Оглавление:
В современной педагогике под подходом подразумевают основные, исходные методологические позиции, положения. В настоящее время выделяют следующие подходы: системный, личностный, индивидуальный, деятельностный, культурологический, антропологический, комплексный, гомоцентрический, социометрический и другие.
Личностный подход (ЛП) — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия. Идея ЛП разрабатывалась отечественными учеными с начала 80-х годов в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса. ЛП предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании ЛП означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических отношений, благодаря которым воспитанники осознают себя как личности и учатся видеть личности в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека, а своеобразие личности обогащает коллектив. В последние годы в рамках личностно ориентированного воспитания как одна из перспективных стратегий разрабатывается ролевой подход. Ролевой подход особенно характерен для концепции Н.М. Таланчука, который развивает системно-ролевую модель формирования личности.
«Личность, по мнению Н.М. Таланчука — это социальная сущность конкретного человека, которая выражается в качестве освоения им системы социальных ролей. От качества такого выполнения зависит синергетизм личности — ее социальная дееспособность».
Индивидуальный подход (ИП) в воспитании означает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и т.д.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность ИП заключается в использовании педагогом различных форм и методов воспитательного влияния с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому воспитаннику. Следует иметь в виду, что любое воспитательное воздействие преломляется через индивидуальные особенности конкретной личности. ИП помогает ребенку осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны.
В основе деятельностного подхода (ДП) лежит следующая закономерность: человек проявляется и развивается в деятельности. При реализации ДП важно не навязывать ученикам своего мнения, не давить авторитетом, а предложить и вовлечь всех учащихся в интересную, увлекательную, посильную деятельность. При организации деятельности учащихся следует учитывать, что она должна быть ориентирована на развитие всех сфер личности.
Культурологический подход реализуется как принцип культуросообразности воспитания. Эффективность воспитания зависит от того, насколько оно интегрировано в контекст культуры нации, страны, мировой цивилизации. Культурологический подход ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. С точки зрения Н.Е. Щурковой, воспитание в аспекте культурологического подхода может рассматриваться как целенаправленное, организованное педагогом восхождение ребенка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе.
Давая краткую характеристику существующих подходов в воспитании, следует отметить антропологический подход, разработанный и обоснованный К. Д. Ушинским. Сущность антропологического подхода заключается в комплексном, целостном использовании данных всех наук о человеке как предмете воспитания.
Сохраняет свое значение сегодня и комплексный подход (КП) в воспитании, охватывающий нравственное, трудовое, эстетическое и физическое развитие личности. КП требует также единства целей, содержания, средств, форм и методов воспитания, установления взаимодействия всех сил, участвующих в процессе воспитания, оптимального соотношения индивидуальных, групповых и массовых форм работы, единства воспитательного воздействия на сознание, чувства и поведение личности, единства воспитания и самовоспитания. КП является непременным условием для формирования целостной личности, обеспечения последовательности, преемственности и непрерывности воспитательного процесса.
Сравнительно-сопоставленный анализ гомоцентрического и социоцентрического подходов к воспитанию
Сегодня социоцентрический подход, рассматривающий образование как процессы социализации и профессионализации индивида, уступил антропоцентрическому подходу, провозгласившему само ценность человека, а образование как его «окультуривание» ради него самого.
Очень многое изменилось в стране за последнее время. Всё больше утверждает себя новый, гомоцентрический подход в образовании. Во главу угла ставится развитие личности – и ученика, и учителя, их плодотворное взаимодействие и сотрудничество.
Стремление к синтезу, обобщению, объединению – тоже примета нашего времени. На страницах этой книги вы познакомитесь с системой казанского профессора Н.М.Таланчука, который дал обоснование общим законам развития природы, общества и человека.
Мировоззрение определяет бытие человека. Нам и сегодня интересны Гераклит, Сенека, Галилей, потому что они обладали огромным духовным богатством, им есть чем поделиться с нами через века, с ними мы забываем о времени, они для нас и сегодня – интересные собеседники.
