Оглавление:
В настоящее время изучение творческой личности и ее связи с чертами и особенностями личности представляется наиболее перспективным. Многие отечественные и зарубежные ученые, такие как В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Р.М. Грановская, А.З. Зак, В.Я. Кузнецов, В.В. Кан-Калик, Н.В. Кичук, Н.В. Кузьмина, А.Н. Лук, С.О. Сысоева, В.А. Цапок и другие исследовали его.
Много таланта и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, особенно личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Яковлев, В.В. Брюсова. Опираясь на свой опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги под руководством «старших» — В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошаля, Н.И. Сац теоретически и практически разработали принцип творческого развития детей и молодежи.
Исследователи Е.В. Андриенко, М.А. Василик, Н.А. Ипполитова, О.А. Леонтович, И.А. Стернин разработали такие субъективные характеристики творческой личности, как «человеческие» коммуникативные барьеры, социокультурные, статусно-позиционно-ролевые, психологические, когнитивные, барьеры отношений. Но самое значительное влияние на формирование этой проблемы оказала О. Кульчицкая, Я. Козелецки представил свою особую Я-концепцию развития творческого пути и самой личности. Я. А. Пономарев выделил десять этапов творческого процесса и охарактеризовал их в соответствии с их значимостью для личности.
Таким образом, в психологической литературе существует два основных взгляда на творческую личность. Один говорит, что творчество или творческие способности в той или иной степени присущи каждому нормальному человеку. Она так же присуща человеку, как способность думать, говорить и чувствовать. Более того, реализация своего творческого потенциала, независимо от его величины, делает человека психически нормальным. Лишить человека этой способности — значит вызвать у него невротические состояния. Согласно второй точке зрения, не каждый (нормальный) человек должен считаться творческим или создателем. Эта позиция связана с иным пониманием природы творчества. Здесь, помимо незапрограммированного процесса создания нового результата, учитывается также ценность нового результата. Он должен быть универсально значимым, хотя сфера его применения может быть различной. Самая важная характеристика творца — это сильная и настойчивая потребность в творчестве. Творческий человек не может жить без творчества, так как видит в нем главную цель и смысл своей жизни.
Термин «творчество» относится как к деятельности индивида, так и к создаваемым им ценностям, которые из фактов его личной судьбы становятся фактами культуры. Отчужденные от жизни субъекта его исканий и мышления, эти ценности в категориях психологии неправильно объяснять как имеющие нетворческую природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического произведения. Но во всех случаях эти произведения, будучи созданными, становятся предметом психологии не больше, чем сама вершина. Совсем другое открыто для научно-психологического анализа: то, как они воспринимаются, действия, мотивы, межличностные отношения и структура личности тех, кто изображает их средствами искусства или в концепциях геонаук. Эффект этих действий и связей фиксируется в художественных и научных творениях, которые теперь относятся к сфере, независимой от психической организации субъекта.
Нейрофизиологические особенности творческого процесса
Одна из самых существенных черт личности художника связана с его особой душевной организацией. Здесь мы видим и высокую впечатлительность, и склонность к эмоциональному и чувственному восприятию мира. В случае с последними это связано с преобладанием либо первой сигнальной системы, отвечающей за эмоциональную сферу, либо второй сигнальной системы, связанной со словами.
Исследования зарубежных нейрофизиологов — Р. Сперри и У. Пен-Филда, а в нашей стране В. С. Ротенберг и В. В. Аршавский показали, что в коре головного мозга левое полушарие отвечает за обработку вербальной информации, в которой линейные отношения логически связаны со словами, числами или любыми символами. Правое полушарие отвечает за восприятие и запоминание бессловесных зрительных, цветовых и слуховых образов, движения тела в пространстве. Он также отвечает за работу интуитивного мышления, полет фантазии, создание настроения и мечты. Правое полушарие также отвечает за ранний предлингвистический опыт ребенка, который еще не способен выразить себя вербально.
