Оглавление:
Проблема саморазвития всегда привлекала ученых различных наук и направлений, занимающихся человеком. Это не случайно, ведь саморазвитие — объективный факт, характеризующий становление человека как личности, как автора своей жизни, как преобразователя общества, природы и самого себя.
В настоящее время наблюдается растущий интерес к проблеме саморазвития, как на практике, так и в научных исследованиях. Общественный интерес к феномену саморазвития отражается в увеличении частоты упоминаний терминов «саморазвитие» и «саморазвитие» в Интернете. Например, если в 2007 г. было 1,14 млн упоминаний термина «саморазвитие» (по данным поисковой системы Google), то в 2017 г. — уже 6,39 млн. Еще более впечатляющим является использование термина саморазвитие: в 2007 г. было 1,33 млн ссылок, в 2017 г. — 25,8 млн.
Аналогичные результаты наблюдаются и в науке: количество публикаций, посвященных вопросам саморазвития, неуклонно растет.
Самыми крупными областями знаний, в которых достигнут значительный прогресс в изучении саморазвития, можно назвать философию, педагогику и психологию.
Философская перспектива анализа развития личности связана с познанием ее основных сущностных характеристик. Она направлена на выявление наиболее общих закономерностей механизма саморазвития, нацелена на понимание конечных смыслов саморазвития как способа существования человека. В материалистической диалектике саморазвитие входит в группу предельных философских категорий («акт», «движение», «жизнь», «изменение», «вибрация», «развитие», «самодвижение», «эволюция»), которые обозначают различные аспекты движения как способа существования, как всеобщего атрибута материи. Подчеркивается, что саморазвитие — это динамическое явление, процесс, а не категория результатов.
Педагогический подход учитывает саморазвитие личности в пространстве образования. Педагогические исследования направлены на поиск путей содействия саморазвитию, разработку технологий воздействия на мотивацию личности к саморазвитию, вооружение средствами саморазвития, комплексное сопровождение саморазвития педагогическими методами. В педагогике саморазвитие относится к группе терминов, обозначающих активность личности в обучении и воспитании. Помимо саморазвития, в эту группу также входят термины «самообразование», «самовоспитание», «самообучение», «самосовершенствование». В то же время самообразование и самоанализ рассматриваются как средства саморазвития личности.
В психологии саморазвитие понимается и изучается как компонент психологической реальности. Психологическое исследование направлено на выявление сущности феномена саморазвития, понимание его места и функций в целостном процессе жизнедеятельности личности, изучение тех психологических образований, которые определяют генезис саморазвития как жизненной стратегии личности. Термин «саморазвитие» входит в систему психологических категорий: «развитие», «формирование», «социализация», «индивидуализация», «личностный рост», «онтогенез» и другие, которые описывают психику и личность в их динамике. В данном случае категория «развитие» является родовой по отношению к категории «саморазвитие» и определяет ее существенные признаки: Фокус на качественных преобразованиях, регулярности, необратимости. В чем разница между категориями «развитие» и «саморазвитие»? Критерием разграничения этих понятий является свойство управляемости развития со стороны человека, которое присуще саморазвитию, в отличие от развития. Обратите внимание, что понятие саморазвития в психологии можно использовать как синоним спонтанного, неконтролируемого процесса.
Осуществление индивидуального подхода ко всем участникам образовательного процесса
Это означает признание того простого факта, что каждый участник образовательного процесса является субъектом собственной деятельности: директор — административной деятельности, учитель — педагогической деятельности, ученик — учебной деятельности и т.д. Личностный подход означает признание права каждого человека быть уникальной личностью, иметь собственные взгляды, потребности, стремления и интересы, отличные от чужих, то есть собственный субъективный опыт, который оказывает существенное влияние на все, что он воспринимает, что делает, какие задачи решает в данный момент. Учитель играет главную роль в этом процессе, поскольку он является образцом для подражания, будь то воспитатель в дошкольном учреждении, учитель в школе или преподаватель в колледже или университете. Например, самоактуализированному учителю, занятому преподаванием и другими школьными и внешкольными делами, не нужно ничего спрашивать или объяснять детям. Он становится примером того, как они могут постоянно совершенствоваться и приобретать такие качества, знания и навыки, которых у них раньше не было. Напротив, если учитель сам не ориентирован на саморазвитие, хотя бы в форме самоутверждения, он не сможет направить учеников к самообразованию и самовоспитанию, как бы ни старался.
