Для связи в whatsapp +905441085890

История развития организационной психологии — Периодизация истории психологии

Предметом истории психологии является изучение формирования представлений о психологической реальности на разных этапах развития научного знания. История психологии имеет свой собственный объект изучения, отличный от предмета психологии. История науки — это особая область знаний. Его объект существенно отличается от объекта той науки, развитие которой он изучает.

Следует помнить, что мы можем говорить об истории науки в двух смыслах. История — это процесс, который реально происходит во времени и пространстве. Она идет своим путем, не зависящим от взглядов каждого отдельного человека. То же самое можно сказать и о развитии науки. Являясь неотъемлемой частью культуры, она возникает и изменяется независимо от того, каких взглядов на ее развитие придерживаются разные исследователи в разное время и в разных странах.

Что касается психологии, то идеи о душе, сознании и поведении рождались и сменяли друг друга на протяжении веков. Чтобы создать истинную картину этого изменения, понять, от чего оно зависело, и предназначена для этого история психологии.

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы были открыты (иногда в мучительных поисках истины) человеческим разумом.

Если объектом психологии является одна реальность, а именно реальность ощущений и восприятий, памяти и воли, чувств и характера, то объектом истории психологии является другая реальность, а именно деятельность людей, занимающихся познанием психического мира. Эта деятельность происходит в системе трех основных координат: когнитивной, социальной и личностной. Поэтому можно сказать, что научная деятельность как целостная система является трехмерной (душа, сознание, поведение). Психология как наука о душе объясняла ее как причину всего, то есть душа определялась как объяснительный принцип. Сознание как объект в истории психологии выполняло двойную функцию: оно было и объектом изучения, и объяснительным принципом. С появлением новой области исследования — поведения — субъективизм психологии сознания был преодолен, но это привело к исчезновению самого объекта исследования — психики и сознания. На современном этапе развития науки существует тесная связь между сознанием и поведением, или деятельностью.

Основными задачами предмета истории психологии являются:

  1. проанализировать возникновение и развитие научных знаний о психике с точки зрения научного, а не светского или религиозного подхода к изучению эволюции представлений о человеческой психике.
  2. анализировать и понимать междисциплинарные связи между историей психологии и другими науками, чтобы продемонстрировать отношения, от которых зависят достижения психологии.
  3. прояснить зависимость создания и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на научное творчество.
  4. роль личности в изучении своего индивидуального пути в становлении самой науки.
История развития организационной психологии - Периодизация истории психологии

Периодизация истории психологии

Донаучный период заканчивается приблизительно в VII-VI веке до н.э., до начала объективного, научного исследования психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, сказках и первых религиозных представлениях, которые связывали душу с определенными живыми существами (тотемами).

Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI веков до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, поэтому и получила условное название философского периода. Его продолжительность также определяется несколько условно — до появления первой психологической школы (ассоциативизма) и определения собственно психологической терминологии, которая отличается от той, что используется в философии или естествознании.

Из-за условности периодизации психологии, которая является само собой разумеющейся практически в каждом историческом исследовании, возникают некоторые неясности в определении временных границ различных фаз. Иногда возникновение самостоятельной психологической науки связывают со школой В.А. Вернера. Школа Вундта, то есть с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная гораздо раньше, признавая независимость своего предмета и уникальность своего положения в системе наук — как наука одновременно гуманитарная и естественная, изучающая внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое независимое положение психологии было зафиксировано и с ее появлением в качестве предмета изучения в университетах в конце 18 — начале 19 веков. Поэтому правильнее было бы говорить о появлении психологии как самостоятельной науки с этого периода; мы говорим о возникновении экспериментальной психологии в середине 19 века.

Но в любом случае следует признать, что период существования психологии как самостоятельной науки гораздо короче, чем период ее развития в русле философии. Конечно, этот период не является однородным, и за более чем 20 веков психологическая наука претерпела значительные изменения.

Изменились также предмет психологии, содержание психологических исследований и отношение психологии к другим наукам.

Объектом психологии издавна является душа (см. таблицу 1), однако в разное время этому понятию придавалось различное содержание. В эпоху античности душа воспринималась как первооснова тела, по аналогии с концепцией «ковчега» — первоосновы мира, основного строительного блока, из которого состоит все вещество. Основной функцией души считалась активация тела, поскольку тело, по мнению ранних психологов, представляет собой инертную массу, приводимую в движение душой. Душа не только дает энергию для деятельности, но и направляет ее, т.е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно функции души дополнились познанием, а изучение деятельности обогатилось исследованием этапов познания, которое вскоре стало одной из важнейших проблем психологической науки.

В Средние века душа была в первую очередь предметом теологии (см. таблицу 1), что существенно ограничивало возможности ее научного признания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в поле исследования в то время входило изучение телесной активности и особенностей познания, прежде всего, сенсорного восприятия мира. Регулятивная функция, волевое поведение и рассуждение считались прерогативой божественной воли, которая была боговдохновенной, а не материальной души. Недаром в концепциях деизма и томизма (Авиценна, Ф. Аквинский, Ф. Бэкон и другие ученые) эти стороны жизни души не были предметом научного исследования.