Последние исследования в области функциональной асимметрии мозга позволяют предположить, что художников также можно разделить на правополушарную и левополушарную группы в области художественной деятельности. Например, в совместном исследовании Г.А. Голицына,
O. Н. Даниловой, В. С. Каменского, В. М. Петрова было установлено, что к композиторам левополушарного доминантного типа относятся Бах, Гендель, Ж. Л. Ф. Мендельсон, Прокофьев, Ж. Ф. Рамо, Стравинский, П. Хиндемит; к композиторам правополушарного доминантного типа — Берлиоз, Вагнер, К. Дебюсси, Г. Малер, Скрябин, Чайковский, Шуман.
Эти композиторы отличаются тем, что правополушарные типы, по сравнению с левополушарными, имеют более выраженное трагическое восприятие мира, импровизационный и спонтанный характер творческого процесса, свободу формы и юмор в своих композициях.
Сравнивая эти два типа художников, можно отметить, что для Л-типа важнее конструктивная и логическая идея изображения, а для П-типа — непосредственное выражение чувств и эмоционального состояния.
Другие исследователи отмечают такие черты творческой личности, как богатство воображения и интуиции; способность выходить за рамки привычных представлений и видеть предметы с необычной точки зрения; способность оригинально решать безвыходные ситуации, для которых нет логического решения.
Творцы нового искусства и науки, вносящие большой вклад в общественный прогресс, обычно обладают широкими знаниями и глубоким проникновением в суть изучаемой проблемы, богатством чувств и, прежде всего, чувством новизны; сильная воля помогает им добиваться своих целей.
Они чувствительны к потребностям социального развития и хорошо понимают чувства других людей. Обладая высокой чувствительностью, они улавливают слабые сигналы реальности и на их основе развивают свой дар предвидения. Они не возражают против тяжелой работы и находят огромное удовлетворение в процессе.
Творческие люди не склонны полагаться на авторитеты в своей работе. Усвоив все, что было сделано до них их предшественниками в начале творческого пути, они затем идут своим путем, не обращая внимания на критику в свой адрес. Так было со всеми композиторами, которые открывали новые горизонты в музыкальной мысли: Бетховен, Лист, Игорь Ф. Стравинский, А. Ф. Шенберга и Шостаковича.
Хотя критика тех, кто придерживается традиционной ортодоксии, может быть довольно жесткой, истинные творцы не способны отклониться от своего пути и сочинять так, чтобы заслужить одобрение критиков и зрителей. Они чувствуют и осознают особую миссию, служа своему делу, будь то наука, искусство или любая другая деятельность.
Бессознательное начало в творчестве
Творческие мыслители отличаются от людей, способных лишь усваивать знания и выполнять привычную, упорядоченную работу, богатством, тонкостью и глубиной своего внутреннего опыта. Высокоразвитая эмоциональная сфера помогает таким людям обращаться к подсознательным образам в сложных ситуациях и получать от них решения своих задач.
Однажды во сне к нему явился священник и объяснил, что найденное им — это черепки цилиндрического сосуда и что для того, чтобы их можно было прочитать, необходимо сложить их правильным образом. Утром профессор сложил черепки вместе, как ему сказал священник, и смог прочитать надпись.
Нильс Бор, работая над структурой атомного ядра, увидел во сне, что он находится на солнце, а все планеты прикреплены к солнцу нитями, на которых они вращаются. Этот образ вдохновил великого датского ученого на создание планетарной теории атома.
Во сне итальянский композитор Тартини предложил сыграть на своей скрипке для дьявола. К его изумлению, дьявол сыграл восхитительную мелодию, которую Тартини тут же записал, проснувшись, и назвал свою сонату «Дьявольская трель».
Известно, что Франц Шуберт оставлял на ночь возле своей кровати нотную бумагу и карандаш, чтобы записывать мелодии, которые являлись ему во сне. Дж. Россини также написал увертюру к своей опере «Шелковая лестница» во сне.
Элвис Хоу, изобретатель швейной машины, долгое время бился над задачей соединения иглы, нитки и ткани. Он уснул, измученный безуспешными попытками решить свою проблему, и во сне ему приснилось, что его схватили каннибалы, связали и положили в большой котел, висящий над костром, который вот-вот вспыхнет.