Познавать можно лишь в сравнении. Если будешь интересоваться лишь собой, ты очень мало узнаешь о себе. И наоборот, постоянно интересуясь другими людьми, всматриваясь, вдумываясь, понимая их, ты однажды поймешь, что познаешь именно себя в разных ликах, ибо бесконечен в своих проявлениях, как любой человек.
Мы пригласили на страницы нашей книги А.Швейцера, Я.Корчака, В.Леви, Н.Сладкова. Все они по-своему говорят о том, что такое духовная жизнь. Мы постарались бережно сохранить их подлинное слово хотя бы в приведенных цитатах с тайной надеждой вызвать у читателя глубокий интерес к этим горячо любимым нами личностям.
Дети – истинные философы и поэты. Очень много в книге детских высказываний, вопросов. Если настоящая детская речь вас не раздражает, вам наверняка понравятся многие из них. Возможно, вы встретитесь на наших страницах с вопросами, которые уже слышали от своих ребят. В этом нет ничего удивительного. Духовная жизнь развивается по собственным законам, общим для всех людей семи – десяти лет, где и когда бы они ни жили.
Мир всегда в движении, в развитии – мир внешний, мир внутренний, мир природы и мир души человеческой. Быть всегда в дороге, всегда в пути – удел учителя, ведь его духовная жизнь определяет не только его собственное бытие, но и бытие всех, кто с ним рядом – в первую очередь учеников – будущего планеты. Это накладывает на учителя особую ответственность.
Очень хотелось убедить учителя, что главное – не знания (их можно приобрести), а состояние души — с чем вы придете к ребятам? Разбудить благодарность жизни в растущем человеке, бесконечную ответственность за все живое, помочь постичь единство и гармонию всего сущего, понять, что можно быть счастливым только тогда, когда ты живешь в соответствии с общечеловеческими законами… Они существуют тысячелетия: в Декалоге, в заповедях Христа. Притчи Христа изложены языком образов. Каждый прочитает в них не только написанное, но и между строк, причем ровно столько, сколько на данный момент есть в его душе.
Языку образов, живому языку общения с ребятами, отведено много страниц в нашей книге, поскольку вслед за Б.Бурсовым мы считаем, что «форма – не пустяк, она – свидетельство зарождающейся активности внутреннего мира».
Принципы системного подхода
- принцип целостности (5 компонентов системы воспитания: индивидуально – групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, отношенческо-коммуникативный, диагностико-результативный). Необходима взаимосвязь и взаимодействие этих компонентов. Следует учитывать, что на развитие личности влияет не только воспитательная система, но и другие социальный и природные системы.
- принцип коммуникативности. Знание системы предполагает знание ее внешних и внутренних связей. Управление системой означает управление связями (академик В.М.Глушков “дирижирование связями есть управление”). И.Блауберг и Э.Юдин выделяют семь групп связей: 1. Связи взаимодействия объектов, их свойств и сторон. 2. Генетические связи. 3. Связи преобразования. 4. Структурные связи. 5. Связи функционирования. 6. Связи развития. 7. Связи управления. Педагог Г.П. Лузина указывала на следующие взаимосвязи: а) взаимосвязь педагогов, воспитанников и родителей, б) взаимосвязь всех компонентов воспитательного процесса (целевого, содержательного, организационно – деятельностного, оценочно-результативного), в) взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, г) взаимосвязь воспитательного заведения и окружающей среды, д) взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего воспитательного учреждения.
- принцип структурности. Благодаря устойчивости структуры обеспечивается целостность системы, от структуры зависит эффективность системы
- принцип управляемости и целенаправленности. Целевые ориентиры должны быть должны быть направлены на развитие личности, сопряжены с интересами и ценностями государства и общества, соответствовать особенностям воспитательного учреждения, условиям его жизнедеятельности, должны быть трудными, но достижимыми, должны быть конкретными с временной и ресурсовой определенностью, гибкими и диагностичными. Признается приоритет самодеятельных и самоуправленческих начал.