Закономерности историко-психологического процесса

Общей и фундаментальной закономерностью в развитии психологической науки является столкновение идей, особенно между материалистическим и идеалистическим пониманием психики.

Материалистический подход направлен на причинное объяснение психики. В рамках этого подхода идеи об обусловленности психологических явлений материальными процессами мозга возникли уже в античности и получили дальнейшее развитие во все последующие времена. Развитие материалистических идей тесно связано с успехами естественных наук. Своей высшей формы они достигают в психологии, которая основана на философии диалектического и исторического материализма.

В различных формах идеализма психика и сознание отделялись от процессов материального мира, изолировались от него, превращались в особую — духовную — субстанцию, которая противопоставлялась материальному миру и практике как по своему происхождению, так и по своим свойствам и методам познания. В идеализме психика предстает как особая духовная деятельность, оторванная от всех материальных отношений и рассматриваемая абстрактно, «…поскольку идеализм, по общему признанию, не знает реальной, чувственной деятельности как таковой».

Деление психологии на материалистическую и идеалистическую проходит через всю историю развития психологии вплоть до настоящего времени. При этом каждое из направлений вносит свой вклад в познание психики. Так, идеалистические концепции привлекают внимание к проблеме качественного своеобразия психики в отличие от материальных процессов и продвигают идею активной деятельности разума. Внимание к этим аспектам психической реальности является прогрессирующим фактом. Поэтому изучение идеалистических психологических концепций, хотя они и не раскрывают реальных путей познания выявленных закономерностей, является неотъемлемой частью курса истории психологии. Важной закономерностью в развитии психологической науки является ее направленность на разработку единой теории. Эта тенденция особенно ярко проявилась в период открытого кризиса в психологии в начале 20 века, когда «психология поняла, что найти общий объяснительный принцип — это вопрос жизни и смерти…». В это время появились новые направления (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и т.д.), которые претендовали именно на такую теорию.

Анализируя их судьбу, Выготский вскрыл закономерную генеральную линию в их развитии — от частных открытий в конкретной сфере, через появление общих принципов и их распространение на всю психологию, к превращению в философскую систему и даже мировоззрение, — показав, что ни один из этих принципов не отвечает статусу отдельной теории в психологии. Однако объективная необходимость в нем остается важной движущей силой исторического процесса.

Будет предпринята попытка применить к истории психологии концепцию развития науки Т. Куна и использовать другие достижения философии науки.

История психологии также должна учитывать конкретную ситуацию в науке в изучаемый период. Факт переплетения психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории. Влияние математики, физики, астрономии, лингвистики, физиологии, биологии, этнографии, логики и других наук на психологию многообразно. Во-первых, в рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях (например, изучение проблемы соотношения языка и мышления в работах лингвистов А.Потебни, В.Гумбольдта и т.д., изучение времени реакции астрономами и т.д.).

Во-вторых, методы этих наук были использованы в психологии; в частности, эксперимент В. Вундта был заимствован из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии. В-третьих, было применение научной методологии. Так, развитие механики в XVII и XVIII веках привело к появлению механистической модели поведения животных (и в некоторой степени человека) Р. Декарта. Декарта, механистическая концепция ассоциаций Д. Гартли и «ментальная физика» Дж. Милля. Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и по сей день.

Принципы исторического и психологического анализа

Наиболее важным из них является принцип историзма. Она требует «не забывать основной исторический контекст, смотреть на любой вопрос с точки зрения того, как известное явление возникло в истории, каковы были основные этапы в ее развитии этого явления, и с точки зрения этого развития смотреть на то, чем эта вещь стала сейчас».

В исторических исследованиях этот принцип становится основополагающим. Это требует от историка взглянуть на тот или иной отрезок прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, определяемых общей научной ситуацией и рассматриваемых в сопоставлении с предшествующим знанием. Это позволяет показать уникальность и единичность изучаемого явления. При этом необходимо брать «не отдельные факты, а всю совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, без единого исключения, потому что иначе неизбежно возникнет подозрение, и вполне обоснованное подозрение, что факты подобраны или выбраны произвольно, что вместо объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в целом представлена субъективная сшивка». В истории не должно быть белых пятен, не должно быть забвения определенных исторических событий или личностей.

Оценка прошлого также осуществляется в соответствии с принципом историзма. В то же время неизбежная ограниченность каждого этапа в развитии знания должна быть выявлена в сравнении с его более поздними этапами. Именно так оценивали своих предшественников выдающиеся представители науки (см., например, оценку И.П. Павловым теории темперамента Гиппократа, концепции рефлекса Р. Декарта и т.д.). Презентизм и антикваризм — это нарушения принципа историзма в понимании прошлого. Презентизм ограничивает исторические исследования тем, что имеет отношение к современному состоянию развития науки, и вместо того, чтобы изучать исторический процесс развития науки во всей его полноте, он фокусируется на выделении только тех фрагментов его содержания, которые наиболее соответствуют современным взглядам. Презентизм ведет к модернизации исторического процесса и противоречит принципу историзма.