Внезапно он понял, что его съедят, если он не разгадает секрет швейной машинки, и пока каннибалы танцевали на его кровати, он представил, что за ним охотится группа существ-отступников, которые вступили в союз с огнем. Пока огры танцевали вокруг него, он присмотрелся к их копьям, в острых концах которых были отверстия. И тут изобретателя осенило, что нужно сделать отверстие в свободном конце иглы, и тогда машина будет работать. И это то, что он сделал.
Менделеев также мечтал о периодической таблице элементов.
Очень часто психологи связывают решение проблем и поиск творческого решения с бисоциацией. Если обычная ассоциация объединяет только идеи, находящиеся на одном уровне (в матрице мысли), то бисоциация объединяет разные матрицы, то есть, в конечном итоге, связывает разные уровни существования личности. Так, открытия французского ученого Л. Пастера были основаны на сочетании идей из разных областей знаний. Механизм ферментации винограда привел его к разгадке механизма мясистой гнили.
Немецкий физик Ф.А. Кекуле открыл формулу бензольного кольца, когда ему приснилась змея, кусающая себя за хвост.
Эти два образа — змея, кусающая собственный хвост, и углеродное кольцо — относятся к двум разным сферам жизни. Их сближение сделало возможным рождение новой научной идеи. Это стало возможным благодаря тому, что в подсознании одновременно обрабатывается несколько потоков информации, на пересечении которых принимается творческое решение.
Творчество и остроумие
Обобщение в творческом процессе уже известных идей в новые комбинации сближает творческий процесс с шуткой, которая также обладает чертами творческого акта. Известный советский психолог
А. Н. Лук отметил следующие три основные особенности:
1) наличие предварительных знаний;
2) бессознательная ассоциация далеких понятий;
3) критическая оценка достигнутого результата.
«Как и любой творческий процесс, — сказал он, — создание остроты включает в себя нарушение формальной логики, освобождение мысли от узких рамок строгой дедукции.
Фрейд обнаружил, что некоторые общие черты мышления проявляются в снах и в причудах:
- Лаконично;
- Вытеснение, то есть выбор средств выражения, позволяющих обойти внутреннюю цензуру, сформированную образованием, которая оказывается препятствием для выражения мыслей и чувств;
- косвенный образ, то есть предположение о том, что скрывается за кажущейся фактической реальностью;
- Обратные причинно-следственные связи, которые сводят к абсурду выполняемое или описываемое действие;
- Переход от абстракций к зрительным и чувственным образам.
Примеры остроумного мышления
- Почему вы продали свой саксофон?
- Потому что я узнал, что сосед напротив купил ружье.
- Вы играете на пианино?
- Нет.
- Почему бы и нет?
- Она высока, и карты соскальзывают.
Композитор А. К. Глазунов, присутствовавший на исполнении «Скифской сюиты» Прокофьева, не дослушал композицию до конца и покинул зал. Позже Прокофьев записал в своем дневнике, что «Глазунов, услышав сюиту, вышел из себя и покинул зал.
В зарубежной психологии существует богатая традиция измерения творческих способностей с помощью специальных тестов. Особенно известны тесты Гилфорда, который видел основу творческого интеллекта в так называемом дивергентном мышлении, то есть способности давать неожиданные ответы на стандартный тест. Перечислим некоторые из них.
- способность генерировать идеи. Задача: записать как можно больше идей, связанных с заданной темой (например, работа на железной дороге, в больнице, в оркестре). Другое задание — перечислить, как используются обычный кирпич и обычный деревянный карандаш. Этот же тест может оценить спонтанную гибкость на основе перехода объекта из класса в класс. Например, кирпичи можно использовать в строительстве, но из них также можно сделать красный порошок для посыпания садовых дорожек.
- ассоциативная беглость. Задание: напишите синонимы для каждого из приведенных слов. Например, для слова «суровый» возможными ответами будут: бессердечный, непреклонный, твердый, холодный, жесткий, сильный, суровый, безжалостный, суровый.
- жидкое выражение. Сравнение одних объектов с другими. Например, женские платья похожи на весну (возможный вариант: они содержат все разнообразие весенних цветов).
- адаптивная гибкость. Тест «Проблема соответствия». Задача: в наборе соседних квадратов, состоящих из спичек, нужно убрать некоторые спички, чтобы получить определенное количество квадратов.