Проведение специальной работы с учащимися, направленной на самообразование, самовоспитание и саморазвитие в целом. Под специальной работой в данном случае подразумевается преподавание психологии в образовательных организациях, тренинги с детьми и подростками, внеклассная и внешкольная работа, индивидуальная работа педагогов и психологов с учащимися. Цель такой работы — пробудить интерес к себе и к другим людям, научить методам самопознания, самообразования и самовоспитания.
Давайте остановимся на последнем условии. Как показывает практика, большой потенциал имеют специальные занятия с детьми уже в детском саду и занятия по психологии в школе, которые можно начинать буквально с младшего школьного возраста. Изучение психологии интересно само по себе, более того, оно пробуждает интерес к собственной личности и стимулирует размышления над вопросами «Кто я? Какие у меня есть возможности?», сильно стимулирует потребность в самопознании, саморазвитии, создает первую основу для осознания необходимости самообразования.
Одна из первых попыток в России написать книгу по психологии для детей была предпринята И.В. Бачковым [1996]. Она называется «Психология для детей или история «самой душевной» науки».
Книга предназначена для совместного чтения родителей с детьми, что предполагает постоянное обсуждение с ребенком прочитанного, анализ и эмоциональную оценку полученной информации.
В нем представлен материал на трех уровнях. Первый уровень — это фантастическая сказка о приключениях девочки Юлии и ее папы-психолога на планете разумных собак Собакилии и Хухромура, захваченной коварным Космическим Волшебником. Участие главных героев в создании искусственной психики Эльчика, будущего хозяина разумных собак, позволяет Юле познакомиться с основными психологическими понятиями, а борьба со злым волшебником Барденбуком с его психоочистителем заставляет девочку задуматься о смысле и связи всех психических процессов человека. Но где бы ни находились Джулия и ее папа, в какие бы неприятности они ни попадали, любознательная девочка с удовольствием слушает психологические рассказы отца, которые в метафорической форме дают научное представление о том, что происходит в сфере внутреннего мира человека. Эти повествования образуют второй «слой» книги. И, наконец, третий «слой» — это упражнения, предназначенные для развития психических процессов ребенка и закрепления психологического материала книги.
Проблема саморазвития в философии и науке
Интерес к пониманию самоэволюции имеет сложную историю. Понимаемое с древности как форма движения материи, саморазвитие давно привлекало внимание философов, биологов, физиков и — в прошлом веке — представителей кибернетики и синергетики. В ХХ веке саморазвитие стало объектом исследования основных теоретических школ психологической науки: экзистенциально-гуманистической и когнитивно-поведенческой в зарубежной психологии, и культурно-исторической, субъектно-развивающей, антропологической и акмеологической — в отечественной.
Проблема саморазвития в философии и синергетике. Диалектика или теория развития — это философское течение, в рамках которого возникло учение о саморазвитии как качественном самодвижении. В трудах Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля на основе мифологической идеи о тождестве движущейся и одушевленной материи были разработаны идеи активной первоматерии, активного начала внутренней жизни и самоопределения движения.
Позже природа самодвижения стала предметом рассмотрения в работах Д. Бруно, Г.В. Лейбница, И. Гольбаха, И. Канта и Гегеля. Категориальный аппарат, разработанный Гегелем, стал основой для последующих исследований саморазвивающихся систем. Гегель раскрыл содержание самодвижения с помощью понятий спонтанности, имманентности, самодостаточности и системности, которые и сегодня используются для описания саморазвития.
В отличие от самодвижения, саморазвитие происходит прежде всего в открытых и целостных системах, таких как организм, общество, биосфера. В материалистической диалектике XIX-XX вв. (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.А. Кайдалов, Ф.Ф. Вякерев и др.) источник развития помещается не вне, а внутри системы, провозглашая сущностное тождество развития и саморазвития. Для материи в более широком смысле развитие и саморазвитие совпадают; при рассмотрении конкретных материальных систем мера самоопределения начинает играть решающую роль. Не развитие, а саморазвитие определяется внутренними факторами, самопротиворечиями, собственной необходимостью системы. Она трактуется как спонтанное изменение, обладающее атрибутами субстанциональности, самопротиворечивости, спонтанности и активности. Саморазвитие понимается как необратимое, закономерное, направленное, внутренне необходимое изменение системы, порождаемое самопротиворечием ее материальной основы и сопровождающееся переходом в новое качественное состояние системы.
