознание.
Кажется, что иногда полная концентрация не нужна: это серьезная перегрузка. Но каждому нужно найти правильное количество отвлекающих факторов для творчества. Некоторые из них более склонны к постороннему шуму и достопримечательностям; Марсель Пруст использовал беруши и закупорил комнату пробкой, потому что не мог отфильтровать нежелательный шум.
Иногда разница не очевидна. Плохие подобны маленьким конфетам, которые бездумно пожираешь, чтобы «облегчить» таблетку. Это банальные отвлекающие факторы, присоски ума, которые отвлекают вас от более сложных задач и не имеют питательной ценности. Каждую минуту нашей жизни мы решаем, на чем сосредоточиться, постоянно обменивая настоящие выгоды на будущие, а настоящую боль — на будущие. Постоянно искать сигналы в шуме очень сложно.
Вам не нужно переполнять свои чувства и утопать в возможностях, вместо этого попытайтесь поймать моменты, когда отвлеченное осознание может привести вас в новые творческие уголки. Сам Грант Фолкнер любит обдумывать историю, делать коллажи и слушать расслабляющую музыку в фоновом режиме. Он также любит собирать фотографии конкретных персонажей или локаций. Он даже составил плейлист, в котором отражает образ главного героя. Думайте об этом как об оптимизации негерметичного фильтра.
При этом нужно понимать, когда стоит готовиться. Выключите телефон или закройте браузер, если необходимо. Потому что отвлечение было синонимом безумия по какой-то причине. Вам не обязательно попадаться в ловушку чрезмерного отвлечения, чтобы отвлечься слишком далеко от работы. Не зря полное погружение приносит особое блаженство.
Установите индикатор отвлечения. Какие отвлечения вас вдохновляют, а какие мешают творчеству? Вас поддерживает или мешает суета, поток людей и звуки? Вам больше подходит фоновая музыка или радио? Создайте среду, которая вам подходит, и вам больше не понадобятся люди, присущие мыслям.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Жан Пиаже, швейцарский психолог
- Методы параметрической статистики
- Психология подростка
- Психология экстремальных ситуаций и состояний
- Влияние личностных качеств на выбор профессии
- Современная когнитивная психология
- Психодинамическая теория личности
- Система психологических наук
- Психологические особенности подросткового возраста
- Влияние психологических защит на семью