- оригинальность. Тест «Титульные сцены». Задача: написать названия короткого рассказа. Рассматриваются только оригинальные названия, то есть те, в которых происходит сдвиг, перенос понятий, что приводит к необычным и новым идеям.
- символическое производство. Задание: придумайте простые символы для предметов или действий. Темы: «Человек идет», «Самолет взлетает», «Гнев», «Гордость». Необходимо выразить содержание темы символически. Буквальное изображение, например, изображение идущего человека, не будет рассматриваться.
- семантическое улучшение. Задание — предложить для данного символа несколько различных профессий или видов деятельности таким образом, чтобы данный символ обозначал их. Например, зажженная лампочка может символизировать профессию инженера-электрика, ночного работника или миссионера.
Развитие творческих способностей
В мировой педагогике стало принято начинать развитие творческих способностей в детстве на материале искусства и всевозможных детских игр.
В основе решения большинства творческих задач лежит способность действовать «в голове», на которую ссылается в своих исследованиях наш отечественный психолог Гальперин. Современные психологи называют эту способность «общим интеллектом», который начинается с творческих способностей у детей младшего возраста.
Предметные, ролевые игры и игры с правилами дают ребенку материал для развития воображения, которое совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как подчеркивал Выготский, необходимо культивировать творческое воображение, с другой стороны, процесс воплощения образов, созданных творчеством, требует особой культуры. Только там, где одна и другая сторона достаточно развиты, детское творчество может правильно развиваться и давать ребенку то, что мы справедливо ожидаем от него.
Когда мы смотрим на детские рисунки и восхищаемся их спонтанностью, мы должны в то же время различать, где есть сила воображения, а где слабость критического мышления. Последнее часто случается с детскими рисунками. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «бегство от реальности детского воображения состоит главным образом в том, что ребенок не знает ее, не соблюдает фундаментальных законов объективной реальности, а потому легко разрывает жизненную реальность».
Часто недостаток знаний, навыков и умений воспринимается даже профессионалами как отсутствие необходимых навыков. Когда великий русский художник В. Суриков впервые попытался поступить в Академию художеств, его не приняли. Отсутствие у него необходимых навыков было расценено профессорами Академии как общее отсутствие художественного таланта.
Творческое воображение художника помогает ему находить новые сочетания звуков, цветов, форм и линий, чтобы создать то, чего раньше не существовало. Но какую бы большую роль ни играло воображение в творческом процессе, одного воображения недостаточно для создания законченного произведения.
Ярким примером того, как творческий процесс может атрофироваться, если не иметь необходимых навыков, знаний и умений, является детское творчество, которое угасает без подпитки, получаемой от овладения процессом обучения. Никакие навыки не могут заменить мастерство, которое является основным инструментом в создании и исполнении произведения искусства.
Однако сами по себе технические навыки и умения не определяют ценность результатов творческой деятельности. Суть творчества заключается не в накоплении знаний и навыков, хотя это очень важно для творчества, а в способности человека, будь то ученый или художник, открывать новые идеи, новые пути развития мысли, делать оригинальные выводы. Вся сложность осуществления творческой деятельности заключается в том, что хотя знание и основа творчества являются, тем не менее совершенно разные психические процессы протекают в момент усвоения уже известных знаний и формирования новых идей, новых образов, новых форм. При примерно равном мастерстве создаются произведения искусства, абсолютно несравнимые по своей ценности.
Например, уровень композиторской техники Э. Ф. Направника был, видимо, не ниже, чем у Глинки, но объективная художественная ценность произведений Глинки гораздо выше, чем у Направника. Но без необходимой композиторской техники, то есть профессионального мастерства, ни Направник, ни Глинка не смогли бы создать ничего достойного внимания.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психологические особенности страхов
- Воображение в дошкольном возрасте
- Особенности гендерной идентичности у девушек в юношеском возрасте
- Закрытый тип кадровой политики
- Экспериментальные переменные и их изменения
- Книги по психологии
- Вербальное мышление
- Групповая эффективность
- Инструментальные методы диагностики психических состояний
- Закономерности восприятия