Философско-антропологическое понимание основано на предположении, что человек не окончательно рождается в биологическом акте рождения, и что он может не рождаться на протяжении всей своей жизни. Быть живым — значит жить сознательно, постигать и производить культуру, все дальше и дальше уходить от животного образа жизни. Критерии нормального развития человека B. С. Братусь называет взаимосвязь между культурой и развитием человека. С. Братусь называет отношение к другому человеку самоценным, как к существу, воплощающему бесконечные потенции «человека» (центральная системообразующая установка); способность к децентрации, самоотдаче и любви как способ реализации этой установки; творческий, целенаправленный характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободной воле; осуществимость задуманного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к сквозному здравому смыслу. Поэтому главной задачей, провозглашенной для человека (как индивида, так и вида), является восхождение к своей человеческой сущности, которая представляет собой не только то, чем человек является в данный момент, но и то, чем он станет и чем он может стать. Как писал Фромм, «человек — это не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В каждый момент своей жизни он еще не является тем, кем он может стать, и тем, кем он еще может стать.
Содержание внутреннего мира
Таким образом, внутренний мир имеет свое собственное внутреннее пространство, субъективное внутреннее время. Кто «живет» в этом пространстве и времени? L там живет каждый из нас, наша личность, наше «Я», которое благодаря отражению обладает единством и множественностью одновременно. Поэтому содержанием нашего мира является психика в целом, сознательное и бессознательное. Структурировать эти содержания чрезвычайно сложно; каждый из нас воспринимает их независимо: сознательно и интуитивно. В то же время психология пытается выработать в этом содержании некоторые направляющие структурные элементы.
Так, Е. Е. Сапогова [2013] рассматривает внутренний образ мира как индивидуально построенный и субъективно осмысленный гипертекст. В самом широком смысле термин «гипертекст» обозначает неоднородную организацию большого количества информации. В экзистенциальном пространстве можно выделить нелинейно организованные информационные «узлы», содержащие значимую для самоописания информацию, характеризующуюся «пристрастностью» субъекта. Эти «узлы» различаются по характеру информации. Они возникают в результате нелинейного упорядочивания знаний субъекта о себе, которые затем образуют кластеры, окрашенные личными смыслами и понятные только самому субъекту.
Несколько иной подход в описании содержания внутреннего мира человека использует Т.Н. Березина. Она отмечает, что, с одной стороны, внутренний мир субъективен и включает наши мысли, чувства, переживания, дневные грезы, мечты и многое другое, с другой стороны, он социален, так как включает образы других людей, их действия и поступки. По мнению автора, внутренний мир человека существует либо в виде чувственных образов, либо в виде мысли, облеченной в форму внутренней речи, либо в сочетании того и другого. Способ существования — монолог или диалог: с самим собой, с другими, рассказывая другим о событиях, происходящих с ним, сложный диалог — свое «я» представлено глазами другого.
Специальное исследование выявило семь наиболее распространенных состояний нашей психики, которые характеризуют внутреннюю жизнь человека. Среди них были следующие:
- «Саморефлексия» — состоит из размышлений человека о себе, относящихся к настоящему; ее характерными чертами являются монологическое мышление (монолог) и преобладание местоимения «я» во внутренней речи;
- «Размышление о другом» — для него характерен диалог, преобладание местоимения «ты», это состояние характеризуется самопознанием, возможна мысленная самокритика;
- «Необъективизация психических образов» — то есть Другой, Иные представляются в абстрактной форме и существуют как бы в голове, субъект сосредоточен на себе, его достоинства, недостатки отвергаются;
- «Планирование будущего» — состояние, при котором человек осмысливает свои перспективы, планирует будущее, ставит определенные цели, задумывается о проблемах их реализации;
- «фиксация на препятствии» — состояние, характеризующееся фиксацией на препятствиях, трудностях, чувством одиночества («никто никому не нужен»), отрицанием возможности взаимодействия в решении трудной ситуации
- «Чувственное восприятие мира» — состояние, при котором все образы представлены очень ярко, а мысли, напротив, озвучены (мысли как голоса)
- Фантазия» — наиболее творческое состояние, в котором все цели представляются достижимыми, а препятствия считаются несущественными («Нет безвыходной ситуации, из которой нельзя найти выход»), и человек представляет себя сильным и активным, способным достичь любой вершины.