- принцип развития. Выделяют четыре этапа в развитии любой системы: возникновение, становление, период зрелости и период преобразования. Необходимо правильно определить зону ближайшего развития ребенка, детского коллектива, всего воспитательного учреждения.
В рамках системного подхода уместно выделить 3 страта (слоя) взаимодействия с личностью ребенка:
- воспитательная система всего воспитательного учреждения
- воспитательное пространство детского коллектива
- обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка
Парадигмы воспитания
Парадигма социального воспитания – ориентируется на приоритет социума в воспитании человека, ее сторонники предлагаю кооректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социкультурного окружения воспитанников (Ж.Капель, Л.Кро, Ж.Фурастье, П.Бурдье).
Биопсихологическая парадигма – признают важность взаимодействия человека с социальным миром, одновременно признают независимость индивида от влияний последнего (К.Роджерс, А.Медичи, Р.Галь).
Парадигма диалектической взаимосвязи социального и биологического (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).
Типы воспитания
- первый тип воспитания в первобытном обществе – высокая эффективность, соответствие цели, средств, результатов воспитания. Воспитывала сама жизнью. Воспитание было сопряжено с борьбой за выживание.
- второй тип воспитания детерминирован общественным разделением труда
+ дальневосточный тип воспитания – Китай, Карея, Япония. Почтительное отношение к старшим, стремление к достойному образу жизни, ориентация на бесконечное самосовершенствование, стремление к добродетели, высок престиж образованности, культ образования. Воспитание носит семейно- сословный характер.
+ южноазиатский тип воспитания – Индия. Общинный уклад жизни и кастовая организация общества. Воспитание на основе трех обязательств — перед богом, перед мудрецами, перед предками. Суровое воспитание и самовоспитание помогает человеку преодолеть его природу и слиться с божественным абсолютом, то есть достичь нирваны. Воспитание не является всесильным, многое зависит от природы, сословной принадлежности (брашманы – интеллект, кшатрии – сила и мужество, вайшьи – трудолюбие итерпение, шудры – покорность)
+ ближневосточный тип воспитания – ислам. Человек – слуга аллаха. Воспитание должно культивировать добродетели – единство слова и дела, послушание, исполнение религиозных обязанностей и общепринятых норм поведения. Ограничение индивидуальной свободы и независимости мышления, самостоятельности в различных жизненных сферах.
+ западная цивилизация — зародилась в эпоху античности. Спарта — общественное и военно-физическое воспитание. Афины – всестороннее и гармоничное развитие личности. Рим – гражданский и политический характер воспитания, риторическое образование. Византия — самопознание и самосовершенствование, светское и книжное образование. Сегодня: ценностно-рациональный характер обучения и воспитания, ориентация на развитие воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческих начал, гармоничные отношения с социумом.
Виды воспитания по институцианальному признаку:
- семейное воспитание
- школьное воспитание
- внешкольное воспитание
- конфессиональное воспитание
- воспитание по месту жительства
Виды воспитания по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками:
- авторитарное воспитание – основано на признании единой истины, транслятором которой является взрослый, на принуждении, единоначалии. Основные методы воспитания – приказы, требование, упражнение, строгий контроль, инициатива не поощряется или поощряется редко. Постоянно усиливается роль процедур и правил. Присутствует гиперопека. Позиция взрослого – позиция отца, позиция командующего.
- демократический стиль – полномочия распределяются между педагогом и воспитанниками. Воспитанник имеет возможность высказывать свое мнение, делать самостоятельный выбор. Основные методы воспитания – просьба, совет, рекомендации, контроль и саомконтроль. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Позиция взрослого – равный среди равных, первый среди равных.