Ему также противоречит антикварианизм — подход, рассматривающий прошлую историю как нечто застывшее, окаменевшее, не имеющее отношения к задачам настоящего. Такая «чистая история» вырождается в простую регистрацию событий в их хронологической последовательности и не соответствует практике современных научных исследований.

Отклонением от принципа историзма является односторонность и схематизм в представлении событий прошлой истории. В то же время требование целостности и конкретности, предъявляемое к исторической мысли, не только не исключает, но обязательно включает выявление общих закономерностей в изучаемом явлении. Это требование достигается путем опоры на принцип единства логического и исторического, согласно которому историк должен не только описать конкретный этап исторически развивающегося знания, но и представить его теоретически и тем самым распознать в нем нечто постоянное. Например, исторически ограниченный эмпирический материал конкретных знаний о психике в античности выявляет скрытые в нем основные проблемы психологии (почти все). С другой стороны, следование принципу единства логики и истории предостерегает от абсолютизации исторически ограниченных истин и позволяет оценить их реальную значимость.

Ключевая роль в формировании научной картины духовной жизни принадлежит принципу детерминизма. Принцип детерминизма требует от историка способности показать способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами (все имеет причины и следствия). Принципы историко-психологического исследования. вместе с конкретными методами составляют основу научного анализа исторического пути развития «психологии».

Методы истории психологии

Методы, используемые в историко-психологических исследованиях, конечно же, отличаются от методов, используемых в общей психологии. Практически ни один из основных методов психологической науки — ни наблюдение, ни тест, ни эксперимент — не может быть использован в истории психологии. Сфера применения этих методов ограничивается лишь узким кругом современных (историку психологии) ученых и современным состоянием актуальных на тот момент проблем, в то время как возраст психологической науки измеряется веками.

Поэтому ученые, изучающие историю психологии, разрабатывают собственные методы исследования или заимствуют их из смежных дисциплин — естественных наук, истории, социологии. Эти методы подходят для задачи проследить не только историю развития отдельного психологического направления, но и поместить его в общий контекст психологической науки, исторической ситуации и культуры. Так, в истории психологии используется историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в течение определенного исторического периода, и историко-функциональный метод, согласно которому анализируется последовательность указанных идей. Большое значение имеют биографический метод, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого, а также метод систематизации психологических высказываний.

В последние десятилетия все чаще используются методы категориального анализа, введенные известным историком науки М. Блоком. В нашей стране этот подход был разработан в рамках исторической психологии науки М.Г. Ярошевским. Она предполагает рассмотрение социально-исторических условий, определивших возникновение и развитие той или иной научной школы, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, состязательного круга, социальной перцепции и других детерминант, определивших возникновение значимых для психологии идей.

Источниками для истории психологии являются прежде всего труды ученых, архивные материалы, воспоминания об их жизни и деятельности, а также анализ исторического и социологического материала и даже художественная литература, которая помогает реконструировать дух того или иного времени.

Группа 1: Методы планирования итор-психологических исследований — организационные методы:

  1. структурно-аналитический метод.
  2. сравнительный метод
  3. генетический метод

Группа 2: Методы сбора и интерпретации фактического материала:

  1. категориальный и концептуальный анализ
  2. анализ продуктов деятельности

3-я группа:

  1. методы исторической реконструкции
  2. анализ проблемы

Группа 4:

  1. метод библиографического анализа
  2. тематический анализ.

Отдельно:

  1. метод анализа источников
  2. биографический метод
  3. метод интервью
  4. материалистическое учение о душе в античной психологии

Возникновение психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI веков до н.э. было связано с необходимостью формирования объективной науки о душе человека, которая бы рассматривала душу не на основе сказок, мифов и легенд, а с использованием появившихся к тому времени объективных знаний (математических, медицинских и философских). Первые представления о душе, основанные на мифах и ранних религиозных верованиях, подчеркивали некоторые функции души, особенно энергетическую, побуждающую тело к деятельности. Эти идеи легли в основу исследований первых психологов. Уже самые ранние работы показывали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует индивидуальную деятельность и является главным инструментом познания мира. Эти суждения о свойствах души стали ведущими в последующие годы. Итак, самым важным для психологии в античности было изучение того, как душа наделяет тело активностью, как она регулирует поведение человека и как он познает мир. Анализ законов природы привел мыслителей того времени к мысли о том, что душа материальна, то есть состоит из тех же частиц, что и окружающий мир.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Уровень значимости статистического критерия
  2. Психодинамика и психоанализ депрессий
  3. Характер. Акцентуация характера
  4. Ощущение как познавательный психический процесс
  5. Психология интуиции: как правильно оказаться «в нужное время в нужном месте»
  6. Диагностика творческого мышления
  7. Психология творчества
  8. Эстетические потребности в психологии
  9. Самосознание и его функции
  10. Педагогические течения: авторитарное воспитание, гуманистическая педагогика