Сознание и самосознание как органы саморазвития человека
Людей давно интересует вопрос, что такое человек, чем он отличается от животных? Если попытаться обобщить выводы ученых в этой области, то можно дать следующее определение, которое приводится во многих учебниках по философии, психологии, педагогике. Человек — живое существо, обладающее сознанием, языком, производством и использованием орудий труда. Как мы видим, сознание стоит на первом месте. Сознание — это главная отличительная черта человека от животного, и это инструмент, который человек использует в процессе самостроительства.
История проблемы сознания как особого психологического органа человека начинается с работ Р. Декарта. Утверждение, что именно человеческое сознание, природа ментальных конструкций человека являются источником внешней формы реальности, — главное в революции, совершенной в философии И. Кантом.
В то же время определение того, что такое сознание, оказалось трудной задачей, гораздо более трудной, чем дать определение человека. Обычно в специализированных лексиконах сознание определяется как высшая ступень психического развития, свойственная только человеку. Однако такое определение не отражает всего многообразия и специфики. Существуют и более сложные, трудно запоминающиеся определения, которые, тем не менее, пытаются подчеркнуть наиболее существенные черты сознания. Вот, например, только один из них, приведенный русским философом и психологом А.Г. Спиркиным. По его словам, «сознание — это высшая функция мозга, свойственная только человеку и связанная с языком. Она заключается в обобщенном, оценочно-целевом отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном конструировании действий и предвидении их результатов, в рациональной регуляции и самоконтроле поведения человека» [Спиркин, 1972, с. 83]. Если попытаться расшифровать это определение и перевести его на более понятный уровень, то следует отметить следующее:
- Во-первых, сознание характеризуется способностью человека отличать себя от окружающей его действительности; многие животные не могут этого сделать, т.е. для человека окружающий его мир начинает выступать как объективная реальность (т.е. независимая от него), что приводит к способности различать но «я — не я»;
- Во-вторых, человек обобщает свое отражение окружающей его действительности и фиксирует это отражение с помощью языка в своих знаниях, которые он может передавать из поколения в поколение
- В-третьих, люди способны предвидеть и планировать свое поведение, ставить и достигать жизненные цели
- В-четвертых, мы пристрастны к миру и выражаем свою пристрастность в эмоциях, чувствах, переживаниях и т.д.
Современные представления о сознании сильно изменились. По мнению Д.А. Леонтьева [1999], в настоящее время сознание не сводится к психике и понимается как регулятор бытия: Оно мыслится, во-первых, как несводимое к сознанию, как «уровень, включающий «механизмы» многих уровней различных «бессознательных»» (А.Н. Леонтьев (A.N. Leontiev); во-вторых, как сознание, которое постоянно трансцендирует себя и не подходит ни под одно определение (M.K. Мамардашвили); в-третьих, как сознание, которое не только направлено вовне, но и выполняет важнейшую функцию (вернее, систему функций) соотнесения, упорядочения, преобразования ценностно-смысловых структур, определяющих бытие человека в мире (Ф.Е. Василюк). Сознание определяется как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах приобретенный субъектом социальный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельность.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет
- Особенности современной информационно-коммуникационной среды и письменно-речевой деятельности — Психофизиологические основы речевой (языковой) среды
- Возможности использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств — Метод гипнотического внушения
- Виды и формы организации преподавания психологических дисциплин — Современные тенденции в развитии образования. Процесс обучения и его связь с преподаванием
- Сферы проявления темперамента
- Привязанность в детско-родительских отношениях как фактор направленности личности на семью и брак
- Моделирование психических процессов — Общее описание эмпирических методов
- Практические аспекты воспитания и обучения одарённых детей
- Взаимосвязь личностных свойств и эмоционального выгорания у пожарных
- Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тнр