- либеральный стиль — позиция невмешательства, отсутствие активного участия педагога в управлении процессами обучения и воспитания. Педагог является промежуточным звеном между администрацией и детьми, ожидает указаний сверху. Основные методы воспитания – уговоры. Низкая требовательность и слабая ответственность педагога за результаты воспитания.
- попустительский стиль – равнодушие педагога или гипертрофированная любовь к ребенку (полная свобода действий). Воспитанникам дается полная свобода действий, без каких – либо ограничений.
На практике ни один из приведенных стилей не может проявляться в чистом виде. Чаще имеют место смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический. Педагог может использовать различные стили руководства в зависимости от ситуации. Однако у каждого педагога в процессе многолетней практики формируется свой индивидуальный стиль отношений с воспитанниками.
Модели воспитания
- Идеализм — предполагается создание такой среды, которая способствовала бы расцвету заложенных в душе вечных идей, что определяет развитие совершенной личности. Роль воспитания — помощь воспитаннику в открытии высшего мира идей. Воспитание обеспечивает восхождение человека от природного к духовному. Необходим высокий интеллектуально-содержательный уровень взаимодействия педагога и воспитанника. Мастерство педагога в раскрытии потенциала человеческой души. Песталоцци – осознание воспитанником себя как самоценности, Фребель — развитие ребенка есть одухотворение физического существования, Гербарт — .цель воспитания рассматривал как гармонию воли и этичесикх явлений.
- Реализм – подразумевает передачу воспитуемому бесспорных знаний и опыта в препарированном виде, всего того, что необходимо в жизни, при этом недостаточное внимание уделяется развитию эмоционально-образной сферы личности. Имеет место рационалистический подход к воспитанию, не признается иррациональность поведения человека.
- Прагматизм – цель воспитания – научить решать реальные жизненные проблемы, способствовать накоплению жизненно необходимого опыта. Процесс воспитания должен приучить воспитанника активному поику путей улучшения своего благосостояния. Крайнее выражение философии прагматизма проявляется в воспитании жестких прогматиков и индивидуалистов.
- Антропоцентризм – человек понимается как открытая система, которая изменяется соразмерно изменениям мира. Нет предела развитию возможностей человека. Воспитание должно способствовать самосовершенствованию личности. Педагог оказывает помощь воспитаннику в его саморазвитии и обретении индивидуальности, творческих проявлениях.
- Социоцентризм – воспитание ориентировано на выполнение социального заказа. Во главу угла ставятся социальные ценности (ценности семьи, религиозные ценности, национальные ценности, общественные ценности), а все остальные ценности признаются ложными. Примерами могут быть коммунистическая система воспитания (гегемон – класс трудящихся, цель воспитания – воспитание труженика), националистическая система воспитания (нация – высшая ценность, цель воспитания – воспитание достойного представителя нации, готового служить ее интересам).
- Гуманизм — учет личностных особенностей, помощь становлению и совершенствованию личности. Создание комфортных условий для воспитанников, воспитание в атмосфере доверия, уважения и любви.
- Свободное воспитание – создание условий свободного выбора способов и средств удовлетворения личностных потребностей, а также выбора жизненных ценностей. Цель воспитания — научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь. Человеческую сущность представляет совершаемый им выбор. Воспитатель должен помочь воспитуемому понять себя, свои потребности и научиться в различных ситуациях согласовывать их с потребностями других людей.
- Технократическая модель – процесс воспитания строго направлен, управляем, контролируем, технологично организован. В основу воспитания положен алгоритм “стимул – реакция — подкрепление”. При таком подходе возможна манипуляция человеком, происходит воспитание человека – функционера.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Задачи воспитания
- Особенности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
- Ключевые особенности ФГОС
- Система оценки образовательных результатов
- Воспитание детей в педагогическом процессе доо
- Организация деятельности ДОУ по повышению педагогической культуры родителей
- Системы школьного образования в Европе
- Наблюдение как метод педагогического исследования
- Анализ в педагогике
- Методика обучения и воспитания младших школьников